ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Особенности интернет-журналистики: функции и специфические
свойства 6
1.2. Функции интернет-СМИ 9
1.3. Навыки интернет-журналиста 11
1.4. Жанры интернет-СМИ 13
1.5 Отличительные признаки интернет-СМИ 18
1.5.1. Понятие интерактивности 23
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ -
СМИ 29
2.1. Контент - анализ анализируемых сетевых изданий 29
2.2. Характеристика исследуемых материалов 32
2.3. Специфика работы редакции над интерактивными материалами 33
2.4. Анализ публикаций 37
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Библиографический список 63
Актуальность. Нашу современную действительность невозможно представить без новых технологий. Мы живём в социуме, сформированном под влиянием стремительного развития средств массовой информации. Коммуникативная среда социума сделала общество информационным. Теперь средства массовой информации - это возможность не только для читателя, пользователя узнать о происходящем в мире, но и сформировать собственное мнение. Человек имеет потребность не в информации как таковой, а в целом комплексе, состоящем из многих частей. Информационный продукт должен иметь текст, мультимедийную часть, гиперссылки, позволяющие переходить на другие материалы для расширения информационного поля. Важнейшая часть информационного процесса - это обратная связь. СМИ и аудитория выступают в тандеме, формируют общий информационный продукт. Соответственно, усиливается роль явления, получившего в современной коммуникативной среде большое распространение - интерактивность. В большей мере эти вышеперечисленные свойства проявляются в интернет-СМИ. Они отличаются от традиционных каналов распространения информации гипертекстуальностью, мультимедийностью и интерактивностью. На последнее свойство сетевых средств массовой информации обратим большее внимание.
Термин «интерактивность» обозначает обратную связь между отправителем и получателем информации, то есть СМИ и целевой аудитории. Е. А. Колесникова в своей работе «Интерактивность как глобальный признак молодёжных масс-медиа» формирует мнение о том, что интерактивность осуществляется непосредственно между людьми в единой медийной среде. «Это ускоряет ее процессы и ставит данное родовое качество Интернета на одно из первых мест» [Колесникова 2009, с. 54].
Можно сказать, что интерактивность в сети Интернет является одной из ключевых особенностей сетевых изданий, так как она даёт дополнительные возможности общения между журналистом и аудиторией, online отклик. Интерактивность и коммуникация в сети Интернет действуют в рамках одной медийной среды, равно как журналист и пользователь- читатель, что ставит интерактивность выше остальных родовых качеств сетевых СМИ. Интерактивность как фактор привлечения целевой аудитории в региональных интернет-СМИ не подвергалась исследованию.
Исходя из выше сказанного, новизна нашей работы состоит в том, что нами осуществлён анализ материалов интернет-СМИ с точки зрения реализации в них свойства интерактивности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе других сетевых изданий, при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, занимающихся изучением проблемами интерактивности в своих работах.
Объектом исследования является такой фактор медиатекста, как интерактивность, применяемый в региональных интернет-СМИ для привлечения целевой аудитории.
Предметом исследования являются формы интерактивности, использованные в материалах региональных интернет-СМИ для привлечения целевой аудитории, оценка их эффективности.
Цель исследования - дать комплексную оценку применению интерактивности в региональных интернет-СМИ, выявить, каким образом интерактивность влияет на привлечение целевой аудитории. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать научную литературу по проблеме функций и роли современной российской интернет-журналистики.
2. Определить термин «интерактивность» и выделить его смысловые признаки.
3. Отобрать журналистские материалы региональных интернет-СМИ, в которых применяется интерактивность.
4. Проанализировать материалы региональных интернет-СМИ, выявить в них интерактивность, рассмотреть её функции и роль, понять, каким образом интерактивность влияет на привлечение целевой аудитории.
Гипотеза исследования: Интерактивность является важнейшим фактором привлечения целевой аудитории в региональных интернет-СМИ. Журналисты, используя методы интерактивности, устанавливают связь с пользователями, таким образом создавая определённое информационное поле. На основе анализа интерактивности в материалах мы можем определить, каким образом она влияет на привлечение аудитории. Мы полагаем, что именно интерактивность способствует увеличению числа пользователей, посещающих сетевое издание...
В ходе работы мы изучили научную литературу по темам «интерактивность в сетевых изданиях» и «особенности интернет- журналистики». Для того, чтобы выявить роль интерактивности в привлечении целевой аудитории, нам необходимо было изучить особенности, функции и новые жанры интернет-журналистики. Мы обратились к следующим исследованиям: А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой, которые выделяют специфические черты интернет-журналистики [Калмыков, Коханова 2005, с. 54], С. Г. Машковой, выделяющая особенности новой журналистики [Машкова 2006, с. 40]; М.М. Лукина в учебном пособие "Интернет - СМИ: теория и практика" выделяет такие функции интернет- СМИ, как коммуникативная, информационная, ценностно - регулирующая, социально-организационная и социально-креативная, функция форума и канала социального участия, функция развлечения. Также М. М. Лукина описывает новые жанры интернет-журналистики [Лукина 2010, с. 348]; И.Д. Фомичева отмечает, что «интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса может иметь четыре основные конфигурации» [Фомичева 2005, с. 40].
Для успешного анализа, нам было необходимо выбрать такие проекты, которые содержали в себе несколько форм интерактивности, чтобы наглядно показать, что именно это явление интернет-журналистики во многом влияет на привлечение целевой аудитории. В ходе изучения теоретического материала по выбранной нами теме, мы выяснили, что современное развитие сетевой журналистики изменило портрет читателя. Теперь он не только потребитель, но и участник. Поэтому для нашего исследования было важно выбрать те материалы, в которых пользователь может реализовать коммуникативную функцию сетевой журналистики. При этом не каждый жанр интернет-журналистики мог бы подойти для анализа. Больше всего приём интерактивности проявляется в больших мультимедийных статьях, блогах, материалами с опросами или викторинами.
Итак, для анализа мы выбрали четыре мультимейдиные истории с информационных порталов «Алтапресс» и «Amic». В ходе исследования мы выяснили, что каждый материал содержит в себе фотоконтент. Данная форма интерактивности является самой распространённой за счёт своей простоты, с одной стороны, и с другой - обладает довольно большой степенью информативности. Фотоизображением можно управлять, например, инструментами фотогалереи (увеличением) или слайд-шоу.
Также в двух материалах присутствует врезка видео с YouTube, так называемое потоковое внедрение, загружаемое с чужого видеохостинга. Видео дополняет информацию текстового содержания, расширяя диапазон тематического поля материала.
В одном из анализируемых материалов мы могли наблюдать приём гиперссылок. Нами был сделан вывод о том, что гипертекстуальность сейчас не является распространённым приёмом интерактивности. Ссылки на другие материалы предоставляют возможность расширять тематическое поле, дают свободу выбора читателю, но с точки зрения интерактивности, новые способы подачи информации позволят более полно и удачно могут раскрыть тему. К примеру, карты или инфографика с различными возможностями расширения информации. Такие формы интерактивности визуально привлекают внимание пользователя. Тем самым формируется связь читателя и портала, на котором он находится. Аудитория останавливает своё внимание на том, что интересно, необычно. Такие мультимедийные истории, имеющие интерактивные формы, к примеру игры или голосования, реализовывают развлекательную функцию.
Мультимедийность, как проявление форм интерактивности, является в современной интернет-журналистике принципом работы всей редакции. Задача мультимедийного контента - расширить уже представленную информацию.
Итак, выделим выявленные нами тезисы, почему именно интерактивность является важнейшим фактором привлечения целевой аудитории в региональных интернет-СМИ:
1. Формы интерактивности (фотоизображения, врезка видеоконтента, карты, инфографика, гиперссылки на другие материалы, опросы, игры, тестирование) расширяют текстовую информацию за счёт простого и понятного контента, что даёт возможность читателям усвоить информацию намного быстрее .
2. Интерактивность даёт свободу выбора читателю. Пользователь может сам выстроить ход прочтения публикации, выбирать либо сразу нужный раздел для прочтения, либо ознакомиться со всем содержанием. В плане форм мультимедийности читатель может также выбирать, смотреть ему слайд-шоу или обратиться к видеофрагменту.
3. Интерактивность выполняет сразу несколько функций в интернет- журналистике: коммуникативную (с помощью опросов, комментариев осуществляется формирование связи между аудиторией и журналистом), информационную (создание единого информационного поля с разными интернет-ресурсами), ценностно-регулирующую (интерактивность способствует формированию мнений у аудитории), функцию форума и канала социального участия (интерактивность реализует формирование контакта аудитории как с редакцией сетевого издания, так и с другими пользователями посредством обсуждения материалов) и функцию развлечения (формы интерактивности удовлетворяют потребности пользователя в развлечениях).
4. За счёт выбора хода прочтения происходит экономия времени пользователя. Читатель может остановиться лишь на той информации, которая необходима и ценна для него.
5. Интерактивность позволяет аудитории воспринимать информацию разными способами: просмотром видео или прочтением текста. Всё зависит от того, как человеку удобнее воспринимать информацию.
6. Интерактивность привлекает своим современным подходом. Новые технологии, усовершенствование СМИ, переход традиционных СМИ в интренет-пространство - всё это привело к изменению характера подачи информации. Внимание аудитории привлекается новым и интересным. Это новое и интересное реализует интерактивность своими формами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерактивность во всех её способах проявления является важнейшим фактором привлечения аудитории в региональных интернет-СМИ.
1. Акопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского университета. - 2000. - № 1. - С. 4244.
2. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" для ГОС-2 и направлению подготовки ВПО 031300 "Журналистика" для ФГОС / Александр Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 138 с.
3. Ахмадулин, Е. В. Модель коммуникации Г. Лассуэлла / [Электронный
ресурс] / Е. В. Ахмадулин // Моделирование процессов массовой коммуникации: электронное пособие. - Режим доступа:
http://ahmadulin.hop.ru/mass-f.htm
4. Базарова, А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика
интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита:
Издательство Молодой ученый, 2011. - 151-152 с.
5. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика: теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Е. А. Баранова ; Рос. гос. социал. ун-т. - Москва : Юрайт, 2014. - 268, [1] с.: ил. - (Бакалавр и магистр. Академический курс) (УМО ВО рекомендует). - Библиогр.: - 184-187 с.
6. Биккулов, А. С. Интернет как средство массовой коммуникации; Автореф. дисс. канд. соц. наук: 22.00.06 / СПбГУ. - СПб., 2003. - 26 с.
7. Больц Н. Азбука медиа / Пер. с нем. Л.Ионин, А.Черных. - М.: Европа, 2011. - 136 с.
8. Бусыгина, О. В. Функционирование информации как фактора достижения оптимального режима коммуникации; Автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.11 / Казанский гос. ун-т. Казань, 2003. - 18-19 с.
9. Бухнер, Н. Ю. (кандидат социологических наук). Интернет-издания как источник ежедневных новостей (опыт социологического исследования) / Н. Ю. Бухнер // Ползуновский альманах. - Барнаул, 2017. - № 4, т. 4. - 77-80 с.
10. Вакурова, Н. В. Концепции современных российских интернет-изданий / Н.В. Вакурова, Л. И. Московкин // Вестник Московского университета. Сер.
10. Журналистика. 2001. № 6. - 44-45 с.
11. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - 11-14 с.
12. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Ларри Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 311 с.
13. Вейлер, К. Сетевые СМИ - другая журналистика? / К. Вейлер, Р. И. Маурер. - Электрон. текстовые дан.
14. Вербицкая, Т.А. Влияние системы Интернет на психо-семантическое пространство пользователя; Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Московский педагогический гос. ун-т. М., 2002. - 16 с.
15. Ворошилов, В. В. Журналистика. Учебник. — 2-е издание. — СПб.: Изд- во Михайлова В. А., 2000. — 360 с...