Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР (на примере стран Центральной Азии)
|
Ведение 2-10
Глава 1 Теоретические аспекты концепции «мягкой силы» 11-29
§1.1. Основные постулаты концепции «мягкой силы» Джозефа
Ная 11-20
§1.2. Современный китайский подход к концепции «мягкой силы» 20-29
Глава 2 Основные ресурсы «мягкой силы» КНР на современном 30-48
этапе
§2.1. Истоки «мягкой силы» КНР в традиционной китайской дипломатии 30-37
§2.2. Основные цели и инструменты «мягкой силы» КНР 37-48
Глава 3 Практическая реализация «мягкой силы» КНР в Центральной Азии 49-69
§3.1. Политика «мягкой силы» КНР в отношении Киргизстана и
Таджикистана 49-62
§3.2. Место «мягкой силы» в сотрудничестве КНР с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном 62-69
Заключение 70-73
Список использованных источников и литературы 74-87
Глава 1 Теоретические аспекты концепции «мягкой силы» 11-29
§1.1. Основные постулаты концепции «мягкой силы» Джозефа
Ная 11-20
§1.2. Современный китайский подход к концепции «мягкой силы» 20-29
Глава 2 Основные ресурсы «мягкой силы» КНР на современном 30-48
этапе
§2.1. Истоки «мягкой силы» КНР в традиционной китайской дипломатии 30-37
§2.2. Основные цели и инструменты «мягкой силы» КНР 37-48
Глава 3 Практическая реализация «мягкой силы» КНР в Центральной Азии 49-69
§3.1. Политика «мягкой силы» КНР в отношении Киргизстана и
Таджикистана 49-62
§3.2. Место «мягкой силы» в сотрудничестве КНР с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном 62-69
Заключение 70-73
Список использованных источников и литературы 74-87
Актуальность темы исследования. В современных международных отношениях заметно возрастание роли гибких «мягких» способов продвижения государствами своих интересов. Это связано с разными причинами, среди которых: усиление экономической взаимозависимости субъектов, угроза ядерной войны, рост числа глобальных проблем и угроз. Впервые термин «мягкая сила» была введена Джозефом Наем в 1990 году. Под этим термином понималось субъект международных отношений, владеющий общими ценностями, который способен воздействовать «мягкой силой» на партнеров и вести законную политику, как на внутреннем направлении, так и на внешнем.
В настоящее время мы можем наблюдать, как растет популярность и распространение концепции «мягкой силы», в таких субъектах МО как КНР, Турция, Индия, Саудовской Аравии и. т.п. Проведение объективного исследования и оценки по практическому использованию «мягкой силы» этими государствами не получила должного уровня. Поэтому как продвигаются данными странами собственные концепции и институты «мягкой силы» должно изучаться на должном уровне.
На примере Китайской Народной Республики можно наблюдать как разрабатывается собственная форма «мягкой силы», которая базируется на выработке собственного вида экономического развития и величия традиционной культуры. Данный специфичный подход использования концепции «мягкой силы» на мировой арене считается заменой американской модели, которых следует проанализировать.
Приоритетным направлением внешней политики Китая считается работа в так называемом «поясе добрососедства», странах, которые граничат с КНР. Центрально-азиатский регион, где у Китая есть свои экономические и политические интересы, актуален для изучения проблемы использования Китаем мягкой силы в выстраивании отношений со странами региона и оценки ее эффективности. Для Таджикистана и Российской Федерации, как соседей КНР необходимость изучения специфики «мягкой силы», несомненно, важна. Кроме того, анализ китайской специфики мягкой силы полезен для продвижения собственных национальных интересов на мировой арене Российской Федерацией.
Объектом исследования является внешняя политика КНР на современном этапе.
Предмет исследования - специфика «мягкой силы» КНР, её цели и инструменты, а также ее практическое использование во взаимоотношениях с государствами Центральной Азии.
Степень изученности проблемы
На современном этапе наблюдается тенденция повышения интереса различных государств к исследованию «мягкой силы». Больше всего изучением данного вопроса интересуются западные исследователи, среди которых необходимо выделить исследования основателя концепции «мягкой силы» Джозефа Ная1. В своем труде он развернуто, объясняет возникновение, сущность, инструменты и пути развития «мягкой силы».
На современном этапе «мягкая сила» КНР в отношении различных государств является предметом изучения многих зарубежных и отечественных исследований.
В рамках зарубежной историографии выделяются различные исследования, имеющие актуальность для проблемы, поставленной в данной работе. В основном, это исследования китайских экспертов, посвященные «мягкой силе» и ее теоретическим постулатам, Чжао Цичжэня , Лай Линчжи . Они представляют китайскую культуру как основной инструмент успешности политики «мягкой силы» Китая.
В другую категорию выделяются работы различных исследователей. Монография Дениз Чжен, заместителя Центра стратегических и международных исследований, которая обобщает реализацию КНР «мягкой силы» на мировой арене1. Ким Г.Н., рассматривает такой особый инструмент «мягкой силы» КНР, как китайская диаспора в зарубежных странах . Исследователи Ван Ивэй , Ли Минцзян .
Дж. Курланцик изучил «мягкую силу» КНР и особенности публичной дипломатии . Для написания магистерской работы очень важным является исследование Г. Кисинджера. Его многолетний практический опыт поясняет становление и дальнейшее развитие китайской ментальности, которые обуславливают различия китайского подхода к современным тенденциям на мировой арене .
В настоящее время отечественных исследований, занимающихся проблемой «мягкой силы» КНР, очень мало. Можно отметить различные статьи российских исследователей, в которых изучаются отдельные вопросы. О.Н. Борох и А.В.Ломанов обстоятельно изучают культурный инструмент «мягкой силы» КНР, историю образования и особенности китайского подхода к практической реализации доктрины, а также распространение в различных государствах, в том числе в Центральной Азии Китаем.
Анализом главного проводника и объекта воздействия «мягкой силы» Китая - (хуацяо - диаспора) занимается Е.С. Анохина1. В своих исследованиях она изучает миграционную политику Китая, создания, развития и значимость китайских диаспор в контексте «мягкой силы» и экономики.
С.Г. Лузянин в своих монографиях изучает новую роль КНР в системе международных отношений, которая имеет тесную связь с позиционированием государства на мировой арене, кроме того дает прогноз о характере и многосторонности внешней политики Поднебесной .
В исследованиях Н.К. Радимова , А.Г. Зиновьева , М.С. Торменков изучаются особенности понимания элитой Китая внутреннюю и внешнюю политику. Кроме того, изучаются вопросы «китаецентричности» во взаимоотношениях КНР с другими государствами и особенности традиционности в дипломатии КНР, исследователями И.Ф. Демидовой .
Большую группу представляют российские исследования внешней политики КНР в отношении Центральной Азии. Так, в работе С.Г. Лузянина выделяется перспективы взаимоотношения КНР и ЦА. Весомый вклад в изучение Центрально-Азиатского региона в системе международных отношений внесли А.Д. Богатуров, А.С. Дундич и Е.Ф. Троицкий . В их исследованиях изучается внешняя политика государств Центральной Азии в отношении КНР. Согласно авторам, Центральная Азия постепенно приобретает геополитическое значение для крупных игроков в этом регионе.
Цель исследования - комплексный анализ ресурсов «мягкой силы» во внешней политики КНР на современном этапе и их использование во взаимоотношениях с государствами Центральной Азии.
Задачи исследования:
— изучить теоретическую основу формирования «мягкой силы»
— выявить культурные и исторические предпосылки формирования современной «мягкой силы» Китая;
— рассмотреть основные методы китайских ученых к трактовке концепции «мягкая сила» и выявить специфику;
— рассмотреть основные инструменты применяемые Китаем для наращивания «мягкой силы» и выявить их специфику;
— проанализировать практическое применение «мягкой силы» КНР в отношении Кыргызстана и Таджикистана на современном этапе;
— проанализировать применение Китаем мягкой силы на примере государств Казахстана, Туркменистана и Узбекистана;
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2007 г. по настоящее время. В 2007 г. состоялся XVII съезд КПК, на котором генсеком партии мягкая сила была официально включена в перечень основ внешней политики страны для достижения ее национальных интересов.
Методологической основа данной исследовательской работы является разработкой Джозефа Ная, который является ярким представителем неолиберализма, анализ специфики использования инструментов «мягкой силы» Китаем разумно провести, основываясь на методологию конструктивизма, так как данная концепция сформировалась на технологии конструирования привлекательности. Исходя из конструктивистского подхода «мягкая сила» создает социальную реальность, благодаря которой указывается, какие материальные и нематериальные ресурсы используются и как воспринимаются при создании привлекательного образа КНР для других акторов МО.
Для решения поставленных задач в магистерской работе использовались следующие методы исследования:
Ряд параграфов исследования основывается на сравнительном анализе, используя элементы системного подхода. Данный метод позволил рассмотреть комплексную картину формирования привлекательности и воздействия, цель которой следовать своему примеру, изучить отдельные этапы реализации «мягкой силы» Китая в разные периоды ее развития.
Анализ источниковой базы
Данное исследование базируется на различные по характеру документы. Основные источники исследования выступили на русском, китайском, английском и таджикском языках.
Первую группу источников составляют нормативно-законодательные документы, например, Концепции национальной безопасности государств ЦА1, а также двусторонние договоры и соглашения между КНР с одной стороны и Казахстаном , Кыргызстаном , Узбекистаном , Таджикистаном , Туркменистаном с другой. Данные источники способствуют определению правовых основ взаимодействия КНР с государствами Центральной Азии, их внешнеполитических интересов в отношении друг друга.
Во вторую группу источников входят делопроизводственные документы: материалы съездов КПК1, Белые книги Госсовета Китая . При рассмотрении функций институтов и органов, принимающих участие в формировании стратегий «мягкой силы» КНР, использовались официальные сайты .
Вторая группа источников позволяют более детально и тщательно изучить деятельность разных структур в продвижении позитивного образа субъектов «мягкой силы». Необходимо отметить, малой доступности освещения деятельности китайской стороны в области продвижения «мягкой силы» в исследуемых странах, что осложняет объективной оценки, эффективности инструментов «мягкой силы» КНР.
Третью группу источников входят публицистические источники: виде выступлений политических деятелей , интервью с экспертами и официальными представителями КНР , материалы газет Чайна Дэйли , Жэньминь Жибао , Синьхуа .
Четвертая группа источников входят статистические данные, предоставляющие национальные статистики, в том числе данные Национального статистического бюро КНР1, Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана , Кыргызстана , Узбекистана , Таджикистана и Туркменистана . Четвертая группа источников позволяют обогатить масштаб деятельности КНР в Центральной Азии. Существует расхождения в национальных статистических данных, что обусловлено в различии в методике подсчета показателей.
Данная источниковая база способствует исследовать «мягкую силу» КНР в отношении Центральной Азии более объективно и всесторонне.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы, а также предложения и рекомендации, изложены в следующих докладах и тезисах на разных конференциях:
V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул), VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул), Круглый стол для магистрантов и молодых ученых с международным участием «Экологические проблемы Китая и государств Центральной Азии: анализ современной ситуации и перспективы решения» (АлтГУ, г. Барнаул).
Структура работы. В первой главе диссертации описывается теоретические аспекты концепции «мягкой силы». Отдельный параграф главы посвящен основным постулатам концепции «мягкой силы» Джозефа Ная. Второй параграф диссертации описывает современный китайский подход к концепции «мягкой силы».
Во второй главе диссертации описывается основные ресурсы мягкой силы КНР на современном этапе, раскрывается специфика мягкой силы КНР. В первом параграфе рассматриваются истоки "мягкой силы" КНР в традиционной китайской дипломатии. Во втором параграфе исследуется основные цели и инструменты «мягкой силы» КНР, рассматриваются ключевые механизмы воздействия и направления.
В третьей главе диссертации исследуется практическая реализация «мягкой силы» КНР в Центральной Азии. В первом параграфе рассматриваются политика мягкой силы КНР в отношении Кыргызстана и Таджикистана, где раскрывается практическая эффективность «мягкой силы» КНР. Во втором параграфе исследуется место «мягкой силы» в сотрудничестве КНР с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
В настоящее время мы можем наблюдать, как растет популярность и распространение концепции «мягкой силы», в таких субъектах МО как КНР, Турция, Индия, Саудовской Аравии и. т.п. Проведение объективного исследования и оценки по практическому использованию «мягкой силы» этими государствами не получила должного уровня. Поэтому как продвигаются данными странами собственные концепции и институты «мягкой силы» должно изучаться на должном уровне.
На примере Китайской Народной Республики можно наблюдать как разрабатывается собственная форма «мягкой силы», которая базируется на выработке собственного вида экономического развития и величия традиционной культуры. Данный специфичный подход использования концепции «мягкой силы» на мировой арене считается заменой американской модели, которых следует проанализировать.
Приоритетным направлением внешней политики Китая считается работа в так называемом «поясе добрососедства», странах, которые граничат с КНР. Центрально-азиатский регион, где у Китая есть свои экономические и политические интересы, актуален для изучения проблемы использования Китаем мягкой силы в выстраивании отношений со странами региона и оценки ее эффективности. Для Таджикистана и Российской Федерации, как соседей КНР необходимость изучения специфики «мягкой силы», несомненно, важна. Кроме того, анализ китайской специфики мягкой силы полезен для продвижения собственных национальных интересов на мировой арене Российской Федерацией.
Объектом исследования является внешняя политика КНР на современном этапе.
Предмет исследования - специфика «мягкой силы» КНР, её цели и инструменты, а также ее практическое использование во взаимоотношениях с государствами Центральной Азии.
Степень изученности проблемы
На современном этапе наблюдается тенденция повышения интереса различных государств к исследованию «мягкой силы». Больше всего изучением данного вопроса интересуются западные исследователи, среди которых необходимо выделить исследования основателя концепции «мягкой силы» Джозефа Ная1. В своем труде он развернуто, объясняет возникновение, сущность, инструменты и пути развития «мягкой силы».
На современном этапе «мягкая сила» КНР в отношении различных государств является предметом изучения многих зарубежных и отечественных исследований.
В рамках зарубежной историографии выделяются различные исследования, имеющие актуальность для проблемы, поставленной в данной работе. В основном, это исследования китайских экспертов, посвященные «мягкой силе» и ее теоретическим постулатам, Чжао Цичжэня , Лай Линчжи . Они представляют китайскую культуру как основной инструмент успешности политики «мягкой силы» Китая.
В другую категорию выделяются работы различных исследователей. Монография Дениз Чжен, заместителя Центра стратегических и международных исследований, которая обобщает реализацию КНР «мягкой силы» на мировой арене1. Ким Г.Н., рассматривает такой особый инструмент «мягкой силы» КНР, как китайская диаспора в зарубежных странах . Исследователи Ван Ивэй , Ли Минцзян .
Дж. Курланцик изучил «мягкую силу» КНР и особенности публичной дипломатии . Для написания магистерской работы очень важным является исследование Г. Кисинджера. Его многолетний практический опыт поясняет становление и дальнейшее развитие китайской ментальности, которые обуславливают различия китайского подхода к современным тенденциям на мировой арене .
В настоящее время отечественных исследований, занимающихся проблемой «мягкой силы» КНР, очень мало. Можно отметить различные статьи российских исследователей, в которых изучаются отдельные вопросы. О.Н. Борох и А.В.Ломанов обстоятельно изучают культурный инструмент «мягкой силы» КНР, историю образования и особенности китайского подхода к практической реализации доктрины, а также распространение в различных государствах, в том числе в Центральной Азии Китаем.
Анализом главного проводника и объекта воздействия «мягкой силы» Китая - (хуацяо - диаспора) занимается Е.С. Анохина1. В своих исследованиях она изучает миграционную политику Китая, создания, развития и значимость китайских диаспор в контексте «мягкой силы» и экономики.
С.Г. Лузянин в своих монографиях изучает новую роль КНР в системе международных отношений, которая имеет тесную связь с позиционированием государства на мировой арене, кроме того дает прогноз о характере и многосторонности внешней политики Поднебесной .
В исследованиях Н.К. Радимова , А.Г. Зиновьева , М.С. Торменков изучаются особенности понимания элитой Китая внутреннюю и внешнюю политику. Кроме того, изучаются вопросы «китаецентричности» во взаимоотношениях КНР с другими государствами и особенности традиционности в дипломатии КНР, исследователями И.Ф. Демидовой .
Большую группу представляют российские исследования внешней политики КНР в отношении Центральной Азии. Так, в работе С.Г. Лузянина выделяется перспективы взаимоотношения КНР и ЦА. Весомый вклад в изучение Центрально-Азиатского региона в системе международных отношений внесли А.Д. Богатуров, А.С. Дундич и Е.Ф. Троицкий . В их исследованиях изучается внешняя политика государств Центральной Азии в отношении КНР. Согласно авторам, Центральная Азия постепенно приобретает геополитическое значение для крупных игроков в этом регионе.
Цель исследования - комплексный анализ ресурсов «мягкой силы» во внешней политики КНР на современном этапе и их использование во взаимоотношениях с государствами Центральной Азии.
Задачи исследования:
— изучить теоретическую основу формирования «мягкой силы»
— выявить культурные и исторические предпосылки формирования современной «мягкой силы» Китая;
— рассмотреть основные методы китайских ученых к трактовке концепции «мягкая сила» и выявить специфику;
— рассмотреть основные инструменты применяемые Китаем для наращивания «мягкой силы» и выявить их специфику;
— проанализировать практическое применение «мягкой силы» КНР в отношении Кыргызстана и Таджикистана на современном этапе;
— проанализировать применение Китаем мягкой силы на примере государств Казахстана, Туркменистана и Узбекистана;
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2007 г. по настоящее время. В 2007 г. состоялся XVII съезд КПК, на котором генсеком партии мягкая сила была официально включена в перечень основ внешней политики страны для достижения ее национальных интересов.
Методологической основа данной исследовательской работы является разработкой Джозефа Ная, который является ярким представителем неолиберализма, анализ специфики использования инструментов «мягкой силы» Китаем разумно провести, основываясь на методологию конструктивизма, так как данная концепция сформировалась на технологии конструирования привлекательности. Исходя из конструктивистского подхода «мягкая сила» создает социальную реальность, благодаря которой указывается, какие материальные и нематериальные ресурсы используются и как воспринимаются при создании привлекательного образа КНР для других акторов МО.
Для решения поставленных задач в магистерской работе использовались следующие методы исследования:
Ряд параграфов исследования основывается на сравнительном анализе, используя элементы системного подхода. Данный метод позволил рассмотреть комплексную картину формирования привлекательности и воздействия, цель которой следовать своему примеру, изучить отдельные этапы реализации «мягкой силы» Китая в разные периоды ее развития.
Анализ источниковой базы
Данное исследование базируется на различные по характеру документы. Основные источники исследования выступили на русском, китайском, английском и таджикском языках.
Первую группу источников составляют нормативно-законодательные документы, например, Концепции национальной безопасности государств ЦА1, а также двусторонние договоры и соглашения между КНР с одной стороны и Казахстаном , Кыргызстаном , Узбекистаном , Таджикистаном , Туркменистаном с другой. Данные источники способствуют определению правовых основ взаимодействия КНР с государствами Центральной Азии, их внешнеполитических интересов в отношении друг друга.
Во вторую группу источников входят делопроизводственные документы: материалы съездов КПК1, Белые книги Госсовета Китая . При рассмотрении функций институтов и органов, принимающих участие в формировании стратегий «мягкой силы» КНР, использовались официальные сайты .
Вторая группа источников позволяют более детально и тщательно изучить деятельность разных структур в продвижении позитивного образа субъектов «мягкой силы». Необходимо отметить, малой доступности освещения деятельности китайской стороны в области продвижения «мягкой силы» в исследуемых странах, что осложняет объективной оценки, эффективности инструментов «мягкой силы» КНР.
Третью группу источников входят публицистические источники: виде выступлений политических деятелей , интервью с экспертами и официальными представителями КНР , материалы газет Чайна Дэйли , Жэньминь Жибао , Синьхуа .
Четвертая группа источников входят статистические данные, предоставляющие национальные статистики, в том числе данные Национального статистического бюро КНР1, Комитета по статистике Министерства национальной экономики Казахстана , Кыргызстана , Узбекистана , Таджикистана и Туркменистана . Четвертая группа источников позволяют обогатить масштаб деятельности КНР в Центральной Азии. Существует расхождения в национальных статистических данных, что обусловлено в различии в методике подсчета показателей.
Данная источниковая база способствует исследовать «мягкую силу» КНР в отношении Центральной Азии более объективно и всесторонне.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы, а также предложения и рекомендации, изложены в следующих докладах и тезисах на разных конференциях:
V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул), VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул), Круглый стол для магистрантов и молодых ученых с международным участием «Экологические проблемы Китая и государств Центральной Азии: анализ современной ситуации и перспективы решения» (АлтГУ, г. Барнаул).
Структура работы. В первой главе диссертации описывается теоретические аспекты концепции «мягкой силы». Отдельный параграф главы посвящен основным постулатам концепции «мягкой силы» Джозефа Ная. Второй параграф диссертации описывает современный китайский подход к концепции «мягкой силы».
Во второй главе диссертации описывается основные ресурсы мягкой силы КНР на современном этапе, раскрывается специфика мягкой силы КНР. В первом параграфе рассматриваются истоки "мягкой силы" КНР в традиционной китайской дипломатии. Во втором параграфе исследуется основные цели и инструменты «мягкой силы» КНР, рассматриваются ключевые механизмы воздействия и направления.
В третьей главе диссертации исследуется практическая реализация «мягкой силы» КНР в Центральной Азии. В первом параграфе рассматриваются политика мягкой силы КНР в отношении Кыргызстана и Таджикистана, где раскрывается практическая эффективность «мягкой силы» КНР. Во втором параграфе исследуется место «мягкой силы» в сотрудничестве КНР с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.
По результатам исследования подробно рассмотрена концепция Джозефа Ная - «мягкая сила», которая базируется на 3 основных типов: общая культура, политические ценности, а также проведение законной внешней политики субъектом международных отношений. Кроме того, необходимо отметить, что Джозеф Най отдельно акцентирует свое внимание к неправительственным организациям и информационному пространству.
Изучив все источники по данному вопросу, необходимо отметить, что несмотря на большое количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей концепция «мягкая сила» не раскрыта полностью по сей день. На современном этапе нет однозначного списка инструментов «мягкой силы», более того не указаны главные акторы МО, а также не существует объективной системы анализа эффективности использования «мягкой силы» во внешней политике.
Большое внимание Китая к концепции «мягкой силы» связано с необходимостью реагирования на негативную реакцию мирового сообщества на резкий экономический скачок КНР и создание в западных странах стереотипа «китайской угрозы».
Необходимо отметить, что на XVII съезде КПК «мягкая сила» была использована как предназначенная для развития культуры, а не внешнеполитической доктрины. В общем, ориентированность «мягкой» дипломатии КНР культуроцентрична, что отличает ее от западной модели «мягкой силы», направленность которой на продвижение своих национальных интересов. Благодаря различиям, им предоставляется возможность избегать прямой конкуренции и столкновения национальных интересов между КНР и западными странами. Пока США навязывает свои политические ценности, Китай продвигает культурный метод «мягкой силы», благодаря чему они не сталкиваются.
Кроме того, особенность «мягкой силы» КНР заключается в том, что она не направлена только на внешний мир, но и направлена в первую очередь на внутренний мир. Таким образом, Китай доказывает исторически сложившейся традицией, которая заключается в зависимости внешней среды от внутреннего мира.
Основополагающей ориентацией мягкой силы с китайской спецификой также можно назвать ее дипломатическую работу, которая ориентирована на укрепления связей с китайской диаспорой. Диаспора не является объектом, а сама выступает как инструмент распространения китайской культуры в государствах проживания. Очевидно, что Поднебесная не пропагандирует свою политическую и экономическую модель, определенную как «Пекинский консенсус». На современном этапе Поднебесная выступает за многоцентричность мира, мирное и предсказуемое сосуществование с другими субъектами МО. Вероятно, важной составляющей для реализации внешней стратегии «мягкой силы» для Китая является тотальный контроль правительства над созданием целей и задач, установлением инструментов ее реализации, что мешает функционированию НПО.
В связи с чем, мы пришли к тому что «мягкая сила» КНР, хоть сформирована на базе классической теории Джозефа Ная, но в результате ее анализа китайскими экспертами обрела специфические черты, которые часто не совпадают с первоисточниками.
Во второй главе определены семь направлений для распространения КНР «мягкой силы»: распространение традиционной и современной культуры, популяризация китайского языка, расширение экономических и образовательных контактов, поддержка китайской диаспоры за рубежом, развитие публичной дипломатии и также поддержка международного развития. Для реализации данных направлений, Китай использует разные инструменты, такие как: публичная дипломатия, гуманитарная помощь, образовательный и академический обмен, дипломатия панд, работа с зарубежной диаспорой и инвестиции.
Благодаря которой создана комплексная система продвижения национальных интересов КНР посредством «мягкой силы», включающие информационную и пояснительную работу с иностранными аудиториями, образовательные и культурные обмены, активное участие в международных организациях, помощь и предоставление кредитов, грантов нуждающимся государствам, способствующие укреплению имиджа Китая.
Третья глава посвящается практической реализации «мягкой силы» Китая в Центрально-Азиатском регионе, где раскрыта, значительная часть задач «мягкой силы» КНР, реализующая на основе приоритетных направлений во внешнеполитической стратегии. Во-первых, обусловлено обеспечения добрососедского окружения, содействующего внутреннему развитию Китая. Во-вторых, в соответствии с концепцией «Один пояс - один путь» именно Центральная Азия играет главную роль. В настоящее время сформировалась два основных направления взаимодействия Китая с государствами региона - это энергетическое и транспортно-логистическое, где одно тесно связано с другим. В основном, транспортная сеть необходима КНР для быстрой доставки энергоресурсов с Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Кроме этого, Китай успешно продвигает собственные товары и услуги, в данном регионе расширяя рынок сбыта, благодаря которой уже становится главным торговым партнером со всеми республиками.
Доказана слабость и неэффективность распространения китайского языка и традиционной культуры Китая. Примером служит демонстрация синофобии народов Центральной Азии. Кроме того, существуют опасения использования в интересах третьей стороны негативных настроений в отношении КНР для дестабилизации обстановки в регионе, что негативно отразится не только на имидже Китая, но и на реализацию амбициозных экономических проектах, в числе которых создания зоны свободной торговли и строительство транспортно-логистической сети. В связи с этим, эффективность «мягкой силы» Китая основательно снижается независимо от использования инструментов «мягкой силы» их качества и количество приложенных усилий.
В настоящее время Институты Конфуция демонстрируют не значительную эффективность при построении положительного имиджа Китая, так как функционирует по 2 института в каждой республике, отсутствует дальнейшее взаимодействие с выпускниками. Поэтому данный метод воздействия недостаточно эффективен.
Следует подчеркнуть, что, используя «мягкую силу», Китай пока получает экономические дивиденды, благодаря открытости государств Центральной Азии к такому партнерству. При всех усилиях КНР негативное отношение среди граждан Центральной Азии сохраняется, что говорит о не успешности практической реализации КНР ресурсов «мягкой силы».
Изучив все источники по данному вопросу, необходимо отметить, что несмотря на большое количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей концепция «мягкая сила» не раскрыта полностью по сей день. На современном этапе нет однозначного списка инструментов «мягкой силы», более того не указаны главные акторы МО, а также не существует объективной системы анализа эффективности использования «мягкой силы» во внешней политике.
Большое внимание Китая к концепции «мягкой силы» связано с необходимостью реагирования на негативную реакцию мирового сообщества на резкий экономический скачок КНР и создание в западных странах стереотипа «китайской угрозы».
Необходимо отметить, что на XVII съезде КПК «мягкая сила» была использована как предназначенная для развития культуры, а не внешнеполитической доктрины. В общем, ориентированность «мягкой» дипломатии КНР культуроцентрична, что отличает ее от западной модели «мягкой силы», направленность которой на продвижение своих национальных интересов. Благодаря различиям, им предоставляется возможность избегать прямой конкуренции и столкновения национальных интересов между КНР и западными странами. Пока США навязывает свои политические ценности, Китай продвигает культурный метод «мягкой силы», благодаря чему они не сталкиваются.
Кроме того, особенность «мягкой силы» КНР заключается в том, что она не направлена только на внешний мир, но и направлена в первую очередь на внутренний мир. Таким образом, Китай доказывает исторически сложившейся традицией, которая заключается в зависимости внешней среды от внутреннего мира.
Основополагающей ориентацией мягкой силы с китайской спецификой также можно назвать ее дипломатическую работу, которая ориентирована на укрепления связей с китайской диаспорой. Диаспора не является объектом, а сама выступает как инструмент распространения китайской культуры в государствах проживания. Очевидно, что Поднебесная не пропагандирует свою политическую и экономическую модель, определенную как «Пекинский консенсус». На современном этапе Поднебесная выступает за многоцентричность мира, мирное и предсказуемое сосуществование с другими субъектами МО. Вероятно, важной составляющей для реализации внешней стратегии «мягкой силы» для Китая является тотальный контроль правительства над созданием целей и задач, установлением инструментов ее реализации, что мешает функционированию НПО.
В связи с чем, мы пришли к тому что «мягкая сила» КНР, хоть сформирована на базе классической теории Джозефа Ная, но в результате ее анализа китайскими экспертами обрела специфические черты, которые часто не совпадают с первоисточниками.
Во второй главе определены семь направлений для распространения КНР «мягкой силы»: распространение традиционной и современной культуры, популяризация китайского языка, расширение экономических и образовательных контактов, поддержка китайской диаспоры за рубежом, развитие публичной дипломатии и также поддержка международного развития. Для реализации данных направлений, Китай использует разные инструменты, такие как: публичная дипломатия, гуманитарная помощь, образовательный и академический обмен, дипломатия панд, работа с зарубежной диаспорой и инвестиции.
Благодаря которой создана комплексная система продвижения национальных интересов КНР посредством «мягкой силы», включающие информационную и пояснительную работу с иностранными аудиториями, образовательные и культурные обмены, активное участие в международных организациях, помощь и предоставление кредитов, грантов нуждающимся государствам, способствующие укреплению имиджа Китая.
Третья глава посвящается практической реализации «мягкой силы» Китая в Центрально-Азиатском регионе, где раскрыта, значительная часть задач «мягкой силы» КНР, реализующая на основе приоритетных направлений во внешнеполитической стратегии. Во-первых, обусловлено обеспечения добрососедского окружения, содействующего внутреннему развитию Китая. Во-вторых, в соответствии с концепцией «Один пояс - один путь» именно Центральная Азия играет главную роль. В настоящее время сформировалась два основных направления взаимодействия Китая с государствами региона - это энергетическое и транспортно-логистическое, где одно тесно связано с другим. В основном, транспортная сеть необходима КНР для быстрой доставки энергоресурсов с Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Кроме этого, Китай успешно продвигает собственные товары и услуги, в данном регионе расширяя рынок сбыта, благодаря которой уже становится главным торговым партнером со всеми республиками.
Доказана слабость и неэффективность распространения китайского языка и традиционной культуры Китая. Примером служит демонстрация синофобии народов Центральной Азии. Кроме того, существуют опасения использования в интересах третьей стороны негативных настроений в отношении КНР для дестабилизации обстановки в регионе, что негативно отразится не только на имидже Китая, но и на реализацию амбициозных экономических проектах, в числе которых создания зоны свободной торговли и строительство транспортно-логистической сети. В связи с этим, эффективность «мягкой силы» Китая основательно снижается независимо от использования инструментов «мягкой силы» их качества и количество приложенных усилий.
В настоящее время Институты Конфуция демонстрируют не значительную эффективность при построении положительного имиджа Китая, так как функционирует по 2 института в каждой республике, отсутствует дальнейшее взаимодействие с выпускниками. Поэтому данный метод воздействия недостаточно эффективен.
Следует подчеркнуть, что, используя «мягкую силу», Китай пока получает экономические дивиденды, благодаря открытости государств Центральной Азии к такому партнерству. При всех усилиях КНР негативное отношение среди граждан Центральной Азии сохраняется, что говорит о не успешности практической реализации КНР ресурсов «мягкой силы».
Подобные работы
- Инструменты мягкой силы во внешней политики Китая в Центральной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
CHARACTERISTICS OF SOFT POWER IMPLEMENTATION IN THE PRC’S FOREIGN
POLICY
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - МЯГКАЯ СИЛА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - «Мягкая сила» во внешней политике России и КНР в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СИ ЦЗИНЬПИНА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА КНР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
1990-е - 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - "Мягкая сила" как фактор китайской политики в отношении России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021





