ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы административно-правового статуса государственных гражданских служащих 6
1.1. Понятие, сущность и виды правового статуса государственных
гражданских служащих 6
1.2. Особенности источников правового регулирования административно-
правового статуса государственных гражданских служащих 11
1.3. Особенности служебных правоотношений на государственной
гражданской службе 17
ГЛАВА 2. Структура и основные элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих 26
2.1. Основные права и обязанности государственных гражданских
служащих 26
2.2. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской
службой 30
2.3. Иные элементы правового статуса государственного гражданского
служащего 36
ГЛАВА 3. Проблемы реализации административно-правового статуса государственных гражданских служащих и способы их определения 50
3.1. Проблемы реализации административно-правового статуса
государственных гражданских служащих 50
3.2. Совершенствование законодательства в сфере регулирования
административно-правового статуса государственных гражданских
служащих 58
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность работы обусловлена все большим возрастанием роли и значения государственной гражданской службы в Российской Федерации, поскольку она является необходимым элементом механизма государственной власти, обеспечивающим государственную политику и реализации законодательства.
Происходящее в настоящее время реформирование российского государства требует создания эффективной и целостной системы государственной службы, обеспечивающей стабилизацию социально-экономической обстановки, преодоление проблем государственного управления, а также полноценное развитие гражданского общества.
Выбор темы исследования определен значимостью и ролью государственной гражданской службы в функционировании государства в целом; именно создание эффективного законодательного обеспечения государственно-служебных отношений в современных условиях должно способствовать формированию адекватного института государственной службы.
Важную роль в этом процессе занимает играет установление правового статуса государственных гражданских служащих, адекватного реалиям современной жизни. Само понятие правового статуса в юридической науке до сих пор является дискуссионным. Многие специалисты административного права, оценивают понятия «правовой статус», «статус государственных служащих» в различных его аспектах с применением разных правовых конструкций.
Вопросы об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих находятся в центре внимания многих отечественных специалистов.
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих в Российской Федерации
Предметом исследования являются действующее законодательство, регламентирующее структуру и содержание административно-правового статуса государственных гражданских служащих, правоприменительная практика, сложившаяся в процессе применения такого законодательства, научные публикации в исследуемой сфере, а также научная литература.
Цель работы состоит в формировании целостного представления о административно-правовом статусе государственного гражданского служащего В Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. определить понятие, сущность и виды правового статуса государственных гражданских служащих;
2. рассмотреть особенности источников правового регулирования административно-правового статуса государственных гражданских служащих;
3. изучить особенности служебных правоотношений на государственной гражданской службе;
4. рассмотреть основные права и обязанности государственных гражданских служащих ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой;
5. определить и оценить все элементы административно-правового статуса государственного гражданского служащего в РФ;
6. выявить проблемы реализации административно-правового статуса государственных гражданских служащих РФ и найти пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частнонаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения теоретического материала, дедукции и индукции, а также формально - юридический, сравнительно-правовой методы.
Степень научной разработанности темы. Проблематика административно¬правового статуса государственных гражданских служащих постоянно освещается в научных кругах и печатных изданиях. При написании данной работы использованы труды Б.Н Габричидзе., Н. В Вассерман., К.С Бельского., Д.Н. Бахрах, Л.А Чиканова., О.Н Шерстобоева. и др.
Вопросы противодействия коррупции нашли отражение в работах таких российских и зарубежных учёных, как: В. Андрианов., С. Барсукова., Е. Галицкий., Л. Гаухман., Л. Красавина., Ю. Латов., Л. Никифоров., Н. Эриашвили., А. Яковлев., Г. Гроссман., С. Камерон., Д. Кауфман., Ф. Хайек., Л. Шелли., Ф. Эванс и многие другие.
Теоретической базой исследования стали научные работы в области конституционного и административного права, государственного управления и уголовного права, связанные с рассматриваемой проблемой.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Структура исследования обусловлена целями и задачами данной бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучив административно-правовой статус государственного
гражданского служащего РФ, можно сделать следующий вывод.
Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной гражданской службе является четкое определение прав и обязанностей государственных гражданских служащих, а также современная законодательная регламентация административно-правового статуса гражданского служащего, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.
Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в РФ нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь с повышением прозрачности его деятельности со стороны общества, и с повышением ответственности чиновников за свои действия.
Государственная гражданская служба как современный государственно¬правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.
Закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» однозначно (в нормативном порядке) требует от каждого служащего добросовестного, на высоком профессиональном уровне исполнения должностных обязанностей, не оказывая какого-либо предпочтения политическим, общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Служащий не вправе совершать действия под влиянием личных имущественно¬финансовых и иных интересов, совершать поступки, порочащие честь и достоинство служащего. Не говоря уже о корректности в обращении с гражданами, уважении к нравственным обычаям и традициям людей, культурным особенностям различных этнических и социальных групп и т.д.
В границах административно-правового статуса государственного служащего перечисленные выше ограничения и запреты уравновешиваются довольно существенным набором государственных гарантий и преимуществ. Гарантии по государственной службе создают благоприятные условия для эффективного исполнения должностных полномочий, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего. Но даже в этой сфере существуют трудности с реализацией предоставляемых государством гарантий.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности служащих, повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального кадрового состава гражданской службы и компенсации запретов и ограничений гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.
Но даже в этой сфере существуют трудности с реализацией предоставляемых государством гарантий.
В последнее время статус государственного гражданского служащего пополнился новыми установлениями, ранее являвшимися предметом изучения и регулирования других отраслей права и отраслевого законодательства, например, трудового или финансового. Теперь законы предусматривают для государственных служащих пенсионное обеспечение, государственное страхования, денежное содержание (должностной оклад, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за определенный период времени), различные льготы по налогообложению некоторым категориям государственных служащих, общую продолжительность рабочего времени, очередной и дополнительный оплачиваемый отпуск, совместительство по службе.
Прочный административно-правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной гражданской службы как правового института.
К настоящему моменту в результате реформ был установлен административно-правовой статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов, порядок сдачи квалификационного экзамена и другие вопросы.
В обобщенной трактовке, административно-правовой статус государственного гражданского служащего - это система предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя систему гарантий реализации прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного гражданского служащего. Кроме этого, административно-правовой статус государственного гражданского служащего включает в себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также нарушение запретов, связанных с государственной службой.
Современная государственная гражданская служба постепенно претерпевает изменения, она постоянно находится «в движении»: изменяется, дополняется, в нее внедряются новые технологии и методы кадровой работы, повышается эффективность государственной гражданской службы. Но данное исследование показывает, что на современном этапе правовое регулирование государственной гражданской службы нуждается в пересмотре, обновлении и усовершенствовании.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
2. О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе: Конвенция № 151 МОТ от 27.06.1978 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №8. - Ст. 1052.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001г. // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. Ст.
8. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008. № 273-ФЗ // Российская газета, 30 декабря 2008.
9. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской
службы: указ Президента РФ от 31.12.2005. №1574 // Собрание
законодательства РФ. -2006. - №1. - Ст. 118.
10. О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих: указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 (ред. от 10.02.2018)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.08.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№1. - Ст. 3459.
...