Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые особенности коммуникаций в социальных сетях

Работа №33388

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

русский язык

Объем работы33
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
868
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЯЗЫКОВЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «сетевой текст». Различные подходы к пониманию данного термина 6
1.2 Языковые и функционально-стилистические особенности современного сетевого текста 10
2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 15
2.1.Характеристика лексических особенностей коммуникации в «ВКонтакте» 15
2.2. Характеристика визуальных и графических особенностей коммуникации в «ВКонтакте» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

В настоящее время информационное общество и, в частности, стремительное развитие информационных технологий диктует свои правила, значительно видоизменяя способы передачи информации и влияя на язык. Динамические процессы в языке оказывают значительное влияние на теоретическое изучение массовой и межличностной коммуникации. Следует признать тот факт, что наименее исследованным сегодня выступает именно сетевой текст, который является особым продуктом, образованным на фундаменте эпистолярного жанра и впитавшем характерные свойства интернета.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на интенсивное развитие интернет-коммуникаций, языковые особенности этого вида коммуникации и его результата – сетевого текста – до сих пор не стали предметом фундаментальных исследований и нуждаются в анализе и систематизации.
Язык интернет-общения привлекает всё большее внимание исследователей. Коммуникация в сети Интернет стала важной частью жизни современного россиянина. В настоящий момент интернет-коммуникация осуществляется в первую очередь в социальных сетях.
Цель исследования – языковые особенности интернет-коммуникации в социальных сетях на примере «ВКонтакте».
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Определить современные теоретические подходы к определению понятия «сетевой текст».
2. Выявить языковые и функционально-стилистические особенности современного сетевого текста.
3. Проанализировать языковые особенности сетевых текстов на примере на примере «ВКонтакте».
Объект исследования – коммуникация в социальных сетях.
Предмет исследования – языковые особенности коммуникации в социальных сетях на примере «ВКонтакте».
В настоящее время интернет-коммуникация является объектом изучения многих исследователей. Изучение аспектов сетевого текста как особого языкового продукта опирается на научные исследования по целому ряду направлений. Интернет-коммуникация привлекает внимание учёных разных областей знаний. Теоретические проблемы сетевого текста освещали в своих трудах Е. Л. Вартанова, А. В. Крапивенко, А. Шлыкова, и др. Отдельные аспекты сетевого текста освящены в трудах М.М. Лукиной, М.С. Мыгаль, О.И. Карпенко, А.В. Гусляковой, А.А. Калмыкова, Л.П. Шестёркиной, Л.К. Лободенко и т.д.
В качестве объекта для исследования нами намеренно была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку сегодня – это самая популярная российская сеть: На сегодня «ВКонтакте» – это более 97 млн пользователей и 9-е место в списке самых крупных социальных сетей мира, 58 % пользователей – молодые люди в возрасте до 25 лет [17, с. 128].
Материалом исследования послужили комментарии и сообщения в темах трех групп социальной сети «ВКонтакте»:
1. «Город Казань». Официальный аккаунт Мэрии Казани ВКонтакте. (https://vk.com/kzn)
2. «Казань». Городское социальное сообщество (https://vk.com/kazanushka).
3. «Подслушано Казань. Ежедневный поток откровений». Сообщество для анонимных историй горожан (https://vk.com/overhearkazan).
В ходе исследования были применены следующие методы: основной лингвистический метод исследования – описательный, он использовался для наблюдения за функционированием в интернет-коммуникации разнообразных языковых средств. Применялись также метод анализа (в ходе интерпретации наблюдаемых в интернет-общении явлений) и метод сплошной выборки (при подборе языкового материала).
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе языковых особенностей коммуникации в социальных сетях на примере «ВКонтакте».
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов при подготовке лекций и практических занятий по современному русскому языку, а также факультативов и внеурочных занятий для школьников, интересующихся русским языком.
Структура курсовой работы традиционна: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов.
1. Интернет – новое пространство, которое предоставило человеку новые возможности для коммуникации. Вместе с этим появилось понятие сетевой текст – то есть текст, существующий в сети интернет.
2. В настоящее время сетевой текст привлекает внимание многих исследователей. Были выявлены основные характеристики сетевого текста, которые отличают его от текста обычного:
 гипертекстуальность, т.е. представленность текста в тематически и содержательно более широком виде благодаря гипертекстовым ссылкам на другие тексты (т.е. текст в тексте);
 креолизованность (семиотическая осложненность текста посредством графических приемов, изображений и пр.);
 характер направленности на адресата (массовая или персонифицированная);
 лингвистические особенности.
4. Собственно сетевой текст, который создается и функционирует как текст исключительно в сети Интернет - это записи в блогах и на форумах, сообщения в чатах и мессенджерах, комментарии, электронные письма и т.п. Эти тексты отличаются тем, что, будучи вынесенными за пределы сети полностью теряют свою коммуникативную способность. Они пишутся в режиме реального времени (часто с помощью специальных форм, которые накладывают дополнительные ограничения на количество знаков и форматирование текста) и проходят минимальную правку или не проходят никакой. Имеют все характерные особенности сетевого текста.
5. Анализ сетевого текста на примере форума «Форум хорошего общения и настроения» позволил выявить следующие языковые особенности:
Лексические особенности интернет-коммуникации на форуме, выявленные нами говорят о том, что в этом пространстве идет процесс сближения устной и письменной речи. В интернет-коммуникации используется особая лексика, которая более не используется в других условиях общения. Жаргонизмы, в том числе интернет-лексика, аббревиатуры, иноязычная лексика без перевода, в том числе транслитом.
Вольное использование строчных и заглавных букв в начале предложения также можно рассматривать как следствие сближения в интернет-коммуникации с устной речью.
Графические символы, знаки препинания, эмотиконы передают эмоции говорящего, поскольку обычная письменная речь такой возможности не предоставляет.
Языковые особенности, отмечаемые на фонетическом, графическом, орфографическом, словообразовательном, лексическом уровнях языка, указывают в основном на демократизацию общения и позитивизацию культуры. На лексическом уровне активно применяются заимствованная лексика, компьютерный жаргон, молодежный сленг, разнообразные термины. Также нередко встречаются обсценная лексика, не всегда замаскирована графически.
Таким образом, можно заключить, что интернет-коммуникация обладает особенным набором языковых характеристик, которые сближают ее как с устным, так и с письменным общением.



1. Аббасова К.Я. Особенности понимания слова: коммуникация и смысл/ К. Я. Аббасова// XXI век. Человек и окружающий мир. – 2018. – № 1 (01). – С. 73-82.
2. Акопов А. Текст как сущность и форма сетевой коммуникации/ А. Акопов//Научно-культурологический журнал. – 2004. – №7(97). – С. 52-59.
3. Алексеева А. А. Исследование текстов в социальной сети "Вконтакте" в лингводидактическом аспекте/ А.А. Алексеева// Лингвокультурология. – 2014. – № 8. – С. 6-10.
4. Анджиева Л. В. Некоторые вопросы о культуре речи в социальных сетях/ Л.В. Анджиева // Молодой ученый. – 2017. – №8. – С. 318-319.
5. Анисимова E. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация/ Е. Е. Анисимова – М., 2003. – 128 с.
6. Бейненсон В. А. Проблемы интернет-коммуникации в условиях системы «новых медиа»/ В.А. Бейненсон // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 640-642.
7. Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д. Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. – Т.2. – C.7–9.
8. Волхова Л.В. Визуальный язык пользователей социальных сетей/ Л. В. Волхова// Верхневолжский филологический вестник. – 2017. – № 4. – С. 97-100.
9. Денико Р. В. Сравнительный анализ сетевой терминологии в русском языке/ Р. В. Денико // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1596-1599.
10. Доронина П.Д. О языке подростков в социальных сетях/ П. Д. Доронина// Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2017. – № 3 (56). – С. 136-143.
11. Загидуллина М.В. Трансформация контента в группах "За чистоту русского языка" Вконтакте/ М. В. Загидуллина// Медиасреда. – 2018. – № 13. – С. 8-18.
12. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста. М., 2010/
Л. Ю. Иванов [Электронный ресурс]. URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm (Дата обращения 18.09.2019)
13. Игнатов М. А. Дискурс информационно-сетевой культуры/ М. А. Игнатов // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – №2 (6). – С.70-79
14. Касумова М.Ю. Компьютерный дискурс как новый вид коммуникации/ М. Ю. Касуиова// Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2009. – №3. – С. 62-66.
15. Клушина Н.И. Интернет-стилистика в России. Постановка проблемы Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материа- лы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года) / Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. – В 15 т. – Т. 13. – СПб.: МАПРЯЛ, 2015. – С.31-34.
16. Колесников А. Е. Язык сети Интернет и американизация русского языка/ А. Е. Колесников // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 446-448.
17. Крылова М.Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети "Вконтакте")/
М. Н. Крылова// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2019. – № 1. – С. 128-137.
18. Кудинова Е.Б. Лингвистические особенности языка в социальных сетях/ Е. Б. Кудинова// Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2017. – № 8 (47). – С. 50-54.
19. Кузнецова Н. А. Сетевой текст как показатель трансформированного сознания/ Н. А. Кузнецова // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2009. – №1 (3). – С.102-106
20. Куранов А. О. Предпосылки появления сетевой словесности/ А. О. Куранов // Вестник УлГТУ. – 2007 – №2 (38). – С.17-19.
21. Остякова Г.А. Взаимосвязь языка, культуры и аутентичного речевого поведения/ Г. А. Остякова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – Т. 202. – С. 28-30.
22. Пасечная Л.А., Стренадюк Г.С. Сокращения в языке социальных сетей/ Л. А. Пасечная, Г. С. Стренадюк// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. – № 8-3 (50). – С. 159-161.
23. Полоян А.В. О некоторых лексико-грамматических особенностях языка социальных сетей/ А. В. Полоян// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2019. – № 1. – С. 131-137.
24. Рашевских В.О., Лаврова А.Г. Графический язык эмоджи как элемент дискурсивных практик в социальных сетях интернет/ В. О. Рашевских, А. Г. Лаврова// Политический вектор-L. Комплексные проблемы современной политики. – 2016. – № 1-2. – С. 163-170.
25. Саидова З. Э. Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе/ З. Э. Саидова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1490-1493.
26. Селеменева О.А. Русский язык в социальных сетях/ О. А. Селеменева// Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 35-40.
27. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ в.): Научное издание / С.И. Сметанина.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 383 с.
28. Смирнова Л.С. Язык социальных сетей: к проблеме изучения/ Л. С. Смирнова// Инновационная наука. – 2015. – № 12-2. – С. 184-185.
29. Соловьева Н. В., Медведева Е. А. Современные медиатексты в аспекте стилеобразующих категорий «Автор» и «Адресат»/ Н. В. Соловьева, Е. А. Медведева // Вестник ЧелГУ – 2012. – №32 (286). – С.107-111
30. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. ‒ С. 180‒186.
31. Шилина М. Актуальные трансформации Веб и смена парадигмы модели сетевой коммуникации/ М. Шилина// Медиаальманах – 2009. – № 1. – С. 22−28.
32. Шилина М. Неклассические направления исследований текстов Интернета/ М. Шилина//Медиаальманах. – 2010. – № 4. – С. 16−24.
33. Шуляк Б.А., Юрьева Е.В. Язык социальных сетей как социокультурный феномен/ Б. А. Шуляк // Язык и культура. Сборник научных трудов ІІІ Республиканской очно-заочной научной конференции. ¬ Москва, 2017. – С. 293-295.

Источники эмпирического материала

34. «Город Казань». Официальный аккаунт Мэрии Казани ВКонтакте. (https://vk.com/kzn)
35. «Казань». Городское социальное сообщество (https://vk.com/kazanushka).
36. «Подслушано Казань. Ежедневный поток откровений». Сообщество для анонимных историй горожан (https://vk.com/overhearkazan).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ