РОЛЬ АГЛОМЕРАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
|
Введение 3
1 Теоретические и организационно-правовые основы формирования
городских агломераций 10
1.1. Теоретические основы формирования городских агломераций 10
1.2. Организационно-правовые основы формирования городских
агломераций в России 19
2 Основы становления и развития Барнаульской агломерации 26
2.1. Социально-экономическое развитие Барнаула 26
2.2. Функционирование Барнаульской агломерации 35
3 Трудности и перспективы развития Барнаульской агломерации 44
3.1. Проблемы в развитии Барнаульской агломерации 44
3.2. Перспективы развития Барнаульской агломерации 51
Заключение 58
Список литературы 62
1 Теоретические и организационно-правовые основы формирования
городских агломераций 10
1.1. Теоретические основы формирования городских агломераций 10
1.2. Организационно-правовые основы формирования городских
агломераций в России 19
2 Основы становления и развития Барнаульской агломерации 26
2.1. Социально-экономическое развитие Барнаула 26
2.2. Функционирование Барнаульской агломерации 35
3 Трудности и перспективы развития Барнаульской агломерации 44
3.1. Проблемы в развитии Барнаульской агломерации 44
3.2. Перспективы развития Барнаульской агломерации 51
Заключение 58
Список литературы 62
Актуальность выпускной квалификационной работы.
Агломерационные объединения в реалиях современного мира, обусловленных с одной стороны борьбой за конкурентные преимущества и человеческий капитал, а с другой - финансовой зависимостью большинства муниципальных образований России, являются одним из ключевых механизмов решения общемуниципальных проблем за счет общего объединения усилий, рационального распределения ресурсов, финансов и специализации.
Актуальность данной темы также обусловлена тем, что происходящие в мире процессы глобализации, урбанизации, технологического и инновационного прорыва усилили уровень как внутренней, так и международной конкуренции, порождая новые угрозы и возможности для развития территорий.
Наличие четкой цели, ясных приоритетов в экономике и социальной политике, взаимоэффективная кооперация территорий улучшают не только их конкурентные позиции, но и усиливает положение региона на российском и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, с международными финансовыми организациями, адекватно реагируя на стратегические препятствия.
Степень изученности. Принципы территориального планирования привлекали к себе интерес и рассматривались еще в античности такими учеными, как Сократ, Платон, Аристотель и др. Тогда появляются первые теории и концепции формирования государств. Однако фундамент основ пространственного развития закладывается в XVIII-XX веках (А. Маршалл, А. Смит, Д. Рикардо, И. фон Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, У. Айзард и др.), приходящихся на период резких урабанизационных процессов, что связано с переходом от сельскохозяйственного уклада к индустриальному, и как следствие возрастанием роли города, как места сосредоточения основной части населения, источника социально-экономического процветания над сельскими поселениями. Общепринятого определения «городская агломерация» в настоящее время не существует, и каждый автор вкладывает в данное понятие результаты своих научных знаний и наблюдений.
Так, по мнению А. Маршалла агломерация характеризуется тремя важными факторами или источниками силы: денежные экстерналии (разнообразие выбора, объединение ресурсов, снижение транспортных издержек), технологические экстерналии (возможность производителей учится друг у друга, кооперация), экстерналии человеческого капитала (формирование единого рынка труда) [11].
Широкое распространение получила теория «полюсов роста», Ф. Перру, которая в первоначальном виде разработана для промышленных предприятий и нацелена на получение экономического эффекта. Исходя из данной теории, агломерация рассматривается как концентрация развивающихся и расширяющихся отраслей, способных качественно повлиять на повышение уровня развития всей территории [30]. Или говоря проще, это совокупность близлежащих территорий с быстроразвивающимися производствами, функционирующая на основе объединения ресурсов и рациональной специализации.
П. Кругман делал акцент на том, что агломерации формируются под воздействием эффекта от объема рынка или доступа к рынку, а не под воздействием эффекта от масштаба производства, транспортных издержек и мобильности факторов производства [33].
По мнению советского ученого Г.М. Лаппо агломерация - это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Фундаментальные свойства таких группировок - сближенность составляющих ее поселений и их функциональная взаимодополняемость [2].
В современности к вопросам агломерационного развития оказывается ещё больший интерес, о чем свидетельствует многообразие научных трудов и статей по данной тематике, в том числе труды данных исследователей использовались при написании и формулировании выводов данной работы (М.А. Гвоздева, Д.Я. Герцберг, Е.Е. Горяченко, Ю.В. Павлов, Е.В. Паршуто и другие).
Несмотря на широкий спектр мнений по вопросу развития интеграционных объединений, из базовых и современных теорий можно выделить общие агломерационные черты, это - близость территории, общность экономического пространства, единый рынок труда.
Представленные взгляды на агломерацию раскрывают лишь небольшую часть мнений, так вопросы территориального планирования получили широкое раскрытие в трудах географов, экономистов, юристов, политологов, некоторые из них будут представлены в теоретической части исследования (Глава I). У истоков отечественных теорий урбанизации стояли Г.М. Лаппо, Ю.А. Левада, Л.Б. Коган, А.С. Ахиезер, О.Н. Яницкий и др. В этот же период в Советской России появляются первые предпосылки формирования объединений нескольких территориальных единиц, в современности получивших название «агломерация». Практические попытки создания агломераций в стране приходятся на 2000-2008 годы.
Необходимость появления новых интеграционных объединений вызвана несколькими причинами, к которым можно отнести источающийся запас ресурсов и необходимость их рационального распределения, резко дифференцированный уровень социально-экономического развития между территориями России, тормозящий прорывной прогресс.
Как такового правового статуса и точного определения «городская агломерация» в Российской Федерации не существует, что создает определенные препятствия для планомерного развития, как организационно-управленческого, так и финансового характера. Однако в настоящее время возрастающая роль и эффективность межмуниципальных объединений, в том числе в рамках агломерации, подкрепила свою практическую значимость и вызвала интерес органов государственной власти к вопросам развития городских агломераций.
Агломерационные процессы в России нуждаются в создании фундамента пространственного развития и общегосударственного механизма поддержки и стимулирования. Для этого необходимо разработать правовую основу для городских агломераций как административных единиц с закреплением статуса участника бюджетного процесса. Разработать и утвердить перспективное долгосрочное видение развития агломераций в виде документов стратегического планирования с учетом специфики каждого интеграционного объединения, финансовых и ресурсных возможностей. И конечно, политика в области пространственного развития должна быть направлена на чёткое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
Объектом данного исследования является Барнаульская агломерация. Предметом изучения работы являются факторы, оказывающие влияние на формирование и функционирование Барнаульской агломерации, определение роли в развитии региона и входящих в нее муниципалитетов.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение специфики развития Барнаульской агломерации, социально-экономических эффектов от интеграционного объединения, перспектив и сдерживающих факторов развития, возможностей выхода на качественно новый уровень развития.
В соответствии с поставленной целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические, правовые и организационные основы создания и развития городских агломераций;
- раскрыть сущность и роль Барнаульской агломерации в развитии Алтайского края, территорий, входящих в ее состав, планируемых к включению;
- рассмотреть вклад и роль Барнаула как ядра Барнаульской агломерации;
- исследовать проблемы и перспективы развития Барнаульской агломерации.
Хронологические рамки исследования. В исследовательской работе можно выделить два основных периода функционирования Ассоциации «Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий» (далее - Барнаульская агломерация). Для комплексного анализа особенностей становления и развития Барнаульской агломерации за основу взят пятилетний период (2017-2021 годы) в сравнительной динамике к доагломерационному периоду (2008 год). Рассмотрены положительные эффекты от межмуниципального взаимодействия, а также наглядно представлены последствия сдерживающих факторов, тормозящих развитие, и требующих оперативного решения как с точки зрения преодоления организационно-правовых, так и социально-экономических барьеров.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию муниципальных образований Алтайского края, входящих в состав Барнаульской агломерации, а именно городские округа Барнаул и Новоалтайск, муниципальные районы - Первомайский и Павловский. Выбор данного интеграционного объединения обусловлен опосредованным участием в работе Ассоциации. Кроме того Барнаульская агломерация представляет собой уникальное объедение вследствие того, что сложилось на основе естественных связей (географических, социально-экономических, культурных, исторических и др.), а не под воздействием правительственных или иных решений.
В основу методологии исследования легли зарубежные и отечественные теории урбанизации, районирования, территориального и пространственного планирования. Суть данных теорий сводится к раскрытию синергетического эффекта от различных видов административно-территориальных, межмуниципальных взаимодействий. Изучение специфики данных исследований позволили оценить положительные и отрицательные интеграционные эффекты, выявить характерные черты и принципы объединений, а также сделать вывод о том, что городские агломерации в настоящее время выступают одним из основным механизмов динамичного развития территорий.
В качестве основных методов определены: сравнительно - правовой, экономико-географический, системный метод исследования, метод обобщения теоретических выводов, метод статистического, сравнительного анализа.
База источников исследования. При написании выпускной квалификационной работы использованы законы Российской Федерации, Алтайского края и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, текущие архивы органов местного самоуправления, материалы периодической печати, материалы сети «Интернет».
Научная новизна. В настоящее время, как уже было упомянуто выше, городские агломерации в России развиваются в «хаотичной» форме, не имея закрепленных правовых и организационных основ. В данной работе предприняты попытки выбора рациональной формы построения организационно-управленческой и функциональной структуры развития межмуниципального объединения на примере Барнаульской агломерации, предложены формы взаимодействия с федеральной и региональной ветвями власти. Кроме того, в работе представлено авторское видение понятия «агломерация».
Практическая значимость исследования. Материалы представленного исследования могут быть использованы в качестве альтернативной точки зрения на этапе становления организационно-управленческой основы интеграционного объединения, который в настоящее время проходит Барнаульская агломерация. Также материалы данной работы могут использоваться в образовательном процессе по учебным дисциплинам «История государственного и муниципального управления», «Региональное и муниципальное управление» и другие.
Апробация работы. Полученные научные знания в ходе проведения исследования были представлены на 62-ой Международной сетевой научно-технической конференции (МСНТК) молодых ученых, аспирантов магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации», которая состоялась 25.03.2021 (Киргизия). Кроме того, в обобщенном виде промежуточные результаты выпускной квалификационной работы представлены в статье «К вопросу о современном состоянии развития Барнаульской агломерации», опубликованной в журнале «Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова» (№4(60) 2021 год Киргизия, г.Бишкек) [23].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения, списка литературы.
Агломерационные объединения в реалиях современного мира, обусловленных с одной стороны борьбой за конкурентные преимущества и человеческий капитал, а с другой - финансовой зависимостью большинства муниципальных образований России, являются одним из ключевых механизмов решения общемуниципальных проблем за счет общего объединения усилий, рационального распределения ресурсов, финансов и специализации.
Актуальность данной темы также обусловлена тем, что происходящие в мире процессы глобализации, урбанизации, технологического и инновационного прорыва усилили уровень как внутренней, так и международной конкуренции, порождая новые угрозы и возможности для развития территорий.
Наличие четкой цели, ясных приоритетов в экономике и социальной политике, взаимоэффективная кооперация территорий улучшают не только их конкурентные позиции, но и усиливает положение региона на российском и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, с международными финансовыми организациями, адекватно реагируя на стратегические препятствия.
Степень изученности. Принципы территориального планирования привлекали к себе интерес и рассматривались еще в античности такими учеными, как Сократ, Платон, Аристотель и др. Тогда появляются первые теории и концепции формирования государств. Однако фундамент основ пространственного развития закладывается в XVIII-XX веках (А. Маршалл, А. Смит, Д. Рикардо, И. фон Тюнен, В. Лаунхардт, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, У. Айзард и др.), приходящихся на период резких урабанизационных процессов, что связано с переходом от сельскохозяйственного уклада к индустриальному, и как следствие возрастанием роли города, как места сосредоточения основной части населения, источника социально-экономического процветания над сельскими поселениями. Общепринятого определения «городская агломерация» в настоящее время не существует, и каждый автор вкладывает в данное понятие результаты своих научных знаний и наблюдений.
Так, по мнению А. Маршалла агломерация характеризуется тремя важными факторами или источниками силы: денежные экстерналии (разнообразие выбора, объединение ресурсов, снижение транспортных издержек), технологические экстерналии (возможность производителей учится друг у друга, кооперация), экстерналии человеческого капитала (формирование единого рынка труда) [11].
Широкое распространение получила теория «полюсов роста», Ф. Перру, которая в первоначальном виде разработана для промышленных предприятий и нацелена на получение экономического эффекта. Исходя из данной теории, агломерация рассматривается как концентрация развивающихся и расширяющихся отраслей, способных качественно повлиять на повышение уровня развития всей территории [30]. Или говоря проще, это совокупность близлежащих территорий с быстроразвивающимися производствами, функционирующая на основе объединения ресурсов и рациональной специализации.
П. Кругман делал акцент на том, что агломерации формируются под воздействием эффекта от объема рынка или доступа к рынку, а не под воздействием эффекта от масштаба производства, транспортных издержек и мобильности факторов производства [33].
По мнению советского ученого Г.М. Лаппо агломерация - это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Фундаментальные свойства таких группировок - сближенность составляющих ее поселений и их функциональная взаимодополняемость [2].
В современности к вопросам агломерационного развития оказывается ещё больший интерес, о чем свидетельствует многообразие научных трудов и статей по данной тематике, в том числе труды данных исследователей использовались при написании и формулировании выводов данной работы (М.А. Гвоздева, Д.Я. Герцберг, Е.Е. Горяченко, Ю.В. Павлов, Е.В. Паршуто и другие).
Несмотря на широкий спектр мнений по вопросу развития интеграционных объединений, из базовых и современных теорий можно выделить общие агломерационные черты, это - близость территории, общность экономического пространства, единый рынок труда.
Представленные взгляды на агломерацию раскрывают лишь небольшую часть мнений, так вопросы территориального планирования получили широкое раскрытие в трудах географов, экономистов, юристов, политологов, некоторые из них будут представлены в теоретической части исследования (Глава I). У истоков отечественных теорий урбанизации стояли Г.М. Лаппо, Ю.А. Левада, Л.Б. Коган, А.С. Ахиезер, О.Н. Яницкий и др. В этот же период в Советской России появляются первые предпосылки формирования объединений нескольких территориальных единиц, в современности получивших название «агломерация». Практические попытки создания агломераций в стране приходятся на 2000-2008 годы.
Необходимость появления новых интеграционных объединений вызвана несколькими причинами, к которым можно отнести источающийся запас ресурсов и необходимость их рационального распределения, резко дифференцированный уровень социально-экономического развития между территориями России, тормозящий прорывной прогресс.
Как такового правового статуса и точного определения «городская агломерация» в Российской Федерации не существует, что создает определенные препятствия для планомерного развития, как организационно-управленческого, так и финансового характера. Однако в настоящее время возрастающая роль и эффективность межмуниципальных объединений, в том числе в рамках агломерации, подкрепила свою практическую значимость и вызвала интерес органов государственной власти к вопросам развития городских агломераций.
Агломерационные процессы в России нуждаются в создании фундамента пространственного развития и общегосударственного механизма поддержки и стимулирования. Для этого необходимо разработать правовую основу для городских агломераций как административных единиц с закреплением статуса участника бюджетного процесса. Разработать и утвердить перспективное долгосрочное видение развития агломераций в виде документов стратегического планирования с учетом специфики каждого интеграционного объединения, финансовых и ресурсных возможностей. И конечно, политика в области пространственного развития должна быть направлена на чёткое разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
Объектом данного исследования является Барнаульская агломерация. Предметом изучения работы являются факторы, оказывающие влияние на формирование и функционирование Барнаульской агломерации, определение роли в развитии региона и входящих в нее муниципалитетов.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение специфики развития Барнаульской агломерации, социально-экономических эффектов от интеграционного объединения, перспектив и сдерживающих факторов развития, возможностей выхода на качественно новый уровень развития.
В соответствии с поставленной целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить теоретические, правовые и организационные основы создания и развития городских агломераций;
- раскрыть сущность и роль Барнаульской агломерации в развитии Алтайского края, территорий, входящих в ее состав, планируемых к включению;
- рассмотреть вклад и роль Барнаула как ядра Барнаульской агломерации;
- исследовать проблемы и перспективы развития Барнаульской агломерации.
Хронологические рамки исследования. В исследовательской работе можно выделить два основных периода функционирования Ассоциации «Барнаульская агломерация интеграционного развития территорий» (далее - Барнаульская агломерация). Для комплексного анализа особенностей становления и развития Барнаульской агломерации за основу взят пятилетний период (2017-2021 годы) в сравнительной динамике к доагломерационному периоду (2008 год). Рассмотрены положительные эффекты от межмуниципального взаимодействия, а также наглядно представлены последствия сдерживающих факторов, тормозящих развитие, и требующих оперативного решения как с точки зрения преодоления организационно-правовых, так и социально-экономических барьеров.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию муниципальных образований Алтайского края, входящих в состав Барнаульской агломерации, а именно городские округа Барнаул и Новоалтайск, муниципальные районы - Первомайский и Павловский. Выбор данного интеграционного объединения обусловлен опосредованным участием в работе Ассоциации. Кроме того Барнаульская агломерация представляет собой уникальное объедение вследствие того, что сложилось на основе естественных связей (географических, социально-экономических, культурных, исторических и др.), а не под воздействием правительственных или иных решений.
В основу методологии исследования легли зарубежные и отечественные теории урбанизации, районирования, территориального и пространственного планирования. Суть данных теорий сводится к раскрытию синергетического эффекта от различных видов административно-территориальных, межмуниципальных взаимодействий. Изучение специфики данных исследований позволили оценить положительные и отрицательные интеграционные эффекты, выявить характерные черты и принципы объединений, а также сделать вывод о том, что городские агломерации в настоящее время выступают одним из основным механизмов динамичного развития территорий.
В качестве основных методов определены: сравнительно - правовой, экономико-географический, системный метод исследования, метод обобщения теоретических выводов, метод статистического, сравнительного анализа.
База источников исследования. При написании выпускной квалификационной работы использованы законы Российской Федерации, Алтайского края и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, текущие архивы органов местного самоуправления, материалы периодической печати, материалы сети «Интернет».
Научная новизна. В настоящее время, как уже было упомянуто выше, городские агломерации в России развиваются в «хаотичной» форме, не имея закрепленных правовых и организационных основ. В данной работе предприняты попытки выбора рациональной формы построения организационно-управленческой и функциональной структуры развития межмуниципального объединения на примере Барнаульской агломерации, предложены формы взаимодействия с федеральной и региональной ветвями власти. Кроме того, в работе представлено авторское видение понятия «агломерация».
Практическая значимость исследования. Материалы представленного исследования могут быть использованы в качестве альтернативной точки зрения на этапе становления организационно-управленческой основы интеграционного объединения, который в настоящее время проходит Барнаульская агломерация. Также материалы данной работы могут использоваться в образовательном процессе по учебным дисциплинам «История государственного и муниципального управления», «Региональное и муниципальное управление» и другие.
Апробация работы. Полученные научные знания в ходе проведения исследования были представлены на 62-ой Международной сетевой научно-технической конференции (МСНТК) молодых ученых, аспирантов магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации», которая состоялась 25.03.2021 (Киргизия). Кроме того, в обобщенном виде промежуточные результаты выпускной квалификационной работы представлены в статье «К вопросу о современном состоянии развития Барнаульской агломерации», опубликованной в журнале «Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова» (№4(60) 2021 год Киргизия, г.Бишкек) [23].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения, списка литературы.
Агломерационные объединения в современных реалиях являются одним из эффективных механизмов пространственного развития страны. Данное обстоятельство для России обусловлено обширностью территории и значительной численностью муниципальных образований, разительно отличающихся друг от друга по уровню социально-экономического развития и финансовой обеспеченности. На сглаживание обозначенных диспропорций и возможность оперативного решения совместных вопросов местного значения, направленных на повышение качества и уровня жизни, в том числе направлен процесс объединения территорий в рамках агломерации. Поощрение естественных процессов агломерирования со стороны государства в виде возможности участия в федеральных программах и проектах на условиях софинансирования создает дополнительные стимулы для кооперации территорий.
На примере Барнаульской агломерации рассмотрен практический пример эффективности совместной деятельности, выраженный в реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, которые для отдельно взятого муниципалитета были невозможны в силу ограниченности бюджетных средств. Анализ экономической деятельности за пятилетний период также свидетельствует о поэтапном наращивании динамики ключевых показателей социально-экономического развития и росте доли и роли агломерации в регионе.
Тем не менее, в ходе проведенного исследования, в том числе сравнительного анализа с другими агломерационными объединениями России были выявлены проблемные моменты и блокирующие факторы.
Общим для всех межмуниципальных объединений тормозящим фактором является отсутствие законодательства по закреплению правового, организационного и управленческого статуса агломераций. Данное обстоятельство создает неопределенность прежде всего по вопросам финансового характера, долевого софинансирования общих проектов.
Для Барнаульской агломерации в качестве тормозящих развитие факторов, помимо правового характера, можно выделить значительный разрыв между ядром агломерации и муниципальными образованиями, входящими в её состав, что в первую очередь предопределено столичным статусом Барнаула. Кроме того, муниципальные образования, входящие в состав Барнаульской агломерации, не обладают четко выраженной специализацией, что препятствует поиску точек роста и определению ниши территории в экономике страны. Также общей проблемой выступает ограниченность материальных ресурсов на реализацию крупных инвестиционных проектов, направленных не на обеспечение жизнедеятельности, а на экономический прорыв, а также ограниченное в настоящее время количество финансовых инструментов на федеральном уровне для решения этой задачи.
Для решения этих проблем необходимо решить ряд первоочередных задач, к которым можно отнести следующие:
Общероссийские:
- закрепить правовой статус агломераций на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
- рассмотреть возможность разработки программ комплексного социально-экономического развития для городских агломераций на условиях софинансирования, по примеру программ регионов или федеральных округов.
Для Барнаульской агломерации:
- наладить взаимоэффективную политику совместной деятельности между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих (планируемых к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- определить четкую специализацию для каждого муниципального образования, входящего (планируемого к присоединению) в состав Барнаульской агломерации, с учетом SWOT-анализа, объективных тенденций развития современного общества, возможности достижения максимального эффекта в общей экономической структуре агломерации;
- обеспечить преемственность и согласованность документов
стратегического и территориального планирования по каждому муниципальному образованию, входящему (планируемому к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- разработать общие для муниципальных образований, входящих в состав (планируемых к присоединению) Барнаульской агломерации, документы стратегического и территориального планирования;
- обеспечить возможность участия Барнаульской агломерации во всевозможных федеральных программах и проектах, предусмотренных для агломерационных объединений на условиях софинансирования;
- продолжить реализацию проектов по модернизацию инфраструктуры, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.
Несмотря на то, что на пути достижения поставленных задач существует ряд проблем как финансового, так и организационного характера, общероссийские тенденции по вопросам пространственного планирования с недавнего времени позволяют надеяться на положительные сдвиги в данном направлении. В настоящее время осуществляется подготовка проекта Федерального закона «Об городских агломерациях в Российской Федерации», проходит согласование его положений с субъектами и муниципалитетами.
Касательно Барнаульской агломерации с каждым годом анализ показателей деятельности свидетельствует о поэтапном наращивании экономического потенциала, растут показатели социальной обеспеченности, преображается в лучшую сторону инфраструктурное пространство.
Сегодня агломерация является неотъемлемым механизмом в условиях развития как самого интеграционного объединения и отдельного взятого муниципального образования, так и региона в целом. От эффективности построения организационных и управленческих связей между муниципальными объединениями, входящими в состав агломерации, напрямую зависит благосостояние населения, экономические показатели, место и роль территории в условиях борьбы за конкурентные преимущества.
На примере Барнаульской агломерации рассмотрен практический пример эффективности совместной деятельности, выраженный в реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, которые для отдельно взятого муниципалитета были невозможны в силу ограниченности бюджетных средств. Анализ экономической деятельности за пятилетний период также свидетельствует о поэтапном наращивании динамики ключевых показателей социально-экономического развития и росте доли и роли агломерации в регионе.
Тем не менее, в ходе проведенного исследования, в том числе сравнительного анализа с другими агломерационными объединениями России были выявлены проблемные моменты и блокирующие факторы.
Общим для всех межмуниципальных объединений тормозящим фактором является отсутствие законодательства по закреплению правового, организационного и управленческого статуса агломераций. Данное обстоятельство создает неопределенность прежде всего по вопросам финансового характера, долевого софинансирования общих проектов.
Для Барнаульской агломерации в качестве тормозящих развитие факторов, помимо правового характера, можно выделить значительный разрыв между ядром агломерации и муниципальными образованиями, входящими в её состав, что в первую очередь предопределено столичным статусом Барнаула. Кроме того, муниципальные образования, входящие в состав Барнаульской агломерации, не обладают четко выраженной специализацией, что препятствует поиску точек роста и определению ниши территории в экономике страны. Также общей проблемой выступает ограниченность материальных ресурсов на реализацию крупных инвестиционных проектов, направленных не на обеспечение жизнедеятельности, а на экономический прорыв, а также ограниченное в настоящее время количество финансовых инструментов на федеральном уровне для решения этой задачи.
Для решения этих проблем необходимо решить ряд первоочередных задач, к которым можно отнести следующие:
Общероссийские:
- закрепить правовой статус агломераций на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
- рассмотреть возможность разработки программ комплексного социально-экономического развития для городских агломераций на условиях софинансирования, по примеру программ регионов или федеральных округов.
Для Барнаульской агломерации:
- наладить взаимоэффективную политику совместной деятельности между органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих (планируемых к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- определить четкую специализацию для каждого муниципального образования, входящего (планируемого к присоединению) в состав Барнаульской агломерации, с учетом SWOT-анализа, объективных тенденций развития современного общества, возможности достижения максимального эффекта в общей экономической структуре агломерации;
- обеспечить преемственность и согласованность документов
стратегического и территориального планирования по каждому муниципальному образованию, входящему (планируемому к присоединению) в состав Барнаульской агломерации;
- разработать общие для муниципальных образований, входящих в состав (планируемых к присоединению) Барнаульской агломерации, документы стратегического и территориального планирования;
- обеспечить возможность участия Барнаульской агломерации во всевозможных федеральных программах и проектах, предусмотренных для агломерационных объединений на условиях софинансирования;
- продолжить реализацию проектов по модернизацию инфраструктуры, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.
Несмотря на то, что на пути достижения поставленных задач существует ряд проблем как финансового, так и организационного характера, общероссийские тенденции по вопросам пространственного планирования с недавнего времени позволяют надеяться на положительные сдвиги в данном направлении. В настоящее время осуществляется подготовка проекта Федерального закона «Об городских агломерациях в Российской Федерации», проходит согласование его положений с субъектами и муниципалитетами.
Касательно Барнаульской агломерации с каждым годом анализ показателей деятельности свидетельствует о поэтапном наращивании экономического потенциала, растут показатели социальной обеспеченности, преображается в лучшую сторону инфраструктурное пространство.
Сегодня агломерация является неотъемлемым механизмом в условиях развития как самого интеграционного объединения и отдельного взятого муниципального образования, так и региона в целом. От эффективности построения организационных и управленческих связей между муниципальными объединениями, входящими в состав агломерации, напрямую зависит благосостояние населения, экономические показатели, место и роль территории в условиях борьбы за конкурентные преимущества.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ «ЗЕЛЕНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Маркетинг территории как инструмент эффективного управления на примере городского округа Барнаул
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Медийное сопровождение национального проекта (на примере национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022



