Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СНАРЯЖЕНИЕ ВЕРХОВОГО КОНЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕСОСТЕПНОГО АЛТАЯ (1У-ХП вв.): СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ

Работа №88971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Источники по снаряжению верхового коня с территории
Лесостепного Алтая (эпоха раннего Средневековья) 9
1.1. Изучение средневековых памятников с предметами конского
снаряжения в 1880-х - 1970-х гг 9
1.2. Исследования средневековых памятников со снаряжением
верхового коня в 1980-х - 2010-х гг 16
Глава II. Развитие стремян у средневекового населения
Лесостепного Алтая в середине I - начале II тыс. н.э 29
2.1. Морфология стремян 29
2.2. Классификация и типология стремян 36
Глава III. Развитие удил и псалий у средневекового населения
Лесостепного Алтая в середине I - начале II тыс. н.э 43
3.1. Морфология удил и псалий 43
3.2. Классификация и типология удил и псалий 48
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение 65


Снаряжение верхового коня является одним из наиболее существенных элементов традиционной культуры степных скотоводов -кочевников. Конское убранство в основном направлено для верховой езды. При этом оно показывает социальный статус человека, что в дальнейшем открывает специфические черты художественной системы этнической культуры. Историко-культурная отличительная черта кочевых обществ, которая долгое время являлась ключевой на обширных территориях Евразии, воплощалась в их мобильности и необычайно высокой роли коня. Конь всегда присутствовал во всех основных сферах деятельности кочевников. В период средневековья, когда на территории Лесостепного Алтая происходили массовые миграции населения и военные действия, роль его не была утрачена, а даже увеличилась. Несмотря на динамичное развитие упряжного транспорта значение верхового коня оставалось достаточно большим. Верховая езда долгое время был главной средством передвижения при кочевом образе жизни.
Для продуктивного обращения с лошадью необходимо специальное снаряжение, содержащее узду и седло. Их технология производства, формы и размеры зависят от условий, где они применяются. Лошадь в военном деле является одним из основных участников боевых действий, где ее снаряжение должно учитывать особенности владения различным оружием и типом доспехов. Непосредственно, при активной деятельности воин-наездник должен уверенно и удобно ощущать себя в седле. Также стоит отметить, что он при использовании оружия должен не терять управление и устойчиво держаться в седле. При этом конское снаряжение должно соответствовать и требованиям, предъявляемым в хозяйственной жизни. Табунное скотоводство подразумевает долгое пребывание в седле, значит, форма седла должна обеспечивать минимальную утомляемость всадника. Перевозка различных грузов означает наличие приспособления особого назначения. Охота также осуществляется при содействии коня и поэтому, его снаряжение должно способствовать и этому занятию.
Актуальность темы исследования определяется, тем, что изучение предметов конского снаряжения является важной составляющей в многоаспектном исследовании средневековых культур Лесостепного Алтая. Наиболее насыщен находками конской амуниции период раннего средневековья, когда происходило освоение новых видов снаряжения верхового коня. Самыми важными деталями этого снаряжения являются функциональные предметы: удила, псалии и стремена. Их систематизация предоставляет хорошую возможность для уяснения основных этапов эволюции конской амуниции и датировки археологических памятников.
Степень изученности темы. Ранее изучением функциональных предметов конского снаряжения занимался С.В. Неверов, который изучал удила, псалии, стремена. Однако с момента выхода его последних работ прошло более 20-ти лет [Неверов С.В., 1988; 1992; 1998]. Небольшую работу в этом направлении проделал В.А. Могильников. Материалы, которые он использовал, охватывали лишь небольшую локальную территорию [Могильников В.А., 2002]. За последнее время были раскопаны новые
памятки и получены новые предметы конского снаряжения. К тому же названные ученые рассматривали в основном материалы сросткинской культуры, тогда как снаряжение верхового коня более раннего времени из памятников одинцовской культуры специально исследователями не привлекалось.
Цель и задачи исследования. Цель работы - проследить развитие стремян, удил и псалий у средневекового населения Лесостепного Алтая в середине I - начале II тыс. н.э. Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1. Обобщить результаты археологических исследований по памятникам, содержащим функциональные предметы конского снаряжения.
2. Оценить качественное и количественное состояние источниковой базы по конскому снаряжению.
3. Предоставить подробное морфологическое описание стремян, удил и псалий.
4. На основе сформированной информационной базы создать собственную классификацию обозначенных предметов.
5. Наметить типологию стремян, удил и псалий с учётом разработанной классификации.
Объектом исследования выступает конское снаряжение средневековых культур Лесостепного Алтая, которое развивалось под воздействием военных, экономических и этнокультурных факторов.
Предметом исследования являются конкретные функциональные изделия конской амуниции - стремена, удила и псалии, найденные в археологических памятниках.
Территориальные рамки работы. В работе использованы материалы из памятников, расположенных в Лесостепном Алтае (Алтайский край, Россия). Под Лесостепным Алтаем понимается территория, примыкающая с севера к Алтайской горной системе и включающая в себя несколько географических провинций, разделенных широкой долиной р. Обь. На ее левобережье выделяются Предалтайская равнина, Приобское плато и Кулундинская равнина, на правобережье - Предсалаирская равнина и Бийско-Чумышская возвышенность [Алтайский край: Алтлас, 1978, С. 50].
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы отражают период существования на указанных территориях одинцовской и сросткинской культур, памятники которых датируются периодом с середины IV до XII вв. н.э. включительно.
На современном уровне изучения все памятники одинцовской
культуры разделены на три последовательных этапа:
1. Сошниковский этап, вторая половина 1У^ вв. - на данном этапе прослеживается переселение групп кочевников из Семиречья и Горного Алтая и их взаимодействие с самодийским населением. В результате это привело к сложению нового, первоначального полиэтнического по своему составу, общества.
2. Осинкинский этап, VI - первая половина VII вв. - культура развивается достаточно стабильно под воздействием северных и южных контактов.
3. Акутихинский этап, вторая половина VII - первая половина VIII в. - происходит развитие погребальной обрядности и материальной области в условиях господства самодийской традиции [Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2002, С. 84].
Памятники сросткинской культуры разделены на четыре хронологические группы, соответствующие определенным этапам в ее развитии:
1. Инской этап, вторая половина VIII - первая половина IX в. - время формирования культуры в границах Лесостепного Алтая.
2. Грязновский этап, вторая половина IX - первая половина X в. - период значительного демографического роста населения в рамках культуры и завершение консолидации сросткинского общества.
3. Шадринцевский этап, вторая половина X - первая половина XI в. - время активного расширения ареала культуры в северном и северо-восточном направлениях.
4. Змеевский этап, вторая половина Х1-Х11 вв. - период сокращения культурного ареала до прежних границ и распада культурного единства сросткинского объединения [Неверов С.В., Горбунов В.В., 2001, С. 176-177].
Методология и методы исследования. В работе использовался системный подход, общенаучные, исторические и археологические методы. Проводился сбор материалов из научной литературы, их анализ и синтез. При описании видов функциональных предметов применялся метод морфологии. Для их группировки по различным признакам применялся метод классификации. При рассмотрении развития функциональных предметов конского снаряжения во времени и пространстве применялся сравнительно-исторический метод, метод аналогий и типологический анализ.
Источниковая база. Для достижения цели и решения задач квалификационной выпускной работы использовано свыше 50 публикаций археологического характера, охватывающих период изучения истории региона в рамках эпохи раннего средневековья. Было выявлено 42 памятника, которые исследовали М.П. Грязнов, А.П. Уманский, Д.Г. Савинов, В.А. Могильников, Ю.Ф. Кирюшин, С.В. Неверов, Ю.П. Алехин, П.И. Шульга, А.Л. Кунгуров, А.А. Тишкин, Я.В. Егоров, В.В. Горбунов, Я.В. Фролов, С.П. Грушин, П.К. Дашковский и др., а также учтены случайные и депаспартизированные находки. Всего для анализа отобрано 69 стремян, 106 удил и 76 псалий.
Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались и обсуждались на научно -исследовательских семинарах кафедры археологии, этнографии и музеологии, а также докладывались на V- й, VI-й, VII-й региональных молодежных конференциях «Мой выбор - Наука!» (г. Барнаул).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе обобщены результаты археологических исследований и оценена источниковая база по конскому снаряжению. Во второй главе проведено морфологическое описание, разработаны классификация и эволюция стремян. В третьей представлено морфологическое описание, классификация и эволюция удил и псалий. В заключении подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детали конского снаряжения являются одними из самых массовых категорий находок в памятниках эпохи раннего Средневековья на территории Алтая. Конская амуниция считается археологическим источником, которое позволяет определить хронологию и этнокультурную атрибуцию памятников, демонстрируют традиции в оформлении и изготовлении изделий и свидетельствуют о миграционных процессах.
В результате проведенного исследования были собраны и обобщены сведения о находках функциональных предметов конского снаряжения из научных публикаций археологических памятников Лесостепного Алтая, которые датируются эпохой раннего Средневековья (1У-Х11 вв. н.э.) и относятся к одинцовской и сросткинской культурам. Было выделено два периода накопления материалов: 1880-е - 1970-е гг. и 1980-е - 2010-е гг., которые отличаются как количественными, так и качественными параметрами. Так, в первом периоде в основном шло простое накопление находок конского снаряжения и, хотя ученые рассматривали стремена и удила с псалиями при датировке памятников, делали они это опираясь на отдаленные аналогии. Во втором периоде продолжается накопление находок, но главное появляются работы, специально посвященные анализу стремян, удил и псалиев с территории Лесостепного Алтая.
В целом за прошедшие 130 лет изучения раннесредневековых памятников Лесостепного Алтая была накоплена значительная источниковая база, которая в количественном плане включает 69 стремян, 106 удил и 76 псалий. Хотя не все эти предметы имеют хорошую сохранность, некоторые сломаны или сильно коррозированы, среди них достаточно экземпляров, у которых сохранились все основные параметры и особенности формы. Это позволяет использовать их для создания классификации и проведения типологического анализа. Такая работа облегчается предшествующим опытом представленным в работах С.В. Неверова. Принципы классификации и типологии, разработанные этим ученым, были положены и в основу нашего исследования. Но нами были добавлены новые находки и проведен анализ не только стремян и удил, но и псалий, а также включены материалы не только сросткинской, но и одинцовской культуры, что позволило расширить поле исследования.
В нашей работе было представлено подробное морфологическое описание стремян, удил и псалий основанное не только на данных археологической литературы, но и на сведениях, содержащихся в специальной справочной литературе по коневодству и конному спорту. Это позволило связать информацию о средневековых предметах с современными представлениями на данную тему. Выделенные признаки стремян, удил и псалий позволили четко использовать их при дальнейшей группировке.
На основе сформированной информационной базы была разработана собственная классификация стремян и удил с псалиями (Рис. 1-2). В результате было выделено 3 группы, 5 разрядов, 3 раздела, 4 отдела и 18 типов стремян и выделено 2 разряда, 2 раздела, 3 отдела, 1 подотдел и 12 типов удил и псалий. Эти классификации включили в себя все находки предметов хорошей сохранности и в дальнейшем могут использоваться для включения поврежденных предметов на основе сопоставления с эталонными, а также для включения вновь найденных изделий.
Разработанные классификации позволили наметить типологию стремян, удил и псалий. Было выяснено, что в развитии стремян определяющим было изменение ушка. Стремена с петельчатым и удлиненно¬пластинчатым ушком были характерны для периода У-ХХ вв. н.э. В Х-Х11 вв. н.э. их заменяют стремена с невыделенно-пластинчатым ушком. В свою очередь они явились переходными к стременам с беспластинчатым ушком, которые широко распространились в монгольское время стременам (XIII¬XIV вв. н.э.) и стали основой для современных стремян. Определенную роль в эволюции стремян сыграло и изменение формы дужек. Здесь прежде всего надо отметить арочные дужки. Именно они приходят в конце I тыс. н.э. на смену круглым и пятиугольным формам и становиться наиболее распространёнными в первой половине II тыс. н.э. Соединение безпластинчатого ушка с арочными дужками становится характерным для монгольского времени и также переходит в современность .
Развитие удил и псалий тоже происходило в нескольких направлениях, хотя проведенная типология показала, что удила, происходящие из памятников одинцовской и сросткинской культур, демонстрируют такие же изменения в морфологии, какие прослеживаются на аналогичных изделиях многих других областей, таких как Южная Сибирь и Восточная Европа. Особое значение имела эволюция самих звеньев удил и их внешних окончаний. Так, в IV-VIII вв. н.э. преобладали гладкие звенья и одкольчатые окончания, а в ТХ-Х вв. н.э. более распространенными становятся витые звенья и двукольчатые окончания. В ХРХП вв. н.э. гладкие звенья с однокольчатыми окончаниями снова получают преобладание и окончательно вытесняют витые. В развитии псалий наблюдается тенденция от господства стержневых изделий (8-видные) в VI-X вв. н.э. к постепенному преобладанию кольчатых образцов, которые наряду с гладкими звеньями удил, становятся универсальным снаряжением во II тыс. н.э.
Таким образом, все поставленные в работе задачи решены, а цель достигнута. Проведенное исследование открывает новые возможности для оценки всего комплекса снаряжения верхового коня у средневекового населения Лесостепного Алтая.



1. Алехин Ю.П. Енисейские кыргызы на юго-западном Алтае // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: СО АН СССР, 1990. С. 62-75.
2. Алехин Ю.П. Курьинский район: памятники археологии // Памятники истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 58-88.
3. Алехин Ю.П. Некоторые результаты охранных работ 1988 г. в Курьинском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд -во Алт. ун -та, 1997. Вып. VIII. С. 133-136.
4. Алтайский край. Атлас. М.; Барнаул, 1978. Том первый. 222 с.
5. Армарчук Е.А. Конская упряжь из могильников Северо-Восточного Причерноморья Х-Х111 веков. М.: ИА РАН, 2006. 226 с.
6. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука, 1965. 146 с.
7. Горбунов В.В. Погребение сросткинской культуры у с. Хабазино // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы региональной научно-практической конференции. Барнаул: АЗБУКА, 2013. Вып. ХУИ1-Х1Х. С. 98-101.
8. Горбунов В.В., Кирюшин К.Ю. Случайная находка средневекового стремени из Кытмановского района // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г.: Археология, этнография, устная история. Барнаул: АлтГПА, 2011. Вып. 7. С. 57-59.
9. Горбунов В.В., Кирюшин К.Ю. Случайные находки средневековых предметов в Павловском районе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края / Отв. ред. А.А. Тишкин, В.П. Семибратов. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та, 2014. Вып. XX. С. 76-80.
10. Горбунов В.В., Клюкин Г.А. Коллекция железных предметов эпохи средневековья с юго-западных районов Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд -во Алт. ун¬та, 1997. Вып. VIII. С. 184-188.
11. Горбунов В.В., Кондрашов А.В. Аварийные раскопки погребения сросткинской культуры у с. Боровиково // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та, 2005. Вып. XIV. С. 39-44.
12. Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А. Археологическая коллекция Л.Н. Некрасова из фондов МАЭС ТГУ // Материалы и исследования древней, средневековой и новой истории Северной и Центральной Азии: Труды музея археологии и этнографии Томского государственного университета. Томск: ТГУ, 2010. Т. III, вып. 1. С. 65-89.
13. Горбунов В.В., Ситников С.М. Исследование аварийного кургана сросткинской культуры на памятнике Кайгородка^ // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 9-16.
14. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Курганный могильник сросткинской культуры Филин-I - аварийный памятник археологии // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та,
1999. Вып. X. С. 137-141.
15. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Продолжение исследований курганов сросткинской культуры на Приобском плато // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. Том VII. С. 281-287.
16. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Раскопки могильника Сростки-I на Алтае // Археологические открытия 2014 года. М.: Институт археологии РАН, 2016. С. 349-352.
17. Горбунов В.В., Тишкин А.А. Результаты изучения эпонимного памятника Сростки-I на Алтае: возвращение к истокам и новые материалы // Археология Евразийских степей. 2018. № 6. С. 73-80.
18. Горбунов В.В., Фролов Я.В. Крюшино-2 - новый памятник
сросткинской культуры в Барнаульском Приобье // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы региональной научно-практической конференции. Барнаул: АЗБУКА, 2013. Вып. XVIII-XIX. С. 107-116.
19. Грушин С.П. Археология Рудного Алтая: исследование древних и средневековых памятников у горы Тараскина. Барнаул: Изд -во Алт. ун -та, 2014. 118 с.
20. Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 163 с. (МИА. №48).
21. Гуревич Д.Я., Рогалев Г.Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту. М.: Росагропромиздат, 1991. 240 с.
22. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovardalja.net/.
23. Дашковский П.К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та, 2015. 224 с.
24. Егоров Я.В. Новое исследование погребения воина эпохи великого переселения народов на Алтае // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та, 1993. С. 77-80.
25. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси 1Х-Х111 вв. Л.: Наука, 1973. 140 с.
26. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Погребение сросткинской культуры на могильнике Восход-1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. Вып. IX. С. 198-200.
27. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В., Алехин Ю.П. Курган сросткинской культуры могильника Быково-IV // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. Барнаул: Изд -во Барнаульского гос. пед. ун-та, 1999. С. 187-194.
28. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 400 с.
29. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири, X-XIV вв. М.: Наука, 1983. 128 с.
30. Могильников В.А. Кочевники северо -западных предгорий Алтая в IX-XI веках. М.: Наука, 2002. 362 с.
31. Неверов С.В. Погребения могильника Змеевка на Алтае (по материалам раскопок С.М. Сергеева) // Археология и этнография Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1982. С. 100-121.
32. Неверов С.В. История племен сросткинской культуры в VIII-XII вв. н.э. Автореф. дис... канд. ист. наук. М., 1988. 19 с.
33. Неверов С.В. Удила второй половины I-го тыс. н.э. Верхнего Приобья (классификация и типология) // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. Барнаул: Изд -во БГПУ, 1992. С. 141-154.
34. Неверов С.В. Стремена Верхнего Приобья в VII-X вв. // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 1998. С. 129-151.
35. Неверов С.В., Горбунов В.В. Курганный могильник сросткинской культуры Шадринцево-1 // Археология, антропология и этнография Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 163-191.
36. Неверов С.В., Горбунов В.В. Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск: Изд-во Том. ун -та, 2001. С. 176-178.
37. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в УТ-Х веках. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 223 с.
38. Плетнева С.А. Древности черных клобуков. М.: Наука, 1973. 96 с.
39. Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс). М.: Наука, 1989. 288 с.
40. Савинов Д.Г. Сросткинский могильник (раскопки М.Н. Комаровой в 1925 г. и С.М. Сергеева в 1930 г.) // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998. №3. С. 175¬190.
41. Савинов Д.Г., Новиков А.В., Росляков С.Г. Верхнее Приобье на рубеже эпох (басандайская культура). Новосибирск: Изд -во ИАЭТ СО РАН, 2008. 424 с.
42. Телегин А.Н. Раскопки курганной группы Объездное-2 //
Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. Вып. X. С. 143-145.
43. Тишкин А.А. Курганный могильник Белый Камень - новый памятник эпохи средневековья северо-западных предгорий Алтая // Культура народов евразийских степей в древности. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993а. С. 232-247.
44. Тишкин А.А. Аварийные археологические раскопки курганного могильника Щепчиха-1 // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993б. С. 90-99.
45. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Археологические памятники эпохи средневековья в Павловском районе // Павловский район: Очерки истории и культуры. Барнаул-Павловск: Изд-во БГПУ, 2000а. С. 54-63.
46. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Результаты исследования курганов сросткинской культуры на Приобском Плато // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2000б. Том VI. С. 405-410.
47. Тишкин А.А., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002. №9. С. 82-91.
48. Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н. Радиоуглеродное датирование материалов из курганов раннесредневекового памятника Сростки-1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. XXIV. С. 165-173.
49. Тишкин А.А., Дашковский П.К., Горбунов В.В. Курганы эпохи средневековья на территории предгорно-равнинной части Алтайского края // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. Т. X., часть I. С. 410-415.
50. Уманский А.П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск: Наука, 1974. С. 136-149.
51. Уманский А.П., Тишкин А.А., Горбунов В.В. Погребения первой половины II тыс. н.э. на могильнике Ильинка в Алтайском крае // Алтай и
сопредельные территории в эпоху средневековья. Барнаул: Изд -во Алт. ун-та, 2001. С. 146-161.
52. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов: Археологические памятники. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 274 с.
53. Шульга П.И., Горбунов В.В. Стремя раннего типа из Алейской степи // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. С. 99-101.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ