Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Работа №90844
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметархеология
Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава 1. Формирование доступной среды в музеях России для лиц с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1. Доступная среда и категории людей
С ограниченными возможностями здоровья 9
1.2. Доступность музеев России для различных
категорий посетителей 16
Глава 2. Доступная среда в
государственных музеях Алтайского края 25
2.1. Опыт работы с особой группой посетителей в
государственных музеях г. Барнаула 25
2.2. Условия доступности Всероссийского мемориального музея-заповедника имени В.М. Шукшина и Алтайского государственного мемориального музея
имени Г.С. Титова для посетителей 34
Заключение 43
Список источников и литературы 48
Список сокращений 54
Приложения 55


Актуальность исследования. Отношение к людям с ограниченными возможностями было не всегда благоприятным. Долгое время для этой группы населения ничего не делалось. Но с середины XX в. постепенно начало меняться отношение к людям с ограниченными возможностями. Первая на этот путь встала Швеция .
В России 1990-е гг. была составлена нормативная база для создания доступной для инвалидов среды обитания.
В настоящее время ряд авторов занимаются теоретическими вопросами создания доступной среды в музеях Алтайского края.
Цель работы - изучить и представить результаты реализации программы «Доступная среда» в государственных музеях Алтайского края. Исходя из этого, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт деятельность отечественных музеев по работе с особой группой населения;
2. Выявить архитектурные особенности зданий, в которых находятся государственные музеи Алтайского края и оценить их доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Изучить опыт работы с особой группой населения в государственных музеях Алтайского края: Алтайском государственном краеведческом музее (АГКМ), Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), Государственном художественном музее Алтайского края, Всероссийском мемориальном музее-заповеднике В.М. Шукшина и Алтайском государственном мемориальном музее Г.С. Титова.
Объект исследования - доступная среда в музеях России.
Предмет исследования - доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственных музеях Алтайского края.
Территориальные рамки работы охватывают территорию Алтайского края, где действуют Алтайский государственный краеведческий музей, Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Государственный художественный музей Алтайского края (г. Барнаул); Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина (с. Сростки, Бийский район); Алтайский Государственный мемориальный музей Г.С. Титова (с. Полковниково, Косихинский район).
Хронологические рамки исследования отражают период с 1990-х гг. (со времени формирования нормативной базы в Российской Федерации, связанной с устройством доступной среды для особой группы населения) и до мая 2019 г. (времени последнего обращением к источникам).
Степень изученности темы. На протяжении нескольких десятилетий, а особенно в последние годы специалисты различных направлений активно изучают программу «Доступная среда». Анализируют ее главные аспекты, опыт реализации. Данная тема также касается и музеев.
В журнале «Музей» З.Н. Вревская (2016) в своей статье раскрывает опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных музеях.
М. Пасынкова (2017) , Е. Киселева (2017) , Е. Фокина (2017) пишут о работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья в музеях Российской Федерации.
В статьях Л. Степко (2017) и К. Бессараб (2017) представлен новый масштабный проект «Инклюзивный музей», инициированный Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) в сотрудничестве с социальным проектом «Колесо Обозрения» и поддержанный Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Цель проекта — поддержка лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами.
Терентьева А. (2017) , Ваньшина О., Ваньшин С. (2017) , Пасынкова М. (2008) , Тимашева И. (2008) в своих статьях задаются вопросам решения возникающих проблем при практической реализации программы «Доступная среда».
Исследователи Н. Санина (2017) , И. Гавриленко (2017) делятся опытом проведения специальных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Авторы М. Щербакова (2017) , В. Определенов, Ю. Бузина (2016) , О. Ваньшина, С. Ваньшин (2009) , Е. Медведева (2008) , А. Шагаева, О. Платонова (2017) анализируют опыт создания доступных музеев.
Леонтьева Е. Г. (2001) перечислила и охарактеризовала требования к формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и в общественных местах.
В статьях Одинцовой О.В. (2013) , (2015) представлен опыт работы, с людьми с ограниченными возможностями здоровья, сотрудников государственных музеев г. Барнаула.
Исходя из выше сказанного, мы можем увидеть, что тема доступной среды активно изучается. Однако отсутствуют обобщающие публикации, которые бы всесторонне осветили опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и по реализации программы «Доступная среда» в Государственных музеях Алтайского края.
Источниковая база исследования представлена разными источниками, объединенными нами в несколько групп.
Первую группу источников составляют нормативные и законодательные документы. Всеобщая декларация прав человека, установленная резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года провозгласила право на равные возможности всех людей. При написании работы были использованы Федеральные законы: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет обязательство органов власти всех ступеней, организаций и предприятий всех видов собственности обеспечивать свободный доступ людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры, создавать условия для незатруднительного использования любых видов пассажирского транспорта, информации и средствами связи . В Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации в 6 главе указывается, что все граждане имеют равные права доступа к музейному фонду Российской Федерации.
Вторую группу источников составили официальные сайты музеев: Алтайского государственного краеведческого музея , Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая26, Государственного художественного музея Алтайского края , Алтайского Государственного мемориального музея Г.С. Титова , Всероссийского мемориального музея- заповедника В.М. Шукшина .
В статьях, размещенных на интернет сайтах можно ознакомиться с
30;31;32;33
понятие, что такое доступная среда , с содержанием самой программы
«Доступная среда», изучить карту доступности объектов , выявить актуальность вопроса о доступной среде .
Третья группа источников - это статьи, опубликованные в средствах массовой информации. В выпусках газет «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул» выявлен ряд публикаций по теме исследования. В статье Т. Поповой (2017) рассмотрены реалии доступной среды одной из главных улиц города Барнаула. В статье Сомова (2012) представленные результаты реализации проекта «Шаг навстречу», который включал в себя ряд конкурсов, в которых участвовали люди с ограниченными возможностями здоровья. Ливер К. (2014) делится информацией о доступности туристических мест Алтая.
В статье «Предание городской среды» сообщено об экскурсии, разработанной в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая для глухих детей. Я. Ключкова (2017) раскрывает особенности проведения мероприятия в Алтайском государственном краеведческом музее для детей с нарушением зрения. В качестве источников также выступают музейные здания и экспозиции государственных музеев.
Методология и методика работы. При написании работы были использованы общенаучные методы (анализ, классификация), которые позволили проанализировать опыт работы с особой группой населения в зарубежных и отечественных музеях, сгруппировать полученную информацию и сделать выводы.
Апробация. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на занятиях по дисциплине «Спецсеминар» и на ряде научных конференций:
1. XVIII, XIX городские научно-практические конференции молодых ученых «Молодежь-Барнаулу» (г. Барнаул, 2016 г., 2017 г.);
2. XXIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (г. Барнаул, 2017 г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и источников, списка сокращений, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


При реализации равного доступа граждан к объектам социальной, общественной, транспортной и другой инфраструктуры, а также возможности свободно перемещаться по любому выбранному маршруту, нужно соблюдать ряд требований, которые прописаны в нормативных актах и некоторых рекомендациях.
Для того, чтобы музей был доступен для посещений особой группы населения с ограниченными возможностями здоровья, при проектировании нового здания изначально должны быть включены пандусы, лифтовые помещения, широкие двери и коридоры, по которым легко передвигаться на кресле-коляске, и специально оборудованные туалетные помещения. Если же здание историческое - то сделать его интерьеры доступным сложно, но возможно. Например, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» при реставрации объектов проектировщики сумели вписать в здание XVIII в. лифты и пандусы. Не каждый музей может позволить себе такое, но все равно следует искать варианты. К примеру, организовать службу, которая поможет нуждающимся в этом при входе в здание и в самом музее .
При создании новой экспозиции или реэкспозиции нужно использовать тактильные и цветовые указатели. К тактильным, можно отнести: рельефные напольные плиты, которые помогают слабовидящим и слепым лицам ориентироваться в пространстве; надписи, сделанные шрифтом Брайль. Цветовые указатели помогают увидеть перепады высоты, направления к выходу и т.д.
Если музей и прилегающая к нему территория оснащены пандусами и прочими элементами — это не значит, что он полностью доступен для людей с ограниченными возможностями здоровья. В музеях следует создавать постоянные и временные экспозиции с учетом требований посетителей с ограниченными возможностями здоровья и проводить различные мероприятия. Среди них, в последние годы, популярна арт-терапия. В классическом понимании арт-терапия представляет самовыражение через визуальные искусства: графику, фотографию, живопись, рисование и др. Методы арт-терапии перешли из психологии и помогают эмоциональному, интеллектуальному и личностному развитию человека. Рассматривая опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, было замечено, что отдельные музеи акцентирует свое внимание на представлении мероприятий для определенной группы посетителей. Так, например, сотрудники Музея современного искусства «Гараж» проводят мероприятия, на которых читают книги, демонстрируют фильмы в сопровождении субтитров. Специально для людей с нарушением слуха проводятся экскурсии на жестовом языке. В российских музеях активно внедряются видеогиды на жестовом языке.
Ряд музеев работает с людьми с нарушением интеллектуального развития. С данной категорией очень сложно работать так, как в эту категорию входят люди с большим спектром умственных нарушений. Для этой группы активно используется арт-терапия. Например, в Национальном музее Ре спублики Ко ми проводятся мероприятия, на которых дети создают арт-объекты, познают мир и учатся общению друг с другом.
Использую опыт зарубежных коллег, в отечественных музеях активно работают с людьми в нарушеием зрения. Для данной группы посетителей проводятся специальные экскурсии, в которых вспомогательным материалом служат предметы, которые можно подержать в руках и изучить их. Создаются специальные экспозиции. К примеру, сотрудники музеев изобразительного искусства создают SD-модели живописных полотен, при 44
помощи которых люди с нарушением зрения могут тактильно «рассмотреть» картины. Создаются копии скульптуры, предметов быта и прочих экспонатов, которые помогают познавать и изучать мир незрячим или слабовидящим людям.
Музеям оказывают помощь различные организации. Финансовую поддержку осуществляют благотворительные фонды, частные и юридические лица, банки. Сбербанк помогает в организации программы «Меняющийся музей в меняющемся мире». Данная программа участвует в создании выставок, конкурсов и различных мероприятий.
Многие государственные музеи Алтайского края находятся в зданиях, которые являются историческими памятниками (АГКМ, ГМИЛИКА и др.). По этой причине сложно переоборудовать здание в соответствии со «СНиП 35-01-2001 «До ступность зданий и сооружений для людей с ограниченной по движностью», не нарушив внешний облик объектов. Поэтому некоторые музеи оформляют дополнительный вход, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями. Встречаются факты грубых нарушений рекомендаций при создании доступной среда. Так в Алтайском государственном мемориальном музее Г.С. Титова пандус на входе в кассу не соответствует требованиям, что является препятствием для людей, которые передвигаются на кресле-коляске.
Для людей с нарушением зрения в государственных музеях Алтайского края проводятся различные мероприятия. Активное участие в этом процессе принимает Алтайский государственный краеведческий музей. В нем каждый последний четверг месяца проводят занятие для учащихся 1-4 классов «КГБОУ Алтайской общеобразовательной школы №2». В Всероссийском мемориальном музее-заповеднике В.М. Шу кшина также проводят занятия для людей с нарушением зрения. Ос обенно во стребованы экскурсии, ко торые пр оводятся для инвалидов по зрению общества инвалидов г. Би йска и для во спитанников Кокшинской специальной (коррекционной) об щеобразовательной школы-интерната.
Также проводятся отдельные мероприятия для лиц с нарушением слуха и интеллектуального развития. В ГМИЛИКА иногда проводят экскурсию для глухих на жестовом языке. В одном из филиалов этого музея для детей с особенностями развития проводят развивающие занятия.
На официальных сайтах музеев можно воспользоваться виртуальными турами и посетить музеи, не выходя из дома. Часть сайтов, кроме сайта Алтайского государственного краеведческого музея и Государственного художественного музея Алтайского края, открываются в формате для слабовидящих.
Не только в государственных музеях ведется активная работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья, но и в других тоже. Например, в Тальменском районном краеведческом музее в рамках проекта «Шаг навстречу» была проведена лекционная программа «История Алтайского края в истории страны», которая включала цикл презентаций и мини¬выставок, посвященных истории в России. Всего было проедено 19 лекций, 4 мини-выставки и 34 выездных экскурсии. Был проведен конкурс творческих работ «Я - автор», направленный на поиск и поддержку юных талантливых авторов среди детей и взрослых, предоставление им возможности творческого общения со сверстниками. Конкурс проходил по двум направлениям: поэтический «Дети Орфея» и выставка декоративно¬прикладного искусства, в которой участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья.
Была организована выставка «Музей открыт для всех. Скульптура в интерьере», ориентированная на инвалидов по зрению. Знакомство с экспозицией осуществлялось путем тактильного восприятия и прослушивания фонограмм. Кроме выше сказанных, музеем было проведено еще ряд мероприятий, в которых также участвовали люди с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, можно отметить, что рассмотренные нами музеи активно участвуют в формировании доступной среды для особой группы населения. Сложно указать общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья, посетителей государственных музеев Алтайского края. По официальным сведениям в ГМИЛИКА побывало 150 человек . При этом музей ежегодно посещает 27000 человек . Можно предположить, что с развитием условий доступности музейных помещений и представлением разнообразных музейных мероприятий число посетителей с ограниченными возможностями здоровья возрастет.
Несмотря на существующие проблемы, сотрудники музеев пытаются создавать благоприятные условия для особой категории посетителей.



1. Приказ Министерства регионального развития Российской
Федерации от27 декабря 2011 го да № 605 «Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70158682/. Дата обращения 30.05.2019
2. Ге неральная Ас самблея Организации Объединенных Наций от 10
де кабря 1948 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr .shtml. Дата
обращения 30.05.2019
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 го да № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Ре жим доступа:
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/. Дата обращения
30.05.2019
4. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Ре жим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/.. Дата обращения 30.05.2019
Периодические издания
5. Доценко Е. Дом сбывшихся надежд // Вечерний Барнаул. 2018. №136. С. 10.
6. Ключкова Я. Мир на ощупь // Вечерний Барнаул. 2017. №81. С. 6.
7. Ливер К. Недоступная среда? // Алтайская правда. 2014. №256. С. 4.
8. Сомов К. Шаг навстречу // Алтайская правда. 2012. №305-354. С. 17.
9. Предание городской среды // Вечерний Барнаул. 2018. №186. С. 2.
Библиографический список
10. Бессараб К. Инклюзивный музей: от обучения до реализации
пр ограмм // Музей. 2017. №10. С. 82-83.
11. Борисова А. Аз ия без гр аниц // Музей. 2017. №10. С. 67-70.
12. Ваньшина О.П. Ваньшин С.Н. Время возьмет свое // Музей. 2017. №10. С. 19-23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ