Половые различия переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Кризис раннего зрелого возраста 9
1.1. Подходы к периодизации зрелости 9
1.2. Понятие, виды, сущность кризиса 13
1.3. Особенности кризиса раннего зрелого возраста 20
1.4. Сущность процесса переживания кризиса 31
Выводы по главе 34
Глава 2. Исследование половых особенностей переживания
кризиса раннего зрелого возраста 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 42
Выводы по главе 75
Заключение 80
Список использованной литературы 85
Приложения 91
Глава 1. Кризис раннего зрелого возраста 9
1.1. Подходы к периодизации зрелости 9
1.2. Понятие, виды, сущность кризиса 13
1.3. Особенности кризиса раннего зрелого возраста 20
1.4. Сущность процесса переживания кризиса 31
Выводы по главе 34
Глава 2. Исследование половых особенностей переживания
кризиса раннего зрелого возраста 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 42
Выводы по главе 75
Заключение 80
Список использованной литературы 85
Приложения 91
Актуальность темы исследования. В настоящее время, научных публикаций, посвященных изучению кризиса, становится все больше и больше. Безусловно, это связано с перспективностью исследования феномена кризиса, так как это позволяет изучить его целостно, во всем многообразии проявлений, что радует, как практических психологов, так и психологов, которые предлагают различные теоретические подходы к пониманию сущности кризиса. Существующие различные научные концепции в понимании кризиса, кризисных явлений, кризисных ситуаций, создают определенную методологическую сложность при проведении эмпирических исследований и их последующее использование в практической деятельности.
В отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Д. Поливанова, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) кризис понимается как период возрастного развития, в котором на первый план выходит противоречие между актуальными потребностями, и возможностями личности, причем внимание сосредоточено на деятельности, а не на феномене кризиса как таковом. В концепции Э. Эриксона развитие личности идет через преодоление возрастных кризисов, кризис остается феноменом возрастных изменений личности, однако, размываются границы данного явления, весь жизненный путь представлен как кризисное явление.
При изучении проблемы идентичности и самоидентичности, кризис рассматривается, как кризисное состояние как изменение, деформация, потеря прежней идентичности (Н.В. Антонова, Н.М. Лебедева., Э. Эриксон). В гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Д.А. Леонтьев, Я. Кочунас и др.) кризису в развитии личности придается большое значение, выделяется два варианта исхода кризиса, но нет четкого определения кризиса; проанализировано содержание кризисных ситуаций, выводы делаются на основе анализа выдающихся людей, упоминается влияние личностных особенностей переживания. В специальной психологии при изучении проблемы психологического здоровья, без анализа феномена кризиса, существуют подходы к описанию личностных изменений в кризисе, выделяются этапы совладания с кризисной ситуацией (Е.Е. Торчинская и др.), изучаются пограничные состояния (посттравматические стрессовые расстройства), психосоматические изменения, то есть изучается состояние человека вне «психофизической нормы здоровья». Исследований кризиса личности, вызванных не травматизацией (повреждающими внешними воздействиями), а ходом развития, событиями жизненного пути, как в теоретическом аспекте, так и в практическом недостаточно.
К описанию критических ситуаций, в том числе кризиса, обращался Ф.Е. Василюк, он дает описание внутреннего мира в кризисе, варианты переживания (негативное, творческое). В развитии личности, в процессе переживания кризиса, ряд авторов, приоритетной считает ценностно-смысловую сферу. Именно ценностное восприятие, дает человеку возможность преодолевать жизненные трудности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, А.С. Шаров).
С точки зрения основных положений отечественной и зарубежной психологии эффективность развития личности зависит от успешности преодоления жизненных кризисов и кризисных ситуаций. Однако в современных исследованиях проблема кризиса в развитии и жизнедеятельности личности изучена недостаточно. Не вызывает сомнения, то, что конструктивное переживание жизненных кризисов очень важно для становления человека, тем не менее эта проблема практически не изучена в психологии, как в теоретическом плане, так и в практической деятельности. На наш взгляд, остаются недостаточно разработанными вопросы понимания причин возникших жизненных кризисов, процесса переживания кризиса, индивидуальных особенностей переживания (динамики психических состояний); половых особенностей протекания труднотей, влияния трудностей, возникающих в разных сферах жизнедеятельности человека.
Понимание сущности и содержания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте, выявление динамики переживания кризиса человеком, позволит сделать более успешными процессы развития личности в социальных условиях, системе психологической поддержки на протяжении дальнейшего жизненного пути. В целом, этот этап предполагает осмысление своей жизни, места в ней, особенностей построения отношений в мире профессии и семьи.
Цель работы - изучение сущности и содержания переживания кризиса ранней зрелости, выявление и описание, основных половых особенностей переживания кризиса в возрасте 25-32 лет.
Объектом исследования является процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
Предмет исследования - половые различия переживания жизненного кризиса.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать философскую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
3. Выявить половые различия в переживании жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
4. Охарактеризовать динамику переживания кризиса в раннем зрелом возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте имеет половые различия, которые связаны с ценностно-смысловой сферой личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет рефлексивно-регулятивный подход, представляющий жизненный кризис как рефлексивно регулятивное образование человека.
Основополагающими являются: принципы системного подхода: интегративности; структурности; системности, позволяющие рассмотреть переживание кризиса, кризисных ситуаций как сложных моментов в развитии личности (Б.Г. Ананьев, СЛ. Рубинштейн, А.С. Шаров); общепсихологические принципы деятельностного подхода: единства сознания и деятельности, возможность обосновать процесс переживания жизненного кризиса; давший возможность рассмотреть особенности переживания жизненного кризиса в пожилом возрасте; научные работы отечественных и зарубежных ученых, в которых заложены принципы анализа кризисных ситуаций и жизненного кризиса личности: (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, В.Ф. Василюк, А.С. Шаров); принцип интегративного подхода: единства теории и практики, давший возможность определить наиболее существенные признаки жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте и давший возможность оказания психологической помощи и поддержке.
Теоретическую базу исследования составили основные положения о понимании ценностей, смыслов, их взаимосвязи и механизмов функционирования и понимание природы процесса переживания (В. Дильтей, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, А.С. Шаров), подходы к пониманию рефлексии, рефлексивных механизмов (Г. Гегель, Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, Ю.Н. Кулюткин, А.С. Шаров, А.В. Карпов).
Методы и методики. Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были отобраны методы и методики проведения исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы); эмпирические (общие): корреляционный анализ; эмпирические (частные): тестирование.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: «Жизненные кризисы в развитии личности» (А.С. Шаров) [66], «Методика изучения системы ценностных ориентаций» (А.С. Шаров) [65], Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева [38], Методика «Шкала экзистенции» А. Ленгле и К. Орглера (см. Приложение 3).
При обработке экспериментальных данных использован пакет программ был задействован пакет статистических программ, используемых в социальных науках - IBM SPSS Statistics, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный анализ.
Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов задачам, цели и логике исследования, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими корреляционный анализ и вычисление критерия различия Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 48 человека 24 женщины 24 мужчин в возрасте 25-32 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов преодоления жизненных кризисов, коррекционных программ, в работе с людьми зрелого возраста, переживающими кризис.
Структура и объем работы. Исследование содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы и 14 приложений. Работа изложена на 133 странице машинописного текста, содержит 23 таблицы и 16 рисунков. Список литературы насчитывает 77 наименований, 2 из которых иностранных.
В отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Д. Поливанова, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) кризис понимается как период возрастного развития, в котором на первый план выходит противоречие между актуальными потребностями, и возможностями личности, причем внимание сосредоточено на деятельности, а не на феномене кризиса как таковом. В концепции Э. Эриксона развитие личности идет через преодоление возрастных кризисов, кризис остается феноменом возрастных изменений личности, однако, размываются границы данного явления, весь жизненный путь представлен как кризисное явление.
При изучении проблемы идентичности и самоидентичности, кризис рассматривается, как кризисное состояние как изменение, деформация, потеря прежней идентичности (Н.В. Антонова, Н.М. Лебедева., Э. Эриксон). В гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Д.А. Леонтьев, Я. Кочунас и др.) кризису в развитии личности придается большое значение, выделяется два варианта исхода кризиса, но нет четкого определения кризиса; проанализировано содержание кризисных ситуаций, выводы делаются на основе анализа выдающихся людей, упоминается влияние личностных особенностей переживания. В специальной психологии при изучении проблемы психологического здоровья, без анализа феномена кризиса, существуют подходы к описанию личностных изменений в кризисе, выделяются этапы совладания с кризисной ситуацией (Е.Е. Торчинская и др.), изучаются пограничные состояния (посттравматические стрессовые расстройства), психосоматические изменения, то есть изучается состояние человека вне «психофизической нормы здоровья». Исследований кризиса личности, вызванных не травматизацией (повреждающими внешними воздействиями), а ходом развития, событиями жизненного пути, как в теоретическом аспекте, так и в практическом недостаточно.
К описанию критических ситуаций, в том числе кризиса, обращался Ф.Е. Василюк, он дает описание внутреннего мира в кризисе, варианты переживания (негативное, творческое). В развитии личности, в процессе переживания кризиса, ряд авторов, приоритетной считает ценностно-смысловую сферу. Именно ценностное восприятие, дает человеку возможность преодолевать жизненные трудности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, А.С. Шаров).
С точки зрения основных положений отечественной и зарубежной психологии эффективность развития личности зависит от успешности преодоления жизненных кризисов и кризисных ситуаций. Однако в современных исследованиях проблема кризиса в развитии и жизнедеятельности личности изучена недостаточно. Не вызывает сомнения, то, что конструктивное переживание жизненных кризисов очень важно для становления человека, тем не менее эта проблема практически не изучена в психологии, как в теоретическом плане, так и в практической деятельности. На наш взгляд, остаются недостаточно разработанными вопросы понимания причин возникших жизненных кризисов, процесса переживания кризиса, индивидуальных особенностей переживания (динамики психических состояний); половых особенностей протекания труднотей, влияния трудностей, возникающих в разных сферах жизнедеятельности человека.
Понимание сущности и содержания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте, выявление динамики переживания кризиса человеком, позволит сделать более успешными процессы развития личности в социальных условиях, системе психологической поддержки на протяжении дальнейшего жизненного пути. В целом, этот этап предполагает осмысление своей жизни, места в ней, особенностей построения отношений в мире профессии и семьи.
Цель работы - изучение сущности и содержания переживания кризиса ранней зрелости, выявление и описание, основных половых особенностей переживания кризиса в возрасте 25-32 лет.
Объектом исследования является процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
Предмет исследования - половые различия переживания жизненного кризиса.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать философскую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
3. Выявить половые различия в переживании жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте.
4. Охарактеризовать динамику переживания кризиса в раннем зрелом возрасте.
Гипотеза: предполагаем, что процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте имеет половые различия, которые связаны с ценностно-смысловой сферой личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет рефлексивно-регулятивный подход, представляющий жизненный кризис как рефлексивно регулятивное образование человека.
Основополагающими являются: принципы системного подхода: интегративности; структурности; системности, позволяющие рассмотреть переживание кризиса, кризисных ситуаций как сложных моментов в развитии личности (Б.Г. Ананьев, СЛ. Рубинштейн, А.С. Шаров); общепсихологические принципы деятельностного подхода: единства сознания и деятельности, возможность обосновать процесс переживания жизненного кризиса; давший возможность рассмотреть особенности переживания жизненного кризиса в пожилом возрасте; научные работы отечественных и зарубежных ученых, в которых заложены принципы анализа кризисных ситуаций и жизненного кризиса личности: (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, В.Ф. Василюк, А.С. Шаров); принцип интегративного подхода: единства теории и практики, давший возможность определить наиболее существенные признаки жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте и давший возможность оказания психологической помощи и поддержке.
Теоретическую базу исследования составили основные положения о понимании ценностей, смыслов, их взаимосвязи и механизмов функционирования и понимание природы процесса переживания (В. Дильтей, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, А.С. Шаров), подходы к пониманию рефлексии, рефлексивных механизмов (Г. Гегель, Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, Ю.Н. Кулюткин, А.С. Шаров, А.В. Карпов).
Методы и методики. Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были отобраны методы и методики проведения исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы); эмпирические (общие): корреляционный анализ; эмпирические (частные): тестирование.
В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: «Жизненные кризисы в развитии личности» (А.С. Шаров) [66], «Методика изучения системы ценностных ориентаций» (А.С. Шаров) [65], Методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева [38], Методика «Шкала экзистенции» А. Ленгле и К. Орглера (см. Приложение 3).
При обработке экспериментальных данных использован пакет программ был задействован пакет статистических программ, используемых в социальных науках - IBM SPSS Statistics, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный анализ.
Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов задачам, цели и логике исследования, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими корреляционный анализ и вычисление критерия различия Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 48 человека 24 женщины 24 мужчин в возрасте 25-32 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов преодоления жизненных кризисов, коррекционных программ, в работе с людьми зрелого возраста, переживающими кризис.
Структура и объем работы. Исследование содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы и 14 приложений. Работа изложена на 133 странице машинописного текста, содержит 23 таблицы и 16 рисунков. Список литературы насчитывает 77 наименований, 2 из которых иностранных.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Анализ психолого-философской литературы, проведенный в работе подтверждает актуальность выбранной темы исследования, а также свидетельствует, о том, что существуют различные теоретические походы к пониманию кризисов, кризисных состояний и кризисных ситуаций, которые являются неоднозначными, и убеждают, что на сегодняшний день в психологической литературе нет единой концепции кризиса, и о психологической теории кризиса говорить рано. Характеризуя ранний зрелый возраст, авторы в качестве основного момента проявления кризиса отмечают, с одной стороны некие возрастные изменения, и считают, что кризис раннего зрелого возраста является возрастным, с другой стороны, указывают различного рода ситуации, когда, человек сталкивается с жизненными обстоятельствами, проблемами, которые требуют новых решений, осмысления, изменения взглядов на жизнь, что следует трактовать как жизненный кризис.
Мужчины и женщины в переживании кризиса раннего зрелого возраста отличаются целым рядом особенностей и тенденций, что подтверждается статистическими данными. Для женщин кризис в большей степени, чем для мужчин период: переосмыслений - социального взаимодействия и тех ценностных ориентиров в нём, которых они придерживались ранее; социального возвышения и стремления к нему и его воплощению в своей жизни, а также активности реализации ценности реальных достижений; саморазрушения в плане социального взаимодействия. Для мужчин же характерна большая, чем для женщин тяга к фикс-достижениям. Но к 29-32 годам у мужчин происходит постепенное совладание с таким положением дел и переосмысление своей жизни в сторону реальных достижений.
Переживание жизненного кризиса раннего зрелого возраста касается в первую очередь глубинных структур личности - её ценностных ориентаций, и менее обнаруживает себя в смысложизненных ориентациях, и параметрах экзистенциальной исполненности жизни, что подтверждает проведенный корреляционный анализ, что справедливо относится, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Женщины более глубоко переживают кризис раннего зрелого возраста, чем мужчины. Экзистенциальные проблемы для них более значимы, чем для мужчин.
Особенностью переживания кризиса раннего зрелого возраста для мужчин, является высокая осмысленность жизни в раннем зрелом возрасте. Причем понимание смысла, переосмысление, утрачивает значение у мужчин к 29-32 годам, усиливаясь стремление к значимости. Кроме этого, наблюдается отход от таких смысложизненных ориентаций как наслаждение жизнью и ожидания высоких результатов к ориентациям на реальные жизненные цели. Для мужчин 25-28 лет, свойственна
тематизация/размещение основных ценностных ориентаций на шкале от саморазрушения до реальных достижений, которая с одной стороны соединяет собой начало и окончание переживания кризиса раннего зрелого возраста у мужчин, а с другой - различает их. С приближением к возрасту 29 лет у мужчин происходит постепенное переосмысление своей жизни в сторону реальных достижений.
Особенностью переживания кризиса раннего зрелого возраста для женщин, является высокая осмысленность жизни в раннем зрелом возрасте. Причем понимание смысла, переосмысление, утрачивает значение у женщин так же к 29-32 годам. С возрастом, так же, наблюдается рост блокирования собственной значимости и блокирования собирания себя из будущего. Женщины в возрасте 29-32 года имеют более высокий уровень социокультурного развития, чем женщины в возрасте 25-28 лет. Высокий уровень социокультурного развития достигается к окончанию кризиса раннего зрелого возраста за счет активного саморазвития женщин в процессе переживания этого кризиса. Женщины в возрасте 25-28 лет, сталкиваясь с экзистенциальными проблемами, чаще пытаются как можно быстрее решить их, как правило, это происходит через осмысление и роста значимости ориентаций на цели жизни обретением локус контроля над жизнью, построением жизни. Женщины в возрасте 29-32 года переживают кризис раннего среднего возраста более спокойно, плавно и самостоятельно, ищут ответы на свои вопросы внутри себя, не пытаются кардинально перестроить свою жизнь.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте имеет половые различия, в первую очередь они связаны с ценностно-смысловой сферой.
В ходе реализации поставленных задач нами был проведен анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; изучены половые особенности переживания кризиса в раннем зрелом возрасте; установлено их влияние на изменение ценностно-смысловой сферы.
В рамках концептуальной основы исследования переживание кризиса рассматриваются нами как сложный психологический процесс, который разворачиваются в отношении значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром, направленный на преодоление кризиса. Такое понимание позволяет и содержательно исследовать процесс переживания кризиса, попытки чего были осуществлены в данной работе.
Наиболее существенным результатом работы явилось то, что переживание жизненного кризиса раннего зрелого возраста касается в первую очередь глубинных структур личности - её ценностных ориентаций и менее обнаруживает себя в смысложизненных ориентациях, и параметрах экзистенциальной наполненности жизни, то есть установлены изменения наиболее важных ценностей, которые определяют жизнь людей в возрасте от 25 до 32 лет, переживание выводит их на широкие контексты осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в консультативной практике при работе с людьми, переживающими кризис, служить основой для разработки психологического тренинга по преодолению жизненного кризиса, на учебных занятиях, для подготовки лекционных материалов.
Важно также отметить, что проведенное исследование не исчерпывает возможностей, выбранного подхода к пониманию переживания кризиса. Дальнейшее исследование половых особенностей протекания кризиса раннего зрелого возраста, могло бы углубить и расширить полученные результаты исследования. По нашему мнению, важным должно являться не только глубоко личностные (ценностные и смысложизненные ориентации), а также показатели экзистенциально-персонального мира человека, также и другие особенности личности и её социального взаимодействия (личностные черты, психические/когнитивные процессы и состояния, стили различных видов поведения, аттитюды и др.).
Анализ психолого-философской литературы, проведенный в работе подтверждает актуальность выбранной темы исследования, а также свидетельствует, о том, что существуют различные теоретические походы к пониманию кризисов, кризисных состояний и кризисных ситуаций, которые являются неоднозначными, и убеждают, что на сегодняшний день в психологической литературе нет единой концепции кризиса, и о психологической теории кризиса говорить рано. Характеризуя ранний зрелый возраст, авторы в качестве основного момента проявления кризиса отмечают, с одной стороны некие возрастные изменения, и считают, что кризис раннего зрелого возраста является возрастным, с другой стороны, указывают различного рода ситуации, когда, человек сталкивается с жизненными обстоятельствами, проблемами, которые требуют новых решений, осмысления, изменения взглядов на жизнь, что следует трактовать как жизненный кризис.
Мужчины и женщины в переживании кризиса раннего зрелого возраста отличаются целым рядом особенностей и тенденций, что подтверждается статистическими данными. Для женщин кризис в большей степени, чем для мужчин период: переосмыслений - социального взаимодействия и тех ценностных ориентиров в нём, которых они придерживались ранее; социального возвышения и стремления к нему и его воплощению в своей жизни, а также активности реализации ценности реальных достижений; саморазрушения в плане социального взаимодействия. Для мужчин же характерна большая, чем для женщин тяга к фикс-достижениям. Но к 29-32 годам у мужчин происходит постепенное совладание с таким положением дел и переосмысление своей жизни в сторону реальных достижений.
Переживание жизненного кризиса раннего зрелого возраста касается в первую очередь глубинных структур личности - её ценностных ориентаций, и менее обнаруживает себя в смысложизненных ориентациях, и параметрах экзистенциальной исполненности жизни, что подтверждает проведенный корреляционный анализ, что справедливо относится, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Женщины более глубоко переживают кризис раннего зрелого возраста, чем мужчины. Экзистенциальные проблемы для них более значимы, чем для мужчин.
Особенностью переживания кризиса раннего зрелого возраста для мужчин, является высокая осмысленность жизни в раннем зрелом возрасте. Причем понимание смысла, переосмысление, утрачивает значение у мужчин к 29-32 годам, усиливаясь стремление к значимости. Кроме этого, наблюдается отход от таких смысложизненных ориентаций как наслаждение жизнью и ожидания высоких результатов к ориентациям на реальные жизненные цели. Для мужчин 25-28 лет, свойственна
тематизация/размещение основных ценностных ориентаций на шкале от саморазрушения до реальных достижений, которая с одной стороны соединяет собой начало и окончание переживания кризиса раннего зрелого возраста у мужчин, а с другой - различает их. С приближением к возрасту 29 лет у мужчин происходит постепенное переосмысление своей жизни в сторону реальных достижений.
Особенностью переживания кризиса раннего зрелого возраста для женщин, является высокая осмысленность жизни в раннем зрелом возрасте. Причем понимание смысла, переосмысление, утрачивает значение у женщин так же к 29-32 годам. С возрастом, так же, наблюдается рост блокирования собственной значимости и блокирования собирания себя из будущего. Женщины в возрасте 29-32 года имеют более высокий уровень социокультурного развития, чем женщины в возрасте 25-28 лет. Высокий уровень социокультурного развития достигается к окончанию кризиса раннего зрелого возраста за счет активного саморазвития женщин в процессе переживания этого кризиса. Женщины в возрасте 25-28 лет, сталкиваясь с экзистенциальными проблемами, чаще пытаются как можно быстрее решить их, как правило, это происходит через осмысление и роста значимости ориентаций на цели жизни обретением локус контроля над жизнью, построением жизни. Женщины в возрасте 29-32 года переживают кризис раннего среднего возраста более спокойно, плавно и самостоятельно, ищут ответы на свои вопросы внутри себя, не пытаются кардинально перестроить свою жизнь.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что процесс переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте имеет половые различия, в первую очередь они связаны с ценностно-смысловой сферой.
В ходе реализации поставленных задач нами был проведен анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; изучены половые особенности переживания кризиса в раннем зрелом возрасте; установлено их влияние на изменение ценностно-смысловой сферы.
В рамках концептуальной основы исследования переживание кризиса рассматриваются нами как сложный психологический процесс, который разворачиваются в отношении значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром, направленный на преодоление кризиса. Такое понимание позволяет и содержательно исследовать процесс переживания кризиса, попытки чего были осуществлены в данной работе.
Наиболее существенным результатом работы явилось то, что переживание жизненного кризиса раннего зрелого возраста касается в первую очередь глубинных структур личности - её ценностных ориентаций и менее обнаруживает себя в смысложизненных ориентациях, и параметрах экзистенциальной наполненности жизни, то есть установлены изменения наиболее важных ценностей, которые определяют жизнь людей в возрасте от 25 до 32 лет, переживание выводит их на широкие контексты осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в консультативной практике при работе с людьми, переживающими кризис, служить основой для разработки психологического тренинга по преодолению жизненного кризиса, на учебных занятиях, для подготовки лекционных материалов.
Важно также отметить, что проведенное исследование не исчерпывает возможностей, выбранного подхода к пониманию переживания кризиса. Дальнейшее исследование половых особенностей протекания кризиса раннего зрелого возраста, могло бы углубить и расширить полученные результаты исследования. По нашему мнению, важным должно являться не только глубоко личностные (ценностные и смысложизненные ориентации), а также показатели экзистенциально-персонального мира человека, также и другие особенности личности и её социального взаимодействия (личностные черты, психические/когнитивные процессы и состояния, стили различных видов поведения, аттитюды и др.).
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Соотношение временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости(Уральский федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Развитие гендерной идентичности сирот подросткового возраста в процессе группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Базовые ценности современной молодежи
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Художественные особенности изображения подростковой психологии в современном английском романе
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



