Введение 2
1. Роль и значение конституционно-правового регулирования при выполнении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
2. Актуальные проблемы теории и практики выполнения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Перспективы развития…………12
Заключение 24
Список использованных источников 26
Необходимость осуществления процессов по проведению в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов обрела перманентную основу и проводится почти во всех государствах. В регламентации процессов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и дефиниции их имплицитного содержания существует интерес превалирующей части сообщества в мире, а вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных актов стали особо важными и по ним проводятся скрупулёзные дискуссии на международном и на национальном уровнях.
Предмет и объект. В качестве объекта выступают государственные юридические отношения по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов.
Предмет представляет собой юридическое регламентирование отношений выбора принципов госполитики вопросов деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов, ее форм и соответствующих механизмов реализации на различных исторических этапах.
Цель настоящей работы является получение научных обоснованных выводов специфики генезиса и совершенствования юроснов госполитики России по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов и выделение ведущих трендов развития в ближайшее время, а также предложение внесения соответствующих изменений в нормативные документы путем предложения законопроекта в приложении к настоящей работе.
В процессе написания курсовой необходимо было дать решение таким задачам:
а) выявить процессы, которые имели воздействие на появление юроснов политики деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов;
б) изучить юросновы воплощения госполитики России вопросов деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов;
в) разобрать исторические и юридические основы генезиса госполитики вопросов деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов;
г) исследовать сущность госполитики России по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов и ее юррегламентирования в России;
д) выделить специфику реализации юроснов актуальной политики РФ по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов;
е) используя полученные результаты, дать обоснованные рекомендации по ведущим направлениям оптимизации политики РФ по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов путем дефиниции соответствующих юрсредств.
Методология работы применяет диалектические законы и категории, а также положения научного плана по юросновам политики по вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов. В качестве базовых методов применялись такие как:
а) метод систематизации;
б) исторический метод;
в) компаративный метод, состоящий в сравнении и противопоставлении разных взглядов по изучаемому вопросу.
Кроме этого, применялись общие научные теоретические методы (отбор, обобщение, синтез и анализ, полная и объективная оценка научного материала).
Теоретическая база работы образована научными обоснованными выводами, которые содержатся в научных монографиях и статьях, которые посвящены актуальным вопросам деятельности органов прокуратуры в части антикоррупционной экспертизы нормативных актов. В ходе исследования госполитики РФ по данным вопросам использовались фундаментальные теоретические положения, а также теоретические концепты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.
Нормативной базой оказалась совокупность источников, регламентирующих госполитику выполнения антикоррупционной экспертизы НПА: Конституция РФ; ФКЗ и ФЗ; подзаконные НПА; решения КС РФ; нормативные акты МВД РФ.
Борьба с коррупцией является сферой находящейся на особом месте в деятельности российского государства, о чем свидетельствуют комплексы принятых мер, где в первую очередь профилактическую роль играет антикоррупционная экспертиза. Установление в законодательстве федерального уровня специальными НПА регламентирования антикоррупционной экспертизы НПА свидетельствует о том, какую особенную роль в борьбе с коррупцией отводится данному юридическому институту.
Антикоррупционная экспертиза вне всякого преувеличения выступает средством для повышения эффективности российского законодательства и преодолении изъянов нормотворчества.
Предметом антикоррупционной экспертизы выступают НПА и их проекты, выпущенные органами госвласти и муниципальными органами, а также нормы, которые в них содержатся и регламентируют социальные отношения, выступающие в качестве объекта для экспертизы. В выполнении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, а именно органы госвласти и муниципальные органы, другие органы и организации, а также граждане, обладающие полномочиями ее выполнять в инициативном порядке.
Все коррупциогенные факторы законодатель подразделяет на 2 группы:
а) которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы по усмотрению либо возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
б) которые содержат неопределенные, трудновыполнимые и (либо) обременительные требования к гражданам и организациям.
Принципы антикоррупционной экспертизы НПА ориентированы на реализацию целей, которые определены действующим законодательством. Методика и перечень коррупциогенных факторов едины для всех субъектов выполнения экспертизы, при этом правила определяют порядок выполнения антикоррупционной экспертизы исключительно Минюстом РФ и используются при выполнении самодостаточной антикоррупционной экспертизы.
Результаты выполнения антикоррупционной экспертизы должны быть отражены в соответствующих требованиях и заключениях. Для оценки законодательства на предмет проявления коррупции в РФ создаются все необходимые условия: принимаются регламентирующие НПА, которые устанавливают процедуру и методику по выполнению экспертизы, ликвидацию обнаруженных в ее ходе коррупциогенных факторов, определяются те субъекты, которые наделены полномочиями для выполнения экспертизы, с учетом длительного времени реализации антикоррупционного законодательства субъектами выполнения экспертизы выработан эмпирический опыт по экспертной работе, сформирована практика для оперативного обнаружения и тотальной ликвидации коррупциогенных норм.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) с изменениями 01 июля 2020 года // РГ. 1993 год, 25 декабря. - № 237.
2. ФКЗ 17 декабря l997 года «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ (в редакции ФКЗ 7 мая 2013 года № 3-ФКЗ) // СЗ РФ. 22 декабря 1997 год. № 51. - Ст. 5712.
3. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1 // «Собрание законодательства РФ», 20 ноября 1995 год, № 47, ст. 4472.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (редакция 17 мая 2021 года) // РГ. 2001 год, 31 декабря. - № 2868.
5. ФЗ 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в редакции от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ 12 апреля 2002 года №9-П) // РГ. 19 октября 1999 года. - № 206.
6. ФЗ 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в редакции 30 апреля 2021 года № 117-ФЗ). - Текст: электронный ресурс // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - (дата обращения 10 января 2022 года).
7. ФЗ «О полиции» № 3-ФЗ 07 февраля 2011 года (в редакции 05 апреля 2021 года) // Российская газета. 2011 год. 10 февраля. - № 28.
8. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ 04 мая 2011 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_113658/ (дата обращения: 10 января 2022 года).
Подзаконные акты
9. Указ Президента РФ 9 марта 2004 года № 314 (редакция 20 ноября 2020 год) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Текст: электронный ресурс // Официальный интернет-портал Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20611 (дата обращения 10 января 2022 год).
10. Указ Президента РФ 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (в редакции 12 декабря 2014 года). - Текст: электронный ресурс // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. - (дата обращения 10 января 2022 год).
11. Указ Президента РФ 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции 20 ноября 2020 года). - Текст: электронный ресурс // Официальный интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. – (дата обращения 10 января 2022 год).
12. Указ Президента РФ 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в редакции 25 октября 2010 года №1060) // СЗ РФ. 24 мая 2004 года. № 21. Ст. 2023.
13. Указ Президента РФ 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 02 июля 2007 года. № 27. Ст. 3256.
14. Указ Президента РФ № 314 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Текст: электронный ресурс // Официальный интернет-портал Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20611 (дата обращения 10 января 2022 год).
15. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Утверждено Постановлением Правительства РФ 30 июня 2004 года № 322). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48298/691b6cb762d936caa8543c8112444126e9153798/ (дата обращения: 10 января 2022 года).
II Специальная и учебная литература
16. Агутин, А. В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. - Москва: РГГУ, 2015. - 202 c.
17. Андреева Ю.А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий / Ю.А. Андреева // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2016 год. - №1 (32). - С. 55-60.
18. Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» // Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. - 2018 год. - №2. - С. 6-8.
19. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. Т. 1. № 43. С. 57-60.
20. Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в РФ // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2016 год. - №19-2. - С. 239-242.
24. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор в системе местного самоуправления // Законность. - 2017 год. - №11 - С. 14-16.
25. Большая юридическая энциклопедия / В.В. Аванесян, С.В. Андреева, Е.В. Белякова. - Москва: Эксмо, 2015 год. - 688 с.
26. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса / М. Баранов // Право и жизнь. - 2018 год. - №189 (3). - С. 68-100.
27. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересм. и доп. - Москва: Норма, 2018. - 816 с.
28. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. Монография. - М.: Буквоед, 2016. - С. 71.
29. Воронин О.В. Прокурорский надзор в РФ: вопросы общей части: Учебное пособие. - Томск: Изд-во НТЛ, 2017 год. – 192 с.
30. Воеводина, Т. Г. Деятельность прокурора по защите жилищных прав несовершеннолетних / Т.Г. Воеводина, Е.В. Кремнева, М.Л. Огурцова. - Москва: СИНТЕГ, 2016 год. - 208 c.