Роль СМИ в манипулировании массовым сознанием (на материале современных федеральных каналов)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ 8
1.1 Понятие и сущность массового сознания 8
1.2 Особенности и виды манипулирования массовым сознанием 13
1.3 Специфика манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного
общества 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 25
2.1 Телевидение как основной метод манипулирования 25
2.2 Характеристика каналов «Первый канал» и «Телеканал «Россия-1» 32
2.3 Анализ применение манипулятивных приемов на канале «Первый канал»
и «Россия -1» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ 8
1.1 Понятие и сущность массового сознания 8
1.2 Особенности и виды манипулирования массовым сознанием 13
1.3 Специфика манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного
общества 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ 25
2.1 Телевидение как основной метод манипулирования 25
2.2 Характеристика каналов «Первый канал» и «Телеканал «Россия-1» 32
2.3 Анализ применение манипулятивных приемов на канале «Первый канал»
и «Россия -1» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность темы исследования заключается в том, что средства массовой информации влияют настолько сильно, что могут сформировать общественное мнение в необходимом им направлении. В начале XX века, когда окончательно появились и вошли в массовый обиход такие средства передачи информации как: телефон, телеграф, радио, кинематограф, появилось гораздо больше возможностей для массовой манипуляции людьми. Информация стала доступна, для всех слоёв общества. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели.
Всё большее количество коммуникативистов и практикующих журналистов отмечают, что скрытое воздействие в современном демократическом обществе является наиболее эффективным и неизбежным [Попова 2015, с.22]. Актуальность работы также обусловлена рядом
факторов:
-возрастание роли интернет-коммуникаций в политической жизни;
• резкое увеличение числа пользователей Интернета и количества посещаемых ими сайтов;
• активизация диалогического общения посредством блогов;
• интерактивность и медиакоммуникативная ориентация электората;
• планомерное проникновение политического влияния в область интернет-коммуникаций.
Феномен манипулирования сознанием как явление социально - политическое и в мировой практике остается малоизученным, несмотря на его фиксацию в западной научной литературе как характеристики повседневности современного политического процесса с 1960-х гг.
Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, инструментом воздействия.
Средства массовой информации являются одним из главных механизмов влияния на массовое сознание. В то же время стереотипы выступают инструментами, с помощью которых СМИ манипулируют и управляют массовым сознанием.
Значительный вклад в изучение массового создания, массовой информации, феномен толпы и поведения больших социальных групп с позиции психологии внесли в советский периож отечественные исследователи Ю.А. Шерковин, Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили, К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, Б.Н. Бессонов.
Феномен манипулирования массовым созданием стал фиксироваться в российской научной литературе с середины XX в.
Активное изучение скрытого воздействия на массовое создание возникло в годы «перестройки», когда в стране начались политические и экономические реформы (последние отразились и на телевидении). Исследованием данной проблемы занимались А.И. Власов, С.Г. Кара-Мурза, Е.Л. Доценко, И.М. Дзялошинский, В.Грачев и ИК. Мельник, О.А. Матвейчев, А.Цуладзе, А.Карпов, Е.Д. Палова и др.
Сегодня существует немало работ российских мыслителей и ученых, посвященных массового сознания под воздействием СМИ.
Цель исследования заключается в изучение роли манипулирования массовым сознанием в СМИ.
Для достижения поставленной цели исследования, требуется постановка и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие и сущность массового сознания;
-проанализировать особенности и виды манипулирования массовым сознанием;
-исследовать специфику манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного общества;
- рассмотреть роль телевидения в манипуляциях массовым сознанием.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает массовый информационный поток в средствах массовой информации, охватывающий население Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс манипулятивного
воздействия на массовое сознание в СМИ.
Гипотеза исследования: методов и приемов манипулирования массовым сознанием достаточно много. Они оказывают влияние на общество. Источниками манипуляции на телепередачах являются
«медийные» политики и эксперты. То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
В теоретическом отношении работа важна в качестве основы для дальнейшего углубления и расширения представлений о возможностях массового манипулирования сознания в СМИ. Результаты работы позволяют способствовать более критическому восприятию политических текстов в социокультурных контекстах.
Практическое значение работы заключается в ее медиа образовательном потенциале. Собранные сведения и анализ фактов можно применять при изучении манипулятивных стратегий в дискурсе в рамках ряда лекционно - практических курсов...
Всё большее количество коммуникативистов и практикующих журналистов отмечают, что скрытое воздействие в современном демократическом обществе является наиболее эффективным и неизбежным [Попова 2015, с.22]. Актуальность работы также обусловлена рядом
факторов:
-возрастание роли интернет-коммуникаций в политической жизни;
• резкое увеличение числа пользователей Интернета и количества посещаемых ими сайтов;
• активизация диалогического общения посредством блогов;
• интерактивность и медиакоммуникативная ориентация электората;
• планомерное проникновение политического влияния в область интернет-коммуникаций.
Феномен манипулирования сознанием как явление социально - политическое и в мировой практике остается малоизученным, несмотря на его фиксацию в западной научной литературе как характеристики повседневности современного политического процесса с 1960-х гг.
Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что массовая коммуникация стала отображением всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, инструментом воздействия.
Средства массовой информации являются одним из главных механизмов влияния на массовое сознание. В то же время стереотипы выступают инструментами, с помощью которых СМИ манипулируют и управляют массовым сознанием.
Значительный вклад в изучение массового создания, массовой информации, феномен толпы и поведения больших социальных групп с позиции психологии внесли в советский периож отечественные исследователи Ю.А. Шерковин, Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили, К.С. Гаджиев, А.А. Гусейнов, Б.Н. Бессонов.
Феномен манипулирования массовым созданием стал фиксироваться в российской научной литературе с середины XX в.
Активное изучение скрытого воздействия на массовое создание возникло в годы «перестройки», когда в стране начались политические и экономические реформы (последние отразились и на телевидении). Исследованием данной проблемы занимались А.И. Власов, С.Г. Кара-Мурза, Е.Л. Доценко, И.М. Дзялошинский, В.Грачев и ИК. Мельник, О.А. Матвейчев, А.Цуладзе, А.Карпов, Е.Д. Палова и др.
Сегодня существует немало работ российских мыслителей и ученых, посвященных массового сознания под воздействием СМИ.
Цель исследования заключается в изучение роли манипулирования массовым сознанием в СМИ.
Для достижения поставленной цели исследования, требуется постановка и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие и сущность массового сознания;
-проанализировать особенности и виды манипулирования массовым сознанием;
-исследовать специфику манипулятивных приемов в СМИ в условиях современного общества;
- рассмотреть роль телевидения в манипуляциях массовым сознанием.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает массовый информационный поток в средствах массовой информации, охватывающий население Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс манипулятивного
воздействия на массовое сознание в СМИ.
Гипотеза исследования: методов и приемов манипулирования массовым сознанием достаточно много. Они оказывают влияние на общество. Источниками манипуляции на телепередачах являются
«медийные» политики и эксперты. То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
В теоретическом отношении работа важна в качестве основы для дальнейшего углубления и расширения представлений о возможностях массового манипулирования сознания в СМИ. Результаты работы позволяют способствовать более критическому восприятию политических текстов в социокультурных контекстах.
Практическое значение работы заключается в ее медиа образовательном потенциале. Собранные сведения и анализ фактов можно применять при изучении манипулятивных стратегий в дискурсе в рамках ряда лекционно - практических курсов...
Проведенное в работе исследование позволило раскрыть особенности и виды манипулирования массовым сознанием.
СМИ играет важную роль в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия.
Информационное пространство вокруг человека включает в себя множество тем различного характера: политического, рекламного, бытового, научного, спортивного, экономического, развлекательного и т. д.
Обычно каждой из тем в СМИ посвящается отдельный текст, однако средства массовой коммуникации используют манипулятивный прием построения составного текста. Суть приема сводится к тому, что происходит накладывание одной темы на другую, наложение одного смысла на другой.
Следует отметить, что обращение к проблеме манипулирования в ходе исследования показало, что данное явление глубоко и неоднозначно. Манипуляция может использоваться в благих целях, однако чаще ее применяют для негативного влияния на сознание и эмоции человека. Манипуляция приводит к искажению картины мира, трансформации представлений, знаний, образов, составляющих сознание человека. Приемы манипуляции разнообразны и их анализ дал понять, насколько сложна и богата тема манипулирования.
Манипулятивные возможности СМИ создают угрозу информационной безопасности личности, которая проявляется сегодня, и будет проявляться сильнее в дальнейшем - деструктивные манипуляции могут привести к глобальной мировой проблеме, которая станет в один ряд с национальными конфликтами, экономическими проблемами и демографическими 49
бедствиями. В связи с этим воздействия, способные против воли и желания личности изменять, формировать мировоззрение личности, и ограничивать свободу выбора приводит нас к необходимости переосмысления роли СМИ как института социализации в современном обществе.
В ходе исследования было проведено анкетирование, связанное непосредственно с выявлением манипулятивных методик в новостных телепередачах и оценкой эффективности подобных методик. что практически все манипулятивные методики органов СМИ, активно используются в выпусках телевизионных новостей в России. В порядке убывания, наиболее используемыми среди них являются:
1. Эффект очередности информации (88%);
2. Упор на эмоции (86%);
3. Мнимый выбор (86%);
4. Использование «лидеров мнений» (84%);
5. Искусственное создание проблем и предложение способов их решения (64%);
6. Отвлечение внимания (48%);
7. Усиление чувства собственной вины (36%).
По итогам анализа различных передач на канале «Первый канал» и «Россия -1» можно сделать несколько выводов:
Во всех рассмотренных передачах выявлено заметное количество примеров, что позволяет говорить о систематичности манипуляции.
Многие примеры содержат в себе целый комплекс отдельных методов, среди которых всё же можно выделить самые популярные. Из методов первой группы явно «лидируют» изменение смысла понятий и суггестивный подбор слов и конструкций, а из второй группы - упрощение, утверждение, апелляция к авторитету, повторение
Во всех рассмотренных передачах ведущие принимают более или менее активное участие в манипуляции.
Источниками манипуляции являются и разного рода «медийные» политики и эксперты . То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
Таким образом, манипулятивные методы государственной информационной политики обладают средним уровнем эффективности. Для повышения эффективности реализации государственной информационной политики и, в частности, ее манипулятивных методов, необходимы такие шаги, как разработка структурированной программы такой политики, обладающей нормативно-правовым характером, развитие существующих и разработка новых манипулятивных методов воздействия на общественное сознание через органы СМИ.
СМИ играет важную роль в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия.
Информационное пространство вокруг человека включает в себя множество тем различного характера: политического, рекламного, бытового, научного, спортивного, экономического, развлекательного и т. д.
Обычно каждой из тем в СМИ посвящается отдельный текст, однако средства массовой коммуникации используют манипулятивный прием построения составного текста. Суть приема сводится к тому, что происходит накладывание одной темы на другую, наложение одного смысла на другой.
Следует отметить, что обращение к проблеме манипулирования в ходе исследования показало, что данное явление глубоко и неоднозначно. Манипуляция может использоваться в благих целях, однако чаще ее применяют для негативного влияния на сознание и эмоции человека. Манипуляция приводит к искажению картины мира, трансформации представлений, знаний, образов, составляющих сознание человека. Приемы манипуляции разнообразны и их анализ дал понять, насколько сложна и богата тема манипулирования.
Манипулятивные возможности СМИ создают угрозу информационной безопасности личности, которая проявляется сегодня, и будет проявляться сильнее в дальнейшем - деструктивные манипуляции могут привести к глобальной мировой проблеме, которая станет в один ряд с национальными конфликтами, экономическими проблемами и демографическими 49
бедствиями. В связи с этим воздействия, способные против воли и желания личности изменять, формировать мировоззрение личности, и ограничивать свободу выбора приводит нас к необходимости переосмысления роли СМИ как института социализации в современном обществе.
В ходе исследования было проведено анкетирование, связанное непосредственно с выявлением манипулятивных методик в новостных телепередачах и оценкой эффективности подобных методик. что практически все манипулятивные методики органов СМИ, активно используются в выпусках телевизионных новостей в России. В порядке убывания, наиболее используемыми среди них являются:
1. Эффект очередности информации (88%);
2. Упор на эмоции (86%);
3. Мнимый выбор (86%);
4. Использование «лидеров мнений» (84%);
5. Искусственное создание проблем и предложение способов их решения (64%);
6. Отвлечение внимания (48%);
7. Усиление чувства собственной вины (36%).
По итогам анализа различных передач на канале «Первый канал» и «Россия -1» можно сделать несколько выводов:
Во всех рассмотренных передачах выявлено заметное количество примеров, что позволяет говорить о систематичности манипуляции.
Многие примеры содержат в себе целый комплекс отдельных методов, среди которых всё же можно выделить самые популярные. Из методов первой группы явно «лидируют» изменение смысла понятий и суггестивный подбор слов и конструкций, а из второй группы - упрощение, утверждение, апелляция к авторитету, повторение
Во всех рассмотренных передачах ведущие принимают более или менее активное участие в манипуляции.
Источниками манипуляции являются и разного рода «медийные» политики и эксперты . То, что их постоянно приглашают на телевидение, свидетельствует о манипулятивных намерениях самих создателей передач.
Таким образом, манипулятивные методы государственной информационной политики обладают средним уровнем эффективности. Для повышения эффективности реализации государственной информационной политики и, в частности, ее манипулятивных методов, необходимы такие шаги, как разработка структурированной программы такой политики, обладающей нормативно-правовым характером, развитие существующих и разработка новых манипулятивных методов воздействия на общественное сознание через органы СМИ.
Подобные работы
- Открытая и скрытая пропаганда в современных СМИ (правовой аспект)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Технологии политического манипулирования в современной Российской Федерации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - МЕДИАОБРАЗ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПРИМЕРЕ ЛОКАЛЬНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Роль СМИ в формировании духовно-нравственных и политических ценностей современного общества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ПОЛИТИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИСПАНСКИХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ НА ПРИМЕРЕ «ПЕРВОГО КАНАЛА»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНОКУЛЬТУР В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ТЕМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКИХ СМИ (на примере концепта «мигрант» в 2011 - 2017 гг.)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ЧИНОВНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017





