Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОММУНИКАЦИИ (19.00.05)

Работа №4288

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы201стр.
Год сдачи2000
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1016
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ 9
§ 1. Личность и коммуникация в социально-психологическом знании 9
§ 2. Типологический подход к исследованию личностных особенностей в
коммуникации 28
§ 3. Диагностика личностных особенностей в коммуникации. Метод ситуативно-поведенческого тестирования 58
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ^ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНЫХ
СИТУАЦИЯХ 99
§ 1. Программа эмпирического исследования 99
§ 2. Типологизация в процессе оценки особенностей личности в
коммуникативных ситуациях 103
§ 3. Анализ поведенческих упражнений, используемых в ситуативно¬поведенческом тестировании 115
§ 4. Экспликация критериев оценки личностных особенностей в
коммуникативных ситуациях 129
§ 5. Обсуждение результатов 147
§ 6. Выводы 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 161
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
2



На современном этапе развития общества чрезвычайное значение приобретают процессы обмена информацией, которые имеют не только социальные, но и психологические последствия. Большое внимание уделяется роли личности в общении, взаимодействии с другими людьми, группами людей. Люди по-разному ведут себя в коммуникативном процессе, по-разному анализируют и используют информацию. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей личности в процессе коммуникации. Под коммуникацией в данном случае понимается различного рода социальное взаимодействие, сопровождающееся описанием и передачей информации. С точки зрения используемого нами социально-психологического подхода наибольший интерес представляет исследование проявлений личностных особенностей в коммуникативных ситуациях, а также изучение коммуникативных возможностей личности.
Проблемное поле диссертационного исследования было задано попытками ответить на ряд вопросов: насколько отчетливо проявляются особенности личности в коммуникативных актах? Можно ли по поведению личности в коммуникации судить об ее особенностях? Поддаются ли определению и оценке данные особенности поведения в коммуникации? Ответы на эти вопросы могут служить оптимизации обмена и обработки информации, эффективному взаимодействию между людьми. Это представляется актуальным в любых социальных сферах и отдельных социальных контактах.
В различных отраслях психологии накоплен значительный теоретический и практический опыт по проблеме личностных особенностей и коммуникации. В социальной психологии также сложились свои традиции исследования личности и коммуникации. Однако, работ, соединяющих в себе эти два понятия крайне мало, особенно касающихся влияния личностных особенностей на поведение в коммуникации. Парадокс разрабатываемой
з

проблемы заключается в том, что при большой теоретической и практической значимости этого вопроса в литературе можно зафиксировать небольшое количество работ по данной теме. В основном это узко прикладные исследования, принадлежащие зарубежным авторам. Они носят разрозненный характер, не дают возможности обобщить результаты, дать целостную картину, не всегда имеют весомое теоретическое основание.
Таким образом, наблюдается дефицит теоретически осмысленных данных, дающих возможность исследовать поведение личности в коммуникативном процессе. Одним из путей изучения этой проблемы является анализ личностных особенностей и их проявлений в коммуникативных ситуациях.
С развитием практики социального обучения, социально¬психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности особенно возрос интерес к анализу особенностей и возможностей личности, описанию возможных вариантов ее поведения. Это обусловлено тем, что на практике часто необходимо за короткое время надежно оценить особенности человека, его потенциал. В этой связи исследование проявления личностных особенностей в коммуникации представляется актуальным в практическом плане, так как может быть использовано для разработки научно обоснованных методик оценки.
Предмет исследования.
Предметом данного исследования служили личностные особенности, проявляющиеся в коммуникативных ситуациях.

Объект исследования.
Объектом исследования выступили реальные и экспериментальные группы, участвующие в решении коммуникативных задач, в которых оценивались особенности личности. Исследование производилось в разных организациях и учебных институтах. Всего в исследовании приняло участие 265 человек, из них 175 человек участвовали в поведенческом тестировании, а 90 - выступали в качестве экспертов-наблюдателей. Возраст участников от 22 до 45 лет.
Цель.
Целью работы являлось изучение влияния личностных особенностей на поведение в коммуникации ситуациях.
Задачи.
1. Рассмотреть проблему личностных особенностей и коммуникации через призму теоретических и эмпирических знаний, а также междисциплинарных знаний, по данной теме.
2. Рассмотреть типологический подход как способ изучения личностных особенностей.
3. Описать различные методы оценки личностных особенностей в коммуникации, рассмотреть метод ситуативно-поведенческого тестирования как возможный комплексный метод оценки особенностей личности.
4. Оценить проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях в ходе проведения поведенческих упражнений.
5. Провести сравнительный анализ поведенческих упражнений с помощью экспертных оценок для выявления специфики проявления личностных особенностей в каждом упражнении.
6. Разработать критерии оценки личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.
5

Гипотезы исследования.
1. Для каждого типа личности можно выделить наиболее характерные поведенческие реакции, проявляющиеся в широком диапазоне коммуникативных ситуаций.
2. Разные коммуникативные ситуации в разной степени способствуют проявлению типологических особенностей личности.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Личностные особенности проявляются в коммуникативной ситуации: частотой использования тех или иных поведенческих реакций, содержательным наполнением коммуникативных актов и стилем их исполнения.
2. В разных коммуникативных ситуациях одни и те же личностные особенности проявляются с разной степенью определенности.
3. Для отдельных коммуникативных ситуаций существует набор признаков, достаточный для эффективной оценки личностных особенностей.
4. Специально выстроенная схема, которая включает в себя подбор упражнений и критериев оценки, позволяет наблюдателям давать более точные оценки проявлений личностных особенностей в коммуникации.
5. Метод ситуативно-поведенческого тестирования является достаточно точным, адекватным и надежным способом оценки личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что понятия «личностные особенности» и «коммуникация» рассматриваются как на теоретическом так и на операциональном уровне. Продуктивность и значимость данного исследования заключается в объединении знаний, накопленных при раздельном изучении категорий личностных особенностей и коммуникации. Впервые рассмотрены специфика коммуникации с точки зрения особенностей личности, участвующей в коммуникативном процессе и личностные особенности через призму коммуникативных проявлений. Проблема оценки личностных особенностей по ее коммуникативным проявлениям рассматривается на теоретическом и эмпирическом уровне.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что, обогащая научные представления о социально-психологических свойствах личности, данная работа вносит вклад в понимание сущности и особенностей коммуникативного процесса. В частности определено влияние особенностей личности на коммуникацию, соответствие коммуникативных действий личности ее типологическим особенностям. Выявлены поведенческие критерии, по которым можно оценивать личностные особенности в коммуникации, предложены методы, с помощью которых можно производить такую оценку. Таким образом, теоретическая значимость диссертационного исследования видится в обогащении представлений о личностных особенностях, об их проявлениях в коммуникации.
В диссертационном исследовании предлагается новый метод определения личностных особенностей в коммуникативных ситуациях. Ситуативно-поведенческое тестирование рассматривается как один из возможных обоснованных и надежных способов выявления личностных особенностей, проявляющихся в коммуникации. Описан метод ситуативно- поведенческого тестирования, его особенности, основные принципы, цели,
7

этапы проведения, методы сбора и обработки информации. Все этот вносит вклад в изучение личности в коммуникативном процессе и описание диагностических методов оценки особенностей личности, проявляющихся в коммуникативных ситуациях.
Обозначенные здесь аспекты впервые изложены в диссертации в систематизированном виде и проверены в эмпирическом исследовании.
Практическая значимость исследования.
На основе полученных результатов можно сформулировать ряд рекомендаций, касающихся особенностей поведения людей в коммуникативном процессе. Полученные данные играют большую роль в организации коммуникаций и обратной связи в общении, в коррекции действий, осуществляемых вследствие коммуникаций. Методический аппарат исследования может быть использован для отработки процедуры диагностики личностных особенностей в коммуникации, создания интегрированной системы оценки личности по коммуникативным проявлениям.
Знания об особенностях личности в коммуникации могут быть использованы в различных практических целях: аттестации персонала, планировании карьеры отдельных сотрудников, индивидуальных консультациях, подготовке к тренинговым занятиям, и т.д.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В тексте диссертации содержится 19 таблиц, 2 схемы и 7 рисунков. Список литературы состоит из 198 источников, среди них 76 иностранных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы рассмотрели проблему проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях через призму существующего на сегодняшний день теоретического и эмпирического материала, а также с помощью проведенного нами эмпирического исследования, которое помогло нам получить положительные ответы на следующие вопросы, представляющие значительный интерес для решения проблемы личности и коммуникации:
- проявляются ли типологические особенности личности в специально созданных коммуникативных ситуациях,
- существуют ли различия в поведенческих реакциях в коммуникации людей с разными типологическими особенностями,
- может ли метод ситуативно-поведенческого тестирования являться адекватным способом оценки особенностей личности в коммуникативных ситуациях,
- существуют ли характерные, типичные признаки, по которым наблюдатели могут определить тот или иной типологический параметр.
В ходе теоретического анализа данной проблемы были рассмотрены возможные подходы к изучению личности и личностных особенностей в социальной психологии, специфике коммуникативного процесса, а также проблеме поведения личности в коммуникации. В связи с тем, что под личностными особенностями в данной работе понимались типологические различия между людьми, отдельно рассматривался типологический подход к пониманию этих различий, его отличия от других подходов и возможности прикладного исследования. В проведенном исследовании была использована типология личности К. Юнга, а также ее более современный вариант - типологии И. Майерс и К. Бригс. Особый интерес в нашем исследовании уделялся тому, как выделенные в данных теориях типологические параметры проявляются в коммуникативных ситуациях. Использование методики MBTI (Myers Briggs Type Indicator) представляется переспективным, потому, что она
157

достаточно проста и обладает разнообразным инструментарием. Эта методика оказалась подходящей для использования в нашем исследовании, поскольку в нее заложены наиболее общие характеристики личности, связанные со способами взаимодействия с окружающей действительностью. Однако, необходимо отметь, что методика нуждается в постоянной работе, направленной на выделение дополнительной эмпирической информации. Она проста в практическом применении, тем не менее это упрощение типологической модели К. Юнга накладывает ряд ограничений на полученные результаты. Например, тот факт, что типологические параметры Восприимчивость-Оценивание (Р/J), выделенные впервые в данной методике, не проявляются таким же образом, как другие психологические функции, заставляет обратиться к основам - модели К. Юнга, который не выделял отдельно этих параметров. Поэтому, используя данную типологическую теорию надо тщательно подходить к ее эмпирической проверке, пример, которой был проведен в нашей работе.
В теоретической части были рассмотрены также известные на сегодняшний день методы диагностики личностных особенностей в коммуникативных ситуациях. Отдельно было выделено и рассмотрено понятие ситуативно-поведенческого тестирования. Описание процедуры, основных принципов проведения ситуативно-поведенческого тестирования, а также основных упражнений вносит вклад в имеющиеся представления о методах оценки личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.
Результаты нескольких этапов проведенного нами эмпирического исследования показали, что типологические особенности личности проявляются в коммуникативных ситуациях, их можно определить и предсказать типичное поведение каждого участника в других аналогичных коммуникативных ситуациях. В ходе проведенного эмпирического исследования было отработана определенная схема оценки типологических особенностей личности в коммуникативных ситуациях. Так, метод ситуативно¬

поведенческого тестирования оказался адекватным и надежным в определении личностных особенностей. Показано, что его проведение в свою очередь завит от правильно подобранных упражнений. В ходе исследования были проведены поведенческие упражнения, представляющие собой разного вида коммуникативные ситуации. В работе установлено, что рассмотренные три упражнения направлены на выделение разных типологических параметров личности. Поэтому в зависимости от задач исследования необходимо правильно подбирать упражнения. Для наиболее надежной оценки личностных особенностей лучше применять упражнения в комплексе, так как рассмотренные упражнения взаимодополняют друг друга в выявлении типологических особенностей, проявляющихся в коммуникативных ситуациях.
Примененные в работе методы анализа упражнений можно в дальнейшем использовать для подбора новых упражнений, для оценки их возможности в определении типологических особенностей участников тестирования и создания эффективной процедуры оценки личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.
Еще одним аспектом проведенного исследования была работа с наблюдателями, анализ их оценок в роли экспертов. Большое значение в исследование уделялось выделению наблюдателями-экспертами критериев по которым они определяют типологические особенности личности. В ходе работы выяснилось, что не в каждом упражнении наблюдатели могут оценит те или иные параметры, то есть типологические особенности по-разному проявляются в коммуникативных ситуациях. В результате проведенного исследования был составлен список критериев, по которым наблюдатели могут оценивать тип личности в независимости от упражнений. Они представляют собой вербальные и невербальные паттерны поведения для каждого типологического параметра. Используя их можно также повысить эффективность и точность определения личностных особенностей в имеющихся коммуникативных ситуациях и новых упражнениях.
159

Полученные данные могут быть успешно использованы в практической работе психолога; могут применяться для различных практических целей, например, аттестации персонала, командообразовании, планировании карьеры, составлению личностного профиля и др. Данные полученные о типологических особенностях личности могут использоваться также для различного рода рекомендаций, как личностных , так и профессиональных.
Методический аппарат, использованный в исследовании можно рекомендовать для дальнейшей экспериментальной разработки проблематики проявления особенностей личности в коммуникации и создания еще более эффективной и полной процедуры оценки особенностей личности в коммуникативных ситуациях.




1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности / Психологический журнал. Том 6 № 5 1985.
3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. / Психологический журнал, 1983, т. 4, №1.
4. Августинавичуте А. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1992.
5. Аверин А. Психология личности. Учебное пособие. Спб., 1999.
6. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М, 1986.
7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. М., 1996.
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды т. 2, стр. 21, М., 1980.
9. Андреева Г. М. Социальная психология, «Наука», 1994.
10. Анцыферева Л. Н. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия. / Психологический журнал. 1993, №2.
11. Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? / Иностранная психология. Том 1, №2, 1993.
12. Айламазьян А. М., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании / Вопросы психологии, 1983, №2.
13. Базаров Т. Ю. Описание технологии центра оценки / Вестник государственной службы. 1994. № 7.
14. Базаров Т. Ю., Беков.Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.
15. Беспамятнова Г. Н. О понятии «Коммуникативной личности». Воронеж,
1994.
16. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., Статистика, 1980.

17. Битуев В. П. Личность и общение. Иркутск, 1984.
18. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. ЛГУ, 1987.
19. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.
20. Богомолова Н. А. Об исследовании восприятия коммуникатора / Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1978.
21. Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.
22. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
23. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
24. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
25. Брудный А. А. О проблеме коммуникации. / Методологические проблемы социальной психологии. М., «Наука», 1975.
26. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
27. Бурчак Э. А. Психологические особенности экстраверсии, интроверсии. М., 1996.
28. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М, 1998.
29. Воронин А. Н., Габриелян Н. А. Социально-психологический тренинг как метод исследования личностных особенностей./ Психологическое обозрение, №2(3), 1996.
30. Гайдамак В. И. Социально-психологическое понимание коммуникации. М.,
1994.
31. Гинзбург Я. С., Коряк Н. И. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. М., 1996.
32. Дерябо С., Левин В.. Гроссмейстер общения. М., «Смысл», 1996.
33. Десслер Гари. Управление персоналом. М., "Бином", 1997.
34. Емельянов Е. Н., Поварницина С. Е. Психологические типы и формирование команды. / Директор школы, №1, 1995.

35. Емельянов Е. Н., Поварницина С. Е. Когда в фирме одни «организаторы». Психологические типы и формирование команд./Alter Ego, 1993, №1.
36. Емельянов Ю. Н.. Активное социально-психологическое обучение. ЛГУ,
1985.
37. Жуков Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Общение и оптимизация совместной деятельности. Изд-во МГУ, 1987 (срт.64-74).
38. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1990.
39. Жуков Ю. М., Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, «Эниом», 1991.
40. Захарова Н. В., Кундин А. В. Психологические типы в поле политики./ «Российский монитор», №1,1992.
41. Зеленский В. Аналитическая психология К. Юнга. Методическое пособие. Спб., 1991.
42. Зиверт Хорстю.Тестирование личности. М., «Инфра-М», 1998.
43. Иванов П. Н. Влияние некоторых индивидуальных особенностей на процесс общения. Автореф. кан. дис. М., 1985.
44. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. / Вопросы психологии, №1, 1996.
<^Л5) Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988.
46. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. дисс. Л., 1981.
47. Кидрон А. Психология общения. Таллин, "Валгус", 1986.
48. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей. М., «Персей», 1995.
49. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., «Персей», 1995.
50. Кречмер Э.. Строение тела и характера. М., 1995.
51. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., «Смысл», 1999.
163

52. Крупнов А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.
53. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону, 1986.
54. Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987.
55. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг. 1924.
56. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
57. Леонтьев А. А. Психология общения. М., Смысл, 1997.
58. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации. Автореф. к.п.н. М., МГУ, 1989.
59. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., «Смысл», 1999.
60. Либин А. В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека. М., 1993.
61. Литвак Б. Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М., «Радио и связь», 1992.
62. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Проблема общения в психологии. М., 1981.
63. Лосский Н. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. Спб, 1903.
64. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
65. Майер Р., Бос Дж. Подход к анализу научной дискуссии. / Иностранная Психология. Том 1,№2,1993.
66. Матвеева Л. В. Коммуникативный акт в условиях опосредования. / Вестник МГУ, 1996, №4.
67. Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в теллекоммуникации. М., 1991.
68. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Молчанова Ю. В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих. / Вопросы психологии. 1999, №2,
164

69. Майерс Д. Социальная психология. Спб, 1996. С-
70. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., «Просвещение», 1985.
71. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М., 1996.
72. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,
1986.
73. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Под ред. Журавлева А. Л., Журавлевой Е. В., М., 1995.
74. Методы социальной психологии. Л., 1977.
75. Моргунов Е. Б. Личность и организация. М., «Тривола», 1996.
76. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений / Проблемы общественной психологии. М., 1965
77. Ньюстром Дж., Сканелл Эд. Деловые игры и современный бизнес. М., "Бином”, 1997.
78. Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. Спб., 1994.
79. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. / Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1980.
80. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения / Психологический журнал. Том 8, № 4,1987.
81. Парыгин Б. Д.. Социальная психология. Спб., 1999.
82. Петрова Е. Психологические типы К. Юнга. Спб, 1997.
83. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., МГУ, 1989.
84. Петровская Л. А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы / Общение и оптимизация совместной деятельности. Изд-во МГУ, 1987.
85. Петровский А. В. Быть личностью. М., Педагогика, 1990.
86. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.
165

87. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии / Вопросы психологии. № 2, 1981.
88. Платонов К. К. Структура и развитие личности. Москва, «Наука», 1986.
89. Платонов К. К. Социально-психологическое понимание личности./ Методологические проблемы социальной психологии. М., «Наука», 1975.
90. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. В. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности. / Психологические исследования общения. М., Наука, 1985.
91. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., "Интерпракс",
1995.
92. Психология и психоанализ характера./ под ред Райгородского Д. Я., Самара, «Бахрах», 1997.
93. Растянников П. В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения./ Введение в практическую социальную психологию. М., «Наука», 1994.
94. Рейнвальд Н. И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков, 1974
95. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
96. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Изд-во «Прогресс», М., 1988.
97. Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. Р.на Д., 1984.
98. Смирнов Е. Н. Игра как диагностический метод. М., 1995.
99. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., «Фолиум», 1998.
100. Социальная психология личности./ под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М., «Наука», 1979.
101. Социальная психология личности в вопросах и ответах./ под ред. Лабунской В. А. М., «Гардарики», 1999.

102. Стиль человека: психологический анализ. / Под ред Либина А. В. М., Смысл, 1998.
103. Столяренко Л. Д., Корешкова Н. В. Психология личности и типология поведения. М.: "Пегас", 1994.
104. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента среди других теорий темперамента. / Иностранная психология. Том 1, №2, 1993.
105. Сэмьюэлз Э., Б. Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М.,: "ЭСИ", 1994.
106. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962.
107. Трусов В. П. Современные психологические теории личности. М., 1990.
108. Хараш А. У. Личность в общении / Общение и оптимизация совместной деятельности. Изд-во МГУ, 1987 (стр. 30-42).
109. Хараш А. У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореф. дис. кан. псих. наук. М., 1983.
110. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997.
111. Шарп Д. Типы личности. Юнговская модель типологии. Воронеж, НПО «Модэк», 1994.
112. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
113. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Прблемы, методология и теория. М.: «Наука», 1985.
114. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М., «Наука», 1979.
115. Шорохова Е. В. Социально-психологическое понимание личности. Методологические проблемы социальной психологии. М., «Наука», 1975.
116. Шорохова Е. В. (ред.) Психология личности и образ жизни. М., 1987.
117. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992.

118. Юнг К. Психологические типы. М., «Прогресс-Универс», 1995.
119. Юнг К. Тэвистокские лекции. Киев, «Синто», 1995.
120. Юнг К. Человек и его символы. М., «Серебряные нити», 1998.
121. Ядов В. А.. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
122. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973
123. A handbook of communication skills./ Ed. by Hargie Owen. London, Routledge, 1993.
124. Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. N. Y., 1961.
125. Argyle M. The psychology of interpersonal behavior. London, 1973.
126. Argyle M. The social psychology of work. London, Penguin books, 1990.
127. Argyle М., Fumham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
128. Argyle M. Bodily communication. New York, 1977.
129. Bales R. F. Interaction Process Analysis, Chicago, 1976.
130. Bales R. F., Cohen S.P., Williamson S. A. A system for the multiple level observation of groups. N.Y., 1979.
131. Barbara Scammell. Commucation Skills. London, 1990.
132. Benfari Robert, Knox J. Understanding your management style: beyond the MBTI. Lexington books, 1991.
133. Bradway K. Jung’s psychological types / Journal of analytical psychology. 1964. Vol. 9. pp. 129-135.
134. Bray D.V., Grant D.l. The assessment centers in measurement of potential for business management./ Psychological monographs, 80, №625,1966.
135. Bridges W. The character of organizations. Using jungian type in organizational development. Palo Alto, «СРР», 1997.
136. Brock Susan. Using type in selling. Palo Alto, «СРР», 1997.
137. Bryman Alan. Research methods and organization studies. London, Routledge,

138. Bunge M. A systematic concept of society / Theory and Decition, 1979, Vol.10, №1.
139. Cattel R. B., Warburton F. W. Objective Personality and Motivation test. London, 1967.
140. Charles Woodruffe. Assessment centres. Indentifying and developing competence. London, IPM House, 1993.
141. Cohen B.M., Moses J. L., Buham W. C. The validity of assessment centers, PA, 1977
142. Dempey М., Tihista R. Dear job stressed. Palo Alto, «СРР», 1997.
143. Di Tiberio J, Jensen G. H. Writing and Personality. Palo Alto, «СРР», 1997.
144. Evans D. W. People and communication. London, 1989.
145. Eysenck H. J. The structure of human personality. London, Methuen, 1960.
146. Fitzerald C., Kirby L. Developing leaders. Reseach and applications in psychological type and leadership development. Palo Alto, «СРР», 1998.
147. Fordham F. An introduction to Jungs psychology. London, «Pingvin”, 1986.
148. Guilford J. P. Personality. N. Y., 1959.
149. Hammer A. Introduction to type and careeres. Palo Alto, «СРР», 1995.
150. Hammer A. MBTI applications: a dacade of research on the Myers-Briggs Type Indicator. Palo Alto, «СРР», 1998.
151. Harre Rom. Personal being. Cambridge, 1984.
152. Harre Rom. Social being. Cambridge, 1984.
153. Hartley Peter. Inerpersonal communication. London, Padstow, 1993.
154. Hirsh K.S. MBTI team building program. Palo Alto, «СРР», 1997.
155. Hirsh K.S. Using the Myers-Briggs Type Indicator in organizations. Palo Alto, «СРР», 1997.
156. Hirsh K.S., Kise J. A. Work it out. Clues for solving people problems at work. Palo Alto, «СРР», 1998.
157. Hirsh K.S, Kummerow J. Introduction to type in organizations. CPP, California, 1990.

158. Holland J. L. The self-directed search, professional manual, FL, 1985.
159. Huck J. R. Assessment centers: a review of the external and internal validities./ Personal Psychology, 26, p. 191-212, 1973.
160. Huszczo G. E. Tools for team excellence. Palo Alto, «СРР», 1997.
161.1sachsen O. Four styles to business success. Palo Alto, «СРР», 1997.
162. Jacobi J. The psychology of C. Jung. Yale University Press, 1962.
163. Jensen A. R. Personality / Annual review of psychology,9,1958.
164. John Adair. Effective communication. London, Pan books, 1997.
165. Kagan J. Temperament in human nature. N. Y., 1994.
166. Keil E. C. Assessement centers: a guide for human resource management, Addison-Wesley, Reading, MA, 1981.
167. Keisey David, Marilyn Bates. Please understand me. Character and temperament types. CA, Gnosology books, 1984.
168. Kummerow J. M. Talking in type. Center for applications of psychological type, 1985
169. Kummerow J. М., Hammer A. L. Strong and MBTI career development workbook. Palo Alto, «СРР», 1997.
170. Lawrence J. People types and tiger stripes: a practical guide to earning styles. CAPT, 1989.
171. Lewis R., Lowe P. Individual exellence. Improving personal effectiveness at work. London, Kogan Page, 1996.
172. Lindlof T. R. Qualitative communication research methods. Sage publications,
1995.
173. Mackenzie Davey. How to be a good judge of character. Methods of assessing ability and personality. London, Kogan page, 1989.
174. Me Crae R., Costa P. Trait expanations in personality psychology / Europin Journal of Personality, 1995, №4.
175. Miller A. Toward a theory of personal types / Canadian Psychology, 29, 1988.
176. Mischel W. Personality and assessement. N.Y., 1968
170

177. Myers I. Manual: The Myers-Briggs Type Indicator. Palo Alto, 1962.
178. Myers I., Kirby L. K. Introduction to type. Palo Alto, «СРР», 1995.
179. Myers I., Kirby L., Briggs K. Introduction to type. Palo Alto, «СРР», 1997.
180. Nicholls С. E., Lane H. W., DiStefano J. J. Personality and performance: Linking the Myers-Briggs Type Indicator, gender and grades in a business school. London, Western business school, 1996.
181. Oates David, Shackleton Viv. Perfect Recruitment. London, Arrow business books, 1994.
182. Parry J. The Psychology of Communication. N. Y. 1967.
183. Personality / Ed. by Harre Rom. Oxford, Pitman Press, 1989.
184. Harvey, W. Murry. Scoring the Myers-Briggs Type Indicator: empirical comparison of preference score versus latent-trait methods. / Journal of personality assessement, 1994, 62(10), pp. 116-129.
185. Sarason I. G. Personality / Annual Review of psychology, 22,1971.
186. Sheldon W. H. The varieties of temperament: the psychology of constitutional differences. N.Y., 1942.
187. Steven A. Girelli, Jayne E. Stake. Bipolarity in Jungian type theory and Myers- Briggs Type Indicator. / Journal of personality assessement, 1993, 60(2), pp. 290- 301.
188. Stevens Anthony. On Jung. London, Penguin Books, 1990.
189. Storr Anthony. Jung. London, Collins, 1973.
190. Sundberg N. D. Toward assessment of personal competence and incompetence in life situation / Annual Rewiew of Psychology. 1978 V. 29.
191. The Blackwell Encyclopedia of social psychology. / Ed. by A. Manstead, M. Hewstone. Blackwell, 1995, pp. 439-442.
192. The communication theory reader / Ed. by Cobley Paul. London, Routledge,
1996.
193. The explanation of social behaviour. / Ed. by Harre R., Secord P. F., Oxford,

194. Thome A., Gough H. Portraits of type. An MBTI reseach compendium. Palo Alto, «СРР», 1997.
195. Thornton G. C., Byham W. C. Assessment centers and managerial performance. Academic press, London, 1982.
196. Zuckerman M, Como P. Sensation-seeking and arousal system / Pesonality and individual differences, 1983, 4, pp. 381-386.
197. Heymans G., Wiersma E. Beitrag zur speziellen psychologie auf ground einer massenutersuchung. 1980.
198. Maletzke Y. Psychologie der Massen Kommunikation. Hamburg, 1983.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ