Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы института антикоррупционной экспертизы

Работа №110686

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1.1.Антикоррупционная экспертиза: международно-правовые основы
регулирования
1.2.Антикоррупционная экспертиза в системе противодействия
коррупции по нормам законодательства Российской Федерации
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СУБЪЕКТЫ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
2.1.Понятие, содержание и виды антикоррупционной экспертизы
2.2.Правовое положение и полномочия субъектов антикоррупционной
экспертизы
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ
3.1.Рассмотрение пробелов и недостатков процедуры
антикоррупционной экспертизы. Изучение статистики и
правоприменительной практики
3.2.Формирование альтернативных путей решения наиболее
актуальных проблем при проведении антикоррупционной экспертизы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Для защиты от влияния недостаточно обоснованных экспериментов над государством и обществом все государства создают крайне консервативную, противодействующую новациям правовую систему. Это позволяет противостоять ситуативной динамике политической жизни и пропускать только объективно обоснованные, гарантирующие прогресс изменения. В этом отношении законодательство всех стран достаточно консервативно.
В то же время, несмотря на консерватизм, законодательство не статично и постоянно совершенствуется. Развитие законодательства характеризуется поиском оптимального баланса между выполнением государством своих функций, обеспечивающим достойный уровень жизни граждан, качественное удовлетворение основных социальных потребностей, безопасность и экономическое развитие и снижением социального бремени государства в условиях нестабильной экономической ситуации.
В настоящее время большая часть ведущих мировых держав законодательно закрепляет верховенство демократических принципов, основными из которых являются принципы открытости, гласности и прозрачности осуществления государственной власти и смежных институтов, в т. ч. правосудия. Однако на практике за безупречными правовыми постулатами зачастую скрывается менее оптимистичная и радужная картина объективной правовой реальности.
Одной из глобальных проблем, с которой пришлось столкнуться как развитым, так и развивающимся государствам стала коррупция[ Gilman S.C. Presidential Ethics and the Ethics of the Presidency // Annuals, AAPSS. 1995. № 537. P. 58 - 75; Grossman, G. and Helpman, E. Protection for Sale // The American Economic Review. Vol. 84. 1994. No. 4. P. 833 - 850; Roberts R.N. and Doss M.Jr. Public Service and Private Hospitality. A Case Study in Federal Conflict-of-interest Reform // Public Administration Review 52. 1992. P. 52; Rohr J.A. Ethical Issues in French Public Administration // Public Administration Review 51. 1991. P. 283 - 297; Stark A. Public Sector Conflict of Interest at the Federal Level in Canada and the U.S.: Differences in the Understanding and Approaches // Public Administration Review 52. 1992. P. 427 - 437].
Коррупция выступает одним из главных факторов, негативно влияющих фактически на каждую сферу общественных отношений. При этом такое влияние во много раз губительнее, когда «лазейки» для совершения коррупционных преступлений содержатся в самих текстах нормативно-правовых актов.
В этом аспекте Российская Федерация, к сожалению, не явилась исключением, продемонстрировав один из наиболее высоких показателей уровня коррумпированности. В 2000 году согласно данным организации Transparency International, Россия занимала 82 из 90 возможных мест в рейтинге. Данная ситуация наряду с другими негативными факторами обусловила формирование масштабной государственной программы по противодействию коррупции, которая на сегодняшний день позволяет констатировать положительную динамику достижения цели: в 2016 году РФ по аналогичным показателям занимала 131 место из 176.
Предпринятые меры были представлены как ратификацией ряда международно-правовых актов (Конвенция ООН против коррупции, Страсбургская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и др.), так и комплексной работой по принятию внутренних профильных нормативно-правовых актов, в частности Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о
противодействии коррупции), а также и внесению изменений в иные нормативные правовые и подзаконные акты (Федеральные законы «О государственной гражданской службе», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие), регулирующие функционирование ключевых государственных институтов.
Действующее законодательство (п. 2 ст. 6 Закона о противодействии коррупции) в качестве одной из мер, направленных на противодействие коррупции, называет экспертизу правовых актов и их проектов. Данная превентивная мера является важным инструментом в системе противодействия коррупции, однако она не лишена недостатков. Ее актуальность и значимость, необходимость дальнейшего исследования и совершенствования обусловлена следующими факторами:
На сегодняшний день, из шести мер, направленных на профилактику коррупции, только одна из них - экспертиза нормативных правовых актов - вынесена в отдельный Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе), что явственно свидетельствует о выделении данной меры и ее формирование в качестве самостоятельного правового института.
Следует, однако, отметить, что Закон об антикоррупционной экспертизе состоит всего из пяти статей, которые в силу своей минималистичности не могут обеспечить единство и полноту правового регулирования. Кроме этого, указанный Закон не содержит самого понятия «антикоррупционная экспертиза», а только указывает на принципы ее проведения и наиболее вероятные коррупциогенные факторы.
Сложившаяся ситуация обусловила принятие в субъектах РФ подзаконных нормативных правовых актов, аналогичных по своему содержанию указанному Закону, но более детализированных и учитывающих специфику и потребности конкретного субъекта (области, региона и т.п.), что в свою очередь также не способствует формированию единого правового пространства и выработке единообразной правоприменительной практики.
Актуальная редакция Закона также как и Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Постановление Правительства № 96), призванное внести ясность в процедуру проведения экспертизы, на сегодняшний день не раскрывают вопросов,
касающихся механизма взаимодействия осуществляющих ее
субъектов (представителей органов государственной и муниципальной власти, органов прокуратуры и независимых экспертных органов (юридических и физических лиц). Кроме этого, необходимо подчеркнуть, что в отличие от заключений прокуратуры независимые антикоррупционные эксперты не обладают «всей полнотой власти». Заключения, представляемые по результатам проведения независимой экспертизы, носят рекомендательный, но не обязательный характер, что в свою очередь оказывает отрицательное воздействие на гражданскую активность в вопросах противодействия коррупции.
Степень разработанности темы исследования.
В качестве теоретических источников настоящего исследования выступили работы отечественных исследователей как в области общей теории государства и права, так и специальных отраслевых юридических дисциплин.
Учитывая, что институт антикоррупционной экспертизы для российских правовых реалий является новацией, необходимо отметить, что по данному вопросу имеется не так много фундаментальных правовых исследований. Так необходимо отметить такие работы как: монографическое исследование Е.И. Галяшиной и Е.Р. Россинской[ Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: Монография / Е.Р. Российская, Е.И. Галяшина. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. 185 с.], работу Н.А. Лопашенко[ Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональные аспекты) / Под ред.: Лопашенко Н.А. М.: Юрлитинформ, 2011. 248 с.], диссертационные исследования Ю.И. Ворониной [ Воронина Ю.И. Антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2016. 218 с.] , Е.-Д.С. Третьяковой [ Третьякова Е.-Д.С. Правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (конституционно - правовое исследование на материалах деятельности территориальных органов Министерства юстиции в субъектах Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2010. 253 с.], Е.И. Юлегиной[ Юлегина Е.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в системе взаимодействия ее субъектов (административно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 203 с.].
Среди научных работ (пособий, специализированных учебных курсов) можно указать следующие работы: фундаментальный труд С.А. Авакьяна, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.[ Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. 568 с.], работы К. Головицкого[ Головицкий К. Диагностика коррупциогенности законодательства. М., 2004. 64 с.], П.А. Кабанова[ Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: Терминологический словарь / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2010. 121 с.] и др.
При этом нельзя не отметить наличие достаточно большого количества статей по исследуемой проблематике, при этом подавляющее количество из них было создано за последние несколько лет. Данные исследования носят фрагментарный характер и раскрывают отдельные проблемы исследуемого института.
Так, изучением места антикоррупционной экспертизы в системе мер противодействия и предотвращения коррупции, актуальных проблем и вопросов совершенствования рассматриваемого института занимались такие исследователи как: В.В. Астанин[ Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 5 - 9; Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза законодательства в развитии практики и методики // Мониторинг правоприменения. 2016. №3. С. 4 - 8 и др.], Д.Ю. Гончаров[ Гончаров Д.Ю. Возможности антикоррупционной экспертизы в расследовании коррупционных преступлений // Российская юстиция. 2012. № 11. С. 21 - 27.], М.В. Жерновой[ Жерновой М.В. Противодействие коррупции на муниципальном уровне: состояние и проблемы. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 1. С. 22 - 25.], А.В. Кириллин[ Кирилин А.В. Антикоррупционная экспертиза НПА: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики // Юстиция. 2016. № 3. С. 52 - 62.], Е.А. Маслакова[ Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 24 - 26.], О.Н. Мигущенко[ Мигущенко О.Н. Проблема предупреждения коррупционного поведения муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 2. С. 16 - 18.], С.В. Филатов[ Филатов С.В. Антикоррупционная экспертиза: практика и проблемы реализации //
Законность. 2014. № 9. С. 40 - 42.] и др.
Указанные работы наряду с сопутствующей нормативно-правовой базой составили теоретическую основу исследования.
Методологическая основа исследования представлена такими методами, как анализ, синтез, системный и сравнительно-правовой методы, а также статистический и формально-юридический подходы (методы).
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов по поводу и в процессе ее проведения.
Предмет исследования составляют теоретические и правовые основы института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в РФ, выявление проблемных аспектов в процедуре ее проведения на федеральном и региональном уровнях, а также формирование предложений по их оптимизации и устранению.
Цель исследования состоит в системном изучении института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, как одного из ключевых направлений антикоррупционной политики в РФ, а также формулировка альтернативных предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования определены следующие задачи:
-изучить зарубежный опыт и международно-правовые основы регулирования проведения антикоррупционной экспертизы;
-выявить место, роль и правовое регулирование антикоррупционной экспертизы в разрезе отечественного законодательства;
-рассмотреть подходы к определению «антикоррупционная экспертиза» по нормам федерального и регионального законодательства;
-определить содержание и виды антикоррупционной экспертизы;
-изучить правовое положение и полномочия субъектов антикоррупционной экспертизы;
-дать характеристику наиболее актуальным проблемам, возникающим при проведении антикоррупционной экспертизы. Изучить статистику выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах по данным Минюста России и Генпрокуратуры РФ, провести анализ правоприменительной практики по исследуемому вопросу;
-сформулировать альтернативные пути решения существующих проблем с учетом положений национального плана по противодействию коррупции на 2018 - 2019 годы.
Научная новизна работы заключается в комплексном анализе проблем организации и проведения антикоррупционной экспертизы, результаты которого могут быть использованы в дальнейшей научной разработке рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость работы заключается в выработке предложений по решению затронутых в работе проблем и путей совершенствования законодательства. Результаты работы могут быть использованы:
1)при разработке соответствующих нормативных актов;
2)при практическом применении законодательства об антикоррупционной экспертизе;
3)в учебной деятельности средних и высших учебных заведений.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сложно подвергать сомнению то обстоятельство, что существенное количество коррупционных правонарушений совершается вследствие несовершенства законодательства. Поэтому нельзя недооценивать роль и значение антикоррупционной экспертизы.
Благодаря применению антикоррупционной экспертизы значительно повышается качество правотворчества благодаря снижению числа трудновыполнимых, неопределенных, взаимоисключающих требований, содержащихся в нормативных предписаниях, а также устранению пробельности и коллизионности законодательства.
По результатам проведенного исследования для повышения эффективности антикоррупционной экспертизы предлагаются
нижеследующие меры.
1.Скорректировать преамбулу Закона об антикоррупционной экспертизе, дополнив ее указанием на проблему, для решения которой принят данный закон, - существование коррупционных практик и создаваемых ими рисков, в основе которых лежит коррупциогенность отечественного законодательства, сформированного и поддерживаемого с применением норм, их дефектов и правовых формул, содержащихся в отечественных нормативных правовых актах (правовые предпосылки коррупции).
При закреплении указанного определения далее могут быть уточнены цели антикоррупционной экспертизы и последующая оценка ее эффективности, заключающейся не в выявлении и даже устранении отдельных коррупциогенных факторов, а в снижении уровня коррупциогенности нормативных правовых актов.
2.Закрепить положение о том, что цель антикоррупционной экспертизы заключается в предотвращении возникновения и ликвидации коррупционных практик и рынков посредством снижения степени коррупциогенности нормативных правовых актов, которые регулируют ту или иную сферу деятельности, благодаря предотвращению возникновения правовых предпосылок коррупции, их выявлению и устранению. Таким образом, произойдет уточнение статуса антикоррупционной экспертизы. Аналогичное уточнение статуса антикоррупционной экспертизы как инструмента профилактического воздействия на коррупцию необходимо отразить также и в требованиях к порядку проведения антикоррупционной экспертизы.
3.Раскрыть в тексте закона определения понятий «коррупциогенные факторы» и «коррупциогенные нормы».
При этом коррупциогенные факторы должны быть определены не только посредством их конкретных признаков, но также посредством указания на суть таких признаков. Это позволит устранить фактически действующее в настоящее время ограничение перечня коррупциогенных факторов, которые выявляются и устраняются из нормативных правовых актов. Соответствующие положения можно закрепить, изложив ч. 2 ст. 1 Закона об антикоррупционной экспертизе в новой редакции.
4.Расширить и уточнить объектный состав антикоррупционной экспертизы.
5.Уточнить перечень субъектов антикоррупционной экспертизы.
6.Более детально регламентировать специальный статус института антикоррупционной экспертизы в процессах нормотворчества и правоприменения.
7.Закрепить в перечне принципов антикоррупционной экспертизы также принцип публичности (прозрачности) антикоррупционной экспертизы и ее результатов, предусматривающий, в числе прочего, обязательность публикации соответствующих экспертных заключений, в частности принять следующие меры по повышению информационной прозрачности результатов антикоррупционной экспертизы.
8.Уточнить имеющиеся, а также добавить дополнительные требования относительно порядка проведения антикоррупционной экспертизы.
9.Внести изменения в Приказ Минюста РФ от 27.07.2012 № 146, касающиеся предъявления дополнительных требований к независимым экспертам, помимо обязательного наличия высшего юридического образования и стажа работы, заключающихся в обязательном прохождении курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки по проведению антикоррупционной экспертизы, либо сдавших специальный квалификационный экзамен в соответствующем органе юстиции.
По оценкам Минюста России, лишь 10 % независимых экспертов после получения соответствующего статуса занимаются на практике проведением экспертизы.
Очевидно, что низкая активность независимых экспертов напрямую связана с недостатками законодательного обеспечения, а также с отсутствием моральных стимулов. Рекомендательный характер заключения не стимулирует общественность на участие в проведении антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. Именно отсутствие должных стимулов является основной причиной бездействия большей части аккредитованных независимых экспертов.
Решением этой проблемы может стать разработка государственной программы, направленной на функциональную поддержку независимых экспертов, создание условий для образования и обмена опытом, эффективное взаимодействие граждан и государства, увеличение количества граждан в качестве аккредитованных независимых экспертов, прочие мероприятия, способствующие развитию и укреплению деятельности независимых экспертов в области антикоррупционной политики.
10.После внесения и апробации соответствующих изменений в Методику, включить ее в текст Закона об антикоррупционной экспертизе, что придаст ей признак обязательности.


1.Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) //Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
2.Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2394.
3.Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2004. - № 33. - С. 225 - 260.
4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
5.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
6.Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3108.
7.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
8.Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» //Собрание законодательства РФ. -2009. - № 29. - Ст. 3609.
9.Указ Президента РФ от 28.10.2005 № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 44. - Ст. 4536.
10.Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по
противодействию коррупции» // Российская газета. - 2008. - 22 мая.
11.Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане
противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» //Собрание
законодательства РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1985.
12.Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 № 195 «Об
утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» //Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 10. - Ст. 1240 (документ утратил силу в связи с изданием Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
13.Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 № 196 «Об
утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» //Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 10. - Ст. 1241 (документ утратил силу в связи с изданием Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
14.Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - 2010. - 5 марта.
15.Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. -2009. - № 19. - Ст. 2346...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ