Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Работа №89663

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы92 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В КОНЦЕ
XX - 10-Е ГГ. XXI в 14
1.1. Распад СССР и кризис республиканской экономики в 90-е гг. XX в 14
1.2. Основные направления и результаты развития экономики Республики Таджикистан
на современном этапе 21
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 33
2.1. Внешнеэкономическая деятельность Таджикистана: основные направления, механизмы
работы и результаты 33
2.2. Таджикистан в интеграционных процессах Центральной Азии 49
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ: ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ И
МОДЕЛИ 57
3.1. Социально-экономические аспекты миграционных процессов в Республике
Таджикистан 57
3.2. Формирование государственной миграционной политики Республики Таджикистан и ее
эффективность 63
3.3 Трудовая миграция населения Республики Таджикистан и ее основные факторы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82


Актуальность исследования. Республика Таджикистан одно из динамично развивающихся государств Центральной Азии. Формирование современной республиканской экономической системы относится к 90-м гг. XX в. и напрямую связано с распадом советской экономики и отказом от административно-планового подхода к ее осуществлению. Экономический рост в Республике стал наблюдаться после окончания гражданской войны в 1997 г.
Сегодня Таджикистан это аграрно-индустриальная страна. После распада СССР республика по экономическим показателям была одной из беднейших на постсоветском центральноазиатском пространстве. Экономика страны после гражданской войны полностью развалилась, и сегодня этот процесс отражается практически во всех сферах жизнедеятельности республики. Однако, на современном этапе руководство республики принимает максимальные шаги по изменению кризисной ситуации в стране. Приоритетным в экономике является курс на развитие рыночной экономики и формирование сбалансированной внешнеэкономической деятельности. Увеличивается аграрный сектор, развивается промышленная среда.
Появление различных форм собственности, организация различных видов осуществления хозяйственной деятельности, приватизация государственной собственности, внедрение национальной валюты, свободные цены, создание совместных предприятий, свободная внешняя торговля и решение приоритетных социальных вопросов являются серьезными шагами для укрепления экономики Таджикистана. Существенные изменения происходят и во внешнеэкономической деятельности. Устоявшиеся внешнеэкономические связи советского Таджикистана подверглись трансформации и не были полностью реконструированы в рамках постсоветского пространства. Так, с рядом государств, входящими в состав СНГ, экономическое сотрудничество значительно сократилось, а с другими укреплялись и оставались стабильными; возросли торгово-экономические связи и за пределами СНГ (Иран, Турция, Нидерланды). Стратегическим партнером для Республики Таджикистан вступает Российская Федерация, экономическое взаимодействие с которой поступательно развивается.
Однако, несмотря на позитивные тенденции, сегодня в социально-экономической сфере Республики Таджикистан существует целый комплекс структурных проблем. Это, прежде всего, увеличение государственного долга, экстенсивный путь развития, слабое инвестиционное сотрудничество, высокий уровень безработицы в стране и как следствие значительный миграционный отток трудоспособного населения, низкий уров ень жизни населения. В связи с этим представляет актуальность всестороннее изучение и анализ социально-экономического развития Таджикистана в 90-е гг. XX в. - 2018 г.
Объект исследования - социально-экономические процессы в Республике Таджикистан в период независимости.
Предмет исследования - социально-экономическое развитие Республики Таджикистан в 90-е гг. XX в. - 2018 г.
Степень научной разработки исследования. Изучению социально-экономического развития Таджикистана на современном этапе посвящен комплекс работ российских и таджикистанских ученых. Отдельные аспекты проблемы затронуты в исследованиях, посвященных политической истории Республики Таджикистан в период независимости. Взаимосвязь социально-экономических и политических процессов неразрывна, в связи с чем, данные работы, безусловно, имеют определяющее значение. Так, политическое положение Республики Таджикистан этого периода освещено в трудах российских исследователей В.И. Бушкова и Д.В. Микульского, А. Громовой. В книге В.И. Бушкова и Д.В. Микульского дается анализ военно - политической обстановки в Таджикистане в 1992-1996 гг., выявлены предпосылки и причины гражданской войны в республике 1. В работе А. Громовой и Е.И. Пивовара рассматриваются основные тенденции экономического развития Республики Таджикистан конца XX - начала XXI вв., участие Республики Таджикистан в интеграционных процессах ближнего и дальнего зарубежья Весьма ценным источником по изучению экономического и политического развития Таджикистана является работа С.И. Шарипова «Политические процессы в таджикском обществе», где автором исследуются многие аспекты политического процесса республики на современном этапе .
Вопросы социально-экономического развития Таджикистана получили освещение в трудах М.Н. Назаризоева, A.M. Соломонова , Л.Х. Саидмурадова . В трудах Р.А. Абулхаева в основном рассматриваются социально-экономическое положение и военно -политическая обстановка в Республике Таджикистан . Особо хочется отметить работу Н.Б. Хотамова, в которой освещено состояние экономики Республики Таджикистан в годы независимости .
Необходимо выделить исследования, посвященные анализу экономических проблем Таджикистана в переходный период. Это работы Г.С. Абдусамадова , Н.К. Каюмова, Х.У. Умарова , Д.П. Бабаджанова . Анализ проблем экономической безопасности Таджикистана представлен в работах Н.К. Каюмова, А.О. Орифова, Н.Ю. Блиничкиной9 10 .
Одной из малоизученных тем является исследование миграционных процессов в Республике Таджикистан. Тем не менее, можно выделить комплекс трудов, в которых затрагиваются отдельные аспекты вопроса. Анализ миграционной ситуации в Республике Таджикистан, политические причины и обстоятельтсва миграционных процессов на современном этапе содержатся в трудах С. Махониной , М.Б. Бабаханова , Д. Назриева и И. Сатторова , Х.М. Усманова и Т.Х. Курбанова , М.К. Ашурова .
Социально-экономические факторы, предпосылки и причины миграционных процессов в Республике Таджикистан отражены в работах и О.А. Парфенцевой . Исследователь рассматривает основные виды миграции в Таджикистане и их характерные черты. В работе Л.Ю. Николаевой рассмотрены причины и социальные проблемы миграционного процесса в республике. Автор раскрыла социально-экономические факторы миграции в суверенном Таджикистане и на конкретных примерах провела сопоставительный анализ миграционных процессов прошлого столетия . Вопросам трудовой миграции посвящены труды С. Олимовой, И. Боска , Х. Умарова, Р. Ульмасова .
Ряд исследований затрагивает вопросы внешнеэкономических связей Республики Таджикистан . Проблемы иностранных инвестиций в экономике республики рассматривает в своей работе А. Х. Каримов . Участие Республики Таджикистан в интеграционных процессах сегодня активно изучается. К числу основополагающих работ относится исследование А. Искандарова «Г осударства Центральной Азии в интеграционных процессах» , в котором проводится комплексное изучение проблем, касающихся интеграции центральноазиатских республик на постсоветском пространстве. На основе широкого круга источников А. Искандаровым исследованы вопросы формирования интеграционных структур, эволюция интеграционных процессов центральноазиатских государств в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, приоритетные направления их деятельности, взаимодействия с другими интеграционными структурами. К работам подобного рода можно отнести и труды Р. Абдулло, Р.Р. Алиевой, К.Х. Рахимова, Д.А. Файзуллаева и др. При этом исследователи придерживаются мнения, что идея региональной интеграции может стать приемлемой для Таджикистана лишь после трансформации страны в развитое, самостоятельное, вполне состоявшееся государство и формирования ее устойчивой национальной идентичности. В тоже время, рассматривая проблемы и перспективы участия Таджикистана в ЕАЭС М.В. Рыбакова подчеркивала, что вступление Таджикистана в единое евразийское экономическое пространство имеет определенные выгоды и риски. Участие в ЕАЭС должно стать контекстом для проведения экономических реформ и будет способствовать решению многих экономических и социальных проблем, так как у страны появятся эффективные внутренние источники роста. Интеграции Таджикистана в мировое экономичекое пространство посвящено исследование А. Агзамова, который подчеркивал, что «Республика Таджикистан является одним из активных участников организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Евразийского экономического сообщества, с чем связывается обеспечение эффективного воспроизводственного процесса в стране и нормального уровня жизни населения» .
Таким образом, историографический анализ позволяет утверждать, что тема социально-экономического развития Республики Таджикистан на современном этапе востребована исследователями и многие аспекты данной проблемы получили освещение. Тем не менее, отсутствует комплексное исследование, позволяющее в целом представить динамику, нормативно - правовую базу и проблемы социально-экономического развития Таджикистана в период независимости. Данный историографический пробел определил цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - проведение комплексного анализа социально-экономического развития Республики Таджикистан в период с 1997 по 2018 гг.
Поставленная в работе цель обусловила формирование взаимосвязанных исследовательских задач:
1. Рассмотреть современную стратегию экономического развития Республики Таджикистан.
2. Выявить и обосновать основные тенденции развития промышленного и аграрного секторов экономики Республики Таджикистан в период в 1997 - 2018 гг.
3. Выделить и охарактеризовать основные направления внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан в начале XXI в.
4. Рассмотреть степень и результаты участия Таджикистана в интеграционных процессах ЦАР.
5. Проанализировать современную миграционную ситуацию в республике как показатель социально-экономического развития государства, выявить причины и последствия массовой трудовой миграции в Таджикистане в конце XX в. - начале XXI в.
Анализ источниковой базы исследования. Основу исследования составили нормативно-правовые и законодательные акты официальных государственных органов Республики Таджикистан. Так, особое значение имеют официальные программные документы Республики Таджикистан: «Стратегия развития водного сектора Таджикистана» , «Национальная стратегия развития на период до 2030 г.» , «Программа среднесрочного развития на период 2016-2020 гг.: приоритеты и траектории развития» . В этих документах определяется государственная программа развития экономики страны, выделяются приоритетные направления, цели и механизмы их достижения.
Отдельную группу источников составляют статистические документы и материалы. Это, прежде всего, официальные сведения Госкомстата Республики Таджикистан, представленные в статистических ежегодниках . Например, анализ развития промышленного сектора Республики Таджикистан представлен в статистическом сборнике «Промышленность Республики Таджикистан», в котором содержатся данные о развитии отраслей промышленности (электроэнергетики, топливной,
металлургической, машиностроения, промышленности строительных материалов, легкой, пищевой) и производстве потребительских товаров в динамике за ряд лет. Данные приводятся как по государственному, так и негосударственному сектору промышленности .
Справочно-аналитическая информация по социально -экономическому развитию Республики Таджикистан представлена в официальных изданиях, подготовленных Агентством по статистике при президенте Республики Таджикистан . Среди представленных документов особое значение имеют сводные аналитические годовые доклады «О социально-экономическом положении Республики Таджикистан» Доклады содержат анализ экономического развития республики за год на основе оперативных данных, включая реальный, налогобюджетный, финансовый, внешний и социальный секторы, а также краткую информацию по странам СНГ. Не менее важная информация представлена на официальном сайте Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан . Здесь интерес представляют обзорные отчеты по развитию отдельных отраслей экономики, макроэкономики, предпринимательству и развитию частного сектора, социальным процессам.
Для изучения анализа миграционных процессов Республики Таджикистан важное значение представляет информация миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан . На сайте представлены не только нормативно-правовая основа регламентации миграционных процессов в республике, но и содержится статистическая информация, а также Национальная стратегия трудовой миграции для граждан Таджикистана, что представляет особый интерес в связи с ростом выездной миграции жителей республики за рубеж.
В целом, представленная источниковая база выглядит репрезентативной и достаточной для решения поставленной в работе цели и исследовательских задач.
Методологической основой исследования является системный подход к исследованию социально-экономической ситуации Республики Таджикистан. Применение данного подхода позволит проанализировать социально-экономическое развитие как скоординированное взаимодействие составляющих ее элементов. Современная наука определяет экономику как целостную воспроизводственную систему. Все элементы экономики государства находятся в теснейшем взаимодействии и образуют качественно новое явление, не похожее на сумму составляющих его элементов. Требование системного представления государства или региона обусловлено ростом взаимосвязи экономических социальных и организационно¬управленческих аспектов на этом уровне. Системный подход позволит выделить основные элементы экономики и социальной сферы, расссмотреть их развитие как отдельных, самостоятельных единиц и определить их взаимозависимость и обусловленность.
В работе применялись общенаучные методы исследования такие. как анализ, синтез. В качестве основных научных методов применялись метод системного анализа, историко-хоронологический, историко-типологический, сравнительный методы.
Новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что впервые в историографии проведено комплексное исследование социально¬
экономического развития Республики Таджикистан в период независимости; выявлены основные направления внешнеэкономической деятельности Таджикистана и определена эффективность их развития; показана взаимосвязь экономического развития республики с социальной сферой на примере анализа миграционной ситуации в стране.
Практическая значимость исследования. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и обобщающих работ по новейшей истории Республики Таджикистан, аналитических обзоров о развитии социально-экономической ситуации в Таджикистане.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Во введении присутствуют все необходимые компоненты, обосновывается актуальность темы, степень научной разработанности исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цель и задачи, дается анализ источниковой базы исследования, обосновывается методологическая основа и методы исследования.
В первой главе диссертационного исследования рассматриваются особенности внутриэкономического развития Республики Таджикистан.
Вторая глава исследования посвящена анализу внешнеэкономических связей Таджикистана и участию республики в интеграционных региональных процессах. В третьей главе рассматривается современная миграционная ситуации в Таджикистане, уделяется особое внимание проблемам трудовой миграции.
В заключении подводятся итоги работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития рыночных отношений в Таджикистане, в условиях глобализации хозяйственных связей, интеграции экономики в мировую экономику и дальнейший рост экономики страны в значительной степени зависят от мировой экономической конъюнктуры и ситуации на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках. Для поддержания устойчивого роста Таджикистан может интегрироваться в мировую экономику, как это сделали за последнее десятилетие несколько развивающихся стран.
По экономической модели Таджикистан можно отнести к странам, экономическое развитие которых сильно зависит от трудовых миграций так называемого «миграционного типа», с аграрно-сервисным типом экономики. В условиях дефицита финансовых средств для реформирования и поднятия экономики на новый уровень, Таджикистан проводил и проводит политику «открытых дверей». Устанавливая связи со странами Востока и Запада, страна ориентируется на укрепление имеющихся отношений, при этом продолжая искать финансовую поддержку у влиятельных стран и международных организаций.
Попытки проводить политику многовекторности часто происходят в режиме «ручного управления» и зависят от конкретной ситуации и конкретных стран. Скорее это вынужденная позиция, которая отражает сильную зависимость Таджикистана от внешней финансовой и гуманитарной помощи, конъюнктуры рынка, экономической политики развитых стран, иностранных инвестиций.
Внешнеполитические ориентиры на разных этапах развития Республики Таджикистан в первую очередь базировались на установлении отношений с экономически развитыми странами. Безусловно, Таджикистан сегодня проводит активную внешнеэкономическую политику. Однако, как и во внутриэкономическом развитии, внешняя экономика страны
характеризуется наличием ряда существенных проблем.
Анализируя структуру экспорта, следует отметить, что она пока остается неоптимальной с точки зрения экспортного потенциала республики и все еще имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Во-первых, уникальность природы и наличие огромных минеральных ресурсов, драгоценных камней позволили бы при их рациональном использовании существенно увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и готовых текстильных изделий. Во-вторых, Республика Таджикистан относится к трудоизбыточному региону, и по теории соотношения факторов производства она могла бы используя дешевую рабочую силу значительно увеличить экспорт трудоемких продуктов и промышленных изделий за счет глубокой переработки минеральных ресурсов и хлопкового волокна. Не только структура экспорта, но и импорта республики также остается весьма нерациональной и не отвечает интересам развития национальной экономики.
Тем не менее, внешнеэкономическая стратегия страны формировалась под влиянием членства в основном в евразийских проектах, несмотря на разный экономический уровень и неодинаковые политические условия стран-участниц объединений. Известно, что взаимодействие в рамках региональных организаций позволяет решать вопросы, которые в более широком составе затруднительно даже обсуждать. В разные годы на постсоветском пространстве появились интеграционные объединения, такие, как СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ТС, ЕАЭС. В настоящее время, из всех вышеперечисленных организаций, Таджикистан не входит только в ЕАЭС. При этом, руководство Республики отчетливо обозначило свою позицию о перспективах участия в рамках Евразийского экономического союза. Отметим, что Таджикистан в процессах евразийской интеграции, практически всегда одним из первых становился членом таких объединений. Сегодня экономическая интеграция наиболее эффективно осуществляется на региональном уровне. По географическому расположению Республике Таджикистан выгодно сотрудничать и укреплять экономические связи со странами СНГ, Евросоюза, Восточной и Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, связано с традиционными связями, растущей потребности в энергоресурсах, стремлением укрепить оборонный комплекс и другим.
Экономические проблемы Таджикистана, депрессивный характер промышленной сферы и экстенсивное развитие сельского хозяйства усугубил социальные проблемы в государстве. Высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, слаборазвитая социальная инфраструктура обусловили высокую миграционную подвижность трудоспособного населения
республики. Во внешней трудовой миграция, по некоторым данным, участвуют более 50% населения Таджикистана, из них более 90% выезжают в поисках работы в Российскую Федерацию. Необходимо отметить, что сегодня меняется модель миграции. Так, резкое увеличение числа депортаций за нарушения миграционного законодательства привело к увеличению доли легальных мигрантов в России до 77 %.
Преодоление социально-демографического кризиса будет возможно только в результате модернизации всей социально-экономической системы. Для этого необходимо принимать меры по улучшению инвестиционного климата в стране и решению проблемы финансовой стабильности.
Безусловно, сегодня Таджикистан достиг существенных успехов в экономическом взаимодействии. Республике удалось предотвратить относительную изоляцию, укрепить сотрудничество с соседями - Узбекистаном, Кыргызстаном, Казахстаном. Важнейший результат был достигнут во взаимодействии с международными организациями: ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ.
Стратегическое партнерство Таджикистана с Россией, Узбекистаном и Китаем создает предпосылки для экономического развития страны. Существенно расширен потенциал туристической и инвестиционной привлекательности Таджикистана, в том числе инициативами в решении водных проблем и мерами к сотрудничеству в Центральной Азии.



I. Источники
1. Агентство по статистике при президенте Республики
Таджикистан. Официальный сайт. URL: https://stat.tj/ru/
2. Внешнеэкономическая деятельность: анализ торговли и
инвестиций в Республике Таджикистан. Под общей редакцией Л.Х. Саидмурадова. Душанбе, 2006.
3. Евразийское экономическое сообщество, 2000-2012 (краткий статистический сборник). М., 2013.
4. Ежегодник Республики Таджикистан. 2003. Душанбе, 2003.
5. Закон Республики Таджикистан от 1 августа 2003 года, № 44 «О
содействии занятости населения». URL:
http://www. adlia.tj/show_doc. fwx?rgn=3619
6. Концепция государственной миграционной политики Республики
Таджикистан от 8 октября 1998 г. № 411. URL:
http://tajmigration.ru/koncepciya-gosudarstvennoy-migracionnoy-politiki- respubliki-tadzhikistan.html
7. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан от 8 октября 1998 г. № 411. // Сборник нормативно правовых документов Республики Таджикистан в сфере миграции населения. Душанбе, 2006.
8. Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан
за границу от 9 июня 2001 г. № 242. URL:
http: //www. adlia. tj /show_doc. fwx?rgn=13950
9. Миграционная служба Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан. Официальный сайт. URL: http: //migration.tj/ru/
10. Народное хозяйство Республики Таджикистан в 1992 г.
Статистический ежегодник. Душанбе, 1993.
11. Национальная стратегия развития на период до 2030 г. Душанбе,
2016. URL:
http://medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/strategic_national_pro g_ru.pdf
12. Об утверждении Концепции развития отраслей топливно-энергетического комплекса Республики Таджикистан на период 2003-2015 годов. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=21601
13. Об утверждении Программы внешней трудовой миграции
граждан Республики Таджикистан на 2006-2010 годы. URL:
https://base. spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=14931
14. Отчет о программе партнерства группы всемирного банка и
Республики Таджикистан. 2015. URL:
https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Tajikistan- Snapshot-ru.pdf
15. Официальный сайт ЭКО. URL:
http://www. eco.int/general_content/86077-Republic-of-T aj ikistan. html?t=General- content
16. Послание Лидера нации, Президента Таджикистана уважаемого
Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20.01.2016. URL: http://www.constcourt.tj/rus/index.php?option=com_content&view=article&id=31 5: 20012016-&catid=16:2017-10-11-08-35-45&Itemid=47
17. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона
Парламенту страны, 24 апреля 2010 года. Душанбе, 2010.
18. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 11 января 1996 года, № 15 "О мерах по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан». URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=2692
19. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 14 августа 1995 года № 520 "О Программе экономических преобразований
Республики Таджикистан на 1995-2000 годы". URL:
http://www. adlia.tj/show_doc. fwx?Rgn=1544
20. Постановление правительства Республики Таджикистан от 26
июля 2000 г. №322 «Об утверждении Положения о Государственной миграционной службе при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таждикистан». URL:
https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9055
21. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 января 2006 года №61 «Об утверждении Программы внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 2006-2010 годы». URL: https://base. spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=14931
22. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2011 года №460 "Об утверждении «Национальной стратегии трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период 2011-2015 годов». URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx2rgnM15319
23. Программа внешней Трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 2003-2005 годы от 3 декабря 2002 года, № 480. URL: http://www. adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=12946
24. Программа среднесрочного развития на период 2016-2020 гг.:
приоритеты и траектории развития. Душанбе, 2016. URL:
https://nbt.tj/files/program/programm_ru.pdf
25. Промышленность Республики Таджикистан. Душанбе, 2009.
26. Содружество Независимых Государств, 2013 (статистический ежегодник). М., 2014.
27. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан
январь - декабрь 2014. Душанбе, 2015. URL:
http://oldstat.ww.tj/ru/img/9cb56a51fd83038a939b665b5bfb2333_1421132712.pdf
28. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан
январь - декабрь 2015. Душанбе, 2016. URL: http://oldstat.ww.tj/ru/img/3c8b737e693be8769270fOf588a0a0e5_1455852583.pdf
29. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан: январь-декабрь 2010. Душанбе, 2011.
30. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2008.
Госкомстат РТ. Душанбе, 2008.
31. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - 2018.
Душанбе, 2018.
32. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 2015. Душанбе, 2015.
33. Стратегия развития водного сектора Таджикистана. Душанбе, 2006. URL: http://www.cawater-info.net/bk/water_law/pdf/waterstrategy_rus.pdf
34. Таджикистан в цифрах. 2009. Статистический сборник. Душанбе, 2009.
35. Таджикистан: 15 лет государственной независимости.
Статистический сборник. Душанбе, 2006.
36. Указ Президента Республики Таджикистан от 24 февраля 1996 г., № 424 "О либерализации валютных и экспортных операций и мерах по обеспечению полного возврата в республику валютной выручки". URL: http: //www. adlia. tj /show_doc. fwx?rgn=315
37. Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Официальный сайт. URL: http://www.mts.tj/ru/
II. Исследования
38. Абдулло Р. Таджикистан и региональная интеграция в
Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. 2007. № 11. С. 83-94.
39. Абдулов Д.Н., Сафарова М.Б., Хисрави Абдулло. Социально-экономическое развитие Республики Таджикистан в период независимости // Потенциал современной науки. 2017. № 4. С. 44-54.
40. Абдусамадов Г.С. Становление и развитие рыночных отношений в республике Таджикистан. Душанбе, 1999.
41. Абулхаев Р. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в Таджикистане в конце XX в. // Безопасность в Центральноазиатском регионе: опыт и практика в решении этнополитических конфликтов. Душанбе, 2005.
42. Абулхаев Р.А. Таърихи мухочират дар Точикистон (1961-2000). Ч. 3. Душанбе, 2008.
43. Агзамов А. Основные вопросы интеграции экономики
Таджикистана в мировое хозяйство // Вестник Таджикского
государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2014. № 2(58). С. 110-116.
44. Азимов П.Х. Перспективы экономической интеграции
Республики Таджикистан // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 12 (63). С. 49-57.
45. Азроянц Э.А. Глобализация как процесс // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". М., 2001. Вып. 5.
46. Акрамов Ф.Ш. Демографическая ситуация и трудовая миграция из Таджикистана в Россию // Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии: Материалы научно-практической конференции (16-17 октября 2006 г.) / Отв. ред. С.В. Рязанцев. М., 2006. С. 5-8.
47. Алиева Р.Р. Интеграция - фактор устойчивого развития и стабильности государств Центральной Азии // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2015. № 2. С. 187-198.
48. Амонова Д.С. Особенности трудовой миграции населения РТ // Бизнес и политика. 2006. 23 ноября.
49. Артыков А.А. Миграционные процессы в Таджикистане (конец XX- начало XXI вв.): автореферат дис. ... к.и.н. Душанбе, 2011.
50. Асламов А. Перспективы развития интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: взгляд из Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18. Вып. 2. С. 17 -26.
51. Ахмадбекова Н.М. Формирование стратегии
внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан как
системный фактор регионального развития // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2014. № 2(58). С. 89-96.
52. Ахметова А.Т. Экономика Новых Независимых Государств после
распада СССР // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XI Международной научно¬
практической конференции: в 2 ч. Пенза, 2017. С. 159-161.
53. Ашуров И.С., Кинжаева Р.Х. Основные направления развития интеграции Республики Таджикистан в региональных формированиях // Наука без границ.2016. № 2. С. 9-15.
54. Ашуров М.К. Опыт мирного разрешения конфликтов в
Республике Таджикистан. Душанбе, 2006.
55. Бабаджанов Д.П. Концептуальные основы макроэкономической стабилизации в условиях переходной экономики: На примере Республики Таджикистан : автореферат дис. ... к.э.н. Душанбе, 2004.
56. Бабаева Л.Я. Бедность и социальная политика государства в PT: автореферат дис. ... д.филос.н. Душанбе, 2009.
57. Байматов А.А. Становление и развитие внешнеэкономических связей Республики Таджикистан в условиях глобализации // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. 2014. № 1(57). С. 71-78.
58. Бахчиев А., Сидоров Б. Россия - Таджикистан: торговля и сотрудничество // Внешняя торговля. 1994. № 10. С. 13-15.
59. Бобохонов М. Таърихи точикони чахон. Душанбе, 2005.
60. Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане (этносоциальные процессы и политическая борьба, 1992-1995). М., 1996.
61. Громова А. Экономическое возрождение Таджикистана. М., 2006.
62. Ионова Е. П. Рост китайского присутствия в Таджикистане. URL: http: //www. perspektivy. info/history/rost_kitaj skogo_prisutstvij a_v_tadzhikistane_ 2014-05- 21.htm
63. Искандаров А.И. Интеграционные процессы в государствах Центральной Азии : На примере Республики Таджикистан и Туркменистана : автореферат дис. ... к.полит.н. М., 2002.
64. Каримов А.Х. Иностранные инвестиции в экономике Таджикистана: автореферат дис. ... к.э.н. М., 1995.
65. Каюмов Н.К. К вопросу об угрозах экономической безопасности Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2006. № 1.
66. Каюмов Н.К. Умаров Х.У. Глобализационные процессы и экономические проблемы Таджикистана, Душанбе, 2016.
67. Каюмов Н.К., Умаров Х.У. Приоритетные направления стабилизации экономики Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2005. № 4. С. 71-79.
68. Кинжаева Р. Х. Основные тенденции в области региональной экономической интеграции Республики Таджикистан // Наука без границ. 2017. № 1 (6). С. 53-57.
69. Мамадов С.В., Султанов Н.М. Дилемма вектора интеграции экономики Республики Таджикистан в мировую экономику: проблемы и перспективы // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. № 2. С. 56 -68.
70. Махкамова Г.М. Оценка эффективности государственных мер по поддержке малого предпринимательства в контексте работы консультативного совета по улучшению инвестиционного климата при президенте РТ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 2А. С. 87 - 96.
71. Махонина С. Военно-политическое содружество между Россией и Таджикистаном в 1993-1999 гг. Душанбе, 1999.
72. Межгосударственные отношения России и Таджикистана. URL: https:ZZria.ru/20171010/1506501373.html
73. Мирзоев Р. Кризис экономики. Как выходить из него? //Народная газета. -1994.-22 сент.
74. Митрохин Н. Трудовая миграция из государств Центральной Азии. URL: http://www.strana-oz.ru
75. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2007-2008 гг. М., 2009.
76. Музапарова Л. Экономическая интеграция в Центральной Азии: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http: //www. eurasiancommission. org/ru/Pages/about. aspx 02.09.2015.
77. Назаризоев М.Н., Соломонов А.М. Социально -экономическое развитие Таджикистана. Душанбе, 1989.
78. Назаров Т. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Минск, 2003. С. 198.
79. Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история независимости. Год. 1991-й (хроника событий). Т. I. Душанбе, 2002.
80. Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история
независимости. Год 1992-й (хроника событий). Т. II. Душанбе, 2005.
81. Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история
независимости. Год 1993-й (хроника событий). Т. III. - Душанбе, 2006.
82. Некипелов А., Головнин М. Экономическая трансформация в России 1985-2008 годов // Россия 2014. Российские трансформации в контексте мирового развития. М., 2014. С. 35-42.
83. Николаева Л.Ю. Социальные проблемы миграционных процессов в Таджикистане (исторический аспект). Душанбе, 2007.
84. Олимова С. Боск И. Трудовая миграция из Таджикистана. Душанбе, 2003.
85. Орифов А.О., Блиничкина Н.Ю. К вопросу об экономической безопасности Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2009. № 2. С. 72-80.
86. Парфенцева О.А. Миграция и рынок труда России и Таджикистана. Проблемы и перспективы. Душанбе, 2010.
87. Пивовар Е.И Постсоветское пространство: альтернативные интеграции. СПб., 2010.
88. Попов Н., Содиков М., Шарипов С. Шанхайская организация сотрудничества и ее взаимодействие с Республикой Таджикистан. URL: https://docplayer.ru/35650759-Shanhayskaya-organizaciya-sotrudnichestva-i-ee- vzaimodeystvie-s-respublikoy-tadzhikistan.html
89. Проблемы социально-экономического развития Республики Таджикистан. Душанбе, 1998.
90. Рахимов К.Х. Перспективы интеграции Таджикистана в ЕАЭС // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3 (94). С. 31-33.
91. Рахимов Р. Россия и Таджикистан: экономическое
сотрудничество // Народная газета. 1999. 11 марта.
92. Рыбакова М.В. Интеграция Таджикистана в Евразийское пространство: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 186-200.
93. Садриддинов А.Ш., Козлов В. Роль Эмомали Рахмон в укреплении государственной власти и национальной независимости. Душанбе, 2012.
94. Саидмурадов Л. Х. Открытая экономика Республики
Таджикистан: макроэкономическое равновесие в условиях внешнего
инвестирования. Душанбе, 2004.
95. Саидов 3.Ш. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе, 2004.
96. Саидов З. Политика открытых дверей. Душанбе, 2003.
97. Сафаров А.И. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли Республики Таджикистан в условиях глобализации мировой экономики // Успехи современной науки и образования. 2016. № 2. С. 16-20.
98. Соколова Л. Таджикистан: демографическая ситуация и миграция населения // www.carnegie.ru
99. Таджикистан: Ситуационный анализ социально -экономического развития в условиях изменения климата. Душанбе, 2015.
100. Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане. Душанбе, 2006.
101. Усманов Х.М., Курбанов Т.Х. Республика Таджикистан сегодня и пути ее выхода из кризиса. Душанбе, 1993.
102. Файзуллаев Д.А. Россия - Таджикистан: сложный путь интеграции // ЭКО. 2007. № 8 (398). С. 69-80.
103. Холикназаров Х. Вклад Республики Таджикистан в становление и развитие Шанхайской организации сотрудничества (1996 - 2014 гг.): автореферат дис. ... д.и.н. Душанбе, 2015.
104. Хопёрская Л.Л. Таджикистан и евразийская интеграция // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 6. С. 199-202.
105. Хотамов Н.Б. Социально-экономические преобразования Республики Таджикистан в период суверенитета (1991 -2006 гг.). Душанбе, 2008.
106. Шарипов С.И. Политические процессы в таджикском обществе (сборник статей 1998-2011 гг.). Душанбе, 2011.
107. Migration and Remittances. Factbook 2008. World Bank, 2009.
III. Интернет - ресурсы
108. О 14-м заседании межправительственной комиссии по торгово-
экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. URL: https://dushanbe.mid.ru/vizity-i-vstreci/-
asset_publisher/KM25EZpvNity/content/o-14-m-zasedanii-mezpravitel-tvennoj- komissii-po-torgovo-ekonomiceskomu-sotrudnicestvu-mezdu-rossijskoj- federaciej -i-respublikoj -tadzikistan?inheritRedirect=false
109. Обзор СМИ Таджикистана за период с 14.10.2014 по 31.10.2014. URL: http:// www.ved.gov.ru/news/ 18373.html
110. Пресс-конференция Министерства труда, миграции и занятости
населения РТ. URL: http://tajmigration.ru/news/329-press-konferenciya-
ministerstva-truda-migracii-i-zanyatosti-naseleniya-rt.html
111. При президенте Таджикистана создан "Консультативный Совет
по улучшению инвестиционного климата". URL:
https://centrasia. org/newsA.php?st=1200467040
112. Таджикистан изучает документацию ЕАЭС с целью возможного
вхождения в это объединение. URL:
http://www.interfax.by/news/world/1168776
113. Экономика. Публикация сайта: «Комитет по языку и
терминологии при Правительстве Республики Таджикистан». URL: http: //kumitaizabon.tj
114. "Газпром" и Таджикистан подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет. URL: https://mfd.ru/news/view/?id=77532



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ