Введение 3
Глава 1. Правовые основы местного бюджета
1.1 Бюджет муниципального образования: понятие, структура
и его место в бюджетной системе Российской Федерации 5
1.2 Доходы местного бюджета 18
1.3 Особенности формирования расходных обязательств
местного бюджета 29
Глава 2. Общая характеристика консолидированного бюджета муниципального образования Целинный район Алтайского края
2.1 Социально - экономическая характеристика Целинного района 36
2.2 Анализ доходной части консолидированного бюджета
муниципального образования Целинный район 42
2.3 Анализ расходной части консолидированного бюджета
муниципального образования Целинный район 60
2.4 Нарушения, возникающие при исполнении консолидированного
бюджета муниципального образования Целинный район 71
Заключение 81
Библиографический список 83
Тема данной выпускной квалификационной работы «Местный бюджет».
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные.
Хотя их принято считать низовым звеном бюджетной системы Российской Федерации, но они не только низовое звено, но и фундамент этой системы. Не укрепив которые невозможно кардинально улучшить всю систему, поэтому они являются неотъемлемой частью организации современного государства. Именно местным бюджетам на современном этапе развития страны уделяется значительное внимание, поскольку они являются гарантом финансового обеспечения развития муниципальных образований. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Значит, вполне объясним интерес, - каким образом осуществляется самофинансирование муниципальных образований, какова в этом роль местных бюджетов, как происходит сам бюджетный процесс, являющийся важнейшим инструментом перераспределения денежных средств.
Объектом исследования является бюджет муниципального образования Целинный район Алтайского края.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие формирование и исполнение местного бюджета.
Целью исследования является анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район Алтайского края, как составной части консолидированного бюджета Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить понятие, структуру и место местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть доходы местного бюджета;
- изучить особенности формирования расходных обязательств местного бюджета;
- дать социально - экономическую характеристику Целинного района Алтайского края;
- проанализировать доходную часть консолидированного бюджета
муниципального образования Целинный район;
- проанализировать расходную часть консолидированного бюджета
муниципального образования Целинный район;
- выявить нарушения, возникающие при исполнении консолидированного бюджета муниципального образования Целинный район.
Для успешной реализации поставленных целей и задач при исследовании необходимо применить следующие методы исследования: аналитический, исторический, логический, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также изучение и обобщение.
В процессе написания работы использовались нормативно-правовые акты федерального и территориального уровня, такие как Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, нормативно-правовые акты администрации Алтайского края и администрации Целинного района Алтайского края, учебные пособия и статьи периодических изданий.
Структура работы включает введение, две главы, разделенных на семь параграфов, заключение и библиографический список.
После исследования основ формирования местного бюджета можно сделать вывод, что для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово - бюджетными правами. Финансовая база органов власти всех уровней - их бюджеты. В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации и в основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, в форме налоговых и неналоговых поступлений и межбюджетных трансфертов, в форме дотаций, субсидий, субвенций.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что основные поступления доходной части консолидированного бюджета муниципального образования Целинный район занимают безвозмездные поступления (64% в 2018 году). Второе место занимают налоговые доходы (27% в 2018 году). Самые малые поступления в бюджет осуществляется за счет неналоговых доходов (9% в 2018 году). В целом, наблюдается рост доли безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета (50% в 2016 году, 57% в 2017 году, 64% в 2018 году), что свидетельствует о повышении уровня дотационности консолидированного бюджета, а, следовательно, и его зависимости от вышестоящих бюджетов.
Расходы бюджета муниципального образования Целинный район
охватывают практически все сферы жизнедеятельности района. Расходная часть включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы Целинного района. Главным же направлением использования средств бюджета муниципального образования Целинный район являются расходы на образование, они имеют самый большой удельный вес, а именно 52% в 2018 году, а так же расходы на ЖКХ - 21% и общегосударственные вопросы - 13%.
По исполнению консолидированного бюджета, можно сказать, что в последние годы наблюдается фактический профицит бюджета т.к. на счете оставались не использованные средства бюджета, поступившие в последние дни финансового года и не успевшие израсходоваться, так как финансирование бюджетной сферы уже закрыто. По этому, несмотря на то, что консолидированный бюджет за 2017-2018гг. исполнен с профицитом, на самом деле расходы бюджета покрывают минимальные потребности бюджетных организаций: заработную плату с начислениями и третью часть хозяйственных расходов. Ежегодно план по сбору собственных доходов выполняется, но он не обеспечивает покрытие всех необходимых расходов, так как износ объектов муниципальной собственности требует дополнительных вложений, при этом растут тарифы на коммунальные платежи. Вначале 2019г. финансирование производилось только на выплату заработной платы и коммунальные платежи, средств на ремонтные работы и изготовления проектно-сметных документаций не имеется. Коренное изменение налоговой системы в сторону увеличения числа местных налогов позволит, с нашей точки зрения, расширить сферу деятельности муниципального образования, серьезно улучшит качество и уровень жизни населения, проживающего на территории Целинного района. Сложившаяся же в настоящее время тенденция централизации налоговых доходов не соответствует реальным потребностям подъема российской экономики. Она противоречит принципам бюджетного федерализма и, прежде всего, балансу интересов Федерации и ее субъектов в сфере финансово¬бюджетных взаимодействий.
1. Конституция Российской Федерации: с последними изменениями на 2019 год.- М.: Эксмо, 2019.- 64с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.01.2019) // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 31.- Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2019) // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 31.- Ст. 3824.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ (ред. от
18.01.2019) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1.- Ст. 1.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Российская газета.- 1999.- 19 октября.- С. 4-6.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 11.11.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 40.- Ст. 3022.
7. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета.- 2014.- 3 июля.- С. 3-5.
8. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597// Сайт справочно-правовой системы Гарант [Электронный ресурс].- Электр. дан.- Заглавие с экрана. URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения 10.03.2019).
9. О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Электр.дан.- Заглавие с экрана. URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Электр.дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 06.01.2019).
...