Карнавализация политологического дискурса на материалах публикаций С.А. Белковского
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИДЕИ ПОСТМОДЕРНИЗМА 6
1.1. Принципы карнавальной культуры 6
1.2. Феномен постмодернизма, ирония и постирония 26
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 42
2.1. Станислав Белковский: политтехнолог и политконсультант в шутовском
колпаке 42
2.2. Методы политологического анализа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИДЕИ ПОСТМОДЕРНИЗМА 6
1.1. Принципы карнавальной культуры 6
1.2. Феномен постмодернизма, ирония и постирония 26
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН КАРНАВАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 42
2.1. Станислав Белковский: политтехнолог и политконсультант в шутовском
колпаке 42
2.2. Методы политологического анализа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Современное нам время - это время эпохи постмодернизма. Общество, культура и человеческое сознание находятся в подвешенном переходном состоянии, так как уходят в прошлое концепции, которые долгое время были актуальными. А замена ещё не появилась или ещё не обрела должное влияние. Стирается грань между массовым и элитарным. Мир уже не просто стоит на пороге глобализации, а широкими шагами по этой глобализации движется. И в такое неоднозначное время становится актуальным сам феномен карнавализации, одной из черт которой и является амбивалентность всего.
Карнавализация политики, смеховое начало в российской политике - это неотъемлемая часть истории России, так как вне зависимости от этапа исторического развития, в стране присутствует определённая цензура на критику власти, политического строя и так далее, которая то немного слабеет, то наоборот становится жёстче. Но потребность высказывать назревшее недовольство никуда не исчезает, поэтому появляются способы эту потребность реализовать через смех. Как говорил М.М. Бахтин: «смех - это одна из существенных форм правды о мире».
Актуальность данного исследования заключается в том, что карнавализация, постправда и постирония на сегодняшний момент изучены довольно подробно и систематично, в то время, как фигура Станислава Белковского ещё никогда никем не рассматривалась как объект для пристального изучения. А между тем, С. Белковский заслуживает внимание как явный и активным участник карнавализованного действа.
Объектом нашего исследования является Станислав Белковский как субъект карнавализованного дискурса, его публикации и выпуски программ с его участием.
Предметом исследования является специфика приёмов карнавализации публицистики данного автора.
Цель данного исследования - установить методы, посредством которых, осуществляется взаимодействие карнавального и политологического дискурса.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. охарактеризовать карнавал как социокультурный феномен;
2. раскрыть понятия карнавализации и постиронии;
3. показать роль самоидентификации Станислава Белковского как субъекта квазикарнавального действа .
4. раскрыть темы, благодаря которым Станислав Белковский карнавализирует свои публикации и выступления на телевидении и радио;
5. проанализировать применяемые Станиславом Белковским методы политологического анализа, которые способствуют карнавализации его публицистики и телевизионных и радио передач с его участием.
Степень изученности темы. Долгое время тема карнавализации не принималась в серьёз научным обществом, и только после трудов М.М. Бахтина «Творчество Француа Рабле...» и «Поэтика Достоевского» к этой теме возродился интерес. Появились работы С.С. Аверинцева, Р. Генона, Р.К. Касимова, С.И. Зенкина.
Эмпирической базой для исследования послужила книга С.А. Белковского «Эра Водолея», а также выпуски программы «Паноптикум», «Особое мнение», «Русская провокация», «Радио Свобода», «Бацман» и «Гордон».
Новизна исследования состоит в следующем:
• общий настрой на создание эффекта несерьёзности, а именно обилие анекдотов, появление в роли нетрезвого сатира, нарочитое самоуничижение, а так же наряду с этим, восхваление власти;
• заведомо шарлатанские методы политологического анализа показывают, что наша оценка Станислава Белковского как квазикарнавального субъекта медиа дискурсов коррелирует с его самооценкой как
сумасшедшего, юродивого и политконсультанта на пенсии в шутовском колпаке;
• продемонстрировано, что выступления Станислава Белковского не носят (несмотря на всю свою эпатажность) оппозиционного характера, а напротив являются смеховой сублимацией серьёзных политических проблем;
• подтверждают это высказывания на значимые политические темы: критика А. Навального, как политика вождистского типа, защита пенсионной реформы, участие в псевдовыборах президента на стороне К. Собчак;
• эпатажные, задиристые выступления в адрес власти, носящие откровенно сатирический характер.
Методами исследования являются элементы дискурсивного и контент- анализа. Дискурс-анализ позволил сосредоточить внимание не только на внешних формальных признаках текста, но и на целом ряде экстралингвистических (прагматических, социокультурных, психологических) факторов. Контент-анализ исследования заключался в просмотре ряда программ. Всего было с 17.10.2018 по 30.05.2019 просмотрено: 17 выпусков программы «Особое мнение» от 04.02.2017 по 15.05.2019; 3 выпуска
программы «Гордон» от 13.05.2017 по 18.03.2018; 6 выпусков программы «Бацман» от 12.09.2017 по 04.04.2019.
Теоретическая значимость исследования
заключается во внесении определённого вклада в понимание современного медиа как тотально игровой среды.
Практическая значимость исследования
видится в том, что по материалам данного исследования возможно издание методического пособия для студентов 4 курса по дисциплине «Современные медиатехнологии»
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 5
Карнавализация политики, смеховое начало в российской политике - это неотъемлемая часть истории России, так как вне зависимости от этапа исторического развития, в стране присутствует определённая цензура на критику власти, политического строя и так далее, которая то немного слабеет, то наоборот становится жёстче. Но потребность высказывать назревшее недовольство никуда не исчезает, поэтому появляются способы эту потребность реализовать через смех. Как говорил М.М. Бахтин: «смех - это одна из существенных форм правды о мире».
Актуальность данного исследования заключается в том, что карнавализация, постправда и постирония на сегодняшний момент изучены довольно подробно и систематично, в то время, как фигура Станислава Белковского ещё никогда никем не рассматривалась как объект для пристального изучения. А между тем, С. Белковский заслуживает внимание как явный и активным участник карнавализованного действа.
Объектом нашего исследования является Станислав Белковский как субъект карнавализованного дискурса, его публикации и выпуски программ с его участием.
Предметом исследования является специфика приёмов карнавализации публицистики данного автора.
Цель данного исследования - установить методы, посредством которых, осуществляется взаимодействие карнавального и политологического дискурса.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. охарактеризовать карнавал как социокультурный феномен;
2. раскрыть понятия карнавализации и постиронии;
3. показать роль самоидентификации Станислава Белковского как субъекта квазикарнавального действа .
4. раскрыть темы, благодаря которым Станислав Белковский карнавализирует свои публикации и выступления на телевидении и радио;
5. проанализировать применяемые Станиславом Белковским методы политологического анализа, которые способствуют карнавализации его публицистики и телевизионных и радио передач с его участием.
Степень изученности темы. Долгое время тема карнавализации не принималась в серьёз научным обществом, и только после трудов М.М. Бахтина «Творчество Француа Рабле...» и «Поэтика Достоевского» к этой теме возродился интерес. Появились работы С.С. Аверинцева, Р. Генона, Р.К. Касимова, С.И. Зенкина.
Эмпирической базой для исследования послужила книга С.А. Белковского «Эра Водолея», а также выпуски программы «Паноптикум», «Особое мнение», «Русская провокация», «Радио Свобода», «Бацман» и «Гордон».
Новизна исследования состоит в следующем:
• общий настрой на создание эффекта несерьёзности, а именно обилие анекдотов, появление в роли нетрезвого сатира, нарочитое самоуничижение, а так же наряду с этим, восхваление власти;
• заведомо шарлатанские методы политологического анализа показывают, что наша оценка Станислава Белковского как квазикарнавального субъекта медиа дискурсов коррелирует с его самооценкой как
сумасшедшего, юродивого и политконсультанта на пенсии в шутовском колпаке;
• продемонстрировано, что выступления Станислава Белковского не носят (несмотря на всю свою эпатажность) оппозиционного характера, а напротив являются смеховой сублимацией серьёзных политических проблем;
• подтверждают это высказывания на значимые политические темы: критика А. Навального, как политика вождистского типа, защита пенсионной реформы, участие в псевдовыборах президента на стороне К. Собчак;
• эпатажные, задиристые выступления в адрес власти, носящие откровенно сатирический характер.
Методами исследования являются элементы дискурсивного и контент- анализа. Дискурс-анализ позволил сосредоточить внимание не только на внешних формальных признаках текста, но и на целом ряде экстралингвистических (прагматических, социокультурных, психологических) факторов. Контент-анализ исследования заключался в просмотре ряда программ. Всего было с 17.10.2018 по 30.05.2019 просмотрено: 17 выпусков программы «Особое мнение» от 04.02.2017 по 15.05.2019; 3 выпуска
программы «Гордон» от 13.05.2017 по 18.03.2018; 6 выпусков программы «Бацман» от 12.09.2017 по 04.04.2019.
Теоретическая значимость исследования
заключается во внесении определённого вклада в понимание современного медиа как тотально игровой среды.
Практическая значимость исследования
видится в том, что по материалам данного исследования возможно издание методического пособия для студентов 4 курса по дисциплине «Современные медиатехнологии»
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 5
М.М. Бахтин в своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» открыл дверь в новое ещё неизведанное пространство народной смеховой культуры. Выделил особенности карнавального смеха и основные принципы карнавальной культуры. У него появилось множество последователей, которые начали работать с этой темой, развивать её, выдвигать свои теории и изучать как меняется карнавал в течении исторического процесса.
Кроме этого оказалось, что маскарадность, шутовство и ложь проявляются сильнее всего в кризисные моменты. А эпоха постмодернизма некоторыми учёными охарактеризована именно как кризисная, собравшая в себе всё предыдущее культурное наследие, не придумав ничего своего. По сути, постмодернизм воссоединяет разнонаправленные явления, стихию и систему.
Карнавал это в первую очередь направлен на то, чтобы люди испытали смеховой, а не трагических катарсис. Любое действие амбивалентно по своей сути. Карнавалы устраивали как форму протеста против жестких официальных форм. Таким образом, важно сказать о необходимости присутствия карнавализации в переломные моменты. Когда правда возможна только укрытая слоем иронии и сарказма.
Смех устраняет одноплановость и однозначность миропонимания, показывает изнанку «привычного и нормального мира». Тем самым ставит под сомнения эту «нормальность».
Идея о слиянии профанного и сакрального. В современной мире в эпоху постмодернизма различие между праздничным временем и временем повседневным стираются. Их черты начинают смешиваться. Это касается всех сфер современной жизни. Таким образом, непраздничные дни тоже попадают под влияние карнавала, обрастают зрелищностью, театральностью, праздничностью.
Проявление индивидуальности в качестве творца новых карнавальных форм ярко отразилось в актуальном постмодернистском искусстве, в котором художники этого типа культуры стали отождествляться с клоуном, трикстером, буффоном, шутом, юродивым.
Таким образом, изучение карнавализации как феномена, который неизменно присутствует в современном мире, помогает углубленно изучить процессы и механизмы, действующие в современном обществе. На основе анализа изменения карнавального сознания. Все материалы подлежат карнавальному осознанию и оформлению.
Процесс карнавализации культуры - явление закономерное, естественное. Он всегда связан с переменами в обществе, с периодами кризисов, изменений природы, культуры, человека. Это визуализированный процесс выхода из кризиса. Карнавал - прежде всего, праздничное состояние, выход за пределы устойчивых норм и форм организации жизнедеятельности конкретного общества. Существуют противоречия во взглядах на карнавальное сознание современных ученых. Одни видят его существование только в коллективном народном сознании («свобода впервые рождается в карнавале, до карнавала ее нет, она не существует, и в отдельном, частном человеке она родиться не может»), другие находят его истоки в индивидуальном творческом карнавальном мышлении. К носителям карнавального сознания относятся дураки, шуты, трикстеры, лиминарии, художники-постмодернисты. Двойствен и амбивалентен каждый персонаж карнавала, несущий в себе и некоторую идею, и развенчание ее.
Использование лженаук, не имеющих ничего общего с настоящими политологическими методами можно расценить как приём постиронии, тонкого сарказма, понять который может не каждый.
Людям нужно давать перевести дух, выплеснуть свой негатив, своё недовольство властью. Именно в карнавальной среде народного творчества такое становится осуществимо.
Таким образом, можно сказать, что цель данного исследования выполнена. Были установлены методы (астрологический, нумерологический и психоаналитический), посредством которых, осуществляется взаимодействие карнавального и политологического дискурса.
Для того, чтобы это сделать, методами дискурсивного и контент-анализа карнавал был охарактеризован как социокультурный феномен, раскрыты понятия карнавализации и постиронии, показана роль самоидентификации Станислава Белковского как субъекта квазикарнавального действа, раскрыты темы, благодаря которым Станислав Белковский карнавализирует свои публикации и выступления на телевидении и радио, проанализированы применяемые Станиславом Белковским методы политологического анализа, которые способствуют карнавализации его публицистики и телевизионных и радио передач с его участием.
Станислав Белковский создаёт общий эффект несерьёзности через обилие анекдотов, появление в роли нетрезвого сатира и нарочитое самоуничижение, а так же наряду с этим, восхваление власти
Было установлено, что заведомо шарлатанские методы политологического анализа показывают, что наша оценка Станислава Белковского как квазикарнавального субъекта медиа дискурсов коррелирует с его самооценкой как сумасшедшего, юродивого и политконсультанта на пенсии в шутовском колпаке, продемонстрировано, что выступления Станислава Белковского не носят (несмотря на всю свою эпатажность) оппозиционного характера, а напротив являются смеховой сублимацией серьёзных политических проблем, в подтверждение этого служат высказывания на значимые политические темы: критика А. Навального, как политика вождистского типа, защита пенсионной реформы, участие в псевдовыборах президента на стороне К. Собчак.
Таким образом, можно сказать, что это исследование определённо вносит вклад в понимание современного медиа как тотально игровой среды.
Кроме этого оказалось, что маскарадность, шутовство и ложь проявляются сильнее всего в кризисные моменты. А эпоха постмодернизма некоторыми учёными охарактеризована именно как кризисная, собравшая в себе всё предыдущее культурное наследие, не придумав ничего своего. По сути, постмодернизм воссоединяет разнонаправленные явления, стихию и систему.
Карнавал это в первую очередь направлен на то, чтобы люди испытали смеховой, а не трагических катарсис. Любое действие амбивалентно по своей сути. Карнавалы устраивали как форму протеста против жестких официальных форм. Таким образом, важно сказать о необходимости присутствия карнавализации в переломные моменты. Когда правда возможна только укрытая слоем иронии и сарказма.
Смех устраняет одноплановость и однозначность миропонимания, показывает изнанку «привычного и нормального мира». Тем самым ставит под сомнения эту «нормальность».
Идея о слиянии профанного и сакрального. В современной мире в эпоху постмодернизма различие между праздничным временем и временем повседневным стираются. Их черты начинают смешиваться. Это касается всех сфер современной жизни. Таким образом, непраздничные дни тоже попадают под влияние карнавала, обрастают зрелищностью, театральностью, праздничностью.
Проявление индивидуальности в качестве творца новых карнавальных форм ярко отразилось в актуальном постмодернистском искусстве, в котором художники этого типа культуры стали отождествляться с клоуном, трикстером, буффоном, шутом, юродивым.
Таким образом, изучение карнавализации как феномена, который неизменно присутствует в современном мире, помогает углубленно изучить процессы и механизмы, действующие в современном обществе. На основе анализа изменения карнавального сознания. Все материалы подлежат карнавальному осознанию и оформлению.
Процесс карнавализации культуры - явление закономерное, естественное. Он всегда связан с переменами в обществе, с периодами кризисов, изменений природы, культуры, человека. Это визуализированный процесс выхода из кризиса. Карнавал - прежде всего, праздничное состояние, выход за пределы устойчивых норм и форм организации жизнедеятельности конкретного общества. Существуют противоречия во взглядах на карнавальное сознание современных ученых. Одни видят его существование только в коллективном народном сознании («свобода впервые рождается в карнавале, до карнавала ее нет, она не существует, и в отдельном, частном человеке она родиться не может»), другие находят его истоки в индивидуальном творческом карнавальном мышлении. К носителям карнавального сознания относятся дураки, шуты, трикстеры, лиминарии, художники-постмодернисты. Двойствен и амбивалентен каждый персонаж карнавала, несущий в себе и некоторую идею, и развенчание ее.
Использование лженаук, не имеющих ничего общего с настоящими политологическими методами можно расценить как приём постиронии, тонкого сарказма, понять который может не каждый.
Людям нужно давать перевести дух, выплеснуть свой негатив, своё недовольство властью. Именно в карнавальной среде народного творчества такое становится осуществимо.
Таким образом, можно сказать, что цель данного исследования выполнена. Были установлены методы (астрологический, нумерологический и психоаналитический), посредством которых, осуществляется взаимодействие карнавального и политологического дискурса.
Для того, чтобы это сделать, методами дискурсивного и контент-анализа карнавал был охарактеризован как социокультурный феномен, раскрыты понятия карнавализации и постиронии, показана роль самоидентификации Станислава Белковского как субъекта квазикарнавального действа, раскрыты темы, благодаря которым Станислав Белковский карнавализирует свои публикации и выступления на телевидении и радио, проанализированы применяемые Станиславом Белковским методы политологического анализа, которые способствуют карнавализации его публицистики и телевизионных и радио передач с его участием.
Станислав Белковский создаёт общий эффект несерьёзности через обилие анекдотов, появление в роли нетрезвого сатира и нарочитое самоуничижение, а так же наряду с этим, восхваление власти
Было установлено, что заведомо шарлатанские методы политологического анализа показывают, что наша оценка Станислава Белковского как квазикарнавального субъекта медиа дискурсов коррелирует с его самооценкой как сумасшедшего, юродивого и политконсультанта на пенсии в шутовском колпаке, продемонстрировано, что выступления Станислава Белковского не носят (несмотря на всю свою эпатажность) оппозиционного характера, а напротив являются смеховой сублимацией серьёзных политических проблем, в подтверждение этого служат высказывания на значимые политические темы: критика А. Навального, как политика вождистского типа, защита пенсионной реформы, участие в псевдовыборах президента на стороне К. Собчак.
Таким образом, можно сказать, что это исследование определённо вносит вклад в понимание современного медиа как тотально игровой среды.





