ЯЗЫКОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УРОВНЕ ЗАГОЛОВКОВ (на материале американских газет)
|
1. ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ 6
1.1. Языковое воздействие как объект лингвистического изучения 6
1.2. Классификация способов и приемов языкового воздействия 20
1.3. Выводы по 1 главе 33
2. ГЛАВА. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВНЕ
ЗАГОЛОВКОВ 35
2.1. Особенности заголовков в газетно-публицистическом стиле 35
2.2. Классификация заголовков 38
2.3. Анализ приемов языкового воздействия в СМИ на материале
газетных заголовков The New York Times 41
2.4. Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ВОЗДЕЙСТВИЯ 6
1.1. Языковое воздействие как объект лингвистического изучения 6
1.2. Классификация способов и приемов языкового воздействия 20
1.3. Выводы по 1 главе 33
2. ГЛАВА. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УРОВНЕ
ЗАГОЛОВКОВ 35
2.1. Особенности заголовков в газетно-публицистическом стиле 35
2.2. Классификация заголовков 38
2.3. Анализ приемов языкового воздействия в СМИ на материале
газетных заголовков The New York Times 41
2.4. Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Современный человек окружен различными источниками информации, борющимися за его внимание. Зачастую, чтобы привлечь читателя, СМИ используют различные приемы воздействия. Их использование настолько широко и повсеместно распространено, что обычный читатель даже не обращает на них внимание. Таким образом, СМИ не только освещает, что происходит в мире, но и манипулирует общественными мнением, подводит читателя к определенным выводам.
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью феномена языкового воздействия. Так, много литературы посвящено практической стороне языкового воздействия, так называемому успешному общению. В частности, исследователи подчеркивают проблемы определения сущности языкового воздействия [Гришечко, 2008; Баранов, 1990], изучают психолингвистчиеские и когнитивные аспекты языкового воздействия [Бендлер, 2009; Болинджер, 1987; Головин, 2003; Копнина, 2012; Доценко, 1997; Зелинский, 2008], стилистические аспекты воздействия [Арнольд, 2002; Вейхман, 1955; Клушина, 2008], коммуникативные стратегии языкового воздействия [Иссерс, 2008; Ивин, 2006]. Особое внимание уделяется изучению использования языковых средств воздействия в СМИ [Добросклонская, 2005; Желтухина, 2003]. Тем не менее мало изучено речевое воздействие на уровне заголовков [Качаев, 2007]. Заголовок - это первое, что видит читатель и на основе этого он делает вывод, читать данную статью или нет. Большинство читателей вообще довольствуются только лишь чтением заголовков, то есть короткий заголовок должен привлечь внимание читателя и заставить его прочитать статью, а это невозможно без использования приемов языкового воздействия.
Объектом исследования являются заголовки американских газет, в которых обнаружено использование определённых приемов языкового воздействия.
Предметом исследования являются способы и приемы языкового воздействия на уровне заголовков в отобранных медиатекстах.
Материалом исследования послужили заголовки американской газеты The New York Times за период с 5 декабря по 23 декабря 2018 года. Каждый выпуск включает в себя более 100 газетных статей, из которых было отобрано более 100 газетных заголовков, отвечающим критериям исследования.
Целью данного исследования является анализ способов языкового воздействия, используемых в СМИ на уровне заголовков.
Данная цель предполагает решение следующего перечня задач:
1. Изучить теоретическую базу, связанную с феноменом языкового воздействия и манипуляции;
2. Рассмотреть различные подходы и классификации способов и приемов языкового воздействия;
3. Рассмотреть особенности языкового воздействия в СМИ;
4. Изучить особенности заголовков в современном газетно-публицистическом стиле;
5. Выявить самые частотные приемы языкового воздействия на уровне заголовков и проанализировать их.
Новизна работы состоит в разработке методики анализа языкового воздействия на уровне газетных заголовков, которая включает классификацию способов языкового воздействия в заголовках, детальный анализ риторических приемов воздействия на уровне заголовков, подсчет частоты употребления определенных приемов воздействия и выявление способов воздействия, не описанных в научной литературе. По разработанной методике проанализировано и систематизировано более 100 заголовков.
Теоретическая ценность состоит в том, что результаты исследования вносят вклад и могут быть использованы в теории коммуникации, теории текста и стилистике.
Практическая ценность заключается в том, что исследование может быть использовано в учебных курсах по функциональной стилистике, теории языкового воздействия и других, а также в публицистической практике для оформления статей.
Апробация работы осуществлялась на конференции «Мой выбор - НАУКА!» в 2018г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью феномена языкового воздействия. Так, много литературы посвящено практической стороне языкового воздействия, так называемому успешному общению. В частности, исследователи подчеркивают проблемы определения сущности языкового воздействия [Гришечко, 2008; Баранов, 1990], изучают психолингвистчиеские и когнитивные аспекты языкового воздействия [Бендлер, 2009; Болинджер, 1987; Головин, 2003; Копнина, 2012; Доценко, 1997; Зелинский, 2008], стилистические аспекты воздействия [Арнольд, 2002; Вейхман, 1955; Клушина, 2008], коммуникативные стратегии языкового воздействия [Иссерс, 2008; Ивин, 2006]. Особое внимание уделяется изучению использования языковых средств воздействия в СМИ [Добросклонская, 2005; Желтухина, 2003]. Тем не менее мало изучено речевое воздействие на уровне заголовков [Качаев, 2007]. Заголовок - это первое, что видит читатель и на основе этого он делает вывод, читать данную статью или нет. Большинство читателей вообще довольствуются только лишь чтением заголовков, то есть короткий заголовок должен привлечь внимание читателя и заставить его прочитать статью, а это невозможно без использования приемов языкового воздействия.
Объектом исследования являются заголовки американских газет, в которых обнаружено использование определённых приемов языкового воздействия.
Предметом исследования являются способы и приемы языкового воздействия на уровне заголовков в отобранных медиатекстах.
Материалом исследования послужили заголовки американской газеты The New York Times за период с 5 декабря по 23 декабря 2018 года. Каждый выпуск включает в себя более 100 газетных статей, из которых было отобрано более 100 газетных заголовков, отвечающим критериям исследования.
Целью данного исследования является анализ способов языкового воздействия, используемых в СМИ на уровне заголовков.
Данная цель предполагает решение следующего перечня задач:
1. Изучить теоретическую базу, связанную с феноменом языкового воздействия и манипуляции;
2. Рассмотреть различные подходы и классификации способов и приемов языкового воздействия;
3. Рассмотреть особенности языкового воздействия в СМИ;
4. Изучить особенности заголовков в современном газетно-публицистическом стиле;
5. Выявить самые частотные приемы языкового воздействия на уровне заголовков и проанализировать их.
Новизна работы состоит в разработке методики анализа языкового воздействия на уровне газетных заголовков, которая включает классификацию способов языкового воздействия в заголовках, детальный анализ риторических приемов воздействия на уровне заголовков, подсчет частоты употребления определенных приемов воздействия и выявление способов воздействия, не описанных в научной литературе. По разработанной методике проанализировано и систематизировано более 100 заголовков.
Теоретическая ценность состоит в том, что результаты исследования вносят вклад и могут быть использованы в теории коммуникации, теории текста и стилистике.
Практическая ценность заключается в том, что исследование может быть использовано в учебных курсах по функциональной стилистике, теории языкового воздействия и других, а также в публицистической практике для оформления статей.
Апробация работы осуществлялась на конференции «Мой выбор - НАУКА!» в 2018г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Феномен языкового воздействия имеет долгую историю становления; он прошел путь от риторики и превратился в отдельную научную проблему, интересующую ученых из разных областей. Однако, до сих пор возникают некоторые сложности в изучении данной проблемы. Они обусловлены отсутствием в лингвистике терминологической точности, общепризнанной классификации средств и приемов, междисциплинарным характером предмета исследования и смешением различных приемов воздействия в речевых практиках. Языковое воздействие применяется в политике, рекламе, сфере PR, педагогике, судебной практике, психотерапии, литературе, неофициальном общении и т.д.
Важнейшим инструментом воздействия на массовую аудиторию являются средства массовой информации. Тексты СМИ тематически структурированы, но в то же время им присуща функционально-стилевая разнородность. Передаваемая в медиатекстах информация должна быть злободневной, объективной и достоверной. Однако эти принципы не всегда соблюдаются. Журналисты не просто информируют нас о произошедших событиях, а манипулируют информацией (искажают, умалчивают ее, отбирают материал). Так они создают необходимый образ действительности, формируют в сознании адресата ценностные ориентиры, навязывают людям мнение, поведение и мировоззрение. Таким образом, необходимо отметить важность СМИ как главного средства воздействия на социум. Именно поэтому умение автора оказать воздействие на читателей уже в таком компоненте новостной статьи как заголовок является высшим пилотажем журналистики. Изучение лингвистических механизмов воздействия на общественное сознание является одним из необходимых условий повышения уровня самосознания современного общества. Знание методик воздействия на массового читателя позволит выработать защитные реакции на уровне индивидуального и общественного сознания.
Проанализировав научно-методическую литературу по теме, мы пришли к следующим выводам и смогли сделать определенные обобщениям:
1) исследование газетных заголовков остаётся очень актуальной и интересной темой. Эта лингвистическая проблема является одновременно сложной, занимательной и многогранной и требует дальнейшей разработки в связи с постоянным развитием языка газетных заголовков;
2) рассмотрение ряда классификаций способов и приемов речевого воздействия показало, что, несмотря на почти столетнюю историю изучения данного феномена, ученые не смогли прийти к общей классификации;
3) изучение понятия газетного заголовка, классификаций
заголовков и функции привело к выводу, что заголовок стоит рассматривать как отдельный надтекстовый элемент. Заголовок имеет особенности, не позволяющие применять к нему существующие классификации приемов и способов языкового воздействия.
Таким образом, анализ нашего материала показал, что языковое воздействие на читателя происходит на уровне заголовков. Для этого используются многочисленные и разнообразные способы и приемы языкового воздействия. На основе анализа мы пришли к следующим выводам:
4) Такой способ языкового воздействия как убеждение может использоваться только в тексте, так как представляет собой сложный коммуникативный акт.
5) Самым распространенным приемом языкового воздействия среди проанализированного материала стала селекция информации. Среди приемов селекции информации самыми многочисленными стали - цитирование, использование неавторизированной информации, синекдоха, ссылка на авторитетное мнение .
6) Самыми распространенными приемами искажения информации стало использование риторических обращений, синекдохи и олицетворения .
7) Зачастую заголовки не дают понять, какой прием был использован, так как для этого необходимо проводить более широкий анализ. В тоже время были использованы приемы привлечения внимания читателя, выходящие за рамки, используемых классификаций. Среди таких приемов наиболее частотным стало использование разговорной и сниженной лексики.
Считаем целесообразным развивать данную тему в рамках дальнейших исследований.
Важнейшим инструментом воздействия на массовую аудиторию являются средства массовой информации. Тексты СМИ тематически структурированы, но в то же время им присуща функционально-стилевая разнородность. Передаваемая в медиатекстах информация должна быть злободневной, объективной и достоверной. Однако эти принципы не всегда соблюдаются. Журналисты не просто информируют нас о произошедших событиях, а манипулируют информацией (искажают, умалчивают ее, отбирают материал). Так они создают необходимый образ действительности, формируют в сознании адресата ценностные ориентиры, навязывают людям мнение, поведение и мировоззрение. Таким образом, необходимо отметить важность СМИ как главного средства воздействия на социум. Именно поэтому умение автора оказать воздействие на читателей уже в таком компоненте новостной статьи как заголовок является высшим пилотажем журналистики. Изучение лингвистических механизмов воздействия на общественное сознание является одним из необходимых условий повышения уровня самосознания современного общества. Знание методик воздействия на массового читателя позволит выработать защитные реакции на уровне индивидуального и общественного сознания.
Проанализировав научно-методическую литературу по теме, мы пришли к следующим выводам и смогли сделать определенные обобщениям:
1) исследование газетных заголовков остаётся очень актуальной и интересной темой. Эта лингвистическая проблема является одновременно сложной, занимательной и многогранной и требует дальнейшей разработки в связи с постоянным развитием языка газетных заголовков;
2) рассмотрение ряда классификаций способов и приемов речевого воздействия показало, что, несмотря на почти столетнюю историю изучения данного феномена, ученые не смогли прийти к общей классификации;
3) изучение понятия газетного заголовка, классификаций
заголовков и функции привело к выводу, что заголовок стоит рассматривать как отдельный надтекстовый элемент. Заголовок имеет особенности, не позволяющие применять к нему существующие классификации приемов и способов языкового воздействия.
Таким образом, анализ нашего материала показал, что языковое воздействие на читателя происходит на уровне заголовков. Для этого используются многочисленные и разнообразные способы и приемы языкового воздействия. На основе анализа мы пришли к следующим выводам:
4) Такой способ языкового воздействия как убеждение может использоваться только в тексте, так как представляет собой сложный коммуникативный акт.
5) Самым распространенным приемом языкового воздействия среди проанализированного материала стала селекция информации. Среди приемов селекции информации самыми многочисленными стали - цитирование, использование неавторизированной информации, синекдоха, ссылка на авторитетное мнение .
6) Самыми распространенными приемами искажения информации стало использование риторических обращений, синекдохи и олицетворения .
7) Зачастую заголовки не дают понять, какой прием был использован, так как для этого необходимо проводить более широкий анализ. В тоже время были использованы приемы привлечения внимания читателя, выходящие за рамки, используемых классификаций. Среди таких приемов наиболее частотным стало использование разговорной и сниженной лексики.
Считаем целесообразным развивать данную тему в рамках дальнейших исследований.
Подобные работы
- Культурно-языковые характеристики
текстов газетных объявлений (на материале английской и русской прессы)(10.02.20)
Диссертации (РГБ), языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Синтаксические особенности жанра интервью в сетевых качественных газетах
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Приемы языковой игры в заголовочном тексте (на материалах газеты «Известия»)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - АНАЛИЗ ОТОБРАННОГО КОРПУСА ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ
КЛАССИФИКАЦИИ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЯЗЫК РАЙОННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ ( на материале газеты «Огни Енисея»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Концептуальная метафора как средство конструирования имиджа политического деятеля в американской прессе (с методическими рекомендациями по изучению политического дискурса на уроках иностранного языка)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Игровые приемы в языке рекламы: лингвистический и методический аспекты (на материале рекламных текстов на русском, английском и испанском языках)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ЯЗЫКОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ И ИХ УЧЕТ В ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОСМОТРОВОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020





