Совершенствование социально - психологического климата трудового коллектива в организации (на материалах АО «Вкусная Франшиза»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 8
1.1 Сущность понятия социально - психологического климата
коллектива, его роль для жизнедеятельности организации 8
1.2 Факторы, обусловливающие формирование социально -
психологического климата 13
1.3 Методы, используемые для изучения социально - психологического
климата коллектива 16
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕТИВА АО «ВКУСНАЯ ФРАНШИЗА» 21
2.1 Краткая характеристика АО «Вкусная
Франшиза» 21
2.2 Анализ обеспеченности АО «Вкусная Франшиза»
персоналом 30
2.3 Методика социологического исследования социально -
психологического климата в АО «Вкусная Франшиза» 33
2.4 Анализ состояния социально - психологического климата в АО
«Вкусная Франшиза» 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В АО «ВКУСНАЯ ФРАНШИЗА» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 8
1.1 Сущность понятия социально - психологического климата
коллектива, его роль для жизнедеятельности организации 8
1.2 Факторы, обусловливающие формирование социально -
психологического климата 13
1.3 Методы, используемые для изучения социально - психологического
климата коллектива 16
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕТИВА АО «ВКУСНАЯ ФРАНШИЗА» 21
2.1 Краткая характеристика АО «Вкусная
Франшиза» 21
2.2 Анализ обеспеченности АО «Вкусная Франшиза»
персоналом 30
2.3 Методика социологического исследования социально -
психологического климата в АО «Вкусная Франшиза» 33
2.4 Анализ состояния социально - психологического климата в АО
«Вкусная Франшиза» 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В АО «ВКУСНАЯ ФРАНШИЗА» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Эффективность деятельности любой организации в современных условиях развития характеризуется внешними и внутренними факторами. На экономическое развитие организации большое влияние оказывают внешние факторы, а также внутренние, воздействие которых организация может адаптировать и контролировать для достижения своих целей. К главному внутреннему фактору следует отнести создание благоприятной социальнопсихологической атмосферы в любом коллективе организации.
Рассмотрим определение понятия социально-психологический климат (СПК). СПК - эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, показывающее степень удовлетворенности сотрудников различными аспектами жизнедеятельности. Именно социальнопсихологический климат - тот фактор, либо способствующий, либо препятствующий эффективной работе коллектива в целом, а также развитию каждого сотрудника, оказывающего большое влияние в формировании организационной культуры и обеспечении социальной и экономической эффективности организации. [10, с. 59]
Экономические показатели труда, процесс и результаты совместной деятельности, отношение членов группы к результатам собственной деятельности существенно зависит от особенностей и состояния СПК в коллективе.
Желание чувствовать себя среди коллег комфортно вполне объяснимо, потому что люди большую часть своей жизни посвящают работе. По определению, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Все равно могут возникнуть напряженные отношения между сотрудниками и недопонимания, негативные последствия которых вполне очевидны: снижение мотивации, снижение эффективности, повышение текучести кадров и, как следствие, ухудшение экономических показателей.
Часто происходит так, что сотрудник отдает предпочтение хорошему коллективу, нежели достойной заработной плате или возможности карьерного роста. Для многих важнее душевное спокойствие и позитивный эмоциональный контакт с коллегами. [12, с.156]
Актуальность выпускной квалификационной работы объясняется тем, что уровень социально-психологического климата способствует профессиональному развитию личности, обеспечивает высокую результативность коллектива в целом и эффективность работы организации.
Объект исследования в данной работе: трудовой коллектив офиса компании «Грильница».
Предмет исследования: СПК в компании и влияющие на него факторы.
Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы СПК компании широко освещается в научной литературе. Эту проблему изучают представители психологии, социальной психологии и социологии, эти подходы пересекаются, имеют много общего. Однако отличаются специальными методами исследования. Наиболее известными учеными, изучавшими социально-психологический климат и его проявления, являются в зарубежной социальной психологии Д. Майерс, Ф. Фидлер, в отечественной социальной психологии Т. Ю. Базаров, В. В. Бойко, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, А. Г. Ковалев, И. Н. Носс, Б. Д. Парыгин, А. А. Русалинова и другие.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в конкретной организации на основе изучения теоретических аспектов и анализа социологических данных, полученных в результате анкетирования персонала офиса компании «Грильница».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. изучить сущность определения СПК в компании, раскрыть его роль для жизнедеятельности организации;
2. дать характеристику социально-психологическому климату и рассмотреть определяющие его факторы;
3. определить методы, которые используются для исследования СПК компании;
4. провести исследование социально-психологического климата в компании «Грильница»
5. разработать рекомендации и мероприятия для совершенствования и стабилизации благоприятного СПК в данной организации.
Мы использовали следующие методы при написании выпускной квалификационной работы:
• теоретические - изучение и анализ научной литературы, метод классификации, синтез;
• практические (эмпирические) - методы сравнения и обобщения, наблюдение, описание;
• психодиагностические методы - опрос, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа структурно соответствует поставленной цели и задачам, состоит: из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава состоит из трех параграфов, которые посвящены теоретической базе исследуемой проблемы.
Вторая глава данной работы - исследование, которое состоит из четырех параграфов, представляющих собой: общее описание изучаемой организации и анализ эмпирического исследования текущего состояния СПК персонала в компании.
В третьей главе представлены рекомендации и мероприятия по совершенствованию СПК персонала для ранее исследуемой компании.
В заключении мы сформулировали основные выводы по работе, а в приложении отмечены задачи исследования, анкета и используемые методики.
Рассмотрим определение понятия социально-психологический климат (СПК). СПК - эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, показывающее степень удовлетворенности сотрудников различными аспектами жизнедеятельности. Именно социальнопсихологический климат - тот фактор, либо способствующий, либо препятствующий эффективной работе коллектива в целом, а также развитию каждого сотрудника, оказывающего большое влияние в формировании организационной культуры и обеспечении социальной и экономической эффективности организации. [10, с. 59]
Экономические показатели труда, процесс и результаты совместной деятельности, отношение членов группы к результатам собственной деятельности существенно зависит от особенностей и состояния СПК в коллективе.
Желание чувствовать себя среди коллег комфортно вполне объяснимо, потому что люди большую часть своей жизни посвящают работе. По определению, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Все равно могут возникнуть напряженные отношения между сотрудниками и недопонимания, негативные последствия которых вполне очевидны: снижение мотивации, снижение эффективности, повышение текучести кадров и, как следствие, ухудшение экономических показателей.
Часто происходит так, что сотрудник отдает предпочтение хорошему коллективу, нежели достойной заработной плате или возможности карьерного роста. Для многих важнее душевное спокойствие и позитивный эмоциональный контакт с коллегами. [12, с.156]
Актуальность выпускной квалификационной работы объясняется тем, что уровень социально-психологического климата способствует профессиональному развитию личности, обеспечивает высокую результативность коллектива в целом и эффективность работы организации.
Объект исследования в данной работе: трудовой коллектив офиса компании «Грильница».
Предмет исследования: СПК в компании и влияющие на него факторы.
Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы СПК компании широко освещается в научной литературе. Эту проблему изучают представители психологии, социальной психологии и социологии, эти подходы пересекаются, имеют много общего. Однако отличаются специальными методами исследования. Наиболее известными учеными, изучавшими социально-психологический климат и его проявления, являются в зарубежной социальной психологии Д. Майерс, Ф. Фидлер, в отечественной социальной психологии Т. Ю. Базаров, В. В. Бойко, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, А. Г. Ковалев, И. Н. Носс, Б. Д. Парыгин, А. А. Русалинова и другие.
Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в конкретной организации на основе изучения теоретических аспектов и анализа социологических данных, полученных в результате анкетирования персонала офиса компании «Грильница».
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
1. изучить сущность определения СПК в компании, раскрыть его роль для жизнедеятельности организации;
2. дать характеристику социально-психологическому климату и рассмотреть определяющие его факторы;
3. определить методы, которые используются для исследования СПК компании;
4. провести исследование социально-психологического климата в компании «Грильница»
5. разработать рекомендации и мероприятия для совершенствования и стабилизации благоприятного СПК в данной организации.
Мы использовали следующие методы при написании выпускной квалификационной работы:
• теоретические - изучение и анализ научной литературы, метод классификации, синтез;
• практические (эмпирические) - методы сравнения и обобщения, наблюдение, описание;
• психодиагностические методы - опрос, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа структурно соответствует поставленной цели и задачам, состоит: из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава состоит из трех параграфов, которые посвящены теоретической базе исследуемой проблемы.
Вторая глава данной работы - исследование, которое состоит из четырех параграфов, представляющих собой: общее описание изучаемой организации и анализ эмпирического исследования текущего состояния СПК персонала в компании.
В третьей главе представлены рекомендации и мероприятия по совершенствованию СПК персонала для ранее исследуемой компании.
В заключении мы сформулировали основные выводы по работе, а в приложении отмечены задачи исследования, анкета и используемые методики.
В современной России трудовые отношения претерпевают изменения в связи с переменами в экономике, политике, обществе, темпах и ритме социальных отношений. Сегодня требования к социально-психологической включенности индивида в трудовую деятельность возрастают с каждым днем. Индивидуальные требования и притязания работников к месту трудовой деятельности так же растут, что характерно, так как на рабочем месте большинство людей проводят большую часть своей жизни. Совершенствование социально - психологического климата в трудовом коллективе необходимо для раскрытия потенциала, как отдельного индивида, так и общества в целом.
Делая выводы по выпускной квалификационной работе, можно отметить, что в настоящее время важной задачей для компании является создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, так как от него зависит успешность и достижение целей компании в целом.
В соответствии с поставленными целью и задачами данной работы:
• раскрыто определение «социально-психологический климат», выявлены структура и факторы формирования, методы диагностики социально-психологического климата коллектива;
• рассмотрена роль руководителя и стиль управления в формировании социально-психологического климата коллектива;
• изучен социально - психологический климат компании «Грильница», даны рекомендации по его совершенствованию.
В первой главе выпускной квалификационной работы подробно рассмотрена теоретическая база по данной теме: сущность и факторы социально-психологического климата.
Вторая глава посвящена краткому описанию компании «Грильница», анализу выборки и методов исследования, анализу исследования по данной проблеме.
В третьей главе разработаны рекомендации и мероприятия для совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Итоги теоретической главы говорят нам о том, что социальнопсихологический климат коллектива - это условия, в которых происходят взаимодействия сотрудников, которые влияют на удовлетворенность рабочим процессом и результатами работы.
Выводы практической части показывают, что социальнопсихологический климат в трудовом коллективе офиса компании «Грильница» в целом благоприятный, сотрудники в большей степени удовлетворены условиями труда. В компании создана достойная система оплаты труда, которой довольны 75% опрошенных сотрудников; так же компания предоставляет своим работникам перспективы карьерного и профессионального роста - различные тренинги, курсы повышения квалификации, которые могут посещать работники за счет предприятия. Выявлены основные причины, препятствующие развитию позитивной психологической атмосферы в организации. В ходе исследования было обнаружено, что большинство сотрудников компании «Грильница» испытывают напряженность между сотрудниками, 40% опрошенных считают, основной причиной конфликтов в коллективе ошибки руководства в управлении цехом, стиль руководства в коллективе либеральный уровень сплоченности коллектива - средний.
Необходимыми рекомендациями по улучшению благоприятного социально-психологического климата являются: организация совместной коллективной работы, общий опыт, проведение тренингов и розыгрышей, мотивация членов команды на развитие своих профессиональных навыков и качеств, стремление эффективно работать для достижения целей организации.
Организация совместной работы в команде, совместный опыт, проведение тренингов и игр, мотивация членов команды на развитие своих профессиональных навыков и качеств, стремление эффективно работать для достижения целей организации - это всё необходимые рекомендации по улучшению благоприятного социально-психологического климата компании.
СПК способен выступать фактором эффективности определенных социальных явлений и процессов, служить индикатором их состояния и их изменения под влиянием социального и научно - технического прогресса (НТП).
Таким образом, предложенные нами разработки и рекомендации мероприятий должны положительно отразиться и поспособствовать реализации, развитию и совершенствованию социально-психологического климата и повысить эффективность и производительность труда в компании. Важно постоянно поддерживать развитие благоприятного климата, что является основной задачей каждого успешного руководителя компании.
Цель нашей работы успешно достигнута и поставленные задачи решены.
Делая выводы по выпускной квалификационной работе, можно отметить, что в настоящее время важной задачей для компании является создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, так как от него зависит успешность и достижение целей компании в целом.
В соответствии с поставленными целью и задачами данной работы:
• раскрыто определение «социально-психологический климат», выявлены структура и факторы формирования, методы диагностики социально-психологического климата коллектива;
• рассмотрена роль руководителя и стиль управления в формировании социально-психологического климата коллектива;
• изучен социально - психологический климат компании «Грильница», даны рекомендации по его совершенствованию.
В первой главе выпускной квалификационной работы подробно рассмотрена теоретическая база по данной теме: сущность и факторы социально-психологического климата.
Вторая глава посвящена краткому описанию компании «Грильница», анализу выборки и методов исследования, анализу исследования по данной проблеме.
В третьей главе разработаны рекомендации и мероприятия для совершенствования социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Итоги теоретической главы говорят нам о том, что социальнопсихологический климат коллектива - это условия, в которых происходят взаимодействия сотрудников, которые влияют на удовлетворенность рабочим процессом и результатами работы.
Выводы практической части показывают, что социальнопсихологический климат в трудовом коллективе офиса компании «Грильница» в целом благоприятный, сотрудники в большей степени удовлетворены условиями труда. В компании создана достойная система оплаты труда, которой довольны 75% опрошенных сотрудников; так же компания предоставляет своим работникам перспективы карьерного и профессионального роста - различные тренинги, курсы повышения квалификации, которые могут посещать работники за счет предприятия. Выявлены основные причины, препятствующие развитию позитивной психологической атмосферы в организации. В ходе исследования было обнаружено, что большинство сотрудников компании «Грильница» испытывают напряженность между сотрудниками, 40% опрошенных считают, основной причиной конфликтов в коллективе ошибки руководства в управлении цехом, стиль руководства в коллективе либеральный уровень сплоченности коллектива - средний.
Необходимыми рекомендациями по улучшению благоприятного социально-психологического климата являются: организация совместной коллективной работы, общий опыт, проведение тренингов и розыгрышей, мотивация членов команды на развитие своих профессиональных навыков и качеств, стремление эффективно работать для достижения целей организации.
Организация совместной работы в команде, совместный опыт, проведение тренингов и игр, мотивация членов команды на развитие своих профессиональных навыков и качеств, стремление эффективно работать для достижения целей организации - это всё необходимые рекомендации по улучшению благоприятного социально-психологического климата компании.
СПК способен выступать фактором эффективности определенных социальных явлений и процессов, служить индикатором их состояния и их изменения под влиянием социального и научно - технического прогресса (НТП).
Таким образом, предложенные нами разработки и рекомендации мероприятий должны положительно отразиться и поспособствовать реализации, развитию и совершенствованию социально-психологического климата и повысить эффективность и производительность труда в компании. Важно постоянно поддерживать развитие благоприятного климата, что является основной задачей каждого успешного руководителя компании.
Цель нашей работы успешно достигнута и поставленные задачи решены.





