ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ИМ В РОССИИ 8
1.1 Дошкольное образование в России 8
1.2 Особенности управления дошкольным образованием в России 16
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БИЙСКЕ 25
2.1 Система дошкольного образования Бийска 25
2.2 Проблемы дошкольного образования на муниципальном уровне власти .. 32
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ 42
3.1 Проблемы регулирования системы дошкольного образования в России ... 42
3.2 Направления совершенствования системы управления дошкольным
образованием 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Основным условием усиления геополитической и экономической роли России является качество образования населения. Система дошкольного образования - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. На современном этапе неизмеримо возросло значение институционального обеспечения процесса реформировании социально ориентированных сегментов государственной (публичной) деятельности, в том числе дошкольного образования.
Дошкольное воспитание и обучение как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи. полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов. Низкий уровень заработной платы, непрестижность профессии, отсутствия карьерного роста - вот основные причины отсутствия квалифицированных специалистов. Нехватка грамотных педагогов приводит к тому, что в детских садах низкий уровень образования и воспитания. Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.
Актуальность темы заключается в том, что проблема доступности и качества дошкольного образования - одна из самых острых для россиян. В ходе модернизации дошкольного образования в РФ происходит обновление его содержания в целом, а на муниципальном уровне предполагается преимущественное стимулирование региональных и местных инициатив.
Следовательно, эффективная модернизация дошкольного образования невозможна без совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.
Проблематика функционирования системы дошкольного образования представлена в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.П. Гришаевой, Т. Данилиной, Г.Е. Зборовского, Е.Ю. Ивановой, Н. Коротковой, A.B. Меренкова, Л. Мигее- вой, Н. Михайленко и др.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, считаем, что избранное направление изучения проблем дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирикосоциологической разработки.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть особенности регулирования дошкольного образования в России и Алтайском крае и предложить направления его развития на современном этапе.
Задачи:
• рассмотреть дошкольное образование в России и его уровни;
• выявить особенности управления дошкольным образованием в РФ;
• проанализировать состояние дошкольного образования в г. Бийске;
• выявить проблемы дошкольного образования на муниципальной уровне;
• разработать рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования дошкольного образования в России.
Объектом исследования является система дошкольного образования муниципалитета г. Бийска.
Предметом - экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования дошкольного образования.
Методы исследования. Основным методическим походом работы является программно-целевой метод управления дошкольным образованием, который представляет собой один из видов планирования и управления.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.
Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые «знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.
Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной (“хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).
С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.
Именно органами местного самоуправления ® муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст]: Собрание ^законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL // http://consultant.ru
3. Письмо Минобрнауки России от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (вместе с Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации фпо (финансовому обеспечению оказания е государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования)». URL // http://consultant.ru
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011. - № 61. - Доступ из справочно-правовой ^системы «Консультант- Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Авджы Е.А., Скитер Н.Н. Социально-экономические е механизмы управления современным экономическим образованием в дошкольной уоргани- зации // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). - С. 52-54.
6. Аветисян Н.К. Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития // В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XV Международной научно-практической ( конференции : в 2 ч.. 2018. С. 30-32.
7. Айтымбет К.А. Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 7 (49). - С. 81-84.
8. Баланчивадзе И.С., Футкарадзе Д. Дошкольное образование, как способ подготовки воспитанников к школе // Sciences of Europe. - 2018. - № 27-3 (27). - С. 33-36.
9. Борщева Л.И. Методология организации инновационной проектной ( деятельности в дошкольном образовании // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 189-192.
10. Бухалова А.А., Ананишнев В.М. Дошкольное образование в системе образования // В сборнике: Социология образования Материалы круглого стола. - 2017. - С. 58-66.
11. Вилачева М.Н. Право на дошкольное образование и воспитание: конституционно-правовой ^аспект // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. - 2016. - № 5. - С. 37-40.
12. Владимирова Н.А., Шигапова А.Ш., Ожиганова Т.В. Дошкольное образование: опыт и перспективы развития // В сборнике: Дошкольное образование: опыт и перспективы развития сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 13-15.
13. Галимуллина Н.А. Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании // Экономика и социум.- 2015. - № 5-1 (18). - С. 261-266.
14. Ган Н.Ю. Инновации, как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением / Н.Ю. Ган // Вестник Шад- ринского педагогического института. - Шадринск: ШГПИ, 2017. - № 3 (35) - С. 79-85.
15. Глусская Л.Д., Некрасова Е.А. Управление дошкольным образованием на муниципальном уровне // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экономики и управления Материалы I всероссийской научно-практической ( конференции. - 2016. - С. 23-24...