Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные ориентации педагогов на разных стадиях профессионализации

Работа №90116

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации 6
1.1 Научно-психологические подходы к изучению профессиональных
ценностных ориентаций педагогов 6
1.2 Периодизации профессионального становления педагога 15
1.3 Проблема профессиональной дезадаптации педагога 22
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций педагогов на
разных стадиях профессионализации 36
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 59


На сегодняшний день современная система образования претерпевает изменения, связанные с модернизацией учебного процесса. В связи с этим перед педагогами возникает необходимость развития своей профессиональной компетенции, а также необходимость направить процесс профессионального становления на развитие ценностно-смысловой сферы личности. Необходимость рассмотрения проблемы ценностных ориентаций педагога объясняется тем, что данная сфера личности во многом определяет как личностное, так и профессиональное развитие специалиста, а также влияет на уровень успешности выполнения профессиональных целей и задач. Изучение ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации является необходимым составляющим для возможной оптимизации профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность наполнена особым смысловым содержанием. В педагогическом процессе наблюдается порождение и передача смыслов и ценностей. Вместе с тем профессиональные ориентации педагогов во многом определяют успешность педагогического процесса, а также профессиональное развитие учителя. Кроме того, главной особенностью профессиональной деятельности педагогов является то, что она обусловлена ценностными ориентациями, которые во многом определяют содержание и направленность педагогической деятельности, а также формируют смыслообразующие компоненты профессиональной деятельности.
В настоящее время в отечественной психологии существует большое количество исследований, посвященных рассмотрению профессиональной деятельности как центральной жизненной ценности, а также ценностных ориентаций, регулирующих профессиональную деятельность (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Е.А. Климов и др.).
Проблема профессионализации специалиста, в том числе и педагога, также остается одной из наиболее актуальных в психологии. Так, на сегодняшний день имеются достаточно подробные классификации профессионального становления специалиста (Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.), выделены особенности профессионализации на разных этапах (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников и др.).
Однако, несмотря на большое количество исследований в области психологии труда и ценностно-смысловых ориентаций в структуре личности, проблема ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации до сих пор является недостаточно изученной.
Актуальность исследования объясняется недостатком практических исследований в данной области, а также принципиальной важностью ценностных ориентаций педагога в его профессиональной деятельности.
Объект исследования: ценностные ориентации педагогов.
Предмет исследования: ценностные ориентации педагогов на разных стадиях профессионализации.
Цель исследования: особенности ценностных ориентаций педагогов на стадиях профессионального становления и профессионального мастерства.
Задачи исследования:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации.
2. Разработать и апробировать программу исследования ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации.
3. Выявить и описать особенности ценностных ориентаций педагогов во взаимосвязи с этапом профессионального становления и проявлением профессиональной дезадаптации.
На основании теоретического анализа сформулированы следующие гипотезы исследования:
1. Вероятно, педагоги, находящиеся на стадии вхождения в профессию, характеризуются более выраженными ценностно-смысловыми конфликтами в профессиональной сфере.
2. Предположительно, ценностные ориентации педагогов на разных стадиях профессионализации специфично взаимосвязаны с проявлениями профессиональной дезадаптации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования: подход к формированию профессионально-значимых ориентаций Н.Ю. Гузевой, концепция профессионального развития Э.Ф. Зеера, теоретические исследования профессионально обусловленных деструкций Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк.
В работе использовался комплекс методов исследования: метод экспертных оценок, анкетный опрос, психологическое тестирование (адаптированная методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности”» в профессиональной сфере, опросник для оценки профессиональной дезадаптации Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), математико-статистические методы анализа данных (U-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ, Т-критерий Вилкоксона) с использованием статистического пакета SPSS 19.0.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 60 педагогов, разделенных на две группы: 30 педагогов, находящихся на стадии профессионального становления (до 5 лет педагогического стажа) и 30 педагогов на стадии профессионального мастерства (от 20 лет педагогического стажа).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе был проведен анализ теоретических исследований различных авторов, в которых рассматривались понятия ценностные ориентации, профессиональные ценности, рассмотрены различные подходы к классификации профессионального становления специалиста, проведен анализ явления профессиональной дезадаптации. Выявлены различия ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации, а также обнаружена взаимосвязь ценностей и проявлений профессиональной дезадаптации.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций педагогов на разных стадиях профессионализации.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На стадии профессиональной адаптации педагоги характеризуются
более выраженными ценностно-смысловыми конфликтами в
профессиональной сфере по сравнению с педагогами, достигшими стадии профессионального мастерства.
2. Педагоги со стажем профессиональной деятельности до пяти лет характерно наличие расхождений между значимостью и доступностью таких профессиональных ценностей, как любовь к детям, постоянное общение с людьми, постоянное самосовершенствование, продолжение семейных традиций, соответствие профессии склонностям, интересам.
3. У педагогов со стажем профессиональной деятельности свыше двадцати лет отмечается расхождение между значимостью и доступностью таких профессиональных ценностей, как возможность воздействовать на других людей, ответственность за своих воспитанников, постоянное общение с людьми, постоянное самосовершенствование. 

профессионализации специфично взаимосвязаны с проявлениями их профессиональной дезадаптации.
5. На этапе профессиональной адаптации у педагогов наблюдается взаимосвязь ухудшения самочувствия с ценностью постоянного общения с людьми, а особенностей социального взаимодействия - с ценностью ответственности за своих воспитанников. У педагогов, достигших стадии профессионального мастерства, выявлена взаимосвязь особенностей социального поведения со значимостью и доступностью ценности знания своего предмета.
6. Педагоги на стадии профессионального мастерства характеризуются более выраженной профессиональной дезадаптацией, проявляющейся в форме соматовегетативных нарушений.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно заключить, что подтверждены выдвинутые гипотезы, реализованы задачи, достигнута цель.
Предложенная программа исследования педагогических ценностных ориентаций может быть использована в практической деятельности психолога в системе образования. Полученные результаты исследования позволяют решать задачи, связанные с повышением мотивации педагогов на разных стадиях профессионализации к профессиональной деятельности и профилактикой проявлений профессиональной дезадаптации.



1. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Абдалина Лариса Васильевна. - Тамбов, 2008. - 50 с.
2. Акмеология: учебник; под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. 1984. -Т. 5.-№5. С. 63-70.
4. Алижанова Х.А., Гаджиев Г.М. Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 31-34.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2-х т. Т. I. М., 1980. 232 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
7. Антонова Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд.СПб., 2013. 273 с.
9. Базаева О.Н. Педагогические условия личностно профессионального развития будущих специалистов по социальной работе на этапе вузовского образования // Образование и общество. - 2001. - №2 (8). - С. 66.
10. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. - С. 257-259
11. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 39 c.
12. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных
ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Зб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24
13. Воланен М.В. Профессиональная адаптация молодежи // Психология личности и образ жизни. Сб. статей / Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - С. 117-120.
14. Воронин И.В. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения подростков. - Владос, 2006. - С. 322.
15. Грановская P.M., Кражанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994.
16. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной
деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2005. 79 с.
17. Далгатов М.М Теоретические модели профессионализма и диагностика его успешности // Ярославский психологический вестник. Вып. 19 — М. Ярославль, 2006.
18. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Издание Казанского университета, 1991. - 4 с.
19.Загвязинский В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский. М.: Академия, 2008. — 337 с.
20.Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. // Автореф. дисс. ... д-ра психол.наук, Свердловск, 1988.
21.Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. -
2003. - 336с.
22.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
23.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
24.Зеер Э.Ф. Эмоциональная дезадаптация педагога: постановка проблемы / Э. Ф. Зеер, Э. П. Кожевникова // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании : межвузовский сборник научных трудов / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - С. 108-119.
25.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. - 42 с.
26. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура
преподавателя / И.Ф. Исаев. М.: Академия, 2008. — 246 с.
27. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А. Климов. - М.: Изд-во Российской академии образования,
2003. - 456 с.
28. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
29. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого- акмеологический подход / Н.В. Козлова. - Томск: Изд-во ТПУ. - 2007. - 201 с.
30. Кудрявцев T.B. Психологический анализ профессионального
самоопределения личности Текст. / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. - №2.- С.51-59.
31. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 190 с.
32. Куроедова Е.О. Мотивация и ожидания преподавателей как фактор конкурентоспособности вуза // Шестой Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества»: Сб. тезисов и докладов.М., 2011. С. 411-413.
33. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
34. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Лифинцева. - М., 2001. - 504 с.
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.
36. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
37. Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
38. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: (На материале деятельности будущих педагогов). Ростов н/Д: Рост. пед. ун-та, 1997. - 295 с.
39. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности
деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
40. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую
деятельность: теория и практика: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. - 65 с.
41. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
42.Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Педагогический менеджмент как управление образовательным процессом: традиции и инновации. Махачкала: ДГПУ, 2009. - 73 с.
43.Осницкий А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 2009.
44. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов - психологов дошкольных учреждений / Е.Л. Гутковская. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько [и др.]; под ред. Е.А. Панько. Минск.: Университетское. - 92 с.
45. Петренко А.А. Профессиональное становление педагога,
управляющего развитием образования: монография / А. А. Петренко. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 157 с.
46. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса
профессионализации // Психологические закономерности
профессионализации / Под ред. Н. П. Анисимовой. Ярославль, 1991.
47. Подымов Н.А. Психологические особенности профессиональной
деятельности учителя (учебно-методическое пособие).- Курск:КГПУ, 1996. - 192 с.
48. Почтарева Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563-575.
49. Прошутинский Ю.С. Психологическая модель адаптации и
дезадаптации человека в экстремальных условиях существования: Дис... канд. психол.наук, Санкт-Петербург, 2003. - 126 с.
50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика. - 369 с.
51. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. М.: Академия, 2003. — 192с.
52. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. -
2004. - № 5. - С. 4-15.
53. Сыманюк Э.Э. Профессионально-обусловленные кризисы педагогов:
Пратикоориентированная монография / Урал.гос.-пед.ун-т, Урал.отделение Российской академии образования. — Екатеринбург, 2002.
54. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
55. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ - М., 2001. - 128 с.
56. Фонарев А.Р. Психология личностного становления педагога-
профессионала: автореф. ... д-ра. психол. наук: 19.00.07 / А.Р.
Фонарев;Моск. гос. ун-т технологий и управл. - М., 2007. - 49 с.
57. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 83 с.
58. Шевелякова Е.В. Путь из отношений к воображаемому, и обратно: из воображаемого - в отношения к себе // Социальная компетентность и жизнестойкость личности в многополярном мире: Исследования, практика, образование. Материалы III Международной научно-практ. конференциии 23-25 сентября 2010/ отв. ред Калинина Н.В., Седунова А.С., Ульяновск: УлГУ, 2010. - С. 202-203.
59. Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.
60. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя. //Возрастная и педагогическая психология под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1979.
61.Эвнина К.Ю. Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. С. 5-24.
62. Юревиц А.Ж. Адаптация к профессиональной деятельности // А.Ж. Юревиц В.С. Аверьянов, О.В. Виноградов и др. // Физиология трудовой деятельности / Отв. ред. В.И. Медведев, В.С. Аверьянов; РАН. - СПб.: Наука, 1993. - 522с.
63. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В.А. Ядов. // Методологические проблемы социальной психологии -М.: Наука, 1975. - С. 114-196.
64. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением Текст. / В.А. Ядов, Э.В. Беляев, В.В. Водзинская М., 1970 - 10 с.
65. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентации личности Текст. /дис. ... д-ра. психол. наук. Новосибирск, 2000.
66. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кузбассвузиздат, 2000. — 98 с.
67. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19. С. 82-97.
68. Elizur D (1984). Facets of work values: A structural analysis of work outcomes //Journal of Applied Psychology, 69(3), 379-389.
69. Knoop R. (1994). Work values and job satisfaction //Journal of Psychology, 128(6), 683-690
70. Rokeach M. The nature of human values. Free Press, 1973. 11. Schwartz S. H., Shalom H. A Theory of Cultural Values and Some Implications for Work // Applied Psychology. 1999. V. 48. P. 23-48.
71.Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries //Advances in experimental social psychology. 1992, V. 25, p. 1-65.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ