Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1 Основные понятия исследования 6
1.2 Методологическая основа формирования профессиональной
компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 15
1.3 Основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.. ..23
Глава 2. Формирование профессиональных компетенций студентов по направлению 54.03.03 Искусство костюма и текстиля в процессе художественного проектирования текстильной игрушки 31
2.1. Структура, содержание и условия реализации ОПОП по направлению
54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» 31
2.2. Проектирование содержания учебной дисциплины «Художественное
проектирование текстильной игрушки» 39
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию
профессиональных компетенций студентов в процессе
художественного проектирования текстильной игрушки 48
Заключение 60
Список литературы и источников 63
Иллюстрации 68
Приложение 71
Актуальность темы. В настоящее время в связи с развитием технологий, появлением новых различных материалов для творчества, декоративно - прикладное искусство, играющее огромную роль в художественном развитии личности, приобретает все большую популярность. Средние и высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов в области Декоративно - прикладного искусства, но их теоретические знания и практические навыки, как правило, не связаны с новыми направлениями в данном виде творчества. Одним из таких направлений является Текстильная интерьерная игрушка. Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении у студентов направления «Искусство костюма и текстиля» обеспечивает активность каждого обучаемого, развитие его личности, открывает и развивает новые способности учащихся. Условия обучения направлены на то, чтоб у студентов было стремление к получению результатов своей работы и применению их на практике в будущем. В процессе обучения учащиеся получают новые знания и навыки в применении и обработке ткани , осваивают техники росписи грунтованного текстиля. Проявляют и реализовывают себя. Происходит формирование их индивидуальности и собственного стиля.
Степень изученности темы. В процессе исследования было выявлено, что к проблеме методики художественного проектирования обращались многие ученые: Е.А. Розенблюм, О. Генисаретский, Л.Новикова, В. Глазычев, М.Коник.
В настоящее время происходит динамичное развитие дизайна, но в профессиональном обучении художественное проектирование текстильной игрушки является достаточно новым направлением. Несмотря на то, что текстильные интерьерные авторские игрушки получают все большую популярность, а их изготовление способствует формированию компетенций, данная тема еще не достаточно изучена. Процессу художественного проектирования и конструирования текстильной интерьерной игрушки в профессиональном обучении студентов бакалавриата специальные исследования не посвящались. Рабочие программы по данному предмету, для данной возрастной категории отсутствуют.
Объект исследования: профессиональное обучение по специальности 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Предмет исследования: Художественное проектирование текстильной игрушки в профессиональном обучении студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Цель исследования: исследовать роль художественного
проектирования текстильной игрушки в формировании профессиональных компетенций у студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля»
Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия исследования.
2. Определить методологическую основу формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
3. Изучить основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки.
4. Проанализировать структуру, содержание и условия реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля».
5. Спроектировать содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование текстильной игрушки».
6. Применить результаты исследования в опытно-экспериментальной работе по формированию профессиональных компетенций студентов в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
Методология исследования: В данном исследовании рассматривается художественное проектирование текстильной игрушки, с помощью которого происходит формирование профессиональных компетенций у студентов. Компетенция и компетентность, рассматриваются в работах С.Д. Смирнова, А.П. Петрова, Г.К.Селевко, В.Г.Зарубина, Е.Я.Коган, Вербицкого А.А. Ключевые компетенции и их развитие в проектно-творческой деятельности студентов рассматривает Э.Р. Хайрулина. В работе О.А. Шелюгиной анализируется роль универсальных компетенций в современном дизайнобразовании.
Проблемы методики художественного проектирования ставятся у Е.А. Розенблюма, О. Генисаретского, Л.Новиковой, В. Глазычева, М.Коника. Исторический аспект текстильной игрушки рассматривается в работах Г.М.Блинова, А.В. Игнатьевой, Т.В. Ильиной и др.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, обобщение,
наблюдение, эксперимент.
Структура исследования: Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Источники исследования: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", учебные планы, рабочие программы дисциплин. Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
Апробация результатов исследования:
- проведение мастер-классов по изготовлению текстильной интерьерной игрушки у студентов обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля.
В настоящее время дизайн получает все большее распространение. Специалисты этой отрасли пользуются достаточно большим спросом и их подготовкой занимаются многие ВУЗы, предлагая различные направления дизайна или художественного проектирования и конструирования.
Большую популярность наряду с дизайном приобретает современное декоративно-прикладное творчество, появляются новые виды рукоделия, различных декоративных материалов. Предметы изготовленные мастерами ремесленниками становятся самостоятельными произведениями искусства, а не вещью запущенной на массовое производство. К таким изделиям следует отнести изготовление текстильных интерьерных авторских игрушек.
На основе данной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. В профессиональном обучении художественное проектирование текстильной интерьерной игрушки является направлением новым и не исследованным. Разработка рабочей программы «Художественное
проектирование текстильной игрушки» для студентов направления 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» имеет практическое значение.
Так как основной целью программы является формирование профессиональных компетенций у студентов в процессе проектирования текстильной игрушки, нами были рассмотрены такие основные понятия исследования, как: «компетенции», «художественное проектирование» и «игрушка».
Подготовка компетентных специалистов является главной целью высшего профессионального образования. Компетентностью называют определенные результаты личности, ее достижения. Профессиональная компетентность, это качество специалиста, которое развивается в результате формирования компетенций в совокупности. Развитие профессиональных компетенций происходит в процессе образования.
Художественное проектирование является основой современного дизайна. Это творческий процесс, который отражает культурные тенденции современности и влияет на искусственную среду. Процесс проектирования состоит из нескольких этапов: проектной задачи, обоснования идеи, графического выражения идеи и изготовления в материале.
Следующее рассмотренное понятие «игрушка». В данной работе мы уделили внимание истории игрушки, ее различным современным видам. Основные понятия исследования неразрывно связаны между собой, так как профессиональные компетенции у студентов формируются в процессе художественного проектирования текстильной игрушки.
В процессе исследования была определена методологическая основа формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля». Она базируется на таких подходах, как: компетентностный, прививающий студентам компетенции и развивающий их в дальнейшем; личноориентированный, опирающийся на потребности обучаемого, его опыт; деятельностный, формирующий у студентов мотивацию к исследованиям и учебной деятельности. При реализации данных подходов студент учится успешно применять полученные знания на практике.
Были изучены основные педагогические условия в профессиональном обучении студентов художественному проектированию текстильной игрушки, включающие в себя педагогическую среду, с помощью которой происходит развитие творческой самостоятельности студентов; педагогическое взаимодействие, совместную исследовательскую
деятельность ученика с учителем; педагогические средства, объекты с познавательными, формирующими и дидактическими функциями.
Проанализировав все полученные сведения в результате исследования, делаем вывод, что рабочая программа « Художественное проектирование текстильной игрушки» может быть включена в учебную программу профессионального обучения студентов по направлению 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля», так как с ее помощью происходит формирование профессиональных компетенций студентов.
Программа была разработана в соответствии с условиями реализации ОПОП по направлению 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля». В основу данной программы был положен опыт студентов, разрабатывавших авторскую текстильную игрушку на экспериментальном занятии. При разработке программы были учтены сложности, с которыми столкнулись обучающиеся, добавлены некоторые темы, в которых студенты оказались не компетентны.
В процессе обучения по данной программе, студенты получат представление о дизайнерских текстильных игрушках, увеличат свою профессиональность, освоят новые техники и приемы обработки текстиля, опробуют различные техники росписи, разовьют профессиональные компетенции. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные в данном исследовании задачи были выполнены и программа может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс.
1. Агапова, И. А. Мягкая игрушка своими руками / И. А. Агапова. - М.: Айрис - пресс, 2002. - 156 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Бегак, Б. А. Воспитание искусством / Б.А. Бегак. -М.: Просвещение, 1981. -С. 38-50.
4. Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства / Н.С. Боголюбов. -Краснодар: Центр педагогической инноватики, 1992. -21 с.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2001.
6. Валеев, Г.Х. Развитие творческого потенциала личности / Г.Х. Валеев. - Уфа: БИПКРО, 2008. - 49 с.
7. Вахабова, С. А. Компетентностный подход: компетенции и специфика их формирования у студентов вуза // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 96-97.
8. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции /А.А. Вербицкий. - М.:Логос,2009.-328 с.
9. Власова Т.А. Личностно-ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности: Сб.науч. материалов окр. Науч.- практ. Конф. «6 знаменские чтения».-Ч.1.-Сургут, 2007.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в подростковом возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
13. Георге, И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы : монография / И. В. Георге. - Тюмень: ТИУ, 2016. - 143 с.
14. Ганаева, Е. Э. Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 64-66.
15. Генсицкая, Н. История одной куклы / Н. Генсицкая. - Издательский дом «Страницы», 2004 год.
16. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. - М.: Европа, 2006. - 320 с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000
17. Дукер, М. Авторская кукла. Моделирование и декорирование / М. Друкер. Контэнт, 2015.- 80с
18. Зайцева, А.А. Оригинальные куклы своими руками / А.А.Зайцева.- М.:Эксмо,2011.-64 с.
19. Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. Учебник для вузов / Заёнчик В.М., Карачёв А.А., Шмелёв В.Е.- М.: Академия, 2006. - 320с.
20. Изергина, А. Н. Игрушки из ткани: Способы изготовления чертежей выкроек / А. Н. Изергина и М. Н. Бартрам. - 2-е изд. - Москва : Гизместпром, 1947 - 42 с.
21. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций / Т.А. Ильина.- М.: Просвещение, 1984. -495 с.
22. Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой / Е.Я. Коган. - Самара: Профи, 2001.
23. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития: учебное пособие / В.Б. Кошаев.-М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
24. Крутских, Е.Ю. Интерьер вашего дома / Крутских, Е.Ю., Литвинов Д.В.- Екатеринбург.: У-Фактория, 2005.-272с.
25. Лактионова, Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40-54.
25. Макаренко, А. С. Собрание сочинений / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика. — Т. 4. — 360 с.
26. Максянин, А.С. Теория и методология проектирования художественных
изделий: учебное пособие / А.С.Максянин. -
Екатеринбург.:Изд.Рос.гос.про ф. -пед.ун-та,2015. -124 с.
27. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 166 с.
28. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка / В.С. Мухина //Вопросы психологии. -1988.-№2.-С.123-128.
29. Нечаев, Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста./Содержание подготовки специалистов с высшим и средним спец. образованием/ Сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1988
30. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов.— М.: Азъ, 1992.
31. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3е изд., стер.. - Москва: Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с.
32. Петров, А. П. Профессиональная компетентность: понятийнотерминологические проблемы / А. П. Петров //Вестник высшей школы- 2004.-№10.-С.6 - 10.
33. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне / Е.А.Розенблюм.-М.:Искусство, 1974.-176 с.
34. Сараева, Ю. С. Роспись по ткани / Ю.С.Сараева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.
35. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 56-60.
36. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1.
— М.: Народное образование, 2005. — 555с.
37. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов - М., 1995. -128 с.
38. Смирнова, Л. Э История и теория дизайна: учебное пособие / Л.Э. Смирнова. -Сибирский федеральный университет, 2014.- 224 с.
39. Усанова, А.Л. История становления и развития дизайна // История, теория и методология дизайн-проектирования. -2018.
40. Хайрулина, Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельно-сти / Э.Р. Хайрулина. - Педагогика. - 2007.
41. Художественное проектирование / под ред. Б.В.Нешумова; Е.Д.Щедрина. -Москва.:Просвещение, 1979. -175 с.
42. Шелюгина, О.А. Роль универсальных компетенций в современном дизайнобразовании // Международный научный журнал "Культурное наследие Сибири". Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета. - 2018.-№1. С. 117.
43. Юкина, Л. Энциклопедия куклы./ Л. Юкина. -М.: «АСТ-ПРЕСС»,2006 г.
Электронные источники:
44. Арефьева, М.В. Процесс проектирования текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов.
Автореферат [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://new- disser.ru/_avtoreferats/01005454945.pdf
45. Глазычев, В.Л. Язык и метод художественного
проектирования//Декоративное искусство СССР. -1973. -№ 11 [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http: //www.glazychev.ru/publications/articles/1973 yazyk i metod.htm
46. История возникновения мягкой игрушки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smeda.ru/elektro/issue/issue82/
47. Карпеева, С. А. Метод проектов в обучении художественному конструированию текстильных изделий // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 496-498[Электронный ресурс].- Режим доступа:
https: //moluch.ru/archive/139/39214/
48. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П.
Мединцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012 [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/
49. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dis.nsf/lingv.
50. Текстильные куклы: из глубины веков до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news-textile.ru/tekstilnye-kukly-iz-glubiny- vekov-do-nashih-dnej/
51. Текстильные куклы история и современность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //allworldart.ru/wp-content/uploads/2014/02/Т екстильные- куклы-история-и-современность-.pdf
52. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля" [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270014?index=2&ran geSize=1
53. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в
Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru