Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении студентов по направлению 54.03.03. Искусство костюма и текстиля
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Основные понятия исследования 6
1.2 Методологическая основа формирования профессиональной
компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 15
1.3 Основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.. ..23
Глава 2. Формирование профессиональных компетенций студентов по направлению 54.03.03 Искусство костюма и текстиля в процессе художественного проектирования текстильной игрушки 31
2.1. Структура, содержание и условия реализации ОПОП по направлению
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 31
2.2. Проектирование содержания учебной дисциплины «Художественное
проектирование текстильной игрушки» 39
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
профессиональных компетенций студентов в процессе
художественного проектирования текстильной игрушки 48
Заключение 60
Список литературы и источников 63
Иллюстрации 68
Приложение 71
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Основные понятия исследования 6
1.2 Методологическая основа формирования профессиональной
компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 15
1.3 Основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.. ..23
Глава 2. Формирование профессиональных компетенций студентов по направлению 54.03.03 Искусство костюма и текстиля в процессе художественного проектирования текстильной игрушки 31
2.1. Структура, содержание и условия реализации ОПОП по направлению
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 31
2.2. Проектирование содержания учебной дисциплины «Художественное
проектирование текстильной игрушки» 39
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
профессиональных компетенций студентов в процессе
художественного проектирования текстильной игрушки 48
Заключение 60
Список литературы и источников 63
Иллюстрации 68
Приложение 71
Актуальность темы. В настоящее время в связи с развитием технологий, появлением новых различных материалов для творчества, декоративно - прикладное искусство, играющее огромную роль в художественном развитии личности, приобретает все большую популярность. Средние и высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов в области Декоративно - прикладного искусства, но их теоретические знания и практические навыки, как правило, не связаны с новыми направлениями в данном виде творчества. Одним из таких направлений является Текстильная интерьерная игрушка. Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении у студентов направления «Искусство костюма и текстиля» обеспечивает активность каждого обучаемого, развитие его личности, открывает и развивает новые способности учащихся. Условия обучения направлены на то, чтоб у студентов было стремление к получению результатов своей работы и применению их на практике в будущем. В процессе обучения учащиеся получают новые знания и навыки в применении и обработке ткани , осваивают техники росписи грунтованного текстиля. Проявляют и реализовывают себя. Происходит формирование их индивидуальности и собственного стиля.
Степень изученности темы. В процессе исследования было выявлено, что к проблеме методики художественного проектирования обращались многие ученые: Е.А. Розенблюм, О. Генисаретский, Л.Новикова, В. Глазычев, М.Коник.
В настоящее время происходит динамичное развитие дизайна, но в профессиональном обучении художественное проектирование текстильной игрушки является достаточно новым направлением. Несмотря на то, что текстильные интерьерные авторские игрушки получают все большую популярность, а их изготовление способствует формированию компетенций, данная тема еще не достаточно изучена. Процессу художественного проектирования и конструирования текстильной интерьерной игрушки в профессиональном обучении студентов бакалавриата специальные исследования не посвящались. Рабочие программы по данному предмету, для данной возрастной категории отсутствуют.
Объект исследования: профессиональное обучение по специальности 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Предмет исследования: Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Цель исследования: исследовать роль художественного
проектирования текстильной игрушки в формировании профессиональных компетенций у студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия исследования.
2. Определить методологическую основу формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
3. Изучить основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.
4. Проанализировать структуру, содержание и условия реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
5. Спроектировать содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование текстильной игрушки».
6. Применить результаты исследования в опытно-экспериментальной работе по формированию профессиональных компетенций студентов в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
Методология исследования: В данном исследовании рассматривается художественное проектирование текстильной игрушки, с помощью которого происходит формирование профессиональных компетенций у студентов. Компетенция и компетентность, рассматриваются в работах С.Д. Смирнова, А.П. Петрова, Г.К.Селевко, В.Г.Зарубина, Е.Я.Коган, Вербицкого А.А. Ключевые компетенции и их развитие в проектно-творческой деятельности студентов рассматривает Э.Р. Хайрулина. В работе О.А. Шелюгиной анализируется роль универсальных компетенций в современном дизайнобразовании.
Проблемы методики художественного проектирования ставятся у Е.А. Розенблюма, О. Генисаретского, Л.Новиковой, В. Глазычева, М.Коника. Исторический аспект текстильной игрушки рассматривается в работах Г.М.Блинова, А.В. Игнатьевой, Т.В. Ильиной и др.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, обобщение,
наблюдение, эксперимент.
Структура исследования: Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Источники исследования: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", учебные планы, рабочие программы дисциплин. Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
Апробация результатов исследования:
- проведение мастер-классов по изготовлению текстильной интерьерной игрушки у студентов обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
Степень изученности темы. В процессе исследования было выявлено, что к проблеме методики художественного проектирования обращались многие ученые: Е.А. Розенблюм, О. Генисаретский, Л.Новикова, В. Глазычев, М.Коник.
В настоящее время происходит динамичное развитие дизайна, но в профессиональном обучении художественное проектирование текстильной игрушки является достаточно новым направлением. Несмотря на то, что текстильные интерьерные авторские игрушки получают все большую популярность, а их изготовление способствует формированию компетенций, данная тема еще не достаточно изучена. Процессу художественного проектирования и конструирования текстильной интерьерной игрушки в профессиональном обучении студентов бакалавриата специальные исследования не посвящались. Рабочие программы по данному предмету, для данной возрастной категории отсутствуют.
Объект исследования: профессиональное обучение по специальности 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Предмет исследования: Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Цель исследования: исследовать роль художественного
проектирования текстильной игрушки в формировании профессиональных компетенций у студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия исследования.
2. Определить методологическую основу формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
3. Изучить основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.
4. Проанализировать структуру, содержание и условия реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
5. Спроектировать содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование текстильной игрушки».
6. Применить результаты исследования в опытно-экспериментальной работе по формированию профессиональных компетенций студентов в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
Методология исследования: В данном исследовании рассматривается художественное проектирование текстильной игрушки, с помощью которого происходит формирование профессиональных компетенций у студентов. Компетенция и компетентность, рассматриваются в работах С.Д. Смирнова, А.П. Петрова, Г.К.Селевко, В.Г.Зарубина, Е.Я.Коган, Вербицкого А.А. Ключевые компетенции и их развитие в проектно-творческой деятельности студентов рассматривает Э.Р. Хайрулина. В работе О.А. Шелюгиной анализируется роль универсальных компетенций в современном дизайнобразовании.
Проблемы методики художественного проектирования ставятся у Е.А. Розенблюма, О. Генисаретского, Л.Новиковой, В. Глазычева, М.Коника. Исторический аспект текстильной игрушки рассматривается в работах Г.М.Блинова, А.В. Игнатьевой, Т.В. Ильиной и др.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, обобщение,
наблюдение, эксперимент.
Структура исследования: Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Источники исследования: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", учебные планы, рабочие программы дисциплин. Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
Апробация результатов исследования:
- проведение мастер-классов по изготовлению текстильной интерьерной игрушки у студентов обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
В настоящее время дизайн получает все большее распространение. Специалисты этой отрасли пользуются достаточно большим спросом и их подготовкой занимаются многие ВУЗы, предлагая различные направления дизайна или художественного проектирования и конструирования.
Большую популярность наряду с дизайном приобретает современное декоративно-прикладное творчество, появляются новые виды рукоделия, различных декоративных материалов. Предметы изготовленные мастерами ремесленниками становятся самостоятельными произведениями искусства, а не вещью запущенной на массовое производство. К таким изделиям следует отнести изготовление текстильных интерьерных авторских игрушек.
На основе данной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. В профессиональном обучении художественное проектирование текстильной интерьерной игрушки является направлением новым и не исследованным. Разработка рабочей программы «Художественное
проектирование текстильной игрушки» для студентов направления 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» имеет практическое значение.
Так как основной целью программы является формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе проектирования текстильной игрушки, нами были рассмотрены такие основные понятия исследования, как: «компетенции», «художественное проектирование» и «игрушка».
Подготовка компетентных специалистов является главной целью высшего профессионального образования. Компетентностью называют определенные результаты личности, ее достижения. Профессиональная компетентность, это качество специалиста, которое развивается в результате формирования компетенций в совокупности. Развитие профессиональных компетенций происходит в процессе образования.
Художественное проектирование является основой современного дизайна. Это творческий процесс, который отражает культурные тенденции современности и влияет на искусственную среду. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов: проектной задачи, обоснования идеи, графического выражения идеи и изготовления в материале.
Следующее рассмотренное понятие «игрушка». В данной работе мы уделили внимание истории игрушки, ее различным современным видам. Основные понятия исследования неразрывно связаны между собой, так как профессиональные компетенции у студентов формируются в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
В процессе исследования была определена методологическая основа формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля». Она базируется на таких подходах, как: компетентностный, прививающий студентам компетенции и развивающий их в дальнейшем; личноориентированный, опирающийся на потребности обучаемого, его опыт; деятельностный, формирующий у студентов мотивацию к исследованиям и учебной деятельности. При реализации данных подходов студент учится успешно применять полученные знания на практике.
Были изучены основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки, включающие в себя педагогическую среду, с помощью которой происходит развитие творческой самостоятельности студентов; педагогическое взаимодействие, совместную исследовательскую
деятельность ученика с учителем; педагогические средства, объекты с познавательными, формирующими и дидактическими функциями.
Проанализировав все полученные сведения в результате исследования, делаем вывод, что рабочая программа « Художественное проектирование текстильной игрушки» может быть включена в учебную программу профессионального обучения студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля», так как с ее помощью происходит формирование профессиональных компетенций студентов.
Программа была разработана в соответствии с условиями реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». В основу данной программы был положен опыт студентов, разрабатывавших авторскую текстильную игрушку на экспериментальном занятии. При разработке программы были учтены сложности, с которыми столкнулись обучающиеся, добавлены некоторые темы, в которых студенты оказались не компетентны.
В процессе обучения по данной программе, студенты получат представление о дизайнерских текстильных игрушках, увеличат свою профессиональность, освоят новые техники и приемы обработки текстиля, опробуют различные техники росписи, разовьют профессиональные компетенции. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные в данном исследовании задачи были выполнены и программа может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс.
Большую популярность наряду с дизайном приобретает современное декоративно-прикладное творчество, появляются новые виды рукоделия, различных декоративных материалов. Предметы изготовленные мастерами ремесленниками становятся самостоятельными произведениями искусства, а не вещью запущенной на массовое производство. К таким изделиям следует отнести изготовление текстильных интерьерных авторских игрушек.
На основе данной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. В профессиональном обучении художественное проектирование текстильной интерьерной игрушки является направлением новым и не исследованным. Разработка рабочей программы «Художественное
проектирование текстильной игрушки» для студентов направления 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» имеет практическое значение.
Так как основной целью программы является формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе проектирования текстильной игрушки, нами были рассмотрены такие основные понятия исследования, как: «компетенции», «художественное проектирование» и «игрушка».
Подготовка компетентных специалистов является главной целью высшего профессионального образования. Компетентностью называют определенные результаты личности, ее достижения. Профессиональная компетентность, это качество специалиста, которое развивается в результате формирования компетенций в совокупности. Развитие профессиональных компетенций происходит в процессе образования.
Художественное проектирование является основой современного дизайна. Это творческий процесс, который отражает культурные тенденции современности и влияет на искусственную среду. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов: проектной задачи, обоснования идеи, графического выражения идеи и изготовления в материале.
Следующее рассмотренное понятие «игрушка». В данной работе мы уделили внимание истории игрушки, ее различным современным видам. Основные понятия исследования неразрывно связаны между собой, так как профессиональные компетенции у студентов формируются в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
В процессе исследования была определена методологическая основа формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля». Она базируется на таких подходах, как: компетентностный, прививающий студентам компетенции и развивающий их в дальнейшем; личноориентированный, опирающийся на потребности обучаемого, его опыт; деятельностный, формирующий у студентов мотивацию к исследованиям и учебной деятельности. При реализации данных подходов студент учится успешно применять полученные знания на практике.
Были изучены основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки, включающие в себя педагогическую среду, с помощью которой происходит развитие творческой самостоятельности студентов; педагогическое взаимодействие, совместную исследовательскую
деятельность ученика с учителем; педагогические средства, объекты с познавательными, формирующими и дидактическими функциями.
Проанализировав все полученные сведения в результате исследования, делаем вывод, что рабочая программа « Художественное проектирование текстильной игрушки» может быть включена в учебную программу профессионального обучения студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля», так как с ее помощью происходит формирование профессиональных компетенций студентов.
Программа была разработана в соответствии с условиями реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». В основу данной программы был положен опыт студентов, разрабатывавших авторскую текстильную игрушку на экспериментальном занятии. При разработке программы были учтены сложности, с которыми столкнулись обучающиеся, добавлены некоторые темы, в которых студенты оказались не компетентны.
В процессе обучения по данной программе, студенты получат представление о дизайнерских текстильных игрушках, увеличат свою профессиональность, освоят новые техники и приемы обработки текстиля, опробуют различные техники росписи, разовьют профессиональные компетенции. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные в данном исследовании задачи были выполнены и программа может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс.





