1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ
ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Сущность и структура сферы образования 5
1.2. Содержание государственной и муниципальной политики в сфере
образования 13
1.3. Правовая основа управления сферой образования 16
2 ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРЕМЕРЕ Г. БАРНАУЛ) 21
2.1 Общая характеристика и полномочия Комитета по образованию города
Барнаула 21
2.2. Система органов местного самоуправления в сфере образования 23
2.2. Анализ состояния общего и дополнительного образования в г. Барнаул . 26
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В Г. БАРНАУЛ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы. Настоящее время системе образования уделяется большее внимание.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение
определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.
На современном этапе развития социальная значимость образования возрастает. Образование является важнейшим фактором развития национальной экономики и культуры, усиления позиций страны в системе международных отношений, важнейшим условием укрепления государственности.
Управление образованием, в том числе и муниципальным, стало в последние годы достаточно активно реформироваться, а также модернизироваться. На смену районным отделам образования и муниципальным департаментам пришли образовательные округа.
Указанная административно-правовая (управленческая) составляющая снаряду достаточно интенсивно проходящим в России процессом урбанизации вызывают достаточно актуальную необходимость в теоретическом анализе создания образовательного пространства промышленного города, которое крайне необходимо при формировании современной концепции управленческой модели образования.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена новыми вызовами и угрозами, стоящими перед системой российского образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления. Проблемы современного образования сформулированы в недавно утверждённой Правительством РФ «Концепции развития образования на 2016-2020 годы». Наиболее ощутимы эти проблемы на муниципальном уровне управления.
Объект исследования - деятельность Комитета образования города Барнаула.
Предмет исследования - механизм муниципального управления в сфере образования.
Целью работы является выявление особенностей и проблем муниципального управления в сфере образования и поиск возможных путей совершенствования.
На основе поставленной цели следует выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и правовые основы управления сферой образования в РФ.
2. Исследовать особенности муниципального управления в сфере образования (на примере городского округа г. Барнаул).
3. Проанализировать основные проблемы и пути
совершенствования управления образованием в г. Барнаул.
При выполнении работы применялись следующие методы исследования: графо-аналитический, статистический, сравнительного
анализа.
Информационная база проведенного исследования представлена законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня управления, научными монографиями, статьями и авторефератами диссертаций по вопросам управления сферой образования, отчетами администрации г. Барнаул, Интернет-ресурсами.
Анализ деятельности муниципальной образовательной системы показал, что задачи, поставленные на 2018 год в основном решены, обеспечена успешная реализация приоритетных направлений развития.
В отчетном 2018 году в системе образования города Барнаула в целом успешно сочеталось устойчивое результативное функционирование с инновационным развитием.
Системный подход к проблеме эксплуатации зданий и сооружений обеспечил отсутствие в городе аварийных зданий, качественную подготовку учреждений образования к новому учебному году и отопительному сезону.
В лучшую сторону менялась учебно-материальная база общеобразовательных организаций: приобреталось новое учебно¬
лабораторное оборудование, оборудование для школьных столовых.
В ближайшей перспективе актуальными остаются задачи увеличения охвата детей дошкольным и дополнительным образованием, сокращения численности обучающихся во вторую смену, создания современных условий обучения.
Развитие системы образования города Барнаула в 2019/2020 учебном году будет направлено на реализацию следующих задач:
• обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования;
• обеспечение условий реализации ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования и введения ФГОС среднего общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ;
• реализация мероприятий Стратегии воспитания в Российской Федерации, направленных на формирование гармоничной, социокультурной личности, разделяющей традиционные нравственные ценности, уважающей культуру и традиции народов России, способной к мирному созиданию и защите Родины;
• создание условий для повышения доступности услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе посредством реализации государственной программы «Доступная среда», Дорожной карты по повышению значений показателей доступности действующих объектов и услуг для инвалидов, создание универсальной безбарьерной среды;
• реализация государственной и муниципальной программ, направленных на создание в общеобразовательных организациях новых мест в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения;
• Обеспечение права обучающихся на качественную профессиональную ориентацию, в том числе через реализацию мероприятий движений JuniorSkills и WorldSkills;
• совершенствование системы выявления поддержки и развития способностей и талантов обучающихся и воспитанников в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
• развитие системы отдыха и оздоровления детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
• развитие системы муниципальной оценки качества образования и независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательных организаций;
• реализация мер, направленных на повышение качества общего образования, в том числе по поддержке общеобразовательных организаций, демонстрирующих низкие образовательные результаты и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
• внедрение национальной системы профессионального роста педагогов, обеспечивающей развитие кадрового потенциала системы образования;
• повышение эффективности, качества организации и содержания системы повышения квалификации управленческих и педагогических работников;
• обеспечение развития современной безопасной цифровой образовательной среды.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019)"Об образовании в Российской Федерации" // СПС «Гарант». - URL: http: //base.garant.ru/70291362/
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Гарант». - URL: http: //base.garant.ru/70684666/#help
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009
г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (ред. 31.12.2015 г.) // СПС «Гарант». - URL:
http: //base.garant.ru/197127/
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // СПС
«КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_110255/
5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2014)" "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // 54 СПС «КонсультантПлюс». - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 131131/
6. Авраамова Е.М. и др. Требования работодателей к системе
профессионального образования. - М.: МАКС ПРЕСС, 2006. . Адамский
А. Министерство счастья // Время - МН. 2014. - 675 с.
7. Алексеева С.Г., Ермоловская О.Ю. Анализ и перспективы развития системы образования в РФ. «Вестник Академии». Научный журнал Московской Академии предпринимательства, №2, 2014.
8. Алексеева С.Г., Ионкина Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с малым бизнесом // Системные технологии. — 2017. — №24. — С. 43-47.
9. Андиева М.С. Особенности управления образованием в Российской Федерации: Правовой аспект // Право и образование. - 2016. - №6. - С.33
10. Белоруков Д.А., Степичев А.В. Роль и значение социальной сфера в современной экономике // Системные технологии. — 2017. — №24. — С. 11-14.
11. Беляков С.А. и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты. - М.: МАКС ПРЕСС, 2016. - 229 с.
12. Братановский С.Н. Государственное управление образованием в России. Саратов, 2016. - 675 с.
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 с.
14. Вульфович Р.М., Садыхова А.А. Понятие и сущность системы
государственного управления // СЗАГС. Ежегодник 2001. - СПб.:
издательство СЗАГС, издательство «Образование - Культура», 2015, - С.23
15. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 с.
16. Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
17. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра- М, 2016. - 158 с.
18. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 с.
19. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М.: ИНФРА, 2016. - 453 с.
20. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 с.
21. Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие. / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2015. - 304 с.
22. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 с.
23. Коротков А.В. Управление качеством образования. - М.:
Академический проект, 2016, - 675 с.
24. Кузнецов А.В. Свобода творчества против свободы потребительства: выбор за человеком // Философия хозяйства , 1913. - №5 (89). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. - С. 86 - 95
25. Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 2016. - 554 с.
26. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 с.
27. Макущенко Л.В. Задачи муниципального уровня современной России // Экономические науки, Москва. - 2013. - № 2 (39). - с. 23-37
28. Медведева Н.В. Управление средним образованием на муниципальном уровне: Автореф. дисс.к.социол.н.: 22.00.08. - М.: РГСУ, 2010. - URL: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-srednimobrazovaniem- na-munitsipalnom-urovne-v-sovremennoi-rossii
29. Мельков, С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
30. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
31. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
32. Панибратов, Ю.П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: Учебное пособие / Ю.П. Панибратов. - М.: Академия, 2017. - 432 c.
33. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
34. Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: методическое пособие /М.М. Поташник, А.В. Соложнин. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 480 с.
35. Пуденко Т.И. Управление развитием образования на
муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации: Автореф. дисс.д.э.н.: 08.00.05. - М.: НОУ ВПО «Московский
психологосоциальный институт», 2011. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati- dissertatsiiekonomika/a214.php
36. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 665 с.
37. Севрук А.И. Информационное обеспечение управления качеством общего среднего образования Автореф. дисс.д.пед.н.: 13.00.01. - Тюмень: ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2004. -
URL: http://netess.ru/3pedagogika/443873-1-informacionnoe-
obespechenieupravleniya-kachestvom-obschego-srednego-obrazovaniya.php
38. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы международной научно-практической конференции. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.
39. Широков, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.
40. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.