ГЛАВА 1. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
ГЛАВА 3. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 21
ГЛАВА 4. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА И РЕЧЕВОГО
ДЫХАНИЯ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
Профессия учителя, преподавателя относится к категории профессий умственного труда. Педагоги общеобразовательных школ сегодня составляют одну из неблагополучных групп по состоянию здоровья.
Основным фактором, негативно влияющим на здоровье педагогов, является интенсивная речевая нагрузка, которая в комплексе с высоким психоэмоциональным напряжением и гиподинамией вызывает перенапряжение важнейших систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой и дыхательной).
Самыми распространёнными заболеваниями у педагогов являются заболевания дыхательных путей. При работе наблюдается изменение как внешнего, так и тканевого дыхания. Основными профессиональными заболеваниями являются: фарингит, трахеит, ларингит, возникающие в результате переохлаждения и перенапряжения голоса при длительной и громкой речи (Глазько и др., 2017).
Изменение голосовой функции учителя не является жизнеугрожающим фактором, однако часто приводит к нарушению трудоспособности, к укорочению периода профессионального долголетия.
Для правильного понимания этой проблемы необходимо комплексное исследование речевой и дыхательной функций педагогов непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Однако исследования в области физиологии труда учителя в современных сложных условиях, предъявляющих повышенные требования к организму педагога, проводятся редко, публикаций в данной области мало. Вопросы поиска путей совершенствования превентивных мероприятий по сохранению дыхательной функции у школьных учителей, выявления наиболее эффективных приемов и средств по сохранению и укреплению голосовых возможностей в конкретных условиях профессиональной деятельности проработаны недостаточно.
Таким образом, тема, выбранная для исследования, является актуальной.
Цель работы: ознакомиться с особенностями физиологии дыхательной системы в процессе умственного труда учителя.
Задачи:
1. изучить физиологию дыхательной системы;
2. изучить физиологию дыхательной системы в процессе умственного труда педагогов;
3. провести теоретический обзор методов исследования голосовой функции и функции внешнего дыхания.
Сегодня работники сферы образования часто сталкиваются с проблемой интенсивной речевой нагрузки, которая вызывает перенапряжение важнейших систем жизнеобеспечения (дыхательной).
Одними из самых распространённых заболеваний у педагогов являются заболевания дыхательных путей. При работе наблюдается изменение как внешнего, так и тканевого дыхания. Основными профессиональными заболеваниями являются: фарингит, трахеит, ларингит, возникающие в результате переохлаждения и перенапряжения голоса при длительной и громкой речи.
Профессию педагога можно отнести к "группе риска" по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка. Интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной системе.
Задачами школы являются: просвещение учителей в области гигиены голоса. Помещение должно отвечать санитарно - гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке и обладать определёнными акустическими возможностями.
При формировании навыков правильного дыхания необходимо вырабатывать смешанный тип дыхания, состоящий из элементов грудного и брюшного. В своей практической деятельности педагогу следует стремиться к совершенствованию дыхания, овладению навыками правильной голосоподачи. Это необходимо для формирования акустических качеств голоса, четкого произнесения звуков, слов и фраз, темпо-ритмической организации речи.
Педагогу желательно выполнять упражнения для профилактики нарушения голоса. Цель этих упражнений - подготовить речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы и др. Перед началом выполнения определенного упражнения необходимо изучить ее противопоказания, желательно практиковаться под присмотром специалиста хотя бы первое время.
Методы исследования дыхательной системы у педагогов делятся на: спирография, проба Серкина, спирометрия.
Спирография - один из первых методов оценки легочной функции. Способ измерения методики — это легочные объемы с помощью погруженного в воду цилиндра.
Проба Серкина. Проведение пробы и анализ полученных результатов позволяет по состоянию кардио-респираторной системы определить к какой из трех категорий относится педагог.
Спирометрия. Метод надевания мундштука на трубку спирометра и протирания его ватой, смоченной спиртом. Дальше поворачивают крышку спирометра и устанавливают шкалу прибора так, чтобы стрелка совпала с нулевым делением шкалы.
1. Алексеева А.С., Сергеева М.С., Баишева Г.М., Романова И.Д.,
Глазкова Е.Н., Борисова О.В., Якунина С.В., Тюрин Н.Л., Широлапов И.В., Логинова Л.Н. Физиология дыхания // «АС-Дизайн», 2015. - 88 с.
2. Азимок О.П., Новик Г.В. Сравнительный анализ уровня физической работоспособности организма с помощью пробы Серкина // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы, 2018. - С. 8-10.
3. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Эмоциональная культура педагога // Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования, 2015. - С. 26-28.
4. Баль Н.Н., Соловьева О.П. Мониторинг рабочего и выходного дня педагогов как средство профилактики профессиональных нарушений голоса // Специальное образование: опыт и перспективы развития, 2017. - С. 12-15.
5. Версилова Е.С., Кошель В.И., Кржечковская Г.К. Профилактика нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий // Российская оториноларингология, 2008. - № 4. - С. 51-53.
6. Герман А.Е., Лемешевский В.О. Влияние производственной пыли на возникновение и развитие заболеваний органов дыхания // Сахаровские чтения 2017 года: экологические проблемы XXI века, 2017. - Т. 1, № 17. - С. 130.
7. Глазько Т. А., Лепешинская И. А., Суша З. Н. Профессиональные заболевания педагога и их профилактика в процессе обучения студентов // Современные методы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи, 2017. - С. 169-174.
8. Городецкая И.В. Физиология дыхания // Витебск: ВГМУ, 2012. - 153 с.
9. Георгиева С.А., Беликина Н.В., Прокофьева Л.И., Коршунов Г.В., Киричук В.Ф., Головченко В.М., Токаева Л.К. Физиология человека. - Л.: Медицина, 1981. - 480 с.
10. Денисова Г.Н. Г олосовые нарушения у людей, профессии которых связаны с речью // Общество с ограниченной ответственностью «Центр дистанционного обучения» (Курск), 2016. - № 12. - С. 9-11.
11. Давыдова Д.А., Алексеева М.Н. Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Научные исследования и разработки, 2017. - Т. 2, № 11. - С. 156-157.
12. Жуков О.Ф., Россошанская Н.С. Профессиональное здоровье учителя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - № 3. - С. 75-78.
13. Зарифьян А.Г., Наумова Т.Н., Нартаева А.К., Кононец И.Е. Физиология дыхания // Бишкек: изд-во КРСУ, 2013. - 146 с.
14. Курбатова Е.П., Пожарова Г.В. Внешнее дыхание как один из факторов в обеспечении организма спортсменов кислородом при физических нагрузках // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2015. - № 18. - С. 11-15.
15. Карпов В.В. Работа педагога по развитию техники голоса (баритона) // Культура народов Причерноморья, 2010. — № 177. — С. 172-176.
16. Комарова Н.А. Погодин С.И. Характеристика функционального состояния дыхательной системы спортсменов-игровиков с разными соматотипами // Science time, 2017. - № 4. - С. 135-140.
17. Каюмова А.Ф., Габдулхакова И.Р., Шамратова А.Р., Инсарова Г.Е. Физиология системы дыхания // Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ, 2016. - 60 с.
18. Копылова О.С. Бронхи и легкие. Советы и рекомендации ведущих врачей // Москва: изд-во «Э», 2014. - 36с.
19. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой // Советский спорт, г. Москва, 1989. - 31 с.
20. Крылов А.А. Адаптация к трудовой деятельности: внутренние и внешние условия // СПбГУ, 2009. - С. 136-141.
21. Кирюшин В.А., Мигилева М.Н. Динамика и структура заболеваемости рабочих автоматизированного производства мягкой кровли на ЗАО "Многоотраслевая производственная компания "КРЗ" в 2009-2013 гг. // Наука молодых (eruditio juvenium), 2014. - № 4. - С. 44-54.
22. Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Проблемы сохранения здоровья работников, обслуживающих железнодорожные тоннели восточной сибири // Бюллетень восточно-сибирского научного центра сибирского отделения российской академии медицинских наук, 2013. - № 3-2. - С. 89-93.
23. Левитэ Е.М., Уклонский А.Н., Кулаков В.Ф. Роль мертвого пространства в формировании и диагностике дыхательной недостаточности // Общая реаниматология, 2009. - Т. 5, № 2. - С. 76-78.
24. Лахмоткина В.И., Ястребова Л.А. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий // Проблемы современного педагогического образования, 2019. - № 63-4. - С. 137-141.
25. Ларина Е.А., Погудина М.В., Ерёма М.Е. Фонопедическая терапия при органических заболеваниях голосового аппарата у лиц голосо-речевых профессий // Евразийское научное объединение, 2020. - № 11-7 (69). - С. 512¬516.
26. Лахмоткина В. И., Ястребова Л.А. Постановка голоса у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 54-3. - С. 74-80.
27. Лепихина Т.Л., Лесникова М.А. Влияние качества трудовой жизни на здоровье работников сферы высшего образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2017. - Т. 13, № 5 (350). - С. 935-948.
28. Магомедов М Н. Г., Гаджиев Г. М. Голос как условие успешности педагогического взаимодействия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2011. - № 3 (16). - С. 65-68.
29. Мерабова К.С. Физиологические особенности акустической структуры певческого голоса // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования, 2017. - С. 174-179.
30. Михайловский М.Н. Роль дыхания и голоса в речевой системе // Педагогика и современность, 2015. - № 2 (16). - С. 91-93.
31. Новикова Т.А., Алешина Ю.А., Данилов А.Н., Спирин В.Ф. Современное состояние условий труда и оценка профессионального риска здоровью работников мукомольного производства // Анализ риска здоровью, 2019. - № 1. - С. 50-57.
32. Никонорова А.В., Сигора Г.А. Исследование влияния загрязненности атмосферного воздуха выбросами углеводородов на заболеваемость населения болезнями органов дыхания // Техносфера XXI века, 2013. - № 137. - С. 372-377.
33. Охтярова Т.И., Иванова Е.К. Информационно-образовательная подготовка учителей в сфере профилактики нарушений голосовой функции // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2015. - № 3 (87). - С. 166-169.
34. Печеркина А.А. К вопросу изучения профессионального здоровья педагога // Современные наукоемкие технологии, 2009. - № 6. - С. 40-42.
35. Платонова Я.В. Особенности условий труда в формировании профессионального здоровья педагогических работников // Медицина и физическая культура: наука и практика, 2020. - Т. 2, № 1 (5). - С. 54-61.
36. Полунина Н.В., Оприщенко Д.С., Полунин В.С., Каракаева Э.Б., Маслова Д.В. Социально-гигиенические аспекты здоровья педагогов и пути его улучшения // Общественное здоровье и здравоохранение, 2014. - № 4 (44). - С. 17-21.
37. Прокофьева А.В. Обучение педагогов методам саморегуляции функционального состояния // Развитие личности педагога и обучающегося в образовательном пространстве начальной школы и вуза, 2016. - С. 86-92.
38. Рогова Д.О., Муллаярова Ю.С. Оценка голосовой функции у лиц голосо-речевых профессий методом акустического анализа // Российская оториноларингология, 2013. - № 1. - С. 177-179.
39. Рудник В.М. Профилактика нарушений голоса у педагогов // Среднее профессиональное образование, 2015. - 32 с.
40. Солонин Ю.Г., Бойко Е.Р., Величковский Б.Т. Физиологические нормы напряжения организма при физическом труде в высоких широтах // Журнал медико-биологических исследований, 2017. - Т. 5, № 1. - С. 25-36.
41. Сапин М.Р. Анатомия человека. - Л.: Медицина, 2003. - 432 с.
42. Семенов Д.А., Целуйко С.С. Гистофизиология плевральной полости и плеврального выпота // Дальневосточный медицинский журнал, 2012. - № 2. - С. 140-144.
43. Субботовская Е.Б. Гигиена речевого голоса // Голос - Гигиена, 1974. - 24 с.
44. Степанова Ю. Е., Коноплев О. И., Готовяхина Т. В., Корень Е. Е., Мальцева Г. С. Острые и хронические ларингиты у профессионалов голоса // Вестник оториноларингологии, 2019. - Т. 84, № 1. - С. 68-71.
45. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н. Исследование функции аппарата внешнего дыхания // Современные проблемы науки и образования, 2009. - № 6-2. - С. 13-14.
46. Татаринцева И.А., Мальчикова Е.В., Чурина М.К. Лфк и дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой как средство оздоровления студентов страдающих бронхиальной астмой // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни, 2018. - С. 561-563.
47. Труль А.Р., Хон Г.С. Дыхательная гимнастика, дыхательная практика, дыхательные тренажеры // Аллея Науки, 2018. - Т. 2, № 6 (22). - С. 932-935.
48. Тебенова К.С. Состояние здоровья работников телефонной связи как профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов // Гигиена труда и медицинская экология, 2011. - № 2 (31). - С. 68-77.
49. Фомина М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий // Методические указания, 2004. - 19 с.
50. Филатова, Ю.О. Характеристика ритмической организации речи при дизартрии и моторной алалии // Дефектология, 2012. - № 4. - С. 38-46.
51. Харченко О.В., Любаранская Е.Н. Современные подходы к сохранению психологического здоровья педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. - № 2-5. - С. 19-23.
52. Цинкер Н.Ю. Исследование течения воздуха в воздухоносных путях человека // Математическое моделирование в естественных науках, 2015. - Т. 1. - С. 464-467.
53. Чарели Э. М. Речь и здоровье // Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная сельскохозяйственная академия», 1996. - 300 с.
54. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос // Дома учителя, 2000. - 300с.
55. Чикина С.Ю., Черняк А.В. Спирометрия в повседневной врачебной практике // Атмосфера. Пульмонология и аллергология, 2007. - № 1. - С. 6-11.
56. Чернов Д.Е., Чернова Л.В. Голос и речь учителя - важнейший элемент профессионального мастерства // Педагогическое образование в России, 2011. - № 5. - С. 218-222.
57. Шомуротов Ш.Ш. Анализ уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников на швейном производстве г. Ташкента // World science: problems and innovations, 2016. - Т. 1. - С. 282-284.
58. Шипилов И.В., Воронин В.Н., Ладик Е.А. Особенности заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников шахт кузнецкого угольного бассейна // Вестник восстановительной медицины, 2019. - № 2 (90). - С. 74-79.
59. Шебеко В., Семенова Е. Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить // Здоровье дошкольника, 2008. - № 6. - С. 1-18.
60. Щеголев А.В., Воробьев В.С., Шустров В.В., Лахин Р.В. Проведение неинвазивной вспомогательной вентиляции легких в ходе санитарно-авиационной эвакуации у пациента с тяжелой внебольничной пневмонией // Неотложная медицинская помощь. Журнал им. Н.в. склифосовского, 2019. - Т. 8, № 2. - С. 203-208.
61. Эрхитуев Д.Л. Физиологические изменения в организме человека при трудовой деятельности // Вестник студенческого научного общества, 2017. - Т. 8, № 2. - С. 248-251.
62. Эрматов М. Методика занятий по постановке голоса // «Педагогическое мастерство в обучении методик традиционного пения». «Проблемы педагогики», 2021. - № 6 (51) - С. 68-70.
63. Ожогова Е.Г. Исследование особенностей психического и физического здоровья педагогов // Человек и образование, 2006. - № 8-9. - С. 106-108.