Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка интерактивного курса по графическому дизайну для молодёжи

Работа №89838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Направления развития и методы современного профессионального дизайн-образования 9
1.1 Графический дизайн: сущность понятия и роль в современной визуальной
культуре 9
1.2 Принципы и методы профессионального обучения в трудах исследователей... 21
1.3 Особенности развития профессионального обучения в контексте
информатизации общества 30
ГЛАВА II. Интерактивный метод обучения как основа разработки курса по графическому дизайну 35
2.1 Интерактивный метод обучения в практике современного дизайн-
образования 35
2.2 Принципы разработки интерактивного курса по графическому дизайну 43
2.3 Особенности реализации курса по графическому дизайну в контексте
развития образовательной среды вуза 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ИЛЛЮСТРАЦИИ 62


Дизайн является важной частью современной экономики, выступая в роли движущей силы, которой становятся нематериальные активы: восприятие бренда, имидж продукции и услуг. В современном обществе, экономике и культуре все более востребован как средство коммуникации.
В нашей стране дизайн, как сфера услуг, все ещё остается в стадии формирования. Существует ряд проблем, сопровождающих этот процесс: распространение систем повышения квалификации и аттестации специалистов, объем научно-методической базы, уровень компьютерной грамотности, в частности в работе с графическими редакторами и т.д. - все они были затронуты на I-й межрегиональной научно-практической конференции в рамках I-й международной биеннале дизайна «PRO БУДУЩЕЕ» 2018 г. - в статье председатель АКО ООО «Союз дизайнеров России» Ю.В. Раменской [39].
Новые тенденции и условия экономического развития регионов России вызывают необходимость создания различных профильных курсов, предоставляя возможность овладеть навыками в сфере графического дизайна всем желающим студентам, независимо от профиля обучения. Это положительно повлияет на повышения навыков графического дизайна в молодежной среде, предоставляя возможность выявления творческого потенциала и инициативы, помощи в прохождении «порога» входа в сферу дизайнерских услуг, также укрепление навыков для молодых людей, частично владеющих базовыми знаниями и навыками в графическом дизайне.
Если рассматривать проблему локально, стимулом к выбору подобной темы ВКР послужила необходимость отбора кадров (дизайнеров) для Алтайской краевой молодёжной общественной организации «Лига студентов АГУ». За двухлетний период работы в данной организации авторы ВКР столкнулись с проблемой нехватки многих практических навыков среди студентов, создающих дизайн в стенах университета. Были выявленные ключевые проблемные моменты, необходимые для формирования фундаментальных навыков работы с типографиями, отсутствие практического опыта, относительно низкий уровень «визуальной культуры» и технической базы и т.д.
Стоит отметить и тот факт, что в некоторых современных учебных пособиях авторы предлагают вносить изменения в классический учебный процесс. В дополнение к семестровым лекционным занятиям предлагают вводить авторские курсы, которые проводят штатные преподаватели, приглашенные специалисты и даже выпускники прошлых лет, добившиеся успехов в профессиональной деятельности. В качестве источника рассмотрим учебное пособие доктора искусствоведения Е.Э. Павловской [36], в котором описываются преимущества данного подхода в обучении. Важным моментом стоит отметить, что формат курсов достаточно разнообразен: академические лекции и семинары, мастер-классы, деловые игры и небольшие конференции. Ключевым аргументом (в связи с чем происходит дополнение основных форматов занятий) является чрезвычайно динамическое развитие дизайна в целом, постоянное формирование новых трендов и направлений.
В дидактическую основу исследования входят труды чешского педагога
А.Я. Коменского «Великая дидактика» [29]. В данной книге раскрываются основные педагогические принципы, такие как: сознательность и активность, наглядность, постепенность и систематичность знаний, принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками и т.д.
Учебно-методическое издание А.Л. Усановой «История, теория и методология дизайн-проектирования» [45]. В данной работе затрагивается история становления и развития отечественного дизайна. Описываются основные понятия и определения, а также разновидности дизайна. В научной статье О.Е. Сапожниковой “Рождение графического дизайна в России” [43] подробно описывается период с половины XIX- начала XX вв. Рассматривается взаимосвязь рекламной графики с развитием экономической и культурной жизни России. В научной статье Т.Ю. Руденко «Понятие “графический дизайн” » [40] рассматривается понятие графического дизайна и исследованы
характерные черты. Д.А. Хворостов в своей научной статье “Традиции и инновации в современном преподавании дизайна” [48] описывает, как компьютерные технологии и другие современные инновации влияют на сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров.
Переведенные на русский труды С. Хеллера и С. Чваста [49] «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века». Книга посвящена истории и эволюции графического дизайна. В издании подробно рассматриваются как крупные графические стили, включая особенности их распространения, индивидуального развития и практику применения в разных странах, так и уникальные явления в графике, существовавшие изолированно от мировой индустрии.
На основе трудов педагогов, таких как: К.Д. Ушинский [23], Ю.К. Бабанский [13], Г.И. Щукина [53], И.Ф. Харламов [47] приведены примеры основных классификаций различных педагогических методов с описанием их отличий и особенностей.
В научной статье О.А. Шелюгина “Роль универсальных компетенций в современном дизайн-образовании” [52] описывает растущие требования к специалистам в области дизайна. Рассматривается необходимость развития новых компетенций в связи с динамичными процессами цифровизации.
Материалы практической части разрабатывались с учетом рекомендаций немецкого типографа, дизайнера и преподавателя Я. Чихольда [51].
В книге «Новая типографика» содержатся подробные практические указания по верстке. «Дизайн: форма и хаос» американского графического дизайнера П. Рэнда [41] рассказывает о состоянии современного дизайна, ведется рассуждение о специфике творческой деятельности, использование компьютерных технологий, работа с типографикой и особенности книжного оформления. В книге российского дизайнера и шрифтовика Ю.М. Гордона «Книги про буквы от Аа до Яя» [19] тщательно анализируется русский алфавит с точки зрения визуализации. Кроме истории, видов, типов, индивидуальных свойств и анатомии букв, много внимания уделяется логотипам и различным элементам типографики и визуальной коммуникации.
Помимо этого, в теоретической и практической части выпускной квалификационной работы использовались статьи и научные журналы, взятые с различных электронных библиотек, в том числе и ЭБС АлтГУ.
Предварительно, создавая интерактивный курс по графическому дизайну, авторами были проанализированы следующие схожие по структуре и тематике ресурсы, далее представлены некоторые из них:
- Skillbox - один из лидеров в сфере дистанционного образования в России и СНГ; На момент написания данной ВКР ресурс предоставляет 71 качественно проработанный курс по направлениям: UX-дизайнер, менеджер проектов, интернет-маркетолог, программист, motion-дизайнер и PR-менеджер. [11]
- Netology.ru - онлайн университет, обучающий специалистов в области интернет-маркетинга, управления проектами, дизайна, проектирования интерфейсов и веб-разработки; [9]
- Bangbangeducation.ru - онлайн-школа дизайна. Дизайн-библиотека насчитывает порядка 39 курсов по различным профильным направлениям. [6]
- Demiart.ru - открытый форум, существующий с 2000 года и собравший большую базу уроков для начинающих дизайнеров и художников. В нем представлен большой спектр обучающих статьей по векторной и растровой графике. [7]
- Творческие студии и курсы на базе Центра культуры и просвещения, факультета искусств Алтайского государственного университета предоставляют курсы по компьютерной графики и дизайну, fashion- иллюстрации, дизайну интерьера и т.д. [3]
Объект исследования - современные формы дизайн-образования.
Предмет - дидактические возможности применения интерактивного метода обучения в преподавании графического дизайна молодежи.
Цель исследования
- определить эффективность применения интерактивного метода обучения в конструировании и реализации курса по графическому дизайну для студентов, а также разработать программу и методические материалы для обучающего курса.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие графического дизайна, его историю формирования и проблемы в и проблемы развития в контексте современной визуальной культуры;
- Провести анализ принципов и методов профессионального
обучения на основе трудов исследователей;
- Провести анализ современных методов профессионального
обучения в контексте информатизации общества;
- Раскрыть понятие интерактивности в практике современного
дизайн-образования;
- Разработать интерактивный курс по графическому дизайну;
- Раскрыть особенности реализации курса по графическому дизайну в контексте развития образовательной среды вуза.
Методы выполнения исследования:
- Теоретические (Анализ, систематизация, обобщение);
- Эмпирические (Изучение деятельности различных ресурсов и онлайн платформ в области графического дизайна).
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования предполагается применить при создании интерактивного курса на базе Алтайской краевой молодежной общественной организации «Лига студентов АГУ». Помимо этого, стоит острая проблема нехватки дизайнеров для подразделения АлтГУ -Управление воспитательной и внеучебной работы, а также необходимость в оформлении мероприятий для Центра творчества и досуга обучающихся и сотрудников АлтГУ.
Структура исследования: введение, оглавление с нумерацией страниц, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены: графический дизайн, его понятие, основные направления и краткая история формирования; его развитие в России; некоторые проблемы, сопутствующие графическому дизайну. Даётся описание методов обучения на основе трудов известных педагогов. Описываются дополнительные варианты получения знаний, в частности - самостоятельное обучение, а так же проявление самообразования в курсах графического дизайна. Раскрывается понятие интерактивности и наглядности.
Вторая глава посвящена практической и теоретической составляющей. Раскрывается понятие интерактивности и его распространение в курсах графического дизайна. Описываются: причина выбора темы данной ВКР; структура курса и краткое описание занятий; как и посредством чего создавалась визуализация; какие использовались графические редакторы; почему были выбраны данные решения в дизайне; авторский опыт и заслуги в сфере дизайна; список особенностей курса и авторских нововведений; формат проведения на примере нескольких занятий; какие элементы курса были протестированы; каковы итоги и выводы исследовательской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы. Графический дизайн и дизайн в целом сформировал богатую историю стилей и направлений, его первые проявления принято связывать с появлением Викторианского стиля. Весь процесс развития и прохождения различных этапов сопровождался множеством проблем, часто дизайн противопоставлялся преобладающей культуре. Так же выступал как отклик искусства на потрясения и перемены в обществе. Пройдя длительный и тернистый путь, избавившись от старых проблем, он, как и общество, претерпевает новые изменения и преобразования. В нашей стране проблемы в сфере дизайна обусловлены двумя факторами. В первом случае это стремительно растущие требования к специалистам, обусловленные быстрой сменой информационных технологий, во втором - последствия периода перехода из плановой экономики в рыночную. На помощь в решении данных проблем должны выступить новые подходы и методики в обучении.
На сегодняшний день человечество накопило большой педагогический опыт. Множество авторов посвятили свои исследования проблемам дидактики. Но, как и свойственно человеческой природе, мнения у всех оказались отличными друг от друга. Множество классификаций педагогических методов дают понять, что система не имеет панацеи в воспитании и обучении; все они имеют право на существование. Подобное касается и педагогических принципов. Но все педагогические труды исследователей схожи в одном, что в основе заложены - метод и принцип обучения.
Так же как и дизайн, современное образование стало претерпевать различные изменения. Это обусловлено трансформационными процессами во всей системе жизнедеятельности людей в связи с резким ростом информационных технологий. Меняющиеся условия жизни приводят к изменениям в системе образования. Система образования в нынешнее время находится в поиске новых моделей и структур. Меняются методы взаимодействия между преподавателем и учеником. С приходом новых технологий, позволяющих получить доступ к большей части информации не покидая дом, особенно актуальным становится самообразование. Не смотря на то, что данный метод не является новым, заложенный в его потенциал может привести к практически полному разрушению систему «преподаватель - ученик», предоставив процесс обучения автоматизированным интерактивным системам.
Важнейшей частью современного обучения является интерактивность. Преимуществом данного метода обучения является то, что ученик становится полноценным участником педагогического процесса. Интерактивные методы, основываясь, прежде всего на принципах наглядности (особенно это касается сферы дизайна и любой другой профессии, связанной с визуальным восприятием) стали повсеместно проявляться в формате курсов и обучающих уроков. Их эффективность подкрепляется массовостью, как следствие спрос на данный вид услуг сейчас достаточно высок.
Создание курса, отвечающего запросам современного рынка труда и потребностей современной молодежи, становится востребованным проектом, имеющим больше практическое значение для развития инфраструктуры вуза, создания возможностей для реализации креативного потенциала студенчества и получения дополнительных профессиональных навыков. Это поможет решить ряд локальных проблем в стенах университета, а также закрепит полученный педагогический опыт у авторов курса. Созданию прототипа курса и посвящена данная ВКР. Сформированная структура курса из четырех блоков, основанная на анализе схожих ресурсов и организаций, а также опыте авторов, должна охватить большинство студентов, предоставляя знания, как опытным специалистам, так и абсолютным новичкам в графическом дизайне.
Различные авторские подходы в обучении, такие как, к примеру: участие в конкурсах, составление списка хобби и интересов, наработка визуальной культуры, моделирование реальных ситуаций и т.д. должны послужить инструментами повышения усвоения учебного материала. Основополагающим фактором успешного развития навыков графического дизайна авторы данной ВКР считают - повышение визуальной культуры. Основываясь на принципе наглядности можно утверждать, что хороший дизайн не формируется без сопутствующей базы и насмотренности, это длительный анализ большого объема информации, постоянно меняющегося так же стремительно, как и само общество.


Источники
1. Современная школа дизайна [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.designstudy.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
2. Среда обучения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sredaobuchenia.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
3. Студии центра культуры и просвещения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.asu. ru/university life/culture/cultural centre/studios/ (Дата обращения: 15.05.2019)
4. Фотошоп мастер [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://photoshop-master.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
5. Adobe Creative Cloud [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/user/AdobeCreativeCloud (Дата обращения: 15.05.2019)
6. Bang bang education [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bangbangeducatipn.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
7. Demiart [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://demiart.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
8. Design Prosmotr [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube. com/channel/UCwhdOXBJIuNWFXYNQid6ciw (Дата обращения: 15.05.2019)
9. Netology [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://netology.ru/ (Дата обращения: 15.05.2019)
10. Pinterest [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.pinterest.com (Дата обращения: 15.05.2019)
11. Skillbox [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://skillbox.ru/ (Дата обращения: 15.05.2019)
12. VideoSmile [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://videosmile.ru (Дата обращения: 15.05.2019)
Литература
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
14. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 223 с.
15. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
16. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть М.: Европа, 2006. - 320 с. // ЭБС «Университетская библиотека Online»
17. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2006. - 320 с.
18. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963. 246 с.
19. Г ордон Ю.М. Книги про буквы от Аа до Яя. М.: студии Артемия Лебедева, 2013. 441 с.
20. Громцева А.К. Самообразование как социальная категория. СПб.: ЛГПИ, 1976. 88 с.
21. Груздева М.Л. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С. 166.
22. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. 2013. №11. С. 1.
23. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М.: 2008.
24. Есипов Б.П., Данилов М.А. Дидактика. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. 518 с.
25. Изюмов А.А. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб. пособие. Мин-во образования и науки РФ, Томский Гос. Уни-т Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск: Эль Контент, 2012. - 150 с.
26. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. 495 с.
27. Казарина Е.Ю. Наглядные методы обучения и их роль в управлении вниманием младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/nmetob.htm (Дата обращения: 15.05.2019)
28. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.
29. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Книга по Требованию, 2012.
30. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 103 с.
31. Медведев И.Ф. Понятие самообразования в отношениях с родственными педагогическими понятиями // Мир науки, культуры, образования, 2009. 103— 106 с.
32. Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Боровских Т.А. Формирование и развитие опыта самообучения у школьников. СПб.: Наука и Школа, 2018. 52 с.
33. Новый энциклопедический словарь. - М., 2006 - 1455 с.
34. Огородников И.Т. Педагогика: Учебник для учительских ин-тов. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1946. 395 с.
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под. Ред. Чл.- корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1988. - 750 с. , 53 с.
36. Павловская Е.Э. Творческие концепции современного графического дизайна // Графический дизайн. Современные концепции. Москва: Издательство Юрайт, 2018.
37. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008. 176 с.
38. Рабинович, П. Д. Интерактивные образовательные технологии: современное состояние и вопросы выбора / П. Д. Рабинович // Информатика и образование. 2012. No 7. С. 49 - 58.
39. Раменская Ю.В. Проблемы в сфере дизайна на территории Сибирского федерального округа и пути их решения // Современный дизайн и проблемы дизайн-образования: сборник материалов I-й межрегиональной научно-практической конференции в рамках I-й международной биеннале дизайна «PRO БУДУЩЕЕ». Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2018. С. 87.
40. Руденко Т.Ю. Понятие "Графический дизайн" // Юридические науки.
2010. №8.
41. Рэнд П. Дизайн: форма и хаос. М.: студии Артемия Лебедева, 2011.
42. Савин Н.В. Педагогика. 2-е изд. М.: Просвещение, 1978. 351 с.
43. Сапожникова О.Е. Рождение графического дизайна в России // Международный научный журнал "Инновационная наука". 2017. №9.
44. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. М.: Академия, 2000. 512 с.
45. Усанова, А.Л. История становления и развития дизайна // История, теория и методология дизайн-проектирования. 2018. 7.
46. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения: учеб. пособие Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2011. - 215 с. // ЭБС «Университетская библиотека Online»
47. Харламов И.Ф. Учебное пособие для педагогических вузов. М.: Педагогика, 1999. 520 с.
48. Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна // Гуманитарные исследования. 2015. С. 105.
49. Хеллера С., Чваста С. Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового век. М.: Студии Артемия Лебедева, 2016.
50. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения. М., 2000. 233 с.
51. Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. М.: студии Артемия Лебедева, 2011.
52. Шелюгина О.А. Роль универсальных компетенций в современном дизайн- образовании // Международный научный журнал "Культурное наследие Сибири". Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2018. С. 114.
53. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ