СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
1.1. Социальные сети: общая характеристика 7
1.2. История интеграции СМИ и социальных сетей 15
1.3. Особенности и проблемы взаимодействия СМИ и социальных
сетей 22
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ИД «КОММЕРСАНТ», ИД «АЛТАПРЕСС», ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТОЛК» И ТЕЛЕКАНАЛА «ДОЖДЬ»)
2.1. Характеристика анализируемых СМИ 28
2.2. Взаимодействие федеральных СМИ ИД «Коммерсант» и телеканала
«Дождь» с социальными сетями 33
2.3. Взаимодействие региональных СМИ телеканала «Толк» и ИД
«Алтапресс» с социальными сетями 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
1.1. Социальные сети: общая характеристика 7
1.2. История интеграции СМИ и социальных сетей 15
1.3. Особенности и проблемы взаимодействия СМИ и социальных
сетей 22
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ИД «КОММЕРСАНТ», ИД «АЛТАПРЕСС», ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТОЛК» И ТЕЛЕКАНАЛА «ДОЖДЬ»)
2.1. Характеристика анализируемых СМИ 28
2.2. Взаимодействие федеральных СМИ ИД «Коммерсант» и телеканала
«Дождь» с социальными сетями 33
2.3. Взаимодействие региональных СМИ телеканала «Толк» и ИД
«Алтапресс» с социальными сетями 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы исследования. Для современных средств массовой информации (СМИ) работа с социальными сетями - это такая же неотъемлемая часть коммуникации с аудиторией, способ поддерживать свою конкурентоспособность. Социальные сети - это простой и эффективный инструмент продвижения СМИ. Он не требует больших вложений и дополнительной технической базы.
В пользу сотрудничества СМИ с социальными сетями, как правило, приводят два главных аргумента. Первый: социальные сети меняют модели потребления информации и классические формы подачи материала. Второй: социальные сети - это источник трафика, платформы доступа к активной аудитории, которую можно сделать лояльной изданию. Остальные аргументы сводятся к тому, что в социальных сетях есть аудитория, и СМИ желают ее монетизировать.
В современном мире, где большая часть людей проводят время в интернете, средствам массовой информации необходимо взаимодействовать с социальными сетями, чтобы удержать и привлечь новую аудиторию. Следует выделить 3 основных формы взаимодействия: журналисты могут использовать социальную сеть как пользователи, социальная сеть - площадка для продвижения СМИ и социальная сеть - источник информации.
Все вышеперечисленные формы взаимодействия в равной степени легко реализуются в силу доступности и популярности социальных медиа для массовой аудитории и, несомненно, это влечет за собой ряд проблем. Взлом аккаунтов, что, впрочем, является проблемой всех коммуникационных площадок интернет-ресурсов, конкуренция с непрофессиональными журналистами и блоггерами, действующими в социальных сетях, смещение фокуса внимания с сайта СМИ на социальную сеть и другие.
Степень разработанности проблемы исследования. При изучении вопроса и написании работы мы использовали научные статьи, справочную и специальную литературу, исследования, посвященные проблемам взаимодействия СМИ и социальных сетей: Винник В.Д. «Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу» [Винник В.Д, 2012], Засурский И. «Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования» [Засурский И, 2007], Мансурова В.Д. «Социальные сети и СМИ: учебное пособие» [Мансурова В.Д, 2016], Петрова Е. «Интернет - СМИ и социальные сети: этапы конвергенции» [Петрова Е, 2014], Дужникова А.С. «Социальные сети: современные тенденции и типы пользования» [Дужникова А.С, 2010] и другие. Проблемы и особенности взаимодействия СМИ и социальных сетей в целом изучены подробно, однако исследований работы аккаунтов конкретных СМИ в социальных сетях крайне мало.
Цель исследования - выявить и проанализировать особенности и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику социальным сетям.
2. Изучить историю интеграции СМИ и социальных сетей .
3. Выявить и проанализировать теоретические аспекты особенностей и проблем взаимодействия СМИ и социальных сетей .
4. Провести анализ взаимодействия краевых СМИ ИД «Алтапресс», «Толк» и социальных сетей.
5. Провести анализ взаимодействия федеральных СМИ ИД «Коммерсант», телеканала «Дождь» и социальных сетей.
Объект исследования - процесс взаимодействия СМИ и социальных сетей.
Предмет исследования - особенности, формы, способы и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей.
Гипотеза исследования. В современной действительности СМИ активно взаимодействуют с социальными сетями. Последние давно уже стали частью медийной системы, как и средства массовой информации. Однако взаимодействие федеральных СМИ с социальными сетями представлено большим спектром форм и способов, нежели взаимодействие региональных СМИ с ними.
Методы исследования: качественный анализ и контент-анализ материалов краевых и федеральных СМИ на собственных сайтах и в социальных сетях, экспертное интервью со специалистами, отвечающими за взаимодействие с социальными сетями анализируемых СМИ.
Эмпирическая база исследования: Издательский дом «Алтапресс», телеканал «Толк», издательский дом «Коммерсант» и телеканал «Дождь», их материалы и социальные сети, с которыми взаимодействуют данные СМИ. При выборе СМИ для проведения эмпирического исследования мы руководствовались следующим: сайт «Алтапресс» - один из самых влиятельных и читаемых информационных источников Алтайского края, расширяющий с каждым годом свое влияние. Телеканал «Толк», недавно появившийся и малоизученный, - информационно-развлекательный канал города Барнаула, имеющий интересный формат и стиль подачи материала. ИД «Коммерсант» - одно из крупнейших и влиятельных СМИ России. Телеканал «Дождь» - федеральное СМИ с независимым мнением и взглядами на происходящее.
Новизна результатов исследования. СМИ и социальные сети достаточно изучены на сегодняшний день, однако серьезных научных исследований особенностей и проблем их взаимодействия - единицы. Данная работа уделяет этим вопросам пристальное внимание . Мы проанализировали аккаунты ведущих федеральных и региональных СМИ во всех основных социальных сетях, взяли интервью у SMM специалистов анализируемых СМИ, выявили и исследовали способы и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей на конкретном эмпирическом материале. А проведенные экспертные интервью позволили получить эксклюзивный практически ориентированный материал по данной проблеме.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты данного исследования могут помочь повысить эффективность взаимодействия СМИ и социальных сетей, приблизиться к решению проблем их взаимодействия.
Апробация работы. Основные идеи работы были представлены на научной студенческой конференции «Мой выбор - НАУКА!» 27 мая 2020 в городе Барнауле на базе Алтайского Государственного Университета.
В пользу сотрудничества СМИ с социальными сетями, как правило, приводят два главных аргумента. Первый: социальные сети меняют модели потребления информации и классические формы подачи материала. Второй: социальные сети - это источник трафика, платформы доступа к активной аудитории, которую можно сделать лояльной изданию. Остальные аргументы сводятся к тому, что в социальных сетях есть аудитория, и СМИ желают ее монетизировать.
В современном мире, где большая часть людей проводят время в интернете, средствам массовой информации необходимо взаимодействовать с социальными сетями, чтобы удержать и привлечь новую аудиторию. Следует выделить 3 основных формы взаимодействия: журналисты могут использовать социальную сеть как пользователи, социальная сеть - площадка для продвижения СМИ и социальная сеть - источник информации.
Все вышеперечисленные формы взаимодействия в равной степени легко реализуются в силу доступности и популярности социальных медиа для массовой аудитории и, несомненно, это влечет за собой ряд проблем. Взлом аккаунтов, что, впрочем, является проблемой всех коммуникационных площадок интернет-ресурсов, конкуренция с непрофессиональными журналистами и блоггерами, действующими в социальных сетях, смещение фокуса внимания с сайта СМИ на социальную сеть и другие.
Степень разработанности проблемы исследования. При изучении вопроса и написании работы мы использовали научные статьи, справочную и специальную литературу, исследования, посвященные проблемам взаимодействия СМИ и социальных сетей: Винник В.Д. «Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу» [Винник В.Д, 2012], Засурский И. «Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования» [Засурский И, 2007], Мансурова В.Д. «Социальные сети и СМИ: учебное пособие» [Мансурова В.Д, 2016], Петрова Е. «Интернет - СМИ и социальные сети: этапы конвергенции» [Петрова Е, 2014], Дужникова А.С. «Социальные сети: современные тенденции и типы пользования» [Дужникова А.С, 2010] и другие. Проблемы и особенности взаимодействия СМИ и социальных сетей в целом изучены подробно, однако исследований работы аккаунтов конкретных СМИ в социальных сетях крайне мало.
Цель исследования - выявить и проанализировать особенности и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику социальным сетям.
2. Изучить историю интеграции СМИ и социальных сетей .
3. Выявить и проанализировать теоретические аспекты особенностей и проблем взаимодействия СМИ и социальных сетей .
4. Провести анализ взаимодействия краевых СМИ ИД «Алтапресс», «Толк» и социальных сетей.
5. Провести анализ взаимодействия федеральных СМИ ИД «Коммерсант», телеканала «Дождь» и социальных сетей.
Объект исследования - процесс взаимодействия СМИ и социальных сетей.
Предмет исследования - особенности, формы, способы и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей.
Гипотеза исследования. В современной действительности СМИ активно взаимодействуют с социальными сетями. Последние давно уже стали частью медийной системы, как и средства массовой информации. Однако взаимодействие федеральных СМИ с социальными сетями представлено большим спектром форм и способов, нежели взаимодействие региональных СМИ с ними.
Методы исследования: качественный анализ и контент-анализ материалов краевых и федеральных СМИ на собственных сайтах и в социальных сетях, экспертное интервью со специалистами, отвечающими за взаимодействие с социальными сетями анализируемых СМИ.
Эмпирическая база исследования: Издательский дом «Алтапресс», телеканал «Толк», издательский дом «Коммерсант» и телеканал «Дождь», их материалы и социальные сети, с которыми взаимодействуют данные СМИ. При выборе СМИ для проведения эмпирического исследования мы руководствовались следующим: сайт «Алтапресс» - один из самых влиятельных и читаемых информационных источников Алтайского края, расширяющий с каждым годом свое влияние. Телеканал «Толк», недавно появившийся и малоизученный, - информационно-развлекательный канал города Барнаула, имеющий интересный формат и стиль подачи материала. ИД «Коммерсант» - одно из крупнейших и влиятельных СМИ России. Телеканал «Дождь» - федеральное СМИ с независимым мнением и взглядами на происходящее.
Новизна результатов исследования. СМИ и социальные сети достаточно изучены на сегодняшний день, однако серьезных научных исследований особенностей и проблем их взаимодействия - единицы. Данная работа уделяет этим вопросам пристальное внимание . Мы проанализировали аккаунты ведущих федеральных и региональных СМИ во всех основных социальных сетях, взяли интервью у SMM специалистов анализируемых СМИ, выявили и исследовали способы и проблемы взаимодействия СМИ и социальных сетей на конкретном эмпирическом материале. А проведенные экспертные интервью позволили получить эксклюзивный практически ориентированный материал по данной проблеме.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты данного исследования могут помочь повысить эффективность взаимодействия СМИ и социальных сетей, приблизиться к решению проблем их взаимодействия.
Апробация работы. Основные идеи работы были представлены на научной студенческой конференции «Мой выбор - НАУКА!» 27 мая 2020 в городе Барнауле на базе Алтайского Государственного Университета.
В рамках нашего исследования мы проследили основные этапы становления и развития социальных сетей. Узнали, как зарождалось взаимодействие СМИ и социальных сетей, выявили этапы их интеграции.
Мы пришли к выводу, что современные СМИ стоят перед необходимостью адаптации своего контента под каждый отдельный канал коммуникации, в том числе и под каждую социальную сеть. Следуя актуальным тенденциям развития социальных сетей, СМИ может расширять свою аудиторию, потенциал которой в социальных сетях на данный момент является наивысшим.
Кроме этого, мы дали краткую характеристику каждому из анализируемых нами СМИ - издательский дом «Коммерсант», телеканал «Дождь», издательский дом «Алтапресс», телеканал «Толк», проанализировали их аккаунты во всех самых популярных социальных сетях и взяли экспертные интервью у 8ММ специалистов анализируемых СМИ.
«Коммерсант» взаимодействует с социальными сетями тремя способами, описанными в первой главе. Социальные сети - площадка для присутствия СМИ, журналисты издательского дома создают личные аккаунты в социальных сетях, а также социальные сети (паблики и неофициальные группы) являются для издательского дома источниками информации. К сожалению, узнать принципы и проблемы взаимодействия «изнутри» не удалось, т.к. не получилось связаться с 8ММ специалистом издательского дома.
Телеканал «Дождь» уделяет большое внимание продвижению в социальных сетях, создавая единый стиль аккаунта, адаптируя контент под каждую социальную сеть и взаимодействуя с аудиторией. Главная проблема при ведении социальных сетей «Дождя», по словам Сабины Балишян, в аудитории. Постоянная аудитория телеканала сформировалась только в «Facebook», в остальных социальных сетях встречается много случайных людей.
Региональные СМИ не уступают в продвижении в социальных сетях федеральным СМИ. И телеканал «Толк», и издательский дом «Алтапресс» имеют качественные аккаунты в социальных сетях, особенно, в Instagram. Они знают свою аудиторию и работают с ней, создают привлекательный «визуал» и интерактив в профилях.
Подводя итоги исследования, мы можем сделать вывод о необходимости учитывать особенности каждой платформы, ее формата, ограничений, и реализовывать контент в каждой социальной сети по- разному. Такой подход обуславливает популярность СМИ в социальных сетях и дает большой прирост трафика на сайт издания, телеканала, портала.
Также в ходе исследования было выяснено, что аудиовизуальным СМИ легче взаимодействовать со многими площадками, это обусловлено мультимедийностью подобных платформ, где приоритет отдается «картинке», а не тексту. Публикации с изображениями и гиперссылками являются наиболее часто используемым типом контента в сообществах СМИ на сайтах социальных сетей.
По мнению опрошенных экспертов, плагиат является главной проблемой взаимодействия СМИ и социальных сетей. Она будет сохраняться, пока не будут созданы регулирующие органы, законодательно закрепленные положения об ответственности за воровство контента в социальных сетях и пока они не будут отлажено работать. Сегодня же регулирование информации на данных платформах носит расплывчатый характер, и СМИ пытаются бороться с этой проблемой самостоятельно.
Гипотеза исследования подтверждена частично. Да, в современной действительности СМИ активно взаимодействуют с социальными сетями. Последние давно уже стали частью медийной системы, как и средства массовой информации. Однако взаимодействие федеральных СМИ с социальными сетями представлено таким же спектром форм и способов, как и взаимодействие региональных СМИ с ними.
Разумеется, это исследование имеет перспективы для дальнейшего развития: инструменты продвижения аккаунтов СМИ в социальных сетях обновляются и совершенствуются; большое значение и в дальнейшем имеет предотвращение плагиата и борьба с проблемами взаимодействия СМИ и социальных сетей, а также - исследование новых способов взаимодействия, не изученных ранее.
Мы пришли к выводу, что современные СМИ стоят перед необходимостью адаптации своего контента под каждый отдельный канал коммуникации, в том числе и под каждую социальную сеть. Следуя актуальным тенденциям развития социальных сетей, СМИ может расширять свою аудиторию, потенциал которой в социальных сетях на данный момент является наивысшим.
Кроме этого, мы дали краткую характеристику каждому из анализируемых нами СМИ - издательский дом «Коммерсант», телеканал «Дождь», издательский дом «Алтапресс», телеканал «Толк», проанализировали их аккаунты во всех самых популярных социальных сетях и взяли экспертные интервью у 8ММ специалистов анализируемых СМИ.
«Коммерсант» взаимодействует с социальными сетями тремя способами, описанными в первой главе. Социальные сети - площадка для присутствия СМИ, журналисты издательского дома создают личные аккаунты в социальных сетях, а также социальные сети (паблики и неофициальные группы) являются для издательского дома источниками информации. К сожалению, узнать принципы и проблемы взаимодействия «изнутри» не удалось, т.к. не получилось связаться с 8ММ специалистом издательского дома.
Телеканал «Дождь» уделяет большое внимание продвижению в социальных сетях, создавая единый стиль аккаунта, адаптируя контент под каждую социальную сеть и взаимодействуя с аудиторией. Главная проблема при ведении социальных сетей «Дождя», по словам Сабины Балишян, в аудитории. Постоянная аудитория телеканала сформировалась только в «Facebook», в остальных социальных сетях встречается много случайных людей.
Региональные СМИ не уступают в продвижении в социальных сетях федеральным СМИ. И телеканал «Толк», и издательский дом «Алтапресс» имеют качественные аккаунты в социальных сетях, особенно, в Instagram. Они знают свою аудиторию и работают с ней, создают привлекательный «визуал» и интерактив в профилях.
Подводя итоги исследования, мы можем сделать вывод о необходимости учитывать особенности каждой платформы, ее формата, ограничений, и реализовывать контент в каждой социальной сети по- разному. Такой подход обуславливает популярность СМИ в социальных сетях и дает большой прирост трафика на сайт издания, телеканала, портала.
Также в ходе исследования было выяснено, что аудиовизуальным СМИ легче взаимодействовать со многими площадками, это обусловлено мультимедийностью подобных платформ, где приоритет отдается «картинке», а не тексту. Публикации с изображениями и гиперссылками являются наиболее часто используемым типом контента в сообществах СМИ на сайтах социальных сетей.
По мнению опрошенных экспертов, плагиат является главной проблемой взаимодействия СМИ и социальных сетей. Она будет сохраняться, пока не будут созданы регулирующие органы, законодательно закрепленные положения об ответственности за воровство контента в социальных сетях и пока они не будут отлажено работать. Сегодня же регулирование информации на данных платформах носит расплывчатый характер, и СМИ пытаются бороться с этой проблемой самостоятельно.
Гипотеза исследования подтверждена частично. Да, в современной действительности СМИ активно взаимодействуют с социальными сетями. Последние давно уже стали частью медийной системы, как и средства массовой информации. Однако взаимодействие федеральных СМИ с социальными сетями представлено таким же спектром форм и способов, как и взаимодействие региональных СМИ с ними.
Разумеется, это исследование имеет перспективы для дальнейшего развития: инструменты продвижения аккаунтов СМИ в социальных сетях обновляются и совершенствуются; большое значение и в дальнейшем имеет предотвращение плагиата и борьба с проблемами взаимодействия СМИ и социальных сетей, а также - исследование новых способов взаимодействия, не изученных ранее.
Подобные работы
- СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Интеграция региональных интернет-СМИ в социальные сети
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Медиатекст интернет-СМИ в социальных сетях: особенности
трансформации (на примере интернет-изданий Sportbox.ru, Sports.ru и
Sport24.ru)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Алтайские СМИ в социальных сетях (на примере краевого
информационного телеканала «Катунь 24»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - АКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ С АУДИТОРИЕЙ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021



