Глава 1. Проблема изучения произвольной регуляции у дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие функций произвольной регуляции в онтогенезе 8
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития соматогенного происхождения 15
1.3 Особенности развития произвольной регуляции у дошкольников с
задержкой психического развития 19
1.4 Характеристика основных психокоррекционных направлений работы с
дошкольниками с задержкой психического развития 21
Глава 2. Эмпирическое исследование произвольной регуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования произвольной
регуляции дошкольников с задержкой психического развития 30
2.3 Внедрение результатов эмпирического исследования произвольной
регуляции у дошкольников с задержкой психического развития 40
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения 61
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшнее время сильно увеличилась количество дошкольников с дезадаптивным поведением, которая может обуславливаться несформированностью регуляторных функций. Проблемы с регуляционным компонентом выявляются у дошкольников в совокупности с тем или иным нарушением психического развития [57]. Недостаточность развития произвольной регуляции выявляется у дошкольников с задержкой психического развития (соматогенная форма), и эта недостаточность тормозит адаптивные возможности таких детей в дошкольном учреждении, а в будущем — школе, а также появляются трудности в освоении учебного материала [34]. Исследования многих авторов (О.К. Конопкиной, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.С. Выготского и др.) подтверждают вывод о том, что умение произвольно регулировать свою деятельность — важнейшее условие социализации детей. Данное исследование актуально сейчас, так как повышаются требования системы образования, а, следовательно, и уровня интеллектуальных особенностей, которые напрямую зависят от возможности ребенка регулировать свои действия. Поэтому имеет значение уделять особое внимание выявлению отклонений в регуляционном компоненте психической деятельности у дошкольников с задержкой психического развития, так как этот вид задержки психического развития лучше всего подходит для коррекционной деятельности. Дошкольникам с задержкой психического развития присущи такие характеристики, как: высокая истощаемость психической деятельности, нарушение произвольности дошкольника, снижение тонуса психической деятельности. Все эти аспекты создают преграду для дошкольника в овладении программой обучения и порождают сложности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Существует необходимость в подробном изучении произвольности, чтобы понять механизм ее реализации у дошкольников с задержкой развития [18]. Так же важна разработка психокоррекционных программ с опорой на методы специальной психологии и педагогики, которые базируются на принципе, сберегающем здоровье дошкольника. Больше всего упоминаний по этой тематике встречается в нейропсихологическом подходе [69].
До сих пор остаются, не изучены вопросы, касающиеся механизма и структуры саморегуляции дошкольников. Так же актуальность этого исследования объясняется созданием комфортных и плодотворных условий для помощи детям с задержкой психического развития. Существующие коррекционные программы чаще направлены на коррекцию других видов задержки психического развития (например, задержка церебрально — органического генеза), либо направлены только на коррекцию произвольности в познавательном компоненте деятельности [6]. И так же очень мало программ, технологий для работы с дошкольниками с задержкой психического развития в структуре регуляции психической деятельности, определяющие ее структуру и смысловую нагрузку. Существует потребность разработки подходящей коррекции для детей с задержкой психического развития ввиду специфических отличий этой формы задержки от других. Таким образом, актуальность и новизна данного исследования проявляется в несовпадении требований школы к учебной программе, к уровню развития регуляторных функций дошкольника с задержкой психического развития. Так же несоответствие ожиданий окружения дошкольника к его уровню развития регуляции. Существует так же недоработанность коррекционной программы ввиду недоработанности в ней структуры и смыслового содержания. Произвольная регуляция деятельности представляет из себя многокомпонентную систему, включающую умение дошкольника исправить ошибки, составить план своих действий, скорректировать произвольную деятельность. Регуляция психики позволяет полноценно развиваться другим психическим процессам дошкольника, а именно: восприятию, мышлению, памяти и т.д., и для организации поведения дошкольника в целом. Компоненты произвольности являются основой целенаправленности любого вида деятельности, такой, как учебная. Дошкольники с задержкой психического развития характеризуются изменением формирования познавательной сферы. Но недостаточность целенаправленной помощи в коррекции приводит к тому, что дошкольники с задержкой психического развития не испытывают интереса к изучению материала и у них возникают проблемы в процессе подготовки к школьной программе. Существует необходимость развивать произвольность, как один из важнейших компонентов деятельности дошкольника. Резюмируя все вышесказанное, можно выделить проблему исследования, которая будет заключаться в изучении произвольности, а также ее структуры у дошкольников с нормальным развитием и дошкольников с задержанным психическим развитием. Будет проведена разработка и оценка психокоррекционной программы развития произвольной регуляции, для дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования — изучение особенностей произвольной регуляции психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования — произвольная регуляция психической деятельности.
Предмет исследования — особенности произвольной регуляции дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературные источники по проблеме исследования
2) Провести эмпирическое исследование произвольной регуляции психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития
3) Выявить различия в произвольной регуляции психической деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и группы норма
4) Предложить и оценить нейропсихологическую коррекцию, направленную на формирование функций произвольной регуляции у дошкольников с задержкой психического развития
Гипотезы исследования:
1) Дошкольники с задержкой психического развития имеют более низкий уровень произвольной регуляции, чем дошкольники контрольной группы
2) Эффективность процесса формирования произвольной регуляции деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть обеспечена одновременным применением нейропсихологической коррекции
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории общей, клинической и специальной психологии:
1) Теория системно - динамической организации высших психических функций: П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия
2) Культурно — историческая теория об единстве законов развития нормального и аномального ребенка: Л.С. Выготский, Т.А. Власов, А.Н. Леонтьев
3) Теория функциональных блоков мозга: А.Р. Лурия
4) Концепция социально — биологической интеграции в развитии психической деятельности дошкольников: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С, Цветкова
5) Теория формирующего обучения: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.С. Цветкова, А.В. Цветков, С.Н. Котягина
Методы и методики исследования:
Методы теоретического анализа текста: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение
Методы психологической диагностики: методика «Да и нет», методика «диктант» Д.Б, Эльконина, методика «домик» Н.И. Гуткина, проба Хэда, методика «тест Векслера».
Методы математико-статистические методы обработки данных:
однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, U-критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 268» г. Барнаула. В нем приняли участие 47 дошкольников в возрасте 5 — 6 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы: 20 человек — дошкольники с задержкой психического развития; 27 человек — дошкольники группы норма.
По материалам эмпирического исследования проведена
нейропсихологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития по методике «Школа внимания» Т.В. Ахутиной.
Исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы - 136 источников, из них - 13 на иностранном языке.
Изучение произвольности регуляции у дошкольников с задержкой психического развития является важной и актуальной проблемой в психологии и педагогике, так как развитие регуляторных функций является важным процессом для социальной адаптации и обучения ребенка. Научная литература, посвященная формированию функций управления, затрагивает в первую очередь произвольность управления когнитивными процессами и эмоциональной сферой. Так же в изученной литературе практически нет данных о особенностях развития произвольности, как самостоятельной функции с учетом ее структуры и строения у дошкольников с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Важность формирования произвольной регуляции с учетом ее смыслового содержания и иерархического строения структурных компонентов обуславливается тем, что каждый ее компонент реализуется первоначально на двигательном уровне, являющемся первичным по отношению к когнитивным функциям, а также тем, что все компоненты произвольности вносят особый вклад в ее реализацию. С учетом данных особенностей, коррекционная работа по развитию регуляции должна осуществляться в соответствии с основными законами развития психики.
Проведенное исследование произвольности деятельности у дошкольников с задержкой психического развития соматогенного происхождения позволило выявить значительные отклонения в развитии данной функции, определить специфические трудности, возникающие у дошкольников рассматриваемой категории, раскрыть вызывающие их механизмы.
Подробный анализ трудностей произвольной регуляции, возникающих у дошкольников с задержкой психического развития соматогенного происхождения при выполнении нейропсихологических тестов, исследующих программирование, регуляцию и контроль, позволил обнаружить практические различия по параметру «произвольная регуляция» между состоянием данных функций у дошкольников группы норма и дошкольников с задержкой психического развития.
Исследуемая категория дошкольников имеет трудности произвольной регуляции психической деятельности на всех этапах: двигательном, когнитивном и поведенческом. При выполнении проб на движение регистрировались ошибки компонентов произвольной регуляции, такие, как избирательность: у испытуемых диагностировались трудности в торможении непроизвольных движений, слабая переключаемость с одного элемента на другой, и с программы на программу. Обнаружены сложности в реализации компонента программирования на уровне движений в виде затруднений в повторении заданной взрослым программы и слабость компонента, обеспечивающего контроль движений.
При решении конструктивных заданий возникали ошибки, которые связаны с недостаточным развитием компонентов программирования: испытуемые испытывали сложность последовательного копирования графического изображения, с трудом могли правильно отвечать на заданные вопросы по методикам.
На уровне поведения отмечались отклонения всех компонентов произвольной регуляции. Испытуемые демонстрировали импульсивность и нерасчетливость поведенческих актов, связанные с утомлением, часто отмечались трудности переключения с одного вида деятельности на другой и трудности вхождения в деятельность.
Качественный анализ выполненных заданий позволил не только выявить ошибки регуляторного компонента, но и определить механизм данных отклонений. У дошкольников с задержкой психического развития выявлен первичный дефицит энергетического тонуса психической активности, вторично затрудняющий реализацию произвольного регулирования психической деятельности. Обнаруженный дефицит проявляется в снижении контроля, расслабления и напряжения собственных мышц, слабости общего тонуса, в колебаниях работоспособности, повышенной утомляемости и истощаемости психической активности.
Психокоррекция по формированию произвольной регуляции психической деятельности у дошкольников с задержкой психического развития была построена с учетом смыслового содержания и иерархического строения компонентов, входящих в ее структуру.
Разработанная программа коррекции предполагала систематическое использование сразу нескольких методов (конструктивных,
смыслообразующих, сенсомоторных методов), и включала в себя несколько этапов — диагностика, коррекция и контроль за результатами исследования.
Оценка предложенной психокоррекционной технологии показала улучшение всех компонентов произвольной регуляции у дошкольников с задержкой психического развития. Сравнительный анализ особенностей функций произвольной регуляции с помощью U - критерия Манна - Уитни на этапе констатирующего эксперимента показал достоверные отличия в тестовом задании «домик» (для р <0,05).
Таким образом, эффективность предложенной психокоррекционной технологии подтверждается качественными и количественными данными, полученными в ходе исследования, подтвержденными статистической, математической обработкой. Представленная психокоррекционная технология позволяет выявить особенности произвольной регуляции, создать индивидуальную программу формирования и коррекции произвольной регуляции с учетом ее структурных компонентов, отслеживать и корректировать динамику произвольной регуляции у дошкольников с задержкой психического развития.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. М. 1982. 127 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под. ред. Л.С. Цветковой. М. 2001. 296 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «медицина», 1975. 450 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 2004. 216 с.
5. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб: Питер, 2008. 320 с.
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В.
Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. Школа здоровья. СПб: Питер, 1995. 320 с.
7. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Книга по Требованию, 2003. 332 с.
8. М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский Диагностика Эмоциональных нарушений у дошкольников. М.: УМК, 2003. 288 с.
9. Белопольская H.JI. Психологическая диагностика личности дошкольников с задержкой психического развития. М.: «Когито - центр», 2009. 192 с.
10. Белопольская H.JI. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у дошкольников 7-8 лет. М.: «Когито - центр», 2004. 43 с.
11. Бернштейн, H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1966. 187 с.
12. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. М.: Поматур, 1994. 750 с.
13. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. СПб.: Речь. 2005. 293 с.
14. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр
«педагогический поиск», 1998. 299 с.
15. Бихевиорально - когнитивная психотерапия дошкольников и подростков / под. ред. Ю.С. Шевченко. СПб.: Речь, 2003. 558 с.
16. Брагина H.H. Функциональная асимметрия человека. М.:
Медицина, 1981. 201 с.
17. Вайзман Н.П. Психомоторика дошкольников — олигофренов. М.: Педагогика, 1976. 104 с.
18. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М. 1998. 152 с.
19. Венгер JI.A., Бугрименко Е.А., Цукерман Н.К. Готовность к школе. М.: «Знание», 1994. 192 с.
20. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 189 с.
...