Практика решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления (на примере Каменского района Алтайского края)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования практики разрешения конфликтов населения с участием органов местного самоуправления 9
1.1 Причины и типы социальных конфликтов населения регионов РФ 9
1.2 Деятельность органов местного самоуправления в области
конфликторазрешения 19
1.3 Теория конфликта как методологическая основа исследования практики решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления .27 Глава 2. Урегулирование реальных конфликтов населения с участием органов
местного самоуправления в Каменском районе 38
2.1 Опыт урегулирования конфликтов населения Каменского района органами
и учреждениями местного самоуправления 38
2.2 Работа с обращениями граждан как основное направление работы органов местного самоуправления в области конфликторазрешения 57
2.3 Рекомендации органам местного самоуправления Алтайского края по эффективному решению конфликтов населения 69
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения
Глава 1. Теоретические основы исследования практики разрешения конфликтов населения с участием органов местного самоуправления 9
1.1 Причины и типы социальных конфликтов населения регионов РФ 9
1.2 Деятельность органов местного самоуправления в области
конфликторазрешения 19
1.3 Теория конфликта как методологическая основа исследования практики решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления .27 Глава 2. Урегулирование реальных конфликтов населения с участием органов
местного самоуправления в Каменском районе 38
2.1 Опыт урегулирования конфликтов населения Каменского района органами
и учреждениями местного самоуправления 38
2.2 Работа с обращениями граждан как основное направление работы органов местного самоуправления в области конфликторазрешения 57
2.3 Рекомендации органам местного самоуправления Алтайского края по эффективному решению конфликтов населения 69
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложения
Актуальность темы исследования определяется современным периодом становления и развития местного самоуправления. Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создавать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Нестабильность функционирования формирующейся государственной системы стимулирует рост социальной напряженности во всех сферах жизнедеятельности человека и, как следствие, возникновение различных социальных конфликтов. Наиболее ярко это проявляется на уровне местного самоуправления. Конфликты представляют собой неизбежное явление в жизни человека и общества в целом. Сегодня осуществляется смена парадигмы в самом подходе к существу социальных конфликтов: признается очевидной не только неустранимость конфликтности в обществе, но конструктивная, позитивная миссия социальных конфликтов в общественном развитии. Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества. В современном мире, в условиях, когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти каждому не понаслышке, когда люди, сталкиваются в своих интересах, тогда происходит конфликт. Он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда ими начинают управлять эмоции, а не разум. Если в рядовой жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса и временной психической неуравновешенности ничего нам в жизни не преподносят, и в момент, когда люди сами не в силах разрешить свой конфликт, они обращаются за помощью. Если данная ситуация находится в компетенции органов местного самоуправления, то специалисты непременно помогут в ней разобраться и попытаются разрешить мирным путем.
Рассмотрение обращений граждан является одним из важнейших полномочий органов местного самоуправления. Местные администрации исполняют роль основного органа местного самоуправления, осуществляющего организационно-управленческие функции по вопросам
рассмотрения обращений граждан в муниципальном образовании. В связи с этим специалистам местных администраций важно учитывать особенности работы с обращениями граждан. Органами местного самоуправления рассматриваются письменные и устные обращения граждан, находящимся в ее компетенции в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, уставом муниципального образования (далее - обращения граждан, организаций), а также запросы граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений о предоставлении информации о деятельности местной администрации.
Состояние и степень научной разработанности темы. В научной литературе достаточно активно рассматривались проблемы социального конфликта и особенности управления им. Выявлению природы, особенностей возникновения и динамике развития социальных конфликтов посвящены исследования Ф.М. Бородкина, О.Н. Громовой, В.В. Дружинина,
Ю.Г. Запрудского, П.Г. Здравомыслова, Д.А. Зеркина, Н.М. Коряк, Е.И. Степанова. Типологии социальных конфликтов, анализу их отдельных разновидностей посвящены работы А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, A. B. Глуховой, A.B. Дмитриева, А.К. Зайцева, Ю.Г. Запрудского, Т.Т. Сулимовой, В.А. Тишкова, А.И. Шипилова и др. Тема управления социальными конфликтами получила зарождение и развитие, прежде всего, в трудах зарубежных авторов, среди которых в России наиболее известны работы B. Зигерта, JI. Крисберга, JI. Ланга, Дж. Скотта, Р. Фишера, У. Юри. Свое дальнейшее развитие данная тема нашла в трудах многих отечественных ученых, в том числе Т.А. Артемовой, Ф.М. Бородкина, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова, И.А. Ильяевой, Г.А. Котельникова, О.Н. Громовой, В.И. Сперанского, Е.Е. Тонкова, А.Н. Чумикова, В.И. Патрушева, В.В. Скворцова, В.П. Шейнова. В этих работах ученые рассматривают такие вопросы, как принципы, способы и тактики управления различными видами социальных конфликтов, особенности управления ими на этапах возникновения, развития и завершения.
Объект исследования - процессы решения конфликтов населения региона.
Предмет исследования - практика разрешения конфликтов населения региона органами местного самоуправления.
Цель исследования - изучить практику разрешения конфликтов населения органами местного самоуправления Каменского района и разработать на этой основе комплекс рекомендаций по более эффективному разрешению возникающих у населения конфликтов.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Охарактеризовать основные подходы к пониманию социального конфликта.
2. Раскрыть сущность и особенности работы органов местного самоуправления в области разрешения конфликтов населения.
3. Изучить специфику работы с обращениями граждан.
4. Определить механизмы решения конкретных конфликтов населения.
5. Изучить и проанализировать исследования по данной теме.
6. Изучить и проанализировать реальный опыт разрешения конфликтов населения органами местного самоуправления.
7. Разработать рекомендации для органов и учреждений местного самоуправления по эффективному разрешению конфликтов населения.
Гипотезы исследования:
1. Адекватной теоретико-методологической основой междисциплинарного исследования практики решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления являются базовые положения классической теории конфликта (концепции Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.).
2. В Каменском районе АК наблюдается высокий уровень социальной напряженности и конфликтности населения, требующие управленческого вмешательства органов местного самоуправления.
3. Деятельность органов местного самоуправления Каменского района АК в плане решения конфликтов населения заключается в работе с обращениями граждан; информировании граждан по возникающим вопросам; профилактирование конфликтных ситуаций и др.
4. Самыми эффективными формами решения конфликтов населения органами местного самоуправления являются - решение вопроса граждан при их личном приеме; рассмотрение заявлений граждан; решение конфликтов с выездом по месту жительства или работы граждан. Успешность разрешения конфликтов граждан обусловлена уровнем подготовки и компетенции специалиста, а также имеющимся у него опытом разрешения подобных конфликтов.
5. Рассмотрение обращений граждан органами местного самоуправления района характеризуются высокой степенью бюрократизации и формализации (большой перечень форм для подачи заявления; временные затраты на сбор документов; долгий срок рассмотрения обращений и т.д.).
6. Для повышения эффективности взаимодействия граждан и органов власти, в контексте решения возникающих у населения конфликтов необходимо - внесение корректив в деятельность органов местного самоуправления, повышение конфликтологической грамотности граждан, консультирование граждан по поведению в конфликте. В качестве конкретной рекомендации можно предложить регулярное прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации в области конфликтологии специалистами органов местного самоуправления и разными группами населения района.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения, разработанные Г. Зиммелем, Л. Козером, Р. Дарендорфом, К.Боулдингом, в рамках классической теории конфликта, а также конфликтологические концепции К. Маркса, Г. Спенсера. В процессе написания работы были использованы следующие методы:
1. Концепция социального конфликта (Дж. Бертон, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Левин, Р. Мертон, Т. Парсонс, М. Фоллет);
2. Психологическая концепция конфликта (Н.В. Гришина, А.И. Донцов, A.A. Ершов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Л.А. Петровская);
3. Основные положения следующих подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.); диспозитивно-личностного (Е.Е. Тонков); компетентностного (Т.Г. Браже, Г.В. Вайлер, H.A. Гришанова, Э.Ф. Зеер, В.Л. Кальней, A.B. Хуторской и др.); контекстного (A.A. Вербицкий, Б.Ф. Ломова, E.H. Суркова, O.K. Тихомиров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовалось следующие методов сбора информации:
1. Традиционный анализ научной литературы; анализ документов (нормативно-правовых актов, официальных статистических данных о деятельности комитетов по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Каменского района за период 2021 гг.)
2. Вторичный анализ данных социологических исследований проведенные по этой теме.
3. Анкетный опрос жителей Каменского района и города Камень-на- Оби.
4. Экспертный опрос (экспертами выступили работники Администрации Каменского района).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе опроса жителей Каменского района и города Камень-на-Оби. Опрос проводился весной 2022 года в Администрации Каменского района по месту приема граждан, а также бланк опроса был размещен в социальных сетях. Объем выборки составил 162 респондента, репрезентатирующих население старше 18 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы органами и учреждениями местного самоуправления Каменского района, а также в других организациях, которые так же задействованы в разрешение конфликтов населения.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы представлены докладом на IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки, диаграммы и таблицы).
Рассмотрение обращений граждан является одним из важнейших полномочий органов местного самоуправления. Местные администрации исполняют роль основного органа местного самоуправления, осуществляющего организационно-управленческие функции по вопросам
рассмотрения обращений граждан в муниципальном образовании. В связи с этим специалистам местных администраций важно учитывать особенности работы с обращениями граждан. Органами местного самоуправления рассматриваются письменные и устные обращения граждан, находящимся в ее компетенции в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, уставом муниципального образования (далее - обращения граждан, организаций), а также запросы граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений о предоставлении информации о деятельности местной администрации.
Состояние и степень научной разработанности темы. В научной литературе достаточно активно рассматривались проблемы социального конфликта и особенности управления им. Выявлению природы, особенностей возникновения и динамике развития социальных конфликтов посвящены исследования Ф.М. Бородкина, О.Н. Громовой, В.В. Дружинина,
Ю.Г. Запрудского, П.Г. Здравомыслова, Д.А. Зеркина, Н.М. Коряк, Е.И. Степанова. Типологии социальных конфликтов, анализу их отдельных разновидностей посвящены работы А.Я. Анцупова, Е.М. Бабосова, A. B. Глуховой, A.B. Дмитриева, А.К. Зайцева, Ю.Г. Запрудского, Т.Т. Сулимовой, В.А. Тишкова, А.И. Шипилова и др. Тема управления социальными конфликтами получила зарождение и развитие, прежде всего, в трудах зарубежных авторов, среди которых в России наиболее известны работы B. Зигерта, JI. Крисберга, JI. Ланга, Дж. Скотта, Р. Фишера, У. Юри. Свое дальнейшее развитие данная тема нашла в трудах многих отечественных ученых, в том числе Т.А. Артемовой, Ф.М. Бородкина, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова, И.А. Ильяевой, Г.А. Котельникова, О.Н. Громовой, В.И. Сперанского, Е.Е. Тонкова, А.Н. Чумикова, В.И. Патрушева, В.В. Скворцова, В.П. Шейнова. В этих работах ученые рассматривают такие вопросы, как принципы, способы и тактики управления различными видами социальных конфликтов, особенности управления ими на этапах возникновения, развития и завершения.
Объект исследования - процессы решения конфликтов населения региона.
Предмет исследования - практика разрешения конфликтов населения региона органами местного самоуправления.
Цель исследования - изучить практику разрешения конфликтов населения органами местного самоуправления Каменского района и разработать на этой основе комплекс рекомендаций по более эффективному разрешению возникающих у населения конфликтов.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Охарактеризовать основные подходы к пониманию социального конфликта.
2. Раскрыть сущность и особенности работы органов местного самоуправления в области разрешения конфликтов населения.
3. Изучить специфику работы с обращениями граждан.
4. Определить механизмы решения конкретных конфликтов населения.
5. Изучить и проанализировать исследования по данной теме.
6. Изучить и проанализировать реальный опыт разрешения конфликтов населения органами местного самоуправления.
7. Разработать рекомендации для органов и учреждений местного самоуправления по эффективному разрешению конфликтов населения.
Гипотезы исследования:
1. Адекватной теоретико-методологической основой междисциплинарного исследования практики решения конфликтов населения региона органами местного самоуправления являются базовые положения классической теории конфликта (концепции Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.).
2. В Каменском районе АК наблюдается высокий уровень социальной напряженности и конфликтности населения, требующие управленческого вмешательства органов местного самоуправления.
3. Деятельность органов местного самоуправления Каменского района АК в плане решения конфликтов населения заключается в работе с обращениями граждан; информировании граждан по возникающим вопросам; профилактирование конфликтных ситуаций и др.
4. Самыми эффективными формами решения конфликтов населения органами местного самоуправления являются - решение вопроса граждан при их личном приеме; рассмотрение заявлений граждан; решение конфликтов с выездом по месту жительства или работы граждан. Успешность разрешения конфликтов граждан обусловлена уровнем подготовки и компетенции специалиста, а также имеющимся у него опытом разрешения подобных конфликтов.
5. Рассмотрение обращений граждан органами местного самоуправления района характеризуются высокой степенью бюрократизации и формализации (большой перечень форм для подачи заявления; временные затраты на сбор документов; долгий срок рассмотрения обращений и т.д.).
6. Для повышения эффективности взаимодействия граждан и органов власти, в контексте решения возникающих у населения конфликтов необходимо - внесение корректив в деятельность органов местного самоуправления, повышение конфликтологической грамотности граждан, консультирование граждан по поведению в конфликте. В качестве конкретной рекомендации можно предложить регулярное прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации в области конфликтологии специалистами органов местного самоуправления и разными группами населения района.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения, разработанные Г. Зиммелем, Л. Козером, Р. Дарендорфом, К.Боулдингом, в рамках классической теории конфликта, а также конфликтологические концепции К. Маркса, Г. Спенсера. В процессе написания работы были использованы следующие методы:
1. Концепция социального конфликта (Дж. Бертон, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Левин, Р. Мертон, Т. Парсонс, М. Фоллет);
2. Психологическая концепция конфликта (Н.В. Гришина, А.И. Донцов, A.A. Ершов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Л.А. Петровская);
3. Основные положения следующих подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько и др.); диспозитивно-личностного (Е.Е. Тонков); компетентностного (Т.Г. Браже, Г.В. Вайлер, H.A. Гришанова, Э.Ф. Зеер, В.Л. Кальней, A.B. Хуторской и др.); контекстного (A.A. Вербицкий, Б.Ф. Ломова, E.H. Суркова, O.K. Тихомиров и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовалось следующие методов сбора информации:
1. Традиционный анализ научной литературы; анализ документов (нормативно-правовых актов, официальных статистических данных о деятельности комитетов по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Каменского района за период 2021 гг.)
2. Вторичный анализ данных социологических исследований проведенные по этой теме.
3. Анкетный опрос жителей Каменского района и города Камень-на- Оби.
4. Экспертный опрос (экспертами выступили работники Администрации Каменского района).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе опроса жителей Каменского района и города Камень-на-Оби. Опрос проводился весной 2022 года в Администрации Каменского района по месту приема граждан, а также бланк опроса был размещен в социальных сетях. Объем выборки составил 162 респондента, репрезентатирующих население старше 18 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы органами и учреждениями местного самоуправления Каменского района, а также в других организациях, которые так же задействованы в разрешение конфликтов населения.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы представлены докладом на IX региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки, диаграммы и таблицы).
Социальные конфликты все чаще присутствуют в жизни людей, и с каждым днем все сильнее становятся социальной нормой. Полностью из человеческой жизни их исключить не получится, да и не стоит, ведь «в споре рождает истина». Конфликт неизбежен, и нужно научиться, им правильно управлять, стремиться разрешать с наименьшими негативными последствиями для общества. Органы местного самоуправления являются так называемым «мостом» между государством и гражданами, тем самым эффективное решение местных проблем и обеспечении жизни людей, укрепляет единство станы.
Анализ базовых положений теории конфликта позволил выявить, что не бывает бесконфликтного общества. Общество - это система, которая регулярно проходит через всевозможные изменения. Л. Козер в своей работе «Функции социального конфликта» обосновал положительную роль противоборства в обеспечении стабильности социальных систем, т.е. чем больше число конфликтов независимых друг от друга, тем лучше для целостности общества.
В Каменском районе наблюдается высокий уровень конфликтности населения, это подтверждается тем, что граждане многократно обращаются по одному и тому же вопросу, в ответ получают только письменные разъяснения, а проблема на деле не решается. Так же деятельность органов местного самоуправления в работе с обращениями граждан не достаточно освещается на официальном сайте Администрации района и в муниципальных СМИ, что подтверждается данными опроса населения.
Деятельность органов местного самоуправления Каменского района Алтайского края в области разрешения конфликтов населения заключается в регистрации и рассмотрении обращений граждан, изучение дополнительных материалов и документов по вопросам, специалистами Администрации даются разъяснения по вопросам, содержащимся в обращении, а также проводится личные встречи со сторонами конфликта.
В ходе исследования стало понятно, что самой эффективной формой решения конфликтов населения органами местного самоуправления является решение вопроса гражданина на его личном приеме, таким образом удается в наиболее полном объеме выяснить перечень волнующих проблем и провести тщательную диагностику конфликта. На более эффективное разрешение конфликтов влияет уровень подготовки и имеющийся опыт в разрешении конфликтов у специалистов Администрации района.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза № 5, подача заявления имеет большой перечень форм. Все обращения рассматриваются согласно Федеральному Закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для повышения эффективности взаимодействия граждан и органов власти был дан ряд рекомендаций, как для органов местного самоуправления, так и для обращающихся с обращениями граждан.
Проведенное нами исследование показало, что опрошенные граждане чаще обращаются именно в Администрацию Каменского района. Треть опрошенных граждан обратились в органы местного самоуправления «Впервые», четь меньше опрошенных ответили, что обращаются «Редко», эти данные дают нам понять, что граждане обращаются только в самый трудный момент, когда самостоятельно не могут решить свой вопрос. Больше всего обращений поступает в Комитет по жильщно-коммунальному хозяйству (дорожное хозяйство, строительство), так же вопросы земельных отношений и природных ресурсов, и немало важными являются вопросы гражданской защиты. Так как в Комитет ЖКХ входит большой перечень компонентов, поэтому наибольшее количество обращений приходится именно на его долю.
Больше половины респондентов ответили, что им не приходилось обращаться повторно по своему вопросу. Так же порядка 70 % опрошенных ответили, что их обращения рассматривались в срок, предусмотренный законодательством. Удовлетворенных сроками рассмотрения обращений остались 66 % респондентов, что говорит о том, что обращения рассматриваются в самые кратчайшие сроки и даются разъяснения по содержанию проблемы. Не смотря на удовлетворенность сроками рассмотрения обращений, 46 % опрошенных граждан остались «Не удовлетворены» результатом рассмотренная. Это говорит о том, что граждане получили разъяснение или отказ по своей проблеме, а решений по их вопросу не было принято, по большей части получают «Отказ» граждане, проблема которых не входит в компетенции Администрации Каменского района. Но тем не менее порядка 73 % респондентов оценили полноту и доступность предоставленной в ответе на обращении информации как «Удовлетворительно», а это говорит о том, что было дано разъяснение с конкретным описанием всего содержавшегося в обращении и какие меры принимались и будут приниматься по данному вопросу, если они находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач для органов местного самоуправления, а то, как рассматриваются обращения и как разрешаются проблемы, в них описанные, формирует имидж, а тем самым и расположение доверия населения к органам власти. Если граждане приходят с просьбами о содействии в своей проблеме, значит, они доверяют органам местного самоуправления рассмотрение и принятие решений по своим проблемам. Для более видимого результата работы граждане должны активно заниматься поиском решением совместно со специалистами и другими представителя местного самоуправления. Так как данная проблема принадлежит именно гражданам, а не местному самоуправлению. Конфликты, какими бы они не были по своей сути, субъективными или объективными, несут в себе бесценный опыт, который невозможно приобрести без противоречий. Задача каждого человека осознавать возможные противоречия и стараться достигнуть положительного результата при их разрешении.
Анализ базовых положений теории конфликта позволил выявить, что не бывает бесконфликтного общества. Общество - это система, которая регулярно проходит через всевозможные изменения. Л. Козер в своей работе «Функции социального конфликта» обосновал положительную роль противоборства в обеспечении стабильности социальных систем, т.е. чем больше число конфликтов независимых друг от друга, тем лучше для целостности общества.
В Каменском районе наблюдается высокий уровень конфликтности населения, это подтверждается тем, что граждане многократно обращаются по одному и тому же вопросу, в ответ получают только письменные разъяснения, а проблема на деле не решается. Так же деятельность органов местного самоуправления в работе с обращениями граждан не достаточно освещается на официальном сайте Администрации района и в муниципальных СМИ, что подтверждается данными опроса населения.
Деятельность органов местного самоуправления Каменского района Алтайского края в области разрешения конфликтов населения заключается в регистрации и рассмотрении обращений граждан, изучение дополнительных материалов и документов по вопросам, специалистами Администрации даются разъяснения по вопросам, содержащимся в обращении, а также проводится личные встречи со сторонами конфликта.
В ходе исследования стало понятно, что самой эффективной формой решения конфликтов населения органами местного самоуправления является решение вопроса гражданина на его личном приеме, таким образом удается в наиболее полном объеме выяснить перечень волнующих проблем и провести тщательную диагностику конфликта. На более эффективное разрешение конфликтов влияет уровень подготовки и имеющийся опыт в разрешении конфликтов у специалистов Администрации района.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза № 5, подача заявления имеет большой перечень форм. Все обращения рассматриваются согласно Федеральному Закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Для повышения эффективности взаимодействия граждан и органов власти был дан ряд рекомендаций, как для органов местного самоуправления, так и для обращающихся с обращениями граждан.
Проведенное нами исследование показало, что опрошенные граждане чаще обращаются именно в Администрацию Каменского района. Треть опрошенных граждан обратились в органы местного самоуправления «Впервые», четь меньше опрошенных ответили, что обращаются «Редко», эти данные дают нам понять, что граждане обращаются только в самый трудный момент, когда самостоятельно не могут решить свой вопрос. Больше всего обращений поступает в Комитет по жильщно-коммунальному хозяйству (дорожное хозяйство, строительство), так же вопросы земельных отношений и природных ресурсов, и немало важными являются вопросы гражданской защиты. Так как в Комитет ЖКХ входит большой перечень компонентов, поэтому наибольшее количество обращений приходится именно на его долю.
Больше половины респондентов ответили, что им не приходилось обращаться повторно по своему вопросу. Так же порядка 70 % опрошенных ответили, что их обращения рассматривались в срок, предусмотренный законодательством. Удовлетворенных сроками рассмотрения обращений остались 66 % респондентов, что говорит о том, что обращения рассматриваются в самые кратчайшие сроки и даются разъяснения по содержанию проблемы. Не смотря на удовлетворенность сроками рассмотрения обращений, 46 % опрошенных граждан остались «Не удовлетворены» результатом рассмотренная. Это говорит о том, что граждане получили разъяснение или отказ по своей проблеме, а решений по их вопросу не было принято, по большей части получают «Отказ» граждане, проблема которых не входит в компетенции Администрации Каменского района. Но тем не менее порядка 73 % респондентов оценили полноту и доступность предоставленной в ответе на обращении информации как «Удовлетворительно», а это говорит о том, что было дано разъяснение с конкретным описанием всего содержавшегося в обращении и какие меры принимались и будут приниматься по данному вопросу, если они находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач для органов местного самоуправления, а то, как рассматриваются обращения и как разрешаются проблемы, в них описанные, формирует имидж, а тем самым и расположение доверия населения к органам власти. Если граждане приходят с просьбами о содействии в своей проблеме, значит, они доверяют органам местного самоуправления рассмотрение и принятие решений по своим проблемам. Для более видимого результата работы граждане должны активно заниматься поиском решением совместно со специалистами и другими представителя местного самоуправления. Так как данная проблема принадлежит именно гражданам, а не местному самоуправлению. Конфликты, какими бы они не были по своей сути, субъективными или объективными, несут в себе бесценный опыт, который невозможно приобрести без противоречий. Задача каждого человека осознавать возможные противоречия и стараться достигнуть положительного результата при их разрешении.



