Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан на современном этапе

Работа №36077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
849
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Эволюция политических взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан 13
1.1. Политические отношения Республики Таджикистан и Республики Узбекистан 13
1.2. Сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках
международных и региональных организаций в области экономики и безопасности 29
Глава II. Торгово-экономическое и социально-культурное сотрудничество Таджикистана и Узбекистана 34
2.1. Формирование и развитие торгово-экономических отношений между
Таджикистаном и Узбекистаном 34
2.2. Таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и
социально-гуманитарных областях 41
Заключение 52
Список использованных источников и литературы


Постановка проблемы. После распада СССР в 1991 г. произошли коренные изменения в геополитической карте мира. На постсоветском пространстве происходило становление новых независимых государств, желавших приобрести собственный суверенный путь развития, упрочить своё положение как в регионе, так и в мире, занять достойное место на международной арене.
Однако наряду с положительной динамикой развития двусторонних отношений между новыми государствами происходили серьёзные обострения. Одним из ярких примеров тому стали взаимоотношения двух соседних и дружественных в целом друг другу республик: Таджикистан и Узбекистан. Между которыми всё ещё остаются нерешенные спорные вопросы (или как их чаще называют «зоны напряжения»), в первую очередь, по трём ключевым вопросам: граница между государствами, водно-энергетический баланс и визовый режим.
Среди наиболее острых вопросов важным является территориальный. География проживания таджиков и узбеков не соответствует границам государств. Например, северный район Республики Таджикистан - Ленинабадская область - является частью Ферганской долины и отделена от основного Таджикистана горными хребтами. А города Бухара и Самарканд территориально принадлежат Узбекистану, нотам проживает большое количество таджиков и традиционно эти города больше относятся к таджикской культуре, что является предметом межэтнических и межгосударственных конфликтов.
Также большое значение во взаимоотношениях двух государств является проблема борьбы с терроризмом. Так, например, руководство Узбекистана постоянно упрекает руководство Таджикистана в слабой борьбе с боевиками Исламского движения Узбекистана, которое базируется на территории Таджикистана.
Третьим пунктом трудностей межгосударственных отношений является экономика стран. Таджикистан не имеет запасов углеводородных источников энергии, поэтому в стране развито использование гидроресурсов в целях обеспечения энергетической независимости страны, что наносит колоссальный ущерб сельскому хозяйству Республики Узбекистан. Решение этого вопроса в каждая из сторон видят противоположно: таджикская сторона хочет вернуть систему компенсаций углеводородами в ответ на создание благоприятного оросительного режима, а узбекская и казахская стороны не спешат решить эту проблему. Однако остро нуждаются в той благоприятной ситуации с оросительными системами, которые сложились в бытность общей советской экономической системы. Но если не решать этот вопрос и не компенсировать таджикской стороне потери, тогда она будет вынуждена использовать гидроресурсы в целях обеспечения собственной энергобезопасности.
Ещё одной важной точкой напряжения являются пограничная и таможенные зоны таджикско-узбекской границы. Администрация
Узбекистана занимается протекционистской политикой и позволяет пересекать свои пункты только этническим узбекам, устраивая таким образом товаропотоку идущему из Таджикистана неравномерную конкуренцию. Также из-за этого страдают обычные граждане Республики Таджикистан, которые не могут нормально пересекать границу и ездить по семейным, рабочим делам в соседние страны. В ходе таких манипуляций на границе таджики вытесняются из торговли, происходит искусственное укрепление торговых позиций узбекских агентов на территории Республики Таджикистан. Таким образом, пограничный вопрос стал очередным инструментом «мягкой силы» во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан.
В связи со всеми выше перечисленными пунктами, актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, изучение взаимоотношений добрососедствующих стран на примере Республики Таджикистан и Республики Узбекистан позволит улучшению интеграционных процессов на евразийском пространстве, улучшению обстановки в самих республиках. Как образец для подражания можно взять курс выдвинутый президентом Таджикистана Э. Рахмоном на XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, в основе которого легла идея укрепления международной позиции республики и сотрудничества, в первую очередь, с государствами-членами СНГ укрепления связей на постсоветском пространстве и усиление роли СНГ в Евразии.
Во-вторых, добрососедские отношения и взаимовыгодное развитие постсоветских республик может укрепить их позиции на центральноазиатском пространстве и улучшить экономическую, социальную, политическую, культурную и гуманитарную ситуацию в каждой из стран постсоветского пространства. Что в свою очередь позволяет обеспечить национальную и региональную безопасность, стабильность внутри стран постсоветского пространства, их гармоничное и добрососедское развитие. Поддержание внутренней и внешней стабильности стран, формирует вектор их дальнейшего развития.
В-третьих, формирование добрососедских отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан - основополагающий фактор развития центрально-азиатского региона, который сегодня приобретает новый виток развития и глобальное значение. Именно поэтому существует потребность в изучении основных закономерностей, влияющих на взаимоотношения двух государств. Особую актуальность носит научное исследование целостной политической концепции государств на развитие двусторонних и многосторонних отношений в регионе, которое необходимо для развития различных областей сотрудничества, исходя из внутренних и внешних задач, стоящих перед республиками Таджикистан и Узбекистан.
В-четвёртых, несмотря на длительную историю сосуществования народов среднеазиатского региона, таджикский народ обладает богатой культурой, языком и историей, которые с одной стороны отличают его от тюркских народов региона, а с другой - сильно нивелируют все указанные отличия, так как у жителей Таджикистана за многовековой период исторического развития рядом с тюркоязычным населением сложились хорошие добрососедские отношения, что позволяет наладить дружбу между республиками.
Степень научной разработанности темы. В годы независимости Республики Таджикистан, но в большей степени после установления мира и национального согласия в стране, интерес к изучению дипломатии и международных связей республики возрос. История развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с международными и региональными партнерами, становления и развития таджикской дипломатии, роль дипломатии в процессе межтаджикских переговоров и в достижении мира и согласия, дипломатический потенциал в процессе урегулирования проблем с ключевыми игроками региона стали основными темами научных исследований последних десятилетий. Что даёт возможность разделить исследования ученых и специалистов по международным отношениям Республики Таджикистан на несколько групп.
К первой группе можно отнести работы, посвященные внешнеполитической деятельности главы государства Эмомали Рахмона. В работах З.Ш. Саидова , В. Сухомлинова, Г. Шалаева ,К. Юлдашева , А. Шарифзода, З. Косими, Э. Рахматуллоева и др. был осуществили всесторонний анализ внешней политики Республики Таджикистан в президентство Э. Рахмона.
Вторая группа освещает эволюцию развития международных связей Республики Таджикистан, её двусторонние и многосторонние связи, становление и развитие дипломатии. Здесь стоит выделить работы Х. Зарифи , И.К. Усмонова , Э. Рахматулоева , Х. Холикназара , С. Шарифи , Р.Ш. Нуриддинова , Е.В. Белова . Сюда же можно отнести многотомный труд Д. Назриева и И. Сатарова «Республика Таджикистан: история независимости (хроника событий)».
К третьей группе принадлежат информационно-аналитические материалы и издания МИД Республики Таджикистан. Книга посвященна 50- летию создания МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» отражает деятельность внешнеполитического ведомства страны до 1994 г. В двухтомном труде «Дипломатия Таджикистана: вчера и сегодня», посвящённом 65-летию образования МИД РТ собран бесценный материал по развитию дипломатии Таджикистана. Также были полезными информационно-аналитические сборники МИД РТ «Дипломатия Таджикистана» , которые начали выходить с 2007 года; журнал МИД РТ «Внешняя политика» («Сиёсати хоридй») , в котором с 2011 г. началась публикация работ аналитиков и дипломатов.
Объектом исследования являются государственные взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в период с 1991 по 2016 гг.
Предметом исследования являются условия и особенности формирования и развития политических, торгово-экономических, культурных, научных и социально-гуманитарных отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
Целью исследования является анализ процесса становления и развития отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в 1991 - 2016 гг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. проследить эволюция внешней политики Республики Таджикистан в современный период (1991 - 2016) и проанализировать политико-дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
2. изучить сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в рамках международных и региональных организаций в области экономики и безопасности;
3. выявить основные тенденции в формировании и развитии торгово-экономических отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан;
4. охарактеризовать таджикско-узбекские взаимоотношения в культурной, научной и социально-гуманитарных областях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2018 гг. Нижняя граница обусловлена с распадом СССР и становлением государственного суверенитета в Республике Таджикистан и Республике Узбекистан, в которых происходило формирование собственных векторов внешнеполитического развития. Верхняя граница связана со смертью первого президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в 2016 г. и приходом на этот пост Ш.М. Мирзиёева, внешнеполитические векторы страны в этот момент получили корректировку. Но для того, чтоб создать полную картину изменений произошедших в таджикско-узбекских взаимоотношения существует необходимость упомянуть ряд событий произошедших при Ш. Мирзиёеве в 2017 - 2018 гг., а именно взаимные визиты президентов Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, визиты министров иностранных дел и подписание важных договоров.
Географические рамки исследования ограничиваются территориями двух республик (Таджикистан и Узбекистан).
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось на принципах историзма, объективности и системности. Из общенаучных методов был применен, в первую очередь, диалектический метод познания общественного развития, согласно которому взаимоотношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан выстраиваются на базе общих традиций и ценностей, несмотря на наличие противоречий и разногласий. Опираясь на научные принципы в данной работе, были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, прогнозирование.
Изучение процесса развития таджикско-узбекских дипломатических связей как одного из основных направлений реализации внешнеполитического курса потребовал применения комплекса исторических методов, отвечающих целям и задачам дипломной работы, прежде всего историко-описательного метода, поэтому все гипотезы и теории выстроены на основе фактологического материала. Историко-сравнительный метод позволил выделить элементы общего и специфического в развитии отношений между республиками Таджикистан и Узбекистан. Но исследование было бы не полным, если бы в нём не отразились корни общих и отличительных черт двух государств, что стало возможным при использовании историко-генетического метода. В работе, при изложении полученной в ходе исследования информации, структурирования и определения основных направлений взаимоотношений РТ и РУ был применен метод системного анализа.
Системный конкретно-исторический подход позволил сформировать концептуальный взгляд на развитие таджикско-узбекских отношений в начале XXI в. и провести подробный анализ важнейших процессов и явлений в истории взаимоотношений двух государств.
Источниковую базу исследования составляют:
1. Документы высшего государственного руководства Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Речь идёт о посланиях Президента РТ
Э. Рахмона, которые традиционно произносятся каждый год в Парламенте республики (Маджлиси Оли) начиная с 2000 г. ; основных документах внешнеполитических ведомств, концепций международных отношений, которые определяют принципы позиционирования Республики Таджикистан в международном сообществе и стратегию внешней политики страны : основой которой является традиционное проведение политики открытых дверей в отношении всех стран и субъектов, готовых к равноправному диалогу с РТ.
2. Ежегодные отчёты о деятельности внешнеполитических ведомств РТ и РУ, а также публикации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан . В первую очередь, был сделан акцент на изучение документов, проливающих свет на внешнюю политику РТ по развитию различных форм межгосударственных отношений, так и участию РТ в различных международно-политических вопросах. В эту группу также входят официальные документы: такие как «Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 4 января 1993 г. (Ташкент) и «Договор о вечной дружбе между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 15 июня 2000 г. (Душанбе).
3. Труды, выступления и заявления официальных лиц, в которых дается общая характеристика, видение, перспективы и направления во взаимоотношениях двух государств. Среди этой группы источников можно выделить труды Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, первого Президента Республики Узбекистана И. Каримова.
Научная новизна работы заключается в том, что исследование проводится в период улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Существует необходимость рассмотреть основные черты сотрудничества стран в период с 1991-2016 гг., для того чтобы проанализировать их, учесть слабые и сильные стороны, улучшать в дальнейшем добрососедствующие отношения Республики Таджикистан с Республикой Узбекистан.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что его результаты могут быть использованы государственными, общественными и научными учреждениями при изучении данной проблемы в целях улучшения отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Некоторые выводы и предложения могут найти применение в деятельности Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, дипломатических учреждений страны в Республике Узбекистан.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение материала позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
Двусторонние отношения Таджикистана и Узбекистана охватывают несколько условных периодов: советский, постсоветский и современный. Отношения Таджикистана и Узбекистана начались складываться задолго до их официальной даты, когда страны установили дипотношения в 1992 году. Любопытный факт — с 1924 до 1929 автономная Таджикская Советская Социалистическая Республика входила в состав Узбекской ССР. А уже с 1929 по 1991 год Таджикская ССР была самостоятельной единицей в составе СССР. Обе центральноазиатские советские республики были частью общей региональной энергосистемы, где одна ССР компенсировала соседу нехватку тех или иных ресурсов за счет собственных излишков. Так, Узбекистан поставлял в Таджикистан природный газ, откуда, в свою очередь, соседу поставляли воду, уже тогда ставшую дефицитом в засушливых узбекских районах.
После распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан провозгласили независимость и установили дипломатические отношения 22 октября 1992-го. А в 1995-м в Ташкенте открылось посольство Республики Таджикистан.
Естественно, с учетом общей многовековой истории, географического и геополитического расположения и перспектив своего экономического развития страны старались уделять как можно больше внимания развитию двусторонних отношений. Правда, стоит отметить, что отношения двух стран не всегда были безоблачными. В начале 1990-х гг., после распада СССР, когда республики обрели независимость, у руля Узбекистана встал Ислам Каримов, а Таджикистан в разгар гражданской войны возглавил Эмомали Рахмон.
И уже тогда между странами постепенно стали накапливаться взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине, а также вопросов гидроэнергетики, в частности, перспектив строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.
С годами взаимные обвинения достигли апогея. И вот тогда власти РУ пошли на разрыв отношений со своим ближайшим соседом. Граница с Таджикистаном была закрыта и частично заминирована, участок железной дороги между странами был разрушен, прямое авиасообщение отменено. Более того, между странами был установлен визовый режим.
Многое во взаимоотношениях двух стран зависело от характера взаимоотношений между лидерами. Так, 4 января 1998 года по приглашению Каримова в Узбекистан с официальным визитом прибыл президент Эмомали Рахмон. Данный визит способствовал активизации таджикско-узбекских двусторонних отношений, однако принципиальных конфликтов между властями двух стран разрешить, увы, так и не смог.
Не менее значимым событием в истории двух государств стал первый официальный визит Ислама Каримова в Душанбе в июне 2000 г.
А в конце 2001 г. состоялась рабочая поездка Эмомали Рахмона в Узбекистан. Тогда в совместном заявлении, принятом по итогам встречи, были зафиксированы основные пути конструктивного решения всего спектра проблем, существующих в таджикско-узбекских отношениях.
В феврале 2009 г. очередная важная веха в дипломатических отношениях между странами: в столице Таджикистана состоялись очередные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и делимитации госграницы.
В период с 2010 г. встречи на межправительственных уровнях проходят на постоянной основе.
Значительных результатов в потеплении отношений двух республик удалось добиться начиная с 2016 г. Таджикистан и Узбекистан заметно укрепили сотрудничество. Многие эксперты связали это с деятельностью нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За прошедший год стороны не только провели Дни культуры Узбекистана в Душанбе и Таджикистана в Ташкенте, но и организовали несколько торгово-экономических выставок-ярмарок, в ходе которых предприниматели двух стран заключили контракты на несколько миллионов долларов. Также были аннулированы самые абсурдные решения прошлых лет. Был отменен визовый режим и восстановлено прямое авиасообщение между странами.
Уже в начале 2018-го стало известно, что новый президент Узбекистана собирается посетить Душанбе. В марте 2018-го исторический визит состоялся. В ходе переговоров Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали 27 соглашений, которые затронули разные сферы взаимодействия двух стран. Большинство договоров касались экономического взаимодействия.
Также республики возобновили движение поездов на железнодорожном участке "Амузанг-Хошади", связывающим Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана. Пассажирские поезда на этом участке появились впервые за 7 лет.
Не менее значимой темой встречи Мирзиёева и Рахмона была окончательная отмена виз. Предварительным шагом к этому стало открытие 1 марта девяти приграничных КПП. В тексте нынешнего визового соглашения отмечается, что граждане двух государств могут находиться на территории друг у друга в течение 30 дней без каких-либо разрешительных документов.
Обсуждались и другие темы, связанные с конфликтной риторикой и взаимными претензиями прошлых лет: окончательное разминирование границ, совместное обучение силовиков, возобновление авиасообщения.
Но важнее всего, что спустя десятилетия власти наконец-то договорились по вопросу водопользования и гидроэнергетики — краеугольному камню всех остальных противоречий в отношениях соседских республик. Лично Шавкат Мирзиёев выразил желание рассмотреть возможность участия Узбекистана в строительстве гидроэнергетических объектов Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС.
Дополнительно стороны создадут объединенную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезкого озера.
Начиная с 2016 г. стороны стремятся обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономики и использовать общий транзитный потенциал для выхода на другие рынки региона.
А общие историко-культурные ценности, традиционно отличающиеся взаимоуважением и добрососедством, закладывают прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана.
В ближайшее время состоится визит президента Таджикистана в Узбекистан. Событие, несомненно, станет знаковым в истории узбекскотаджикских отношений и продемонстрирует принципиально новое качество повестки двустороннего диалога, сообщает узбекская пресса. Ожидается, что Эмомали Рахмон обсудит со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым в первую очередь вопросы двухсторонней безопасности, водную проблему и общую угрозу от террористов в Афганистане



1. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2006. - №14 - 92 с.
2. Дипломатия Таджикистана Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2006. - №15 -181 с.
3. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2007. - №18 -235 с.
4. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2007. - №19 -80 с.
5. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2002. - №2 - 175 с.
6. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2004. - №6 - 149с.
7. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2006. - №16 - 164с.
8. Дипломатия Таджикистана // Информационный бюллетень. Управление информации МИД РТ. - Душанбе, 2006. - №17 -180 с.
9. Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан // Ахбори Шурои Олии Чумхурии Точикистон. - Душанбе, 1991. - №. 1. - С. 53-54.
10. Каримов И. Наша цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа // Народное слово. - 23 янв. 2000 г.
11. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. - Ташкент: Узбекистан,1997. - 320 с.
12. Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - 1995.- №3. - С. 3 - 12.
13. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2000. - 92 с.
14. Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент, 1992. - 46 с.
15. Концепция внешней политики Республики Таджикистан. Официальный сайт МИД РТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mfa.tj - свободный. Проверено 30.04.2019.
16.Овози точик. - Ташкент, №12 (11811). - 1993. - 8 с.
17. Овози точик. - Ташкент, - №23 (12317). - 2006. - 8 с.
18. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона
Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 27 апреля 2000 года. - Душанбе,
2000. - 96 с.
19. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона
Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 24 апреля 2001 года. - Душанбе,
2001. - 49 с.
20. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 19 апреля 2004 года. - Душанбе,
2004. - 54 с.
21. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 24 апреля 2007 года. - Душанбе,
2007. - 38 с.
22. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 25 апреля 2008 года. - Душанбе,
2008. - 36 с.
23. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 15 апреля 2009 года. - Душанбе,
2009. - 95 с.
24. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 24 апреля 2010 года. - Душанбе,2010. - 47 с.
25. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 20 апреля 2011 года. - Душанбе,2011. - 34 с.
26. Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан №931 от 28 декабря 1993г. «О ратификации Договора о создании Экономического Союза» // Ахбори Шурой Олии Чумурии Точикистон. - 1993. - №23-24. -
С.78-81.
27. Постановление Маджлиси Оли Республики Таджикистан №1006 от 5.04.1999г. «Об организации группы по сотрудничеству Маджлиси Оли Республики Таджикистан с Олии Маджлис Республики Узбекистан». // Ахбори Маклиси Олии Чумхурии Точикистон. - 1999. - №7. - С.18-24.
28. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О мерах по стабилизации обстановки в Республики Таджикистан» от 23 мая 1993 года // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - 1993. - №3. - С. 9-14.
29. Постановление Президиума Маджилиси Оли Республики Таджикистан от 20.07.98г. «О поездке парламентской делегации Республики Таджикистан в город Чолпон-Ату с 29.07 по 2.08.98г.» // Ахбори Маклисп Олии Чумхурии Точикистон. - 1998. - №19-20. - С. 56.
30. Рахмонов Э. Дах соли истиклолият: вахдати милли ва бунёдкори. - Душанбе, 2001. - Т.6. - 200 с
31. Рахмонов Э. Долгий путь к миру. - Душанбе: Шарки озод, 1998. - 181 с.
32. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т. 1. - 480 с.
33. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т. 2. - 424 с.
34. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т.3. - 454.
35. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т. 4. - 416 с.
36. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т. 5. - 570 с.
37. Рахмонов Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе: Ирфон, 2006-2010. Т. 6. - 568 с
38. Рахмонов Э. По пути единства и созидания - Душанбе: Ирфон, 1996. - 53 с.
39. Рахмонов Э. Политика мира и созидания. - Душанбе: Ирфон, 2001. - 217с.
40. Рахмонов Э. Рохи аз бухрони азими хамагони. - Душанбе: Точикистон,
1993. - 54с.
41. Рахмонов Э. Точикистон: дар соли истиклолият, вахдати милли ва бунёдкори.- 4. 1; ч. 2.- Душанбе: Ирфон, 2001. - 512 с.
42. Рахмонов Э. Точикистон: дар рохи демократия ва чомеаи мутамаддин.- Душанбе: Ирфон, 1996. - 210 с.
43. Рахмонов Э. Точикистон: чачор соли истикдолият ва худшиноси Таджикистан: четыре годы независимости и самосознания. - Душанбе: Ирфон, 1995. - 142с.
44. Рахмонов Э. Точикон дар оинаи таърих. - Душанбе: Шарки оод, 1996. - 160 с.
45. Рахмонов Э. Фарханг растаи миллат аст. - Душанбе: Матбуот, 2001. - 37 с.
46. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов. - Лондон, 1999. - 240 с.
47. Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ //Вестник Межпарламентской Ассамблее. - 1993. - №2. - С. 121-123.
48. Таджикистан - ООН: Выступления, документы и материалы. 1993 - 2000 годы / Автор - составитель: Р.К. Алимов. - М.: Международные отношения, 2001. - 376 с.
49. Текущий архив исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан. Отчёты о деятельности МИД Республики Таджикистан за 1992-2018 гг. - Душанбе, 1993 - 2019.
50. Учитель Узбекистана. - №23 (14988). - 2006. - 12 с.
51. Karimov I. Uzbekistan on the Threshold of the Twenty-First Century
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pressservice.uz/eng/knigi_knigi_eng - свободный. Проверено
30.04.2019.
II. Литература
1. Абдуллоев С., Сайфуллоев А. Президент Эмомали Рахмонов: дируз, имруз ва истикболи Точикистон, - Хучанд: Ношир, 1997. - 274с.
2. Абдурахмонов А.А. Развитие внешней политики Республики Таджикистан со странами СНГ: Автореферат кандидатской диссертации. - Душанбе: ТГПУ, 2077. - 21 с.
3. Алимов Р., Касымов Э., Лебедев М. Таджикистан-ООН: история взаимоотношений. Новый взгляд. - М.: Знак, 1995. - 128 с.
4. Алимов Р., Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. - Душанбе: МИД РТ, 1994. - 72 с.
5. Баёнияи муштараки сарони давлатхои Чумхурии Казокистон, Чумхурии Казокистон, Чумхурии Точикистон ва Чумхурии Узбекистон // Садои мардум.- 2002.- 9 окт. - 12 c.
6. Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993-1997 гг.): Кандидатская диссертация. - Душанбе, 1999. - 229 с.
7. Бобоев Ш.Д. Шанхайская организация сотрудничества в геополитической структуре Среднего Востока. - Душанбе: ООО «Контраст», 2011. - 268 с.
8. Борцов А.Н., Верчагин В.И., Закутнов A.B. Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств. - Москва: Паблишер, 2005. - 255 с.
9. В Астане проходит заседание Совета Глав государств ЦАС (Казахстан) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ - свободный. Проверено 30.04.2019.
10. Вместе, рука об руку. - Душанбе: Шарки озод, 2002. - 76 с.
11. Газоэнергетические проблемы Узбекистана с центрально-азиатскими государствами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.analitika.org
- свободный. Проверено 30.04.2019.
60
12. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.- Москва: Наука, 1972. - 664с.
13. Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Таджикистан в цифрах 2006. Под ред. Шабозова М.Ш. - Душанбе, 2006. - 348с.
14. Дадабаева 3. Таджикистан. Межнациональные отношения в период трансформации общества. - Душанбе, 2000. - 270с.
15. Данн А. Водные ресурсы - решение проблемы для Центральной Азии.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www
eurodialogue.org/eucentral-asia - свободный. Проверено 30.04.2019.
16. Джалилов М.Х. Правовые основы международной деятельности парламента Республики Таджикистан (1991-1999г.г.) // Аму-Дарья. - 2001.
- №3. - С. 53-64.
17. Дипломатия Таджикистана вчера и сегодня. Под общей ред. Хамрохона Зарифи, Министра иностранных дел Республики Таджикистан. - Душанбе: Ирфон, 2009. - 296с.
18. Достиев А. Ситораи голиб. - Душанбе: Матбуот, 2006. - 159с.
19. Достиев А. Таджикистан после распада СССР. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 238с.
20. Достиев А. Точикистон шикастанхо ва бастанхо. - Душанбе: Ирфон, 2003.
- 222с.
21. Зарифи Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана. - Душанбе: ООО «Офсет», 2010. - 352 с
22. Зарифи Х. Таджикистан в системе обеспечения региональной безопасности ОБСЕ. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 456 с.
23. Ибрагимов М. Научные связи Таджикистана с зарубежными странами (60е 80-е годы XX века). Автореферат диссертации док. ист. наук. - Душанбе,
2006. - 26 c.
24. Искандаров А. Государства Центральной Азии в интеграционных
процессах. - Душанбе, 2007. - 452 с.
61
25. Исингарин Н.К. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. - СПб.: «Палада- медиа», СЗРЦ «Русич», 2001. - 400 с.
26. Исингарин Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. - Алматы: Атамура, 1998. - 216 с.
27. Исламова Г. Евразийское экономическое сообщество: цели, задачи, перспективы // Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - №1 (13). - 153-157.
28. История международных отношений и внешняя политика Таджикистана (1917-2008 гг.) / Автор - составитель: М. Гульджонов. - Душанбе: Нодир, 2009. - 224 с. - Текст на таджикском языке.
29. Каюмов Н.К., Умаров Х.У. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи Таджикистана. - Душанбе: «Деваштич», 2005.
- 192 с.
30. Исмоилова М.М. Особенности моделей реформирования экономики // Экономика Таджикистана: Стратегия развития. - 2002. - №1. - С. 30-53.
31. Камолов С. Граница. - Душанбе, 2007. - 188 с.
32. Кенджаев С. Табаддулоти Точикистон. Кн.1. - Душанбе, 1993. - 496 с.
33. Кенджаев С. Табаддулоти Точикистон. Кн.2. - Ташкент: Узбекистон, 1994.
- 366с.
34. Кузнецов С. В нескольких городах Таджикистана в течение трех дней
выступали известные узбекские артисты. 13.05.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://tj. sputniknews.ru/culture/20170513/1022299357/kontserty-uzbekskikh- artistov-tadzhikistan.html - проверено 30.04.2019.
35. Кушкумбаев С. Характер геополитических процессов в Центральной Азии // Народная газета.- 2002.- 10 июля. - C. 2-3.
36. Майтдинова Г.М. Фактор новых границ как проблема безопасности Центральной Азии // «Проблема безопасности в геополитическом комплексе Центральной Азии». - Душанбе, 2004. - C. 8 - 16.
37. Макаров А.Н. Принципы, этапы и условия обеспечения безопасности государств-участников СНГ // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. -
1997. - №1. - С. 105-112.
38. Мамадазимов А. Новый Таджикистан. Вопросы становления суверенитета.
- Душанбе: Шарки озод, 1996. - 172 с.
39. Мерганова Л. К. Урегулирование конфликтов международными организациями (на примере Республики Таджикистан). Автореферат диссертации канд. ист. наук. - Москва, 1998. - 24 с.
40. Мирзоев Н. Становление и развитие взаимоотношений Таджикистана с
сопредельными странами зарубежного Востока (1945 1997гг.).
Автореферат диссертации док. ист. наук. - Душанбе, 1998. - 23 с.
41. Назаров Т., Сатторзода А. Дипломатияи муосири точик. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 222 с.
42. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность.
- Минск: РУП «Белполиграф», 2003. - 264 с.
43. Назаров Т., Сатторзода А. Современная таджикская дипломатия. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 224 с. - Текст на таджикском языке.
44. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и
региональное сотрудничество. - Душанбе: УИ МИД РТ, 2004. - 284 с.
45. Назаров Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 200с.
46. Назаров Т.Н. Таджикистан: Политика, экономика, международное
сотрудничество // Сборник статей. - Душанбе, 2001. - 250с.
47. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и
региональное сотрудничество. - Душанбе, 2004. - 236 с.
48. Назаров Т.Н. Точикистон: хамкорихои иктисоди ва амният. - Душанбе: Ирфон, 2003. - 194 с.
49. Назриев Д., Сатаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1991-й (хроника событий). Том 1. - Душанбе: Эбберт, 2002. - 336с.
50. Назриев Д., Сатаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й (хроника событий). Том 2. - Душанбе: Эбберт, 2005. - 731с.
51. Назриев Д., Сатаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1993-ей (хроника событий). Том 3. - Душанбе: Эбберт, 2006. - 864с.
52. Негматов Н. Консепсияи таърихи дипломатиям халки точик. - Душанбе- Хучанд, 2004. - 194 с.
53. Неккадам Т. Рузхои кинои казок; дар Душанбе // Садои мардум. - 2003.- 10 июн. - C. 3- 5.
54. Нурулла-ходжаева Н. Центральность Центральной Азии и ее сельского хозяйства // Бизнес и политика. - 2006.- 2 марта. - C. 2-3.
55. О пользе и продуктивности таджикско-узбекских диалогов [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://tajmigrant.com/o-polze-iproduktivnosti-
tadzhiksko-uzbekskix-dialogov - свободный. Проверено 30.04.2019.
56.Олимов М. Таджикская дипломатия: как развязать гордиев узел // Бизнес и политика.- 1994.- 10- 16 июля. - C. 3.
57. Олимов Р. Мул о кот комилан пурсамар буд // Чумхурият. - 1993. - 9 янв.
- С. 4 - 6.
58. Организация центрально-азиатского сотрудничества: формирование,
эволюция, перспективы. - Душанбе: Сурушан, 2005. - 175 с. - Текст на таджикском языке.
59. Официальный сайт Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mfer.uz/ru/ - свободный. Проверено 30.04.2019
60. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики
Таджикистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mfa.tj - свободный. Проверено 30.04.2019
61. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики
Узбекистан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mfa.uz/ru/
- свободный. Проверено 30.04.2019
62. Поступь независимости на земле Согдийской области. - Худжанд, 2001. - 222 с.
63. Рачабов С. Рох ба суи давлати хукукбунёд. Сборник статей. - Душанбе: Эчод, 1996. - 202 с.
64. Рабочий визит Президента Таджикистана в Узбекистан [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.press-service.uz/ru/content/ -
свободный. Проверено 30.04.2019
65. Рафуров X., Сафаров X,. Точикистон дар асри XXI: Президент Эмомали Рахмонов ва иктисодиёти милли.- Москва, 2000. - 241 c.
66. Рахматуллоев Э. В экстренных критических ситуациях // Коммунист Таджикистана.- 1990.- 18 окт. - С 1 - 3.
67. Рахматуллоев Э. Роль Организации Объединённых Наций в урегулировании межтаджикского конфликта. Автореферат диссертации канд. полит, наук.- Москва, 2000. - 21 с.
68. Рузиев Д. Точикистону Казокистон: хамкорихо густариш меёбанд // Чуммхурият.- 2010.- 3 июн. - С. 2.
69. Сабиров М. Региональная интеграция: Саммит глав государств
Центральной Азии в Ташкенте // Народная газета - 2002.- 17 февр. - С. 4.
70. Сабуров А.З., Сайидзода З.Ш. Информационное измерение внешнеполитического процесса в Таджикистане (1993- 1995 гг.). - Душанбе: НИАТ «Ховар», 2007. - 68 с.
71. Сади Шарифи. Становление и развитие таджикской дипломатии. Автореферат диссертации канд. ист. наук. - Душанбе, 2011. - 31 с.
72. Саидзода 3., Гаффори В. Вдохновитель национального ренессанса.- Душанбе: Ховар, 2007. - 94 с.
73. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном этапе (1992-2005).- Душанбе: Авасто, 2006. - 560 с.
74. Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации - Душанбе: Авасто, 2004. - 561 с.
75. Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. - Душанбе: Авасто, 2001. - 85 с.
76. Саидов 3. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. - Душанбе, 2011. - 534 с.
77. Саидов З. Таджикистан: межгосударственные отношения в период становления внешней политики. - Душанбе: «Контраст», 2012. - 628 с.
78. Саидов 3. Таджикистан надёжный партнер в международных отношениях.
- Душанбе: Ирфон, 2006. - 160 с.
79. Саидов 3., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. - Душанбе, 2005. - 431 с.
80. Сайидзода З.Ш., Сабуров А.З., Саидов Ф.З. Республика Таджикистан: информационное и внешнеполитическое измерения. - Душанбе: Иттилоот ва муошират, 2009. - 154 с.
81. Саидов З. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. - Душанбе, 2001. - 112 с.
82. Саидов З.Ш. Внешняя политика Президента Эмомали Рахмонова (19992000). - Душанбе, 2001;
83. Саидов З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства. - Душанбе, 2010.
84. Сангинов Г. Международные связи Таджикской ССР (1924-1987гг.). Автореферат диссертации канд. ист. наук. - Москва: 1988.
85. Сатторзода А. Республика Таджикистан и государства Центральной Азии: проблема региональной взаимозависимости // Центральная Азия: Внешний взгляд. Международная политика с центрально-азиатской точки зрения. - Бишкек: ИД «Принтхаус», 2009. - С. 458-470.
86. Сиёсати хоричии Точикистон дар масири истицлолият Внешняя политика Таджикистана в годы независимости. Под общей ред. Хамрохона Зарифи, Министра иностранных дел Республики Таджикистан. - Душанбе: Ирфон,
- 2011.
87. Собиров М. Сообща к новым высотам // Народная газета. - 2006.- 9 авг. -
С. 4 - 6.
88. Современная общественно-политическая ситуация в Средней Азии и Казахстане //Исследования по прикладной и неотложной этнологии РАН РФ, институт этнологии и антропологии. - Москва, 1993. - №50. - 35с.
89. Соличонов Н. Арзишхои фарханги ва фархангиён - Худжанд, 2005. - 166с.
90. Суннати С. Тахдими равобити Тоцикистону Туркманистон // Минбари хал. - 2010.- 4 март. - С. 6.
91. Сухомлинов В., Шалаев Г. Дорога к согласию: Документальное
повествование о Президенте Республики Таджикистан Эмомали Рахмонове. - М.: ИД «Собеседник», 2002. - 160 с.
92. Средний Восток в системе геополитических координат: прошлое,
настоящее, будущее: Материалы международной научной конференции. 16 марта 2005 г. - Душанбе: РТСУ, 2005. - 352 с.
93. Убайдуллоев М. Основа новейшей государственности. - М., 2002. - 416 с.
94. Урдошев Б. Ба рушди хамкоро мусоидат менамоем // Садои мардум. - 3.26 авг. 1. - С. 2 - 3.
95. Умаров Ф. Республика Таджикистан и мусульманский мир: особенности сотрудничества. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 184 с.
96. Усмонов И.К. Миростроительство в Таджикистане. - Душанбе: Деваштич,
2006. - 160 с.
97. Усмонов И. Сулхнома. - Душанбе: Матбуот, 2001.
98. Хайдаров Г. История таджикского народа: XX век. - Худжанд, 2001. - 505с.
99. Центральная Азия в составе Российской империи. Отв. Редакторы: С.Н. Абашин, Д.Ю. Арапов, Н.Е. Бегмаханова. - Москва: Новое литературное обозрение, 2008. - 464с.
100. Шарипов С.И. Политические процессы в таджикском обществе: Сборник статей 1998-2011 гг. - Душанбе: ЦСИ при Президенте РТ, 2011. - 376 с.
101. Шарифзода А., Косими З. Эмомали Рахмон и мировое сообщество / Под ред. Э. Рахматуллоева. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 372 с. - Текст на таджикском, русском и английском языках.
102. Шарифи С. Таджикская дипломатия периода независимости. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 104 с.
103. Шарифи С. Таджикская дипломатия: этапы формирования и развития. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 88 с.
104. Шреплер Х.А. Международная экономическая организация. - М.: Международные отношения, 1998. - 454с.
105. Экономика Таджикистана [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.easttime.ru/countries/topics/ - свободный. Проверено 30.04.2019.
106. Юлдашев К. Эмомали Рахмонов - основатель дипломатии и внешней политики суверенного Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2001. - 30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ