Введение 2
1. Особенности судебного контроля как способа обеспечения законности в сфере государственного управления 5
1.1. Судебный контроль в системе способов обеспечения 5
государственного управления 5
1.2. Виды судебного контроля в органах государственного управления 7
1.3 Нормативная основа судебного контроля в сфере государственного управления 10
2. Осуществление судебного контроля в сфере государственного управления: современные проблемы 13
2.1 Судебный контроль за исполнением судебных решений 13
2.2 Судебный контроль правоприменительной деятельности 16
2.3. Проблемы судебного контроля за законностью нормативно-правовых актов государственного управления 19
Заключение 26
Список используемых источников 29
Приложения 31
Судебный контроль как способ обеспечения законности в сфере государственного управления — это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).
Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:
• При рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
• При рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
• При рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
• Для проверки законности нормативных правовых актов;
• При рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
• При рассмотрении уголовных дел;
• Рассмотрении жалоб юридических лиц.
Актуальность моей работы также обусловлена тем, что до сих пор нарушаются права и свободы граждан неправомерными действиями органов исполнительной власти; в связи с этим есть множество обращений граждан и организаций по поводу незаконных решений и действий со стороны органов исполнительной власти и должностных лиц.
Следует также сказать о том, что в настоящее время недостаточно раскрыт вопрос о содержании и значении судебного контроля в сфере исполнительной власти. Как правило, рассматриваются только полномочия судов по разрешению споров публичного характера. В этой курсовой работе я рассмотрю подробнее этот способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти, а именно вопрос содержания, сущности, правовой формы и признаков судебного контроля в сфере исполнительной власти. Объектом исследования является судебный контроль.
Предмет исследования – государственные органы власти.
Цель данного исследования заключается в анализе судебного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в функционировании органов исполнительной власти как суверенного, имеющего внутренне присущие отличительные признаки, объективно закрепленные в нормах права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Обобщить суть, цели и задачи судебного контроля.
• Дать краткую характеристику судебной системы и государственных органов исполнительной власти.
• Дать оценку результативности судебного контроля в Российской Федерации.
• Разработать предложения по улучшению судебной системы России.
Информационной базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, монографии, учебные пособия, научные статьи, ресурсы Интернет.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы. В работе использовались учебные пособия и материалы печатных средств массовой информации таких авторов как И.М. Байкина, Н.А. Колоколова, М.Ф. Косолапова, В.А. Ржевского, Т.А. Савельевой, А.Н. Сачкова, Ю.И. Стецовского, В.А. Терехина, Н.М. Чепурновой и др.
Соблюдение законности в государственном управлении обеспечивается системой организационно-правовых средств, которые должны предотвращать любые отклонения от правовых требований в деятельности исполнительной власти и должностных лиц. Своевременно выявлять такие отклонения при их возникновении, устранять выявленные нарушения законности (например, отменить незаконный административный акт), то есть восстановить нарушенные права и законные интересы, привлечь виновных в нарушении закона к ответственности и принять необходимые меры для предотвращения дальнейших отклонений от требований законодательства.
Итак, обеспечить законность в государственном управлении может только согласованная система усилий всего общества, каждого человека с применением всего арсенала средств «борьбы» за законность.
Система реализации законности в государственном управлении вбирает в себя общие условия законности и специальные юридические или организационно - правовые средства обеспечения законности.
Специфическим государственным контролем над государственным управлением является судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации над высшими органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Кроме того, особенности данного контроля связаны с решениями Конституционного суда Российской Федерации.
В заключение курсовой работы я сделала также следующие выводы:
1) Человек является высшей ценностью цивилизованного общества. Права и свободы человека гарантируются государством и его уполномоченными представителями, выполняющие определенные законом обязанности, стоящие перед гражданами. В этом заключается смысл и непреходящее содержание верховенства права и законности в государственном управлении. Принцип законности в государственном управлении носит универсальный, всеобщий характер и не имеет исключений.
2) Контроль не может существовать без законности. Суть законности заключается в соблюдении законов и контроле за их исполнением. Чтобы соблюдались законы, государственное лицо должно обладать прежде всего такими качествами, как добросовестность, ответственность, образованность и правосознательность.
3) Наиболее эффективным методом осуществления контроля является судебный контроль. Это оценка судами действий и решений государственных чиновников и должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и свобод гражданина. Однако и тут существует некий казус. Не секрет, что граждане Российской Федерации менее активны в отстаивании своих интересов, чем граждане европейских стран. Российские граждане могут быть вынуждены обратиться в суд только в ситуациях крайней необходимости, а соответственно, во многих случаях, они стерпят и не захотят добиваться справедливости в суде. В результате, многие неправомерные случаи остаются безнаказанными.
4) При анализе организационно-правовых аспектов усовершенствования системы исполнительной власти в контексте административной реформы в России, особенное внимание следует уделить системным аспектам деятельности исполнительной власти, охватывая институт публичной власти. Первостепенным вопросом является определение конкретных механизмов контроля для обеспечения подконтрольности и эффективности ее работы, путем определения общих принципов функционирования среди других видов органов публичной власти.
5) Теоретические положения об институтах судебного контроля в административно-правовой науке ещё не разработаны. Однако, следует отметить, что судебный контроль является основополагающим способом обеспечения законности и государственной дисциплины наравне с другими видами контроля, а также надзором и контрольно-надзорной деятельностью. Это говорит о том, что данный вид государственного контроля должен быть закреплен как в законодательстве, так и в отечественной правовой науке.
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
• Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
• Закон Р. Ф. Об образовании // утвержден Президентом РФ. – 1996. – Т. 13.
• Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 287 с.
• Аксенович О. А. Понятие и современное значение делегированного законодательства //Общество и право. – 2009. – №. 5 (27).
• Богдановская И. Судебный прецедент и его эволюция //Законность. – 2007. – №. 3. – С. 45-46.
• Богданова О.В. Теория государства и права: Учебное пособие. - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009. - 262 с.
• Бошно С. В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике //Государственное строительство и право. – 2003. – С. 5-21.
• Гурова Т.В. Судебный прецедент как формальный источник права и его место в системе источников права в России // Атриум. 1997. № 3. С. 7.
• Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – " Издательство"" Проспект", 2015.
• Рожкова М.А. Судебный прецедент и судебная практика // Иски и судебные решения: сборник статей. М.: Статут, 2009.
• Шебанов А. Ф. О понятиях источника права и формы права //Правоведение. – 1965. – №. 4. – С. 23.