Интернет-продвижение онлайн-школы (на примере онлайн-школы «ХочуХобби»)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические особенности продвижения онлайн-школ на рынке 6
1.1 Организация продвижения деятельности онлайн-школ на рынке образовательных услуг. Инструменты интернет-продвижения для онлайн-школ 6
1.2 Особенности сегментирования аудитории и проведение конкурентного анализа на рынке образовательных услуг 27
Глава II. Проект интернет-продвижения онлайн-школы «ХочуХобби» 43
2.1 Характеристика организации 43
2.2 Исследование целевой аудитории и конкурентный анализ 49
Заключение 109
Список литературы 115
Приложение А 126
Приложение Б 127
Приложение В 130
Приложение Г 136
Приложение Д 137
Приложение Е 145
Приложение Ж 150
Приложение И 153
Приложение К 155
Приложение Л 158
Глава I. Теоретические особенности продвижения онлайн-школ на рынке 6
1.1 Организация продвижения деятельности онлайн-школ на рынке образовательных услуг. Инструменты интернет-продвижения для онлайн-школ 6
1.2 Особенности сегментирования аудитории и проведение конкурентного анализа на рынке образовательных услуг 27
Глава II. Проект интернет-продвижения онлайн-школы «ХочуХобби» 43
2.1 Характеристика организации 43
2.2 Исследование целевой аудитории и конкурентный анализ 49
Заключение 109
Список литературы 115
Приложение А 126
Приложение Б 127
Приложение В 130
Приложение Г 136
Приложение Д 137
Приложение Е 145
Приложение Ж 150
Приложение И 153
Приложение К 155
Приложение Л 158
Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения под воздействием различных факторов внешней среды. Постепенно на смену традиционному образованию в школах и университетах, которое с каждым годом все больше перестает отвечать потребностям обучающихся, не успевая за стремительным развитием интерактивных технологий, приходит дистанционное обучение.
За счет низкого порога вхождения, гибкой системы функционирования и небольших рисков при старте с каждым годом в этот сегмент приходит все больше новых участников [34]. На долю онлайн-образования уже приходится 1,1% (20,7 млрд. руб.) от общего рынка образования в России [32]. А по оценкам «Нетологии-групп», ФРИИ, ВШЭ и их партнеров, основанным на данных исследования Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Высшей школы экономики, ежегодный прирост этого рынка составляет более 20% [33]. Основываясь на этих цифрах, можно предположить, что ближайшие 5-10 лет этот рынок ожидает бурный экспоненциальный рост.
Кроме этого, во всем мире набирает обороты идея обучения длиною в жизнь. Даже пройдя однажды курс по конкретному направлению, человеку, чтобы поддерживать статус специалиста необходимо постоянно учиться, тем самым оставаясь в постоянно обновляющемся потоке информации. Так у онлайн- школ открываются весьма масштабные горизонты для развития.
Однако у рынка онлайн-образования есть и своя специфика: никто не может стать монополистом и занять 90% рынка. Потенциальные клиенты могут воспользоваться продуктами и услугами нескольких онлайн-школ в одной нише, пробуя разные подходы и изучая интересующую их тему с разных сторон. Гибкость рынка и его открытость для новых игроков обуславливает необходимость понимания работы инструментов продвижения для завоевания лидирующего положения на рынке. Вместе с этим несмотря на то, что данная отрасль является очень перспективной, за счет постоянно растущего уровня конкуренции многие компании все чаще терпят неудачи. Одной из причин этого является неспособность выявлять и эффективно использовать потенциал рынка в системе развития и продвижения компании.
Все это в свою очередь, определяет степень научной разработанности проблемы и практической реализации продвижения онлайн-школы в Интернете с учетом особенностей ее деятельности.
Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и апробация теоретических знаний интернет-продвижения онлайн-школ на примере анализа деятельности конкретного объекта, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы интернет-маркетинга данного объекта.
Цель: Разработка проекта интернет-продвижения... онлайн-школы «Хочу- Хобби».
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
1. Изучить такие теоретические аспекты продвижения онлайн-школ, как сущность и основные особенности, способы сегментирования аудитории и проведения конкурентного анализа, а также необходимые инструменты интернет-маркетинга.
2. Дать общую характеристику деятельности организации «ХоччуХобби» на рынке образовательных услуг.
3. Дать характеристику целевой аудитории онлайн-школы «ХочуХобби»
4. Дать оценку конкурентоспособности онлайн-школы «ХочуХобби»
5. Дать оценку эффективности используемых инструментов продвижения онлайн- школы «ХочуХобби»
6. Разработать проект продвижения онлайн-школы «ХочуХобби»
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы вы-ступает система интернет-продвижения онлайн-школы.
Предметом исследования является особенности продвижения онлайн- школы на рынке образовательных услуг.
В выпускной квалификационной работе в основном используются такие методы исследования как традиционный анализ литературы, наблюдение, сравнительный анализ, синтез, проектирование, а также анализ статистических данных.
Объектом эмпирического наблюдения данной работы является ИП Дементьева Екатерина Витальевна с коммерческим обозначением компании - «Хочу- Хобби».
Данная организация является онлайн-школой, занимающейся созданием и продажей авторских курсов, разработанных группой специалистов, по освоению удаленно таких направлений, как дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, шитье игрушек, валяние из шерсти и садоводство. Коммуникация с учениками происходит на специальной платформе для онлайн-обучения - GetCourse, а сам учебный процесс включает в себя в себя теоретическую и практическую части (видеоуроки и практические задания).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из трех разделов. Таким образом, в первом разделе настоящей работы рассмотрены особенности продвижения продуктов и услуг, предоставляемых онлайн-школами, описаны основные способы сегментирования аудитории, выявления потенциальных конкурентов и инструменты интернет-маркетинга для данного вида бизнеса. Второй раздел отведен описанию характеристик объекта наблюдения - онлайн- школы «ХочуХобби», одному из сегментов его целевой аудитории, конкурентов и используемых способов продвижения в Интернете. В третьем разделе представлены проектные предложениях по совершенствованию системы интернет- маркетинга компании.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались труды авторов С.Ж. Артыкбаевой, Э.В. Бардасовой, О.М. Борисовой, О.Ю. Ибрагимовой, Е.В. Гугниной, Е.В. Самсоновой, М.В. Самсоновой, И.А. Денисенко, А.И. Клепининой, А.Л. Коблевой, Т.Ф. Маслова, Е.В. Попова, М.С. Лесниковой и др.
Апробация работы: IX Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!».
За счет низкого порога вхождения, гибкой системы функционирования и небольших рисков при старте с каждым годом в этот сегмент приходит все больше новых участников [34]. На долю онлайн-образования уже приходится 1,1% (20,7 млрд. руб.) от общего рынка образования в России [32]. А по оценкам «Нетологии-групп», ФРИИ, ВШЭ и их партнеров, основанным на данных исследования Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Высшей школы экономики, ежегодный прирост этого рынка составляет более 20% [33]. Основываясь на этих цифрах, можно предположить, что ближайшие 5-10 лет этот рынок ожидает бурный экспоненциальный рост.
Кроме этого, во всем мире набирает обороты идея обучения длиною в жизнь. Даже пройдя однажды курс по конкретному направлению, человеку, чтобы поддерживать статус специалиста необходимо постоянно учиться, тем самым оставаясь в постоянно обновляющемся потоке информации. Так у онлайн- школ открываются весьма масштабные горизонты для развития.
Однако у рынка онлайн-образования есть и своя специфика: никто не может стать монополистом и занять 90% рынка. Потенциальные клиенты могут воспользоваться продуктами и услугами нескольких онлайн-школ в одной нише, пробуя разные подходы и изучая интересующую их тему с разных сторон. Гибкость рынка и его открытость для новых игроков обуславливает необходимость понимания работы инструментов продвижения для завоевания лидирующего положения на рынке. Вместе с этим несмотря на то, что данная отрасль является очень перспективной, за счет постоянно растущего уровня конкуренции многие компании все чаще терпят неудачи. Одной из причин этого является неспособность выявлять и эффективно использовать потенциал рынка в системе развития и продвижения компании.
Все это в свою очередь, определяет степень научной разработанности проблемы и практической реализации продвижения онлайн-школы в Интернете с учетом особенностей ее деятельности.
Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и апробация теоретических знаний интернет-продвижения онлайн-школ на примере анализа деятельности конкретного объекта, а также разработка рекомендаций по совершенствованию системы интернет-маркетинга данного объекта.
Цель: Разработка проекта интернет-продвижения... онлайн-школы «Хочу- Хобби».
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
1. Изучить такие теоретические аспекты продвижения онлайн-школ, как сущность и основные особенности, способы сегментирования аудитории и проведения конкурентного анализа, а также необходимые инструменты интернет-маркетинга.
2. Дать общую характеристику деятельности организации «ХоччуХобби» на рынке образовательных услуг.
3. Дать характеристику целевой аудитории онлайн-школы «ХочуХобби»
4. Дать оценку конкурентоспособности онлайн-школы «ХочуХобби»
5. Дать оценку эффективности используемых инструментов продвижения онлайн- школы «ХочуХобби»
6. Разработать проект продвижения онлайн-школы «ХочуХобби»
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы вы-ступает система интернет-продвижения онлайн-школы.
Предметом исследования является особенности продвижения онлайн- школы на рынке образовательных услуг.
В выпускной квалификационной работе в основном используются такие методы исследования как традиционный анализ литературы, наблюдение, сравнительный анализ, синтез, проектирование, а также анализ статистических данных.
Объектом эмпирического наблюдения данной работы является ИП Дементьева Екатерина Витальевна с коммерческим обозначением компании - «Хочу- Хобби».
Данная организация является онлайн-школой, занимающейся созданием и продажей авторских курсов, разработанных группой специалистов, по освоению удаленно таких направлений, как дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, шитье игрушек, валяние из шерсти и садоводство. Коммуникация с учениками происходит на специальной платформе для онлайн-обучения - GetCourse, а сам учебный процесс включает в себя в себя теоретическую и практическую части (видеоуроки и практические задания).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из трех разделов. Таким образом, в первом разделе настоящей работы рассмотрены особенности продвижения продуктов и услуг, предоставляемых онлайн-школами, описаны основные способы сегментирования аудитории, выявления потенциальных конкурентов и инструменты интернет-маркетинга для данного вида бизнеса. Второй раздел отведен описанию характеристик объекта наблюдения - онлайн- школы «ХочуХобби», одному из сегментов его целевой аудитории, конкурентов и используемых способов продвижения в Интернете. В третьем разделе представлены проектные предложениях по совершенствованию системы интернет- маркетинга компании.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались труды авторов С.Ж. Артыкбаевой, Э.В. Бардасовой, О.М. Борисовой, О.Ю. Ибрагимовой, Е.В. Гугниной, Е.В. Самсоновой, М.В. Самсоновой, И.А. Денисенко, А.И. Клепининой, А.Л. Коблевой, Т.Ф. Маслова, Е.В. Попова, М.С. Лесниковой и др.
Апробация работы: IX Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!».
Объединяя все изученные теоретические положения на практике в рамках данной выпускной квалификационной работы и результаты проведенных анализов целевой аудитории, конкурентов и инструментов интернет-продвижения объекта наблюдения или онлайн-школы «Хочу Хобби», можно сделать следующие выводы.
Онлайн-образование - это перспективное направление бизнеса, которое с каждым годом становится только популярнее. Будучи компаниями, предоставляющими консультационно-образовательные услуги, развитие онлайн-школ можно рассматривать в рамках маркетинга образовательных организаций.
Маркетинг в сфере образования представляет собой систему управления, направленную на регулирование внешних и внутренних процессов работы учебной организации, изучение рынка, а также удовлетворение потребностей клиентов в образовании. Целью маркетинговой деятельности любого образовательного учреждения является предоставление субъектам системы образования качественных образовательных услуг и условий для их реализации.
Маркетинг в образовательной сфере основан на принципах классического маркетинга, однако, имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что для маркетинга учебного заведения действуют законы маркетинга услуг.
Маркетинговая среда онлайн-школы, как образовательной организации, состоит из набора внешних и внутренних сил, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Уровень конкурентоспособности образовательной организации зависит от того, насколько эффективно она сможет приспособиться к изменению этих факторов.
К числу используемых инструментов интернет-продвижения онлайн- школы можно отнести создание веб-сайта, SEO-оптимизацию, SMM- продвижение, контекстную, медийную или таргетированную рекламу и т.д. Однако именно комплексный подход к их использованию является наиболее эффективным способом взаимодействия с потенциальными потребителями.
Объект наблюдения выпускной квалификационной работы, онлайн-школа «ХочуХобби», является примером молодой быстроразвивающейся и перспективной компании, старающейся в своей работе использовать наиболее передовые технологии, а также способы и механизмы продвижения. Основными направлениями деятельности, по которым школа осуществляет обучение являются дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, шитье игрушек, валяние из шерсти и садоводство. Коммуникация с учениками происходит на специальной платформе для онлайн-обучения - GetCourse, а сам учебный процесс включает в себя в себя теоретическую и практическую части (видеоуроки и практические задания).
На примере одного из якорных продуктов компании, а именно, онлайн- курса «Основы дизайна интерьера», был выявлен целевой сегмент аудитории, который в основном представлен замужними женщинами в возрасте 35-45 лет, творческих, желающих развиваться, уделять время любимому занятию и семье, но при этом, не тратя на это слишком много материальных и временных ресурсов.
В ходе конкурентного анализа по поисковым запросам и сравнительному анализу ключевых характеристик удалось выявить основных конкурентов онлайн-курса «Основы дизайна интерьера» онлайн-школы «ХочуХобби», в число которых вошли Hedu, Международная онлайн школа дизайна, Art and shock school, Geometrium - студия дизайна интерьера и компания Графиум. Каждая из этих компаний была выбрана в качестве прямого конкурента исходя из предоставления похожего продукта (программы обучения, подачи информации), его стоимости, предоставляемых гарантий и результатов обучения.
При продвижении курса «Основы дизайна интерьера» основной упор организация делает на SMM-продвижение в таких социальных сетях как Вконтакте и Instagram, а также развивая свою контентную стратегию. Помимо этого, используются посевы в тематических сообществах и таргетированная реклама. Использование остальных инструментов, в частности сайта компании, YouTube канала и сотрудничество с блогерами, развито слабо.
Будучи достаточно небольшой и молодой организацией, данная онлайн-школа имеет среднее положение среди похожих компаний в ситуации растущей конкуренции. Проведенный анализ конкурентов и используемых инструментов интернет-продвижения компании помог выявить основные проблемы и направления совершенствования маркетинговой стратегии компании. Во-первых, отсутствие такого инструмента как email маркетинг не позволяет онлайн-школе «ХочуХобби» выйти на один уровень конкурентоспособности со своими конкурентами. Также без его использования компания теряет дополнительные способы контакта со своими клиентами, необходимые для повышения лояльности пользователей и привлечения их интереса к компании, рекламы и презентации продуктов объекта наблюдения. Во-вторых, компания имеет плохо структурированный и неудобный для пользователей сайт, не способствующий росту объема продаж, сокращению конверсионного пути, ведущего к покупке или оставлению клиентом своих контактных данных. И, в-третьих, в ходе анализа маркетинговой деятельности компании было обнаружено, что несмотря на результаты, такой инструмент интернет-продвижения как работа с блогерами имеет потенциал. Налаживание его работы поможет компании привлечь больше заинтересованных пользователей, часть из которых может стать впоследствии клиентами онлайн- школы «ХочуХобби».
Перспективы развития данной компании напрямую зависят от применения мер по оптимизации старых и внедрения новых инструментов продвижения. Эти изменения помогут не просто вывести компанию на новый уровень конкурентоспособности, но и занять лидирующее положение в своей нише.
С учетом этого было предложено несколько направлений рекомендаций по совершенствованию системы интернет-продвижения компании. В число этих предложений вошла разработка макета посадочной страницы для продвижения онлайн-курса «Основы дизайна интерьера», чтобы на его основе можно было сделать сайт максимально удобным и понятным для восприятия пользователей, а также довести их до совершения целевого действия, применяя интерактивные, блоки, которые дополнительно бы делали акцент на важной информации и способствовали увеличению времени пребывания посетителя на сайте школы, создание на сайте форм обратной связи, онлайн-консультанта, форму подписки на рассылку, изменение структуры главной страницы и страниц с информацией о направлениях обучения, а также другие меры по улучшению юзабилити сайта.
В процессе анализа деятельности объекта наблюдения и его сайта были также сформулированы проектные рекомендации по внедрению некоторых инструментов интернет-рекламы, а именно разработка стратегии email-маркетинга. В рамках данного проектного предложения было осуществлен ряд следующих мероприятий:
- Проведен анализ e-mail стратегии основных конкурентов и определена оптимальная частота рассылки - 1-2 письма в неделю (не считая транзакционной рассылки и серии приветственных сообщений).
- В качестве основных способов сбора информации о подписчиках на сайте были определены такие механизмы, как всплывающие окна с бонусом в виде полезной статьи за подписку после 2 минут пребывания на сайте, статическая форма подписки на странице и формы связи в разных вариантах.
- Осуществлена сегментация базы подписчиков по поведенческим характеристикам на следующие сегменты: подписались, но ещё не выполнили целевое действие, выполнили целевое действие один раз, выполнили целевое действие два раза, выполнили целевое действие три и более раза. При этом для каждого сегмента определено возможное содержание сообщений.
- Описан список тем для контентной массовой рассылки (информация о новых мастер-классах и курсах, акциях, распродажах, спецпредложениях и конкурсах, новостях школы, полезный контент в виде видео, статьей на тему ремонта и болей клиентов).
- В соответствии с многоуровневой лестницей Бена Ханта разработана контентная воронка для рассылки email сообщений на примере такого события как перезапуск курса «Основы дизайна интерьера» с конкретными темами для каждого этапа осведомленности клиента о своих проблемах.
- Разработана схема отправки автоматических писем.
- Проведен сравнительный анализ сервисов email рассылки и выбран наиболее оптимальный вариант в соответствии с поставленными задачами и перспективами развития использования компанией данного инструмента, а именно сервис GetResponse. Также был выбран дополнительный сервис Albato для интеграции платформы, на которой онлайн-школа осуществляет обучение людей (GetCourse), с выбранным сервисом рассылки.
- Рассчитан бюджет на подключение и использование этих сервисов.
Использование данного инструмента необходимо онлайн-школе «ХочуХобби» для повышения уровня лояльности клиентов и поддержания интереса к компании и ее продуктам, увеличения роста продаж и количества повторных обращений, получения обратной связи от клиентов, формирования потребностей у покупателей, сбора заявок, предварительных заказов и контактов, информирования о новостях, акциях и специальных предложениях, персонализации информации и предложений.
Помимо этого, в число рекомендаций по совершенствованию системы маркетинга входило предложение по оптимизации стратегии сотрудничества с блогерами. Так, на основании анализа результатов ранее проведенного компанией тестового размещения рекламы у блогеров была предложена последовательная структура использования данного инструмента интернет-продвижения:
- Определена основная площадка для размещения рекламы - Instagram.
- Установлены критерии выбора блогеров для сотрудничества, на основе которых было решено отдать предпочтение блогам о дизайне, декоре, уюте и семье, выгодных покупках и обзорах элементов интерьера с разных сайтов (например, AliExpress), микроинвлюэнсерам (10К-50К подписчиков) и блогерам средней популярности (50К-500К подписчиков).
- Учитывая полученные результаты о том, что люди более охотно реагируют на рекламу аккаунта, определена основная цель стратегии работы с блогерами - продвижение ее профиля в Instagram, а не самого курса.
- Разработана механика взаимодействия с пользователями через размещение рекламы, которая заключается в раскрытии боли клиента в посте или сторис блогера, упоминании аккаунта онлайн-школы «ХочуХобби» с акцентом на то, что подписчик сможет найти в нем больше решений своей проблемы, размещении промокода с лид-магнитом в виде полезной статьи или чек-листа, получить который можно написав кодовое слово в директ профиля компании. Дальнейшая работа с новыми подписчиками будет осуществляться через контентную воронку, необходимую для доведения пользователей до покупки продуктов компании.
- Произведен отбор блогеров для возможного размещения рекламы на основе установленных критериев.
- Для оптимизации процесса переговоров по размещению рекламы разработано техническое задание, а также примеры постов и сторис.
- Определено количество и формы рекламных размещений на месяц с учетом выделенного бюджета на использование данного инструмента интернет- размещения.
Целью данных предложений является не только оптимизация работы с блогерами в общей системе интернет-маркетинга объекта наблюдения, но и увеличение уровня лояльности людей к компании, а также повышение количества продаж через Instagram. Для более эффективной работы всех предложенных проектных предложений, каждое из них следует внедрять их в работу компании комплексно.
Таким образом, все проектные предложения руководство компании признало как необходимые к исполнению. По оценке онлайн-школы «ХочуХобби» внедрение всех этих рекомендаций позволит увеличить показатель выручки компании на 10%.
Онлайн-образование - это перспективное направление бизнеса, которое с каждым годом становится только популярнее. Будучи компаниями, предоставляющими консультационно-образовательные услуги, развитие онлайн-школ можно рассматривать в рамках маркетинга образовательных организаций.
Маркетинг в сфере образования представляет собой систему управления, направленную на регулирование внешних и внутренних процессов работы учебной организации, изучение рынка, а также удовлетворение потребностей клиентов в образовании. Целью маркетинговой деятельности любого образовательного учреждения является предоставление субъектам системы образования качественных образовательных услуг и условий для их реализации.
Маркетинг в образовательной сфере основан на принципах классического маркетинга, однако, имеет ряд особенностей. Главная из них заключается в том, что для маркетинга учебного заведения действуют законы маркетинга услуг.
Маркетинговая среда онлайн-школы, как образовательной организации, состоит из набора внешних и внутренних сил, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Уровень конкурентоспособности образовательной организации зависит от того, насколько эффективно она сможет приспособиться к изменению этих факторов.
К числу используемых инструментов интернет-продвижения онлайн- школы можно отнести создание веб-сайта, SEO-оптимизацию, SMM- продвижение, контекстную, медийную или таргетированную рекламу и т.д. Однако именно комплексный подход к их использованию является наиболее эффективным способом взаимодействия с потенциальными потребителями.
Объект наблюдения выпускной квалификационной работы, онлайн-школа «ХочуХобби», является примером молодой быстроразвивающейся и перспективной компании, старающейся в своей работе использовать наиболее передовые технологии, а также способы и механизмы продвижения. Основными направлениями деятельности, по которым школа осуществляет обучение являются дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, шитье игрушек, валяние из шерсти и садоводство. Коммуникация с учениками происходит на специальной платформе для онлайн-обучения - GetCourse, а сам учебный процесс включает в себя в себя теоретическую и практическую части (видеоуроки и практические задания).
На примере одного из якорных продуктов компании, а именно, онлайн- курса «Основы дизайна интерьера», был выявлен целевой сегмент аудитории, который в основном представлен замужними женщинами в возрасте 35-45 лет, творческих, желающих развиваться, уделять время любимому занятию и семье, но при этом, не тратя на это слишком много материальных и временных ресурсов.
В ходе конкурентного анализа по поисковым запросам и сравнительному анализу ключевых характеристик удалось выявить основных конкурентов онлайн-курса «Основы дизайна интерьера» онлайн-школы «ХочуХобби», в число которых вошли Hedu, Международная онлайн школа дизайна, Art and shock school, Geometrium - студия дизайна интерьера и компания Графиум. Каждая из этих компаний была выбрана в качестве прямого конкурента исходя из предоставления похожего продукта (программы обучения, подачи информации), его стоимости, предоставляемых гарантий и результатов обучения.
При продвижении курса «Основы дизайна интерьера» основной упор организация делает на SMM-продвижение в таких социальных сетях как Вконтакте и Instagram, а также развивая свою контентную стратегию. Помимо этого, используются посевы в тематических сообществах и таргетированная реклама. Использование остальных инструментов, в частности сайта компании, YouTube канала и сотрудничество с блогерами, развито слабо.
Будучи достаточно небольшой и молодой организацией, данная онлайн-школа имеет среднее положение среди похожих компаний в ситуации растущей конкуренции. Проведенный анализ конкурентов и используемых инструментов интернет-продвижения компании помог выявить основные проблемы и направления совершенствования маркетинговой стратегии компании. Во-первых, отсутствие такого инструмента как email маркетинг не позволяет онлайн-школе «ХочуХобби» выйти на один уровень конкурентоспособности со своими конкурентами. Также без его использования компания теряет дополнительные способы контакта со своими клиентами, необходимые для повышения лояльности пользователей и привлечения их интереса к компании, рекламы и презентации продуктов объекта наблюдения. Во-вторых, компания имеет плохо структурированный и неудобный для пользователей сайт, не способствующий росту объема продаж, сокращению конверсионного пути, ведущего к покупке или оставлению клиентом своих контактных данных. И, в-третьих, в ходе анализа маркетинговой деятельности компании было обнаружено, что несмотря на результаты, такой инструмент интернет-продвижения как работа с блогерами имеет потенциал. Налаживание его работы поможет компании привлечь больше заинтересованных пользователей, часть из которых может стать впоследствии клиентами онлайн- школы «ХочуХобби».
Перспективы развития данной компании напрямую зависят от применения мер по оптимизации старых и внедрения новых инструментов продвижения. Эти изменения помогут не просто вывести компанию на новый уровень конкурентоспособности, но и занять лидирующее положение в своей нише.
С учетом этого было предложено несколько направлений рекомендаций по совершенствованию системы интернет-продвижения компании. В число этих предложений вошла разработка макета посадочной страницы для продвижения онлайн-курса «Основы дизайна интерьера», чтобы на его основе можно было сделать сайт максимально удобным и понятным для восприятия пользователей, а также довести их до совершения целевого действия, применяя интерактивные, блоки, которые дополнительно бы делали акцент на важной информации и способствовали увеличению времени пребывания посетителя на сайте школы, создание на сайте форм обратной связи, онлайн-консультанта, форму подписки на рассылку, изменение структуры главной страницы и страниц с информацией о направлениях обучения, а также другие меры по улучшению юзабилити сайта.
В процессе анализа деятельности объекта наблюдения и его сайта были также сформулированы проектные рекомендации по внедрению некоторых инструментов интернет-рекламы, а именно разработка стратегии email-маркетинга. В рамках данного проектного предложения было осуществлен ряд следующих мероприятий:
- Проведен анализ e-mail стратегии основных конкурентов и определена оптимальная частота рассылки - 1-2 письма в неделю (не считая транзакционной рассылки и серии приветственных сообщений).
- В качестве основных способов сбора информации о подписчиках на сайте были определены такие механизмы, как всплывающие окна с бонусом в виде полезной статьи за подписку после 2 минут пребывания на сайте, статическая форма подписки на странице и формы связи в разных вариантах.
- Осуществлена сегментация базы подписчиков по поведенческим характеристикам на следующие сегменты: подписались, но ещё не выполнили целевое действие, выполнили целевое действие один раз, выполнили целевое действие два раза, выполнили целевое действие три и более раза. При этом для каждого сегмента определено возможное содержание сообщений.
- Описан список тем для контентной массовой рассылки (информация о новых мастер-классах и курсах, акциях, распродажах, спецпредложениях и конкурсах, новостях школы, полезный контент в виде видео, статьей на тему ремонта и болей клиентов).
- В соответствии с многоуровневой лестницей Бена Ханта разработана контентная воронка для рассылки email сообщений на примере такого события как перезапуск курса «Основы дизайна интерьера» с конкретными темами для каждого этапа осведомленности клиента о своих проблемах.
- Разработана схема отправки автоматических писем.
- Проведен сравнительный анализ сервисов email рассылки и выбран наиболее оптимальный вариант в соответствии с поставленными задачами и перспективами развития использования компанией данного инструмента, а именно сервис GetResponse. Также был выбран дополнительный сервис Albato для интеграции платформы, на которой онлайн-школа осуществляет обучение людей (GetCourse), с выбранным сервисом рассылки.
- Рассчитан бюджет на подключение и использование этих сервисов.
Использование данного инструмента необходимо онлайн-школе «ХочуХобби» для повышения уровня лояльности клиентов и поддержания интереса к компании и ее продуктам, увеличения роста продаж и количества повторных обращений, получения обратной связи от клиентов, формирования потребностей у покупателей, сбора заявок, предварительных заказов и контактов, информирования о новостях, акциях и специальных предложениях, персонализации информации и предложений.
Помимо этого, в число рекомендаций по совершенствованию системы маркетинга входило предложение по оптимизации стратегии сотрудничества с блогерами. Так, на основании анализа результатов ранее проведенного компанией тестового размещения рекламы у блогеров была предложена последовательная структура использования данного инструмента интернет-продвижения:
- Определена основная площадка для размещения рекламы - Instagram.
- Установлены критерии выбора блогеров для сотрудничества, на основе которых было решено отдать предпочтение блогам о дизайне, декоре, уюте и семье, выгодных покупках и обзорах элементов интерьера с разных сайтов (например, AliExpress), микроинвлюэнсерам (10К-50К подписчиков) и блогерам средней популярности (50К-500К подписчиков).
- Учитывая полученные результаты о том, что люди более охотно реагируют на рекламу аккаунта, определена основная цель стратегии работы с блогерами - продвижение ее профиля в Instagram, а не самого курса.
- Разработана механика взаимодействия с пользователями через размещение рекламы, которая заключается в раскрытии боли клиента в посте или сторис блогера, упоминании аккаунта онлайн-школы «ХочуХобби» с акцентом на то, что подписчик сможет найти в нем больше решений своей проблемы, размещении промокода с лид-магнитом в виде полезной статьи или чек-листа, получить который можно написав кодовое слово в директ профиля компании. Дальнейшая работа с новыми подписчиками будет осуществляться через контентную воронку, необходимую для доведения пользователей до покупки продуктов компании.
- Произведен отбор блогеров для возможного размещения рекламы на основе установленных критериев.
- Для оптимизации процесса переговоров по размещению рекламы разработано техническое задание, а также примеры постов и сторис.
- Определено количество и формы рекламных размещений на месяц с учетом выделенного бюджета на использование данного инструмента интернет- размещения.
Целью данных предложений является не только оптимизация работы с блогерами в общей системе интернет-маркетинга объекта наблюдения, но и увеличение уровня лояльности людей к компании, а также повышение количества продаж через Instagram. Для более эффективной работы всех предложенных проектных предложений, каждое из них следует внедрять их в работу компании комплексно.
Таким образом, все проектные предложения руководство компании признало как необходимые к исполнению. По оценке онлайн-школы «ХочуХобби» внедрение всех этих рекомендаций позволит увеличить показатель выручки компании на 10%.



