Введение 3
Глава I. Частное коллекционирование в России в первой половине XIX в 3
1.1. Собрание Н.П. Румянцева 12
1.2. Коллекции С.Г. Строганова и Юсуповых 18
Глава 2. Частное коллекционирование в России во второй половине XIX - начале XX вв 30
2.1. Собирательная и музейная деятельность братьев Третьяковых 30
2.2. Частное собирательство в начале XX века (до 1917 г.) 38
Заключение 45
Список литературы иисточников 48
Актуальность. Частное коллекционирование существует на протяжении долгого времени и имеет богатую историю развития. Однако до определенного момента в России оно было неизвестно. Главной причиной этого можно назвать тот факт, что в Московском государстве не получила развития европейская культура возрождения и ее идеи гуманизма. Русские правители не коллекционировали, а копили в своих сокровищницах дорогие изделия художественного ремесла, подарки иностранных государств, родовые реликвии, предметы старины и отдельные диковины. Лишь в эпоху Петра I, когда контакты с западноевропейскими странами стали постоянными, а реформы не обошли духовную сферу, частично разграничивая ее с жесткими религиозными рамками, коллекционирование и музей стали частью российской культуры.
Коллекционирование - это целенаправленное собирательство, в основе которого лежит особого рода интерес к предметам окружающего мира. Русский физиолог И.П. Павлов считал коллекционирование самой типичной из всех форм обнаружения рефлекса цели. Культурное значение коллекционирования достаточно велико, т.к. оно не только способствует сохранению предметов собирания, зачастую обладающих значит, культурной ценностью, но и оказывает влияние на развитие наук, на обогащение духовной жизни общества. Коллекционирование лежит в основе возникновения музея.
Круг объектов коллекционирования весьма широк: от драгоценностей, произведений искусства, военного снаряжения до пуговиц, спичечных этикеток и крылатых слов. Реализация в коллекционировании. общественных и индивидуальных предпочтений, стремлений к познанию окружающего мира, удовлетворению эстетический и эмоциональных потребностей привела к появлению нескольких самостоятельных направлений в коллекционировании: любительское, научное и просветительское.
Коллекцию от обычного собрания предметов общественного или природного происхождения отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления, утрачивая своё утилитарное значение. Кроме того, комплекс предметов, составляющих коллекцию, должен быть защищён от распада, разрушения, хищения и иметь определённую ценность. Поэтому создание коллекции требует, как правило, консервации и, при необходимости, реставрации входящих в ее состав предметов. И до Петра I такие собрания никто не создавал. Однако наибольшее развитие частное коллекционирование в России получило в XIX в. Именно в это время создаются выдающиеся собрания, ставшие основой музеев и галерей, существующих и в наше время.
Цель работы - рассмотреть и представить опыт частного коллекционирования в России в XIX - начале XX вв.
Задачи:
1. Продемонстрировать сведения о выдающихся собраниях и коллекционерах
2. Выявить наиболее привлекательные объекты коллекционерской практики
3. Продемонстрировать переход частных собраний в фонды музеев и частных музеев.
Объект исследования - частное коллекционирование в России в XIX - начале XX вв.
Предмет исследования - история развития частного коллекционирования в России в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период XIX - начала XX вв., в рамках которого показан процесс эволюции частного коллекционирования в России.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской империи в указанный период исторического времени.
Степень изученности темы. С каждым годом тема «частного коллекционирования» исследователями апробируется все шире, выявляются новые сведения о коллекциях и коллекционерах прошлого.
Общие направления и примеры частного коллекционирования
рассматривались в контексте истории музеев в работах Т.Ю. Юреневой.
Статьи по отдельным частным собирателям представлены в Российской музейной энциклопедии. Они посвящены таким деятелям как Морозов Иван Абрамович, Третьяковы Павел и Сергей Михайловичи, Строганов Сергей Григорьевич, Щукин Сергей Иванович и другие.
Еще в 1950 е-гг. были предприняты первые исследования по собирательной деятельности П.М. Третьякова. И именно эта тематика станет на долгие годы одной из самых актуальных у советских и российских специалистов по истории коллекционирования . Иными словами, проблемы частного коллекционирования подробно рассматривались в работах многих советских и российских исследователей. Но наиболее подробно одной из первых этот вопрос системно анализировала С.А. Овсянникова. В истории частного коллекционирования автор наметила два основных периода: период дворянского (XVIII - первая половина XIX вв.) и буржуазного (вторая половина XIX - начало XX вв.) коллекционирования. Используя публикации дореволюционных журналов и архивные материалы, С.А. Овсянникова впервые дает периодизацию истории частного коллекционирования, выделяет основные особенности периодов и виды коллекций. Забытые имена коллекционеров, внесших вклад в историю русской культуры, вновь становятся известны.
Чуть позже была опубликована монография А.Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России» , в которой представлены сведения о жизни и деятельности владельцев наиболее значительных частных коллекций и меценатов: Бахрушиных, Третьяковых, Щукиных, Морозовых, С.И. Мамонтова, Ю.С. Нечаева-Мальцева и др. Также можно отметить обобщающую работу по деятельности российский предпринимателей и коллекционеров в дореволюционный период.
Также большое значение имели исследования М.А. Павловой .1 В своей работе она не только обобщила исследования предшественников, но и рассмотрела историко-культурный аспект коллекционирования на фоне взаимодействия с европейскими странами.
Более подробно частное коллекционирование в контексте европеизации России рассматривала исследовательница О.В. Игнатьева. В ее работе рассматривается проблема взаимосвязи европеизации России и частного коллекционирования на территории страны. Она обосновала роль частного коллекционирования в приобщении к европейской культуре разных сословий и социальных групп, а также столичной и провинциальной России. Сделала вывод о том, что в процессе европеизации появилось новое поколение коллекционеров, ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться европейскому авангарду в искусстве. В других работах она также подробно рассмотрела коллекционирование в среде русской аристократии и его эволюцию в русской дворянской усадьбе.
Помимо отдельных статей в сборниках, многие работы по истории частного коллекционирования в России опубликованы в таких специализированных журналах как «Музей», «Мир музея», «Третьяковская галерея». В данных изданиях можно найти информацию на любую тематику в т.ч. и про частное коллекционирование, а в большей мере - сведения и коллекционерах и коллекциях, вошедших в собрания крупных современных государственных музеев. Так, Т.В. Юденкова внесла большой вклад в изучение частных собраний братьев Сергея и Павла Третьяковых. Ей была написана значительно число исследований, посвященных братьям Третьяковым. В одной из работ она рассматривала «Русскую концепцию» развития галереи Третьяковых с опорой на мировоззрение братьев коллекционеров, выходцев из старинного, но не богатого купеческого рода. Также она продемонстрировала взаимодействие коллекционера и художника на примере С.М. Третьякова и А.П. Боголюбова. Именно перу Т.В. Юденковой принадлежит работа и первых годах собирательской деятельности П.М. Третьякова и именно она наиболее подробно рассмотрела собирательскую политику С.М. Третьякова и его коллекцию французской живописи.
Помимо отдельных статей Т.В. Юденковой была подготовлена и опубликована монография «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века» , которая получила положительные рецензии других специалистов . Ее исследование Т.В. Юденковой стало важным вкладом в изучение истории искусства и истории коллекционирования, восполняет весьма существенные пробелы в этой области. Книга Т.В. Юденковой стала итогом длительной работы, которая велась автором на базе фондов Государственной Третьяковской галереи и НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. Автором собраны и систематизированы, уточнены известные и новые факты о собирательной деятельности известных братьев.
Отдельное внимание личности и коллекции Сергея Третьякова уделено в статье Н. Приймак, опубликованной в журнале «Третьяковская галерея». Автор рассматривает формирование собирательных пристрастий Сергея Михайловича. Высоко оценивает цельность его коллекции, указывая, что она содержала в себе первоклассный подбор картин художников XIX века, в том числе так называемой «барбизонской школы».
Не менее значимыми являются также работы О.Б. Полякова о братьях Щукиных и Л. Савинской о собрании живописи князей Юсуповых. В частности О.Б. Полякова выделяет 4 этапа в формировании коллекции П.И. Щукина вплоть до ее музейного оформления и передачи музея в 1905 г. городу Москва. Также она классифицировала предметы в собрании коллекционера, выдели в 13 коллекций исторического профиля и 11 коллекций из сферы искусства. О.Б. Полякова также обращалась к изучению собирательной деятельности И.А. Морозова.
Также стоит отметить фундаментальные публикацим А.В. Бекасовой и Н.В. Бурова , посвященные коллекции Н.П. Румянцева и ее преобразованию в музей. Деятельности Павла Яковлевича Дашкова посвящена статья Н.Ю. Меньшининой. А.И. Фролов обращался к изучению собирательной деятельности мецената А.В. Морозова , отмечая, что после многочисленных расформирований предметы собрания оказались в самых различных музеях - иконы были поделены между Историческим музеем и Третьяковской галереей, коллекция гравюр перешла в графический кабинет Музея изящных искусств, старинное русское серебро и миниатюры попали в собрание Оружейной палаты.
Обобщив данные, собранные исследователями в разные годы, мы обратимся к рассмотрению истории коллекционирования в России в XIX-XX вв., выделим основные этапы и особенности этого процесса, рассмотрим, какие коллекции легли в основу ныне функционирующих государственных музеев.
Источниковедческая база. В работе, наряду с научной литературой, статьями, монографиями, газетными и журнальными публикациями и т.п. используются электронные ресурсы:
1. Портал Музеи России и Музеи Мира ;
2. Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи и других музеев;
3. Сайт научной электронной библиотеки - eLIBRARY.RU .
Методы исследования. При выполнении работы были использованы следующие методы:
1. Общенаучные (анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция). Эти методы тесно взаимосвязаны между собой. С их помощью были собраны сведения по этапам частного коллекционирования, классифицированы собрания частных лиц, в ходе этого выделялись конкретные примеры и осуществлялся их анализ.
2. Эмпирические (описание, сравнение). Эта группа методов использовалась при рассмотрении конкретных коллекций и личностей коллекционеров (братьев Третьяковых, Щукиных, Юсуповых, Строганова, Морозова, Румянцева и др.).
Апробация. С 2011 по 2019 гг. тема была представлена различными докладами на спецсеминаре.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных в параграфы, заключения, списка литературы и источников.
Потеря лидирующих позиций дворцовых музеев в художественной жизни страны проходила на фоне развивающегося частного коллекционирования, как столичного, так и провинциального. Личные собрания являются частью или резервом музейного фонда страны, творческой средой, в которой возникают новые направления собирательства, новые формы работы, новые музеи. Многие известные коллекции пополнили состав музейных собраний.
Часто, отдавая предпочтение работам современников, коллекционеры, не имевшие профессионального образования, ограждали себя от подделок и материально поддерживали развитие современного искусства.
Частное коллекционирование, благодаря деятельности выдающихся отечественных меценатов и, а также многочисленного сообщества библиофилов, нумизматов, собирателей гравюр, иконописи, фарфора, предметов народного быта, археологических памятников и других артефактов, явилось одним из существенных факторов развития отечественного музейного дела, просвещения и науки, формирования историко-культурного наследия дореволюционной России.
Сама логика развития коллекционирования приводила к трансформации крупных частных коллекций в частные музеи, а затем и в музеи, доступные широкой публике.
В этот же период активизируется процесс собирательства в провинциальных городах России. Главной задачей коллекционеров было не только собрать, но и представить обществу свои коллекции (через открытие музеев, введение предметов в научный оборот, организацию научных сообществ). В Пскове, Новгороде, Ярославле, Костроме, Иваново Вознесенске и других городах были сформированы уникальные коллекции, оказавшие влияние на культурное развитие региона.
В XIX - начале ХХ вв. частное коллекционирование стимулировало становление новых форм общественной жизни и досуга, коллекционерских обществ (Московского нумизматического общества, Кружка любителей русских изящных изданий и др.), способствовало появлению специальных журналов (некоторые из них, как, например, «Столица и усадьба», стали самостоятельным явлением культуры). Ключевую роль частное собирательство играло в развитии антикварно-художественного рынка дореволюционной России.
Ряд коллекций, сформировавшихся еще в XVIII веке, сохранились, благодаря включению в музейные собрания. В дальнейшем многие крупнейшие музеи страны возникли на основе частных коллекций, сложившихся уже в XIX столетии (Румянцевский музей, Третьяковская галерея, музей палеографии Н.П. Лихачева). Эта тенденция поддерживалась и господствовавшими в обществе в пореформенный период идеями, общей тенденцией к демократизации общественной жизни. Один из крупнейших коллекционеров русской живописи, военный инженер М.П. Фабрициус, считал, что каждый владелец художественного собрания должен довести до сведения общественности состав своей коллекции, например, опубликовав каталог и сделав ее, таким образом, доступной для изучения. Напомним, что большая часть произведений русской живописи находилась к концу века в частном владении и была недоступна для исследователей. "Раскрепощение" коллекций происходило лишь в виде публикаций каталогов и обзоров, а также в ходе выставочной деятельности. Художественные музеи и галереи, открывшие постоянные экспозиции и периодические выставки, становятся новой формой музейного учреждения и новым явлением в культурной жизни страны.
1. Бекасова А.В. «Ученые занятия» русского аристократа как способ самореализации: (На примере графа Н. П. Румянцева) // Вопросы естествознания и техники. - 1995. - № 1. - С. 24-39.
2. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. - М.: ГТГ, 1951. - 307 с.
3. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М.: Наука, 1989. — 192 с.: ил. — (Страницы истории нашей Родины).
4. Горбушина Н.В. Брокар Генрих (Андрей) Афанасьевич // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. - С. 81.
5. Буров Н.В. Превращение частной коллекции в государственный музей: одна из первых попыток (судьба собрания Н. П. Румянцева) // Вопросы музеологии - 2010 - №1 - С. 63-77.
6. Грязнов А. И. Почётный гражданин Москвы: Страницы жизни Павла Михайловича Третьякова / Художник В. Корольков. - М.: Московский рабочий, 1982. - 192 с.
7. Дьячков А.Н. Коллекционирование // Российская музейная энциклопедия. Том 1 - 2001 - С. 277-278.
8. Жукова Л. Н., Жукова О. Г. Русское купечество. Гении Дела и творцы истории. - М.: Вече, 2017. - С. 43-59.
9. Игнатьева О.В. Коллекционирование в среде русской аристократии в XVIII - XIX вв. // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке - 2018 - №1 - С. 54-62.
10. Игнатьева О.В. Частное коллекционирование в процессе европеизации России в XVIII - начале XX века // Вестник пермского университета - 2014 - №2 - С. 22-27.