Введение 3
1 Теоретические и организационно-правовые основы формирования
городских агломераций 10
1.1. Теоретические основы формирования городских агломераций 10
1.2. Организационно-правовые основы формирования городских
агломераций в России 19
2 Основы становления и развития Барнаульской агломерации 26
2.1. Социально-экономическое развитие Барнаула 26
2.2. Функционирование Барнаульской агломерации 35
3 Трудности и перспективы развития Барнаульской агломерации 44
3.1. Проблемы в развитии Барнаульской агломерации 44
3.2. Перспективы развития Барнаульской агломерации 51
Заключение 58
Список литературы 62
Актуальность выпускной квалификационной работы.
Агломерационные объединения в реалиях современного мира, обусловленных с одной стороны борьбой за конкурентные преимущества и человеческий капитал, а с другой - финансовой зависимостью большинства муниципальных образований России, являются одним из ключевых механизмов решения общемуниципальных проблем за счет общего объединения усилий, рационального распределения ресурсов, финансов и специализации.
Актуальность данной темы также обусловлена тем, что происходящие в мире процессы глобализации, урбанизации, технологического и инновационного прорыва усилили уровень как внутренней, так и международной конкуренции, порождая новые угрозы и возможности для развития территорий.
Наличие четкой цели, ясных приоритетов в экономике и социальной политике, взаимоэффективная кооперация территорий улучшают не только их конкурентные позиции, но и усиливает положение региона на российском и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, с международными финансовыми организациями, адекватно реагируя на стратегические препятствия.
Степень изученности. Принципы территориального планирования привлекали к себе интерес и рассматривались еще в античности такими учеными, как Сократ, Платон, Аристотель и др. Тогда появляются первые теории и концепции формирования государств. Однако фундамент основ пространственного развития закладывается в XVIII-XX веках (А. Маршалл, А. Смит, Д. Рикардо, И. фон Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, У. Айзард и др.), приходящихся на период резких урабанизационных процессов, что связано с переходом от сельскохозяйственного уклада к индустриальному, и как следствие возрастанием роли города, как места сосредоточения основной части населения, источника социально-экономического процветания над сельскими поселениями. Общепринятого определения «городская агломерация» в настоящее время не существует, и каждый автор вкладывает в данное понятие результаты своих научных знаний и наблюдений.
Так, по мнению А. Маршалла агломерация характеризуется тремя важными факторами или источниками силы: денежные экстерналии (разнообразие выбора, объединение ресурсов, снижение транспортных издержек), технологические экстерналии (возможность производителей учится друг у друга, кооперация), экстерналии человеческого капитала (формирование единого рынка труда) [11].
Широкое распространение получила теория «полюсов роста», Ф. Перру, которая в первоначальном виде разработана для промышленных предприятий и нацелена на получение экономического эффекта. Исходя из данной теории, агломерация рассматривается как концентрация развивающихся и расширяющихся отраслей, способных качественно повлиять на повышение уровня развития всей территории [30]. Или говоря проще, это совокупность близлежащих территорий с быстроразвивающимися производствами, функционирующая на основе объединения ресурсов и рациональной специализации.
П. Кругман делал акцент на том, что агломерации формируются под воздействием эффекта от объема рынка или доступа к рынку, а не под воздействием эффекта от масштаба производства, транспортных издержек и мобильности факторов производства [33].
По мнению советского ученого Г.М. Лаппо агломерация - это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Фундаментальные свойства таких группировок - сближенность составляющих ее поселений и их функциональная взаимодополняемость [2].
В современности к вопросам агломерационного развития оказывается ещё больший интерес, о чем свидетельствует многообразие научных трудов и статей по данной тематике, в том числе труды данных исследователей использовались при написании и формулировании выводов данной работы (М.А. Гвоздева, Д.Я. Герцберг, Е.Е. Горяченко, Ю.В. Павлов, Е.В. Паршуто и другие).
Несмотря на широкий спектр мнений по вопросу развития интеграционных объединений, из базовых и современных теорий можно выделить общие агломерационные черты, это - близость территории, общность экономического пространства, единый рынок труда.
Представленные взгляды на агломерацию раскрывают лишь небольшую часть мнений, так вопросы территориального планирования получили широкое раскрытие в трудах географов, экономистов, юристов, политологов, некоторые из них будут представлены в теоретической части исследования (Глава I). У истоков отечественных теорий урбанизации стояли Г.М. Лаппо, Ю.А. Левада, Л.Б. Коган, А.С. Ахиезер, О.Н. Яницкий и др. В этот же период в Советской России появляются первые предпосылки формирования объединений нескольких территориальных единиц, в современности получивших название «агломерация». Практические попытки создания агломераций в стране приходятся на 2000-2008 годы.
Необходимость появления новых интеграционных объединений вызвана несколькими причинами, к которым можно отнести источающийся запас ресурсов и необходимость их рационального распределения, резко дифференцированный уровень социально-экономического развития между территориями России, тормозящий прорывной прогресс.
Как такового правового статуса и точного определения «городская агломерация» в Российской Федерации не существует, что создает определенные препятствия для планомерного развития, как организационно-управленческого, так и финансового характера. Однако в настоящее время возрастающая роль и эффективность межмуниципальных объединений, в том числе в рамках агломерации, подкрепила свою практическую значимость и вызвала интерес органов государственной власти к вопросам развития городских агломераций.
Агломерационные процессы в России нуждаются в создании фундамента пространственного развития и общегосударственного механизма поддержки и стимулирования. Для этого необходимо разработать правовую основу для городских агломераций как административных единиц с закреплением статуса участника бюджетного процесса. Разработать и утвердить перспективное долгосрочное видение развития агломераций в виде документов стратегического планирования с учетом специфики каждого интеграционного объединения, финансовых и ресурсных возможностей. И конечно, политика в области пространственного развития должна быть направлена на чёткое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
Объектом данного исследования является Барнаульская агломерация. Предметом изучения работы являются факторы, оказывающие влияние на формирование и функционирование Барнаульской агломерации, определение роли в развитии региона и входящих в нее муниципалитетов.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение специфики развития Барнаульской агломерации, социально-экономических эффектов от интеграционного объединения, перспектив и сдерживающих факторов развития, возможностей выхода на качественно новый уровень развития.
В соответствии с поставленной целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические, правовые и организационные основы создания и развития городских агломераций;
- раскрыть сущность и роль Барнаульской агломерации в развитии Алтайского края, территорий, входящих в ее состав, планируемых к включению;
- рассмотреть вклад и роль Барнаула как ядра Барнаульской агломерации;
- исследовать проблемы и перспективы развития Барнаульской агломерации.
Хронологические рамки исследования. В исследовательской работе можно выделить два основных периода функционирования Ассоциации «Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий» (далее - Барнаульская агломерация). Для комплексного анализа особенностей становления и развития Барнаульской агломерации за основу взят пятилетний период (2017-2021 годы) в сравнительной динамике к доагломерационному периоду (2008 год). Рассмотрены положительные эффекты от межмуниципального взаимодействия, а также наглядно представлены последствия сдерживающих факторов, тормозящих развитие, и требующих оперативного решения как с точки зрения преодоления организационно-правовых, так и социально-экономических барьеров.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию муниципальных образований Алтайского края, входящих в состав Барнаульской агломерации, а именно городские округа Барнаул и Новоалтайск, муниципальные районы - Первомайский и Павловский. Выбор данного интеграционного объединения обусловлен опосредованным участием в работе Ассоциации. Кроме того Барнаульская агломерация представляет собой уникальное объедение вследствие того, что сложилось на основе естественных связей (географических, социально-экономических, культурных, исторических и др.), а не под воздействием правительственных или иных решений.
В основу методологии исследования легли зарубежные и отечественные теории урбанизации, районирования, территориального и пространственного планирования. Суть данных теорий сводится к раскрытию синергетического эффекта от различных видов административно-территориальных, межмуниципальных взаимодействий. Изучение специфики данных исследований позволили оценить положительные и отрицательные интеграционные эффекты, выявить характерные черты и принципы объединений, а также сделать вывод о том, что городские агломерации в настоящее время выступают одним из основным механизмов динамичного развития территорий.
В качестве основных методов определены: сравнительно - правовой, экономико-географический, системный метод исследования, метод обобщения теоретических выводов, метод статистического, сравнительного анализа.
База источников исследования. При написании выпускной квалификационной работы использованы законы Российской Федерации, Алтайского края и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, текущие архивы органов местного самоуправления, материалы периодической печати, материалы сети «Интернет».
Научная новизна. В настоящее время, как уже было упомянуто выше, городские агломерации в России развиваются в «хаотичной» форме, не имея закрепленных правовых и организационных основ. В данной работе предприняты попытки выбора рациональной формы построения организационно-управленческой и функциональной структуры развития межмуниципального объединения на примере Барнаульской агломерации, предложены формы взаимодействия с федеральной и региональной ветвями власти. Кроме того, в работе представлено авторское видение понятия «агломерация».
Практическая значимость исследования. Материалы представленного исследования могут быть использованы в качестве альтернативной точки зрения на этапе становления организационно-управленческой основы интеграционного объединения, который в настоящее время проходит Барнаульская агломерация. Также материалы данной работы могут использоваться в образовательном процессе по учебным дисциплинам «История государственного и муниципального управления», «Региональное и муниципальное управление» и другие.
Апробация работы. Полученные научные знания в ходе проведения исследования были представлены на 62-ой Международной сетевой научно-технической конференции (МСНТК) молодых ученых, аспирантов магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации», которая состоялась 25.03.2021 (Киргизия). Кроме того, в обобщенном виде промежуточные результаты выпускной квалификационной работы представлены в статье «К вопросу о современном состоянии развития Барнаульской агломерации», опубликованной в журнале «Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова» (№4(60) 2021 год Киргизия, г.Бишкек) [23].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения, списка литературы.
Агломерационные объединения в современных реалиях являются одним из эффективных механизмов пространственного развития страны. Данное обстоятельство для России обусловлено обширностью территории и значительной численностью муниципальных образований, разительно отличающихся друг от друга по уровню социально-экономического развития и финансовой обеспеченности. На сглаживание обозначенных диспропорций и возможность оперативного решения совместных вопросов местного значения, направленных на повышение качества и уровня жизни, в том числе направлен процесс объединения территорий в рамках агломерации. Поощрение естественных процессов агломерирования со стороны государства в виде возможности участия в федеральных программах и проектах на условиях софинансирования создает дополнительные стимулы для кооперации территорий.
На примере Барнаульской агломерации рассмотрен практический пример эффективности совместной деятельности, выраженный в реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, которые для отдельно взятого муниципалитета были невозможны в силу ограниченности бюджетных средств. Анализ экономической деятельности за пятилетний период также свидетельствует о поэтапном наращивании динамики ключевых показателей социально-экономического развития и росте доли и роли агломерации в регионе.
Тем не менее, в ходе проведенного исследования, в том числе сравнительного анализа с другими агломерационными объединениями России были выявлены проблемные моменты и блокирующие факторы.
Общим для всех межмуниципальных объединений тормозящим фактором является отсутствие законодательства по закреплению правового, организационного и управленческого статуса агломераций. Данное обстоятельство создает неопределенность прежде всего по вопросам финансового характера, долевого софинансирования общих проектов.
Для Барнаульской агломерации в качестве тормозящих развитие факторов, помимо правового характера, можно выделить значительный разрыв между ядром агломерации и муниципальными образованиями, входящими в её состав, что в первую очередь предопределено столичным статусом Барнаула. Кроме того, муниципальные образования, входящие в состав Барнаульской агломерации, не обладают четко выраженной специализацией, что препятствует поиску точек роста и определению ниши территории в экономике страны. Также общей проблемой выступает ограниченность материальных ресурсов на реализацию крупных инвестиционных проектов, направленных не на обеспечение жизнедеятельности, а на экономический прорыв, а также ограниченное в настоящее время количество финансовых инструментов на федеральном уровне для решения этой задачи.
Для решения этих проблем необходимо решить ряд первоочередных задач, к которым можно отнести следующие:
Общероссийские:
- закрепить правовой статус агломераций на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
- рассмотреть возможность разработки программ комплексного социально-экономического развития для городских агломераций на условиях софинансирования, по примеру программ регионов или федеральных округов.
Для Барнаульской агломерации:
- наладить взаимоэффективную политику совместной деятельности между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих (планируемых к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- определить четкую специализацию для каждого муниципального образования, входящего (планируемого к присоединению) в состав Барнаульской агломерации, с учетом SWOT-анализа, объективных тенденций развития современного общества, возможности достижения максимального эффекта в общей экономической структуре агломерации;
- обеспечить преемственность и согласованность документов
стратегического и территориального планирования по каждому муниципальному образованию, входящему (планируемому к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- разработать общие для муниципальных образований, входящих в состав (планируемых к присоединению) Барнаульской агломерации, документы стратегического и территориального планирования;
- обеспечить возможность участия Барнаульской агломерации во всевозможных федеральных программах и проектах, предусмотренных для агломерационных объединений на условиях софинансирования;
- продолжить реализацию проектов по модернизацию инфраструктуры, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.
Несмотря на то, что на пути достижения поставленных задач существует ряд проблем как финансового, так и организационного характера, общероссийские тенденции по вопросам пространственного планирования с недавнего времени позволяют надеяться на положительные сдвиги в данном направлении. В настоящее время осуществляется подготовка проекта Федерального закона «Об городских агломерациях в Российской Федерации», проходит согласование его положений с субъектами и муниципалитетами.
Касательно Барнаульской агломерации с каждым годом анализ показателей деятельности свидетельствует о поэтапном наращивании экономического потенциала, растут показатели социальной обеспеченности, преображается в лучшую сторону инфраструктурное пространство.
Сегодня агломерация является неотъемлемым механизмом в условиях развития как самого интеграционного объединения и отдельного взятого муниципального образования, так и региона в целом. От эффективности построения организационных и управленческих связей между муниципальными объединениями, входящими в состав агломерации, напрямую зависит благосостояние населения, экономические показатели, место и роль территории в условиях борьбы за конкурентные преимущества.
1. Кукина, И.В. Тенденции развития агломераций. Зарубежный опыт / И.В. Кукина. - Кр.: Сибирский федеральный университет, 2014. - 143 с.
2. Лаппо, Г.М. Развитие городских агломераций в СССР /
Г.М. Лаппо. - М.: Наука, 1978. - 152 с.
3. Малоян, Г.А. Агломерация - градостроительные проблемы / Г.А. Малоян. - М.: АСВ, 2010. - 121 с.
4. Оглы, Б.И. Формирование центров крупных городов Сибири: градостроительные и социально-культурные аспекты / Б.И. Оглы. - Новосиб.: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 168 с.
5. Аношкина, Е.Л. Внешние эффекты стихийного агломерационного процесса в условиях депопуляции населения / Е.Л.Аношкина, И.Е.Лещев // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4 (32). - С. 330-335.
6. Бозе, Э. Городская агломерация: старое название - новое содержание / Э.Бозе // Российское экспертное обозрение. - 2007. - №4-5. - С. 13-16.
7. Ветлугин, Р.А. Правовое регулирование агломераций / Р.А. Ветлугин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2019.- №2. - С. 48-51.
8. Власова, Н.Ю., Антипин, И.А. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры / Н.Ю. Власова, И.А. Антипин // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2010. - № 3(29). - С. 106-112.
9. Ворошилов, Н.В. Подходы к оценке развитости агломераций на территории России / Н.В. Егоров // Проблемы развития территории. - 2019. - №4 (102). - С. 40-54.
10. Волчкова, И.В. Модели управления агломерациями: международный опыт и российская практика / И.В. Волчкова, Н.Н. Минаев // Экономические науки. - 2013. - №108. - С. 53-57.
11. Гвоздева, М.А., Казакова, М.В., Поспелова, Е.А. Подходы к определению агломераций / М.А. Гвоздева, М.В. Казакова, Е.А. Поспелова // Российское предпринимательство. - 2016. - №24. - С. 3505-3514.
12. Герцберг, Д.Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования / Д.Я. Герцберг //ACADEMIA. Архитектура и строительство. - 2015. - №4. - С. 98-106.
13. Горяченко, Е.Е. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития / Е.Е.Горяченко, Н.Г.Мосиенко // Регион: экономика и социология.- 2011.- №3. - С.94-112.
14. Егоров, В.К. Пространственное развитие российских регионов: исторический контекст / В.К. Егоров // Проблемы развития территории. - 2020. - №6 (10). - С. 106-120.
15. Зубаревич, Н.В. Агломерационный эффект или административный
угар / Н.В.Зубарвевич // Российское экспертное обозрение. - 2007. -
№4-5(22). - С. 11-13.
16. Калашников, О.Е. Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России / О.Е. Калашникова // Молодой ученый. - 2017. - №13(147). - С. 288-290.
17. Коломак, Е.А. Оценка влияния урбанизации на экономический рост в России / Е.А.Коломак // Регион: экономика и социология. - 2011. - №4. - С. 51-69.
18. Павлов, Ю.В. Классификация моделей управления городской агломерацией / Ю.В. Павлов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2019. - №1. - С. 106-122.
19. Павлов, Ю.В. Теоретические основы формирования системы управления городской агломерацией / Ю.В. Павлов, Е.Н. Королева, Н.Н. Евдокимов // Экономика региона. - 2019. - №3. - С. 834-850.
20. Паршуто, Е.В. Зарубежный опыт формирования и развития городских агломераци й / Е.В. Паршуто // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - №15. - С. 44-51.
21. Пивень, Д. А. Региональная агломерация и предпосылки ее создания / Д.А. Пивень // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. - 2014. - №1(27). - С. 133-138.
22. Подопригора, Ю.В. Управление агломерационными процессами в России / Ю.В. Подопригора, И.В. Волчкова, Е.В. Уфимцева // Вопросы управления. - 2015. - №6 (37) - С. 83-90.
23. Попова, Я.И. «К вопросу о современном состоянии развития Барнаульской агломерации» / Я.И. Попова // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. - 2021. - №4 (60). - С. 253-258.
24. Сабына, Е.Н. Агломерация как фактор территориального развития / Е.Н.Сабына, М.Н.Сабына // Алтайский вестник Финансового университета. - 2016. - №1. - С. 79-82.
25. Сирина, Д.А. Подходы к исследованию структуры городских агломераций / Д.А. Сирина // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - №1. - 12 с.
26. Урманов, Д.В. Институциональные барьеры формирования и развития механизмов межмуниципального сотрудничества в России / Д.В. Урманов // Региональные исследования. - 2013. - №1(39). - С. 114-121.
27. Химочка, В.С. Барнаульская агломерация как форма межмуниципального взаимодействия территорий / В.С. Химочка // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2018. - №1. - С. 86-89.
28. Швецов, А.Н. Городская агломерация - организационная форма преобразования пространства в Российской Федерации / А.Н. Швецов // Федерализм. - 2017. - № 2(86). - С. 47-60.
29. Шугрина, Е. С. Общая характеристика российских агломераций: соотношение de juro и de facto / Е.С. Шургина, Г.В. Миронова // Местное право. - 2018. - № 1. - С. 3-24.
30. Щетинина, А.М. Теоретические аспекты теории полюсов роста региона и актуальность применения в региональной экономике / А.М. Щетинина // Юность и знания - гарантия успеха. - 2015. - № 1. - С. 224-228.
31. Яроцкая, Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях инновационного развития регионов / Е.В. Яроцкая // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 5(6). - С. 185-190.
32. Аш^в, E. G. Outlines of the theory of urban agglomerations' self-development / E. G. АшшИзя // Economy of region. - 2012. - № 1. - P. 231-235.
33. Krugman, P. Increasing Returns, Monopolistic Competition and International Trade / Р. Krugman // Journal of International Economics. - 1979. - № 4 - P. 469-479.
34. Конституция Российской Федерации: всенародное голосование 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Электрон.дан. - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
35. Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ
(ред. от 22.12.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».- Электрон.дан. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571.
36. О стратегическом планировании в Российской Федерации:
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020 №264-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Электрон.дан. -
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.
37. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 (ред. 21.07.2020 №474) // Информационно- правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». - Электрон.дан. - https://base.garant.ru/71937200.
38. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 №1734-р (ред. от
12.05.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
[Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Электрон.дан. - http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617.
39. Об утверждении Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 №207-р (ред. от 31.08.2019) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».- Электрон.дан. -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094.
40. О мерах по реализации отбора пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в Российской Федерации: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.03.2014 №75 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / АО «Кодекс». - Электрон.дан. - http://docs.cntd.ru/document/499096497.
41. Устав Алтайского края: Закон Алтайского края от 05.06.1995 №3-ЗС // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] / Алтайский край. - Электрон.дан. - https://www.altairegion22.ru/official_docs/one-4.html.
42. Об установлении границ муниципальных образований и наделении
их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района: закон Алтайского края от 02 декабря 2003г. №63 -ЗС (в ред. от 27.12.2008 №145-ЗС) // Электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / АО «Кодекс». - Электрон.дан. - http://docs.cntd.ru/document/802005627.
43. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года: закон Алтайского края от 06.09.2021 №86-ЗС // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] / Алтайский край. - Электрон.дан. - https://econom22.ru/prognoz/strateg_plan/dokumenty- strategicheskogo-planirovaniya-altayskogo-kraya/strategiya-sotsialno- ekonomicheskogo-razvitiya-altayskogo-kraya/index.php.
44. Об утверждении стратегии развития Северо-Восточной зоны Алтайского края на период до 2025 года: постановление Администрации Алтайского края от 19.01.2016 №12 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / АО «Кодекс». - Электрон.дан. - http://docs.cntd.ru/document/432844288.
45. Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации: постановление Администрации Алтайского края от 12.11.2015 №461 (ред. 30.09.2020 №419) // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] / Алтайский край. - Электрон.дан. -https://www.altairegion22.ru/territory/plan/barnaulskoy-aglomeratsii/Post-461- 12.11.2015.pdf.
46. Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского
края: решение Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 №344 //
Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] / Администрация города Барнаула. - Электрон.дан. -
https://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/duma/reshenie-ot-30-08-2019-344-ob- utverzhdenii-generalnogo-plana-gorodskogo-okruga-goroda-barnaula-altay.
47. Стратегия социально-экономического развития города Барнаула
до 2025 года: решение Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 №234 (ред. от 15.06.2020 №522) // Официальный сайт города Барнаула
[Электронный ресурс] / Администрация города Барнаула. - Электрон.дан. -https://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/duma/2013/reshenie-234-ot-19-12- 2013-ob-utverzhdenii-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-barn.
48. Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края:
решение Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 №71 (ред. 04.09.2020 №556) // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] /
Администрация города Барнаула. - Электрон.дан. -
http s: //barnaul. org/pravoportal/ustav. php.
49. Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы»: постановление администрации города Барнаула от 19.08.2014 №1802 (ред. 31.03.2020 №494) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] / АО «Кодекс». - Электрон.дан. - http: //docs. cntd.ru/document/438945576.
50. Проект Стратегии социально-экономического развития Барнаульской агломерации на период до 2035 года.
51. Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2016 год / под общ.ред. В.С. Химочки. - Б.: ОАО «ИПП «Алтай», 2017. - 118 с.
52. Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2017 год / отв. ред. комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации г.Барнаула. - Б.: ОАО «ИПП «Алтай», 2018. - 120 с.
53. Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2018 год / отв. ред. комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации г.Барнаула. - Б.: ОАО «ИПП «Алтай», 2019. - 120 с.
54. Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2019 год / отв. ред. комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации г.Барнаула. - Б.: ОАО «ИПП «Алтай», 2020. - 97 с.
55. Текущий архив администрации города Барнаула за 2009-2021 годы.
56. Агломерации: возможности развития городов и модели //
Московская Школа Конфликтологии [Электронный ресурс] Москва, 2020. - Режим доступа: https://conflictmanagement.ru/aglomeratsii-vozmozhnosti-
razvitiya-gorodov-i-modeli.
57. Агломерации России на 1 января 2021 года // LIVEJOURNAL
[Электронный ресурс] Москва, 2021. - Режим доступа:
https://reissig.livejournal.com/24630.html.
58. В администрации Барнаула обсудили вопросы обращения с
твердыми коммунальными отходами // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] Барнаул, 2020. - Режим досутпа:
https://barnaul.org/news/v-administratsii-barnaula-obsudili-voprosy- obrashcheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami.html?sphrase_id=421300.
59. В Барнауле так и не решили, где строить мусорный полигон //
Толк [Электронный ресурс] Барнаул, 2020. - Режим доступа:
https://tolknews.ru/news/28752-gde-v-barnaule-mogut-postroit-poligon-tverdyh- kommunalnyh-othodov.
60. В краевой столице обсудили перспективы развития Барнаульской
агломерации // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] Барнаул, 2019. - Режим доступа: https://barnaul.org/news/v-kraevoy-stolitse-
obsudili-perspektivy-razvitiya-barnaulskoy-aglomeratsii.html?sphrase_id=421300.
61. Городская агломерация // Большая российская энциклопедия
[Электронный ресурс] Москва, 2021. - Режим доступа:
http s:/lugenc.ru/geography,/text,/2371705#?? text==ГОРОДСКАЯ%20АГЛОМЕРА ЦИЯ%20(от%20лат.%20aggl отего,трудовыми%2С%20культурно- бытовыми%2С%20рекреационными%20и%20др.).
62. Городские агломерации России // ПОЛИТ.РУ [Электронный ресурс]
Москва, 2010. - Режим доступа:
https: //polit. ru/article/2010/02/16/demo scope407.
63. Госэкспертиза со второй попытки одобрила Барнаульский обход за 50 млрд // Амик [Электронный ресурс] Барнаул, 2018. - Режим доступа: https://www.amic.ru/news/429720.
64. Делегация из Республики Алтай приехала в Барнаул перенимать
опыт формирования городской агломерации // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] Барнаул, 2020. - Режим доступа:
https://barnaul.org/news/delegatsiya-iz-respubliki-altay-priekhala-v-barnaul- perenimat-opyt-formirovaniya-gorodskoy-aglomerats.html?sphrase_id=421429.
65. Жизнь прекрасна. Что запланировали Виктор Томенко и его
команда в «Стратегии-2035» // ALTAPRESS.RU[Электронный ресурс] Барнаул, 2020. - Режим доступа: https://altapress.ru/ekonomika/story/zhizn-
prekrasna-chto-zaplanirovali-viktor-tomenko-i-ego-komanda-v-strategii-262932.
66. Когда начнут строить обход Барнаула и какие участки заберут ради проекта // Амик [Электронный ресурс] Барнаул, 2019. - Режим доступа: https://www. amic.ru/voprosdnya/445123.
67. Крупный экотехнопарк и четыре мусоросортировочных комплекса появятся в Алтайском крае // Амик [Электронный ресурс] Барнаул, 2022. - Режим доступа: https://www.amic.ru/news/ekologiya/krupnyy-ekotehnopark-i- chetyre-musorosortirovochnyh-kompleksa-poyavyatsya-altayskom-krae.
68. Много проблем: барнаульский регоператор о новой системе сбора
мусора // Амик [Электронный ресурс] Барнаул, 2018. - Режим доступа:
https://www.amic.ru/news/428529.
69. О городских агломерациях: проект федерального закона // Система
нормативов Norma [Электронный ресурс] Москва, 2021-2022. - Режим
доступа: https://www.normacs.info/news/65883.
70. Об утверждении стратегии социально-экономического развития
Алтайского края: проект закона Алтайского края //
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Москва, 2022. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/16f112c3871007808342c6ee17c96ed6/a ltk.2020.pdf.
71. Официальная статистика // Росстат [Электронный ресурс] Москва, 2008-2022. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/10705.
72. Официальная статистика // Алтайкрайстат [Электронный ресурс] Барнаул, 2008-2022. - Режим доступа: https://akstat.gks.ru/ofstatistics.
73. Перспективное пространственное планирование // Официальный
сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Москва, 2015. - Режим доступа:
http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning.
74. Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной
Америки в начале XX века // Библиотека InternetUrok [Электронный ресурс] Москва, 2011. - Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/11-
klass/industrialnaya-tsivilizatsiya-v-nachale-xx-veka/politicheskoe-i- ekonomicheskoe-razvitie-stran-evropy-i-severnoy-ameriki-v-nachale-xx-veka.
75. Правовое регулирование создания и функционирования городских агломераций в современной России // Экономические исследования и разработки. Научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс] Москва, 2020. - Режим доступа: http://edrj.ru/article/02-10-20.
76. Проекты // Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] Барнаул, 2020-2022. - Режим доступа: https://barnaul.org/projects.
77. Путь России: Модернизация закончится агломерацией //
Свободная Пресса [Электронный ресурс] Москва, 2010. - Режим доступа: https://svpressa.ru/politic/article/33929.
78. Рубль за квадратный метр. У барнаульцев выкупают участки, по которым пройдет обход // Амик [Электронный ресурс] Барнаул, 2020. - Режим доступа: https://www.amic.ru/news/473963.
79. Теория центральных мест // Академик [Электронный ресурс] Москва, 2001. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1876446.
80. Формирование системы управления городской агломерацией на основе принципов корпоративного и административного управления // Молодой ученый [Электронный ресурс] Казань, 2016. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/109/26785.
81. Экономика российских городов и городских агломераций // Выпуск
5 Российские агломерации в глобальной экономике [Электронный ресурс] Москва, 2020 - Режим доступа:
https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/vypusk_5_rossiiskie_aglomeracii_v_g lobalnoi_ekonomike.pdf.
82. Эффект масштаба. Первый глобальный рэнкинг агломераций //
PwC [Электронный ресурс] Москва, 2017. - Режим доступа:
https://www.pwc.ru/ru/publications/agglomerations.html.