Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии

Работа №88647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико- методологические основания изучения представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 7
1.1 Понятие, виды и факторы домашнего насилия 7
1.2 Особенности формирования девиантного поведения личности 14
1.3 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 27
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Результаты исследования 38
2.3 Практическое применение результатов исследования 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение

Актуальность данной темы заключается в увеличении дискриминации, угнетении и повышении частоты встреч с насилием внутри семьи. В 2016 году в РФ был принят законопроект, известный в СМИ как закон о домашнем насилии, который стал предметом острой общественной полемики, одни считают его слишком мягким, другие же наоборот считаю его репрессивным и нарушающим приватность личной жизни граждан. В связи с этим, домашнее насилие стало рассматриваться как острая социальная проблема и в целом получило негативную оценку со стороны общества, в том числе и со стороны подростков.
В настоящее время изученность проблемы характеризуется увеличением исследовательского интереса к вопросам равноправия и дискриминации, угнетения и насилия, в стремлении предотвратить конфликты в семье и риск деструктивной внутрисемейной социализации. Первые попытки теоретического анализа отношений в семье встречаются в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж. Руссо. Для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой сфере используются термины домашнее насилие, бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Затронутая в данной статье проблема является латентной, а потому сложной для исследования методами социологии.
Трудность состоит и в том, что затрагиваются вопросы частной жизни. В русской культуре все, что происходит в семье, традиционно не выносится на общее обозрение и обсуждение. Прочно укоренившиеся в русском национальном менталитете стереотипы («сор из избы не выносят», «милые бранятся — только тешатся», «бьет — значит любит» и т. п.) препятствуют осмыслению проблемы в социологическом ключе.
Скрыть факт насилия пытаются не только женщины, но и мужчины. При обсуждении насилия над женщиной обычно речь идет о физическом насилии, а над мужчиной — о психологическом.
Кроме того, традиционное отсутствие необходимой законодательной базы по защите интересов женщин и детей, а главное, отсутствие гарантий в отношении исполнения законов, создают впечатление невозможности решения данной проблемы в российском обществе.
В отечественной психологии уделяется мало внимания изменениям внутрисемейных отношений, вызванным трансформацией социокультурной среды. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной изученности как причин возникновения насилия в семейных отношениях, так и социальных последствий этого явления для жизнедеятельности общества.
Разработка и внедрение инновационных форм социальной защиты лиц, ставших или потенциально являющихся жертвами насилия, продолжает оставаться трудно разрешимым вопросом в теории и практике социальной защиты людей.
Исследование поставленной проблемы сохраняет актуальность еще и потому, что характер насилия и социальная среда, в которой оно имеет место, претерпели изменения в течение последних лет. Сейчас насилие — это не удел неблагополучных семей, в которых есть страдающие алкогольной зависимостью или возвратившиеся из мест лишения свободы члены семьи. Обсуждаемый феномен можно наблюдать в материально обеспеченных семьях, члены которых имеют высшее образование и высокий социальный статус. В соответствии с общемировой тенденцией политические, экономические, социально-культурные и, что очень важно, духовно-ценностные преобразования приводят к росту масштабов и усложнению структуры социальной проблемы насилия вообще и, в частности, в семье.
По статистике члены семьи являются жертвами насилия чаще, чем сторонние люди в результате внешних межличностных конфликтов. При этом неважно, идет ли речь о выяснении отношений, когда причинение вреда здоровью оценивается как незначительное, или о преступлениях на семейно-бытовой почве, в том числе об убийствах.
Среди российских научных подходов к исследованию проблемы внутрисемейного насилия можно выделить два направления: социологию и криминологию. В советский период насилие в семье рассматривалось в категории семейно-бытовых конфликтов.
В целом в российской научной практике психологические исследования домашнего насилия находятся на стадии формирования прикладного инструментария и выработки комплексного подхода к изучению проблемы, что подтверждает актуальность данного исследования.
Объект выпускной квалификационной работы - представление, как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - представление подростков о домашнем насилии.
Цель - особенности содержания представлений подростков, склонных к девиантному поведению, о домашнем насилии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать категорию представлений в психологической науке.
2. Рассмотреть понятие, виды и факторы домашнего насилия.
3. Выделить психологические особенности подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования содержания представлений подростков о домашнем насилии.
5. Проанализировать результаты исследования.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, не склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление.
2. Подростки, склонные к девиантному поведению, представляют домашнее насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым.
Теоретико- методологические основания работы:
- анализ представлений о домашнем насилии в психологической науке, представленный в работах О.Л. Гончаровой, М.К. Бардышевской.
- описание понятий девиантного поведения, склонности к девиантному поведению в работах А. Н. Орел, Е. В. Змановская, Ю. Л. Клейберг.
- характеристики психологических особенностей подросткового возраста в работах В.Д. Менделевич, Д. Б. Эльконин.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла), U- критерий Манна - Уитни, факторный анализ.
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 15 до 17 лет. Из них 18 мальчиков и девочек, склонных к девиантному поведению и 22 мальчиков и девочек, не склонных к девиантному поведению.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 61 источник. Текст работы содержит 22 рисунка, 4 таблицы, 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной работе было изучено само понятие насилия. Анализ вторичных источников позволил определить феноменологию данного явления, описать его основные признаки. В работе описаны виды домашнего насилия, его основные фазы.
Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке.
Терпимость общества ко всякому роду насилия, в том числе и насилию в семье - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Как видим, существуют различные формы насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое.
Насилие в семье влечет за собой медицинские проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и т.п., что может привести к временной не трудоспособности, а также к инвалидности. К социальным и психологическим проблемам жертв, подвергшихся насилию в семье, относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Все это снижает продолжительность жизни женщин, подвергшихся насилию.
Все эти негативные последствия семейного насилия, а также предпосылки и причины его появления, очень важны, ведь данная проблема остается очень актуальной уже многие годы.
Данная работа, содержащая в себе теоретическое исследование непосредственно понятия насилия, форм его проявления, причин возникновения, его последствий, а также эмпирическое исследование о так как представляют домашнее насилие подростки склонные к девиантному поведению.
В ходе исследования были выдвинуты гипотезы о том, что подростки не склонные к девиантному поведению представляют домашнее насилие как неприемлемое и жестокое явление, а подростки склонные к девиантному поведению также представляют насилие как жестокое явление, но имеют более лояльное отношение и считают домашнее насилие допустимым. Таким образом, можно сделать выводы о том, что в целом обе группы респондентов негативно относятся к физическому насилию, но группа подростков склонная к девиантному поведению представляет домашнее насилие как более допустимое, снимающее напряжение и систематическое, и на основе этого можно предположить, что в семьях подростков, которые возможно являются неблагополучными, считается приемлемым домашнее насилие и происходят конфликты с применением физической силы, оскорблений, унижений и финансовых ограничений. Из этого можно сделать вывод, что чем чаще подросток встречал в своей жизни домашнее насилие, тем привычнее и лояльнее он к нему относится.
Также на основе разработанного и проведенного тренинга были получены следующие результаты: расширили у подростков понимание себя и своей личности, также раскрыли проблему агрессивного поведения. Обучили приемлемым способам выражения агрессии. Развили чувство эмпатии к другим.
Проделанная работа, в конечном счете, поможет лучшему пониманию того, как подростки представляют, что такое домашнее насилие.



1. Акоста В.Г., Бисли М., Джайма Ш. Насилие в семье. Как бороться с ним государству: нынешний статус и необходимые улучшения. М.: АСТ, 1999. 156 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Олма- Пресс, 1990. 367 с.
3. Ачинович Т.И., Штанюк В.И. Особенности эмоциональной сферы женщин, подвергшихся домашнему насилию // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы. СПБ.: Эксмо, 2016. С. 123-125.
4. Бардышевская М.К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие. М.: Юрайт, 2021. 153 с.
5. Блясова И.Ю. Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм: учебное пособие. М.: Академия, 2018. 300 с.
6. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд. М.: Юрайт, 2021. 270 с.
7. Берковиц JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Олма-Пресс, 2002. 510 с.
8. Васильева С.А., Андросова М.И. Проблема семейного насилия как социальная девиация // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. СПБ.: АСТ, 2015. С. 148-150.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2021. 336 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2021. 281 с.
11. Голод С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. 2006. № 6. С. 69-81.
12. Горшкова И.Д, Шурыгина И.И. Насилие над женами в российских семьях. М.: Астрель, 2003. 83 с.
13. Горшкова И.Д., Здравомыслова О.В. Домашнее насилие в отношении женщин: Масштаб, характер, представления общества. М.: Азбука, 2003. 127 с.
14. Данилова Н.С., Юркевич Н.А. Критерии психологического здоровья в юношеском возрасте и в возрасте средней зрелости // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / Под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск: научно-издательский центр «Мир науки», 2019. С. 922-929.
15. Змановская Е.В. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебное пособие. М.: Владос, 2019. 240 с.
16. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. 388 с.
17. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие. М.: Академия, 2018. 288 с.
18. Забелина Т.Ю., Исраелян Е.В. Преображение. Тверь.: АСТ, 1998. 90 с.
19. Калиниченко О.Ю. Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте // Вестник новых медицинских технологий. 2006. Т.13. № 2. С. 188-190.
20. Кувшинов Д.Ю., Перминов А.А. Особенности поведения лиц юношеского возраста // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 58-59.
21. Курбатова В.И. Социальная работа. Хабаровск.: Тихоокеан, 2000. 63 с.
22. Кузнецова Ю.С. Развитие адекватного отношения к жизненному пути и времени в юношеском возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-2. С. 154-159.
23. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: учебное пособие. М.: Алеф-Пресс, 2018. 729 с.
24. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебное пособие. М.: Владос, 2020. 871 с.
25. Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учебник. М.: Феникс, 2020. 128 с.
26. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2018. 208 с.
27. Кун Д. Основы психологии. Большая энциклопедия. Все тайны поведения человека. М.: КноРус, 2018. 720 с.
28. Курышева А.А. Социально- психологические проблемы женщин, оказавшихся в ситуации домашнего насилия // Человек в трудной жизненной ситуации материалы. М.: Астрель, 2015. С. 140-144.
29. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Эксмо, 2003. 336 с.
30. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. М.: АСТ, 2000. 222 с.
31. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. М.: Азбука, 2003. 112 с.
32. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло). СПб.: Литрес, 1999. 270 с.
33. Малкина И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Владивосток.: АСТ, 2008. 930 с.
34. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 16-25.
35. Панова Т.В. Социально- психологические характеристики женщин, подвергшихся домашнему насилию // Психологическое здоровье личности: теория, практика. М.: Астрель, 2016. С. 109-112.
36. Петров С.С., Рогачёва Е.А., Тарануха Н.Н. Оценка состояния биологического возраста у лиц женского и мужского пола юношеского возраста // Евразийский союз ученых. 2015. № 3-7 (12). С. 50-51.
37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. СПБ.: Дрофа, 1998. 512 с.
38. Платонов Ю.П. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: учебное пособие. М.: Буквоед, 2002. 270 с.
39. Посошенко Л.В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека // Известия ТРТУ. 2006. №14 (69). С. 142-146.
40. Римашевская Н. Разорвать круг молчания... О насилии в отношении женщин. М.: Олма, 2000. 94 с.
41. Романова Т.В. Формирование ценностной позиции в юношеском возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 152-155.
42. Рассел Дж. Девиантное поведение. М.: Норма, 2019. 183 с.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие. М.: Юрайт, 2021. 412 с.
44. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. М.: КноРус, 2018. 788 с.
45. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. М.: Книга по Требованию, 2019. 240 с.
46. Рудакова И.А. Девиантное поведение: учебное пособие. М.: Феникс, 2018. 160 с.
47. Русанова О.А. Психологические особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Естественные науки. 2008. №3(24). С. 59¬62.
48. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Тверь.: Феникс, 2002. 544 с.
49. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2021. 235 с.
50. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник. М.: Юрайт, 2021. 384 с.
51. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Юрайт, 2021. 227 с.
52. Тонкопеева Е. Социальная реабилитация женщин - жертв, домашнего насилия. СПб.: Экзамен, 2007. 126 с.
53. Уокер Л. Психология поведения жертвы. М.: АСТ, 1980. 131 с.
54. Усачева Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Омск.: Астрель, 1994. 211 с.
55. Филиппова С.А., Екимова В.И. Гендерные особенности формирования установок в юношеском возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 2. С. 341-344.
56. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. М.: Рипол, 1978. 224 с.
57. Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс // Насилие и социальные изменения №2. 2000. С. 11-15.
58. Холличер В. Человек и агрессия М.: Экзамен, 1975. 129 с.
59. Штанюк В.И. Склонность к виктимному поведению у женщин, подвергшихся домашнему насилию. СПБ.: Литрес, 2016. 220 с.
60. Шутова Л.В. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Известия ТРТУ. 2005. № 5(49). С. 146-151.
61. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 122 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ