ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЛОГИНГА КАК ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Понятие и функции профессиональной журналистской коммуникации 6
1.2. Становление и развитие журналистского блогинга 12
1.3. Структура и типы журналистских блогов 19
1.4. Особенности коммуникационного взаимодействия аудитории с блогерами и
традиционными СМИ 23
ГЛАВА 2 БЛОГИ ЖУРНАЛИСТОВ НА ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМАХ И
БЛОГИ ПРИ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ БЛОГОВ РОССИЙСКИХ
ЖУРНАЛИСТОВ) 31
2.1. Персональный блог Владимира Познера 31
2.1. Персональный блог Владимира Соловьева 35
2.3. Блоги в структуре российских сетевых изданий (на примере онлайн-версий
«Алтайской правды» и «Эха Москвы») 39
2.4. Персональный блог Алексея Пивоварова 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Актуальность темы связана с активными темпами развития интернет- технологий. С каждым днем значение глобального информационного пространства растет. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям аудитория только российского сегмента интернета в феврале 2020 года составила более 95 миллионов человек, это более 78% населения России. Относительно февраля 2018 года аудитория Рунета выросла на 4,2 %.
Рост количества аудитории, которые используют смартфоны также растет. В 2020 году интернетом на мобильных устройствах пользовались более 86 миллионов человек, это почти 71% населения. По данным Mediascope аудитория Smart TV также продолжает увеличиваться. В январе 2020 года она составила более 15% населения, в то время как в январе 2019 года этот показатель был равен 13 %.
На этом фоне всеобщей информатизации и глобализации интерес пользователей к блогосфере также вырос. Влияние интернета на СМИ очень важное направление медиаисследований в последние 15-20лет. Таким образом по данным Brand Analytics в октябре 2020 года количество авторов в социальной сети Instagram составляло около 43 миллионов человек (автор - человек, который написал хотя-бы одно публичное сообщение за месяц). А в 2019 году было около 28 миллионов человек. В Twitter более 69 тысяч, в YouTube почти 8 миллионов. Их количество по сравнению с 2019 годом также увеличилось.
Сейчас в развитие блогосферы включились и профессиональные журналисты. Многие газеты, радио и телеканалы имеют блоги. Многие журналисты ведут микроблоги в Twitter, Instagram и т.д. Для них это определенная независимость от ограничений, влияния участников массмедийного процесса и условностей работы традиционного СМИ. Также это способ выйти на прямой диалог со своей аудиторией. Помимо этого важным фактором является то, что так у журналиста появляется возможность
выражать свою точку зрения, свое «Я». Активные темпы развития информационных технологий служат причиной сильных изменений в системе массовых коммуникаций. Произошел очень быстрый рост количества интернет-ресурсов, блогеров, которые производят аналогичный журналистам по форме и по функциям контент. Многие не видят разницу между журналистскими и блогерскими материалами, потому что в сознании людей все сливается в единое, прочитанное в интернете. Под блогом в работе понимается «периодически обновляемая лента сообщений, где заметки (посты) располагаются в обратном хронологическом порядке и могут быть прокомментированы читателем» (Алексеева 2006: 78).
Степень изученности темы. Интернет-технологии, блогосфера очень динамично развивается, это влияет на журналистскую коммуникацию. Исследования виртуального пространства российская наука начала еще в 2000-х годах.
Можно назвать имена таких исследователей, как С. И. Орехов, Е. Э. Чеботарева, Н. О. Хазиева, Т. А. Кирик, П. И. Браславский, Т. А. Бондаренко, П. А. Степаненко и другие.
Виртуальную журналистику исследовали А. А. Попов,
Е. А. Кожемякин, И. Н. Шамаев, Е. М. Пак, И. В. Тубалова и другие.
Однако эта тема достаточно обширна и с каждым годом значение блогосферы в нашей жизни растет. Поэтому ее стоит изучать.
Объектом исследования в этой выпускной квалификационной работе являются журналистские блоги при сетевых изданиях и личные блоги профессиональных журналистов, которые размещены на популярных платформах.
Предмет исследования: принципы взаимодействия журналиста с аудиторией, цели и задачи профессиональных журналистов в блогосфере.
Цель работы: изучить блог как форму профессиональной
журналстики, актуальные тенденции, которые используют в блогах и сопоставить блогожурналистику и «традиционную» журналистику.
Для достижения цели необходимо решить следующие научно
практические задачи:
• Сопоставить «традиционную журналистику» и блогосферу
• Описать особенности развития сетевого пространства и определить преимущества, которые оно дает как потребителю информации, так и представителям журналистского сообщества.
• Изучить тенденции развития блогосферы
• На основе анализа персональных журналистских блогов, которые размещены на популярных платформах, и журналистских блогов при онлайн-изданиях, описать характер взаимодействия автора блога с читательской аудиторией.
Теоретическая и практическая значимость результатов
исследования обусловлена возможностью применения ее результатов для дальнейшего изучения блогинга в профессиональной журналистской коммуникации.
Структура работы представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, приложением, заключением, библиографическим списком
Несмотря на то, что развитие блогосферы началось уже достаточно давно, более 20 лет назад. Свое максимально распространение она получила в настоящее время. Именно те новые задачи, которые стоят перед журналистикой, те новые вызовы индустрии и формируют других специалистов и профессионалов. Их деятельность теперь зависит от работы в интернет-пространстве. Такой уникальный гипержанр, как блог появился на тех платформах, где профессиональный журналист может реализовать свои творческие амбиции. На этих площадках он может быть избавлен и от ограничений и от стандартов, которые накладывают традиционные средства массовой информации и другие участники медийного процесса.
«При этом важно понимать, что блог - это не жанр журналистики, а блогинг - не ее разновидность. Блог - это средство (инструмент, платформа) журналистской коммуникации» [Кожемякин, Попов, 2012, с. 154].
Многие исследователи считают, что именно в блоге журналист может максимально почувствовать свою свободу в виртуальном пространстве, а также ощутить свою аудиторию. Также не маловажными являются такие свойства виртуальной среды как: конвергентность, гипертекстуальность, интерактивность, интернациональность, универсальность, анонимность позволяют журналисту разговаривать с аудиторией на одном языке и тут же видеть реакцию читателей и их отклики. Важным также является то, что в блогах зачастую преобладает авторское «Я» журналиста, его позиция, его интересы. Можно заметить дневниковую природу, трансляцию авторской картины мира и субъективности суждений.
Важно отметить, что личные микроблоги журналистов особенно выразительно отражают журналистскую позицию по разным вопросам. В этом исследовании был рассмотрен российский опыт на примере микроблогов Владимира Соловьева и Владимира Познера. Однако несмотря на то, что оба журналиста являются узнаваемыми ведущими телевизионных программ и имеют свою собственную точку зрения на различные вопросы стиль ведения из блогов абсолютно разный:
• В микроблоге Владимира Соловьева сохраняется та же позиция, ярого защитника сплоченности российского государства и сторонника консервативных взглядов, которую журналист ведет и в рамках своих программ на телеканале «Россия-1». В то же время в микроблоге Владимир Познер старается сосредоточиться на своем творчестве. В блоге огромное количество тем, которые затрагивает журналист.
• Речь Владимира Соловьева очень экспрессивна: встречаются жаргонизмы, риторические вопросы, восклицания и другие художественные фигуры, принятые в виртуальном пространстве сокращения и смайлики, а также слова с ярко выраженным значением и оценочностью. Познер в свою очередь привлекает внимание аудитории другими способами. Его контент более спокойный, рассудительный, познавательный. Он старается показать читателю что-то хорошее, научить и дать темы для размышлений.
• Владимир Соловьев в своем микроблоге в Twitter активно взаимодействует с аудиторией с помощью репостов и лайков. Также на этой платформе открыты комментарии для читателей, там журналист часто вступает в диалог с аудиторией. Владимир Познер тоже общается со своей аудиторией, но не через систему комментариев, лайков и репостов, а через форму вопросники, куда читатели задают вопросы, а потом с помощью поста журналист им отвечает.
• Оба журналиста с помощью микроблогов активно продвигают собственные материалы и медиапродукты посредством анонсирующих постов.
Таким образом, по моему мнению, работа Владимира Соловьева направлена на погружение аудитории в потом происходящий событий, в то время как Владимир Познер точечно вовлекает в тему и раскрывает разные темы.
Помимо этого, для своих экспериментов в качестве творческих площадок журналисты могут использовать не только микроблоги в социальных сетях, но и те, которые встроены в систему массовых коммуникаций. Рассмотрев онлайн-версию газеты «Алтайская правда» и сайт радиостанции «Эхо Москвы» можно сделать следующие выводы:
• На сайте онлайн версии газеты «Алтайская правда» журналисты рассматривают блоги как творческую мастерскую, в которой есть место разным экспериментам. Главная цель журналистов на этой платформе показать авторскую картину мира, особенности их мировоззрения, показать то, что происходит и что их заботит.
• В блогах «Эхо Москвы» журналисты также стараются максимально донести до читателя свою авторскую позицию. Они, являясь онлайн-авторами, зачастую вступают в диалог с аудиторией. Но в отличие от «Алтайской правды» журналисты «Эха Москвы» в своих постах очень ярко выражают свою гражданскую позицию. Так, один из авторов персонального блога на сайте издания. А. Венедиктов, выступает на данной площадке не только как главный редактор издания, но и как рядовой гражданин со своим индивидуальным представлением о правах и обязанностях.
Таким образом, практика ведения блогов российскими журналистами показала, что зачастую авторы используют эту площадку для провокации читательской аудитории. Опубликованные им посты эмоциональны и субъективны, нередко выражают гражданскую позицию журналистов по тому или иному вопросу.
Блогосфера - один из путей выражения собственного мнения, которая задает свои темпы развития, свои правила и способы коммуникации. «В этих новых условиях роль профессионального журналиста не утрачивается, а скорее наоборот — становится еще более важной. Можно говорить о появлении сложной медиаэкосистемы многоканальных дискуссий, мыслей и сотрудничества—когда, например, уже написанная статья возвращается в блогосферу, редактируется там и вновь дорабатывается автором с учетом комментариев блогеров. Таким образом, взаимодействие профессиональной журналистики и журналистики гражданской даст им возможность не конкурировать, а плодотворно дополнять друг друга» [Филатова, 2010, с.286]
1. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества: автореферат, дис....кандидата филол. наук. М., 2006. С. 30
2. Бастрон А. А. Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском / А. А. Бастрон, Е. В. Желудева // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2016. № 4 (6). С. 133-142.
3. Борисова А. В. Блогосфера и СМИ в рунете: проблема определения статуса / А. В. Борисова, Т. А. Семилет // Медиаисследования. 2017. № 4-2. С. 109-116
4. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации 2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.disser cat.com/content/virtualnava-realnost-v-sovremennoi-sotsialnoi-situatsii (Дата обращения: 06.05.2021)
5. Браславский П. И. Технология виртуальной реальности, как феномен культуры конца 20-начала 21 веков 2003 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/455/1/urgu 0172s.pdf (Дата обращения: 06.05.2021)
6. Вартанова Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М., 2010. 352 с.
7. Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. 183с.
8. Вокуев Е. Н.. Между дневником и масс-медиа: особенности блога как средства коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/mezhdu-dnevnikom-i-mass-media- osobennosti-bloga-kak-sredstva-kommunikatsii (Дата обращения: 01.05.2021)
9. Вокуев Е. Н. Между дневником и масс-медиа: особенности блога как средства коммуникации // Аналитика культурологии. 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/ше7Йби-бпеушкош-1-ша88-шеб1а- о8оЬеппо8Й-Ь1ода-как-8геб81уа-котшишка1дп (Дата обращения: 29.04.2021)
10. Воронов А. И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность: дисс.канд. филос. н. СПб., 1999. 199с.
11. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению
понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике [Электронный ресурс] Режим доступа: ййрз://суЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/озпоупуе-робйобу-к-
рргебектуи-ррпуаДуЫодкЫо^о^еД-У-^пёУзйке/уе^еЦДата обращения: 25.04.2021)
12. Засурский И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования. Часть II Блоги в системе массовых коммуникаций /И. Засурский // Сборник Лаборатории медикультуры коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. М.: Издательство МГУ. 2007. 242с.
13. Засурский И. И. (ред.). Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Часть 1 Трансформация глобального информационно- коммуникационного пространства в интернете 2007. 260с.
14. Зуйкина К. Л. Соколова Д. В. Специфика контента российских
фейковых новостей в Интернете и на телевидении. Вестник Московского университета. Москва 2018г. [Электронный ресурс] Режим доступа: й11рз://уез1п1к.]оит.шзи.ги/Ьоокз/2019/4/зре1з1йка-
коп1еп1а-гозз1узк1кй-1еукоуукй-поуоз1еу-у-1п1ете1е-1-па-1е1еу1беп11/ (Дата обращения: 15.04.2021)
15. Калмыков А. А., Коханова Л. А. (2005). Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА. С.383
16. Карякина К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ьйр7/^^^шеШа£Соре.ги/актуальные2формы-и2мод£Ли-нрвых2м£диа- от-понимания-аудитории-к-созданию-контента (Дата обращения: 15.04.2021)
17. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная полна на западе. Антология. 1999. С. 494- 505
18. Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные 2010. 200с.
19. Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дисс... канд. филос. н. Омск, 2004. 165с.
20. Кожемякин Е. А., Попов А. А. Блоги как средство журналистской
коммуникации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №6 (125). [Электронный ресурс] Режим доступа:
ййрз: ZZcvberleninka.ru/articleZn/blo ц1-как-згейз1уо-7йита11з1:зкоу- kommunikatsii/viewer (Дата обращения:08.05.2021)
21. Колесниченко А. В. Журналистика и блогосфера: жанровотематические пересечения Вестник Московского университета. Москва, 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:ZZvestnik.joum.msu.ruZbooksZ2021Z1Zzhuma1istika-i-b1ogosfera- /ЬапгоуоЭетайсЬезЬе-регезесЬетуа/ (Дата обращения: 08.05.2021)
22. Копцева О. А. Информационная культура в информационном обществе / О. А. Копцева // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного всерос. социолог. конгресса. - Москва: Российское общество социологов, 2012. С. 853857.
23. Корконосенко С. Г. Свобода личности в массовой коммуникации/ СПб «ЛЭТИ», 2010. 308с.
24. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / М.: Аспект Пресс, 2004. 324с.
25. Кочеткова М. О., Тубалова И. В. Динамика развития блога как жанра
дискурса блогосферы: социолингвистический аспект [Электронный ресурс] Режим доступа: ППр8: ZZcvberleninka.ru/article/vZdinamika-
razvitiva-bloga-kak-zhanra-diskursa-blogosferv-sotsiolingvisticheskiv- aspekt. (Дата обращения:08.05.2021)
26. Кульминская А. В. Социальная общность блогеров: становление и развитие в российском обществе. Автореф. дисс... канд.социолог.н. Екатеринбург, 2013. 24с.
27. Лукина М. М. Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cvberleninka.ru/articleZn/transformatsii-zhurnalistskogo-teksta-v- uslovivah-internet-sredv/viewer. (Дата обращения: 09.05.2021)
28. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Издат-во, 2007. 239 с.
29. Максимова Т. О. Блог в Интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал / Т.О. Максимова // Вестник Череповецкого государственного университета. Вып. №1. 2017. С. 124-130.
30. Маслов В. М. Виртуальная реальность: сущность и перспективы господства монография. Н. Новгород, 2008. С. 7-16
31. Орехов С. И. Виртуальная реальность: Исследование онтологических и коммуникационных основ 2002 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/virtualnava-realnost-issledovanie- ontologicheskikh-i-kommunikatsionnvkh-osnov (Дата обращения: 09.05.2021)
32. Пак Е. М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/blogi-v-sisteme-tvorcheskoydeyatelnosti- zhurnalista (Дата обращения:14.05.2021)
33. Пономарев В. В. Интернет как современная форма СМИ / В. В. Пономарев И. И. Таркан // Интернет как реальность: сб. докл. II-ой междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2016. С. 143-148
34. Попов А. А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации автореф. дис. ...канд. фил. наук: 05.12.13. 23с.
35. Попов A. A. Микроблоггинг как средство самообразования журналисто в // Современные коммуникации: язык, человек, общество, культура: сб.стат. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2010. С. 51-55
36. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов/ 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011. 351с.
37. Рублев С. Гражданская журналистика на службе интересов общества
[Электронный ресурс] // Издание «Lenta.Ru». Электрон, журн.2005. 17 мая. Режим доступа: http://lenta.ni/articles/2005/05/l7/blogs/ (Дата
обращения: 14.05.2021)
38. Садриев А. Ш. Компьютерные технологии и виртуальная реальность: опыт философского анализа: дисс.канд. филос. н. Набережные Челны, 2005. 136с.
39. Сазонов В. Правовое регулирование социальных сетей. Как успеть за меняющейся реальностью. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: ZZecho .msk.ru/blo g/advokat sazonovZ1375070-echoZ (Дата обращеня: 14.05.2021)
40. Скобл Р., Израел Ш. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей. Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2007. 368с.
41. Степаненко П. А. Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира: автореф. дисс... канд. филос. н. Омск, 2006. 21с.
42. Стеценко А. Н. Феномен виртуализации государственного
бюрократического управления в современном западном обществе: автореф. дисс... канд. политич. н. Ростов-на-Дону, 2008. 18с.
43. Телешина Н. И. Виртуальное пространство как объект контрольной деятельности государства. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 2011. 27с.
44. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), С. 3448.
45. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) //
46. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) О связи // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, С. 2895.
47. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ О библиотечном деле// «Собрание законодательства РФ» от 2 января 1995 г., N 1, С. 2.
48. Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 28.03.2017) Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, С. 6043.
49. Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/ (Дата обращения: 14.05.2021)
50. Филатова О. Г. Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналист ика: соотношение понятий / О. Г. Филатова // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2010. № 4. С. 281-287
51. Фокин. А. А. Эпоха интернет-визуальности: YouTube, Instagram, Gif, Coub [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-internet-vizualnosti-youtube- instagram-gif-coub/. (Дата обращения: 15.05.2021)
52. Хазиева Н. О. Виртуальная реальность как пространство социализации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dspace.k pfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/29144/2014-116.pdf?sequence=1 (Дата обращения: 15.05.2021)
53. Харченко В. К. Дневник как жанр в аспекте лингвоаттрактивистики // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 12(83), вып. 6. С. 49-55.
54. Чандлер Д. Personal Home Pages and the Construction of Identities on the Web. [Электронный ресурс] // Режим доступа http: //www.aber.ac.uk/med ia/Documents/short/webident.html. (Дата обращения:15.05.2021)
55. Чеботарева Е. Э. Виртуальная реальность и социальная действительность: аспекты взаимодействия : автореф. дисс.канд. филос. н. СПб., 2005. 11с.
56. Шарков Ф. И. Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. М.: Дашков и К. 2014. год. 592с.
57. Шерстобоева Е. А. Павленко В. Ю. Тенденции в регулировании российской блогосферы. Электронный научный журнал «Медиаскоп» 2015г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ 2039 (Дата обращения: 16.05.2021)
58. Шилина М. Г. Связи с общественностью в интернате: к вопросу
формирования понятийного аппарата // Электронный научный журнал «Медиаскоп», №2 (2011). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/en/node/853. (Дата обращения: 16.05.2021)
59. Щербович А. А. Конституционные гарантии свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет: автореф. Дисс... канд.юрид.н. М., 2013. 27с.
60. Oriella PR Network [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://orielladigitaljournalism.com/download-report.php. (Дата обращения 1.05.2021)
61. Таймс выпускает свод руководящих принципов
социальных медиа для редакции. The New York Times [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www. nytimes. com/2017/10/13/reader-
center/social-media-guidelines.html (Дата обращения: 4.05.2021)
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //wciom.ru/analytical- reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-onlain-potreblenie-polzovanie- razvlechenija (Дата обращения: 2.05.2021)
2. Блогер - призвание или профессия. Пресс-выпуск №3395.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https : //wciom. ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/bloger-prizvanie-ili-professiya (Дата обращения: 16.05.2021)
3. Блогеры как участники цифровой медиасреды: вопросы этики и границ социальной ответственности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/about/news/36314/?sphrase id=11730690 (Дата обращения: 6.05.2021)
4. Блог Александра Плющева (радиостанция «Эхо Москвы») [Электронный ресурс] Режим доступа: http : //plushev. com/ (Дата обращения: 14.05.2021)
5. Блог Владимира Соловьёва (телеканал «Россия») [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vsoloviev.ru/ (Дата обращения:14.05.2021)
6. Блоги Сайт газеты «Алтайская правда». [Электронный ресурс] Режим доступа: https : //www.ap22 .ru/ (Дата обращения: 14.05.2021)
7. Блог А. Венедиктова. Сайт радиостанции «Эхо-Москвы». [Электронный ресурс] Режим доступа: https : //echo .msk.ru/blog/aav/ (Дата обращения:10.05.2021)
8. Микроблог Владимира Соловьева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://twitter.com/vrsoloviev?lang=ru. (Дата обращения: 12.05.2021)
9. Микроблог Владимира Познера [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //twitter.com/vladimirpozner (Дата обращения: 12.05.2021)
10. Микроблог Владимира Познера [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.instagram.com/pozneronline/ (Дата обращения: 12.05.2021)
11. Микроблог Владимира Соловьева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.instagram.com/vrsoloviev/ (Дата обращения: 14.05.2021)
12. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studfile.net/preview/2023069/ (Дата обращения: 14.05.2021)
13. Онлайн-платформа LiveJournal [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.livejournal.com (Дата обращения:13.05.2021)
14. Персональный сайт Владимира Познера [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pozneronline.ru/ (Дата обращения:10.05.2021)
15. Персональный сайт Владимира Соловьева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vsoloviev.ru/ (Дата обращения:19.04.2021)
16. Чего ждать от блогосферы в 2020 году: тренды и прогнозы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://exlibris.ru/news/chego- zhdat-ot-blogosfery-v-2020-godu-trendy-i-
prognozy/ (Дата обращения: 16.04.2021)