Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Городские интернет-СМИ как фактор формирования социальной идентичности граждан

Работа №118449

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГОРОДСКОЙ АУДИТОРИИ 9
1.1 Социальная идентичность: сущностная характеристика понятия 9
1.2 Особенности социальной идентичности населения г. Тольятти 18
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ГОРОДСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ 37
2.1 Типологический анализ интернет-СМИ г. Тольятти 37
2.2 Анализ журналистских публикаций на предмет формирования социальной идентичности 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86

Актуальность темы исследования. Современные СМИ формируют общественное мнение по актуальным для социума темам. Кроме того, они оказывают воздействие на процесс самоопределения человека, его понимания себя и своей идентичности тому, что происходит вокруг. Интернет-СМИ получают все большее распространение, влияя на образ мышления человека. Исследование конкретной городской среды предполагают междисциплинарный характер. Их результаты помогают определить более четкие границы изучения городской среды и формирования социальной идентичности посредством СМИ. В современных исследованиях рассматриваются и прикладные аспекты изучения городской среды. К примеру, американские ученые М. Смит и Р. Харрис подчеркивают значение исторических знаний при исследовании городских вопросов самоидентификации личности. Междисциплинарное рассмотрение данной теме говорит о ее актуальности.
Отсутствие индивидуальности внешнего облика г. о. Тольятти, его недостаточно развитая инфраструктура негативным образом влияют на процесс становление идентичности жителей города. В небольших провинциальных городах России у жителей все чаще формируется мнение об неравномерном экономическом развитии, что сказывается на негативном восприятии городской среды. В Самарской области было проведено исследование, посвященное образу города Тольятти, в результате которого опрошено 400 респондентов1. Участники опроса считают, что тольяттинские СМИ создают яркий и позитивный образ региона. Согласие с таким суждением горожане выражают на 10% чаще, чем с противоположным, - с ним согласились 240 респондентов из 400. Наследие прошлого, историческая память перестает играть какую-либо значительную роль в самоидентификации жителей города, особенно молодого поколения. В связи с этим наступает некий кризис самоидентификации личности в городской среде. Обозначенные тенденции определяют актуальность темы диссертационного исследования.
Объект исследования - тема социальной идентичности населения.
Предмет исследования - городские интернет-СМИ как фактор формирования социальной идентичности.
Цель исследования - изучить городские интернет-СМИ на предмет формирования социальной идентичности.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1) изучить тему социальной идентичности;
2) сформулировать особенности социальной идентичности населения г. о. Тольятти;
3) сформулировать критерии социальной идентичности;
4) провести типологический анализ интернет-СМИ г. о. Тольятти;
5) осуществить анализ журналистских публикаций на предмет их участия в формировании социальной идентичности.
Для достижения задач, поставленных в магистерской диссертации, были использованы следующие методы. При подготовке первой главы диссертации использовался метод критического изучения источников. Для обработки журналистской информации применялись системный и динамический подходы к анализу явлений, методы выявления причинно-следственных связей.
Для анализа журналистских публикаций использовались общелогические методы исследования: анализ-синтез, дедукция и индукция, а также количественный метод сбора данных - контент-анализ.
В теоретико-методологическую основу исследования вошли работы: В.А. Антроповой1, С.Г. Корконосенко2, Л.Л. Реснянской3, А.Р. Сафиной4, B. В. Смеюхи5, Л.К. Лободенко6 и Л.П. Шестеркиной7, М.В.Шкондина8 и др. К вопросам типологии современных городских интернет-СМИ в своих научных работах обращаются В.А. Белякова и Л.П. Белякова9, А.В. Зимин и C. В. Кулаков, Л.Е. Кройчик10, Д.И. Куфанова11, Л.К.Лободенко, А.В. Пустовалов, Д.А. Пушкарева, В.В. Тулупов и другие.
Эмпирическую базу магистерской диссертации составили публикации интернет-СМИ: информационного портала Самарской области СitytralTic.ru, сетевого издания «День города», информационного сайта TLT.ru, городского информационного портала tltgorod.ru.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в магистерской диссертации сформулированы особенности социальной идентичности населения г. о. Тольятти и изучен вопрос влияния на ее формирование городских сетевых СМИ.
Практическая значимость состоит в том, что в работе проведен типологический анализ интернет-СМИ г.о. Тольятти и осуществлен анализ журналистских публикаций на предмет их участия в формировании социальной идентичности. Результаты исследования могут быть использованы на аудиторных занятиях по дисциплине «Социология журналистики».
Положения, выносимые на защиту:
1. Городские интернет-СМИ являются ведущим фактором формирования социальной идентичности.
2. Городские интернет-СМИ не включают в информационную политику задачу по формированию социальной идентичности, поэтому их участие в ее формировании носит фрагментарный - несистематизированный - характер.
3. Систематическое и теоретически обоснованное участие интернет- СМИ в формировании социальной идентичности жителей г. Тольятти могло бы способствовать формированию активной гражданской позиции тольяттинцев и созданию положительного образа города в сознании массовой аудитории.
Апробация результатов работы. Результаты магистерской диссертации были представлены на научных конференциях «Студенческие дни науки ТГУ» в 2018 году1 и 2019 году.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений. В первой главе исследования «Теоретические аспекты изучения социальной идентичности городской аудитории» рассматриваются понятие социальной идентичности и ее сущностная характеристика, уделяется внимание особенностям социальной идентичности населения г.о. Тольятти.
Во второй главе «Формирование социальной идентичности под воздействием городских интернет-СМИ» проводится типологический анализ городских сетевых изданий и анализ публикаций интернет-изданий на предмет их участия в формировании социальной идентичности; эмпирическую базу составили 100 публикаций.
В заключении делаются выводы о результатах проведенного исследования.
Приложения 1 включает анкету, используемую при социологическом исследовании. Приложение 2 содержит таблицу с результатами проблемно-тематического анализа городских интернет-СМИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило заключить, что социальная идентичность представляется сегодня в социально-экономической литературе как самоидентификация личности. Для формирования стабильного общества необходимо наличие данного процесса формирования идентичности личности как со страной, так и с малой родиной. Для построения идентичности применяются традиции, географические факторы и природные условия, экономические и социальные показатели и данный факт оказывается ресурсом для инновации и модернизации, формирования единой национальной идеи, что становится фактором становления патриотизма и энтузиазма. Социальная идентичность фиксирует сообщества, принадлежащие к географическим пространствам и рисует границы этого пространства.
В процессе анализа на примере городских интернет-СМИ было представлено то, каков характер идентичности жителей города и как на этот процесс влияет формирование образа города в сети Интернет. Нами были исследованы итоги анкетирования жителей города о негативных и позитивных, на взгляд респондентов, факторах. В данном случае было важно проанализировать то, как регион выступает в качестве инновационного концепта формирования социальной идентичности. Негативные факторы оказывают отрицательное влияние на формирование региональной идентичности, к ним относятся сведение о кризисе в социально-экономической сфере (неблагоприятная обстановка на заводе ПАО «АВТОВАЗ»). Более того, данный фактор расценивает как негативный молодое население г. Тольятти. В целом критика выпускаемых автомобилей в Сети оказывается негативным фактором для всех опрошенных. Стоит отметить, что это показывает, как воспринимает город в целом: г. Тольятти — это моногород с крупным заводом, положение которого влияет на все процессы региона. Кроме того, к негативным факторам относятся фото- и аудиоматериалы о негативном отношении к городу (его культурной и природной составляющей).
Социальная идентичность является не только основой для объединения групп, но и основой для непрерывного развития группы и приверженности целям и задачам их деятельности. Этот вывод получил широкую эмпирическую поддержку в области социальной и организационной психологии. В частности, на основе экспериментальных исследований было доказано, что при целенаправленной поддержке группы и ее деятельности позитивная социальная идентичность группы увеличивается, в том числе на основе повышения чувства общей идентичности участников.
В связи с этим важно сделать вывод о том, что положительный образ города, который должен стать инновационным концептом формирования идентичности человека, складывается, по мнению жителей, прежде всего из красивых фотографий города и городских окрестностей. Молодёжь ощущает себя сопричастной со славной историей города и гордится достижениями своих земляков, что является важным признаком региональной идентичности.
Очевидно, что диапазон типологических признаков, по которым ранжируются региональные масс-медиа, является более узким, чем при классификации общероссийских СМИ, что объясняется рядом признаков: наличием меньшего числа СМИ; особенностями тематики и проблематики, преимущественно сосредоточенной вокруг местных проблем; меньшим количеством специализированных масс-медиа. Однако данный пласт средств массовой информации в России и в настоящее время продолжает оставаться наиболее внушительным по своему масштабу.
В магистерской диссертации проведен анализ влияния на социальную идентичность таких сетевых изданий, как «Сититрафик», «День города»,tlt.ru, tltlgorod.ru, за период с 01.09.2018 по 01.06.2019. В результате исследования выявлено, что аудитория всех СМИ неспециализированная, массовая и принципиально неограниченная. Все четыре СМИ заявлены редакциями как информационные. Их основная цель - информированность и заинтересованность читателя.
Материалы, содержащие тему социальной идентификации городского населения, опубликованы в рубриках: «Культура», «Общество», «Происшествие», «Экономика», «Журналистское расследование», «Новости», «Город», «Город и регион», «Автопром», «В мире». Всего за исследуемый период в четырех изданиях было проанализировано 100 текстов (в каждом издании отобрано 25 текстов).
На сайте Citytraffic.ru отмечены шесть тематических направлений, связанных с темой социальной идентичности: гражданская активность, общество, народное финансирование, гуманитарная помощь, награда за храбрость, культурное наследие.
Журналисты портала TLTgorod.ru акцентировали свое внимание на обозначенных темах, а также на теме промышленного кластера ПАО «АВТОВАЗа» и криминальной тематике.
В дополнение к перечисленным тематическим направлениям журналисты TLT.ru рассказывают своим читателям еще и о проектах, направленных на развитие культурно-туристического кластера. Сетевое издание «День города» политематичено, без акцента на определенной теме.
В основном материалы на порталах публикуются без подписи автора. Многие редакции не считают нужным ставить подпись автора под его текстом в силу незначительности авторского вклада в подготовку публикации. Возможно, и сами авторы не считают обязательным обозначать авторство в публикациях, которые предполагают текстовую обработку. Проанализированные СМИ в основном используют информационные жанры: анонс, новость, заметка, репортаж, отчет, корреспонденция. Модальность публикаций в основном положительная.
В результате анализа выявлено, что интернет-СМИ оказывают положительное влияние на формирование социальной идентичности, освещая актуальные события региона. Только интернет-СМИ tltgorod.ru, публикуя материалы связанные с такими темами, как происшествие, криминал, делает акцент на негативных факторах формирования городской социальной идентичности. Данные новостные порталы способствуют восприятию города тольяттинской аудиторией как промышленного центра региона и страны в целом.
При этом результаты исследования позволяют подтвердить положения, выносимые на защиту: городские интернет-СМИ являются ведущим фактором формирования социальной идентичности; городские интернет- СМИ не включают в информационную политику задачу по формированию социальной идентичности, поэтому их участие в данном процессе носит фрагментарный несистематизированный характер; систематическое и теоретически обоснованное участие интернет-СМИ в формировании социальной идентичности жителей г. Тольятти могло бы способствовать формированию активной гражданской позиции жителей города и формированию положительного образа города в сознании массовой аудитории.
По мнению экспертов, в России перспектива развития этого направления очень высока. Тема городская социальной идентичность является новой для России и в данный момент находится на стадии формирования. При разработке данной темы стоит опираться на удачные примеры ее формирования, но копировать их не стоит, но перенять зарубежные технологии внедрения и продвижения городской идентичности можно1. И этому могут способствовать средства массовой информации.


Нормативно-правовая база
1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс] : конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН. - Орхус, Дания, 1998. - Режим доступа : http://pravo.levonevsky.org/bazaby/mdogov/megd2922.htm.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 4. - 44 с.
Научная, учебная, методическая литература
3. Антропова, В.В. Медиатексты как трансляторы ценностей в творческих практиках журналистов: опыт типологии печатных СМИ в культурологической идентификации [Текст] / В. В. Антропова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 10 (301). - С. 110­114.
4. Бангерт, М.А. Образ как воплощение «Души» города: тактика проектного восприятия [Текст] / М. А. Бангерт // FutureHumanImage. - 2017. - № 1. - С. 259-266.
5. Барышева, В.В. Формирование культурной идентичности современного города [Текст] / В. В. Барышева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 30. - С. 146-150.
6. Барабанова, В.В., Зеленова, М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения [Текст] / В. В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 12-23.
7. Белякова, В.А., Белякова, Л.П. Типологические особенности функционирования современной региональной периодики [Текст] / В. А. Белякова, Л. П. Белякова // Знак: проблемное поле медиа образования. - 2017. • Т. 1. - № 7. - С. 26-31.
8. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас // СПб. : Питер. - 2015. - 431 с.
9. Бударин, Г.А., Магомедов А. К. Проблема локальной идентичности в постсоветской России в контексте эволюции региональных исследований: старые сюжеты и новейшие дискуссии [Текст] / Г. А. Бударин, А.К. Магомедов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. • 2017. - № 4. - С. 96-98.
10. Герасимов, А.С. Подходы к исследованию региональной идентичности в отечественной науке [Текст] / А. С. Герасимов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. - 2018. - № 3. - С. 57-63.
11. Дягилева, Н.С. Теоретические аспекты городской идентичности / Н. С. Дягилева [Текст] / Н. С. Дягилева// Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 54­59.
12. Зорин, И.В., Зорина, Г.И. Идентичность и туризм [Текст] / И. В. Зорин, Г.И. Зорина // Вестник РМАТ. - 2017. - №1. - С. 5-9.
13. Иванова, М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма [Текст] / М.В. Иванова // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2016. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149.
14. Калмыков, А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика [Текст] / А. А. Калмыков. - М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2017. - 383 с.
15. Катбамбетова, М.А. Региональная идентичность в контексте многоуровневой идентичности [Текст] / М. А. Катбамбетова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2016. - № 4 (130). - С. 120-124.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ