ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ 8
1.1 Понятие и сущность массового сознания 8
1.2 Особенности и виды манипулирования массовым сознанием 13
1.3 Специфика манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного
общества 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 25
2.1 Телевидение как основной метод манипулирования 25
2.2 Характеристика каналов «Первый канал» и «Телеканал «Россия-1» 32
2.3 Анализ применение манипулятивных приемов на канале «Первый канал»
и «Россия -1» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность темы исследования заключается в том, что средства массовой информации влияют настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Всё большее количество коммуникативистов и практикующих журналистов отмечают, что скрытое воздействие в современном демократическом обществе является наиболее эффективным и неизбежным [Попова 2015, с.22]. Актуальность работы также обусловлена рядом
факторов:
-возрастание роли интернет-коммуникаций в политической жизни;
• резкое увеличение числа пользователей Интернета и количества посещаемых ими сайтов;
• активизация диалогического общения посредством блогов;
• интерактивность и медиакоммуникативная ориентация электората;
• планомерное проникновение политического влияния в область интернет-коммуникаций.
Феномен манипулирования сознанием как явление социально - политическое и в мировой практике остается малоизученным, несмотря на его фиксацию в западной научной литературе как характеристики повседневности современного политического процесса с 1960-х гг.
Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, инструментом воздействия.
Средства массовой информации являются одним из главных механизмов влияния на массовое сознание. В то же время стереотипы выступают инструментами, с помощью которых СМИ манипулируют и управляют массовым сознанием.
Значительный вклад в изучение массового создания, массовой информации, феномен толпы и поведения больших социальных групп с позиции психологии внесли в советский периож отечественные исследователи Ю.А. Шерковин, Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили, К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, Б.Н. Бессонов.
Феномен манипулирования массовым созданием стал фиксироваться в российской научной литературе с середины XX в.
Активное изучение скрытого воздействия на массовое создание возникло в годы «перестройки», когда в стране начались политические и экономические реформы (последние отразились и на телевидении). Исследованием данной проблемы занимались А.И. Власов, С.Г. Кара-Мурза, Е.Л. Доценко, И.М. Дзялошинский, В.Грачев и ИК. Мельник, О.А. Матвейчев, А.Цуладзе, А.Карпов, Е.Д. Палова и др.
Сегодня существует немало работ российских мыслителей и ученых, посвященных массового сознания под воздействием СМИ.
Цель исследования заключается в изучение роли манипулирования массовым сознанием в СМИ.
Для достижения поставленной цели исследования, требуется постановка и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие и сущность массового сознания;
-проанализировать особенности и виды манипулирования массовым сознанием;
-исследовать специфику манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного общества;
- рассмотреть роль телевидения в манипуляциях массовым сознанием.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает массовый информационный поток в средствах массовой информации, охватывающий население Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс манипулятивного
воздействия на массовое сознание в СМИ.
Гипотеза исследования: методов и приемов манипулирования массовым сознанием достаточно много. Они оказывают влияние на общество. Источниками манипуляции на телепередачах являются
«медийные» политики и эксперты. То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
В теоретическом отношении работа важна в качестве основы для дальнейшего углубления и расширения представлений о возможностях массового манипулирования сознания в СМИ. Результаты работы позволяют способствовать более критическому восприятию политических текстов в социокультурных контекстах.
Практическое значение работы заключается в ее медиа образовательном потенциале. Собранные сведения и анализ фактов можно применять при изучении манипулятивных стратегий в дискурсе в рамках ряда лекционно - практических курсов...
Проведенное в работе исследование позволило раскрыть особенности и виды манипулирования массовым сознанием.
СМИ играет важную роль в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия.
Информационное пространство вокруг человека включает в себя множество тем различного характера: политического, рекламного, бытового, научного, спортивного, экономического, развлекательного и т. д.
Обычно каждой из тем в СМИ посвящается отдельный текст, однако средства массовой коммуникации используют манипулятивный прием построения составного текста. Суть приема сводится к тому, что происходит накладывание одной темы на другую, наложение одного смысла на другой.
Следует отметить, что обращение к проблеме манипулирования в ходе исследования показало, что данное явление глубоко и неоднозначно. Манипуляция может использоваться в благих целях, однако чаще ее применяют для негативного влияния на сознание и эмоции человека. Манипуляция приводит к искажению картины мира, трансформации представлений, знаний, образов, составляющих сознание человека. Приемы манипуляции разнообразны и их анализ дал понять, насколько сложна и богата тема манипулирования.
Манипулятивные возможности СМИ создают угрозу информационной безопасности личности, которая проявляется сегодня, и будет проявляться сильнее в дальнейшем - деструктивные манипуляции могут привести к глобальной мировой проблеме, которая станет в один ряд с национальными конфликтами, экономическими проблемами и демографическими 49
бедствиями. В связи с этим воздействия, способные против воли и желания личности изменять, формировать мировоззрение личности, и ограничивать свободу выбора приводит нас к необходимости переосмысления роли СМИ как института социализации в современном обществе.
В ходе исследования было проведено анкетирование, связанное непосредственно с выявлением манипулятивных методик в новостных телепередачах и оценкой эффективности подобных методик. что практически все манипулятивные методики органов СМИ, активно используются в выпусках телевизионных новостей в России. В порядке убывания, наиболее используемыми среди них являются:
1. Эффект очередности информации (88%);
2. Упор на эмоции (86%);
3. Мнимый выбор (86%);
4. Использование «лидеров мнений» (84%);
5. Искусственное создание проблем и предложение способов их решения (64%);
6. Отвлечение внимания (48%);
7. Усиление чувства собственной вины (36%).
По итогам анализа различных передач на канале «Первый канал» и «Россия -1» можно сделать несколько выводов:
Во всех рассмотренных передачах выявлено заметное количество примеров, что позволяет говорить о систематичности манипуляции.
Многие примеры содержат в себе целый комплекс отдельных методов, среди которых всё же можно выделить самые популярные. Из методов первой группы явно «лидируют» изменение смысла понятий и суггестивный подбор слов и конструкций, а из второй группы - упрощение, утверждение, апелляция к авторитету, повторение
Во всех рассмотренных передачах ведущие принимают более или менее активное участие в манипуляции.
Источниками манипуляции являются и разного рода «медийные» политики и эксперты . То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
Таким образом, манипулятивные методы государственной информационной политики обладают средним уровнем эффективности. Для повышения эффективности реализации государственной информационной политики и, в частности, ее манипулятивных методов, необходимы такие шаги, как разработка структурированной программы такой политики, обладающей нормативно-правовым характером, развитие существующих и разработка новых манипулятивных методов воздействия на общественное сознание через органы СМИ.
1. Бакушинская О. Что в кармане у депутата? // Аргументы и факты.- 04.12.2013
2. Бачурин Н.Д. Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном военно-политическом дискурсе / Н.Д. Бачурин // Политическая лингвистика. - 2014. - №3. - С.88-91.
3. Васильев С.С. Влияние современных электронных сми на подсознание / С.С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №1. - С.10-13.
4. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. 2-е издание. — Спб.: Изд-во
Михайлова В. А, 2016. — 360 с. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com/file/176165/ (дата обращения: 05.05.2017).
5. Грушин Б. А. Массовое сознание. - М.: Политиздат, 1987. - 318 с.
6. Данные по аудитории // TNS-Global. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and- regional/audience/?arrFilter_pf%5BCITY%5D=5096&arrFilter_pf%5BPER IOD%5D=18%2F04%2F2016+-
+24%2F04%2F2016&arrFilter_pf%5BTYPE%5D=45&set_filter=%D0%A
1 %D 1 %84%D0%BE%D 1 %80%D0%BC%D0%B8%D 1 %80%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C&set_filter=Y (дата обращения: 20.04.2017).
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: ПРИОР, 2014. - С. 202.
8. Ефремова Н.А. Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности / Н.А. Ефремова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №2. - С.41-44.
9. Коломийцев В.Ф. Гражданское общество: массовое сознание и СМИ / В.Ф. Коломийцев // Гражданин и право. - 2012. - № 3. - C.3.
10. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи.-СПб.: Златоуст, 1999. -
С.122.
11. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная
журналистика. - М.: Высшая школа, 2012. - С. 154.
12. Латынов В. В. Психология коммуникативного воздействия. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - С.55.
13. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 316 с.
14. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание // Пресс-Служба, 2015. - C.20.
15. Майерс, Д. Дж. Социальная психология.-СПб.: Питер, 2011. - С.102
16. Макаренко А.А. Тропы как средство манипулятивной коммуникации в рекламных текстах / А.А. Макаренко // Историческая и социальнообразовательная мысль. - 2015. - №1. - С.112-114...