СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 8
1.1 Сущность местного самоуправления и формирование его правовой основы 8
1.2 Эволюция местного самоуправления в России 14
1.3 Становление организационной структуры местного самоуправления 24
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА 30
2.1 Краткая характеристика городского округа - города Барнаула Алтайского края: история и современность 30
2.2 Трансформация организационной структуры органов местного
самоуправления г. Барнаула 34
2.3 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Барнаула 46
3 ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
В настоящее время роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России, составляются одну из основ демократического строя.
Местное самоуправление является фундаментом государства, крепость которого зависит от умения органов местного самоуправления правильно строить свою работу, организовать население муниципальных образований на успешное решение конкретных задач местного значения.
Муниципальная власть реализует политику государства на нижнем, самом близком к населению уровне, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью и пр. Она привлекает граждан к непосредственному участию в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. Это важно с точки зрения того, что демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными процессами, смысл которых, сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека. Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.
Важнейшим условием эффективного местного самоуправления является его организационная структура. Она должна соответствовать его задачам и функциям, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и государственных интересов.
Основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.
В связи с этим очевидна актуальность исследования трансформации структуры и практики организационной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края и возможные критерии оценки ее эффективности.
Научной новизной является попытка выявить и оценить влияние организационной структуры местного самоуправления на эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей и проблем формирования организационной структуры органов местного самоуправления и оценка ее влияния на эффективность их деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ изменения правовых норм и организационной структуры органов местного самоуправления в исторической ретроспективе.
2. Выделить критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
3. Оценить влияние организационной структуры на деятельность органов местного самоуправления.
4. Выявить проблемы в деятельности органов местного самоуправления и сформулировать рекомендации для их преодоления.
Объектом исследования является деятельность органов местного
самоуправления городского округа города Барнаула - Алтайского края.
Предметом исследования является механизм формирования организационной структуры органов местного самоуправления.
В ходе работы применялись такие методы исследования как исторический метод, сравнительно-правовой метод, анализ правовых актов и информационных материалов органов местного самоуправления,
статистические методы.
В работе использованы законодательные и нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, Европейская хартия местного самоуправления, открытая к подписанию 15.10.1985 и ратифицированная Российской Федерацией 11.04.1998, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др., касающиеся исследуемой темы, литературные источники, отчетная документация объекта исследования...
Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и является признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Анализ правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации позволяет согласиться с высказанным в юридической литературе мнением, согласно которому местное самоуправление сочетает в себе элементы государственного и общественного начала. Местное самоуправление сочетает в себе гражданские и правовые институты, играющие важнейшую роль в формировании и развитии гражданского общества.
С помощью органов местного самоуправления осуществляется не только децентрализация управления, но и организация власти на местах, обеспечивающая самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Важнейшим условием эффективного местного самоуправления является его организационная структура. Она должна соответствовать его задачам и функциям, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и государственных интересов.
Считаем, что любые реформы должны проводится с учетом как объективных, так и субъективных факторов. При различных организационных структурах степень зависимости и самостоятельности мнений и позиций играет немаловажную роль и влияет на происходящие эволюционные процессы. Но главным в муниципальной политике должно быть соблюдение принципа, подтверждающего, что даже самая эффективная система управления не будет работать без учета опыта, накопленного предшественниками современных управленцев, сохранения исторических и иных местных традиций, как это заложено в Конституции РФ.
В процессе написания данной работы были решены поставленные задачи: проведен анализ изменения правовых норм и организационной структуры органов местного самоуправления в исторической ретроспективе; выделены критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; проведена оценка влияния организационной структуры на деятельность органов местного самоуправления; выявлены проблемы в деятельности органов местного самоуправления и сформулированы рекомендации для их преодоления.
Анализ трансформации организационной структуры органов местного самоуправления показал, что в Барнауле применялись различные модели формирования представительного органа и избрания главы города. При этом на данном этапе сложно сказать, какая из является оптимальной и более эффективной.
Анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показал, что кроме обязательного перечня показателей, утвержденных Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», существуют и другие критерии, по которым можно оценивать, насколько хорошо осуществляется муниципальное управление.
Полагаем, что выбор новой модели избрания главы города и реализация городских и муниципальных программ будет способствовать повышению эффективности муниципального управления. Вместе с тем, выявленные и обозначенные проблемы нуждаются в дальнейшей проработке и подчеркивают актуальность выбранной темы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание Законодательства Российской Федерации от 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления: совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 10.
3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза ССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК от 6.12.1936. - № 283.
4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7.10.1977) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12.10.1977. - № 41. - Ст. 617.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики (принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10.07.1918) // Собрание узаконений и
распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР от 20.07.1918. - № 51.
6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // Газета «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» от 22.01.1937. - № 20.
7. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята на Внеочередной седьмой сессией Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.
8. О статусе народных депутатов СССР: Закон СССР от 21.12.1989 // Свод законов СССР. - 1990. - Т.1. - Ст. 79.
9. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР от 9.04.1990 // Свод законов СССР. - 1990. - Т.1. - Ст. 267.
10. О местном самоуправлении в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике: Закон РСФСР от 6.07.1991 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010.
11. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления:
Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ //Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.11.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации от
31.12.2018. - № 53 (часть I). - Ст. 8482.
14. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 №44-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 № 497-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7.04.2014. - № 14. - Ст. 1536; Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.2018 № 1 (часть I). - Ст. 81.
15. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ (в ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.06.2014. - № 22. - Ст. 2770.