ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И ГОСУДАРСТВЕННО-ИСЛАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ С 1991 ПО 2016 ГГ.
|
Введение 3
Глава 1. Теория и практика построения исламского государства в истории Центральной Азии 12
1.1. Исламская концепция государственного устройства
Глава 2. История ислама в регионе Центральная Азия 34
2.1. Зарождение ислама в ЦАР
2.2. Ислам в Центральной Азии в советский период 40
2.3. Политико-религиозный ландшафт в ЦАР накануне независимости 45
Глава 3. Влияние постсоветского периода на ислам в Узбекистане 54
3.1. Ислам как часть национального строительства после распада СССР
3.2. Исламистские политические движения в Узбекистане 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Теория и практика построения исламского государства в истории Центральной Азии 12
1.1. Исламская концепция государственного устройства
Глава 2. История ислама в регионе Центральная Азия 34
2.1. Зарождение ислама в ЦАР
2.2. Ислам в Центральной Азии в советский период 40
2.3. Политико-религиозный ландшафт в ЦАР накануне независимости 45
Глава 3. Влияние постсоветского периода на ислам в Узбекистане 54
3.1. Ислам как часть национального строительства после распада СССР
3.2. Исламистские политические движения в Узбекистане 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы
Завершающее десятилетие XX в. ознаменовалась для государств Центральной Азии глобальными политическим и социально-экономическими трансформациями, обусловленными распадом СССР, дискредитацией его коммунистической партии и кризисом экономической модели. Процессы демократизации в этих странах происходил не без вмешательства Запада, часто носили формальный характер и имели собственную региональную, в некотором смысле азиатскую, специфику. Под знаменем освобождения из «тюрьмы народов» СССР государства Центральной Азии искали собственные основания для политической идентификации, нередко разыгрывая религиозную или националистическую карты.
Спецификой политической модернизации центрально-азиатских республик являлось внешняя ориентация на стандарты западной демократии, при одновременном учете традиционалистских и религиозных элементов формирования властно-управленческих структур, остававшиеся неизменными в течение веков, несмотря на 70-летний период строительства социализма. Как известно, в Центральной Азии, а в особенности среди оседлой части ее населения, религия традиционно оставалась мощным регулятором общественной жизни. И поскольку ислам являлся наиболее распространенной религией народов региона, то именно с ним связывалась культурная и цивилизационная самоидентификация большинства населения Центральной Азии. Естественно, что образованная часть мусульман региона, предполагала под освобождением не только возможность открыто исповедовать свою религию и выполнять религиозные функции, но и видела в сложившейся ситуации уникальный шанс для реализации собственной концепции будущего отдельных государств региона. В этой связи, после распада СССР в Центральной Азии постепенно сформировался совершенно противоположный демократическому развитию взгляд на дальнейший путь построения государства и общества - исламский путь развития, с возможностью создания мусульманского государства в отдельно взятой стране либо во всем регионе в целом. В то время как демократические реформы во многих странах региона проходили с большим трудом, а в некоторых государствах вообще потерпели крах, у второго пути развития с каждым годом прибавлялось все больше и больше сторонников. Более того, неудачный ход экономических реформ во многих странах региона и, как следствие, увеличение безработицы, обнищание больших слоев населения на фоне быстрого обогащения правящей элиты, не только привели к росту недовольства среди простого народа, но и предоставили для целого ряда религиозных и политических сил выгодные возможности показывать на этом примере ошибочность выбранного многими странами демократического пути развития. Узбекистан не является исключением. Понять современную ситуация в республике Узбекистан невозможно без анализа религиозной ситуации в государстве, превалирующая роль в которой принадлежит исламу. Влияние ислама на политические процессы в Узбекистане с каждым годом становится все более явным и ощутимым. В последнее время ислам и исламская политическая оппозиция, как явление, стали неотъемлемым фактором современной политической жизни Узбекистана.
В этой связи, особенную актуальность приобретает изучение теоретических основ исламской политической доктрины и концепции государственного устройства в исламе с учетом соответствующей исторической практики в Центральной Азии в целом и в частности в Узбекистане. При этом исторический опыт государственности в Центральной Азии, основанный на законах шариата, во многом способствуете объективному пониманию не только основной сути понятия государстве в исламе, но и представляет возможность дать справедливую оценку действиям современных религиозных сил Центральной Азии, которые выступают за создание Исламского Халифата в регионе, что также представляется актуальным в современных условиях.
После распаде Советского Союза, Узбекистан оказался в абсолютно новых условиях, когда им самим предоставлялся выбор следовать собственному независимому пути развития. В этих условиях, как нельзя остро возникла необходимость определения цивилизационной принадлежности государств региона. Однако этот процесс невозможно рассматривать в отрыве от истории исламизации и исламской традиции народов Центральной Азии. Таким образом, не меньшую актуальность представляет изучение влияния исламе не политические процессы в Узбекистане и в регионе в целом. Особый исследовательский интерес представляет также определение специфики исламского политического движения в Узбекистане.
Объектом исследования является политический ислам в Центральной Азии, его истоки, современная ситуация и возможные перспективы в государственном развитии центральноазиатских стран.
Предметом исследования являются политический, исламе в Узбекистане, как явления с учетом теории и практики создания исламского государства; основные тенденции исламского политического движения в регионе в современный период времени и его влияние на политику в странах региона.
Историография темы. Важнейший исследовательский задел в изучении проблем государственно-исламских отношений был сделан С. Абашиным, которым была создана обширная реконструкция зарождения ислама в Центральной Азии, а также выявлены причины и истоки исламского фундаментализма.
Проблеме развития ислама в среднеазиатских государствах в советский период их истории посвящена фундаментальная статья M. Kemper. Автор отразил ведущие принципы религиозно-конфессиональной политики советского государства применительно к государствам Центральной Азии и убедительно показал необходимость обращения к исламу на пути поисках национальной идентичности в постсоветский период.
Изучению ограничительной политики в отношении ислама советского государства посвящены работы S. Keller. Несмотря на рельефно выраженную тенденциозность и политизированность автора, ее публикации отличает богатая фактологическая база. Кроме того, S. Keller является крупнейшим исследователем темы женского образования в Узбекистане и религиозного просвещения населения.
Отдельный пласт историографии составили работы собственно исследователей из Центральной Азии. Так, в работах современных среднеазиатских политологов нашли отражения проблемы национальной идентичности узбекского народа и роль в данном процессе ислама, а также вопросы формирования оппозиционных официальному режиму исламистских движений и организаций.
Пристальное внимание к современной политической истории Узбекистана уделено американской историографией. Такие исследователи как P. J. Luong, М. Laruelle, M. E. Louw проследили трансформацию политического режима Узбекистана, осветили принципы взаимодействия государственных институтов и религиозной организации, представили собственные оценки внутриполитическим кризисам Узбекистана, их истокам и значению для развития страны, представили собственные прогнозы развития общественно-политической и религиозной ситуации в данном государстве.
Влиянию узбекских исламистских группировок на внутриполитический кризис в Таджикистане и развитие там Гражданской войны посвящена работа профессора политических наук З.Сге1дку. Ученый, как и ряд других специалистов, полагает, что в новейшее время Узбекистан явился одним из значительных центров экспорта политического исламизма в среднеазиатские республики СССР и в политическом смысле представляет собой клубок серьезных внутренних противоречий.
J. Heathershaw, доцент кафедры международных отношений в университете Эксетера и D. Montgomery, доцент кафедры антропологии в университете Питсбурга, высказывают мнение о том, что широко растущая проблема мусульманской радикализации является мифом и заявляют об отсутствии каких либо свидетельств о наличии значительного уровня исламского экстремизма и политического насилия в Центральной Азии. Но в то же время, они не отрицают абсолютного отсутствия воинствующего экстремизма в Центральной Азии .
Анализируя отношения мусульман в Узбекистане и понимая растущее недовольство установленным порядком и властью S. Peyrouse обнаружил, что исламизация общества и возникновение исламистских группировок сформировались в ответ на самодержавное правление Центральноазиатских республик, а также провал политики центрального правительства .
Территориальные рамки исследования охватывает территорию Республики Узбекистан. Однако, теоретические аспекты темы работы, а также необходимость обращения к истории развития движений политического ислама в других государствах Центральной Азии потребовали расширения территориальных рамок исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г., когда произошел распад СССР и была провозглашена независимость Республики Узбекистан. Завершающей хронологической границей является 2016 г. - год смерти первого Президента республики И.А. Каримова, что означало завершение первого этапа в новейшей истории Узбекистана в качестве независимого государства. Однако, проблематика исследования потребовала осуществления ретроспективного обращения к начальной истории Узбекистана.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в реконструкция специфики государственно-исламских отношений в Узбекистане с 1991 г. и по 2016 г.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1. выявление ведущих теоретических компонентов функционирования государств с исламской! формой! правления, а также принципов разделения и слияния светской! и духовной! властей в государствах подобного типа;
2. реконструкция истории становления монотеистической исламской религии на территории центрально-азиатского региона, специфика ее развития в регионе как составной части Российской империи;
3. характеристика развития исламской религии и организации в советский период;
4. представить описание политико-религиозного ландшафта государств Центральной Азии накануне обретения независимости;
5. определение специфики отношения правящего режима Узбекистана к политическому исламу, а также выявление причин и методов ограничения его распространения в государстве;
6. рассмотрение особенностей формирования и функционирования исламистских политических движений в Узбекистане.
Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и прогностический методы исследования. В диссертации также используются эмпирические методы исследования при обращении к проблеме политического поведения и изучения факторов, влияющих на политические процессы в регионе; системного и комплексного анализа политических структур Центральной Азии. Одним из существенных компонентов теоретической основы исследования явились источники преимущественно на английском языке таких мусульманских правоведов, как факиха ал-Маварди и имаме ал-Газали, концепции которых сложились в рамках классической теории государстве в исламской политической мысли, а также; труды российских и зарубежных исследователей, посвященных особенностям функционирования политических систем.
Источниковая база исследования представлена широким кругом источников.
Отдельную группу источников работы представляют священные мусульманские тексты (Коран, Иджма, Сунна), труды идеологов ислама, работы теоретиков исламских политических движений, программные, а также пропагандистские массовые и малотиражные издания.
Отдельную группу источников образуют законодательные источники: тексты конституций республик Центральной Азии, законы о свободе вероисповедания и религиозных организациях, о политических партиях, о противодействии экстремистской деятельности и т.п.
Следует отметить, что, к сожалению, доступ к источникам, которые касаются программных установок, идеологии и деятельности исламских партий и группировок в постсоветской Центральной Азии ограничен. Это связано с тем, что большинство исламистских организаций в регионе действуют нелегеально, а информация об их членской базе и деятельности засекречена. Тем не менее предпринята попытка проанализировать идеологию и программу исламистских движений в Центральной Азии, исходя из доступной информации, преимущественно были иностранные СМИ.
Важнейшую группу источников составляют уставы исламистских организаций Центральной Азии. Так, исламская партия возрождения Таджикистана, которая представляет умеренное крыло исламской оппозиции в регионе активно информирует население о своих целях и задачах. О деятельности других, исламистских, организаций, к сожалению, исследователям приходится судить основываясь преимущественно на заявлениях их лидеров в СМИ. Однако принимая во внимание, что в целом все исламские политические партии и группировки в Центральной Азин преследуют одну цель - создание теократического исламского государства на территории региона, можно выявить общие тенденции, исходя из доступной для широкой общественности информации. В частности, наиболее активной и многочисленной исламистской партией не территории Центральной Азии, и в особенности Узбекистана, «Хизб ут-Тахрир», члены которой активно рекрутируют в свои ряды население по средством издания и распространения литературы, а также активного обновления своего Интернет-контента, что значительно расширяет информационные возможности для исследователей .
Спецификой политической модернизации центрально-азиатских республик являлось внешняя ориентация на стандарты западной демократии, при одновременном учете традиционалистских и религиозных элементов формирования властно-управленческих структур, остававшиеся неизменными в течение веков, несмотря на 70-летний период строительства социализма. Как известно, в Центральной Азии, а в особенности среди оседлой части ее населения, религия традиционно оставалась мощным регулятором общественной жизни. И поскольку ислам являлся наиболее распространенной религией народов региона, то именно с ним связывалась культурная и цивилизационная самоидентификация большинства населения Центральной Азии. Естественно, что образованная часть мусульман региона, предполагала под освобождением не только возможность открыто исповедовать свою религию и выполнять религиозные функции, но и видела в сложившейся ситуации уникальный шанс для реализации собственной концепции будущего отдельных государств региона. В этой связи, после распада СССР в Центральной Азии постепенно сформировался совершенно противоположный демократическому развитию взгляд на дальнейший путь построения государства и общества - исламский путь развития, с возможностью создания мусульманского государства в отдельно взятой стране либо во всем регионе в целом. В то время как демократические реформы во многих странах региона проходили с большим трудом, а в некоторых государствах вообще потерпели крах, у второго пути развития с каждым годом прибавлялось все больше и больше сторонников. Более того, неудачный ход экономических реформ во многих странах региона и, как следствие, увеличение безработицы, обнищание больших слоев населения на фоне быстрого обогащения правящей элиты, не только привели к росту недовольства среди простого народа, но и предоставили для целого ряда религиозных и политических сил выгодные возможности показывать на этом примере ошибочность выбранного многими странами демократического пути развития. Узбекистан не является исключением. Понять современную ситуация в республике Узбекистан невозможно без анализа религиозной ситуации в государстве, превалирующая роль в которой принадлежит исламу. Влияние ислама на политические процессы в Узбекистане с каждым годом становится все более явным и ощутимым. В последнее время ислам и исламская политическая оппозиция, как явление, стали неотъемлемым фактором современной политической жизни Узбекистана.
В этой связи, особенную актуальность приобретает изучение теоретических основ исламской политической доктрины и концепции государственного устройства в исламе с учетом соответствующей исторической практики в Центральной Азии в целом и в частности в Узбекистане. При этом исторический опыт государственности в Центральной Азии, основанный на законах шариата, во многом способствуете объективному пониманию не только основной сути понятия государстве в исламе, но и представляет возможность дать справедливую оценку действиям современных религиозных сил Центральной Азии, которые выступают за создание Исламского Халифата в регионе, что также представляется актуальным в современных условиях.
После распаде Советского Союза, Узбекистан оказался в абсолютно новых условиях, когда им самим предоставлялся выбор следовать собственному независимому пути развития. В этих условиях, как нельзя остро возникла необходимость определения цивилизационной принадлежности государств региона. Однако этот процесс невозможно рассматривать в отрыве от истории исламизации и исламской традиции народов Центральной Азии. Таким образом, не меньшую актуальность представляет изучение влияния исламе не политические процессы в Узбекистане и в регионе в целом. Особый исследовательский интерес представляет также определение специфики исламского политического движения в Узбекистане.
Объектом исследования является политический ислам в Центральной Азии, его истоки, современная ситуация и возможные перспективы в государственном развитии центральноазиатских стран.
Предметом исследования являются политический, исламе в Узбекистане, как явления с учетом теории и практики создания исламского государства; основные тенденции исламского политического движения в регионе в современный период времени и его влияние на политику в странах региона.
Историография темы. Важнейший исследовательский задел в изучении проблем государственно-исламских отношений был сделан С. Абашиным, которым была создана обширная реконструкция зарождения ислама в Центральной Азии, а также выявлены причины и истоки исламского фундаментализма.
Проблеме развития ислама в среднеазиатских государствах в советский период их истории посвящена фундаментальная статья M. Kemper. Автор отразил ведущие принципы религиозно-конфессиональной политики советского государства применительно к государствам Центральной Азии и убедительно показал необходимость обращения к исламу на пути поисках национальной идентичности в постсоветский период.
Изучению ограничительной политики в отношении ислама советского государства посвящены работы S. Keller. Несмотря на рельефно выраженную тенденциозность и политизированность автора, ее публикации отличает богатая фактологическая база. Кроме того, S. Keller является крупнейшим исследователем темы женского образования в Узбекистане и религиозного просвещения населения.
Отдельный пласт историографии составили работы собственно исследователей из Центральной Азии. Так, в работах современных среднеазиатских политологов нашли отражения проблемы национальной идентичности узбекского народа и роль в данном процессе ислама, а также вопросы формирования оппозиционных официальному режиму исламистских движений и организаций.
Пристальное внимание к современной политической истории Узбекистана уделено американской историографией. Такие исследователи как P. J. Luong, М. Laruelle, M. E. Louw проследили трансформацию политического режима Узбекистана, осветили принципы взаимодействия государственных институтов и религиозной организации, представили собственные оценки внутриполитическим кризисам Узбекистана, их истокам и значению для развития страны, представили собственные прогнозы развития общественно-политической и религиозной ситуации в данном государстве.
Влиянию узбекских исламистских группировок на внутриполитический кризис в Таджикистане и развитие там Гражданской войны посвящена работа профессора политических наук З.Сге1дку. Ученый, как и ряд других специалистов, полагает, что в новейшее время Узбекистан явился одним из значительных центров экспорта политического исламизма в среднеазиатские республики СССР и в политическом смысле представляет собой клубок серьезных внутренних противоречий.
J. Heathershaw, доцент кафедры международных отношений в университете Эксетера и D. Montgomery, доцент кафедры антропологии в университете Питсбурга, высказывают мнение о том, что широко растущая проблема мусульманской радикализации является мифом и заявляют об отсутствии каких либо свидетельств о наличии значительного уровня исламского экстремизма и политического насилия в Центральной Азии. Но в то же время, они не отрицают абсолютного отсутствия воинствующего экстремизма в Центральной Азии .
Анализируя отношения мусульман в Узбекистане и понимая растущее недовольство установленным порядком и властью S. Peyrouse обнаружил, что исламизация общества и возникновение исламистских группировок сформировались в ответ на самодержавное правление Центральноазиатских республик, а также провал политики центрального правительства .
Территориальные рамки исследования охватывает территорию Республики Узбекистан. Однако, теоретические аспекты темы работы, а также необходимость обращения к истории развития движений политического ислама в других государствах Центральной Азии потребовали расширения территориальных рамок исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г., когда произошел распад СССР и была провозглашена независимость Республики Узбекистан. Завершающей хронологической границей является 2016 г. - год смерти первого Президента республики И.А. Каримова, что означало завершение первого этапа в новейшей истории Узбекистана в качестве независимого государства. Однако, проблематика исследования потребовала осуществления ретроспективного обращения к начальной истории Узбекистана.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в реконструкция специфики государственно-исламских отношений в Узбекистане с 1991 г. и по 2016 г.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1. выявление ведущих теоретических компонентов функционирования государств с исламской! формой! правления, а также принципов разделения и слияния светской! и духовной! властей в государствах подобного типа;
2. реконструкция истории становления монотеистической исламской религии на территории центрально-азиатского региона, специфика ее развития в регионе как составной части Российской империи;
3. характеристика развития исламской религии и организации в советский период;
4. представить описание политико-религиозного ландшафта государств Центральной Азии накануне обретения независимости;
5. определение специфики отношения правящего режима Узбекистана к политическому исламу, а также выявление причин и методов ограничения его распространения в государстве;
6. рассмотрение особенностей формирования и функционирования исламистских политических движений в Узбекистане.
Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный и прогностический методы исследования. В диссертации также используются эмпирические методы исследования при обращении к проблеме политического поведения и изучения факторов, влияющих на политические процессы в регионе; системного и комплексного анализа политических структур Центральной Азии. Одним из существенных компонентов теоретической основы исследования явились источники преимущественно на английском языке таких мусульманских правоведов, как факиха ал-Маварди и имаме ал-Газали, концепции которых сложились в рамках классической теории государстве в исламской политической мысли, а также; труды российских и зарубежных исследователей, посвященных особенностям функционирования политических систем.
Источниковая база исследования представлена широким кругом источников.
Отдельную группу источников работы представляют священные мусульманские тексты (Коран, Иджма, Сунна), труды идеологов ислама, работы теоретиков исламских политических движений, программные, а также пропагандистские массовые и малотиражные издания.
Отдельную группу источников образуют законодательные источники: тексты конституций республик Центральной Азии, законы о свободе вероисповедания и религиозных организациях, о политических партиях, о противодействии экстремистской деятельности и т.п.
Следует отметить, что, к сожалению, доступ к источникам, которые касаются программных установок, идеологии и деятельности исламских партий и группировок в постсоветской Центральной Азии ограничен. Это связано с тем, что большинство исламистских организаций в регионе действуют нелегеально, а информация об их членской базе и деятельности засекречена. Тем не менее предпринята попытка проанализировать идеологию и программу исламистских движений в Центральной Азии, исходя из доступной информации, преимущественно были иностранные СМИ.
Важнейшую группу источников составляют уставы исламистских организаций Центральной Азии. Так, исламская партия возрождения Таджикистана, которая представляет умеренное крыло исламской оппозиции в регионе активно информирует население о своих целях и задачах. О деятельности других, исламистских, организаций, к сожалению, исследователям приходится судить основываясь преимущественно на заявлениях их лидеров в СМИ. Однако принимая во внимание, что в целом все исламские политические партии и группировки в Центральной Азин преследуют одну цель - создание теократического исламского государства на территории региона, можно выявить общие тенденции, исходя из доступной для широкой общественности информации. В частности, наиболее активной и многочисленной исламистской партией не территории Центральной Азии, и в особенности Узбекистана, «Хизб ут-Тахрир», члены которой активно рекрутируют в свои ряды население по средством издания и распространения литературы, а также активного обновления своего Интернет-контента, что значительно расширяет информационные возможности для исследователей .
Подводя итоги можно сделать несколько выводов. Во-первых, на внутреннюю эволюцию республик Центральной Азии сильно повлиял их исторический опыт, как до, так и после распада СССР. В этом отношении наследие советского государственного строительства стало реальным препятствием для развития современных политических институтов и жизнеспособных моделей регионального сотрудничества.
Во-вторых, динамика постсоветской региональной и международной политики, особенно усиление регионального соперничества и растущие связи между Центральной Азией и соседними регионами, создали нестабильную внешнюю среду, которая негативно сказалась на внутреннем развитии государств Центральной Азии. Политика СССР особенно в последние пять лет своего существования, еще более усложнила политический контекст и ситуацию в области безопасности в Центральной Азии.
В-третьих, появление ислама в качестве культурной и политической силы является результатом его глубоких корней в регионе, его важности как компонента индивидуальной и коллективной идентичности большинства жителей Центральной Азии и подавления других националистических и демократических тенденций.
В-четвертых, радикализация сегментов Центральной Азии в значительной степени обусловлена подавлением демократического развития, тенденции к авторитаризму, экономическому спаду и нарастанию социальных проблем. Проблема политизации любой религий, а особенно ислама в настоящее время представляется чрезвычайно острой. Во многих странах ислам выступает не только в качестве религиозной доминанты, но и является определителем светской жизни, диктуя народам, его исповедующим, ценностные ориентации и эталоны поведения. Все это обуславливает «вторжение» ислама в разнообразные сферы жизни общества, высокую степень его включенности в политическую сферу государства. Анализ постсоветской политической ситуации в Республике Узбекистан позволил сделать некоторые выводы.
В целом, ситуация вокруг исламской религии в самой Республике Узбекистан имела в своем развитии несколько этапов. Первый этап (конец 1980-х гг.) характеризовался быстрым и практически бесконфликтным расширением места и роли ислама как в повседневной жизни, так и в государственной идеологии, для второго этапа (1990-1993гг.) была свойственна активизация неправительственных исламистских движений в Ферганской долине, а также опасностью раскола в Духовном Управлении, происходящими на фоне развития таджикского конфликта, что заставило руководство республики принять самые энергичные меры. Современная фаза развития религиозной ситуации в республике может характеризоваться как период деполитизации ислама. Постепенно стабилизируются отношения исламских общин с другими религиозными конфессиями Узбекистана, так и с нерелигиозными, светскими формами духовной жизни. Хотя влияние внешних факторов, дестабилизирующих религиозную ситуацию в республике, все еще сохраняется, можно отметить, что религиозная доминанта уже самостоятельно не является источником социальной и политической нестабильности, и все больше уступает место экономическим и этническим факторам.
Мусульманские экстремисты не способны представлять серьезную военную угрозу выживанию режимов Центральной Азии, особенно в более крупных странах, таких как Узбекистан и Казахстан. Скорее, угроза выживанию нынешних правительств, исходит от недовольства их служб безопасности. Однако исламские боевики могут создать серьезные проблемы как за счет усиления внутренней розни, так и за счет обострения внутрирегиональных споров, а также за счет социально-экономических проблем.
Во-вторых, динамика постсоветской региональной и международной политики, особенно усиление регионального соперничества и растущие связи между Центральной Азией и соседними регионами, создали нестабильную внешнюю среду, которая негативно сказалась на внутреннем развитии государств Центральной Азии. Политика СССР особенно в последние пять лет своего существования, еще более усложнила политический контекст и ситуацию в области безопасности в Центральной Азии.
В-третьих, появление ислама в качестве культурной и политической силы является результатом его глубоких корней в регионе, его важности как компонента индивидуальной и коллективной идентичности большинства жителей Центральной Азии и подавления других националистических и демократических тенденций.
В-четвертых, радикализация сегментов Центральной Азии в значительной степени обусловлена подавлением демократического развития, тенденции к авторитаризму, экономическому спаду и нарастанию социальных проблем. Проблема политизации любой религий, а особенно ислама в настоящее время представляется чрезвычайно острой. Во многих странах ислам выступает не только в качестве религиозной доминанты, но и является определителем светской жизни, диктуя народам, его исповедующим, ценностные ориентации и эталоны поведения. Все это обуславливает «вторжение» ислама в разнообразные сферы жизни общества, высокую степень его включенности в политическую сферу государства. Анализ постсоветской политической ситуации в Республике Узбекистан позволил сделать некоторые выводы.
В целом, ситуация вокруг исламской религии в самой Республике Узбекистан имела в своем развитии несколько этапов. Первый этап (конец 1980-х гг.) характеризовался быстрым и практически бесконфликтным расширением места и роли ислама как в повседневной жизни, так и в государственной идеологии, для второго этапа (1990-1993гг.) была свойственна активизация неправительственных исламистских движений в Ферганской долине, а также опасностью раскола в Духовном Управлении, происходящими на фоне развития таджикского конфликта, что заставило руководство республики принять самые энергичные меры. Современная фаза развития религиозной ситуации в республике может характеризоваться как период деполитизации ислама. Постепенно стабилизируются отношения исламских общин с другими религиозными конфессиями Узбекистана, так и с нерелигиозными, светскими формами духовной жизни. Хотя влияние внешних факторов, дестабилизирующих религиозную ситуацию в республике, все еще сохраняется, можно отметить, что религиозная доминанта уже самостоятельно не является источником социальной и политической нестабильности, и все больше уступает место экономическим и этническим факторам.
Мусульманские экстремисты не способны представлять серьезную военную угрозу выживанию режимов Центральной Азии, особенно в более крупных странах, таких как Узбекистан и Казахстан. Скорее, угроза выживанию нынешних правительств, исходит от недовольства их служб безопасности. Однако исламские боевики могут создать серьезные проблемы как за счет усиления внутренней розни, так и за счет обострения внутрирегиональных споров, а также за счет социально-экономических проблем.
Подобные работы
- Отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданская война в Таджикистане и роль России в ее урегулировании (1992-1997 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика Турции в Центральной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXIX - НАЧАЛЕ XX вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Урегулирование пограничных конфликтов между КНР и постсоветским странами Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Среднеазиатские элементы материальной культуры на территории Волго-Камья
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНГРИАНСТВО КАК РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



