Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №62199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический обзор исследований автономии личности, субъективного благополучия и периода ранней взрослости.
1. Личностная автономия
2. Субъективное благополучие
1.3. Период ранней взрослости
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Описание выборки исследования.
2.2. Методы исследования
2.3. Процедура исследования.
2.4. Математико-статистические методы обработки данных.
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования психологической автономии личности и субъективного благополучия в период ранней взрослости.
3.1. Общая характеристика выборки по показателям автономии личности
3.2. Типы функциональной автономии.
З.З. Взаимосвязи показателей автономии личности.
3.4. Общая характеристика выборки по показателям субъективного благополучия.
3.5. Возрастные и половые различия в показателях автономии личности и субъективного благополучия.
3.6. Взаимосвязь между показателями автономии личности и субъективного благополучия.
3.7. Влияние факторов личностной автономии на субъективное благополучие.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Проблема автономии личности уходит корнями в работы тысячелетней давности: вопрос о свободе воли долгие годы занимал умы человечества. Для психологии вопрос о детерминированности или свободе человека является не менее значимым и в настоящее время. Личностная автономия является многоаспектной, проблемное поле включает множество характеристик: рассматривается как поведенческие проявления самостоятельности, так и внутреннее переживание своей независимости, , направленность мотивации при принятии решений. Большинство ученых (Э.Эриксон, К. Роджерс, Р Райан, Э. Деси, Д.А. Леонтьев и др.) рассматривают личностную автономию как одно из ключевых качеств зрелой и здоровой личности.
Одним из наиболее интересных периодов для изучения автономии личности является период ранней взрослости. На этом возрастном этапе молодые люди постепенно отделяются от родителей, нередко сталкиваются с новыми обязанностями. Таким образом, этот возраст позволяет впервые максимально проявить свою самостоятельность. Кроме того, в изучаемом периоде становятся яркими и индивидуальные различия в уровне автономии: содержание жизненного пути перестает серьезно зависеть от хронологического возраста как в детстве, усиливается роль индивидуального опыта человека, который в том числе влияет и на развитие автономии личности.
Другим важным проблемным полем для нас видится вопрос о счастье. Как и древние философы, психологи не перестают искать источники переживания этого чувства, однако связывая его не только с внешними причинами, но и индивидуальными особенностями личности. Эта проблема по понятным причинам не теряет своей актуальности: субъективное благополучие является важной составляющей психологического здоровья человека. Кроме того, сложно найти человека, не стремящегося к переживанию счастья.
Самодетерминация, умение опираться на самого себя, независимость, «сила воли» и прочие характеристики, описывающие автономного человека, всегда ценились в обществе, считались важнейшими качествами личности. Однако неизвестно, действительно ли приносит человеку его автономия субъективное переживание благополучия? В наше время ответ на этот вопрос еще более неоднозначен, ведь очевидны противоречивые требования к молодым людям: с одной стороны, от них ожидают независимости и инициативности, с другой стороны, извне навязываются идеалы и ценности, создается лишь иллюзия свободы выбора. Противоречивость характерна и для возрастных задач развития: ожидается как постепенная индивидуализация, так и формирование очень близких отношений с другими.
Таким образом, в исследовании для нас было важно определить характер связи личностной автономии с субъективным благополучием в период ранней взрослости. Кроме того, из-за того, сложной и неоднозначной структуры автономии личности, мы изучали влияние на субъективное благополучие каждого ее аспекта в отдельности.
Актуальность данной работы связана с подробным изучением феномена автономии личности, с поиском ее влияния на субъективное благополучие, от которого зависит психологическое здоровье человека. Также, взяв две возрастные группы (студенты и выпускники) в рамках одного периода, мы попытались рассмотреть особенности личностной автономии в связи с ведущей деятельностью человека, с особенностями содержания его жизненного пути.
Целью данного исследования является изучение показателей автономии личности в соотношении с выраженностью субъективного благополучия у студентов и молодых людей, закончивших свое обучение в университете.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Изучить уровневые характеристики автономии личности молодых людей в целом по группе, а также возрастные и половые различия в уровне автономии личности.
2. Изучить уровневые характеристики субъективного благополучия молодых людей в целом по выборке и вывить возрастные и половые различия по данному параметру.
3. Изучить взаимосвязь показателей автономии личности и субъективного благополучия в целом по выборке и выявить различия взаимосвязей в возрастных группах
4. Изучить влияние факторов личностной автономии на субъективное благополучие молодых людей.
Гипотезу исследования составили следующие предположения:
• Существует положительная взаимосвязь между уровнем выраженности автономии личности молодых людей и их субъективным благополучием.
• Существуют возрастные различия в уровне выраженности личностной автономии у студентов 3 курса и молодых людей, завершивших свое обучение в университете.
• Показатели автономии могут отличаться у мужчин и женщин.
Объектом исследования является личностная автономия. Предмет исследования - соотношение аспектов личностной автономии и выраженности субъективного благополучия в период ранней взрослости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило подтвердить основную гипотезу: личностная автономия положительно связана с субъективным благополучием. Наиболее сильное влияние на переживание счастья и удовлетворенность жизнью оказывает суверенность психологического пространства. Кроме того были обнаружены взаимосвязи среди трех изучаемых аспектов автономии. Возрастные различия были обнаружены в значениях по показателям функциональной автономии: молодые люди, закончившие свое образование, более самостоятельны и независимы в быту, чем студенты. Отсутствие половых и возрастных различий в показателях двух других аспектах позволяет сделать вывод об их более раннем формировании и независимости от половых и гендерных признаков. Отсутствие каких-либо различий в показателях субъективного благополучия говорит об их зависимости от индивидуального опыта, но не от возраста или пола.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с поиском сензитивного периода для развития уровня самодетерминации и формирования каузальных ориентаций, с более детальным изучением родительского поведения в связи с суверенностью психологического пространства их детей. Также возможно провести подобное исследование в выборке, находящейся в более позднем возрастном периоде, и сравнить полученный характер связей с имеющимся.
Результаты данного исследования подтверждают важность создания безопасной среды для ребенка в раннем возрасте, предоставление ему свободы, как непосредственно для развития автономии, так и для последующего благотворного ее влияния на благополучие человека, а, значит, и на его психологическое здоровье. Таким образом, полученные нами результаты могут найти педагогическое применение, причем как в воспитательных процессах внутри семьи, так и в образовании.



1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека// Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ сост. Семенюк Л.М. Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1996
2. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология». — 2012. — Т. 6, № 4. — С. 4—14.
4. Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая
безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №338.
5. Волков Б. С. Психология юности и молодости. - М., 2006.
6. Волченков В.С, Слепкова В.И. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №4 С.341-348.
7. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности / Головей Л.А. [и др.];
под. ред. Л.А.Головей. - СПб.: Изд-во Скифия-принт, 2014
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие//Вопросы психологии. 2013. № 1 1
9. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э.Диси и Р.Райана // Психология мотивации достижения: учеб. пособие. M.: Смысл: Академия, 2006. С.201-245.
10. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. № 3 • 2008, с.91-106.
11. Дергачева О., Леонтьев Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
12. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М., 2013
13. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство лично сти и группы: понимание, виды и тенденции исследования// Психологический журнал. 2011. Т. 76. № 4. С. 45-56.
14. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 1 (123). — С. 171-182.
15. Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородкина И.В. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии, 2007, № 2, с.
16. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 2. С.36-47
17. Кулик А.А, Акимова А.А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. №2.
18. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,
2000. - С. 476-510.
19. Левит Л.З. Что же такое счастье: опыт трех исследований // Педагогическое образование в России. 2014. №4.
20. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
21. Леонтьев Д. А. Подход через позитивные черты лично сти: от психологического благополучия к добродетелям и силам характера// Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 76-91.
22. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие личности между детством и старо стью. Калуга, 1994.
23. Манукян В.Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник СПбГУ; Серия 12. Социология. 2012. №3 С.62-69.
24. Манукян В.Р., Рузаева Н. Д. Психологическая автономия личности и особенности жизненного планирования у студентов//Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ, 2015.Т.3.
25. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника “Суверенность психологического пространства -2010” // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 3.
26. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности. М., 2005.
27. Осин, Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS Психология : журнал Высшей школы экономики 2012. - 2012 том 9 №4. - с.91-110.
28. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.
30. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. №3 (132) С.89-105.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие М., 2001.
32. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М., 2006.
33. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека.
Психологические исследования. 2013. *Том 6, №30.
34. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2014.
35. К.Роджерс. Полноценно функционирующий человекК.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
36. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2006.- 247с.
37. Чумаков М.В. Субъективное благополучие и эмоционально-волевая сфера личности//Вестник КГУ. Серия: физиология, психология и медицина. 2015. №2. С.96-100.
38. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности. Саратов, 2004.
39. Шихи Г. Возрастные кризисы - ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999.
40. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ,
2001.
41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
42. Юнг К. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1993
43. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
44. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал / Ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский. - 2013. - Том 34 №5 сентябрь-октябрь 2013. - С. 85-95.
45. Boyce, Christopher J., Wood, Alex M. and Powdthavee, Nattavudh (2013) Is personality fixed?: personality changes as much as "variable" economic factors and more strongly predicts changes to life satisfaction. Social Indicators Research, 111 (1). pp. 287-305.
46. Deci E. L., Ryan R. M Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions, 2000.
47. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum, 1985.
48. Deci E. D., Ryan R. M, ‘On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-being’, Annual Review of Psychology, 2001, 52, 141-66.
49. Deci E. L., Ryan R. M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of self-determination research / E. L. Deci, R. M. Ryan (Eds.). Rochester, NY: The University of Rochester Press, 2002. Р 3-33.
50. Diener, E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, 95, 542-575.
51. Diener, E., & Lucas, R. Personality, and subjective well-being (1999).
52. Diener E. Perspectives on Psychological Science.2013 Vol 8, Issue 6, pp. 663 - 666.
53. Diener, E., Tay, L., & Oishi, S. Rising income and the subjective well-being of nations. Journal of Personality and Social Psychology, 2013, 104, 267-276.
54. Diener, E., & Chan, M. Y. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity. Applied psychology: Health and well¬Being, 2011, 3, p. 1-43.
55. Ryff, C. D., Keyes, C. L. M. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69, p. 719-727
56. Schiffrin, H., Liss, M., Miles-McLean, H., Geary, K., Erchull, M., & Tashner, T. Helping or Hovering? The Effects of Helicopter Parenting on College Students’ Well-Being - Springer.Journal of Child Family Studies, 2014, 23, p.548-557.
57. Yap M. B., Pilkington P.D., Ryan S.M., Jorm A.F. Parental factors associated with depression and anxiety in young people: a systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders, 2014, 156, p.8-23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ