Особенности управления дошкольным образованием в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ИМ В РОССИИ 8
1.1 Дошкольное образование в России 8
1.2 Особенности управления дошкольным образованием в России 16
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БИЙСКЕ 25
2.1 Система дошкольного образования Бийска 25
2.2 Проблемы дошкольного образования на муниципальном уровне власти .. 32
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ 42
3.1 Проблемы регулирования системы дошкольного образования в России ... 42
3.2 Направления совершенствования системы управления дошкольным
образованием 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
1 СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ИМ В РОССИИ 8
1.1 Дошкольное образование в России 8
1.2 Особенности управления дошкольным образованием в России 16
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БИЙСКЕ 25
2.1 Система дошкольного образования Бийска 25
2.2 Проблемы дошкольного образования на муниципальном уровне власти .. 32
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ 42
3.1 Проблемы регулирования системы дошкольного образования в России ... 42
3.2 Направления совершенствования системы управления дошкольным
образованием 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Основным условием усиления геополитической и экономической роли России является качество образования населения. Система дошкольного образования - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. На современном этапе неизмеримо возросло значение институционального обеспечения процесса реформировании социально ориентированных сегментов государственной (публичной) деятельности, в том числе дошкольного образования.
Дошкольное воспитание и обучение как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов. Низкий уровень заработной платы, непрестижность профессии, отсутствия карьерного роста - вот основные причины отсутствия квалифицированных специалистов. Нехватка грамотных педагогов приводит к тому, что в детских садах низкий уровень образования и воспитания. Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.
Актуальность темы заключается в том, что проблема доступности и качества дошкольного образования - одна из самых острых для россиян. В ходе модернизации дошкольного образования в РФ происходит обновление его содержания в целом, а на муниципальном уровне предполагается преимущественное стимулирование региональных и местных инициатив.
Следовательно, эффективная модернизация дошкольного образования невозможна без совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.
Проблематика функционирования системы дошкольного образования представлена в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.П. Гришаевой, Т. Данилиной, Г.Е. Зборовского, Е.Ю. Ивановой, Н. Коротковой, A.B. Меренкова, Л. Мигее- вой, Н. Михайленко и др.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, считаем, что избранное направление изучения проблем дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирикосоциологической разработки.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть особенности регулирования дошкольного образования в России и Алтайском крае и предложить направления его развития на современном этапе.
Задачи:
• рассмотреть дошкольное образование в России и его уровни;
• выявить особенности управления дошкольным образованием в РФ;
• проанализировать состояние дошкольного образования в г. Бийске;
• выявить проблемы дошкольного образования на муниципальной уровне;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования дошкольного образования в России.
Объектом исследования является система дошкольного образования муниципалитета г. Бийска.
Предметом - экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования дошкольного образования.
Методы исследования. Основным методическим походом работы является программно-целевой метод управления дошкольным образованием, который представляет собой один из видов планирования и управления.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
Дошкольное воспитание и обучение как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов. Низкий уровень заработной платы, непрестижность профессии, отсутствия карьерного роста - вот основные причины отсутствия квалифицированных специалистов. Нехватка грамотных педагогов приводит к тому, что в детских садах низкий уровень образования и воспитания. Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.
Актуальность темы заключается в том, что проблема доступности и качества дошкольного образования - одна из самых острых для россиян. В ходе модернизации дошкольного образования в РФ происходит обновление его содержания в целом, а на муниципальном уровне предполагается преимущественное стимулирование региональных и местных инициатив.
Следовательно, эффективная модернизация дошкольного образования невозможна без совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.
Проблематика функционирования системы дошкольного образования представлена в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.П. Гришаевой, Т. Данилиной, Г.Е. Зборовского, Е.Ю. Ивановой, Н. Коротковой, A.B. Меренкова, Л. Мигее- вой, Н. Михайленко и др.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, считаем, что избранное направление изучения проблем дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирикосоциологической разработки.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть особенности регулирования дошкольного образования в России и Алтайском крае и предложить направления его развития на современном этапе.
Задачи:
• рассмотреть дошкольное образование в России и его уровни;
• выявить особенности управления дошкольным образованием в РФ;
• проанализировать состояние дошкольного образования в г. Бийске;
• выявить проблемы дошкольного образования на муниципальной уровне;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования дошкольного образования в России.
Объектом исследования является система дошкольного образования муниципалитета г. Бийска.
Предметом - экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования дошкольного образования.
Методы исследования. Основным методическим походом работы является программно-целевой метод управления дошкольным образованием, который представляет собой один из видов планирования и управления.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.
Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые «знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.
Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной (“хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).
С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.
Именно органами местного самоуправления ® муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.
Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые «знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.
Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной (“хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).
С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.
Именно органами местного самоуправления ® муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.
Подобные работы
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В
СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И
ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Управление дошкольным образованием в городском округе (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Разработка рекомендаций по совершенствованию городского дошкольного
образования
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Управление в сфере общего образования в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Проблемы правового регулирования дошкольного образования на примере департамента по образованию мэрии города Кызыл
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





