Представления подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико- методологические основания изучения представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 7
1.1 Понятие, виды и факторы домашнего насилия 7
1.2 Особенности формирования девиантного поведения личности 14
1.3 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 27
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Результаты исследования 38
2.3 Практическое применение результатов исследования 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретико- методологические основания изучения представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 7
1.1 Понятие, виды и факторы домашнего насилия 7
1.2 Особенности формирования девиантного поведения личности 14
1.3 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 27
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Результаты исследования 38
2.3 Практическое применение результатов исследования 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение
Актуальность данной темы заключается в увеличении дискриминации, угнетении и повышении частоты встреч с насилием внутри семьи. В 2016 году в РФ был принят законопроект, известный в СМИ как закон о домашнем насилии, который стал предметом острой общественной полемики, одни считают его слишком мягким, другие же наоборот считаю его репрессивным и нарушающим приватность личной жизни граждан. В связи с этим, домашнее насилие стало рассматриваться как острая социальная проблема и в целом получило негативную оценку со стороны общества, в том числе и со стороны подростков.
В настоящее время изученность проблемы характеризуется увеличением исследовательского интереса к вопросам равноправия и дискриминации, угнетения и насилия, в стремлении предотвратить конфликты в семье и риск деструктивной внутрисемейной социализации. Первые попытки теоретического анализа отношений в семье встречаются в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Руссо. Для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой сфере используются термины домашнее насилие, бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Затронутая в данной статье проблема является латентной, а потому сложной для исследования методами социологии.
Трудность состоит и в том, что затрагиваются вопросы частной жизни. В русской культуре все, что происходит в семье, традиционно не выносится на общее обозрение и обсуждение. Прочно укоренившиеся в русском национальном менталитете стереотипы («сор из избы не выносят», «милые бранятся — только тешатся», «бьет — значит любит» и т. п.) препятствуют осмыслению проблемы в социологическом ключе.
Скрыть факт насилия пытаются не только женщины, но и мужчины. При обсуждении насилия над женщиной обычно речь идет о физическом насилии, а над мужчиной — о психологическом.
Кроме того, традиционное отсутствие необходимой законодательной базы по защите интересов женщин и детей, а главное, отсутствие гарантий в отношении исполнения законов, создают впечатление невозможности решения данной проблемы в российском обществе.
В отечественной психологии уделяется мало внимания изменениям внутрисемейных отношений, вызванным трансформацией социокультурной среды. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной изученности как причин возникновения насилия в семейных отношениях, так и социальных последствий этого явления для жизнедеятельности общества.
Разработка и внедрение инновационных форм социальной защиты лиц, ставших или потенциально являющихся жертвами насилия, продолжает оставаться трудно разрешимым вопросом в теории и практике социальной защиты людей.
Исследование поставленной проблемы сохраняет актуальность еще и потому, что характер насилия и социальная среда, в которой оно имеет место, претерпели изменения в течение последних лет. Сейчас насилие — это не удел неблагополучных семей, в которых есть страдающие алкогольной зависимостью или возвратившиеся из мест лишения свободы члены семьи. Обсуждаемый феномен можно наблюдать в материально обеспеченных семьях, члены которых имеют высшее образование и высокий социальный статус. В соответствии с общемировой тенденцией политические, экономические, социально-культурные и, что очень важно, духовно-ценностные преобразования приводят к росту масштабов и усложнению структуры социальной проблемы насилия вообще и, в частности, в семье.
По статистике члены семьи являются жертвами насилия чаще, чем сторонние люди в результате внешних межличностных конфликтов. При этом неважно, идет ли речь о выяснении отношений, когда причинение вреда здоровью оценивается как незначительное, или о преступлениях на семейно-бытовой почве, в том числе об убийствах.
Среди российских научных подходов к исследованию проблемы внутрисемейного насилия можно выделить два направления: социологию и криминологию. В советский период насилие в семье рассматривалось в категории семейно-бытовых конфликтов.
В целом в российской научной практике психологические исследования домашнего насилия находятся на стадии формирования прикладного инструментария и выработки комплексного подхода к изучению проблемы, что подтверждает актуальность данного исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - представление, как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - представление подростков о домашнем насилии.
Цель - особенности содержания представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать категорию представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть понятие, виды и факторы домашнего насилия.
3. Выделить психологические особенности подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования содержания представлений подростков о домашнем насилии.
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, не склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление.
2. Подростки, склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым.
Теоретико- методологические основания работы:
- анализ представлений о домашнем насилии в психологической науке, представленный в работах О.Л. Гончаровой, М.К. Бардышевской.
- описание понятий девиантного поведения, склонности к девиантному поведению в работах А. Н. Орел, Е. В. Змановская, Ю. Л. Клейберг.
- характеристики психологических особенностей подросткового возраста в работах В.Д. Менделевич, Д. Б. Эльконин.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла), U- критерий Манна - Уитни, факторный анализ.
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 18 мальчиков и девочек, склонных к девиантному поведению и 22 мальчиков и девочек, не склонных к девиантному поведению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 61 источник. Текст работы содержит 22 рисунка, 4 таблицы, 6 приложений.
В настоящее время изученность проблемы характеризуется увеличением исследовательского интереса к вопросам равноправия и дискриминации, угнетения и насилия, в стремлении предотвратить конфликты в семье и риск деструктивной внутрисемейной социализации. Первые попытки теоретического анализа отношений в семье встречаются в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Руссо. Для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой сфере используются термины домашнее насилие, бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Затронутая в данной статье проблема является латентной, а потому сложной для исследования методами социологии.
Трудность состоит и в том, что затрагиваются вопросы частной жизни. В русской культуре все, что происходит в семье, традиционно не выносится на общее обозрение и обсуждение. Прочно укоренившиеся в русском национальном менталитете стереотипы («сор из избы не выносят», «милые бранятся — только тешатся», «бьет — значит любит» и т. п.) препятствуют осмыслению проблемы в социологическом ключе.
Скрыть факт насилия пытаются не только женщины, но и мужчины. При обсуждении насилия над женщиной обычно речь идет о физическом насилии, а над мужчиной — о психологическом.
Кроме того, традиционное отсутствие необходимой законодательной базы по защите интересов женщин и детей, а главное, отсутствие гарантий в отношении исполнения законов, создают впечатление невозможности решения данной проблемы в российском обществе.
В отечественной психологии уделяется мало внимания изменениям внутрисемейных отношений, вызванным трансформацией социокультурной среды. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной изученности как причин возникновения насилия в семейных отношениях, так и социальных последствий этого явления для жизнедеятельности общества.
Разработка и внедрение инновационных форм социальной защиты лиц, ставших или потенциально являющихся жертвами насилия, продолжает оставаться трудно разрешимым вопросом в теории и практике социальной защиты людей.
Исследование поставленной проблемы сохраняет актуальность еще и потому, что характер насилия и социальная среда, в которой оно имеет место, претерпели изменения в течение последних лет. Сейчас насилие — это не удел неблагополучных семей, в которых есть страдающие алкогольной зависимостью или возвратившиеся из мест лишения свободы члены семьи. Обсуждаемый феномен можно наблюдать в материально обеспеченных семьях, члены которых имеют высшее образование и высокий социальный статус. В соответствии с общемировой тенденцией политические, экономические, социально-культурные и, что очень важно, духовно-ценностные преобразования приводят к росту масштабов и усложнению структуры социальной проблемы насилия вообще и, в частности, в семье.
По статистике члены семьи являются жертвами насилия чаще, чем сторонние люди в результате внешних межличностных конфликтов. При этом неважно, идет ли речь о выяснении отношений, когда причинение вреда здоровью оценивается как незначительное, или о преступлениях на семейно-бытовой почве, в том числе об убийствах.
Среди российских научных подходов к исследованию проблемы внутрисемейного насилия можно выделить два направления: социологию и криминологию. В советский период насилие в семье рассматривалось в категории семейно-бытовых конфликтов.
В целом в российской научной практике психологические исследования домашнего насилия находятся на стадии формирования прикладного инструментария и выработки комплексного подхода к изучению проблемы, что подтверждает актуальность данного исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - представление, как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - представление подростков о домашнем насилии.
Цель - особенности содержания представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать категорию представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть понятие, виды и факторы домашнего насилия.
3. Выделить психологические особенности подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования содержания представлений подростков о домашнем насилии.
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, не склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление.
2. Подростки, склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым.
Теоретико- методологические основания работы:
- анализ представлений о домашнем насилии в психологической науке, представленный в работах О.Л. Гончаровой, М.К. Бардышевской.
- описание понятий девиантного поведения, склонности к девиантному поведению в работах А. Н. Орел, Е. В. Змановская, Ю. Л. Клейберг.
- характеристики психологических особенностей подросткового возраста в работах В.Д. Менделевич, Д. Б. Эльконин.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла), U- критерий Манна - Уитни, факторный анализ.
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 18 мальчиков и девочек, склонных к девиантному поведению и 22 мальчиков и девочек, не склонных к девиантному поведению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 61 источник. Текст работы содержит 22 рисунка, 4 таблицы, 6 приложений.
В представленной работе было изучено само понятие насилия. Анализ вторичных источников позволил определить феноменологию данного явления, описать его основные признаки. В работе описаны виды домашнего насилия, его основные фазы.
Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке.
Терпимость общества ко всякому роду насилия, в том числе и насилию в семье - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Как видим, существуют различные формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое.
Насилие в семье влечет за собой медицинские проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и т.п., что может привести к временной не трудоспособности, а также к инвалидности. К социальным и психологическим проблемам жертв, подвергшихся насилию в семье, относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Все это снижает продолжительность жизни женщин, подвергшихся насилию.
Все эти негативные последствия семейного насилия, а также предпосылки и причины его появления, очень важны, ведь данная проблема остается очень актуальной уже многие годы.
Данная работа, содержащая в себе теоретическое исследование непосредственно понятия насилия, форм его проявления, причин возникновения, его последствий, а также эмпирическое исследование о так как представляют домашнее насилие подростки склонные к девиантному поведению.
В ходе исследования были выдвинуты гипотезы о том, что подростки не склонные к девиантному поведению представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление, а подростки склонные к девиантному поведению также представляют насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым. Таким образом, можно сделать выводы о том, что в целом обе группы респондентов негативно относятся к физическому насилию, но группа подростков склонная к девиантному поведению представляет домашнее насилие как более допустимое, снимающее напряжение и систематическое, и на основе этого можно предположить, что в семьях подростков, которые возможно являются неблагополучными, считается приемлемым домашнее насилие и происходят конфликты с применением физической силы, оскорблений, унижений и финансовых ограничений. Из этого можно сделать вывод, что чем чаще подросток встречал в своей жизни домашнее насилие, тем привычнее и лояльнее он к нему относится.
Также на основе разработанного и проведенного тренинга были получены следующие результаты: расширили у подростков понимание себя и своей личности, также раскрыли проблему агрессивного поведения. Обучили приемлемым способам выражения агрессии. Развили чувство эмпатии к другим.
Проделанная работа, в конечном счете, поможет лучшему пониманию того, как подростки представляют, что такое домашнее насилие.
Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке.
Терпимость общества ко всякому роду насилия, в том числе и насилию в семье - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Как видим, существуют различные формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое.
Насилие в семье влечет за собой медицинские проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и т.п., что может привести к временной не трудоспособности, а также к инвалидности. К социальным и психологическим проблемам жертв, подвергшихся насилию в семье, относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Все это снижает продолжительность жизни женщин, подвергшихся насилию.
Все эти негативные последствия семейного насилия, а также предпосылки и причины его появления, очень важны, ведь данная проблема остается очень актуальной уже многие годы.
Данная работа, содержащая в себе теоретическое исследование непосредственно понятия насилия, форм его проявления, причин возникновения, его последствий, а также эмпирическое исследование о так как представляют домашнее насилие подростки склонные к девиантному поведению.
В ходе исследования были выдвинуты гипотезы о том, что подростки не склонные к девиантному поведению представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление, а подростки склонные к девиантному поведению также представляют насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым. Таким образом, можно сделать выводы о том, что в целом обе группы респондентов негативно относятся к физическому насилию, но группа подростков склонная к девиантному поведению представляет домашнее насилие как более допустимое, снимающее напряжение и систематическое, и на основе этого можно предположить, что в семьях подростков, которые возможно являются неблагополучными, считается приемлемым домашнее насилие и происходят конфликты с применением физической силы, оскорблений, унижений и финансовых ограничений. Из этого можно сделать вывод, что чем чаще подросток встречал в своей жизни домашнее насилие, тем привычнее и лояльнее он к нему относится.
Также на основе разработанного и проведенного тренинга были получены следующие результаты: расширили у подростков понимание себя и своей личности, также раскрыли проблему агрессивного поведения. Обучили приемлемым способам выражения агрессии. Развили чувство эмпатии к другим.
Проделанная работа, в конечном счете, поможет лучшему пониманию того, как подростки представляют, что такое домашнее насилие.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ И СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - СТРАТЕГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ СО СТОРОНЫ
ИНТИМНОГО ПАРТНЕРА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ГЕЙМ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



