Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №90760

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

конституционное право

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Сущность и содержание конституционных экономических прав человека и гражданина 6
1.1. Понятие и юридическая природа экономических прав человека
и гражданина 6
1.2. Классификация конституционных прав в экономической
. • • • • • • >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• >>• ••>.••• >>• >>• •••........••• 1 ^7
1.3. Конституционные гарантии реализации экономических
прав 20
Глава 2. Проблемы реализации и защиты экономических прав человека и гражданин по Конституции России 25
2.1. Механизмы и особенности реализации экономических прав и
свобод 25
2.2. Ограничения осуществления экономических прав 36
Заключение 44
Библиографический список 50


Актуальность диссертационного исследования обусловлена потребностью решения внутри государства, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящий момент как на уровне государства, так и в общественном мнении, а также в науке признано, что сложилась неудовлетворительная ситуация в данной сфере. Одной из самых обширных категорий прав, подвергаемые в условиях глобализации частым нарушениям во многих государствах мира являются экономические права. Это вытекает из тех противоречий, которые присущи современному этапу мировой экономики. Что касается Российской Федерации, то период экономических реформ, которые прошли в нашей стране с начала 90-х годов XX века, сопровождался серьезными посягательствами на экономические права и свободы человека.
Несмотря на закрепление этого вида прав во многих актах международного права, существует мнение, основанное на отрицании их статуса прав человека. Они исследуются некоторыми учеными не как субъективные права личности, а только как цели государства в экономической сфере. Такой подход влечет за собой недооценку данных прав не только в теории, но и на практике.
Необходимо отметить, что и в научных источниках по конституционному праву экономические права подвергались изучению, тем не менее, существует немало исследованных вопросов, связанных с реализацией таких прав. Особенное положение имеет конституционный способ закрепления экономических прав и свобод человека и гражданина и их гарантий. Представляется, что несовершенство конституционного законодательства в данной области - необходимость его совершенствования повышает уровень актуальности данной темы. 

возникающие в сфере реализации и защиты конституционных экономических прав
Предмет исследования. Предмет данной работы - теоретические юридические конструкции, система нормативно- правовых актов в сфере закрепления и реализации экономических прав граждан России по действующей Конституции.
Цели и задачи исследования. Цель работы - выявление понятия, содержания, юридической природы конституционных экономических прав, решение научно-практической проблемы обеспечения их реализации в Российской Федерации. Задачи, позволяющие достичь вышеуказанную цель:
- определение научного понятия «конституционные экономические права человека и гражданина»;
- выявление системы экономических прав и свобод человека и гражданина в российском конституционном праве;
- исследование содержания, юридической природы экономических прав;
- характеристика основных черт современной ситуации в части обеспечения и защиты экономических прав, в частности, выявление типичных нарушений данных прав, а также причин этих нарушений;
- раскрытие системы гарантий конституционных
экономических прав, пути их совершенствования.
Методологическая основа. Рассмотрение поставленных вопросов проводилось на основе методов системного анализа, сравнительно-правового, формально-юридического,
социологического, статистического, а также логического и конкретно-исторического методов.
Теоретическая база диссертационного исследования.
Проблема реализации экономических прав и свобод человека и гражданина исследуется специалистами различных отраслей знаний. Однако следует отметить, что, несмотря на наличие множества исследований, посвященных правам человека, проводимых как на международном, так и на
внутригосударственном уровне, вопрос о видах и причинах нарушений экономических прав и неэффективности их конституционных гарантий остается открытым. Отдельные вопросы защиты прав человека и гражданина исследовались многими учеными (например, П.В. Анисимовым, В.Г. Васильевым, Г.А. Гаджиевым, М.П. Марченко, А.В. Стремоуховым). Далеко не все уделяют внимание конституционным гарантиям прав человека, полного перечня которых в специальной литературе не существует (М.В. Баглай, С.В. Калашников).
Поскольку вышеназванная проблема носит многоаспектный характер, необходимо обращение к монографиям, посвященным общим вопросам теории государства и права, а также теории прав человека, авторами которых являются такие ученые как: А.Я. Азаров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, В.В. Бойцова, Л.Д. Воеводин, Л.И. Глухарева, С.И. Глушкова, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, О.О. Миронов, Б.Л. Назаров. Экономические права и свободы являются и предметом исследования специалистов конституционного права, к ним относятся, например: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, Е.И. Козлова, Г.П. Комкова, О.Е. Кутафин, Л.А. Окуньков, Ф.М. Рудинский, С.А. Солдатов, Б.П. Топорнин, В.А. Четвернин, В.Е.Чиркин, Б.С. Эбзеев. Отдельным аспектам указанной проблемы посвящены работы исследователей международного права, трудового права, криминологии, труды некоторых зарубежных исследователей.
Эмпирическая и нормативно - правовая база исследования.
Помимо источников конституционного права Российской Федерации, среди которых нужно отметить Конституцию Российской Федерации и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, особое внимание в работе было уделено конституционному законодательству и опыту зарубежных государств, нормам международного права (документам
Организации Объединенных Наций, Международной организации труда. Совета Европы). Также использовались данные, содержащиеся в статистических сборниках, публикациях, докладах государственных органов, материалы научно-практических конференций, международных и отечественных,
неправительственных организаций за последние годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конституционными экономическими правами можно считать принадлежащую каждому человеку и гражданину меру возможностей в сфере производства и распределения имущественных благ, которые связанны с самостоятельным обеспечением материальных условий своего существования и гарантирующих свободу участия в хозяйственной жизни, закрепленную в конституции и международных актах о правах человека.
Экономические права обладают признаками, которые свойственны всем конституционным правам человека: они
универсальны, неотчуждаемы, неделимы, обязательны,
непогашаемы, возникают с момента рождения и прекращаются смертью, существуют объективно, отражая человеческую природу и условия существования индивидуума, направлены на обладание наиболее существенными благами, характеризуют отнощения человека и государства, обеспечиваются внутригосударственными и международными гарантиями. Вместе с тем, они характеризуются нижеследующими специфическими чертами. Экономические права направлены, прежде всего, к обладанию человеком благами экономической жизни, свободами в сфере хозяйственных и трудовых отношений, в связи с чем особое значение в обеспечении их реализации имеют материальные гарантии и ресурсы. К специфике их юридической природы также можно отнести тесную взаимосвязь с социальными правами.
Экономические права имеют большое значение для каждого представителя человеческого рода, кроме того, тесно взаимосвязаны между собой и другими группами прав, что при
анализе их системы приводит к выводу об условности признанного на международном уровне деления прав человека на пять групп.
К основным экономическим правам следует отнести: право частной собственности, право ее наследования, право на экономическую свободу, включая право на предпринимательство, право на труд, свободу труда, запрет принудительного труда. Данные права в их либеральной трактовке прямо или косвенно зафиксированы в статьях 3 4 - 3 7 Конституции Российской
Федерации. К ее основным недостаткам можно отнести закрепление приоритета интересов частных собственников, отказ от формулировки права на труд, несмотря на то, что основные элементы данного права в основном законе страны зафиксированы.
СовДалее М. Крэнстон утверждает, что «политические права» могут быть без труда защищены с помощью законодательства, «нет ничего трудного в трансформировании политических и гражданских прав в позитивные права», в то время как реализовать экономические и социальные права в большинстве стран чрезвычайно сложно. Верно, что реализация экономических прав сложна, зависит от экономической ситуации в стране и большую роль в этом процессе играет законодательство. Однако трудно согласиться с тем, что легкость и стоимость реализации прав должна иметь концептуальное значение. Кроме того, как отмечает Генри Шу, в настоящее время все права человека требуют и позитивных действий, и воздержания от нарушений со стороны государства.
Следует согласиться, что в определенном аспекте права в сфере труда как имеющие социальный характер можно рассматривать исходя из ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, а также социальной функции труда, что позволяет характеризовать свободный труд и его справедливую оплату наряду с нормальным жилищем, обеспечением в качестве одних из главнейших социальных благ. Однако труд является, прежде всего, экономической категорией, а социальные функции в современном обществе может выполнять и собственность, поэтому правы ученые, которые считают, что право на труд, свобода труда являются экономическими правами. Далее М. Крэнстон утверждает, что «политические права» могут быть без труда защищены с помощью законодательства, «нет ничего трудного в трансформировании политических и гражданских прав в позитивные права», в то время как реализовать экономические и социальные права в большинстве стран чрезвычайно сложно. Верно, что реализация экономических прав сложна, зависит от экономической ситуации в стране и большую роль в этом процессе играет законодательство. Однако трудно согласиться с тем, что легкость и стоимость реализации прав должна иметь концептуальное значение. Кроме того, как отмечает Генри Шу, в настоящее время все права человека требуют и позитивных действий, и воздержания от нарушений со стороны государства.
Следует согласиться, что в определенном аспекте права в сфере труда как имеющие социальный характер можно рассматривать исходя из ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, а также социальной функции труда, что позволяет характеризовать свободный труд и его справедливую оплату наряду с нормальным жилищем, обеспечением в качестве одних из главнейших социальных благ. Однако труд является, прежде всего, экономической категорией, а социальные функции в современном обществе может выполнять и собственность, поэтому правы ученые, которые считают, что право на труд, свобода труда являются экономическими правами. Экономические права - это
возможности индивидов в сфере производства и распределения материальных благ по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Они
связаны с деятельностью человека в производственной сфере, его взаимосвязями с обществом, государством, коллективами, отношениями некоторых видовЭкономические права - это возможности индивидов в сфере производства и распределения материальных благ по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Они
связаны с деятельностью человека в производственной сфере, его взаимосвязями с обществом, государством, коллективами, отношениями некоторых видовременную систему экономических прав и свобод человека, которые должны быть признаны на конституционном уровне, можно представить следующим образом: право частной собственности, свобода выбора рода деятельности в экономической сфере (труд, предпринимательство и т.д.), означающая запрет дискриминации и указания человеку сферы возможных занятий, запрет принудительного труда, право на достойный труд и свобода экономической деятельности.Далее М. Крэнстон утверждает, что «политические права» могут быть без труда защищены с помощью законодательства, «нет ничего трудного в трансформировании политических и гражданских прав в позитивные права», в то время как реализовать экономические и социальные права в большинстве стран чрезвычайно сложно. Верно, что реализация экономических прав сложна, зависит от экономической ситуации в стране и большую роль в этом процессе играет законодательство. Однако трудно согласиться с тем, что легкость и стоимость реализации прав должна иметь концептуальное значение. Кроме того, как отмечает Генри Шу, в настоящее время все права человека требуют и позитивных действий, и воздержания от нарушений со стороны государства.
Следует согласиться, что в определенном аспекте права в сфере труда как имеющие социальный характер можно рассматривать исходя из ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, а также социальной функции труда, что позволяет характеризовать свободный труд и его справедливую оплату наряду с нормальным жилищем, обеспечением в качестве одних из главнейших социальных благ. Однако труд является, прежде всего, экономической категорией, а социальные функции в современном обществе может выполнять и собственность, поэтому правы ученые, которые считают, что право на труд, свобода труда являются экономическими правами. Экономические права - это возможности индивидов в сфере производства и распределения материальных благ по обеспечению свободного распоряжения предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Они
связаны с деятельностью человека в производственной сфере, его взаимосвязями с обществом, государством, коллективами, отношениями некоторых видов
В результате исследования положений российского конституционного и международного права в части закрепления экономических прав человека можно констатировать тот факт, что Конституция Российской Федерации зафиксировала основные положения международных стандартов, касающиеся данных прав, их содержания и условий ограничения.
1. Отдельные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в точном правовом смысле этого слова возможны лишь в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 56 Конституции РФ (т.е. ограничения могут быть введены лишь в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом и только с указанием пределов таких ограничений и срока их действия, причем лишь в отношении прав и свобод, не вошедших в перечень ч. 3 ст. 56).
2. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства, сформулированным в ч. 3 ст. 17 и конкретизированным в ряде иных статей Конституции РФ (в том числе в ч. 3 ст. 55).
3 . Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены гарантии против злоупотребления правами и свободами, но только в той мере, в какой это необходимо для пресечения таких злоупотреблений.
В заключение следует подчеркнуть позитивную роль ограничений, установленных в действующем законодательстве, которые одновременно, наряду с иными правовыми средствами, являются гарантиями реализации конституционных экономических прав человека и гражданина. В связи с чем, исследование института «ограничений», попытка которого здесь предпринята, имеет важное теоретическое и практическое значение в регулировании многих отношений в сфере реализации экономических прав личности.
Система гарантий конституционных экономических прав включает конституционно - правовые, уголовно - правовые, гражданско -
правовые, финансово - правовые, административно - правовые и гарантии, предусмотренные нормами трудового права. К конституционным гарантиям относятся как установленные Конституцией обязанности субъектов права, которым предписано обеспечивать практическую реализацию прав и свобод, так и иные
закрепленные в Конституции условия и средства, содействующие осуществлению и защите прав и свобод человека и гражданина. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей имеют немало особенностей. Во - первых, они имеют общий характер, поскольку устанавливают основы формирования и действия иных видов гарантий, как относящихся к правовым, так и принадлежащих к другим видам, например, политическим и социальным гарантиям. Во-вторых, наиболее существенные из них закреплены в Конституции России, которая выполняет не только юридические, но и иные функции, что позволяет говорить о комплексном воздействии ее норм на отношения в сфере труда и собственности. Российская конституция закрепляет широкий перечень как общих, так и специальных гарантий экономических прав, которые могут быть обращены как к законодателю и правоприменительным органам, так и к отдельным гражданам. Среди них и нормы - принципы, и отдельные права человека (право на обращение за международной защитой, право на создание профсоюзов, право на забастовку и другие), и нормы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности
государственных органов и должностных лиц, среди которых особо следует отметить Президента России, суды, включая Конституционный Суд, Уполномоченного по правам человека. Значительное место среди них занимают общие гарантии, в частности, гарантии, направленные на защиту прав от нарушений. Несмотря на важность конституционных гарантий экономических прав, следует признать, что их значение ограничено. Во многом это связано со спецификой конституции как основного закона государства, которая не способна оказать значительное влияние на общественные отношения в сфере экономики даже как акт прямого действия. Основная роль конституционных гарантий экономических прав заключается в воздействии на сознание граждан и субъектов, обладающих властью, особенно государственной, а также в том, что положения конституции служат базой для развития отраслевого законодательства, закрепления и совершенствования иных юридических гарантий.
Дальнейшая политика государств должна распространяться как на расширение перечня экономических прав, включаемых в конституции, так и на обеспечение их реализации на практике, которой, как показывают исследования, препятствуют различные виды нарушений и недостаточная эффективность существующих гарантий. Проблема эффективности действия конституционных гарантий связана не только с вышеперечисленными причинами, но также заключается в минимальном количестве гарантий защиты именно экономических прав. Кроме того, неэффективность действия ряда гарантий связана с наличием ограничений на законодательном уровне, оказывающих негативное влияние на практику реализации данных прав, и иными явлениями. Нормализации ситуации в России могли бы способствовать коренные изменения социально - экономического курса развития страны, усиление контроля за выполнением международных пактов и законодательства, привлечение к ответственности виновных лиц, повышение эффективности деятельности судов, прокуратуры и профсоюзов в сфере защиты экономических прав при повышении правовой культуры граждан. Несмотря на отсутствие прямой зависимости' между содержанием основного закона государства в части закрепления экономических прав и свобод человека и фактическим положением граждан в данной сфере следует признать необходимость конституционной регламентации статуса человека как субъекта трудовой и экономической деятельности. Признание широкого каталога прав человека имеет значение и на международном уровне и внутри государства, поскольку конституция, будучи визитной карточкой страны, свидетельствует о том, на что граждане могут рассчитывать и чего требовать, что необходимо на современном этапе развития общества. При этом к нерешенным проблемам можно отнести обеспечение объективного баланса между реальными возможностями государства и каталогом закрепляемых прав, сохранение национальной идентичности, специфики конституционного регулирования при учете международных стандартов прав человека и последних достижений в данной области.
Однако рассмотренные недостатки Конституции России не означают, что необходимо сразу же добиваться внесения изменений в основной закон страны, который отвечает духу времени. Главное - стремиться к созданию условий для формирования ситуации, когда экономические и другие права человека станут реальностью. Сделанные на основе сравнения положений Конституции России и других государств и некоторых международных актов выводы и предложения направлены на будущее, в котором могут возникнуть новые права и возможности для их реализации и защиты.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер.
конституционный закон от 21.07.1994 № 1 -ФКЗ (по сост. на
29.07.2018 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации : федер. конституционный закон от 26.02.1997 № 1 - ФКЗ (по сост. на 31.01.2016 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
4. О судебной системе в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1 - ФКЗ // СЗ РФ. - 2007. -№ 1. - Ст.1;2007.-№51. - Ст.4825.
5. О Правительстве Российской Федерации// Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2 - ФКЗ СЗ РФ. - 2007. - №51. - Ст.5712
Монографии и сборники научных статей
1. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: Права человека, 2006. 426 с.
2. Анисимов П.В., Папичев П.В. Правовое регулирование защиты прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград: В А МВД России, 2003. 176 с.
3. Безлепкин А.В. Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Под ред. В.Т. Кабыщева. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001. 31с.
4. Беломестных Л.Л. Права человека и их защита / Под ред. А.А. Безуглова. В 3 т. М.: Издательство АЭФП, 2003
5. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. (Опыт сравнительного исследования). М.: Изд. фирма «Манускрипт», 20055. 231 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ