1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ
АССОРТИМЕНТОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность и характеристика товарного ассортимента 6
1.2 Управление товарным ассортиментом и факторы, влияющие на его
формирование 12
1.3 Методы анализа товарного ассортимента 17
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ
АССОРТИМЕНТОМ В ООО «МАРИЯ-РА» 24
2.1 Общая характеристика ООО «Мария-Ра» 24
2.2 Анализ товарного ассортимента ООО «Мария-Ра № 321» 32
2.3 АВС-XYZ - анализ управления товарным ассортиментом в магазине 41
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ 51
3.1 Основные направления совершенствования системы управления товарным
ассортиментом 51
3.2 Организация внедрения предложений по управлению товарным
ассортиментом в ООО «Мария-Ра» № 321 54
3.3 Экономическая эффективность совершенствования системы управления
товарным ассортиментом 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
На сегодняшний день управление товарным ассортиментом является важным этапом в коммерческой деятельности каждой торговой организации. На рынке существует множество торговых и розничных организаций, которые, в свою очередь, стараются выпускать высококачественную продукцию, отвечающую всем современным мировым требованиям. Как правило, это связано с повышенным спросом со стороны потребителя к продукту, относительно качества, цены выпускаемой продукции.
В соответствии с этим коммерческая деятельность торговых организаций должна быть четко спланирована и направлена на оптимальное построение своей ассортиментной политики, поскольку от этого будет зависеть рост основных экономических показателей организации и конкурентных позиций на рынке.
Управляющий организацией, в свою очередь, при управлении ассортиментом товаров должен учитывать все точки зрения его рационального формирования. Это предполагает исследование конъюнктуры товарного рынка, изучение спроса потребителей на востребованный товар. И в итоге успех в конкурентной борьбе получает именно тот, кто в наибольшей степени квалифицирован и опытен в управлении, формировании и совершенствовании ассортимента товаров организации.
Актуальность темы исследования обосновывается тем, что рационально разработанная ассортиментная политика организации способствует максимальному удовлетворению потребительского спроса, что служит основой ее рентабельности и конкурентоспособности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ системы управления товарным ассортиментом организации и разработка мероприятий совершенствования ассортимента.
В соответствии с этой целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом;
2. Провести анализ системы управления товарным ассортиментом в ООО «Мария-Ра» № 321;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом в исследуемой организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является управление товарным ассортиментом в организации.
Предмет исследования - методы и факторы, влияющие на управление товарного ассортимента торговой организации. Объект наблюдения - ООО «Мария-Ра» № 321.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались такие методы исследования как: анкетирование, наблюдение, сбор, обобщение, анализ и систематизация информации, а также статистические методы.
Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы по вопросам управления товарным ассортиментом послужила научная и учебная литература следующих авторов: Балкина Л.А., Беляева А.А., Бузуковой Е.А., Гличева А.В, Гранаткиной Н.В., Дашкова Л.П., Дубцова Г.Г., Николаевой М.А., Парамоновой Т.Н., Сысоевой С.В. и др.
Аналитическую базу в процессе исследования данной работы составили материалы, а также отчетная документация исследуемой организации, статистические данные, личные наблюдения и выводы.
Источниками информации в процессе написания выпускной квалификационной работы послужили: перечень ассортимента продукции, устав, коллективный договор, должностные инструкции сотрудников ООО «Мария-Ра» № 321.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дипломной работы раскрыты теоретические основы управления товарным ассортиментом. Рассматривалась сущность и характеристика товарного ассортимента, а также факторы, методы управления товарным ассортиментом.
Вторая глава дипломной работы посвящена рассмотрению общей характеристики организации и анализу товарного ассортимента ООО «Мария- Ра № 321».
В третьей главе разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование процесса управления товарным ассортиментом в организации. Было осуществлено применение методов эффективного управления товарным ассортиментом в ООО «Мария-Ра» № 321, организация внедрения предложений по управлению товарным ассортиментом, а также, определение социальной и экономической эффективности совершенствования системы управления товарным ассортиментом в ООО «Мария-Ра» № 321.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и практические основы управления товарным ассортиментом относительно ООО «Мария-Ра» № 321.
В ходе выполнения данной работы была достигнута ее основная цель - изучение и анализ системы управления товарным ассортиментом и разработка мероприятий по совершенствованию, а также решены все задачи, поставленные перед началом исследования.
На сегодняшний день, управление товарным ассортиментом является важным этапом в коммерческой деятельности каждой торговой организации.
Управление товарным ассортиментом - деятельность, направленная на увеличение прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей в своем ассортименте, продукции, услугах, а также в качестве производимых товаров при одновременном использовании минимальных затрат.
Как правило, коммерческая деятельность торговых организаций должна быть четко спланирована и направлена на оптимальное построение своей ассортиментной политики, поскольку от этого будет зависеть рост основных экономических показателей организации и конкурентных позиций на рынке.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ деятельности ООО «Мария-Ра» № 321, проведено исследование в сфере
управления товарным ассортиментом, а также разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом организации.
Исследуемая в выпускной квалификационной работе торговая сеть «Мария-Ра» является одной из крупнейших компаний Сибирского региона, которая входит в первую десятку лучших розничных сетей России.
На настоящее время, розничная сеть «Мария-Ра» - это практичные магазины с удобным расположением, которые предлагают покупателю широкий ассортимент высококачественных товаров, контроль за которым является необходимым условием для достижения целей организации.
Проведенный анализ деятельности ООО «Мария-Ра» № 321 показал, что организация успешно развивается, так как является конкурентоспособной, соответственно, наблюдается положительная динамика основных финансово-экономических показателей, что свидетельствует о положительных тенденциях развития исследуемой организации.
Анализ системы управления ассортиментом товаров в ООО «Мария-Ра», показал, что представленный покупателю ассортимент достаточно широк.
Коэффициент широты ассортимента в магазине «Мария-Ра» № 321 на высоком уровне и составляет 76,1%, что существенно влияет на насыщенность (полноту) ассортимента, показатель которого так же высок. А значит, удовлетворяет потребности покупателей и растущий спрос. Глубину ассортимента товаров стоит расширить, так как показатели не велики, а рассчитанные показатели новизны, показывают низкий процент обновления ассортимента товаров. Следовательно, необходимо увеличить объем поступления новых товаров в магазине. Рассчитанный коэффициент устойчивости показал, что большинство групп в ассортименте товаров пользуются стабильным спросом у покупателей.
Кроме того, для анализа товарного ассортимента магазина был проведен один из эффективных методов управления ассортиментом - АВС-XYZ -анализ.
Проведенный анализ позволил сгруппировать ассортимент товаров и выделить те группы товаров, которые принесли магазину высокий объем продаж и имеют стабильный спрос, а также, группы товаров которым требуется развитие, которые отличаются низким уровнем спроса.
Таким образом, при управлении товарным ассортиментом данная методика позволяет магазину планировать и контролировать весь ассортимент товаров, что в значительной степени помогает предотвратить потерю, и увеличить прибыль организации.
В целом, анализ системы управления товарным ассортиментом в ООО «Мария-Ра» позволил выявить основные недостатки:
- отсутствие маркетингового исследования о предпочтениях потребителей;
- большое количество товаров пассивного спроса;
- отсутствие рекламы.
В целях совершенствования системы управления товарным ассортиментом ООО «Мария-Ра» в исследуемой дипломной работе предлагаются следующие мероприятия:
- внедрение в ООО «Мария-Ра» № 321 маркетингового исследования потребностей потребителей;
- внедрение мероприятий по стимулированию сбыта;
- внедрение мерчандайзинга.
Внедрение маркетингового исследования в магазин «Мария-Ра» № 321 включает затраты на оплату канцелярских товаров.
Для осуществления мероприятия по стимулированию сбыта - обновление бонусной системы дисконтных карт, имеющейся в розничной сети, включает в себя затраты на обновление программного обеспечения и разработку дисконтных карт.
Внедрение мерчандайзинга - РОЗ-материалов в магазин «Мария-Ра» № 321 включает затраты на изготовление баннера и листовок, аренду и установку рекламной конструкции.
Общая стоимость реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом составит 129680 рублей в год. Срок окупаемости проекта составит 3,6 месяцев.
В экономическом аспекте совершенствование системы управления товарным ассортиментом должно обеспечить увеличение оборачиваемости товаров, сокращение расходов магазина, за счет внедрения маркетингового исследования потребностей потребителей; увеличение продаж за счет внедрения мероприятия по стимулированию сбыта, а также, увеличение товарооборота за счет внедрения организации мерчандайзинга - POS материалов.
В социальном аспекте изменения в управлении товарным ассортиментом должны быть направлены на максимальное удовлетворение потребностей потребителей; побуждение потребителя вновь обратиться в магазин; формирование положительного имиджа магазина и увеличение количества потребителей.
Данные экономические и социальные цели тесно взаимосвязаны и обеспечивают дальнейшее развитие организации.
Проведенные экономические расчеты показали, что затраты на реализацию предложенных мероприятий обоснованы, так как в результате их реализации магазин «Мария-Ра» № 321 усовершенствует весь ассортимент товаров, за счет планирования и стабилизации товарного ассортимента, а также, внедрения новых методов продажи товаров.
Таким образом, комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления товарным ассортиментом позволит повысить рациональность ассортимента, увеличить основные экономические показатели деятельности организации, а также, поспособствует формированию положительного имиджа магазина и увеличения количества покупателей в ООО «Мария-Ра» № 321.
1. Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К., Сапрохин Г. Н. Организация торговли: учебник для торговых вузов. - М.: Экономика, 2013.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. - Таганрог.: ТТИ ЮФУ, 2009.
3. Балкин Л.А. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. - СПб.: Питер, 2010.
4. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: ИНФРА- М, 2012.
5. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение.- М.: Вершина, 2014.
6. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013.
7. Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. - М.: Питер, 2015.
8. Васильев Г.А., Поляков В.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
9. Воронов А.А., Муратова А.Р. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом торговых предприятий : учебное пособие. - Краснодар.: Издательский Дом - Юг, 2016.
10. Голубенко О.А., Новопавловская В.П., Носова Т.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА- М, 2013.
11. Гличёв А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: АМИ, 2011.
12. Гранаткина Н.В. Товароведение и организация торговли
продовольственными товарами: учебное пособие. - М.: ИЦ Академия, 2013.
13. Грженский Л.М. Управление качеством торгового обслуживания. - М.: Экономика, 2014.
14. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Флинта, 2014.
15. Дурович А.П. Маркетинговые исследования: учебное пособие. - Минск.: Дело и Сервис, 2015.
16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Дело и Сервис, 2015.
17. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров. - М.: ИЦ Академия, 2013.
18. Ерохина Л.И., Романеева Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011.
19. Ильина М.Г. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие. - М.: ИЦ Академия, 2012.
20. Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013.
21. Котунов Р.В Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество. - М.: 2014 .
22. Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2011.
23. Минько Э.В., Минько А.Э. Основы коммерции: учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012.
24. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие. - Тамбов.: Тамбовский государственный технический университет, 2010.
25. Куликова Н.Р., Трыкова Т.А., Борзунова Н.С.. Управление ассортиментом товаров: учебное пособие. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
26. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта. - М.: ИНФРА - М, 2009.
27. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2013.
28. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / под общей ред. Г.Л. Багиева, А.Н. Асаула. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009.
29. Парамонова Т.Н. Организация мерчандайзинга в розничном торговом предприятии: учебное пособие. - М.: ОЦПКРТ, 2012.
30. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров. - М.: Дело, 2012.
31. Разнодежина Э.Н. Управление ассортиментом и качеством товаров и услуг: учебное пособие. - Ульяновск.: УлГТУ, 2016.
32. Салливан М.Д. Маркетинг в розничной торговле. - СПб.: Нева, 2014.
33. Спрос: анализ и управление: учебное пособие / под ред. И. К. Беляевского, Н.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2010.
34. Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2011.
35. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.
36.Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и
проектирование торговых предприятий. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016.
37. Чувакова С.Г.. Управление ассортиментом магазина: практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2012.