Проблемы классификации формул и инструментов цифрового сторителлинга
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ В
МЕДИАПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ДИНАМИКА
РАЗВИТИЯ 8
1.1 Понятие и функции сторителлинга в различных областях гуманитарных
наук 8
1.2 Изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых
медиа 13
1.3 Законы цифрового повествования в медиапроектировании 22
ГЛАВА 2. ФОРМУЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОГО
СТОРИТЕЛИНГА 33
2.1 Классификация формул сторителлинга 33
2.2 Выбор инструментов цифрового сторителлинга 52
2.3 Алгоритм проектирования цифрового повествования на примере мультимедийного проекта «Рецензия на фильм “Чувственная математика”» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОРГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
ГЛАВА 1. СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ В
МЕДИАПРОИЗВОДСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ДИНАМИКА
РАЗВИТИЯ 8
1.1 Понятие и функции сторителлинга в различных областях гуманитарных
наук 8
1.2 Изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых
медиа 13
1.3 Законы цифрового повествования в медиапроектировании 22
ГЛАВА 2. ФОРМУЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОГО
СТОРИТЕЛИНГА 33
2.1 Классификация формул сторителлинга 33
2.2 Выбор инструментов цифрового сторителлинга 52
2.3 Алгоритм проектирования цифрового повествования на примере мультимедийного проекта «Рецензия на фильм “Чувственная математика”» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОРГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Способность фантазировать, выдумывать, а затем высказывать свои мысли - одна из главных характеристик, присущих человеку. Рассказывая истории, вы становитесь частью социальной группы, а анализируя то, что вы видели и слышали раньше, вы сообщаете о своем опыте другим. Со временем методы и способы работы с полученной информацией изменились, но цель осталась прежней: поделиться знаниями с другими. Сейчас эту форму донесения информации называют уже ставшим привычным на сегодняшний день термином «сторителлинг». С английского языка «storyrelling» переводится как «рассказывание историй» и является методом последовательного изложения истории. И хотя технология сторителлинга непосредственно связана со многими литературными понятиями (например, драматургия, построение сюжета, нарратив, повествование и т.д.), он применяется в самых разных областях человеческой деятельности - маркетинге, социальных медиа, журналистике и т. д.
Но с появлением и стремительным совершенствованием цифровой среды человек поместил в нее себя и все, что его окружает. С появлением интернет-пространства поток информации увеличился, заставляя
пользователя «фильтровать» и выборочно потреблять контент. Соответственно, возникла необходимость в появлении новых способов подачи медиатекстов. В такой ситуации наиболее эффективным инструментом возвращения пользовательского внимания, который выбрали многие СМИ, стал именно прием сочинения и рассказывания историй. Это полностью соответствует когнитивной логике с точки зрения нарративной психологии, утверждающей, что легче воспринимать собственную жизнь в соответствии с законами сюжета.
Однако в современном мире текст перестал быть доминантой в передаче информации. Данные за 2020 год, приведённые Исследовательским центром компании «Делойт», свидетельствуют о сохранении устойчивой тенденции к снижению чтения печатных СМИ. Только 38% респондентов читали печатные СМИ за последние две недели, а объём их чтения продолжил снижаться, достигнув самого низкого показателя за последние пять лет. Кроме того, снижение популярности чтения как способа потребления медиаконтента отмечается по всем каналам [Медиапотребление в России - 2020, www]. Таким образом, при максимальной доступности множества самых разных источников информации индивид всё равно обращается лишь к их незначительной части и потребляет контент обрывочно, для чего ему достаточно ознакомиться с сутью сообщения с помощью заголовков и подзаголовков материала.
Согласно результатам этого исследования, основным источником информации для респондентов всех возрастов является Интернет, где их интересуют материалы новостных, аналитических и официальных порталов. На втором месте для граждан возрастных категорий всё-также остается телевидение. Однако степень участия в современном пользовательском контенте ниже среднего даже в условиях лидирующего положения Интернета на карте медиапотребления России. А потому при максимальной доступности огромного количества самых разнообразных источников информации индивида практически всегда обращается лишь к их незначительной части и потребляет контент обрывочно, для чего ему достаточно ознакомиться с сутью сообщения с помощью заголовков и подзаголовков материала.
Поэтому автор мультимедийной истории должен понимать, что необходимо правильно расставить акценты, подобрать соответствующие мультимедийные форматы и найти баланс между историей и её поребителем. В связи с этим широкое распространение получил digital storytelling - новый формат использования сторителлинга в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа - фото, видео, звукового сопровождения, типографики, анимации и т.д. Теперь, помимо образновыразительных и языковых средств и приемов, важным моментом в понимании читателем смысла материала является его визуальная организация. От дизайна и от включения мультимедийных и графических элементов будет зависеть его читаемость, интерактивность и степень воздействия на пользователя.
Таким образом, в сфере практики медиа актуальным на данный момент является проблема поиска универсальных моделей использования формул цифрового сторителлинга, а в теории медиа - уточнение его понятия и функций, классификации формул, отличных от выбранных маркетологами и smm-специалистами в качестве шаблонных для продвижения коммерческого продукта.
Объект нашего исследования - феномен цифровой истории в новых медиа.
Предмет исследования - формулы и инструменты цифрового сторителлинга, применяемые при разработке мультимедийных проектов.
Цель данной работы - выявить и классифицировать формулы и инструменты цифрового сторителлинга и продемонстрировать алгоритм их применения на примере собственного мультимедийного проекта.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• определить понятие сторителлинга и выявить его основные функции в различных областях гуманитарных наук;
• проследить изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых медиа;
• классифицировать формулы сторителлинга;
• проанализировать алгоритмы построения цифровой истории и выбора инструментов для неё;
• на примере собственного мультимедийного проекта продемонстрировать алгоритмы и инструменты создания цифровой истории.
Эмпирической базой исследования стали мультимедийные проекты отечественных и зарубежных изданий, таких как «КоммерсантЪ», «Аргументы и факты», «Lenta.ru», «Meduza», «ИТАР-ТАСС», «Mel.fm», «Батенька, да вы трансформер» и «The New York Times».
Методы исследования: в исследовании были использованы
следующие методы: анализ - абстрагирование - синтез, сравнение - аналогия - ассоциация, функциональный и структурный анализ, метод классификации.
Степень теоретической разработанности: современные научные работы представлены большей частью изучением самого феномена сторителлинга, тема классификации формул и инструментов цифрового сторителлинга в научном дискурсе практически не представлена. Основные аспекты, рассматриваемые исследователями, касаются определения понятия «сторителлинг», зарождения его как явления и описания главных особенностей при использовании в различных сферах деятельности. В этой области работали такие специалисты, как Л. О. Алгави (в контексте новостной журналистики), С. А. Бозрикова (работа посвящена нарративной журналистики), В. С. Варакин, А. Горбачев (история нарративной журналистики в России), А. П. Енбаева (сторителлинг как тренд современной журналистики), С. Малиновская, Н. Ф. Пономарев, А. Симмонс, Р. Скрупник, О. В. Тодорова (сторителлинг как PR-инструмент), В. Тюпа. Проблемы цифрового сторителлинга (digital storytelling) рассматривали А. М. Анюхина (в контексте производства лонгридов), Л. А. Горохова, Н. И. Дворко (кроссмедиа и трансмедиа сторителлинг), М. Женченко, Л. Ю. Романенко, С. И. Симакова.
Новизна: в работе представлена уточнённая классификация формул и инструментов цифрового сторителлинга.
Теоретическая значимость: представленная в данной работе
классификация классификации формул сторителлинга может быть использована для дальнейших научных исследований в области современных подходов к цифровому повествованию.
Практическая значимость: представленные в работе формулы и алгоритмы производства цифровой истории могут быть использованы практикующими специалистами в сфере медиа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Но с появлением и стремительным совершенствованием цифровой среды человек поместил в нее себя и все, что его окружает. С появлением интернет-пространства поток информации увеличился, заставляя
пользователя «фильтровать» и выборочно потреблять контент. Соответственно, возникла необходимость в появлении новых способов подачи медиатекстов. В такой ситуации наиболее эффективным инструментом возвращения пользовательского внимания, который выбрали многие СМИ, стал именно прием сочинения и рассказывания историй. Это полностью соответствует когнитивной логике с точки зрения нарративной психологии, утверждающей, что легче воспринимать собственную жизнь в соответствии с законами сюжета.
Однако в современном мире текст перестал быть доминантой в передаче информации. Данные за 2020 год, приведённые Исследовательским центром компании «Делойт», свидетельствуют о сохранении устойчивой тенденции к снижению чтения печатных СМИ. Только 38% респондентов читали печатные СМИ за последние две недели, а объём их чтения продолжил снижаться, достигнув самого низкого показателя за последние пять лет. Кроме того, снижение популярности чтения как способа потребления медиаконтента отмечается по всем каналам [Медиапотребление в России - 2020, www]. Таким образом, при максимальной доступности множества самых разных источников информации индивид всё равно обращается лишь к их незначительной части и потребляет контент обрывочно, для чего ему достаточно ознакомиться с сутью сообщения с помощью заголовков и подзаголовков материала.
Согласно результатам этого исследования, основным источником информации для респондентов всех возрастов является Интернет, где их интересуют материалы новостных, аналитических и официальных порталов. На втором месте для граждан возрастных категорий всё-также остается телевидение. Однако степень участия в современном пользовательском контенте ниже среднего даже в условиях лидирующего положения Интернета на карте медиапотребления России. А потому при максимальной доступности огромного количества самых разнообразных источников информации индивида практически всегда обращается лишь к их незначительной части и потребляет контент обрывочно, для чего ему достаточно ознакомиться с сутью сообщения с помощью заголовков и подзаголовков материала.
Поэтому автор мультимедийной истории должен понимать, что необходимо правильно расставить акценты, подобрать соответствующие мультимедийные форматы и найти баланс между историей и её поребителем. В связи с этим широкое распространение получил digital storytelling - новый формат использования сторителлинга в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа - фото, видео, звукового сопровождения, типографики, анимации и т.д. Теперь, помимо образновыразительных и языковых средств и приемов, важным моментом в понимании читателем смысла материала является его визуальная организация. От дизайна и от включения мультимедийных и графических элементов будет зависеть его читаемость, интерактивность и степень воздействия на пользователя.
Таким образом, в сфере практики медиа актуальным на данный момент является проблема поиска универсальных моделей использования формул цифрового сторителлинга, а в теории медиа - уточнение его понятия и функций, классификации формул, отличных от выбранных маркетологами и smm-специалистами в качестве шаблонных для продвижения коммерческого продукта.
Объект нашего исследования - феномен цифровой истории в новых медиа.
Предмет исследования - формулы и инструменты цифрового сторителлинга, применяемые при разработке мультимедийных проектов.
Цель данной работы - выявить и классифицировать формулы и инструменты цифрового сторителлинга и продемонстрировать алгоритм их применения на примере собственного мультимедийного проекта.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• определить понятие сторителлинга и выявить его основные функции в различных областях гуманитарных наук;
• проследить изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых медиа;
• классифицировать формулы сторителлинга;
• проанализировать алгоритмы построения цифровой истории и выбора инструментов для неё;
• на примере собственного мультимедийного проекта продемонстрировать алгоритмы и инструменты создания цифровой истории.
Эмпирической базой исследования стали мультимедийные проекты отечественных и зарубежных изданий, таких как «КоммерсантЪ», «Аргументы и факты», «Lenta.ru», «Meduza», «ИТАР-ТАСС», «Mel.fm», «Батенька, да вы трансформер» и «The New York Times».
Методы исследования: в исследовании были использованы
следующие методы: анализ - абстрагирование - синтез, сравнение - аналогия - ассоциация, функциональный и структурный анализ, метод классификации.
Степень теоретической разработанности: современные научные работы представлены большей частью изучением самого феномена сторителлинга, тема классификации формул и инструментов цифрового сторителлинга в научном дискурсе практически не представлена. Основные аспекты, рассматриваемые исследователями, касаются определения понятия «сторителлинг», зарождения его как явления и описания главных особенностей при использовании в различных сферах деятельности. В этой области работали такие специалисты, как Л. О. Алгави (в контексте новостной журналистики), С. А. Бозрикова (работа посвящена нарративной журналистики), В. С. Варакин, А. Горбачев (история нарративной журналистики в России), А. П. Енбаева (сторителлинг как тренд современной журналистики), С. Малиновская, Н. Ф. Пономарев, А. Симмонс, Р. Скрупник, О. В. Тодорова (сторителлинг как PR-инструмент), В. Тюпа. Проблемы цифрового сторителлинга (digital storytelling) рассматривали А. М. Анюхина (в контексте производства лонгридов), Л. А. Горохова, Н. И. Дворко (кроссмедиа и трансмедиа сторителлинг), М. Женченко, Л. Ю. Романенко, С. И. Симакова.
Новизна: в работе представлена уточнённая классификация формул и инструментов цифрового сторителлинга.
Теоретическая значимость: представленная в данной работе
классификация классификации формул сторителлинга может быть использована для дальнейших научных исследований в области современных подходов к цифровому повествованию.
Практическая значимость: представленные в работе формулы и алгоритмы производства цифровой истории могут быть использованы практикующими специалистами в сфере медиа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
По итогам исследования, целью которого было выявить и классифицировать формулы и инструменты цифрового сторителлинга, а также продемонстрировать алгоритм их применения на примере собственного мультимедийного проекта, можно сделать следующие выводы.
В данной работе мы привели несколько определений понятия «сторителлинг», заметив явное расхождение в трактовках. Это происходит в тех случаях, когда исследователи непосредственно касаются конкретных профессиональных областей, будь то маркетинг, журналистика или художественная литература. Но для сферы медиа мы уточнили конкретно то, которое является рабочим именно для неё: сторителлинг - это метод, используемый СМИ и необходимый для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй. Кроме того, мы обозначили его главные функции - пропагандистская, объединяющая, коммуникативная, воздействующая и утилитарная, - а также описали каждую из них и привели конкретные примеры их проявления.
Мы проследили изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых медиа. Для этого изучили развитие сторителлинга от его появления в форме сказительства до превращения в цифровой сторителлинг и инструмент новых медиа. В общем смысле, сторителлинг - это умение рассказывать истории, а они, как известно, сопровождают как отдельного человека, так и целые цивилизации и всё человечество с самого рождения и помогает выстраивать эффективную коммуникацию. Поэтому в условиях увеличения объёма контента и избирательного характера её потребления внимания обращение к методу сторителлинга оказался наиболее эффективным в попытках вернуть пользовательское внимание. Однако со временем текст перестал быть доминантой в передачи информации, из-за чего специалисты различных СМИ стали вынуждены искать другие способы взаимодействия с аудиторией и разрабатывать новый типа медиа, подходящий для менявшегося восприятия пользователя.
Так появились новые медиа (новые СМИ), то есть интерактивные формы коммуникации производителей контента с потребителями. А одной из таких форм стал цифровой сторителлинг - новый формат использования сторителлинга в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа - фото, видео, звукового сопровождения, типографики, анимации и т.д. Кроме того, стало ясно, что цифровая эра навсегда изменила медиа-среду - в настоящее время развитие новых технологий способствовало появлению интерактивных средств выразительности, которые никогда ранее не использовались в медиапространстве. В результате современная веб - журналистика вступила в новый этап развития, который требует от журналиста не только творческих, но и определенных технологических навыков. Однако это принципиально не изменило структуру самой журналистики: виртуальные и печатные страницы по-прежнему полны информационных, аналитических и художественно-публицистических материалов. Изменилась и продолжает меняться лишь форма их подачи, а также стираются границы ранее чётко определённых жанров, и журналистика впитывает в себя все характеристики отдельных жанров и укрепляет свое повествовательное ядро.
Также мы проанализировали различные классификации формул повествования в сторителлинге и выявили их специфику применительно к разным областям деятельности - журналистике и маркетингу. Так, для сферы рекламы есть две классификации, однако из-за принципиальных различий в функциональной направленности рекламы и медиа не все формулы оказались в равной степени рабочими для обеих областей. Поэтому мы предложили собственную классификацию формул сторителлинга, применимых для журналистики, и выделили как наиболее рабочие следующие методы построения истории: использование архетипических сюжетов и образов героев и разнообразных видов композиций, структура которых отличается от обычной «завязка-кульминация-развязка», а также конкретные формулы: «In medias res», «Ложный старт», «Лепесток», «До ^ После ^ Мост».
Помимо этого перечень актуальных для достижения поставленной цели задач включал в себя описание алгоритмов работы и законов цифрового повествования, преимуществ и критериев эффективности сторителлинга как метода. И уже на основе изученного материала мы создали собственный мультимедийный проект, работу над которым продемонстрировали во второй главе нашей работы (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Таким образом, в своей работе мы подтвердили, что на сегодняшний день современность представляется исключительно массмедийным проектом, то есть проектом масс-медиа, нацеленных на обеспечение процесса массовой коммуникации. Они же в свою очередь - безальтернативное условие и способ существования современного человека. Средства массовой информации и конкретные медиа стали ключевым контекстом, в котором социальные процессы принимают свои культурные и идеологические формы. И в таких условиях рассказывание историй набирает всё большую популярность.
Таким образом, в теории медиа на сегодняшний день актуальным является уточнение понятия и функций сторителлинга, классификации формул, отличных от выбранных маркетологами и smm-специалистами в качестве шаблонных для продвижения коммерческого продукта. И в данной работе представлена одна из возможных универсальных моделей использования формул цифрового сторителлинга и алгоритм работы над цифровым повествованием.
В данной работе мы привели несколько определений понятия «сторителлинг», заметив явное расхождение в трактовках. Это происходит в тех случаях, когда исследователи непосредственно касаются конкретных профессиональных областей, будь то маркетинг, журналистика или художественная литература. Но для сферы медиа мы уточнили конкретно то, которое является рабочим именно для неё: сторителлинг - это метод, используемый СМИ и необходимый для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй. Кроме того, мы обозначили его главные функции - пропагандистская, объединяющая, коммуникативная, воздействующая и утилитарная, - а также описали каждую из них и привели конкретные примеры их проявления.
Мы проследили изменение подходов к созданию контента в условиях развития новых медиа. Для этого изучили развитие сторителлинга от его появления в форме сказительства до превращения в цифровой сторителлинг и инструмент новых медиа. В общем смысле, сторителлинг - это умение рассказывать истории, а они, как известно, сопровождают как отдельного человека, так и целые цивилизации и всё человечество с самого рождения и помогает выстраивать эффективную коммуникацию. Поэтому в условиях увеличения объёма контента и избирательного характера её потребления внимания обращение к методу сторителлинга оказался наиболее эффективным в попытках вернуть пользовательское внимание. Однако со временем текст перестал быть доминантой в передачи информации, из-за чего специалисты различных СМИ стали вынуждены искать другие способы взаимодействия с аудиторией и разрабатывать новый типа медиа, подходящий для менявшегося восприятия пользователя.
Так появились новые медиа (новые СМИ), то есть интерактивные формы коммуникации производителей контента с потребителями. А одной из таких форм стал цифровой сторителлинг - новый формат использования сторителлинга в интернет-пространстве с использованием всех современных типов медиа - фото, видео, звукового сопровождения, типографики, анимации и т.д. Кроме того, стало ясно, что цифровая эра навсегда изменила медиа-среду - в настоящее время развитие новых технологий способствовало появлению интерактивных средств выразительности, которые никогда ранее не использовались в медиапространстве. В результате современная веб - журналистика вступила в новый этап развития, который требует от журналиста не только творческих, но и определенных технологических навыков. Однако это принципиально не изменило структуру самой журналистики: виртуальные и печатные страницы по-прежнему полны информационных, аналитических и художественно-публицистических материалов. Изменилась и продолжает меняться лишь форма их подачи, а также стираются границы ранее чётко определённых жанров, и журналистика впитывает в себя все характеристики отдельных жанров и укрепляет свое повествовательное ядро.
Также мы проанализировали различные классификации формул повествования в сторителлинге и выявили их специфику применительно к разным областям деятельности - журналистике и маркетингу. Так, для сферы рекламы есть две классификации, однако из-за принципиальных различий в функциональной направленности рекламы и медиа не все формулы оказались в равной степени рабочими для обеих областей. Поэтому мы предложили собственную классификацию формул сторителлинга, применимых для журналистики, и выделили как наиболее рабочие следующие методы построения истории: использование архетипических сюжетов и образов героев и разнообразных видов композиций, структура которых отличается от обычной «завязка-кульминация-развязка», а также конкретные формулы: «In medias res», «Ложный старт», «Лепесток», «До ^ После ^ Мост».
Помимо этого перечень актуальных для достижения поставленной цели задач включал в себя описание алгоритмов работы и законов цифрового повествования, преимуществ и критериев эффективности сторителлинга как метода. И уже на основе изученного материала мы создали собственный мультимедийный проект, работу над которым продемонстрировали во второй главе нашей работы (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Таким образом, в своей работе мы подтвердили, что на сегодняшний день современность представляется исключительно массмедийным проектом, то есть проектом масс-медиа, нацеленных на обеспечение процесса массовой коммуникации. Они же в свою очередь - безальтернативное условие и способ существования современного человека. Средства массовой информации и конкретные медиа стали ключевым контекстом, в котором социальные процессы принимают свои культурные и идеологические формы. И в таких условиях рассказывание историй набирает всё большую популярность.
Таким образом, в теории медиа на сегодняшний день актуальным является уточнение понятия и функций сторителлинга, классификации формул, отличных от выбранных маркетологами и smm-специалистами в качестве шаблонных для продвижения коммерческого продукта. И в данной работе представлена одна из возможных универсальных моделей использования формул цифрового сторителлинга и алгоритм работы над цифровым повествованием.
Подобные работы
- SMM-текст как средство профессиональной мотивации на примере сообщества промоутеров агентства "Promo Republic"
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА ПОЛИКОДОВЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Г. ПАРФЕНОВА
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021





