РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
|
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты формирования имиджа государства в средствах массовой информации 17
1.1. Многообразие трактовок понятия «имидж» 17
1.2. Особенности оценок политических действий других стран в
американских печатных СМИ 21
1.3. Трактовка политики иностранных государств в интернет-изданиях и
блогах США 27
ГЛАВА 2. Эволюция образа СССР (России) в СМИ США во второй
половине XX века. Формирование устойчивых стереотипов 32
2.1. История взаимоотношений СССР и США после Второй мировой
войны и ее освещение в печатных изданиях 32
2.2. Кардинальная смена имиджа после распада СССР. Президентство
Б.Н. Ельцина и появление новых тенденций в восприятии имиджа РФ. 38
2.3. «Колебания» в имидже России: от улучшения отношений в период
президентства Б. Клинтона до дефолта 1998 г 44
ГЛАВА 3. Эволюция имиджа России на фоне интерпретации важных международных событий американскими СМИ (1999-2008 гг.) 49
3.1. Сохранившиеся стереотипы о России к началу XXI века 49
3.2. Поворотный момент в отношениях России и США после
антитеррористической операции США в Ираке 53
3.3. Полемика вокруг грузино-осетинского конфликта. Освещение роли
России 58
ГЛАВА 4. Новый виток взаимоотношений: «перезагрузка» и начало охлаждения отношений после украинского кризиса (2009-2020 гг.) 63
4.1. «Перезагрузка» отношений между Россией и США и ее
последствия 63
4.2. Период конфронтации и обострение отношений между
государствами после присоединения Крыма к России 69
4.3. Эволюция имиджа РФ в контексте международной безопасности... 73
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
1.1. Многообразие трактовок понятия «имидж» 17
1.2. Особенности оценок политических действий других стран в
американских печатных СМИ 21
1.3. Трактовка политики иностранных государств в интернет-изданиях и
блогах США 27
ГЛАВА 2. Эволюция образа СССР (России) в СМИ США во второй
половине XX века. Формирование устойчивых стереотипов 32
2.1. История взаимоотношений СССР и США после Второй мировой
войны и ее освещение в печатных изданиях 32
2.2. Кардинальная смена имиджа после распада СССР. Президентство
Б.Н. Ельцина и появление новых тенденций в восприятии имиджа РФ. 38
2.3. «Колебания» в имидже России: от улучшения отношений в период
президентства Б. Клинтона до дефолта 1998 г 44
ГЛАВА 3. Эволюция имиджа России на фоне интерпретации важных международных событий американскими СМИ (1999-2008 гг.) 49
3.1. Сохранившиеся стереотипы о России к началу XXI века 49
3.2. Поворотный момент в отношениях России и США после
антитеррористической операции США в Ираке 53
3.3. Полемика вокруг грузино-осетинского конфликта. Освещение роли
России 58
ГЛАВА 4. Новый виток взаимоотношений: «перезагрузка» и начало охлаждения отношений после украинского кризиса (2009-2020 гг.) 63
4.1. «Перезагрузка» отношений между Россией и США и ее
последствия 63
4.2. Период конфронтации и обострение отношений между
государствами после присоединения Крыма к России 69
4.3. Эволюция имиджа РФ в контексте международной безопасности... 73
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
В современном обществе, где информация может играть решающую роль, очень важно понимать значение СМИ в формировании имиджа государства на мировой арене. В существующих условиях информация является основным ресурсом власти, основным инструментом конструирования политики.
Формирование позитивного образа на международной арене является одной из приоритетных задач России. Государство предпринимает попытки разработать долгосрочную коммуникационную стратегию формирования своего имиджа.
Возрастающая роль СМИ обязывает оказывать внимание исследованию влияния масс-медиа на национальную и международную политику, на общественное мнение. СМИ США функционируют как политический актор, существующий в развитой демократии. В таких условиях они обладают влиянием на государство через общественное мнение, задавая и меняя повестку дня.
В настоящее время США - одни из самых влиятельных держав, обладающих рычагами влияния на другие страны. Принимая во внимание влиятельность СМИ в США, можно сделать вывод, что мнение о стране зачастую формируется на основании информации, которая представлена в широко распространенных печатных изданиях.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование имиджа страны является одной из самых значимых проблем современности, ведь образ государства на мировой арене во многом влияет на внешнюю и внутреннюю политику, а также на развитие бизнеса. Понимая под имиджем образ, целенаправленно формирующийся в сознании общества, необходимо признать, что эффективным инструментом влияния являются средства массовой информации. Именно средства массовой информации оказывают ключевое влияние на формирование в умах людей образа страны, в которой людям не довелось побывать: когда недоступно непосредственное восприятие, СМИ становятся основным каналом получения сведений. Стоит отметить, что одним из ключевых элементов образа России в мире является «таинственность», связанная с историческим прошлым России, как преемницы СССР, что усиливает роль СМИ как посредника, проецирующего образ государства в умах людей. Одной из целей использования СМИ для формирования имиджевых установок является утверждение позитивных характеристик объекта, однако с помощью медиа ресурсов возможно достижение и другой цели — создания неблагоприятного облика противоборствующей стороны. Каждое государство пытается максимально эффективно использовать ресурс, предоставляемый средствами массовой информации в свою пользу.
Степень изученности. По выбранной теме имеется значительное количество исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых проблема имиджа России в США рассматривается с американской и российской точек зрения.
По-своему определяли понятие «имидж» государства в своих трудах отечественные и американские политологи, однако его толкование существенно разнится в данных работах.
Так, например, американский экономист К. Болдуинг трактовал «имидж» как поведенческий стереотип, опирающийся не на фактический материал, а зависящий от воли самих людей, престижа, мнений, опирающийся на мифологическое представление о будущем и прошлом . В то время как
Э.А. Галумов, отечественный политолог, рассматривает понятие «имиджа» совместно с понятием «образа», не противопоставляя их между собой. По мнению автора, «имидж» - целенаправленно формируемый образ (какого- либо лица, явления или предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы
и т.п . В.Р. Филиппов в свою очередь разводит понятия «образ страны» и «имидж страны». Первое он характеризует, как калейдоскоп субъективных стереотипов, мнений, суждений, возникающих и исчезающих в головах людей. Второе представляет, как объективную достаточно устойчивую информационную модель, которую формирует идеологический и пропагандистский аппарат государства . Многие понятия, из
представленного выше ряда до сих пор являются предметов споров и дискуссий, лишены однозначности и не являются исчерпывающими.
В советской литературе понятие «имидж» впервые было введено в научный оборот в 1970-1980-е годы O.A. Феофановым и В.М. Шепелем , применительно к личности политического лидера, общественного деятеля. В 1990-е годы были изданы первые работы Г.Г. Почепцова , E.H. Богданова по проблемам имиджа, которые носили хрестоматийный характер, а также были лишены аналитического материала, став хорошей теоретической базой для последующих поколений молодых международников и политологов.
Междисциплинарным исследованиям посвящен отдельный блок нашего обзора, здесь стоит отметить наличие широкого круга работ, которые раскрывают универсальные и специфические аспекты темы исследования. В данной группе следует выделить работы по теории коммуникаций и политической имиджелогии А.А. Анхольта , С.А. Михайлова и др. Исследование проблемы формирования политического имиджа России как отдельного сюжета исторической имагологии получает в их работах довольно широкое развитие. Это связано не столько с преобладанием политологических работ, сколько с отсутствием исторической традиции исследования данной проблемы. Следует отметить фундаментальную монографию американского политолога, бывшего советника национальной безопасности Дж. Картера З.К. Бжезинского . Автор раскрывает тонкости политической игры и методы продвижения национальных интересов, а также механизмы, влияющие на создание благоприятного или негативного имиджа страны. Во многих его работах нередко подчеркивается исключительность и превосходство американской политической системы над всеми странами мира («Между двумя веками: Роль Америки в эру технотроники », «План игры: Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР », «Америка и мир: Беседы о будущем американской внешней политики »). Заслуживает отдельного внимания и работа Г. Киссинджера . В своей книге он стремится проанализировать историю дипломатических отношений между государствами, начиная с Вестфальского договора 1648 года и до конца ХХ века, и с помощью анализа «вех» представить картину «нового миропорядка».
Проблему эволюции имиджа РФ рассматривает в своей монографии
Э.А. Галумов. Автор раскрывает основные трактовки понятия «имидж», выстраивает структуру имиджа, в которую входит имидж лидера, элит, политических институтов, специфика развития российской
государственности и международных отношений. Поэтапно представлено изменение имиджа России с XV и до конца XX века. А в монографии «Имидж против имиджа» того же автора приводится подробный разбор особенностей формирования имиджей США и РФ, подчеркивается, что два государства выстраивают свой позитивный имидж среди населения страны
благодаря негативным имиджевым показателям противника. К.Б. Пиковская в своей статье рассматривает основные этапы развития
имиджа России с конца XX до начала XXI века, выявляет преимущества и недостатки в российском опыте формирования имиджа за рубежом. Другой российский ученый С.С. Костяев проводит подробный анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование имиджа государства, обозначает ключевые моменты, играющие первостепенную роль в его создании . В своей монографии Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева, К.В.
Хозинская впервые предпринимают попытку комплексного рассмотрения имиджа РФ в постсоветский период с 1992 по 2007 год, опираясь на широкий круг источников, такие как опросы общественного мнения, публикации в массовой прессе, статьи известных ученых и исследовательских центров, признанных «фабриками мысли». Авторами делается вывод о зависимости имиджа главы государства, тоном российско-американских отношений, геополитических интересов с общим восприятием имиджа РФ в США.
В современных российских исследованиях тема имиджа России в США в периоды президентства Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева становилась наиболее обсуждаемой и животрепещущей. По данным опросов общественного мнения имидж РФ стал тесно зависеть от политических действий национального лидера, а порой его имидж наделял имидж государства особенными характеристиками. Известна статья Г.Г. Почепцова «Имиджи Б. Ельцина и В. Путина: пути формирования» , где автор противопоставляет образы двух президентов, показывает эволюцию имиджа Путина, вышедшего из тени Ельцина, выявляет общие закономерности и пути завоевания общественного доверия, определяет тип лидерства, список манипулятивных действий и этапов, приведших двух президентов на их должность. Статья А.А. Кирюхиной написана очень интересно, ярко и неординарно. Автор не просто на примере нескольких американских изданий (The New York Times, The Washington Post, The Chicago Tribune) показывает отношение к В.В. Путину, но и сравнивает имидж главы государства с имиджем России в тот период в тех же изданиях. Меткие цитаты, колоритные выражения, обращение к карикатурам и дополнительному материалу притягивает взгляд читателя. Дополнительную информацию о президенте можно встретить в работе А.В. Лобовой «Образ В.В. Путина в иностранных СМИ на примере газеты The Los Angeles Times» . Ученая приводит характеристику российского лидера в сопоставлении с характеристикой в том же издании американского президента Д. Трампа, делает вывод о схожести полемики вокруг их имен, и курсе на сближение двух стран.
Многие работы ученых посвящены отдельной теме - освящению локальных явлений и конфликтов, вносящих свою долю в общую картину формирования имиджа РФ за рубежом. К таким работам можно отнести статью М.М. Панюжевой «Современные взгляды на Россию консервативных «мозговых центров» США» , где автор рассматривает отношение к России через призму двух исследовательских центров - фонда «Наследие» и Американского фонда предпринимательства. В центре внимания находятся два конфликта России - на Украине и в Сирии, сквозь призму которых исследуется тональность американских СМИ. В своей работе И.А. Василенко рассматривает новые тенденции, появившиеся в структуре имиджа России после присоединения к ней Крыма. Автор подчеркивает мысль о переориентации России на Восток, после поддержки присоединения Крыма рядом международных организаций, таких как БРИКС, ЕАЭС, ШОС, в последствии ставшими важнейшей поддержкой для России в условиях западного давления.
Проблема влияния на имидж России в США российской политической элиты становилась основой специализированных исследований. В работах Ф. Эммерта и М. Макфола важное место уделяется вопросу взаимодействия СМИ с бизнес-структурами Америки и делаются попытки осветить проблему независимости американских СМИ от коммерческих предприятий. Но всё же в основном источниками выступают ведущие американские печатные СМИ, такие как The Washington Post, The New York Times, The Los Angeles Times. Стоит отметить работу А.С. Ивановой «Российская политическая элита 2000¬х гг. в восприятии средств массовой информации США» , которая относится к сфере журналистики. Автор прослеживает отношение к политической элите России в зависимости от принадлежности к той или иной партии, организации, структуре (напр. делается акцент на изменение имиджа России после появления на посту президента В.В. Путина - бывшего члена КГБ). Значительное внимание уделяется сравнению имиджей президентов - В.В. Путина и Д.А. Медведева.
Основу современных исследований составили труды Л.Н. Гарусовой , А.В. Пекониди . В них раскрывается важность процесса формирования имиджа государства на современном этапе, а также приводятся данные о представлениях российских и американских граждан друг о друге, что позволяет выделить особенности влияния внешней политики на формируемый в СМИ образ государства.
Из представленной характеристики степени изученности темы следует вывод, что проблема образа и имиджа страны в современном мире является актуальной, но вместе с тем достаточно сложной. Она требует более детального и всестороннего рассмотрения не только с исторической и политологической точек зрения, но и привлечения данных других областей научного знания, требует детальной проработки и изучения без повышенной субъективности и чрезмерно эмоциональной окраски авторов.
Цель исследования: выделить особенности эволюции имиджа России в СМИ США на протяжении периода с 1991 г. по 2020 г. в контексте российско-американских отношений.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать распространяемые в американских СМИ интерпретации важных международных событий с участием России с 1991 г. по 2020 г.
2. Выделить переломные моменты в политике формирования имиджа России во время президентства Б.Н. Ельцина, Д.А. Медведева, В.В. Путина.
3. Определить тенденции развития представлений граждан США о России на основании данных социологических опросов института Gallup.
4. Охарактеризовать важнейшие действия российских политических лидеров, оказавшие влияние на формирование имиджа государства в СМИ.
5. Выделить основные элементы имиджа России, влияющие на оценку и транслирование образа в прессе США.
6. Выявить общие составляющие имиджа СССР и России в американских изданиях.
7. Определить новые тенденции и стереотипы, влияющие на формирование имиджа России.
Объект исследования: процесс формирования имиджа государства в зарубежных СМИ на современном этапе.
Предмет исследования: особенности эволюции имиджа России в американских СМИ в 1991-2020 гг.
Хронологические рамки: охватывают период с 1991 до наших дней, обусловленные периодом существования Российской Федерации на современном этапе.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию США и РФ, так как именно в рамках государственной границы Соединенных Штатов и Российской Федерации функционируют и ведут свою деятельность интересующие нас СМИ и разворачиваются интересующие нас события.
Теоретико-методологическую основу работы составили синтез, обобщение, которые применялись нами при определении понятия «имидж», а сопоставительный анализ позволил выявить общие черты и специфичные особенности редакционной политики СМИ. Также использовались системный и структурно-функциональный подходы, в соответствии с которыми процесс формирования имиджа рассматривался в качестве сложной целостной системы, испытывающей влияние большого числа внутренних и внешних факторов. Исторический подход позволил не только выделить этапы эволюции имиджа, но и вписать имиджформирующие аспекты в контекст российско-американских отношений.
Методы исследования:
- контент-анализ был использован для проведения количественного и качественного анализа имиджа РФ в американских СМИ;
- метод классификации позволил разделить стереотипы о России на несколько групп: негативные, нейтральные, положительные, амбивалентные;
- вторичный анализ эмпирических данных применялся при работе с данными социологических опросов и статистических данных, полученных в ходе контент-анализа;
- сбор данных об имиджформирующей внешнеполитической и внутриполитической деятельности РФ осуществлялся методом включенного наблюдения, позволившим верифицировать теоретические знания о предмете исследования и получить сведения, важные для целей работы;
- ивент-анализ и ситуационный анализ позволили рассмотреть эволюцию имиджа России через призму конкретных исторических событий, а также как комплекс действий и взаимодействий различных акторов, осуществлявшихся под влиянием определенных факторов;
- методы кросснационального и кросстемпорального анализа предоставили возможность выявить общее и особенное на разных этапах эволюции имиджа России;
- использование метода case study было обусловлено рассмотрением
имиджформирующей деятельности РФ как самостоятельного, локализованного направления государственной политики,
эволюционировавшего на протяжении длительного временного периода.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько групп источников:
1. Документы органов государственной власти: Основные положения Концепции внешней политики РФ (1993 г.), Концепции внешней политики РФ (2000 г.), Концепция национальной безопасности РФ (2014 г.), иные нормативные документы, в которых определены основные направления, принципы осуществления, круг субъектов государственной политики по формированию имиджа РФ.
2. Интервью и заявления Президентов РФ (Мюнхенская речь В.В. Путина ), премьер-министров, министров иностранных дел РФ, а также лидеров и пресс-секретарей США (выступление Джорджа Буша-младшего в конгрессе США 21 сентября 2001 года ).
3. Документы и материалы МИД РФ, в которых содержится информация о его компетенциях в имиджформирующей деятельности и проводимых мероприятиях.
4. Экспертные оценки, которые давались состоянию имиджа России в разные периоды как отечественными, так и зарубежными специалистами.
5. Статистические данные, результаты социологических опросов (Gallup , Pew Research ) и контент-анализа, характеризующие современное состояние имиджа государства, его динамику и эволюцию государственной политики.
6. Материалы американских печатных СМИ («The Washington Post »,
34 35 36
«The New York Times », «Los Angeles Times », «Chicago Tribune », «The Wall Street Journal », «The Miami Herald » и др. за период с 1991 г. по настоящее время).
7. Интернет-ресурсы (официальные сайты Президента РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - Россотрудничества).
8. Интернет-блоги политических лидеров (страница на Facebook Барака Обамы, Дональда Трампа и Кондолизы Райс).
В целом по данной теме имеется довольно широкая база различных источников, однако при их использовании необходимо их сравнение и критическое осмысление, т.к. многие из них подвержены конъюнктурным влияниям.
Новизна исследования состоит в том, что работа носит комплексный характер и охватывает длительный период, доводя повествование до наших дней. Также в основе работы лежит анализ качественных американских СМИ, выявляется специфика освещения российско-американских отношений в каждом издании. Другие работы по данной тематике охватывают незначительный временной промежуток, как правило носят узкоспециализированный характер, рассматривая отдельные
имиджформирующие аспекты имиджа РФ в США.
Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, её практическая значимость; предмет и объект исследования, обозначенные хронологические и территориальные рамки; поставленные цель и основные задачи работы; методология исследования; источниковедческий анализ.
В первой главе проводится анализ существующих определений имиджа, выявляются существенные различия между имиджем государства и его образом, подчеркиваются особенности американских СМИ, интернет- издательств и блогов.
Во второй главе исследуется эволюция имиджа СССР (РФ) в период после Второй мировой войны до 1998 г., определяются черты имиджа РФ в СМИ США и ряд возникших стереотипов.
В третьей главе проводится анализ существующих стереотипов, сохранившихся к началу XXI века, заимствованных из XX столетия и исторического прошлого СССР, определяются важнейшие вехи, повлиявшие на эволюцию имиджа РФ (конфликт в Ираке, Мюнхенская речь В.В. Путина, грузино-югоосетинская война).
В четвертой главе проводится анализ эволюции имиджа России после присоединения Крыма, конфликта на Украине, введения экономических санкций ЕС и США против России, помощь РФ сирийскому правительству, а также оценка в СМИ переговоров по поводу продления срока действия договора о ракетах средней и меньшей дальности.
В заключении содержится вывод об эволюции имиджа России во взглядах американских федеральных и авторитетных изданий, интернет- изданий, респондентов (по данным социальных опросов) с учетом поставленных целей и задач.
Далее следует список использованных источников и литературы.
Формирование позитивного образа на международной арене является одной из приоритетных задач России. Государство предпринимает попытки разработать долгосрочную коммуникационную стратегию формирования своего имиджа.
Возрастающая роль СМИ обязывает оказывать внимание исследованию влияния масс-медиа на национальную и международную политику, на общественное мнение. СМИ США функционируют как политический актор, существующий в развитой демократии. В таких условиях они обладают влиянием на государство через общественное мнение, задавая и меняя повестку дня.
В настоящее время США - одни из самых влиятельных держав, обладающих рычагами влияния на другие страны. Принимая во внимание влиятельность СМИ в США, можно сделать вывод, что мнение о стране зачастую формируется на основании информации, которая представлена в широко распространенных печатных изданиях.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование имиджа страны является одной из самых значимых проблем современности, ведь образ государства на мировой арене во многом влияет на внешнюю и внутреннюю политику, а также на развитие бизнеса. Понимая под имиджем образ, целенаправленно формирующийся в сознании общества, необходимо признать, что эффективным инструментом влияния являются средства массовой информации. Именно средства массовой информации оказывают ключевое влияние на формирование в умах людей образа страны, в которой людям не довелось побывать: когда недоступно непосредственное восприятие, СМИ становятся основным каналом получения сведений. Стоит отметить, что одним из ключевых элементов образа России в мире является «таинственность», связанная с историческим прошлым России, как преемницы СССР, что усиливает роль СМИ как посредника, проецирующего образ государства в умах людей. Одной из целей использования СМИ для формирования имиджевых установок является утверждение позитивных характеристик объекта, однако с помощью медиа ресурсов возможно достижение и другой цели — создания неблагоприятного облика противоборствующей стороны. Каждое государство пытается максимально эффективно использовать ресурс, предоставляемый средствами массовой информации в свою пользу.
Степень изученности. По выбранной теме имеется значительное количество исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых проблема имиджа России в США рассматривается с американской и российской точек зрения.
По-своему определяли понятие «имидж» государства в своих трудах отечественные и американские политологи, однако его толкование существенно разнится в данных работах.
Так, например, американский экономист К. Болдуинг трактовал «имидж» как поведенческий стереотип, опирающийся не на фактический материал, а зависящий от воли самих людей, престижа, мнений, опирающийся на мифологическое представление о будущем и прошлом . В то время как
Э.А. Галумов, отечественный политолог, рассматривает понятие «имиджа» совместно с понятием «образа», не противопоставляя их между собой. По мнению автора, «имидж» - целенаправленно формируемый образ (какого- либо лица, явления или предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы
и т.п . В.Р. Филиппов в свою очередь разводит понятия «образ страны» и «имидж страны». Первое он характеризует, как калейдоскоп субъективных стереотипов, мнений, суждений, возникающих и исчезающих в головах людей. Второе представляет, как объективную достаточно устойчивую информационную модель, которую формирует идеологический и пропагандистский аппарат государства . Многие понятия, из
представленного выше ряда до сих пор являются предметов споров и дискуссий, лишены однозначности и не являются исчерпывающими.
В советской литературе понятие «имидж» впервые было введено в научный оборот в 1970-1980-е годы O.A. Феофановым и В.М. Шепелем , применительно к личности политического лидера, общественного деятеля. В 1990-е годы были изданы первые работы Г.Г. Почепцова , E.H. Богданова по проблемам имиджа, которые носили хрестоматийный характер, а также были лишены аналитического материала, став хорошей теоретической базой для последующих поколений молодых международников и политологов.
Междисциплинарным исследованиям посвящен отдельный блок нашего обзора, здесь стоит отметить наличие широкого круга работ, которые раскрывают универсальные и специфические аспекты темы исследования. В данной группе следует выделить работы по теории коммуникаций и политической имиджелогии А.А. Анхольта , С.А. Михайлова и др. Исследование проблемы формирования политического имиджа России как отдельного сюжета исторической имагологии получает в их работах довольно широкое развитие. Это связано не столько с преобладанием политологических работ, сколько с отсутствием исторической традиции исследования данной проблемы. Следует отметить фундаментальную монографию американского политолога, бывшего советника национальной безопасности Дж. Картера З.К. Бжезинского . Автор раскрывает тонкости политической игры и методы продвижения национальных интересов, а также механизмы, влияющие на создание благоприятного или негативного имиджа страны. Во многих его работах нередко подчеркивается исключительность и превосходство американской политической системы над всеми странами мира («Между двумя веками: Роль Америки в эру технотроники », «План игры: Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР », «Америка и мир: Беседы о будущем американской внешней политики »). Заслуживает отдельного внимания и работа Г. Киссинджера . В своей книге он стремится проанализировать историю дипломатических отношений между государствами, начиная с Вестфальского договора 1648 года и до конца ХХ века, и с помощью анализа «вех» представить картину «нового миропорядка».
Проблему эволюции имиджа РФ рассматривает в своей монографии
Э.А. Галумов. Автор раскрывает основные трактовки понятия «имидж», выстраивает структуру имиджа, в которую входит имидж лидера, элит, политических институтов, специфика развития российской
государственности и международных отношений. Поэтапно представлено изменение имиджа России с XV и до конца XX века. А в монографии «Имидж против имиджа» того же автора приводится подробный разбор особенностей формирования имиджей США и РФ, подчеркивается, что два государства выстраивают свой позитивный имидж среди населения страны
благодаря негативным имиджевым показателям противника. К.Б. Пиковская в своей статье рассматривает основные этапы развития
имиджа России с конца XX до начала XXI века, выявляет преимущества и недостатки в российском опыте формирования имиджа за рубежом. Другой российский ученый С.С. Костяев проводит подробный анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование имиджа государства, обозначает ключевые моменты, играющие первостепенную роль в его создании . В своей монографии Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева, К.В.
Хозинская впервые предпринимают попытку комплексного рассмотрения имиджа РФ в постсоветский период с 1992 по 2007 год, опираясь на широкий круг источников, такие как опросы общественного мнения, публикации в массовой прессе, статьи известных ученых и исследовательских центров, признанных «фабриками мысли». Авторами делается вывод о зависимости имиджа главы государства, тоном российско-американских отношений, геополитических интересов с общим восприятием имиджа РФ в США.
В современных российских исследованиях тема имиджа России в США в периоды президентства Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева становилась наиболее обсуждаемой и животрепещущей. По данным опросов общественного мнения имидж РФ стал тесно зависеть от политических действий национального лидера, а порой его имидж наделял имидж государства особенными характеристиками. Известна статья Г.Г. Почепцова «Имиджи Б. Ельцина и В. Путина: пути формирования» , где автор противопоставляет образы двух президентов, показывает эволюцию имиджа Путина, вышедшего из тени Ельцина, выявляет общие закономерности и пути завоевания общественного доверия, определяет тип лидерства, список манипулятивных действий и этапов, приведших двух президентов на их должность. Статья А.А. Кирюхиной написана очень интересно, ярко и неординарно. Автор не просто на примере нескольких американских изданий (The New York Times, The Washington Post, The Chicago Tribune) показывает отношение к В.В. Путину, но и сравнивает имидж главы государства с имиджем России в тот период в тех же изданиях. Меткие цитаты, колоритные выражения, обращение к карикатурам и дополнительному материалу притягивает взгляд читателя. Дополнительную информацию о президенте можно встретить в работе А.В. Лобовой «Образ В.В. Путина в иностранных СМИ на примере газеты The Los Angeles Times» . Ученая приводит характеристику российского лидера в сопоставлении с характеристикой в том же издании американского президента Д. Трампа, делает вывод о схожести полемики вокруг их имен, и курсе на сближение двух стран.
Многие работы ученых посвящены отдельной теме - освящению локальных явлений и конфликтов, вносящих свою долю в общую картину формирования имиджа РФ за рубежом. К таким работам можно отнести статью М.М. Панюжевой «Современные взгляды на Россию консервативных «мозговых центров» США» , где автор рассматривает отношение к России через призму двух исследовательских центров - фонда «Наследие» и Американского фонда предпринимательства. В центре внимания находятся два конфликта России - на Украине и в Сирии, сквозь призму которых исследуется тональность американских СМИ. В своей работе И.А. Василенко рассматривает новые тенденции, появившиеся в структуре имиджа России после присоединения к ней Крыма. Автор подчеркивает мысль о переориентации России на Восток, после поддержки присоединения Крыма рядом международных организаций, таких как БРИКС, ЕАЭС, ШОС, в последствии ставшими важнейшей поддержкой для России в условиях западного давления.
Проблема влияния на имидж России в США российской политической элиты становилась основой специализированных исследований. В работах Ф. Эммерта и М. Макфола важное место уделяется вопросу взаимодействия СМИ с бизнес-структурами Америки и делаются попытки осветить проблему независимости американских СМИ от коммерческих предприятий. Но всё же в основном источниками выступают ведущие американские печатные СМИ, такие как The Washington Post, The New York Times, The Los Angeles Times. Стоит отметить работу А.С. Ивановой «Российская политическая элита 2000¬х гг. в восприятии средств массовой информации США» , которая относится к сфере журналистики. Автор прослеживает отношение к политической элите России в зависимости от принадлежности к той или иной партии, организации, структуре (напр. делается акцент на изменение имиджа России после появления на посту президента В.В. Путина - бывшего члена КГБ). Значительное внимание уделяется сравнению имиджей президентов - В.В. Путина и Д.А. Медведева.
Основу современных исследований составили труды Л.Н. Гарусовой , А.В. Пекониди . В них раскрывается важность процесса формирования имиджа государства на современном этапе, а также приводятся данные о представлениях российских и американских граждан друг о друге, что позволяет выделить особенности влияния внешней политики на формируемый в СМИ образ государства.
Из представленной характеристики степени изученности темы следует вывод, что проблема образа и имиджа страны в современном мире является актуальной, но вместе с тем достаточно сложной. Она требует более детального и всестороннего рассмотрения не только с исторической и политологической точек зрения, но и привлечения данных других областей научного знания, требует детальной проработки и изучения без повышенной субъективности и чрезмерно эмоциональной окраски авторов.
Цель исследования: выделить особенности эволюции имиджа России в СМИ США на протяжении периода с 1991 г. по 2020 г. в контексте российско-американских отношений.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать распространяемые в американских СМИ интерпретации важных международных событий с участием России с 1991 г. по 2020 г.
2. Выделить переломные моменты в политике формирования имиджа России во время президентства Б.Н. Ельцина, Д.А. Медведева, В.В. Путина.
3. Определить тенденции развития представлений граждан США о России на основании данных социологических опросов института Gallup.
4. Охарактеризовать важнейшие действия российских политических лидеров, оказавшие влияние на формирование имиджа государства в СМИ.
5. Выделить основные элементы имиджа России, влияющие на оценку и транслирование образа в прессе США.
6. Выявить общие составляющие имиджа СССР и России в американских изданиях.
7. Определить новые тенденции и стереотипы, влияющие на формирование имиджа России.
Объект исследования: процесс формирования имиджа государства в зарубежных СМИ на современном этапе.
Предмет исследования: особенности эволюции имиджа России в американских СМИ в 1991-2020 гг.
Хронологические рамки: охватывают период с 1991 до наших дней, обусловленные периодом существования Российской Федерации на современном этапе.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию США и РФ, так как именно в рамках государственной границы Соединенных Штатов и Российской Федерации функционируют и ведут свою деятельность интересующие нас СМИ и разворачиваются интересующие нас события.
Теоретико-методологическую основу работы составили синтез, обобщение, которые применялись нами при определении понятия «имидж», а сопоставительный анализ позволил выявить общие черты и специфичные особенности редакционной политики СМИ. Также использовались системный и структурно-функциональный подходы, в соответствии с которыми процесс формирования имиджа рассматривался в качестве сложной целостной системы, испытывающей влияние большого числа внутренних и внешних факторов. Исторический подход позволил не только выделить этапы эволюции имиджа, но и вписать имиджформирующие аспекты в контекст российско-американских отношений.
Методы исследования:
- контент-анализ был использован для проведения количественного и качественного анализа имиджа РФ в американских СМИ;
- метод классификации позволил разделить стереотипы о России на несколько групп: негативные, нейтральные, положительные, амбивалентные;
- вторичный анализ эмпирических данных применялся при работе с данными социологических опросов и статистических данных, полученных в ходе контент-анализа;
- сбор данных об имиджформирующей внешнеполитической и внутриполитической деятельности РФ осуществлялся методом включенного наблюдения, позволившим верифицировать теоретические знания о предмете исследования и получить сведения, важные для целей работы;
- ивент-анализ и ситуационный анализ позволили рассмотреть эволюцию имиджа России через призму конкретных исторических событий, а также как комплекс действий и взаимодействий различных акторов, осуществлявшихся под влиянием определенных факторов;
- методы кросснационального и кросстемпорального анализа предоставили возможность выявить общее и особенное на разных этапах эволюции имиджа России;
- использование метода case study было обусловлено рассмотрением
имиджформирующей деятельности РФ как самостоятельного, локализованного направления государственной политики,
эволюционировавшего на протяжении длительного временного периода.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько групп источников:
1. Документы органов государственной власти: Основные положения Концепции внешней политики РФ (1993 г.), Концепции внешней политики РФ (2000 г.), Концепция национальной безопасности РФ (2014 г.), иные нормативные документы, в которых определены основные направления, принципы осуществления, круг субъектов государственной политики по формированию имиджа РФ.
2. Интервью и заявления Президентов РФ (Мюнхенская речь В.В. Путина ), премьер-министров, министров иностранных дел РФ, а также лидеров и пресс-секретарей США (выступление Джорджа Буша-младшего в конгрессе США 21 сентября 2001 года ).
3. Документы и материалы МИД РФ, в которых содержится информация о его компетенциях в имиджформирующей деятельности и проводимых мероприятиях.
4. Экспертные оценки, которые давались состоянию имиджа России в разные периоды как отечественными, так и зарубежными специалистами.
5. Статистические данные, результаты социологических опросов (Gallup , Pew Research ) и контент-анализа, характеризующие современное состояние имиджа государства, его динамику и эволюцию государственной политики.
6. Материалы американских печатных СМИ («The Washington Post »,
34 35 36
«The New York Times », «Los Angeles Times », «Chicago Tribune », «The Wall Street Journal », «The Miami Herald » и др. за период с 1991 г. по настоящее время).
7. Интернет-ресурсы (официальные сайты Президента РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - Россотрудничества).
8. Интернет-блоги политических лидеров (страница на Facebook Барака Обамы, Дональда Трампа и Кондолизы Райс).
В целом по данной теме имеется довольно широкая база различных источников, однако при их использовании необходимо их сравнение и критическое осмысление, т.к. многие из них подвержены конъюнктурным влияниям.
Новизна исследования состоит в том, что работа носит комплексный характер и охватывает длительный период, доводя повествование до наших дней. Также в основе работы лежит анализ качественных американских СМИ, выявляется специфика освещения российско-американских отношений в каждом издании. Другие работы по данной тематике охватывают незначительный временной промежуток, как правило носят узкоспециализированный характер, рассматривая отдельные
имиджформирующие аспекты имиджа РФ в США.
Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования, её практическая значимость; предмет и объект исследования, обозначенные хронологические и территориальные рамки; поставленные цель и основные задачи работы; методология исследования; источниковедческий анализ.
В первой главе проводится анализ существующих определений имиджа, выявляются существенные различия между имиджем государства и его образом, подчеркиваются особенности американских СМИ, интернет- издательств и блогов.
Во второй главе исследуется эволюция имиджа СССР (РФ) в период после Второй мировой войны до 1998 г., определяются черты имиджа РФ в СМИ США и ряд возникших стереотипов.
В третьей главе проводится анализ существующих стереотипов, сохранившихся к началу XXI века, заимствованных из XX столетия и исторического прошлого СССР, определяются важнейшие вехи, повлиявшие на эволюцию имиджа РФ (конфликт в Ираке, Мюнхенская речь В.В. Путина, грузино-югоосетинская война).
В четвертой главе проводится анализ эволюции имиджа России после присоединения Крыма, конфликта на Украине, введения экономических санкций ЕС и США против России, помощь РФ сирийскому правительству, а также оценка в СМИ переговоров по поводу продления срока действия договора о ракетах средней и меньшей дальности.
В заключении содержится вывод об эволюции имиджа России во взглядах американских федеральных и авторитетных изданий, интернет- изданий, респондентов (по данным социальных опросов) с учетом поставленных целей и задач.
Далее следует список использованных источников и литературы.
Подводя итог, следует отметить, что имидж России прошел ряд стадий и имел множество вариаций. Не всегда представление о России в СМИ США складывалось удачно, и не всегда оно было объективным, соответствующим действительности. Во многом его трактовка зависела от настроений правительства США, от поставленных задач руководства, направленных либо на конфронтацию, либо на тесное сотрудничество с РФ.
Характерной чертой имиджа России в СМИ является его сращивание с имиджем главы государства. С момента вступления в должность президента РФ Б.Н. Ельцина, его имидж подвергался огласке, критике, становился объектом восхваления и подражания. Теперь о стране начинают судить по «первому лицу в государстве». На плечи президента легла огромная ответственность за судьбу державы на международной арене. Отныне от действий руководителя зависит желание или нежелание других членов мирового сообщества сотрудничать и поддерживать тесные контакты с РФ, вести совместную политику или же разрабатывать отличный вектор исторического развития.
Крах Советского Союза ознаменовал новый виток в развитии российско-американских отношений: интеллектуальная элита то с настороженностью, то с воодушевлением следила за первыми политическими действиями России; общественность положительно отзывалась о россиянах, победивших «мировое зло» в лице социализма; СМИ пестрили заголовками о возможном сотрудничестве между двумя странами.
До конца 1990-х гг. имидж России не раз подвергался изменениям, связанным с ее активной внешней политикой и вмешательством в Чеченский и Косовский конфликт. СМИ США выглядело очень политизированным, т.к. при малейших колебаниях во взаимоотношениях стран, Россия обвинялась в псевдодемократии и стремлении распространить свое влияние на весь мир.
Рядовые граждане Америки же, наоборот, были настроены достаточно оптимистично по отношению к РФ, лишь в 1998 году наблюдалось резкое падение привлекательности нашей страны в среде общественности США, связанное с девальвацией рубля и начавшейся гиперинфляции.
Манипуляционные и провокационные методы воздействия стали неотъемлемой частью обзоров, статей и публикаций корреспондентов как региональных, ориентированных на местного жителя СМИ, так и авторитетных, федеральных изданий. Однако в газетах штатов реже встречаются репортажи на тот или иной информационный повод, связанный с Россией, в отличие от самых авторитетных СМИ - «The New York Times» и «The Washington Post» - это связано с тем, что освещение вопросов мировой политики не является приоритетным направлением развития региональных изданий.
В ходе исследования выяснилось, что федеральные СМИ США стали очень политизированными, т.к. при малейших колебаниях во взаимоотношениях стран, Россия обвинялась ими в псевдодемократии и стремлении распространить свое влияние на весь мир. Региональные же газеты были настроены по отношению к России менее агрессивно, т.к. их внимание было в основном сконцентрировано на освещении повседневных городских проблем. Некоторые же региональные СМИ попросту копировали материалы федеральных газет, потому что не имели собственные каналы передачи информации в России.
Тем не менее, по итогам исследования прослеживается зависимость характера имиджа и существующей между двумя странами ситуации на международной арене. Так, в переломные моменты истории (критика России военных действий США в Ираке, военная операция России в Чечне, размещение американских баз ПРО, югоосетинским конфликт и т.д.) представление рядовых американцев о России было крайне негативным.
Центральным представлением о России является стереотип о присущей российскому населению склонности к несвободе, рабству, вследствие чего 78
Россия видится страной политического деспотизма. Склонность к несвободе рассматривается американскими журналистами в качестве основной причины авторитарных тенденций, имеющих место на постсоветском пространстве. Публикации в этом духе можно встретить на протяжении всего президентского срока В.В. Путина. Некоторые журналисты считают, что Россия не способна проводить реформы без руководства со стороны Запада. Отрицательно влияет на имидж России представление о том, что Россия является глубоко криминализированным обществом, для которого характерна массовая коррупция, тесная связь государства с преступным миром.
До конца 2008 г. имидж России терпел незначительные изменения, но оставался негативным, связанным с ее активной внешней политикой и вмешательством в Иракский и Осетинский конфликт, в которых мнения Америки и России расходились диаметрально. Со сменой президента надежды американской интеллектуальной элиты на смягчение внешнеполитического курса РФ прослеживались в большинстве статей. Президент Д.А. Медведев в силу своего возраста и отсутствия в прошлом опыта работы в службах национальной безопасности (что настораживало журналистов в биографии В.В. Путина) вызывал симпатию в глазах СМИ. Однако, курс на «перезагрузку» отношений между США и РФ был приостановлен достаточно быстро - после российско-грузинского конфликта, что свидетельствует о факте непрочного сотрудничества и недоверия друг другу двух стран. Подобный феномен повторялся не раз: в ходе присоединения Крыма к России, участия России в военных операциях в Сирии и т.д.
Проблема построения позитивного имиджа России за рубежом стоит очень остро. Поэтому мы считаем, что России следует сделать упор на развитие публичной дипломатии, что позволит наилучшим способом повысить престиж государства. Публичная дипломатия дает возможность «мирным» путем (выступлениями, конструктивным диалогом между главами 79
государства, рекламными коммуникациями) сформировать позитивный имидж для иностранного государства. Она дает дополнительные рычаги влияния в отношении тех вопросов, где происходит столкновение интересов двух стран.
Еще один важный аспект, способствующий улучшению имиджа страны: увеличение числа и совершенствования работы российских центров науки и культуры в зарубежных странах, активное использование площадок Россотрудничества для презентации России и ее регионов, возрождение обществ дружбы с зарубежными странами, организация образовательных программ по обмену студентами и учениками и ознакомительных поездок в нашу страну молодежи из числа интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты зарубежных стран.
Таким образом, достичь взаимопонимания и улучшения образа России в американских СМИ возможно лишь если все сферы (культура, образование, наука, дипломатия, публичная дипломатия, «мягкая сила», Россотрудничество, СМИ) активно включатся в работу. Важно своевременно осознать необходимость использования мирных инструментов для выстраивания благоприятного имиджа России.
Характерной чертой имиджа России в СМИ является его сращивание с имиджем главы государства. С момента вступления в должность президента РФ Б.Н. Ельцина, его имидж подвергался огласке, критике, становился объектом восхваления и подражания. Теперь о стране начинают судить по «первому лицу в государстве». На плечи президента легла огромная ответственность за судьбу державы на международной арене. Отныне от действий руководителя зависит желание или нежелание других членов мирового сообщества сотрудничать и поддерживать тесные контакты с РФ, вести совместную политику или же разрабатывать отличный вектор исторического развития.
Крах Советского Союза ознаменовал новый виток в развитии российско-американских отношений: интеллектуальная элита то с настороженностью, то с воодушевлением следила за первыми политическими действиями России; общественность положительно отзывалась о россиянах, победивших «мировое зло» в лице социализма; СМИ пестрили заголовками о возможном сотрудничестве между двумя странами.
До конца 1990-х гг. имидж России не раз подвергался изменениям, связанным с ее активной внешней политикой и вмешательством в Чеченский и Косовский конфликт. СМИ США выглядело очень политизированным, т.к. при малейших колебаниях во взаимоотношениях стран, Россия обвинялась в псевдодемократии и стремлении распространить свое влияние на весь мир.
Рядовые граждане Америки же, наоборот, были настроены достаточно оптимистично по отношению к РФ, лишь в 1998 году наблюдалось резкое падение привлекательности нашей страны в среде общественности США, связанное с девальвацией рубля и начавшейся гиперинфляции.
Манипуляционные и провокационные методы воздействия стали неотъемлемой частью обзоров, статей и публикаций корреспондентов как региональных, ориентированных на местного жителя СМИ, так и авторитетных, федеральных изданий. Однако в газетах штатов реже встречаются репортажи на тот или иной информационный повод, связанный с Россией, в отличие от самых авторитетных СМИ - «The New York Times» и «The Washington Post» - это связано с тем, что освещение вопросов мировой политики не является приоритетным направлением развития региональных изданий.
В ходе исследования выяснилось, что федеральные СМИ США стали очень политизированными, т.к. при малейших колебаниях во взаимоотношениях стран, Россия обвинялась ими в псевдодемократии и стремлении распространить свое влияние на весь мир. Региональные же газеты были настроены по отношению к России менее агрессивно, т.к. их внимание было в основном сконцентрировано на освещении повседневных городских проблем. Некоторые же региональные СМИ попросту копировали материалы федеральных газет, потому что не имели собственные каналы передачи информации в России.
Тем не менее, по итогам исследования прослеживается зависимость характера имиджа и существующей между двумя странами ситуации на международной арене. Так, в переломные моменты истории (критика России военных действий США в Ираке, военная операция России в Чечне, размещение американских баз ПРО, югоосетинским конфликт и т.д.) представление рядовых американцев о России было крайне негативным.
Центральным представлением о России является стереотип о присущей российскому населению склонности к несвободе, рабству, вследствие чего 78
Россия видится страной политического деспотизма. Склонность к несвободе рассматривается американскими журналистами в качестве основной причины авторитарных тенденций, имеющих место на постсоветском пространстве. Публикации в этом духе можно встретить на протяжении всего президентского срока В.В. Путина. Некоторые журналисты считают, что Россия не способна проводить реформы без руководства со стороны Запада. Отрицательно влияет на имидж России представление о том, что Россия является глубоко криминализированным обществом, для которого характерна массовая коррупция, тесная связь государства с преступным миром.
До конца 2008 г. имидж России терпел незначительные изменения, но оставался негативным, связанным с ее активной внешней политикой и вмешательством в Иракский и Осетинский конфликт, в которых мнения Америки и России расходились диаметрально. Со сменой президента надежды американской интеллектуальной элиты на смягчение внешнеполитического курса РФ прослеживались в большинстве статей. Президент Д.А. Медведев в силу своего возраста и отсутствия в прошлом опыта работы в службах национальной безопасности (что настораживало журналистов в биографии В.В. Путина) вызывал симпатию в глазах СМИ. Однако, курс на «перезагрузку» отношений между США и РФ был приостановлен достаточно быстро - после российско-грузинского конфликта, что свидетельствует о факте непрочного сотрудничества и недоверия друг другу двух стран. Подобный феномен повторялся не раз: в ходе присоединения Крыма к России, участия России в военных операциях в Сирии и т.д.
Проблема построения позитивного имиджа России за рубежом стоит очень остро. Поэтому мы считаем, что России следует сделать упор на развитие публичной дипломатии, что позволит наилучшим способом повысить престиж государства. Публичная дипломатия дает возможность «мирным» путем (выступлениями, конструктивным диалогом между главами 79
государства, рекламными коммуникациями) сформировать позитивный имидж для иностранного государства. Она дает дополнительные рычаги влияния в отношении тех вопросов, где происходит столкновение интересов двух стран.
Еще один важный аспект, способствующий улучшению имиджа страны: увеличение числа и совершенствования работы российских центров науки и культуры в зарубежных странах, активное использование площадок Россотрудничества для презентации России и ее регионов, возрождение обществ дружбы с зарубежными странами, организация образовательных программ по обмену студентами и учениками и ознакомительных поездок в нашу страну молодежи из числа интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты зарубежных стран.
Таким образом, достичь взаимопонимания и улучшения образа России в американских СМИ возможно лишь если все сферы (культура, образование, наука, дипломатия, публичная дипломатия, «мягкая сила», Россотрудничество, СМИ) активно включатся в работу. Важно своевременно осознать необходимость использования мирных инструментов для выстраивания благоприятного имиджа России.
Подобные работы
- СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА КИТАЯ В РОССИИ В 1991 - 2021 ГГ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ИМИДЖ РОССИИ В КИТАЕ В XXI ВЕКЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА МЕДИА-ПЛАТФОРМ КИТАЙСКОГО СЕГМЕНТА СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Диссертация , культурология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Проблема формирования внешнеполитического имиджа Республики Крым в условиях международных санкций
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Отношения Новой Зеландии с постсоветской Россией
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Отношения Новой Зеландии с постсоветской Россией
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Медиаобраз России в зарубежных СМИ
(на примере The New York Times)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021







