Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка качества кредитного портфеля банка (Международный Банковский Институт)

Работа №89259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

банковское дело и кредитование

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ПАО «Банк «Санкт-Петербург». Это один из крупнейших участков российского рынка банковских услуг.
Проведен анализ финансового положения за 2017-2021 годы.
Сделан анализ кредитного портфеля и оценка его качества за 2017-2021 годы.
Рассмотрена методика оценки и осуществления операций банка по кредитованию заемщиков
Предложены пути совершенствования формирования кредитного портфеля коммерческого банка.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. Кредитные операции банка: сущность и классификация 6
1.2. Кредитная политика коммерческого банка: порядок формирования кредитного портфеля 10
1.3 Система управления кредитным портфелем коммерческого банка 17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 21
2.1. Анализ финансового положения ПАО «Банк « Санкт-Петербург» за 2017-2021 гг. 21
2.2. Анализ кредитного портфеля ПАО «Банк «Санкт-Петербург» и оценка его качества за 2017-2021 гг. 32
2.3. Методика оценки и осуществления операций банка по кредитованию заемщиков 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 44
3.1. Основные проблемы формирования кредитного портфеля коммерческого банка. 44
3.2. Пути оптимизации кредитного портфеля банка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


В настоящее время для банковской системы характерно стабильное увеличение выдачи кредитов, предоставленных заемщику с одновременным ростом удельной доли просроченных ссуд. Но при этом в целом, проблемы банковской системы России обусловлены двумя причинами: во-первых, на лицо неблагоприятные макроэкономические условия, во-вторых, существуют внутренние причины, связанные с особенностями деятельности самих коммерческих банков. Так же стремительное развитие российской банковской системы определило возможность руководителей банков и их работников овладеть методами и приемами работы, в отличие от западных стран, где процесс становления банковской системы происходит в течение нескольких веков.
Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что кредитование является одним из важнейших видов операция, в банковской деятельности исходя из того, что в последнее время в нашей стране можно наблюдать резкое возрастание объемов кредитования физических и юридических лиц. Кредитный рынок в России постоянно развивается и усовершенствуется. Сегодня банки предоставляют широчайший спектр кредитов: ипотечные кредиты, кредиты на покупку автомобилей, потребительские кредиты, а также кредитные карты, которые особенно пользуются популярностью среди населения.
Таким образом, для обеспечения надлежащей экономической эффективности кредитных отношений необходима их обоснованная оптимизация, способствующая выбору приоритетов и наиболее прибыльных решений в этой сфере, что имеет большое значение в плане определения перспектив из развития и достижения положительных финансовых результатов в данной деятельности.
Предметом исследования выпускной работы являются –оптимизация и оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка
Объектом исследования является ПАО «Банк «Санкт-Петербург», один из крупнейших участков российского рынка банковских услуг.
Банк предоставляет клиентам весь спектр банковских услуг. Банк имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Приозерске, Москве, Киришах, Калининграде и Гатчине; представительство в Новосибирске. [25]
По результатам 2021 года активы банка составили 844.75 млрд.руб. За год активы увеличились на 7,99%.
По состоянию на 1 января 2021 года в банке обслуживалось 1,93 млн физических лиц и 50 тыс. компаний
Согласно предварительным итогам деятельности за 2021 год по РСБУ, банк имел следующие финансовые показатели:
Чистый процентный доход банка - 25,0 млрд. руб, чистый комиссионный доход - 7,30 млрд., чистый доход от операций на финансовых рынках равнялся 5,7 млрд руб.
Выручка составила 39,4 млрд рублей, операционные расходы — 14,2 млрд руб., чистая прибыль - 11,7 млрд руб. [7]
Целью работы является выявление проблем и путей решения кредитного портфеля коммерческого банка. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую кредитные отношения, основные виды, структуру и понятия кредитных отношений;
• Определить принцип организации и функционирования кредитного портфеля коммерческого банка;
• Проанализировать кредитные отношения в коммерческом банке РФ;
• Выявить проблемы и пути их решения, а так же перспективы функционирования кредитных отношения коммерческого банка.
Структура выпускной квалификационной работы
обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, десяти разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрываются теоретические основы кредитных операций в Российской Федерации.
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу и учету операций банка по кредитованию заемщиков в Российской Федерации на примере ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
Третья глава выпускной квалификационной работы содержит выявленные проблем кредитного портфеля и его перспектив развития в коммерческих банках России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены следующие основные результаты.
Рассмотрены главные особенности, которые присущи кредитному портфелю коммерческого банка: регламентирующие кредитные отношения, основные виды, структуры и понятия кредитных отношений; определены принцип организации и функционирования кредитного портфеля коммерческого банка.
По результатам анализа оценки состояние кредитного портфеля ПАО «Банк» Санкт-Петербург» были сделаны следующие выводы:
На 1 января 2021 года доля проблемной задолженности (общая доля просроченных кредитов и обесцененных, но не просроченных) составила 14.3% (15.2% на 1 января 2020 года). Доля просроченных кредитов составила 5.9% кредитного портфеля. Доля просроченных кредитов корпоративным клиентам составила 6.2%; доля просроченных кредитов физическим лицам – 4.7%. Доля обесцененных, но не просроченных кредитов на 1 января 2021 составила 8.3% кредитного портфеля. Уровень покрытия просроченной задолженности резервами составляет 187%. Объем списаний за 2020 год составил 9.7 млрд рублей.
Значимыми изменениями системы управления кредитным риском в ПАО «Банк «Санкт-Петербург» году стали:
В целях повышения конкурентоспособности условий для наиболее надежных заемщиков и увеличения их доли в кредитном портфеле, увеличен вес премии за кредитный риск в расчете процентной ставки по кредитам юридическим лицам при сохранении среднего уровня премии.
В целях сокращения времени рассмотрения кредитных заявок физических лиц за счет увеличения доли автоматически принимаемых кредитных решений, внедрены новые инструменты оценки кредитного риска и противодействия мошенничеству, в том числе по расширенной в 2020 году продуктовой линейке кредитов физическим лицам.
Поскольку кредиты клиентам формируют существенную часть активов Банка, поддержание высокого качества кредитного портфеля остается приоритетной задачей. Это определяет необходимость выделения наиболее актуальных проблем:
1. Проблема увеличения резервов на возможные потери, исходя их этого следует понимать и то, как на размер фактически созданного резерва влияет сумма обеспечения (залога) по кредиту. Обеспечение по кредиту может значительно сокращать размер фактически созданного резерва. Однако не всегда это обеспечение удается эффективно оценить и принять в расчет его реальную рыночную стоимость. В случае наступления дефолта заемщика обеспечение по договору залога переходит в собственность кредитного учреждения, но его реализация в условиях кризиса может занять достаточно много времени и привести к дополнительным рискам и издержкам.
2. Проблема недостаточного контроля над оценкой кредитоспособности заемщика при выдаче кредитов через онлайн-банк. Банковские риски являются в большей степени социально ответственными процессами. В условиях, когда банки рискуют не только собственными, но, главным образом, заёмными ресурсами, последствия становятся более острыми. В случае неудачи теряет не только банк, но и его клиенты - физические и юридические лица, разместившие в нём свои денежные средства. Банковские кризисы оказываются при этом более болезненными, чем кризисы производства, поскольку влекут за собой многочисленные финансовые потери участников, связанных друг с другом цепочкой денежно-кредитных обязательств.
3. Рост числа невозвратов по кредитам. В первую очередь данная проблема проявляется из-за отсутствия механизма влияния на процессы невозврата кредита банками. Очень часто при заключении кредитного договора у банков есть не вся информация о заемщике, что сказывается на увеличении доли выданных кредитов неплатежеспособным заемщикам. Темп прироста за полугодие с начала пандемии коммерческие банки начали пересматривать критерии заемщиков для одобрения кредитов. Буквально сразу же банки стали повышать требования к заемщику к его положительной кредитной истории, а также к показателю долговой нагрузки потенциального заемщика таким образом, чтобы ссудополучатель смог в дальнейшем комфортно обслуживать свою задолженность без вреда для своего материального положения.
Исходя из этого, были предложены следующие виды решения проблем:
1. Установить ежеквартальный мониторинг потенциальных клиентов.
2. Обеспечение эффективности банковского кредитования, как основного вида деятельности банка.
3. Для каждого дня рассчитывать суммарные денежные изъятия.
4. Мониторинг риска
5. Пересмотр программы страхования кредита
6. Доработка программного обеспечения
Таким образом, важнейшей задачами российских коммерческих банков на этапе развития своего кредитного портфеля является: усовершенствование всей системы кредитования; Разработка единой системы требований к заемщикам, которая бы помогла произвести простую, но качественную оценку суммы, на получение которой они могут рассчитывать; Создание в законодательстве Российской Федерации норм и законов, позволяющих эффективно взыскивать долги по кредитам, чтобы в будущем избежать различных проблем в банковской системе.



1. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности». // Официальный интернет-портал правовой информации.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218 (ред. от 02.07.2021).
4. Федеральный закон Российской Федерации «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353 (ред. от 30.12.2021).
5. Положение Банка России от 28.06.2017 №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
6. Указание Банка России от 13.01.2017 N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами"
7. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2021 года
8. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2020 года
9. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2019 года
10. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2018 года
11. ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
12. А.Г. Куликов. Деньги, кредит, банки: учебник/-КноРус, 2014.-С. 308.
13. С.А.Даниленко, М.В.Комиссарова. Банковское потребительское кредитование: учебно-практическое пособие/- Юстицинформ, 2015.-176 с
14. Хлобыстов А.Ю. Страхование банковских рисков на базе партнерских отношений банка и страховой компании // Актуальные проблемы финансово-кредитной сферы и финансового менеджмента. Сборник научных трудов ППС, аспирантов и магистров кафедры банковского дела и финансового менеджмента / МЭСИ. М., 2015. С. 105 - 114.
15. Ильина Л.В., К.Н. Никитин О принципах управления портфелями однородных банковских ссуд / Л.В. Ильина, К.Н. Никитин // Экономические науки. – 2011. - № 8. – С. 189.
16. Славянский А.В. Управление кредитным портфелем как один из элементов системы управления кредитным риском / А.В. Славянский // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - № 6. – С. 23.
17. Вайсбек Е.Н. Управление кредитным портфелем коммерческого банка [Электронный ресурс] / Е.Н. Вайсбек //
18. Черкасов В.Е. Банковские операции: финансовый анализ. – М.: Консалтбанкир, 2014. – 326 с.
19. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт-Издат, 2014. –102 с.
20. Лаврушин О.И. / Банковское дело. Современная система кредитования. Учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, М. : КНОРУС, Финансовый Университет при Правительстве РФ,- 2016. — 360 с.
21. Кредитная политика коммерческого банка: практическое пособие. / Б.Н. Никифоров – М.: Лаборатория книги, 2019. – 134с.
22. Гаджиагаев, М. А. Кредитный портфель и надёжность коммерческого банка/М.А.Гаджиагаев // Фундаментальные исследования. – 2016 – № 9 – 114с
23. О возможных методах работы с проблемной задолженностью: статья в научном журнале «Теория и практика общественного развития» №17 / Ямщиков Н.А., 2015. – С.72-74
24. Гетман Т. А. Управление качеством кредитного портфеля коммерческого банка: дис канд. экон. наук. Волгоград, 2018. С. 13-25
25. Деменков А. В. Кредитный портфель коммерческого банка: природа возникновения и совершенствование методов управления / А.В. Деменков // Вектор экономики. 2019. № 5 (35). С. 126.
26. . Красова Е. В. Проблемы повышения конкурентоспособности российских банков на национальном и международном рынках / Е.В. Красова, К.Е. Попкова // Фундаментальные исследования. 2017. № 12-6. С. 1233-1237.
27. Кузнецова О. Н. Управленческий учет и анализ: методы оптимизации бизнес-процессов банка // European Social Science Journal. 2017. № 12. С. 102-107.
28. Лаврушина О. И. Управление деятельностью коммерческого банка / под ред. О.И. Лаврушина. М. : Юристъ, 2018. С.151. 35.
29. Лаврушина О. И. Банковские риски: учебное пособие Автор: под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. М. : КНОРУС. 2017. С. 32. 36.
30. Лаврушина О.И. Основы банковского менеджмента. /Под ред. О.И.Лаврушина. М. : ИНФРА-М, 2017. С. 140.
31. Ларионова И. В. Риск менеджмент в коммерческом банке. Москва: Кнорус, 2018 г. С. 150.
32. Официальный сайт ПАО «Банк «Санкт-Петербург» [https://www.bspb.ru/]
33. ГАРАНТ - информационно-правовой портал [www.garant.ru]
34. Справочная информация и рейтинг банков [www.banki.ru]
35. Официальный сайт Банка России [www.cbr.ru]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ