Введение 4
Глава 1. Место социальной журналистики в системе массовых коммуникаций 8
1.1. Общая характеристика журналистики на современном этапе 8
1.2. Социальная журналистика 20
1.3. Характеристика сайта «Такие дела» 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Анализ текстов сайта «Такие дела» 33
2.1. Публикация «Мальчик-ураган» 33
2.2. Публикация «Музыка в моей голове» 34
2.3. Публикация «Мы против шлема» 36
2.4. Публикация «Еще одно счастливое лето» 38
2.5. Публикация «Цвета и краски Айрис Грейс» 40
2.6. Публикация «Сорок один день и несколько минут» 42
2.7. Публикация «Поговори со мной» 44
2.8. Публикация «Танцуй, как будто никто не видит» 45
2.9. Публикация «Боятся глупо» 47
2.10. Публикация «Ева и ее дети» 49
2.11. Публикация «Здесь я человек» 50
2.12. Публикация «Кольцо разомкнулось» 51
2.13. Публикация «Выход с минного поля» 52
2.14. Публикация «На всю оставшуюся жизнь» 53
2.15. Публикация «Мальчик, который рискнул» 54
2.16. Публикация «Всегда на твоей стороне» 55
2.17. Публикация «Жизнь после комментария» 57
2.18. Публикация «Лекарство правильных решений» 58
2.19. Публикация «Пожить на последок» 60
2.20. Публикация «Аут» 61
2.21. Публикация «Репортаж с острова сумасшедших» 62
2.22. Публикация «Гордо стоять на коленях» 64
2.23. Публикация «Дойти до края» 66
2.24. Публикация «Сашина любовь» 68
2.25. Публикация «Видеть сердцем» 70
2.26. Публикация «Еще один день» 71
2.27. Публикация «Любовные письма Брайлем» 72
2.28. Публикация «Хочешь не хочешь, а жить надо» 73
2.29. Публикация «Я не сдамся» 74
2.30. Публикация «Квадратные метры для Ангелины» 75
Выводы по второй главе 86
Заключение 88
Библиографический список 90
Приложения 96
Стремительное развитие техники и технологий отражается на всех сферах деятельности человека, в том числе и на журналистике, которая призвана информировать общество, подавать полезную, актуальную информацию по запросу читателя, слушателя, зрителя, а теперь и пользователя Интернета. Изменения в этой сфере происходят настолько быстро, что предсказать, какой будет журналистика в 2025 году, никто не берется.
Несомненно, развитие цифровых технологий, глобальная компьютеризация облегчили журналистам процесс сбора и обработки информации. Теперь эта функция возложена на поисковых роботов, которые аккумулируют информацию с глобальной сети Интернет и подают ее по первому запросу журналиста. И если раньше на написание материала журналист мог потратить один-два дня, то сегодня создание новостей занимает не более часа, а написание масштабного материала, к примеру статьи или интервью, часто занимает не более одного дня.
Компьютеризация и цифровизация мира изменили и формы средств массовой информации. Сегодня стремительными темпами развивается онлайн-журналистика, а также социальные сети, которые заменяют традиционные средства массовой информации. Это приводит к тому, что информации становится больше, но ее качество и достоверность оставляют желать лучшего. Практически каждый человек, имеющий доступ к сети Интернет, может стать ньюсмейкером и создать свое социальное СМИ, в котором будет подавать информацию с точки зрения своего опыта и оценки.
Блоги и форумы открывают новые возможности для подачи информации, ее обсуждения в Интернете. Блоги в определенной мере начинают вытеснять традиционные средства массовой информации или интегрироваться в них.
С развитием технологий изменились и требования к журналисту. Если раньше главными требованиями к корреспонденту были аналитический склад ума, умение писать качественные тексты быстро и грамотно, то сегодня на первый план выходят навыки обращения с компьютером, обработка фотографий, создание видео, умение быстро искать информацию в сети Интернет, обрабатывать и подавать ее читателю.
Изменился и стиль написания журналистских текстов. Сегодня приветствуется инфостиль, который отличается краткостью изложения, сухим описанием фактов на понятном целевой аудитории языке. Изменения коснулись и жанров журналистики. Проникновение Интернета в журналистику способствовало созданию новых журналистских жанров, которые содержат в себе мультимедийные форматы.
Стоит сказать и об изменениях предпочтений аудитории. Если раньше люди получали мало информации извне и журналистика старалась компенсировать дефицит информации обширными материалами в газетах и на телевидении, то сегодня наблюдается противоположная тенденция - большой объем информации. Ежедневно среднестатистический человек получает от 10 до 55 мб информации и просто не успевает вникать в суть или начинает фильтровать объем информации. В связи с этим средства массовой информации стараются сокращать объемы материалов, делая краткую подборку из самых главных элементов события.
Вместе с такими стремительными изменениями в журналистике остается ряд нерешенных проблем, связанных с правовыми рамками деятельности, защитой деятельности журналиста, а также с другими глобальными вопросами, которые влияют на развитие как федеральной, так и региональной журналистики. Наступает новая эра журналистики, которая связана с созданием технологии блокчейн. Именно возможности использования блокчейн открывают перспективы для развития международной журналистики, борьбы с пиратством и плагиатом, открывают возможности для развития рекламной деятельности средств массовой информации и другое...
Современная отечественная журналистика постоянно развивается и изменяется под воздействием геополитических, экономических, социокультурных процессов, которые происходят в обществе. Сегодня журналистика, как и многие другие сферы деятельности человека, развивается в цифровом пространстве: на смену печатным газетам и журналам приходят сайты и порталы, а телевидение вытесняет YouTube и другие видеохостинги.
Изменяются и подходы к самой журналистике.
Если говорить о современной социальной журналистике, то ее стоит рассматривать в двух аспектах:
• в узком плане социальная журналистика призвана решить вопросы
конкретного человека, который чаще всего принадлежит к социально не защищенным слоям общества: дети -сироты, люди, страдающие
неизлечимыми заболеваниями, пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки. В таком случае любой журналистский материал обращен к государству, властям и обществу с целью решения конкретной проблемы конкретного человека здесь и сейчас;
• в широком плане социальная журналистика призвана решить глобальные мировые проблемы, такие как расизм, защита прав женщин, защита прав различного рода меньшинств, глобальное потепление, сохранение фонда живой природы и др.
Ярким примером социальной журналистики в узком плане является специализированный информационный сайт «Такие дела», принадлежащий фонду «Нужна помощь», целью которого является сбор благотворительных средств на решение социальных проблем, активизация благотворительности в стране, активизация волонтерского движения и другие цели.
На сайте собраны публикации в различных жанрах, которые рассказывают о судьбе конкретного героя. Нами были проанализированы 30 статей, размещенных на сайте «Такие дела» с целью выявления их социальных целей и задач, образов героев, а также проблем, на решение которых они направлены.
В ходе анализа были выявлены основные проблемы, а именно:
• сбор средств для поддержания детей, находящихся в детских хосписах;
• адаптация инвалидов, детей с аутизмом к жизни и деятельности в обществе;
• помощь родителям, чьи дети оказались в сложной ситуации;
• помощь старикам и инвалидам.
Главными героями проанализированных материалов чаще всего выступают дети и их родители, которые находятся в сложной ситуации: неизлечимая болезнь, терминальная стадия болезни, инвалидность и другие трудности.
Задачами материалов, опубликованных на сайте, является обращение внимания общественности на проблемы конкретного человека, сбор средств на лечение, реабилитацию и другие мероприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что сайт «Такие дела» является ярким примером современной отечественной социальной журналистики, направленным на решении конкретных социальных проблем конкретных людей.
1. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика: Сборник научных и профессионально-практических работ автора за 1972-2002 гг. - Изд-во «Терра», Ростов-на-Дону, 2002. - 207с.
2. Амзин А.А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Бадмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креализованных текстов): учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
4. Баутина П. Социальная журналистика малых городов России за десятилетие // Вестник Чуваш, ун -та: серия Гуманитарные науки. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. ун-та. - 2007. - №3. - С. 263-270.
5. Баутина П.В. Социальная журналистика малых городов России // Тонус: научное и учебно-методич. издание факультета журналистики и социологии КГУ. Казань, 2007. - №16. - С. 33-34.
6. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Луман. - М.: Медиум, 1995. - 376 с.
7. Бергер А. Нарративы в массовой культуре, средствах массовой информации и повседневной жизни // Контексты современности . - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. - С. 27-34.
8. Богданова Д. Блоги в системе сетевых коммуникаций. - 2006 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.relga.ru Дата обращения: 25.05.2018
9. Богомолова H.H. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 191 с.
10. Болкунов А.Н. Гражданская журналистика в учебной газете: учеб пособие / под ред. В.В. Прозорова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
• 52 с.
11. Бориснев C.B. Социология коммуникации. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 270 с.
12. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В.Анисимовой, Ю.В Марковой; ответ, ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М.: Фонд научн. исследов. «Прагматика культуры», 2002. - 158 с.
13. Благотворительность и СМИ. - М.: Агентство социальной информации. 2005. - 44 с.
14. Бызов Л.Г. Первые контуры постпереходной эпохи //
Социологическое исследование. 2001. - №4. - С. 4-7.
15. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - М.: ВЦИОМ, 2004. - 176 с.
16. В повестке дня социальное сиротство: «дети улиц» на страницах региональных газет. - М.: Независим., ин-т коммуникативистики, 2002. - 320 с...