Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВЕРОВАНИЙ В ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ КАЗАХОВ

Работа №90273

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Традиционные верования в культуре народов Казахстана 11
1.1. Культ Т енгри в мировоззрении казахов 11
1.2. Шаманизм у казахов 24
Глава 2. Синкретизм в мировоззрении казахов 35
2.1. История проникновения и установления исламской традиции
у народов Казахстана 35
2.2. Сохранение традиционных верований в обрядовой и культовой
жизни казахов 46
Заключение 60
Список источников и литературы 63

Актуальность. В период глобализации и цифровизации у современного поколения возрастает потребность к получению информации в различных сферах деятельности. Интерес к изучению истоков происхождения своего народа связан с поиском социальной стабильности через возвращение к историческим корням и истокам национальной культуры. В связи с этим в Казахстане возрастает интерес к изучению традиций, ритуалов и истории своего народа.
Сохранение своей этнической принадлежности в независимости от территориального проживания, является одним из главенствующих вопросов. Многие ученные исследующие вопросы глобализации и интеграции населения сходятся во мнении, что в ближайшем будущем границы между государствами будут стерты и этот факт может привести к исчезновению многих народов1. Необходимость изучения и сохранения историко­культурного наследия своего народа становится приоритетной задачей молодого поколения.
Большая часть казахского народа на сегодняшний день исповедует ислам. Ислам является самой молодой и второй по численности приверженцев, после христианства, мировой религией. Ислам исповедуется в ста двадцати пяти странах мира, а в двадцати восьми странах является государственной религией2. Несмотря на то, что ислам является достаточно консервативным мировоззрением, для казахского этноса характерно его сочетание с традиционным мировоззрением. В современной науке становится особенно популярно изучение именно бытового, или народного ислам которая соотносится с проблематикой так называемых региональных культов. Знакомство с региональными культами позволяет сформировать целостное представление о мировоззрением казахского этноса.
Степень разработанности проблемы. Этнографическое описание казахов можно найти в трудах исследователей ХУШ-ХХХ вв. Большое значение для изучения истории и культуры Казахстана имело создание в 1845 году Русского географического общества, обратившее значительное внимание на изучение быта и культуры народов.
Описание обычаев и традиций казахского народа представлено в трудах одного из крупных исследователей дореволюционного периода А.И. Левшина3. Особое значение для изучения казахского народа имеют работы этнографа Ч.Ч. Валиханова. Вопросы свадебной и похоронной обрядности, быта были исследованы Валихановым за долгие годы работы, но в приоритете оказался вопрос системы религиозных ценностей. Эти и другие вопросы освещены в его трудах4.
Проблемы громадного влияния мулл-татар в казахских степях в своих трудах рассматривает Ш.М. Ибрагимов. Казахи из-за своей неграмотности доверяют всему, что проповедует мулла из книг на арабском языке. Это или сонники, или сборник охранительных молитв (заклинаний), или толкование Корана. Муллы же из своих личных убеждений могли сказать все, что считают нужным и окружающие им верили5. Исходя из этого, автор делает вывод, что исследуемый народ - простодушный и чуждый религиозной грамоте.
Для жителей аула слова мулл были приравнены к закону, или почти закону. Мусульманин не мог допустить даже мысли о том, что почтенное сословие мулл многое могло выдумывать ради своих личных интересов.6 Этого мнения А.Е. Алекторов придерживается в своей книге, исследуя религиозную систему верований степных казахов.
Российский востоковед, этнограф В.В. Радлов изучал культуру, язык, историю Казахского края. Его труды сыграли важную роль в развитии тюркологии7.
После ухода в отставку, исследованию истории и этнографии казахов посвятил себя А. Диваев. Интерес к изучению данной проблемы возник у него еще в кадетские годы. За сравнительно недолгий период работы в данном направлении исследователь достиг значительной известности. Опубликовал более 100 историко-этнографических работ и говорил о важности фольклорных материалов при освещении истории Казахстана8.
В советской историографии особое место уделялось изучению традиционных верований в культуре многих народов. Л.П. Потапов особое внимание уделял шаманизму, как одному из традиционных культов казахов. При этом он обращал внимание на тот факт, что у казахов он тесно связан с культом волка9. Аналогичного мнения придерживаются и Н. Негматов, В.М. Соколовский, Ф. Урманчеев в отношении мировоззрения среднеазиатских этнических групп10.
В изучение культа волка среди тюрко-монгольских народов научный вклад внесли ученые В.Д. Кубарев и Д.В. Черемисин.11 Их труд заключался в исследовании иллюстративного материала, в эпоху неолита и бронзы, на территории Алтая, Монголии, Казахстана. Проведение анализ эволюции графических зарисовок изображений волка и их мифологическое осмысление. В дальнейшем на основе исследуемой работы авторы различают семантические и стилистические особенности изображения волка в искусстве кочевников эпохи средневековья.
Вопрос сохранения шаманских обрядов переселения болезней, с помощью различных предметов и животных в различных областях, изучали
А. Васильев12 и И.Кастанье13. В работе «Баксы» А.Е. Алекторов
рассказывает о встрече с шаманом - баксы. У этого шамана были духи- помощники - джинны. Эти джинны, по словам баксы, перешли к нему от отца. У каждого было свое имя, и он выполнял предназначенную функцию. В работе баксы приводит пример из шаманской практики по переселению недуга с больного человека14.
Особое внимание в работах отечественных ученых С.М. Абрамзона, Н. А. Кислякова, Н. В. Алексеенко советского времени уделяется проблемам развития казахского общества, а также историко-культурным связям среднеазиатских народов15.
С начала 1990-ых гг. в стране появляется значительно больше возможностей для детального изучения религиозного мировоззрения народов, проживающих как на территории России, так и в бывших союзных республиках. Появляются исследования традиционного быта и культуры казахского народа. В работах С.Б. Броневского16, Л.П. Мейера17, рассматриваются вопросы принадлежности казахского населения к мусульманской религии при этом с глубоким индифферентизмом. Проявление, которого выражается в поддержании языческих обрядов, а не магометанских.
Достаточно подробно описывали особенности свадебных обрядов казахов Н.И. Красовский,18 Н.И. Гродеков19.
Интересен тот факт, что у казахского народа из поколения в поколение сохраняется преемственность обычаев, ритуалов и традиций. Это значит, что традиционализм мышления практически остался в неизменном виде. Наиболее заметным сохранение доисламских культов проявилось именно в обрядах жизненного цикла, среди которых брак являлся одним из важнейших.
Таким образом, обзор историографии позволяет судить о накопившемся богатом этнографическом и археологическом материала, который отражает интерес исследователей к проблеме не только исламской истории Казахстана, но и затрагивает традиционные верования казахов. Обращает на себя внимание и тот факт, что работы постсоветского периода обращают внимание на синкретическое мировоззрение казахского народа, и стараются продемонстрировать попытки сохранения традиционного мировоззрения у казахов в бытовой культуре.
Целью работы является изучение сохранения традиционных верований в исламской казахов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть комплекс традиционных верований казахов;
• охарактеризовать проникновение традиционных верований казахов в исламскую традицию;
• проанализировать влияние ислама на мировоззрение казахов;
• выявить условия сохранения традиционных верований в исламской
традиции казахов.
Объектом исследования являются традиционные верования казахов.
Предмет исследования является инкорпорация традиционных верований казахов в исламскую культуру через бытовую культуру и обряды жизненного цикла.
Территориальные рамки исследования включают регионы современной Республики Казахстана, провозгласившей себя независимым государством в 1991 г. и включающая в себя 14 областей:
1. Акмолинская область (административный центр — Кокшетау)
2. Актюбинская область (административный центр — Актюбинск)
3. Алматинская область (административный центр — Талдыкорган)
4. Атырауская область (административный центр — Атырау)
5. Восточно-Казахстанская область (административный центр — Усть- Каменогорск)
6. Жамбылская область (административный центр — Тараз)
7. Западно-Казахстанская область (административный центр — Уральск)
8. Карагандинская область (административный центр — Караганда)
9. Костанайская область (административный центр — Костанай)
10. Кызылординская область (административный центр — Кызылорда)
11. Мангистауская область (административный центр — Актау)
12. Павлодарская область (административный центр — Павлодар)
13. Северо-Казахстанская область (административный центр — Петропавловск)
14. Южно-Казахстанская область (административный центр — Шымкент).
Хронологические рамки исследования охватывают период с III в. до н.э. и по настоящее время. Нижняя граница исследования обусловлена периодом зарождения традиционных верований у народов современного Казахстана. Верхняя граница связана с возможностью полноценной оценки сохранения доисламских верований и их укрепление в утвердившейся исламской традиции на территории Казахстана.
Методология и методы исследования. Методологию исследования составили принципы объективности и историзма, которые предполагают всесторонний критический анализ процессов сложения религиозного мировоззрения у казахов. Данный методологический принцип позволяет рассмотреть влияние внешних факторов на развитие синкретического мировоззрения на территории Казахстана. Для сбора данных о доисламских культах казахов описанных в трудах знаменитых этнографов и ученных был использован метод единства исторического и логического анализа, который подразумевает отбор и обобщение научных фактов данного исследования. В изучении обрядовой деятельности шаманов, разных территориальных групп Казахстана применялся типологический метод исследования, так как обрядовая деятельность шаманов в основе своей имела одинаковый набор действий с небольшими отличиями.
В работе использовался проблемно-хронологический метод, который позволил рассмотреть тенденцию формирования религиозного мировоззрения в среде казахского этноса. При помощи данного метода, нам удалось установить причины формирования синкретического мировоззрения. Ретроспективный метод позволил рассмотреть вопрос распространения и укрепления ислама в жизни казахов. Выявление особенностей соединения ислама с традиционными верованиями у кочевых казахов в отличие, от жителей аравийского полуострова, где возник ислам, потребовало применения историко-сравнительного метода.
Использование совокупности вышеуказанных методов позволило детально рассмотреть причины формирования религиозного синкретизма у казахов, а также оценить роль исламской традиции в повседневной жизни народа.
Источниковая база включает в себя Коран, как основной вероучительный текст исламской традиции. Именно на Коране строится все мусульманское учение и в нем закладываются основные нормы религиозного права и этики.
Научная новизна работы заключается в том, что автор попытался обобщить изученный материал и выявить причины проникновения ряда традиционных верований в мусульманскую культуру казахов. Автор проследил эволюцию религиозного мировоззрения на территории Казахстана и проанализировал значение традиционных верований в бытовом исламе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала в учебных курсах, связанных с историей и культурой Казахстана, а также в целом историей религии.
Апробация. Основные положения исследования получили апробацию в виде докладов и публикаций в рамках 63 Международной сетевой научно­технической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации» (Бишкек, 2021г.), а также в международной заочной научно-практической конференции «Человек - Культура - Общество» (Барнаул, 2021 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение доисламских представления у казахов, по мнению В.В. Бартольда, позволяет понять психологию народа. Все, что окружает человека, что дает основы для жизни, требует благодарности и уважения. В нашем мире все происходит не случайно, во всех земных процессах активное участие принимают духи. При этом небесное и земное царство взаимодействуют под общим небом имя у которого - Тенгри.1
Следует обратить внимание на тот факт, что доисламские верования у казахов способствовали не только поддержанию гармонии в духовной сфере, но и проецировались на социально-политическую жизнь общества. Формирование четкой трехчастной структуры мира, позволяло выделить особое место человеку и его жизни в этом мире. Действия шаманов-баксы налаживают процесс общения и урегулирования конфликтов не только в обществе, но и с умершими предками рода. Это необходимый ритуал, так как по мнению кочевников от благословения предков напрямую зависит земная жизнь. Шаманизму свойственно целостное отношение к миру, древние шаманские методы лечения основаны на том, что сознание не зарождается в мозге человека, оно только опосредуется им, сознание существует как продукт всеобщего существования космоса, вселенной, бытия.
Изучение до мусульманских верований дает четкое представление о мировоззрении кочевого населения Казахстана. Объясняет взаимосвязь божеств Тенгри, Умай, Жер-Су, в триединой системе мироздания. Культ Митры является пастушеской религией, а митраизм прародителем Тенгри и Умай. В этой системе не обходится без зороастризма, которые
непосредственно связан с культом Тенгри. Все ранние формы религий
являются продолжение друг друга, но каждая оставила свой отпечаток в формировании сознания казахского населения.
С приходом Ислама случается синкретизм верований. Исламу не удалось искоренить ранние формы религий степняков. На протяжении столетия распространение ислама шло в тонком союзе народных традиционных верований казахов и норм новой веры.
Кочевники приняли миссионеров ислама. Их вдохновляли рассказы об истинном мусульманине, не употребляющем вино и уважающем своих товарищей, что было особенно важно в период правления деспотичной власти шейхов. Ислам искоренял эту жестокость и заявлял о правах человека. Описываемые в Коране торгово-рыночные отношения, нормы бытия, законы жизни также импонировали степнякам. Развитие Шёлкового пути, по которому все больше и больше путешествовало приверженцев Аллаха, также повлияло на распространение ислама. Кочевой народ принял ислам, но соблюдал долгое время свои традиционные обряды, которые он перенимали от отцов. Так у казахов не было затворничества у женщин в хиджаб и девушки носили свободную одежду, не покрывая головы.
С присоединением Казахстана в состав царской России процесс исламизации ускорился. В интересах власти было привести тюркское население к общему знаменателю, под названием ислам. Для управления и регулирования воинствующим народом. Начинаете морально-нравственное внушение идеологии ислама, активное строительство мечетей и популяризация мусульманского движения.
Эта политическая мера дала свой положительный результат в ходе распространения ислама. Со временем произошла замена веры в божество Тенгри на веру в Аллаха. Некоторые праздники исчезли во времени, изжив себя, а некоторые приняли новую форму с акцентом мусульманства.
Все это безусловно повлияло на облик современного казахского народа. Многие нормы в обрядовой деятельности жизненного цикла претерпели изменения и усовершенствовались. Все-таки современное общество продолжает чтить обряды захоронения, веря в загробную жизнь. Свадебные обряды проходят с соблюдением основных канонов, что является примером почитания традиций и духов рода.
Ранние традиции народа стали фундаментальной основой жизни общества. Без соблюдения, которых невозможно представить современную республику Казахстан. Облик, которой создавался такими яркими красками истории.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ