Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистические особенности сетевого текста на примере интернет-издания (Алтайский Государственный Университет)

Работа №45366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
655
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа .
Объектом исследования является интернет-издание «Lenta.ru».
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
1. Теоретические подходы к функционально-стилистическим и лингвоформатным особенностям сетевого текста 6
1.1 Понятие «сетевой текст». Различные подходы к пониманию данного термина 6
1.2 Функционально-стилистические и лингвоформатные особенности современного сетевого текста 16
1.3. Методика лингвоформатного анализа сетевого текста интернет-изданий 26
2. Анализ лингвоформатных особенностей современного сетевого текста на примере интернет-издания «Lenta.ru» 33
2.1. Лингвоформатные особенности новостных текстов интернет-издания «Lenta.ru» 34
2.2. Лингвоформатные особенности авторских статей интернет-издания «Lenta.ru» 61
Заключение 81
Список литературы 84



Сейчас наблюдается новый этап объединения мира через коммуникационные технологии, главным образом – всемирную сеть интернет. Россия в XXI веке является полноправным участником интернет-пространства, поэтому важно исследование процессов его развития. Журналисты способствуют доступности информации для широких слоев населения. Интернет-журналистика преодолевает географические границы.
История отечественной журналистики насчитывает более ста лет. Постепенно сложилась особая система языковых средств российской журналистики. В настоящее время информационное общество и, в частности, динамичный процесс развития информационных технологий, обусловливает необходимость соблюдения своих правил, существенно изменяя журналистский текст, что в наибольшей степени относится к новой площадке СМИ – сети Интернет. Динамические процессы в языке оказывают значительное влияние на теоретическое изучение массовой коммуникации, СМИ и журналистики. Следует признать тот факт, что наименее исследованным сегодня выступает именно сетевой текст, который является особым продуктом, образованным на фундаменте традиций печатной прессы и впитавшем характерные свойства интернета.
Актуальность настоящей работы обусловливается тем, что, невзирая на динамичный процесс развития интернет-коммуникаций, стилистическая специфика рассматриваемого вида коммуникации и его результата – сетевого текста – до сегодняшнего дня фундаментально не исследовались и по этой причине, в данном направлении, необходимо провести систематизацию и комплексный анализ.
Цель исследования – выявить лингвоформатные особенности современного российского сетевого текста на примере интернет-издания «Lenta.ru».
Для успешного достижения вышеуказанной цели были разработаны следующие основные задачи:
1. Описать современные теоретические подходы к определению понятия «сетевой текст».
2. Описать функционально-стилистические и лингвоформатные особенности современного сетевого текста.
3. Проанализировать лингвоформатные особенности новостных текстов интернет-издания «Lenta.ru».
4. Проанализировать лингвоформатные особенности авторских текстов интернет-издания «Lenta.ru».
Объект исследования – современный российский сетевой текст.
Предмет исследования – лингвоформатные особенности современного российского сетевого текста на примере интернет-издания «Lenta.ru».
В настоящее время интернет-СМИ являются объектом изучения многих исследователей. Изучение аспектов сетевого текста как особого продукта творческой деятельности в веб-журналистике опирается на научные исследования по целому ряду направлений. Интернет-журналистика как новое направление развития СМИ, привлекает внимание учёных разных областей знаний. Ее место в системе масс-медиа рассматривалось в работах Я. Н. Засурского, А. А. Калмыкова, Г. М. Маклюэна, С. Г. Машковой, И. Д. Фомичёвой. Теоретические проблемы мультимедийности освещали в своих трудах Р. Бернетт, Е. Л. Вартановой, К. Джордан, А. В. Крапивенко, А. Шлыкова, и др. Отдельные аспекты сетевого текста освящены в исследованиях М. М. Лукиной, М. С. Мыгаль, О. И. Карпенко, А. В. Гусляковой, А. А. Калмыкова, Л. П. Шестёркиной, Л. К. Лободенко и т.д.
Изучение трудов вышеназванных специалистов дало возможность сопоставить теоретические идеи с результатами эмпирического исследования, учесть различные точки зрения, способствующие решению такой многоаспектной проблемы, как стилистические особенности сетевого текста.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем предпринята попытка комплексного изучения лингвоформатных особенностей современного российского сетевого текста.
Материалом исследования послужили новостные тексты без указания автора и авторские тексты интернет-издания «Lenta.ru». Всего было проанализировано 60 текстов, опубликованных в 2017-2018 гг.
В ходе исследования были применены следующие методы: системно-типологический и дискурсивный анализ интернет-коммуникации, мониторинг интернет-СМИ, количественный метод, наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы традиционна: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Изучение интернет-коммуникации в отечественной науке начинает активно развиваться только сейчас. Осмысление нового типа дискурса, интернет-дискурса, с позиций стилистики и выявление в нем наиболее значимых характеристик - часть формирования и развития отдельного научного направления современной стилистики — интернет-стилистики. Изучение жанровых и стилистических параметров сетевых текстов имеет важное значение не только для исследований в области интернет-стилистики, но и для понимания нового типа интернет-коммуникации, который сегодня вытесняет традиционную коммуникацию и оказывает воздействие на современную культуру в целом.
Анализ современных классификаций особенностей сетевого текста, можно выделить следующие свойства интернет-коммуникации как специфические:
1. виртуальный характер коммуникации - передача оцифрованной информации по электронным каналам,
2. гипертекстуальный характер коммуникации - соединение текстов различных жанров в единый информационный массив, переходы внутри которого осуществляются с помощью внутренних ссылок,
3. креолизованность: наполнение продукта коммуникации, сетевого текста, изобразительными элементами,
4. интерактивный характер обмена информацией,
5. нацеленность на общение в форме диалога или полилога.
Для проверки этих положений на практике нами был проведен анализ материалов интернет-издания «Lenta.ru». Это издание было де-факто первым в своем роде, на протяжении нескольких лет занимало первое место в рейтингах интернет-Сми, поэтому именно оно было выбрано для проведения исследования.
Отдельно нами рассматривались собственно новостные тексты (заметки) и авторские статьи.
Для новостных медиатекстов интернет-издания «Lenta.ru» характерны следующие лингвоформатные особенности:
1. Преобладание новостных материалов в форме заметки.
2. Использование в тесте заметок жаргонных и экспрессивных слов и выражений.
3. Соответствие большинства заголовков структуре повествовательных предложений с глаголом-сказуемым, однако довольно часто встречаются исключения.
4. Повторение заголовка в инициальном предложении.
5. Использование фото- и видеоматериалов.
6. Использование гиперссылок для связи материалов по одной теме или одному инфоповоду.
7. Формирование новостных цепей из текстов, связанных общим инфоповодом.
Анализ текстов авторских статей интернет-издания «Lenta.ru» показал, что для таких материалов характерно:
1. Выраженная персонификация текстов, то есть свобода авторов при выборе языковых средств и тем.
2. Выражение авторской позиции как имплицитно, так и явно, в том числе при формировании ссылки на материал.
3. Диалогичность текстов: использование приемов парономазии, трансформации фразеологизмов, использование аллюзий.
4. Смешение языковых стилей: использование жаргонизмов, просторечий — показатель демократизации языка сетевых СМИ.
5. Возможности для манипуляций: намеренные и ненамеренные логические и лексические ошибки.
6. Выраженная интертекстуальность: привлечение экспертного мнения, использование аллюзий и т.д.
Таким образом, можно заключить, что современный российский сетевой текст обладает рядом особенных лингвоформатных характеристик, которые отличают его от традиционного журналистского текста.



1. Акопов, А. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации/ А. Акопов // Научно-культурологический журнал. - 2004. - №7(97). - С. 52-59.
2. Амзин, А. В. Новостная интернет-журналистика/ А. В Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 144с.
3. Анисимова, E. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. - М., 2003. - 128 с.
4. Баженова, Е. Ю. Гибридность интернет-газеты как лингвистический параметр/ Е.Ю. Баженова // Интерактивная наука. - 2016. - №6. - С.79-81.
5. Барнева, Е.В., Петрова О.А., Шишкин Н.Э. Журналистское мастерство/ Е. В. Барнева, О. А. Петрова, Н.Э. Шишкин. - Тюмень, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.utmn.ru/library.php?book=1371 – Загл. с экрана.
6. Бейненсон, В. А. «Маркеры субъективности» в информационных текстах региональной сетевой журналистики»/ В. А. Бейненсон // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 663-666.
7. Бейненсон, В. А. Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы «новых медиа»/ В. А. Бейненсон // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 640-642.
8. Беляев, А. Специфика дизайна навигации интернет-версий периодических изданий (на примере российских веб-сайтов)/ А. Беляев// Медиаальманах. - 2009. - № 3. - С. 36−40.
9. Вирен, Г. Интернет и традиционные печатные СМИ России: проблемы сосуществования и взаимовлияния/ Г. Вирен// Медиаальманах. - 2011. - № 1. - С. 50−56.
10. Ворошилов, В.В. Журналистика. СПб, 2000. Учебник. 2-е издании/ В. В. Ворошилов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 360с.
11. Денико, Р. В. Сравнительный анализ сетевой терминологии в русском языке/Р. В. Денико // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1596-1599.
12. Дускаева, Л.Р. Речевая структура новостных текстов сетевых изданий/ Л. Р. Дускаева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2014. - №1 (25). - С.179-183.
13. Жуков, А. С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и Интернет-СМИ/ А. С. Жуков// Молодой ученый. - 2013.- №4. - С.669-671.
14. Зубков, И. Г. Позиция интерактивного контента в медиапространстве. Сетевой текст/ И. Г. Зубков // СИСП. - 2013. - №10 (30). - С.22-24.
15. Иванов, Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста/ Л. Ю. Иванов. - М., 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.faq-www.ru/lingv.htm – Загл. с экрана.
16. Игнатов, М. А. Дискурс информационно-сетевой культуры/ М. А. Игнатов // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - №2 (6). - С.70-79.
17. Калмыков, А., Коханова, Л. Интернет-журналистика/ А. Калмыков, Л. Каханова. - М.: Юнити-Дата,2005. - с. 384.
18. Карпова, Т. Б. Сетевые СМИ как тип дискурса современной России/ Т.Б. Карпова // МИРС. - 2010. - №2. - С.34-38.
19. Касумова, М.Ю. Компьютерный дискурс как новый вид коммуникации/ М. Ю. Касумова// Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2009. - №3. - С. 62-66.
20. Кирия, И. В. Мультимедиа и новые принципы новостей. // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. – 200 c.
21. Клушина, Н. И. Интернет-стилистика в России. Постановка проблемы/ Н. И. Клушина//Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года): сб.ст. / СПб.: МАПРЯЛ, 2015. — С.31-34.
22. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика/ А. В. Колесниченко. - М.: Издательство московского университета, 2008. – 192с.
23. Костенко, Е. В. Лингвостилистические особенности текстов сетевых СМИ/ Е. В. Костенко// Вестник марийского государственного университета. - 2013. - №12. - С. 65-67.
24. Коханова, Л. А.Трансформация текста в СМИ: устно-письменный формат (из практики учебно-исследовательских проектов)/ Л. А. Коханова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2016. - №1. - С.22-27.
25. Кузнецова, Н. А. Сетевой текст как показатель трансформированного сознания/ Н. А. Кузнецова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2009. - №1 (3). - С.102-106.
26. Кузьмина, Н. А., Клушина Н. И., Шкайдерова Т. В. Современный медиатекст/ Н. А. Кузьмина, Н. И. Клушина, Т. В. Шкайдерова. - Омск: Полиграфический центр «Татьяна», 2011. - 413с.
27. Куранов, А. О. Предпосылки появления сетевой словесности/ А. О. Куранов // Вестник УлГТУ. - 2007. - №2 (38). - С.17-19.
28. Лазуткина, Е.В. Интернет-СМИ Рунета: определение, типология и перспективы развития/ Е.В. Лазуткина//Гуманитарные исследования. - 2008. - №4. - С.67-75.
29. Лащук, О. Р. Вторичное редактирование новостного интернет-текста (на примере материалов агентства Lenta.ru)/ О. Р. Лащук // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в стилистическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: сб. ст./М., 2012. – 215 с.
30. Лащук, О. Р. Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование/ О. Р. Лащук - М.: МедиаМир, 2013. - 264 с.
31. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: дис. ... канд. филол. Наук/ О. В. Лутовинова, Волгоградский гос. ун-т - Волгоград, 2009. - 511 с.
32. Лыкина, Е. А. Сетевой новостной текст как продукт Интернет-СМИ/ Е. А. Лыкина//Современная наука: Актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - №7. - С. 117-119.
33. Малышев, Е. О предпосылках развития интернет-СМИ в России/ Е. Малышев// Медиаальманах - 2003. - № 1. - С. 113–126.
34. Малышев, Е. Что считать интернет-СМИ/ Е. Малышев//Медиаальманах.- 2003. - № 3.- С. 120–126.
35. Машкова, С. Г. Факторы эффективности Интернет-СМИ/ С. Г. Машкова //Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2006. - №4(2). - С. 1270-1275.
36. Саидова, З. Э. Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе/ З. Э. Саидова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1490-1493.
37. Самарцев, О. Р. Цифровая реальность. Журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы/ О. Р. Самарцев. - М.: Издательские решения, 2017. - 120с.
38. Сафина, А. Р. Особенности языка российских Интернет-СМИ. Феномен гипертекста/ А. Р. Сафина //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012 - No 2(6) – С. 56-59.
39. Сметанина, С. И. Медиа-текст в системе культуры (Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ в.): Научное издание / С.И. Сметанина.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.- 383 с.
40. Соловьева, Н. В., Медведева Е. А. Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат»/ Н. В. Соловьева, Е. А. Медведева // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №32 (286). - С.107-111
41. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990.
42. Сорокина, Е., Федотченко, Ю., Чабаненко, К. В социальных сетях. Twitter – 140 символов самовыражения/ Е. Сорокина, Ю. Федотченко, К. Чеботаренко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kodges.ru/static/read_81788_1_13.html – Загл. с экрана.
43. Тарасова, А. Н. Жанровое разнообразие сетевых текстов/ А. Н. Тарасова // Вестник Башкирск. ун-та. - 2014. - №4. - С.1379-1382.
44. Тертычный, А.А. Особенности жанрообразования в Интернет-СМИ/ А. А. Тертичный //Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013.- №6. - С. 172-179.
45. Тимченко, Г.В. Дорогая редакция/ Г. В. Тимченко – М.: АСТ, 2014. – 336 с.
46. Титок, Е. СМИ в Интернете/ Е. Титок//. Медиаальманах. - 2012. -№ 5. - С. 66−69.
47. Третьякова, Е. А., Антропова В.В. К вопросу о классификации жанров оперативно-новостных текстов в интернет-СМИ/ Е. А. Третьякова, В. В. Антропова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - №4 (26). - С.245-249
48. Федорова, О. Н. Электронный язык в аспекте жанрово-сетевой организации текстов (на материале британской новостной интернетики)/ О. Н. Федорова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - №1 (17). - С.158-168.
49. Чигаев, Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста/ Д. П. Чигаев// Медиаскоп. - 2017. Вып. 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2270 - – Загл. с экрана.
50. Шестёркина, Л. П., Дмитренко, Е. Л. Специфика медиатекстов общественно значимого телепроекта в контексте культурно-просветительской функции телевидения/ Л. П. Шестеркина, Е. Л. Дмитренко // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: лингвистика. - 2016. - №3. - С.151-159.
51. Шестеркина, Л. П., Лободенко, Л.К. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в Интернет-СМИ: понятие, типология, признаки/ Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко //Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: лингвистика. - 2013. - №2. - С.42-46.
52. Шестеркина, Л. П., Лободенко, Л.К. Интернет-СМИ: понятие, типология, признаки/ Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко//Научное мнение– 2013. - №4. -С.69-75.
53. Шилина, М. Актуальные трансформации Веб и смена парадигмы модели сетевой коммуникации/ М. Шилина// Медиаальманах. - № 1. – 2009. - С. 22−28.
54. Шилина, М. Неклассические направления исследований текстов Интернета. Медиаальманах. 2010. № 4. С. 16−24.
55. Юрова, Т. А. Тенденции лингвистического либерализма сетевого общества/ Т. А. Юрова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №2-1 (68). – 2017.- С.177-179.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ