ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие административно-правового режима пребывания иностранных
граждан в Российской Федерации 8
1.2 Источники регулирования административно-правового режима
пребывания иностранных граждан в Российской Федерации 14
ГЛАВА 2 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 Режим временного пребывания иностранных граждан
в Российской Федерации 22
2.2 Режим временного проживания иностранных граждан
в Российской Федерации 30
2.3 Режим постоянного проживания иностранных граждан
в Российской Федерации 37
ГЛАВА 3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 44
3.1 Основания и меры юридической ответственности за нарушение
административно-правового режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации 44
3.2 Особенности порядка привлечения к юридической ответственности за нарушение административно-правового режима пребывания иностранных
граждан в Российской Федерации 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Развитие международных отношений всегда предполагает, что граждане сотрудничающих государств посещают их, находясь на территории иностранного государства постоянно либо временно. Как следствие возникает вопрос об определении правового положения иностранного гражданина, установлении допустимого объёма прав, которым они наделяются. Подлежат регламентации обязанности, исполнение которых может быть возложено на иностранных граждан, а также решение вопроса о допустимости привлечения иностранного гражданина к ответственности в случае нарушения положений законодательства страны пребывания.
Стоит отметить, что каждое государство по-своему подходит к определению режима пребывания иностранных граждан на своей территории. Специфика присутствует и в России. С одной стороны, все люди признаются равными, имеющими одинаковый объём прав, с другой стороны, граждане всегда находятся в более привилегированном положении, потому что иностранные граждане не могут реализовать часть возможностей, предоставленных гражданам. Вместе с тем и часть обязанностей у них по отношению к государству, подданным которого не является человек, отсутствует.
Изучение существующих в Российской Федерации правил, ограничений, специфики режима пребывания иностранных граждан, объёма
их правосубъектности представляется актуальным в силу того, что в последнее десятилетие Россия всё активнее участвует в международной деятельности. После того, как границы нашей страны стали более прозрачными, а доступ иностранных граждан перестал столь категорично ограничиваться, особенно из тех стран, где негативно относились к социалистическому строю, возникла явная потребность в более детальной проработке норм права, регулирующих их положение.
Законодательство России находится в стадии активного реформирования, вследствие чего появляется необходимость изучать и анализировать уже действующие нормативные правовые акты, выявлять пробелы, а также проблемы практического плана.
Унификация международного права с целью устранения многих проблематичных аспектов, таких как налогообложение, вопросы семейных и брачных отношений, исполнение обязанностей гражданина, не осуществлена, хотя просматривается явная тенденция к её проведению. Вместе с тем можно предположить, что, с учётом международной обстановки в ближайшее время вряд ли данный вопрос найдёт своё решение.
Стоит отметить, что многие вопросы режима пребывания иностранных граждан остаются либо не урегулированными, либо регламентированными незначительно. Недостаточно проработан на законодательном уровне вопрос о правах и обязанностях иностранных граждан в период постоянного либо временного пребывания и проживания на территории России, а также вопрос о постоянном проживании иностранных граждан. Законодательство нашего государства в области административной ответственности граждан за нарушение режима пребывания на территории нашей страны преимущественно связано с установлением ответственности за нарушение порядка въезда и выезда, регистрации на территории государства. С одной стороны, допускается возможность регулирования вопросов на основании международных договоров, с другой стороны количество подобного рода договоров у России очень невелико.
Как следствие возникает потребность проведения исследований положений законодательства и правоприменительной практики с целью выявления наиболее актуальных вопросов и проблем, поиска их решений.
Степень разработанности данной темы можно определить как не очень значительную, в силу того, что исследованию в большинстве случаев подвергаются отдельные аспекты административно-правового статуса иностранных граждан. Например, уделяется внимание вопросам осуществления ими трудовой деятельности, налогообложения, участию в гражданско -правовых и семейных отношениях, статус иностранных граждан исследуется в аспекте миграции и необходимости её регулирования, а также пресечения незаконной миграции.
Режим пересечения границы и ответственность иностранных граждан подвергается анализу достаточно часто, потому что проблема совершения правонарушений в данной сфере присутствует. Комплексных исследований нет.
Среди авторов, уделявших внимание исследованию правового статуса иностранных граждан можно выделить Д.Н. Бахраха, В.Д. Сорокина, А.Т. Боннера, А.Б. Зеленцова, А.М. Арбузкина, М.М. Богуславского, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Нефедова, С.Д. Хазанова...
Завершая изложение результатов исследования, проведённого в связи с написанием настоящей работы, следует подвести итоги и сделать обобщающие выводы.
Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации является комплексным понятием, в основе которого лежит постулат о необходимости соблюдения предусмотренных законодательством государства требования. К их числу относятся такие, как необходимость своевременно выехать за пределы страны по истечении срока разрешённого пребывания, встать на миграционный учёт, а также ряд иных, в том числе своевременно вносить плату за патент на осуществление трудовой деятельности. Запрет на совершение административных проступков и уголовно наказуемых деяний в полной мере распространяется на иностранных граждан.
Режим пребывания иностранных граждан определяется каждым государством самостоятельно, при этом руководство страны принимает решение о том, каков объём прав и обязанностей иностранного гражданина является оптимальным и приемлемым.
Пребывание иностранных граждан в России регулируется не только национальным законодательством, но и нормами международного законодательства, где наибольшее значение имеют международные договоры, участником которых является Российская Федерация. Кроме того, в России традиционно к источникам права относятся подзаконные нормативные акты. Существование судебного прецедента в России не признается, однако для правоприменительной практики большое значение имеют акты Верховного Суда Российской Федерации, а также акты Конституционного Суда Российской Федерации, которые наделены правом толкования Конституции Российской Федерации и проверки на соответствие ей законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено три вида режима нахождения иностранных граждан в нашей стране - это режим временного пребывания, временного проживания и постоянного проживания. Существенное различие между данными режимами заключается не только в допустимой длительности легального нахождения, но и в тех преференциях, которые получают иностранные граждане, в том числе возможность приобретения гражданства нашей страны.
Режим наибольшего благоприятствования в России существует для граждан Евразийского экономического союза, в состав которого входят государства, ранее бывшие членами Союза Советских Социалистических Республик. Во-первых, для них предусмотрен безвизовый режим посещения нашего государства. Во-вторых, они вправе в упрощённом порядке претендовать на получение гражданства России. В-третьих, они менее ограничены в возможности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации по сравнению с теми иностранными гражданами, которые посещают нашу страну в визовом режиме.
Преференции имеют на территории Российской Федерации высококвалифицированные специалисты, приглашаемые для осуществления трудовой деятельности, поскольку государство приветствует приток именно таких кадров.
Анализ норм права и судебной практики позволяет утверждать, что наиболее часто иностранные граждане привлекаются к административной ответственности в том случае, когда они не соблюдают предусмотренные законами России правила пребывания. Привлечение к уголовной ответственности также присутствуют, оно связано с нарушением режима Государственной Границы Российской Федерации. Особенно выделяются те иностранные граждане, которые, зная о существующем для них запрете на пересечение Государственной границы Российской Федерации и пребывание в нашей стране, тем не менее, пересекают её, понимая свою нежелательность в России.
Судебная практика в данной сфере ориентирована в последние годы на соблюдение положений международного законодательства, на котором делает акцент Европейский суд по правам человека. В первую очередь признано недопустимым принятие решения о выдворении иностранных граждан исключительно по формальным основаниям, в силу того, что данный вид наказания содержится в санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации сориентированы на необходимость принимать во внимание такие факторы, как добросовестность, законопослушность иностранного гражданина, наличие у него на территории России семьи, места работы, а также возможность применения в государстве, подданным которого является иностранный гражданин, к нему пыток и бесчеловечного обращения. Получается, что фактически в настоящее время суды в Российской Федерации обязаны ориентироваться не столько на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сколько на правоприменительную практику и толкование норм права, что неверно в связи с тем, что официально существование прецедентной системы в России не признается. Как следствие напрашивается вывод о необходимости внесения изменений в нормы статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации, пункт 4 которой по результатам проведенного исследования предлагается дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации суды обязаны принимать во внимание наличие у иностранного гражданина семьи на территории Российской Федерации, места работы, а также наличие либо отсутствие судимо стей за преступления, совершённые на территории России и привлечения к административной ответственности».
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - № 67.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в городе Риме 4 ноября 1950 г. (ред. от 13 мая 2004) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 2. - Ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
6. Конвенция о сокращении безгражданства: заключена в г. Нью-Йорке 30 августа 1961 г. // Действующее международное право. - Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 247 - 255.
7. Венская Конвенция о праве международных договоров: заключена в Вене 23 мая 1969 г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII. - 1988.
8. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29 июля2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
9. О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 № 3-ФКЗ (ред. от 29 июля 2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 6 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
12. О Государственной границе Российской Федерации: закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Российская газета. - 1993. - № 84.
13. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (ред. от 3 апреля 2017 г.) // Российская газета. - 1993. - № 152.
14. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.
15. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
16. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 6 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475...