Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 6
1.1. Понятие, правовое регулирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 6
1.2 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству Российской Федерации 13
Глава 2. Практические аспекты ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 22
2.1 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением 22
2.2 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами 40
Заключение 50
Список использованных источников 55
В качестве главной проблемы ответственности указывают процесс обеспечения законности, профилактики и пресечения каждого совершенного правонарушения, максимально возможное возмещение ущерба причиненного обществу и правовому порядку. В рамках этого указывают следующие значимые социальные задачи: прежде всего, у общества и граждан должно быть уверенность, что правовые нарушения пресекают при помощи соразмерных им закрепленных мер государственного принуждения, что каждый охраняемый по действующему законодательству интерес защищен от незаконного посягательства; а кроме этого то, что борьба с правовыми нарушениями правоохранительными органами проводится строго на основании законов, которые обеспечивают неприкосновенность каждого гражданина, прав и свобод лиц, не совершивших ничего незаконного.
Допустим, данное понимание значимо для главы каждого муниципального образования, который, исполняя свои должностные публичные полномочия почти единолично, может допустить совершение определенного правового нарушения либо пойти на совершение общественно опасного деяния. То, что для такого лица определили на основании действующего законодательства ответственность, говорит про надобность проведения постоянного контроля за действиями публичного должностного лица муниципального органа и, при совершении правонарушений либо иного неисполнения требований законодательства, привлечения данного лица к определенной ответственности.
Важность и значимость настоящего исследования состоит, прежде всего, в следующем: наличие обновленного законодательства в области ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; появление новых норм в области ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; наличие различных точек зрения на варианты дальнейшего развития ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и с учетом исторического опыта, а также опыта других государств.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Предметом настоящего исследования выступают нормы права регламентирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов, а также имеющейся судебной практики проанализировать и определить сущность, особенности, виды ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, и определить на этой основе возможные пути совершенствования действующего законодательства.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие, правовое регулирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
2. Раскрыть виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству Российской Федерации.
3. Проанализировать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением.
4. Изучить ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами.
Методы исследования. Среди методов, которые нашли свое применение в работе можно выделить следующие: индукция и дедукция, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, статистический, метод прогнозирования, сравнительно-правовой метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные теоретические положения и выводы позволяют полнее раскрыть сущность и осветить особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, основные положения данной работы могут послужить дальнейшим исследованиям проблематики ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, и стать полезными при совершенствовании действующего законодательства.
Муниципально-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности. Его планомерное развитие говорит о наличии достаточных оснований для выделения его в качестве особого института отрасли муниципального права.
На данный этапе развития института органов местного самоуправления их права и, что немаловажно, ответственность за совершенные ими деяния как законные, так и противоправные достаточно чётко регламентируется законодательством в соответствии с ныне действующим законодательством. Также стоит отметить, что сейчас органы местного самоуправления являются обособленной единицей, которая сама в праве издавать те или иные акты местного самоуправления, которые позволяют регулировать те или иные отношения, однако если же акт приносит толику незаконности в правоотношения, субъект, чьи права были нарушены вправе подать в суд на конкретный орган и тогда он будет обязан понести полную ответственность - в таких случаях субъект может требовать возмещение как материального, так и морального ущерба, если это утвердит судья. Важно понимать, что ответственность настигает сначала сам орган местного самоуправления, и только потом правосудие настигает конкретное должностное лицо.
У правовой ответственности местного самоуправления есть особенные черты. В пределах правового урегулирования и установления определенных составляющих в федеральных нормативно-правовых актах не следует устанавливать точную структуру, следует ограничиваться общими нормами, определяя основные составляющие развития всей системы. Местное самоуправление является независимым и его не включают в систему государственных органов, а это определяет специфические возможности, но в это же время определяет специфические обязанности в области установления личной системы ответственности, у которой есть специфические особенности обязательные для действенного урегулирования отношений в определенном субъекте федерации. Но, во время бездействия местного самоуправления возникает такое положение при котором появляются нормативно-правовые акты в которых нет значимых составляющих ответственности. Данная ситуация с нормативно-правовыми актами указывает на ограниченное участие граждан в разрешении проблем местного уровня, а это недопустимо на уровне муниципального образования. Незаинтересованность местных органов власти в принятии нужных нормативно-правовых актов указывает на присутствие слабого уровня правовой культуры органов власти и как результат возникает недейственное применение института, как правовая ответственность. Имеющаяся ситуация указывает на надобность разработки на местном уровне разнообразных этических кодексов для должностных лиц, которые будет иметь оценочные составляющие в такой форме, как справедливость, добропорядочность, честность и так далее. Это поспособствует поддержке надобного уровня правовой культуры должностных лиц и развитию профессионализма их работы. Мы считаем, что местное самоуправление должно в разрабатываемых нормативно-правовых актах наиболее детально определять систему ответственности по поводу местного самоуправления и должностных лиц, что даст возможности для исключения возможностей совершения произвольных действий, поспособствует поддержке дисциплины и должной правовой культуры, в деятельности муниципальной власти предоставляя тем самым гражданам реальные возможности для воздействия на функционирование муниципальных органов власти. Только в таком случае, возможно, сформировать действенную систему правовой ответственности местного самоуправления, искореняя тем самым практику отрицательного дублирования федеральных нормативно-правовых актов.
Анализ законодательства РФ показал, что регулирование института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением осуществляется на двух уровнях: государственном и муниципальном.
Анализ правоприменительной практики позволяет констатировать, что он применяется достаточно редко, а процедура отзыва часто заканчивается ещё до голосования по отзыву.
Предлагаемые изменения в институте ответственности органов местного самоуправления перед населением направлены на существенное повышение эффективности их практической деятельности, освобождение всей системы местного самоуправления от некомпетентных и случайно попавших в нее должностных лиц. Одновременно вносимые изменения будут способствовать борьбе с формализмом и бюрократизмом на муниципальном уровне власти и более широкому вовлечению населения в муниципальное управление, послужат дальнейшему развитию демократических начал в конституционном строе Российской Федерации.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в настоящий момент достаточно подробно регламентируется действующим гражданским законодательством РФ. Законодатель, закрепляя вопросы ответственности в данном случае создает особые условия для привлечения данных лиц к ответственности, значение которых определяется специфическим характером деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти лица обладают большими возможностями воздействия на имущественную сферу физических и юридических лиц при осуществлении властных полномочий. При этом содержание такого воздействия неоднозначно, оно имеет возможность связываться с фактами умаления этой сферы. В таком случае законодатель учитывает вероятность нейтрализации негативных последствий такового воздействия и восстановления имущественных интересов пострадавшей стороны. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за невыполнение требований закона не только перед государством, но и перед физическими и юридическими лицами, если результатом несоблюдения правовых предписаний является причинение вреда. Кроме того, необходимо резюмировать различный характер юридической ответственности, наступающей перед физическими и юридическими лицами в отличие от других видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Наказание должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей - это обязательная и важная мера. Определенный вид ответственности назначается в зависимости от формы причиненного вреда физическим или юридическим лицам. Так, например, гражданско-правовая ответственность должностного лица наступает в случае причинения вреда имуществу государственного органа или третьим лицам. Непосредственную ответственность за причиненный вред несет государственный орган, а не должностное лицо. Однако мы считаем правильной мерой, что сумму причиненного ущерба должно выплачивать должностное лицо, которое работает в этом органе. Это стимулирует в дальнейшем выполнять свои должностные обязанности качественно и на высоком уровне.
Вопрос возмещения вреда, причиненного органами местного самоуправления гражданам и юридическим лицам, требует и доктринального уточнения, поскольку необходимо разрешить вопрос о правовой природе ответственности органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами: публично-правовой или частно-правовой. Заслуживает внимания точка зрения, все чаще встречающаяся в литературе, в том числе и в свете анализа положений Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, о необоснованности цивилистической трактовки института возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий органов власти и целесообразности использования средств административного юрисдикционного процесса с целью улучшения правового положения пострадавших от незаконных действий органов власти.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. N 11. 1998.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
9. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
10. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" // "Собрание законодательства РФ", N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
11. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.1995, N 32, ст. 3198 (утратил силу).
12. Устав муниципального образования «Городской округ Мытищи Московской области» (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Городской округ Мытищи Московской области» от 21.04.2016 №4/1) (ред. от 19.06.2019) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Московской области 23.05.2016 №RU503470002016001) // Родники спецвыпуск. №66. 27.05.2016.
13. Решение Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 №8/1 (ред. от 19.11.2019) «О принятии Устава муниципального образования «Город Екатеринбург» (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 27.10.2005 №RU663020002005023) // Вестник Екатеринбургской городской Думы.15.07.2005. №95.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1996, N 5, 1997.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.06.1992 N 7-П "По делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года N 403 "О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года N 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 16.07.1992, N 28, ст. 1634.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2002, N 14, ст. 1374.
17. Астафичев П.А. Муниципальное право России: Учеб. пособ. М.: РТОР; ИНФРА-М, 2018 – С.73.
18. Андреева Л.А. Глава местного самоуправления: правовой статус и полномочия // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(48). – Новосибирск: СибАК, 2018. –231с.
19. Аминов И.Р., Кузнецова Т.И. Ответственность местного самоуправления // Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции: Научный форум: Издательство: Международный центр науки и образования, 2017. С. 127-131.
20. Аминов И.Р., Галеева Л.Д. Ответственность органов местного самоуправления // Наука и образование новое время: Журнал.: Издательство: Экспертно-методический центр, 2018, С. 346-350.
21. Бабун Р.В. Вопросы муниципальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2018 – 150с.
22. Городилова И.А., Соколова Т.Т. Возмещение вреда, причиненного гражданину государством: институт публичного права или частноправовая монополия? // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С. 115 - 122.
23. Зотов В. Б. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ, 2017 – 308с.
24. Исламов А.М. Роспуск представительного органа муниципального образования как форма ответственности в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. №2. С. 21-22.
25. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. Курс лекций. М.: Юристъ, 2017 – 320с.
26. Малявкина Н.В. Отрешение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации от должности глав муниципальных образований / Н.В. Малявкина // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 18. N 5. С. 124.
27. Михайлова А.В., Серов Г.И. Ответственность должностных лиц местного самоуправления // В сборнике: Молодежная наука об актуальных проблемах и перспективах развития отраслей народного хозяйства. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции обучающихся. Новосибирск, 2021. С. 157-160.
28. Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. 3-е изд., перерaб. и доп. Издательство: Учебник, 2017. 362 с.
29. Павлов Н.В., Бостанджиев К.Г. К вопросу о государственном контроле в сфере местного самоуправления / Павлов Н.В., Бостанджиев К.Г. // Эпомен. 2019. № 25. С 51.
30. Павлов Н.В., Облогин Д.Д., Широкая П.А. Проблема формирования института главы муниципального образования / Павлов Н.В., Облогин Д.Д., Широкая П.А. // Эпомен. 2019. №23. С. 229.
31. Павлов Н.В., Фотиадис Р.М. Перспективы и проблемы развития территориального общественного самоуправления в России / Павлов Н.В., Фотиадис Р.М // Эпомен. 2019 . № 24, С. 210
32. Павлов Н.В., Сеферян Д.А. Проблемы взаимоотношений муниципальных образований в Российской Федерации / Павлов Н.В., Сеферян Д.А. // Эпомен. 2019. № 24. С. 203.
33. Разинова Н.А. Проблемы привлечения депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления к муниципально-правовой ответственности и возможные варианты их решения // Молодой ученый. 2019. №45. С. 185-192.
34. Уваров А. А. Эффективность народовластия в соотношении с формами прямого волеизъявления граждан // Конституционное и муниципальное право. 2018. №3. С. 33-34.
35. Чапайкина И.Г. Местное самоуправление в России: реформы и традиции. С-Пб., 2018 - 90с.
36. Чупилкина А.Ф. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за результаты принятых экономических решений // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. №2. С. 17-18.
37. Шафиев Р.Х. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // НоваИнфо. 2016. №44. С. 388-392.
38. Шестакова О.В., Школяренко Е.А. Муниципально-правовая ответственность как часть института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. №5. С. 47-48.
39. Шугрина Е.С., Нарутто С.В., Заболотских Е.М. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и практика.- М.: Юрайт, 2017. С.53.
40. Яковлев В.В. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами // Сибирский юридический вестник. - 2019. - № 3. - С. 31-35.