Введение 3
Глава I. Исторические обстоятельства формирования средневекового права Китая 12
1.1 Влияние конфуцианства и легизма на формирование средневекового
права в Китае 12
1.2 Источники права в эпоху древности и средневековья 20
Глава II. Китайские династийные кодексы как основа правовой системы средневекового Китая 26
2.1 Кодекс династии Тан 26
2.2 Кодекс династии Юань 30
2.3 Кодекс династии Мин 34
3.1 Особенности формирования уголовного права и системы наказания в
средневековом Китае 40
3.2 Эволюция семейно-брачного права в традиционном китайском обществе 56
Заключение
Список используемых источников и литературы 66
Актуальность темы исследования. Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния сразу двух противоборствующих философских учений, как правовая система древнего и средневекового Китая, в которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами поступательного развития права, его основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения и традиционного правопонимания китайцев. Общей чертой этих двух философско-правовых школ было их стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедливых началах, понимаемых, однако, каждой школой по-разному.
Именно эти две концепции оказали влияние на правовую систему древнего и средневекового Китая. Слияние двух концепций конфуцианства и легизма дало начало тому, что нормы «ли» приобрели высокую обязательность и формализм. Этому нашлось отражение в праве - в прямом перенесении на него целых пассажей из канонизированных в это время конфуцианских произведений («Чжоу ли», «И ли», «Ли цзы»), в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали. Традиция и ритуал были положены в основу уголовных кодексов. Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.
Изучение уголовных законов Средневекового Китая позволяют проанализировать социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.
Объектом дипломной работы является правовая система традиционного Китая.
Предметом дипломной работы является правовая система средневекового Китая и ее особенности.
Историография проблемы. В целом, проблеме развития права в средневековом Китае посвящено достаточно много научных трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей. В основу данного исследования легли научные труды отечественных и зарубежных ученых. В первую очередь, это отечественный правоведы Е. И. Кычанов и Н. В. Кононкова в своих работах «Основы средневекового китайского права», авторы систематизируют традиционное китайское право, обозревают китайское право династий Тан и Сун, на основании первых, сохранившихся до наших дней китайских средневековых кодексов «Тан люй шу» и «Сун син тун». Е. И. Кычанов подчеркивает, право, как древнего, так и средневекового Китая имело репрессивный характер, оно не столько регулировало отношения в обществе, сколько карало за их нарушение. Немаловажное значение имеет труд Переломова Л.С. «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Автор анализирует основные конфуцианские и легистские концепции, их влияние на развитие китайской государственности, формирование и функционирование политической культуры императорского Китая. Попова И. Ф. в своей книге «Политическая практика и идеология раннетанского Китая» описывает принципы политической жизни и особенностей официальной идеологии Китая первой половины VII в. — периода формирования и расцвета государства Тан, на основе китайских источников рассматривает вопросы, связанные с механизмом верховной власти, социальной структурой, государственным строительством, взаимоотношениями центра и периферии, военной и внешней политикой раннетанского Китая. Пивоваров Н.Д. и Мыльникова Ю.С. в своих работах специалисты рассматривают источники китайского традиционного права. В их работах рассмотрена история становления права средневекового Китая, особое внимание уделено процессу кодификации права.
В отечественной историографии большой вклад касательно рассмотрения кодекса династии Тан внес ученый Рыбаков В.М. В своих работах «Уголовные законы династии Тан о дисциплине чиновничества» и «Танская бюрократия» автор рассматривает социальный слой чиновников. Его работы представляют собой исследования традиционной китайской бюрократии и посвящены рутине службы китайского чиновника, его служебным обязанностям и порядку их исполнения, а также реакции уголовного права на те или иные отклонения от установленного порядка работы или нарушения его.
Вопросами права династии Юань занимались отдельные исследователи. Так, в дореволюционной литературе проблемам юаньского права посвятили свои работы А. Иванов (краткое сообщение об указе императора Ин-цзуна) и П.С. Попов. Некоторые сведения о праве Юань приведены в работах В.Н. Казина и Н.Ц. Мункуева. В последнее время отдельные вопросы юаньского права нашли отражения в работах В.А. Беляева и С.В. Сидоровича (в связи с монетным делом династии Юань), Р.П. Храпачевского, Е.Ф. Баялиевой (исследование памятников права как исторических источников ).
Анализом уголовного права в период династии Мин занимался Пивоваров Н.Д. В его научной статье «Наказания в китайском праве династии Мин» рассмотрена система уголовных наказаний династии Мин. Уделено особое внимание видам наказаний, разновидностям карательных мер и их значимости для средневекового китайского социума. Рассмотрены субъекты и объекты преступления.
Большой вклад по вопросу семейно-брачных отношений внесла ученая Ван Цзюньтао. В своей работе «Положение женщин в Китае в период правления Тан, Мин и Цин» она рассмотрела положение женщин в период династий Тан и Мин. Так же особое внимания относительно положения женщин в средневековом Китае было уделено Кэтрин Бернхардт в ее работе «Женщины и собственность в Китае, 960-1949». В данной работе прослежено положение женщин и их имущественные права в различные эпохи средневекового Китая. Американский историк Патрисия Бакли Эбри в своей работе «Женщины и семья в китайской истории» исследует особенности китайской традиционной семьи и место роли в ней женщины. Описывает изменения положения женщин в различные эпохи Китая.
Таким образом, отдельные аспекты проблемы получили освещение как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Однако комплексного анализа эволюции правовой системы Китая в эпоху династий Тан - Мин не проводилось, что определило цель работы.
Цель дипломной работы состоит в анализе особенностей правовой системы средневекового Китая.
Для достижения поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить особенности права в Китае, выявить принципы, построения системы правового администрирования.
2. Раскрыть принципы создания нормативно-правовой базы.
3. Выявить этапы правовой системы средневекового Китая.
4. Выявить особенности формирования уголовного права и системы наказаний в традиционном Китае.
5. Проследить эволюцию семейно-брачного права в средневековом Китае.
Хронологические и территориальные рамки. В дипломной работе рассматривается Китай в средние века с VII века до XVII века. Именно, с конца VII века Ли Юань основал династию Тан.
Конец средневековья приходится на XVII век, к этому времени Китай представлял собой мощную державу с хорошо развитой системой управления.
Анализ источников. В процессе работы по осуществлению поставленных задач и достижению указанной цели исследовательской работы был использован широкий круг источников. Прежде всего, источниковая база данной работы основывается на своде законов династии Тан, Юань и Мин. Тексты законов позволяют представить политико-правовую политику государства.
К правовым памятникам, изученным в процессе исследования, можно отнести законы «Чжи-чэн тяо-гэ» и «Тун-чжи тяо-гэ» («Всеобщие законы великой династии Юань»). Конкретно в данной работе рассмотрены главы, посвященные задержанию преступников и награждению заслуженных. На основе переводов кодекса «Чжи-чжэн тяо-гэ» рассмотрены вопросы политики династии Юань в сфере сельского хозяйства и «моральной экономики» земельного права в Китае, правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае.
В данной работе также рассмотрен правовой памятник династии Мин: «Да мин люй цзи цзе фу ли» («Законы великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений»). Данный кодекс содержит материал, являющимся важным источником для понимания и исследования таких важных проблем минской эпохи, как методы управления страной, судоустройство, семейно-клановые отношения и другое.
Помимо этого, рассмотрен еще один правовой памятник династии Тан: «Тан люй шу и» («Уголовные установления Тан с разъяснениями»). Уголовный кодекс китайской династии Тан относится к группе крупнейших правовых памятников мировой цивилизации. Это первый из китайских юридических сводов, который полностью сохранился. Он содержит в конкретных нормах основные принципы китайского уголовного права, которые впоследствии легли в основу всего китайского законодательства.
В целом, источниковая база выглядит репрезентативной и достаточной для решения поставленной в работе цели.
Особое внимание уделено монографии Переломова Л. С «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая». В книге на примере двух основных этико-политических учений — конфуцианства и легизма — исследуется политическая история Китая. Анализируются основные конфуцианские и легистские концепции, легшие в основу династийных кодексов.
В данной работе рассмотрена статья Мыльниковой Ю.С «Важнейшие источники китайского традиционного права X-XIII веков и их характеристика» . Данная статья представляет историографический обзор по истории традиционного китайского законодательства X-XIII веков. В статье подробно освещаются ключевые источники по средневековому китайскому праву, приводится их классификация, а также эволюция подходов в изучении китайского права.
Методологическая основа и методы исследования.
В данной работе использовался исторический подход, благодаря которому стало возможным исследование становления и развития правовой системы средневекового Китая.
Исследования в историческом подходе проводились такими учеными, как Г. Спенсер, М. Ковалевский, К. Маркс и Ф. Энгельс и другими. Сущность исторического подхода заключаются в теоретическом осмыслении фактов и событий исторического прошлого, посредством которых можно проследить основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Методологической основой данного исследования являются такие методы как: проблемно-хронологический, историко-системный метод, сравнительно-исторический (историко-сравнительный).
Проблемно-хронологический метод выражается в изучении истории средневекового Китая, в его последовательном развитии и в выявлении ее влияния на становление правовой базы в данный период времени.
Историко-системный метод способствует построению обобщенной модели. Право средневекового Китая, как объект настоящего исследования, состоит из множества элементов (семейное право, уголовное право, система наказаний и т.д.). Изучение структуры этих элементов, а также взаимосвязей между ними, сведение их в единую систему происходит посредством использования именно историко-системного метода.
Сравнительно-исторический метод позволяет сравнить особенности развития кодексов династий Тан, Юань и Мин, а именно рассмотреть и сравнить период их становления, выявить нововведения.
Сведения об апробации. Тема настоящего исследования, в разных ее вариациях, неоднократно подлежала апробации на различных научных конференциях:
1. «Правовая система средневекового Китая»// II краевая научно - практическая конференция «Россия и Китай: история взаимодействия и перспективы сотрудничества» г. Барнаул, 24 ноября 2017.
2. «Становление и развитие правовой системы средневекового Китая»// VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: культура и религия Китая г. Барнаул, 25 апреля 2019г.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых включает в себя подразделы; заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрывается степень ее научной разработки, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования, а также методологическая база.
Первая глава состоит из двух подразделов. В данной главе рассмотрены исторические аспекты и тенденции, повлиявшие на формирование средневекового права Китая. Посредством анализа проведено сравнение и описание двух направлений, которые легли в основу правовых норм: конфуцианство и легизм. Рассмотрены и сравнены источники права в эпоху древности и средневековья.
Вторая глава включает в себя три подраздела. В данной главе рассмотрены кодексы династий средневекового Китая: название кодекса, дата создания, автор кодекса, содержание кодекса. Путем анализа выявлены общие и отличительные черты каждого кодекса. Выявлены какие исторические события повлияли на становление кодексов. Рассмотрены и проанализированы различные направления права каждого кодекса.
Третья глава включает в себя два подраздела. В данной главе проведен сравнительный анализ правовой системы средневекового Китая от эпохи Тан к эпохе Мин: прослежена эволюция семейно-брачного права и уголовного права. При анализе семейно-брачного права рассмотрено положение женщин в семье, их права и обязанности; права и обязанности остальных членов семьи. При анализе уголовного права рассмотрено регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны.
В заключении подведены итоги и вывод по теме данного исследования.
Представленная источниковая база является достаточной для решения поставленных задач.
Становление и развитие права средневекового Китая проходило главным образом путем разработки линии уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения. Все эти тесно связанные между собой нормы составляли содержание правовых памятников и династийных сводов законов - кодексов.
Основатель династии закладывал фундамент норм в династийные своды законов, а его преемники расширяли и дополняли это основание своими законодательными постановлениями, совершенствуя их.
На развитие средневекового права Китая огромное влияние оказали два противоборствующих философских направления - конфуцианство и легизм. Именно эти учения в сочетании с древнейшей традицией заложили основы средневекового китайского права.
Основной философской идеей конфуцианства является поддержание порядка путем соблюдения традиций и моральных норм «ли», которые закладывались посредством воспитания и исполнялись в силу долга, как наиболее полно соответствующих человеческой природе.
В основу легизма легли представления о применении законов «фа», как наиболее действенного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Легисты считали, что население Китая должно строго подчиняться законам правителя, а в случае их несоблюдения наказываться.
Общей чертой этих двух древнекитайских учений была их политическая направленность, выражавшиеся в стремлении организовать жизнь китайского общества на рациональных и справедливых началах, с использованием своих индивидуальных методов.
После длительной борьбы конфуцианства и легизма на рубеже III в. до н.э. - I в. н.э. происходит слияние этих течений, что приводит к оформлению кардинально нового учения - ортодоксального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений политико-правовой мысли.
Становление в Китае писанного права претерпело длительную эволюцию. Источниками права средневекового Китая были правовые обычаи, судебная практика, императорские указы, законы.
В период государства Шан появляются первые писанные законы, в эпоху Чжоу создается первый уголовный кодекс. Одним из первых писанных законов был закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э., закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. На древнем бронзовом треножнике имеется текст, посвященный пяти видам наказаний. В царстве Вэй появляется первый свод законов «Книга законов царства Вэй» (V -IV вв. до н.э). Начиная с эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) сборники законов стали строиться на уголовно-правовых нормах «люй», дополненные новыми нормами «лин».
Большая работа по систематизации законов была проведена в период династии Тан. Основу свода уголовных установлений Тан составили указы императора Гао-цзу, которые легли в основу кодекса. Кодекс получил название «Тан люй шу и» или «Уголовные установления Тан». Основу кодекса составили уголовно-правовые нормы «люй», квалифицировавшие преступления и определившие точные наказания за преступления. Также в кодекс вошли административные законы «лин», содержащие предписания при осуществлении взаимоотношений между «благородными» и «простолюдинами». Помимо «люй» и «лин» кодекс был дополнен законами «кэ» и «ши», которые включали в себя меры поощрения и порицания.
После завоевания монголами Китая в 1280 году появился кодекс новой династии Юань - «Юань дяньчжан» или «Установления священного правления Великой династии Юань». В данный период времени китайское законодательство полностью не переделывалось. Монгольские правители, понимали, что традиции и устои их народа во многом отличаются от китайских, поэтому при разработке законов они пытались максимально подстроиться под китайские реалии. Однако, во многих правах при династии Юань ханьское население было ограничено.
На смену инородной династии Юань приходит новая династия Мин. Кодекс новой династии был составлен в 1367 году по указу императора Чжу Юаня и получил название «Да мин люй» или «Законы Великой династии Мин». Новый кодекс вобрал в себя многие постановления из кодекса династии Тан. Ведущее место в кодексе занимают нормы, определяющие меры наказания за различные преступления. Значительное место занимают нормы, определяющие деятельность должностных лиц, а также номы, регулирующие семейно-брачные отношения.
Развитие китайского права происходило в первую очередь по линии разработки уголовного права. Самые жестокие преступления классифицировались на основе концепции «Десяти зол», за совершения любого такого преступления полагалась смертная казнь. Были четко разработаны пять видов наказаний, которые включали в себя удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылку и смертную казнь.
Всякое наказание устанавливалось с учетом обстоятельств совершения преступления, социального положения и места преступника в системе родства. От возраста и физического состояния преступника могла завесить мера его наказания.
Выделялось восемь групп привилегированных лиц, которым в случае совершения преступления могли снизить меру наказания или вовсе помиловать. Таким образом, можно сделать вывод, что средневековая правовая система основывалась на неравенстве перед законом.
Складывается образ идеального чиновника. Чиновник являл собой образ идеального человека, который должен обеспечить эффективность функционирования государственных институтов.
Что касается брачно-семейного права, семья в китайском обществе являлась обязательной для каждого члена общества. Китайская традиционная семья на протяжении всего средневековья являлась патриархальной - главой в семье являлся муж. Запрещалась полигамия и заключение брака с однофамильцами, чтобы избежать смешения родственной крови.
В китайской семье муж имел больше прав, чем жена. Он мог иметь неограниченное количество наложниц. Право на развод по большей части также принадлежал мужу. Он мог развестись с женой по причине ее бесплодия, распутства, болтливости, неуважения, завистливости и т.д. В случае совершения преступления против мужа женой, мера наказания для жены была тяжелее по сравнению с наказанием, которое было бы вынесено мужу за аналогичное преступление.
1. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений. Часть 1. - М., 1993. - 572 с.
2. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений (Да Мин люй цзи цзе фу ли). Часть II. М.
Восточная литература. 2002. ГРЕ:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-
1380/2акопу_Мт_2/£гашеууей.Мш
3. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений (Да Мин люй цзи цзе фу ли). Ч. 1 / пер. с кит., исслед., примеч. и прилож. Н. П. Свистуновой. - М.: Восточная лит-ра, 1997. - 573 с.
4. Попов П. С. Яса Чингисхана и уложение монгольской династии «Юань чао-дянь-чжан»/ П. С. Попов // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. - Т. 17.- 1906. - СПб., 1907.
5. Рыбаков В.М. Уголовные законы династии Тан о дисциплине чиновничества/В.М.Рыбаков//Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2009. -№1. - С. 22-32.
6. Рыбаков В.М. Танская бюрократия/ В.М. Рыбаков; Институт восточных рукописей РАН. - М.: Спб, 2013. - 496с.
7. Свистунова Н. П. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений (Да Мин люй цзи цзе фу ли). Ч. 1 / пер. с кит., исслед., примеч. и прилож.
8. Н. П. Свистуновой. - М.: Восточная лит-ра, 1997. - 573 с.
9. Свистунова Н.П. Глава 18 «Разбой и воровство законов великой династии Мин»/Н.П.Свистунова//Общество и государство в Китае. - 2017. - №2. - С. 108-226.
10. Свистунова Н.П. Защита человеческой жизни в праве минской эпохи: перевод главы 19 «Законов великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений» (Да мин люй цзи цзе фу ли)/Н.П. Свистунова//Общество и государство в Китае. -2018. - №2. - С.479-522.
11. Сидорович С.В. Главы 29 - 32 кодекса «Чжи-чжэн тяо- гэ»/С.В.Сидорович//Общество и государства Китая. - 2019. - №1. - С. 214-307.
12. Уголовные установления Тан с разъяснениями. Тан люй шу и. Цзюани 1-8. - СПб., 1999. -384 с.
13. Уголовные установления Тан. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. /Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1. - М., 2009. - 816 с.
14. Уголовные установления Тан с разъяснениями ("Тан люй шу и"). Цзюани 17-25. СПб. Петербургское востоковедение. 2005. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/VII/640-
660/T an_ug_Zakon_3 / frametext4. htm
II. Литература на русском языке
15. Баялиева Е.Ф. Закон о полях династии Юань (по кодексу «Чжи-чжэн тяо-гэ», цзюань 25)/Е.Ф.Баляева//Общество и государство в Китае. - 2017. - №2. - С. 59-76.
16. Баялиева Е.Ф. Династия Юань: Закон о бумажных деньгах (по кодексу Чжичжен тяогэ ЖЮЖ^)/ Е.Ф.Баляева//Труды института востоковедения РАН. - 2017. - №2. - С. 64-70.
17. Бец Е.Д. Правовое положение членов семьи в средневековом Китае/Е.Д. Бец//Вестник науки и образования. - 2018. - №1(37). - С.71-74.
18. Баялиева Е.Ф. О кодексах династий Юань и Мин/Е.Ф.Баялиева// Вестника Владимирского Юридического Института. - 2018. - №3. - С. 179-184.
19. Ван Цзюньтао. Положение женщин в Китае в период правления династий Тан, Мин и Цин/Ван Цзюньтао//Международные отношения и диалог культур. - 2019. - №7. - С.55-70.
20. Вертипрахова М.А. Особенности уголовного права средневекового Китая/ М.А. Вертипрахова//Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации (Иркутск, 13 апреля 2019 г.): [тез.докл.] / ИГУ; [отв.ред.: С.В. Колосок и др.]. - 2019. - С. 42-45.
21. Иванова В.Е. Особенности китайского средневекового уголовного права/В.Е. Иванова//Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве ( Шахты, 30 ноября 2019 г.): [тез.докл.] / ДГТУ; [отв.ред.: Н.В. Валуйсков др.]. - 2019. - С. 138-140.
22. Кавелин А. О. Специфика изменения положения женщин в Китае эпохи Мин/А.О. Кавелин//Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность (Омск, 2016 г.): [тез. докл.]/ОмГу им. Ф.М. Достоевского; [отв.ред.: Л.Р. Ротермель и др.]. - 2016. - С.101-106.
23. Кадырбаев А.Ш. Тогонтимур - последний монгольский император Китая/А.Ш. Кадырбаев//Общество и государство в Китае. - 2012. - №1. - С. 168-182.
24. Кобзев А.И. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 10-И Т. Гл. Ред. С. Л. Тихвинский. Т. V. Династии Юань и Мин (1279-1644) отв. ред. А.Ш. Кадырбаев, А.А. Бокщанин. М.: ИН-Т Востоковедения РАН, 2016. 678 С., ИЛ//Восток. Афро-Азиатские общества: История и современность. - 2017. - №5. - С. 193-201.
25. Козина Е. М. Основные категории лично несвободного населения в танском Китае. - Седьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1976.
26. Козина Е. М. Тягчайшие внутрисемейные преступления (по статье «10 зол» из Кодекса династии Тан). - Шестнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. 1. М., 1985
27. Кравченко Е.А. Источники традиционного китайского права/ Е.А.Кравченко//Пути повышения результативности современных научных исследований (Казань, 4 июня 2019 г.): [тез. докл.] / АлтГПУ; [отв. ред.: А.А. Сукиасян и др.]. - 2019. - С.83-86.
28. Кучера С. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае. - Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
29. Кычанов Е. И. Изгнание [и-сян] в кодексе династии Тан [VII в.]. - Седьмая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М., 1976.
30. Кычанов Е. И. Проблемы сословно-классового анализа общества Тан (У11-Х вв.). - Социальные организации в Китае. М., 1981.
31. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII - XIII вв.) / Е.И. Кычанов. - М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1986. - 264 с.
32. Мартыненко Н.П. «Ли» и «Фа» - полярные категории китайской социальной философии/Н.П. Мартыненко//Философские науки. - 2015. - №1. - С. 51-63.
33. Мыльникова Ю.С. Важнейшие источники китайского традиционного права X - XIII веков и их характеристика/Ю.С.
Мыльникова//Государство и право в Китае в XIII веке. - 2015. - №2. - С. 20-24.
34. Мыльникова Ю.С. Имущественные права женщин в институте наследования средневекового Китая династии Тан Сун/Ю.С. Мыльникова//Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и Африканистика. - 2011. - №3. - С.71-80.
35. Мухаметов Ф.Ф. «Яса» Чингисхана и ее роль в монгольской правовой системе/Ф.Ф. Мухаметов//Евразийский журнал региональных и политический исследований. - 2006. - №3(76). - С. 64-71.
36. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая/Л.С. Переломов; Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». - М.: Москва, 1981. - 334с.
37. Пивоваров Н.Д. Наказания в китайском праве династии Мин/Н.Д. Пивоваров// Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №3. - С.9-14.
38. Пивоваров Н.Д. Источники древнекитайского права/Н.Д. Пивоваров//Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №3. - С.15-23.
39. Пивоваров Н.Д. Преступления, направленные против института семьи, в китайском уголовном праве времени империи/ Н.Д.
Пивоваров//Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №6(55). - С.44-49.
40. Попова. И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая/ И.Ф. Попова, А.П. Мартынов; Институт восточных рукописей РАН. - М.: Восточная лит-ра, 1999. - 279 с.
41. Сологубова.Т.А. Уголовное право средневекового Китая/ Т.А. Сологубова//Фестиваль права (Ставрополь, 6-7 декабря 2018 г.): [тез.докл] / СКФУ; [отв.ред.: М.С. Трофимова и др.]. -2018. - С. 16-17.
42. Таранова А.В. Особенности правления императора Хубилая династии Юань/А.В. Таранова//Молодежь XXI века: образование, наука, инновации (Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.) : [тез. докл.] / НГПУ; [ отв. Ред.: Л.П. Полянская]. - 2018. - С. 353-355.
43. Цыренов Б.Ц. Великая Яса Чингисхана как источник права / Б.Ц. Цыренов//Современные проблемы теории и практика права глазами молодых исследователей (Улан-Удэ, 31 марта-1 апреля 2016 г.): [тез.докл.] / ВСГУТУ; [отв.ред.: И.А. Шаралдаева и др.]. - 2016. - С.86-89.
III. Литература на иностранном языке
44. Bernhardt K. Women and property in China, 960-1949. (Law, Society, and Culture in China Series). Stanford: Stanford University Press, 1999. URL: https://works.swarthmore.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1293&context=fac-history
45. Ebrey Patricia Buckley. Women and the Family in Chinese History. Critical Asian Scholarship. L.; N. Y., 2003.
46. Ebrey P. B. Family and property in Sung China: Yuan Ts’ai’s precepts for social life. Princeton: Princeton University Press, 1984.
47. Lockard Craig. Tang Civilization and the Chinese Centuries, pp. 1-10, URL: http://www.columbia.edu/itc/ealac/moerman/fall2000/edit/pdfs/wk5/tangcLpdf (дата обращения 17.02. 2018).
48. The enlightened judgments: Ch’ing-ming chi: The Sung dynasty collection/ translated by McKnight, Brian E., James T. C. Liu. New York, 1999.
49. The ‘Hsi Yüan Lu’ or ‘Instructions to coroners’ / trs. by Giles, Herbert //Proceedings of the Royal Society of Medicine, 17. 1924, 59 - 107 p.
50. Chen Paul Heng-chao - Chinese Legal Tradition under the Mongols (the Code of 1291 as Restricted). - Princeton, New Jersey, 1979. URL: https://www.coursehero.com/file/pcu5ag/26285-Paul-Heng-chao-Chen-Chinese-Legal-Tradition-under-the-Mongols-The-Code-of/
51. Wilkinson, E. Chinese History: A New Manual. Harvard University Asia Center, 2013.
52. ( Da Yuan Dian Zhang. URL: http://ishare.iask.sina.com.cn/f/11041576.html (дата обращения: 22.03.2014).
53. Zhizheng tiaoge. URL: https://bbs.gxsd.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=173336 (дата обращения: 22.03.2014).