Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков

Работа №59468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Япония и влияние на нее политики США 11
1.1. Японо-американские отношения на рубеже 20-21 веков 11
1.2. Современная культурная политика Японии 30
Глава 2. Экономические и политические отношения между Китаем и Японией 36
2.1. Влияние «мягкой силы» на политические отношения между Китаем и
Японией 36
2.2. Экономические связи между Китаем и Японией 55
Глава 3. Японская «мягкая сила» в Африке 66
3.1. Политический аспект африканской политики Японии 66
3.2. Экономическое сотрудничество Японии с Африканскими
государствами 76
3.3. Сотрудничество Японии и Африканского континента в социальной и
гуманитарной сферах 81
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 91
1. Источники 91
2. Литература 95

Мягкая сила» - форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. По словам американского политолога Джозефа Ная, который ввел этот термин, язык и культура страны - это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи .
При историческом и цивилизационном отличии Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве значительного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Кроме того, методы использования «мягкой силы», обогащенные национальными традициями, позволяют говорить о нестандартных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству, а пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии.
Исходя из концепции политики «мягкой силы», действия японских властей направлены на распространение национального языка среди иностранцев и продвижению собственной культуры за границей. Ими выдвигается идея о том, что для создания благоприятного имиджа Японии за рубежом необходимо регулирование национальной культуры со стороны государства.
Если «жёсткая сила» имеет своей целью наказать и запугать противника с помощью оружия, то «мягкая сила» призвана привлечь его на свою сторону или нейтрализовать мирными средствами. В основе «мягкой силы» лежат культура и ценности, идеи, символы, мифы и т.д. В рамках политики «мягкой силы»
МИД Японии проводит на государственном уровне программы по пропаганде японского языка и в последнее время - национальной поп-культуры среди иностранцев, которые проживают на территории Японии и за её пределами.
Актуальность исследования состоит в том, что современная внешняя культурная политика Японии нацелена на создание благоприятного имиджа страны за рубежом, а также на продвижение собственных национальных интересов в мире. Для отражения такой ситуации во внешней политике, когда экономическая или военная мощь перестает быть эффективной в условиях информационной революции, её место занимает более действенная, культурная, мощь, возникло понятие «мягкая сила» («soft power»).
Степень изученности проблемы. Различные аспекты применения политики «мягкой силы» рассматривались на примере различных регионов. Так, за несколько десятилетий развития истории японо-американских отношений, по этой теме было создано большое количество исследований. Современные российские авторы достаточно взвешенно оценивают американояпонские отношения, указывая на их особенности, и находя причину этого в специфике японского менталитета. Следует назвать работы А. Богатурова, С. Вербицкого, А. Воскресенского, А. Левчука, М. Крупянко, В. Молодякова, Э. Молодяковой, О. Парамонова, М. Носова, А. Семина, Д. Стрельцова, Д. Тренина, С. Чугрова.
Особый интерес для нашего исследования вызывают работы А.И. Уткина, в которых он пытается показать историю японо-американских отношений с их зарождения в середине 18 века до наших дней .
За последние десятилетия вышло в свет огромное количество коллективных монографий по Японии, в которых очень подробно затрагивается тема внешней политики Японии, японо-американских отношений. Это,
-5
например, такой сборник как «Япония: полвека обновления» .
2
Уткин А.И. Тихоокеанская ось. - М.: Мол. Гвардия, 1988; Он же. США Япония: вчера, сегодня, завтра. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
2 Япония: полвека обновления. - М., 1995.
В последние десятилетия большое количество работ по изучаемой теме появляется в Интернет. Современным японо-американским проблемам посвящены, например, специальные сайты, такие как www.japantoday.ru.
С.В. Чугров раскрывает специфику взаимоотношений Японии с окружающим миром, исследует особенности современного японского внешнеполитического менталитета и поведения, формирование новых
4
внешнеполитических приоритетов .
Следует отметить, что при изобилии научных публикаций о союзе Японии и США, их совместных национальных интересах, ни в отечественной, ни в зарубежной науке не существует обобщающего исследования, в котором находил бы отражение весь комплекс японо-американского экономического и военно-политического и культурного взаимодействия в глобальном и региональном измерениях, перспективы развития альянса и условия становления Японии в качестве равноправного партнера.
Научных исследований, которые посвящены японо-китайским отношениям довольно мало, главным образом, по причине отсутствия временной дистанции, дающей возможность обобщения и систематизации фактического и фактографического (историографического) материала, чтобы сделать соответствующие выводы и прогнозы. Интерес исследователей сосредоточен в основном на проблемах региона Восточной Азии в целом, либо на вопросах внутриполитического и внешнеполитического курса каждой из изучаемых стран в отдельности. Из работ, которые посвящены китайскояпонским отношениям рубежа веков, захватывающих и изучаемый период, нужно указать на труды А.В. Семина , Л.Г. Арешидзе и др.
Основной материал по изучению данной темы дают также различные статьи и обзоры как научного, так и публицистического характера, при этом большей частью в зарубежных изданиях, наиболее ценными среди которых являются научные работы, детально разрабатывающих отдельно взятые
7
вопросы двусторонних отношений в историческом плане .
Детально изучаются в отечественной исторической науке и вопросы внешней политики стран Африки. Необходимо назвать следующих африканистов, исследования которых оказали немаловажную помощь в оценке международных связей Африки при написании исследования: А.М. Васильев, Ан.А. Громыко, Т.Л. Дейч, Е.Н. Корендясов, Н.Л. Крылова, Э.Е. Лебедева, Е.А. Тарабрин, В.М. Татаринцев, В.Г. Шубин и другие. Полезными оказались для работы над исследованием также коллективные работы сотрудников Института Африки РАН, которые посвящены проблемам международных отношений и внешней политики стран Африки, в том числе, «Африка и мир в XXI веке»; «Международные проблемы стран Африки»; «Мировые державы в Африке и
о
интересы России»; «Африка в современных международных отношениях» и другие. Нужно отметить, что на протяжении многих лет африканское направление не занимало должного места в международных отношениях Японии, а Япония не входила в число наиболее активных внешних партнеров стран Африки, поэтому в российской японистике и африканистике специальных исследований по этой теме практически не было создано. 6
В целом можно констатировать, что обобщающих исследований по японской «мягкой силе» как фактору внешней политики этого государства еще не создано.
Цель исследования состоит в изучении особенностей и роли «мягкой силы» во внешней политике Японии на рубеже XX - XXI вв.
Задачи исследования:
- изучить особенности «мягкой силы» во внешней политике Японии;
- рассмотреть внешнюю политику Японии и влияние на нее политики США;
- изучить экономические и политические отношения между Китаем и Японией;
- выявить особенности международных отношений Японии и Африки на рубеже XX - XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по 2010 г. В изучаемый период произошли значительные перемены в самой системе международных отношений, связанные с окончанием «холодной войны», и во взаимодействии по линии Япония - США, КНР, страны Африки. Нижняя граница диктуется окончанием «холодной войны», что логично отразилось на японо-американском альянсе в силу необходимости его адаптации к современной международной жизни. Верхняя граница обусловлена формированием современных внешнеполитических отношений Японии и влиянии на них политики «мягкой силы», которые подвержены постоянным динамичным изменениям.
Географические рамки. В исследовании нами, кроме Японии, рассматриваются американский континент, регион Восточной Азии (КНР) и страны африканского материка.
Методы исследования. Изучаемый предмет предопределил выбор системного подхода в качестве методологической основы исследования. Его использование позволяет нам рассматривать различные альянсы с Японией в качестве целостной системы, атрибуты которой возникают в процессе
осуществления внешнеполитического сотрудничества регионов и стран. Интегрирующим для исследования стал принцип историзма, выступающий как принцип познания явлений в их становлении и развитии. Значительным для исследования стал также историко-генетический подход, который основан на анализе объекта на различных этапах его функционирования и развития, что позволило проследить его эволюцию в рамках рассматриваемого нами периода.
При проведении данного исследования наряду с общенаучными (сравнение, анализ и синтез, моделирование) использовались также методы исторического познания: синхронный, предполагающий изучение объекта в контексте более широкой исторической обстановки, хронологический - как последовательное рассмотрение событий в их временной протяженности.
Объектом данной работы является политика «мягкой силы» в Японии.
Предметом исследования является «мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже ХХ - XXI вв.
Источниковая база исследования. При написании исследования источники были использованы документы исполнительной власти Японии, документы исполнительной власти США, КНР, стран Африки, а также Г олубые книги по дипломатии, которые выпускаются Министерством иностранных дел Японии. Эти ежегодные обзоры отражают официальную позицию японского правительства, содержат основные принципы политики страны в области обеспечения национальной безопасности, а также фактические и статистические данные, которые необходимы для анализа последних тенденций в рассматриваемой сфере. Официальные правительственные источники позволяют получить четкое представление об
.... 9
основных направлениях и ориентирах японской внешней политики .
К другой группе источников относятся документы, которые отражают концептуальные установки Соединенных Штатов: Стратегия национальной безопасности США нового века, Национальная военная стратегия США в XXI веке, а также документы, посвященные рассмотрению вопросов сотрудничества с Японией, специфика которых заключается в том, что они отражают мнение официальных лиц Соединенных Штатов на значимость отношений со страной восходящего солнца. Еще одна группа источников представляет собой документы о двусторонних договорах Японии и США, а также международные договоры, позволяющие проследить динамику японо-американского военнополитического альянса, возможности и ограничения сотрудничества двух стран. Данные документы демонстрируют, насколько значимыми являются для Вашингтона отношения с Японией как с главным союзником в Азии .
События, которые происходят в Восточной Азии в изучаемом периоде, отражаются в СМИ, периодических изданиях, электронных ресурсах . Поэтому в ходе написания работы использовались, прежде всего, первоисточники - документы, договоры, соглашения и официальные заявления государственных должностных лиц, размещенные на официальных интернет-страницах государственных органов КНР, Японии . Динамика китайско-японских
контактов на фоне общей внешнеполитической государственной деятельности обеих стран рассматривалась в издаваемых в России ежегодниках по Японии .
Можно выделить также несколько основных групп использованных в работе источников по внешней политике с Африкой:
- Дипломатические ежегодники МИД Японии и другие официальные
14
документы ;
- выступления японских государственных деятелей ;
- материалы встреч и переговоров на высшем уровне японских и африканских политиков ;
- официальные документы и пресс-релизы африканских организаций, прежде всего - Африканского Союза .
Определенный объем информации о наиболее актуальных событиях был найден в российских и зарубежных средствах массовой информации, как в предназначенных для широкой публики, например, «Japan Times» и «Channel News Asia», так и в специализированных изданиях по африканистике, востоковедению и международным отношениям, таких как «Foreign Affairs», «Азия и Африка сегодня» и других.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые проведен комплексный анализ динамики проявления японской политики «мягкой силы» в основных геополитических регионах мира - США, Азии, Африки. Проведенный анализ трансформации внешнеполитической деятельности Японии позволил сделать прогнозы относительно перспектив развития культурной политики «мягкой силы». Комплексное решение поставленных задач позволило определить значение политических союзов Токио и Вашингтона, Пекина, государств Африки и оценить перспективы их развития и потенциал влияния на ход событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов как для дальнейшего изучения проблематики японской внешней и культурной, гуманитарной политики. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ, учебных пособий и учебников, а также в учебном процессе при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории международных отношений и регионоведению.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании рассматривалась особенность и роль применения Японией «мягкой силы» во внешней политике на рубеже ХХ - XXI веков
Была рассмотрена проблема содержания понятия «мягкой силы» во внешней политике, а также его реальное наполнение. На рубеже ХХ - XXI веков акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской «мягкой силы» направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей. Выигрышный образ Японии в глазах мира, это - успешный опыт модернизации страны, достигшей высочайшего уровня экономического развития, сопоставимого с американским и европейским, без ущерба для самобытной японской культуры. Но самый главный ресурс - это глобальное влияние в мире (и прежде всего в азиатских странах) японской поп-культуры, начиная с комиксов - манга, анимационных фильмов - анимэ, кино, поп-музыки, моды, кухни и т.д. В Токио первыми на Азиатском континенте, правда, с заметным опозданием по сравнению с западными странами, пришли к пониманию и активному использованию «мягкой силы» в качестве мощного инструмента международного влияния. Именно в таком ключе строится внешняя политика Японии. В первую очередь Япония выстраивает отношения с США. Так, формулируя три главных направления внешней политики Японии, на первое место ставится «усиление японо-американского союза», на второе - внимание к отношениям сотрудничества с соседними странами, а на третье - «усиление экономической дипломатии как вклада в возрождение японской экономики».
Союзные отношения с США, поставленные в центр внешней политики как «начало всех начал», резко ограничивают кругозор и сферу политических маневров, прежде всего потому, что этот союз не сбалансирован.
Непросто складываются отношения Японии с ее западным соседом Китаем. Территориальные инциденты последнего времени несколько разбалансировали деликатные международные отношения в Северо-Восточной Азии, с Китаем. Все это не внушает оптимизма относительно наступления «эры гармонии» в регионе. Япония возлагает большие надежды на «мягкую силу», прежде всего на влияние массовой культуры и финансирование обменов. Выросло уже целое поколение в Китае, воспитанное на японской поп-культуре. Действие «мягкой силы» должно рассматриваться как психологический итог воздействия всех ее составляющих. Важное значение в экономических отношениях двух стран имеет проникновение в Китай корпоративной культуры ведения бизнеса. Частные каналы начинают играть все более заметную роль в применении Японией «мягкой силы» в отношении КНР. Японский бизнес пока осторожно проникает в Китай, опасаясь вспышек антияпонских настроений. Но идет процесс не только создания заморских дочерних предприятий, не только перенос японских методов управления на китайскую почву. Серьезным вопросом стала передача корпоративной культуры и норм социальной ответственности бизнеса, являющихся одной из привлекательных черт японской «мягкой силы». При всей ограниченности возможностей «мягкой силы», очевидно, ей нет альтернативы, если рассчитывать на улучшение отношений в обозримом будущем. Японские специалисты считают, что терпение и целенаправленная работа помогут сохранить тот фундамент, на котором удастся построить подлинно добрососедские отношения.
Также проблемно выстраиваются взаимоотношения Японии и Африканских стран. На протяжении долгого периода времени отношения Японии с Африкой носили эпизодический характер и не занимали заметного места в ее внешнеполитической деятельности. В последние десятилетия эти отношения развиваются достаточно быстрыми темпами, став важным компонентом международной жизни, из чего следует необходимость их комплексного изучения, как современном этапе, так и в исторической ретроспективе.
Отсчет нынешнего этапа японо-африканских отношений можно вести с проведения в 1993 г. Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД - Tokyo International Conference on African
Development/TICAD). С тех пор ТИКАД проводится каждые пять лет. Конференция стала свидетельством выдвижения Африки в число приоритетных направлений внешней политики Японии.
Исходя из представленной в исследовании информации, можно сделать вывод, что ввиду сложившихся обстоятельств, в среднесрочной перспективе можно предположить дальнейшее расширение сферы сотрудничества между Японией и государствами Африки в экономической сфере, а также рост активности Японии в сфере оказания помощи развитию африканским странам.
Большое пространство для японской «мягкой силы» открывает сфера образования. Из наиболее заметных центров, где занимаются развитием научных и культурных связей с Японией и преподают японский язык, можно назвать Центр японских исследований в Преторийском университете ЮАР. При этом Африка - огромный континент, на пространстве которого Япония может реанимировать свой потенциал «мягкого» воздействия, испытывающий деструктивное влияние реформ в военной сфере. Африка в какой-то степени может стать альтернативой АТР, где японская «мягкая сила» сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны Китая и Южной Кореи, а в перспективе - Индии и стран АСЕАН.
Активизируя работу по экономическому направлению в сочетании с инструментами «мягкого» влияния, Токио способен с присущей японцам тактичностью добиться внушительных результатов в завоевании симпатий населения стран Африки. Самое важное, что японское правительство - весьма дальновидно и, по высказыванию Синдзо Абэ, отдает себе отчет в том, что
Африку сегодня нужно воспринимать не как реципиента помощи, но как партнера для роста.



1. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. В 4 т. События и документы 1918 - 2003. Т. 3. События. 1945 - 2003. - М.: Московский рабочий, 2003. - 418 с.
2. В Японии окончательно принят закон о расширении полномочий сил
самообороны страны / ИТАР-ТАСС, 18.09.2015. - URL:
http://tass.ru/mezhdunarodnava-panorama/2274808
3. Министерство иностранных дел КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.ip/region/asia-pa-ci/china/ioint0805.html
4. Министерство иностранных дел Японии:
http://www.mofa.go.ip/mofai/area/asean/pdfs/sees eve.pdf
5. Найкакуфу дайдзин камбо сэйфу кохосицу. Гайко-ни кан суру ёрон тёса (Информационное бюро при канцелярии кабинета министров. Опрос общественного мнения по вопросам внешней политики): http: //www8.cao.go.ip/survev/h24/h24-gaiko/zh/z06. html-z014. html
6. Обзор истории развития китайско-японских отношений / Центр военно-политических исследований [Электронный ресурс]. URL: http://eurasian-
defence.ru/node/4587
7. Официальный сайт МИД Японии. - URL
www.mofa. go.ip/region/africa/
8. Официальный сайт МИД Японии. URL
www.mofa. go.ip/region/africa/



9. Японский фонд. Официальный сайт // http://ipfmw.ru/ru/about/o- fonde.html
10. 2012 нэн кайгай нихонго кёику кикан тёса (Исследование преподавания японского языка за рубежом за 2012 г.). — Нихонго кёику. 08.07.2013 (http: //www. ipf. go.ip/i/i apanese/survev/result/survev 12. html
11. «Китай и Южная Корея должны стремиться к свободной торговле без Японии» // China Daily News. 22.07.2013.
12. Визит государственного секретаря США Джона Керри в Токио и Сеул // Иомиури симбун. 16.04.2013.
13. Заявление Ё.Суга // The Japan Times. 05.07.2013.
14. Звонок Б. Обамы С. Абэ // Майнити симбун. 14.07.2013.
15. Интервью нобелевского лауреата Джозефа Стиглица // Асахи симбун.
15.06.2013.
16. Мнение Хисахико Окадзаки // Санкэй симбун. 15.09.2011.
17. Накануне визита премьера С. Абэ // Майнити симбун. 02.02.2013.
18. Нарушители // Майнити симбун. 31.07.2013.
19. Недовольство Вашингтона // Асахи симбун. 12.05.2011.
20. Новое направление японской экономической стратегии // Иомиури симбун. 09.06.2013.
21. Обеспокоенность Вашингтона // Майнити симбун. 26.04.2013.
22. Опрос общественного мнения //Асахи симбун. 23.09.2012.
23. Официальный Пекин опроверг свои планы // Асахи симбун.
02.08.2013.
24. Предупреждения дипломата К. Кэмпбелла // The Japan Times. 06.05.2011.
25. Пресс-конференция С.Абэ по итогам поездки в Сингапур //The Japan Times. - 26.07.2013.
26. Сомнения по острову Окинава //Майнити симбун. 12.06.2013.
27. Укрепление отношений между США и Японией // Асахи симбун. -
20.03.2013.
28. Участие Японии в Транстихоокеанском партнерстве // Асахи симбун.
29.06.2013.
29. Что дороже? // Асахи симбун, 06.05.2011.
30. Экономические возможности //Иомиури симбун. 26.03.2013.
31. Япония всегда будет верным союзником США // The Japan Times.01.01.2013.
32. AERA (The American Educational Research Association). 22.04.2013.
33. African Development Bank Group, «Fund for African Private Sector
Assistance». - URL: www.afdb.org/en/topics-and-sectors/initiatives-
partnerships/fund-for-african-private-sector-assistance/
34. Cabinet Office, Government of Japan, «Hideyo Noguchi Africa Prize». - URL: www.cao.go.ip/noguchisho/english/index.html
35. Community-Based Approach for Nutrition Action, COBANA.
36. Environmental and Social Challenges Fund for Africa (Фонд борьбы с социальными и экологическими проблемами в Африке): https://www.miga.org/proiects/environmental-and-social- sustainability/environmental-and-social-challenges-fund-for-africa .
37. International Planned Parenthood Federation Official Website, «Japan Trust Fund for HIV and reproductive health». - URL: www.ippf.org/our- work/programmes/Japan-Trust-Fund-HIV-and-reproductive-health
38. Japan External Trade Organisation Official Website, «Japan’s Outward FDI by Country/Region (Balance of Payments Basis, net and flow)». - URL: www.ietro.go.ip/en/reports/statistics/data/country1 e 13cy.xls
39. Japan International Cooperation Agency Official Website, «Annual report
by Japan International Cooperation Agency», 2014, p. 52. - URL:
www.iica.go.ip/english/publickations/reports/annual/2014/c8h0vm000090s8nn- att/2014 all.pdf1 «Infectious Disease Surveillance Project», AmRIDS.
40. Japan PM begins Africa tour in Ivory Coast» // Channel News Asia, 11 January 2014. - URL: http: //www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/i apan-pm- begins-africa/950588.html
41. Japan-China Relations // Ministry of Foreign Affairs of Japan [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.ip/region/asia- paci/china/index.html
42. Japandailypress: http://japandailypress.com/china-confirms-presence-of-
coast-guard-in-disputedwaters-0933577/
43. Japan-US Declaration on Security - Alliance for the 21 Century. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. mofa. go.jp
44. Ministry of Foreign Affairs of Japan, «Address by Prime Minister Shinzo
Abe at the Asian-African Summit 2015, 22.04.2015. - URL:
http://www.mofa.go.jp/a o/rp/page3e 000325.html
45. Ministry of Foreign Affairs of Japan, «Remarks by Prime Minister Junichiro Koizumi on the Japan’s Initiative for Cooperation for Africa», 14.05.2003. - URL: http: //www.mofa.go ■ip/region/africa/remark0305 .html
46. Ministry of Foreign Affairs of Japan, «Speech by Prime Minister Yoshiro Mori “Africa and Japan in the new Century”, at Gallagher Estate, Midrand, Republic of South Africa (provisional translation)», January 9, 2001. - URL: www.mofa.go.ip/region/africa/pmv0101 /pmspeech.html
47. Ministry of Foreign Affairs of Japan, Diplomatic Bluebook, 2005, p.204. - URL: www■mofa■gO■ip/policv/other/bluebook/2005/ch3-d■pdf
48. Ministry of Foreign Affairs of Japan, Japan’s Official Development
Assistance White Paper 2009. - URL:
www.mofa.go.ip/policy/oda/white/2009/html/honbun/b2/s2 3 04.html
49. Multilateral Investment Guarantee Agency Official Website. - URL: www.miga.org/projects/index.cfm?stid= 1826
50. Вага гайконо кинкё (Внешняя политика Японии в минувшем году).
Министерство иностранных дел Японии. 2012 г.:
http://www■mofa■gO■ip/mofai/area/asean/pdfs/sees eye.pdf
51. Кокусай корю кикин. Хэйсэй 24 нэндо комоку бэцу гёму дзиссэй хококусё (Японский фонд. Годовой отчет за 2012 год). Токио, 2013.
52. Кэйдзай сангёсё (Белая книга по торговле и промышленности). 2012
г.: http: // www. meti. go. jp/report/tsuhaku2012/2012honbun/index.html.
2.Литература
53. Акаха Ц. Выбор между «мягкой» и «жесткой» силой в политике национальной безопасности Японии. - Тихоокеанское обозрение: 2008-2009. М., 2010. С. 42.
54. Арешидзе Л.Г. Международные отношения в Восточной Азии. Угрозы и надежды. - М.: Международные отношения, 2007.
55. Арин О. Япония: традиции и внешняя политика [Электронный ресурс]. - [Электронный ресурс]. URL: www.asiapacific.narod.ru
56. Африка в современных международных отношениях / Отв. ред.: Е.Н.Корендясов, В.Г.Шубин. - М.: Институт Африки РАН, 2011.
57. Африка и мир в XXI веке / Отв. ред.: Т.Л.Дейч, Е.Н.Корендясов. - М.: Институт Африки РАН, 2010.
58. Балмасов С. Япония в окружении... спорных территорий [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pravda.ru/world/asia/fareast/13-09- 2010/1048547-japan-1/
59. Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? - М.: Экономика, 2002. -
349 с.
60. Бородин Е.А. Официальная помощь развитию как основа для развития отношений Японии со странами Центральной Азии // Казанская Наука. - 2013. - №4.
61. Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. БРИКС - новый игрок на африканском континенте // Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 4,6.
62. Дейч Т.Л., Усов В.А. «Восходящие» державы на африканском континенте: пример Анголы // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 7.
63. Душебаев А. Взаимоотношения Китайской Народной Республики и
Японии [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.easttime.ru/reganalitic/3/236.html
64. Жуков А.Е., Лебедева И.П. Япония и современный мировой порядок. - М.: «Восточная литература» РАН, 2002.
65. Ивантер А. Сколько камней в саду Реандзи? // Эксперт. - № 1. - 29.12.2008.
66. Карелова Л.Б., Чугров С.В. Япония и окружающий мир: контакты с древности до «открытия» страны в 1853 г. /Внешняя политика Японии. Учебное пособие. М., 2008. С. 6-8.
67. Катасонова Е.Л. Япония: вызов западной цивилизации? — Япония: мифы и реальность. М., 1999. С. 186.
68. Каткова З.Д., Чудодеев Ю.В. Китай - Япония: любовь или ненависть? - М: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001.
69. Китайско-японские отношения: интересы Казахстана / Время Востока [Электронный ресурс]. URL: http: //www.easttime.ru/analytics/kit
70. Ковба Д.М. Теоретическая и практическая адаптация концепта «мягкой силы» восточноазиатскими государствами // Пространство и время. 4(18)/2014.
71. Ковригин Е.Б. Китайско-японские отношения через призму официальной помощи развитию (ОПР) в 1980-2000- х годах Япония 2012. Ежегодник. - М.: «АИРО-XXI», 2012. С.97-121.
72. Королев В.А., Кудрявцева С.С. «Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2.
73. Кунадзе Г. Япония и Китай: Бремя «особых отношений». — Японский калейдоскоп. М., 2006. С. 227-246.
74. Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XX в. // МЭМО. - 2001. - С. 109-117.
75. Международные проблемы стран Африки / Отв. ред.: Т.Л.Дейч, Е.Н.Корендясов. - М.: Институт Африки РАН, 2011.
76. Мировые державы в Африке и интересы России / Отв. ред.: Ан.А.Громыко. - М.: Институт Африки РАН, 2010.
77. Михеев В.В. Китай - Япония: конкуренция за лидерство. - М., 2007.
78. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии, XX век. - М.: ИВРАН, 2009.
79. Мотттняга. П. Внешняя культурная политика Японии. // Власть. - 2009/6.
80. Потапов М. Китай и Япония: партнеры и конкуренты в Восточной Азии// Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - № 6.
81. Радиков И.В., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №2.
82. Русакова О.Ф. Soft Power как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. Т.118. №3.
83. Сафаров Д. Почему у Японии много друзей в Африке и Азии? // Азия и Африка сегодня. - 2008. - № 4.
84. Семин А. Китай - Япония: лед тронулся // Азия и Африка сегодня. - 2010. - №9.
85. Семин А.В. Обзор японо-китайских отношений в связи с 55-летием образования КНР // Актуальные проблемы современной Японии. - М.: РАН, Ин-т Дальнего Востока, 2005.
86. Семин А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции (конец ХХ - начало XXI века). - М.: РАН, Ин-т Дальнего Востока,
2008.
87. Современные международные отношения: учебник / Под ред.
А.В.Торкунова, А.В. Мальгина. - М.: Аспект Пресс, 2012. - С.336-381.
88. Стрельцов В. Япония: курс на присоединение к Транс тихоокеанскому партнерству // МЭиМО. - 2012. - № 12.
89. Титов В. Африка в формирующемся пост конфронтационном мире. - М., 2005.
90. Толстой В. История китайско-японских отношений в конце XIX - второй половине XX вв. как препятствие двустороннему политическому диалогу // Журнал международного права и международных отношений. -
2007. - № 3.
91. Фукуяма Ф. Новый взгляд на Азию // Россия в глобальной политике. -
2005. - № 1 (www.globalaffairs.ru).
92. Чугров С.В. Мягкое притяжение Японии // Полис. Политические исследования. - 2015. - №6.
93. Широков Г.К. Регионализация: новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков // Новая и новейшая история. - 2004. - № 4.
94. Энциклопедия Японии: http: //www.j apantoday.ru/entsiklopediya-yaponii- ot-a-doya/yaponskiy-fond.html.
95. Япония в поисках новой глобальной роли = Japan in search of a new global role / Ин-т востоковедения РАН; Ин-т Дальнего Востока РАН; Ассоциация японоведов. — М. : Вост. лит., 2014. - 303 с.
96. Япония и современный мировой порядок / Отв. ред.: Лебедева И.П., Жуков А.Е. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2002.
97. Иосида X. «Бэйкоку-ка, Тюгоку-ка?» (Америка или Китай?): http://dlib.eastview.com/browse/doc/22664022
98. Митигами X. Гайкокан га мита «Тюгокудзин-но тайнити кан» («Антияпонские чувства китайцев» глазами японского дипломата). Токио. С.133-143.
99. Симидзу Ё. Тюгоку ва надзэ ханнити-ни натта но ка? (Почему Китай стал антияпонским?). Токио, 2003, с. 44.
100. Танака К. Нихондзин ва гайкокудзин кираи? (Японцы не любят иностранцев?). - Кайро (Морские пути). 2008. - № 6. С. 90.
101. Токи X. Ниттю-но хасама-ни икиру дзайнити тюгокудзин-но омои (Что думают проживающие в Японии китайцы о своей жизни между Китаем и Японией). - Кокусай бунка кэнкю (Изучение международной культуры). 2013, т. 80. С. 11.
102. Цзян Юн. Нихонго гакусюся-но ибунка нодо-ни кан-суру исёку тёса (Исследование кросс-культурных аттитюдов студентов, изучающих японский язык в Китае) // Нихонго кёику (Преподавание японского языка). 2013. - № 154 (04). С. 100-114.
103. Ясино К., Мацумото Д. Кигё бунка идэн-но тамэ-но кигёнай комюникэсен: анкэто тёса-кара (Коммуникация для передачи корпоративной культуры: результаты анкетирования). — Reitaku Journal of Interdisciplinary Studies. 2002, vol. 10, No. 2, Autumn, p. 13.
104. Ali A. Mazrui, Seifudein Adem. «Afrasia, A Tale of Two Continents», NY, 2013.
105. Elizabeth Donnelly. «Japan-Africa engagement and TICAD IV: can Japan lead the way on African development?» // Africa Programme Paper, 08/01, London: Chatam House, 2008.
106. Hsiung J. C. Sea Power, Law of the Sea and Sino-Japanese East China Sea “Resource War”. — China and Japan at Odds. Deciphering the Perpetual Conflict. Ed. by J.C. Hsiung. N.Y., 2007. p. 133.
107. Ishida Michiyo. «Significance of Japan PM Abe's trip to Africa» //
Channel News Asia, January 15, 2014. - URL:
http://www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/significance-of-japan- pm/955528.html
108. Iwabuchi K. Recentering Globalization. Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham — London, 2002. Р. 212, 214.
109. Japan External Trade Organisation Official Website, «Japanese Trade and Investment Statistics». - URL: www.j etro .go .jp/en/reports/statistics/
110. Jide Owoeye. «Japan’s Policy in Africa», NY: E. Mellen Press, 1992.
111. Jing S. Japan and China as Charm Rivals. Soft Power in Regional Diplomacy. Ann Arbor, 2012, p. 37-38.
112. Kazue Demachi. «Japanese Foreign Assistance to Africa: Aid and Trade» // Afrasian Centre for Peace and Development Studies, Working Paper Series №58,
2009.
113. Morikawa Jun. «Japan and Africa. Big Business and Diplomacy», London: Hurst&Co, 1997 (на англ. языке). См. также: Morikawa Jun. «Minami Afurika to Nihon: kankei no rekishi, kozo, kadai», Tokyo, 1988 (на яп. языке).
114. Nakano Yo. Shared Memories. Japanese Pop Culture in China. — Soft Power Superpowers. Cultural and National Assets of Japan and the United States. Ed. By Ya. Watanabe and D. L. McConnell. N.Y., 2008, p. 111-112.
115. Neary I. The State and Politics in Japan. Cambridge, 2002, p. 174.
116. Nye J., Jr. Japanese Nationalist Turn. — Project Syndicate: http://www.inosmi.ru/fareast/20121110/202001718.html
117. Nye J., Jr. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N. Y. — Public Affairs. 2004, p. 52.
118. Reilly J. Strong Society, Smart State. The Rise of Public Opinion in China’s Japan Policy. N. Y., 2012. P. 35, 230-231.
119. Rose C. Sino-Japanese Relations. Facing the Past, Looking to the Future? Oxon, 2005.
120. Seifudein Adem. «Japan in Africa: Diplomacy of Continuity and Change», Institute of Global Cultural Studies, State University of New York at Binghamton, 2009.
121. Sudo S. It Takes Two to Tango: The Conflict as Japan Sees It. — China and Japan at Odds. Deciphering the Perpetual Conflict. Ed. by J.C. Hsiung. N.Y., 2007, p. 44.
122. Time": Чего хочет Китай, и чего боится? / ЦентрАзия [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1168981980
123. Tukumbi Lumumba-Kasongo. «Japan-Africa relations», NY: Palgrave Macmillan, 2010.
124. Uptal V. The Japan Foundation in China. An Agent of Japan’s Soft Power? — Japanese Strategic Thought Toward Asia. Ed. by G. Rozman, K. Togо,
J.P. Ferguson. N. Y., 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ