Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания

Работа №73086

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы147
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
556
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профилактики асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
1.1. Гражданское воспитание как социально-педагогический
феномен 18
1.2. Понятие об асоциальном поведении и предпосылках его
возникновения в подростковом возрасте 29
1.3. Модель педагогической профилактики асоциального поведения
подростков в процессе гражданского воспитания в школе 38
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания
2.1. Диагностика и оценка гражданской идентичности и отклонений в
поведении подростков (констатирующий эксперимент) 53
2.2. Экспериментальная программа по профилактике асоциального
поведения подростков средствами гражданского воспитания 64
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы
(контрольный эксперимент) 77
Заключение 91
Литература 94
Приложение 102

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуются радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой жизни. Динамизм общественных процессов, связанный с возникновением кризисных ситуаций в сферах деятельности общества, конфликтов и социальных противоречий приводят к проявлению асоциального поведения личности молодых людей. В сложившихся условиях наибольшую обеспокоенность вызывают дети подросткового возраста, в связи с тем, что данная социальная группа является наименее защищенной от проявления и различных последствий кризисных и неустойчивых ситуаций.
Чаще всего асоциальное поведение является ответной реакцией личности на трудные жизненные обстоятельства, отражением существующих противоречий между ним и окружающим его социумом, вызванных несоответствием норм поведения с принятыми принципами и правилами поведения в обществе. Причины, из-за которых у подростка может проявиться асоциальное поведение, различны. Это могут быть: неблагоприятные семейно-бытовые отношения, кризис подросткового возраста, различные угрозы внешнего мира, негативное влияние интернета и виртуального пространства на личность подростка, усиления влияния псевдокультур и изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи.
Для того чтобы оценить масштабы данной проблемы обратимся к статистике проявления отдельных форм асоциального поведения среди молодежи. Так, например, табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, игромания и другие аддикции в подростковой и молодёжной среде приобрели характер эпидемии. На сегодняшний день в России, по различным оценкам от 3 до 4 млн. молодых людей и подростков употребляют наркотики (в возрасте 10-14 лет в стране число потребителей психоактивных веществ составляет 217,1 на 100 тыс. населения, а в возрасте 15-17 лет наблюдается их резкое увеличение примерно в 9 раз). Также врачи диагностируют алкоголизм у двенадцатилетних подростков, а случаи употребления алкоголя — у восьмилетних. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год [74]: употребляют алкоголь - 63 % подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 24 лет. В этой же возрастной группе 54 % - курят. Среди людей подросткового и молодёжного возраста широкое распространение получили гипертрофированная пивная культура, табакокурение и наркотическая субкультура. Причём это характерно как для мальчиков, так и для девочек-подростков. За прошедшие 10 лет в 6,5 раз увеличилось число девушек, употребляющих наркотики.
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, приведенным в докладе Министерства здравоохранения за 2017 год [14], трое из пяти пятнадцатилетних подростков выказывает признаки зависимости от пользования интернетом. Наиболее склонны к игровой зависимости 60,5% подростков, в особенности мальчики. Четверо из пяти пятнадцатилетних школьников (81,4%) проводят в интернете больше времени, чем изначально планируют. Двое из пяти (42,3%) признаются, что постоянно думают об интернете, один из трех (30,8%) использует интернет как способ ухода от своих проблем и выход негативным эмоциям, таким как безнадежность, чувство вины, стресс, депрессия и др.
Также 80% подростков в возрасте 15 - 17 лет признаются, что не раз наблюдали в интернете сцены сексуального насилия. 90% детей в возрасте 8 -16 лет смотрели порнографические фильмы, делая школьные домашние задания. Кроме исследования сайтов порнографического содержания, дети часто учатся азартным играм, склоняются к приему наркотиков, принимают участие в травмоопасных играх и даже доходят до самоубийства (синий КИТ и др.) [55]. Сетевые игры, изобилующие насилием, развивающие ненависть, садизм и стремление к смерти, также представляют огромную опасность.
Если говорить о делинквентном поведении, то на сегодняшний день криминальная активность несовершеннолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Общая статистика преступлений составляет 2,05 млн. случаев правонарушений за одиннадцать месяцев 2017 года, что на 4,7% меньше чем в 2016. По данным сайта МВД [51], на сельскую местность приходится 21,6%. Даже несмотря на значительное сокращение правонарушений в России по сравнению с приведенными данными ситуация остается серьезной. Каждое второе преступление совершают граждане, которые уже привлекались к ответственности. Часто правонарушения совершают лица, страдающие алкоголизмом. Статистика МВД показывает, что каждый третий преступник был в состоянии алкогольного опьянения.
Не остается без внимания и суицидальное поведение, включающее в себя попытки самоубийства и стремление к самоповреждению. Особенно трудно выявить суицидальные наклонности на ранних стадиях. На настоящий момент, суициды среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, составляют 2500 человек за год.
Одним из проявлений социальных отклонений в эпоху глобализации современного мира является антигражданственность - комплекс личностных установок и взглядов на политику, религию, государственность. К проявлениям антигражданственности можно отнести: экстремизм, попытки смены государственного режима, терроризм, сепаратизм. Следует отметить, что антигражданственность - это активная позиция, негативно оценивающая деятельность государства и общества по вопросам, связанным с религией, миграционной, национальной политикой и т. п. [23].
Псевдопатриотизм, интолерантность, ксенофобия, профашизм и др. становятся направленными явлениями непосредственно против общества в целом и носящие антиобщественную направленность, включающие прямые или косвенные разрушительные тенденции с элементами враждебного отношения к социуму.
Все вышеперечисленные явления асоциального поведения, бесспорно, ведут к деградации, разрушению и обособлению личности, препятствуют вхождению взрослеющего человека в общество.
Поскольку в подростковом возрасте идет интенсивное формирование личности обучающегося, его мировоззрения, ценностных ориентаций и идеалов, становление морально-этических норм поведения, сглаживание социальных связей, поэтому в этот период особенно велика роль среды, в которой находится подросток.
Задачи профилактики асоциального поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения асоциального поведения школьника - одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) сформулированы ключевые позиции гражданского воспитания, которые включают личностные результаты освоения образовательной программы, а именно: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества и т. д. Поэтому можно сказать, что гражданское воспитание создает благоприятные условия для профилактики асоциального поведения подростков.
Степень разработанности научной проблемы.
Асоциальное поведение личности как феномен является предметом исследования различных наук. В отечественной педагогике общие проблемы профилактики асоциального поведения подростков рассматривались следующими исследователями: В.С. Афанасьевым, И.П. Башкатовым, С.И. Беличевой, Я.И. Гилинским, А.С. Макаренко, В.Ф. Пирожковым, В.П. Ревиным, В.Г. Степановым, Л.К. Фортовой, О.М. Овчинниковым, С.В. Курбановой, В.В. Крошкиной, М.Л. Есаян, О.Н. Мазиной.
Педагогический аспект профилактики асоциального поведения подростков изучали Ю.П. Лисицын, Г.М. Миньковский, В.И. Омигов, Э.Ф. Побегайло, Ф.А. Петрова, В.П. Ревен, Ю.М. Ткачевский.
Некоторые исследователи (Дж. Фишер, Р.М. Баранов, С. Коэн) утверждают, что на асоциальное поведение огромное влияние оказывает окружающая действительность. Э. Фромм, Т. Парсонс, В.И. Добреньков, В.Н. Кудрявцев, С.А. Величева, В.Ф. Пирожков разделяют данную точку зрения, но и обращают при этом внимание на особенности возраста подростков.
Проблемой проявления асоциальных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения подростков, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Педагогической методологией и методикой проблемы асоциального поведения подростков занимались такие учёные, как Ю.А. Акунина, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Т.В. Кузнецова, А.А. Ласкин, В.С. Садовская, Л.К. Фортова, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.
Анализ сущности гражданского воспитания на разных этапах развития человечества показал, что вопрос о его значимости для государства, общества и личности всегда находился в центре внимания учёных. Первоосновы гражданского воспитания были заложены Аристотелем, Платоном, Т. Гоббсом, Д. Локком, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвецием, А. Дистервегом, Г. Кершенштейнером, М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьёвым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, П.П. Блонским, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др.
Теорией и методикой гражданского воспитания в основной школе занимались В.И. Андреев, Е.П. Белозерцев, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, B.C. Селиванов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.
В докторских диссертациях последних лет рассматриваются теоретико-методологические основы гражданского воспитания молодёжи (Л.И. Аманбаева, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Л.В. Кузнецова, И.Г. Руссу, Н.А. Савотина, И.В. Суколенов и др.).
Историческое становление и современное состояние системы гражданского воспитания рассмотрены в трудах О.И. Волжиной, О.В. Лебедевой, Г.Т. Суколеновой, Т.И. Тюляевой, А.В. Фахрутдиновой, М.А. Якобсон и др.
В педагогической литературе проблема гражданского воспитания молодёжи рассматривается в различных аспектах. Так, философский и социально-политический аспекты раскрыты в работах С.И. Архангельского, С.И. Иконниковой, М.С. Кагана, В.Т. Лисовского, В.И. Лутовинова, О.Н. Полухина, Г.Н. Филонова и др.; психологический - в исследованиях О.П. Песоцкой, Г.И. Крошки; социально-педагогические основы воспитания гражданственности как интегративного качества личности рассмотрены А.В. Беляевым, Г.Я. Гревцевой, Е.В. Известновой, А.Я. Камалетдиновой, Е.И. Кокориной, В.И. Кожокарь, Ю.А. Танюхиным, Р.М. Салиховой и др. В исследованиях Т.М. Абрамян, Г.Р. Ахметжановой, Н.А. Вахрушевой, Д.Н. Дементьева, С.В. Митросенко и др. придаётся большое значение профессиональной подготовке будущих учителей к осуществлению гражданского воспитания школьников.
Таким образом, анализ литературы и теоретических исследований позволил выявить следующие противоречия между:
- требованиями государства и социальных институтов к профилактике
асоциального поведения подростков и недостаточным ресурсным обеспечением учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах;
- потребностью в профилактике отклоняющегося поведения
обучающихся общеобразовательных учреждений и отсутствием
благоприятных психолого-педагогических условий для формирования гражданской воспитанности обучающихся;
- возрастающим количеством обучающихся подростков с асоциальным поведением в общеобразовательных школах и уровнем подготовленности педагогических кадров к профилактике асоциальных форм поведения различными средствами, в т. ч. гражданского воспитания;
- необходимостью постоянного и систематического осуществления педагогической профилактики асоциального поведения подростков и недостаточным использованием современных методов решения данной проблемы в общеобразовательной школе.
Недостаточная разработанность данного направления обусловили постановку проблемы исследования: какие способы и средства гражданского воспитания являются наиболее эффективными в профилактике асоциального поведения обучающихся подросткового возраста?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность модели профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания.
Объект исследования - процесс гражданского воспитания в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является гражданское воспитание как условие профилактики асоциального поведения подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания в основной школе будет наиболее эффективным, если:
1) рассматривать гражданское воспитание как важнейший контекст и условие профилактики асоциального поведения подростков;
2) определены содержание, структура и критерии оценки уровня гражданской воспитанности подростков, в т. ч. и как индикатора их социального поведения (социальной зрелости и успешности);
3) в систему учебно-воспитательного процесса основной школы
разработать и внедрить модель профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания, включающая когнитивный, мотивационный и поведенческий (деятельностный) компоненты, в которых учитываются:
- специфика формирования гражданско-правовых знаний и развития
демократических, патриотических, морально-нравственных, коммуникативных качеств подростков;
- создание благоприятного психологического климата и доверительного отношения в системе взаимодействия «подросток - специалист» для стабилизации у подростков эмоционально-личностного состояния, формирования позитивных ценностных установок и моделей поведения, развития способности к самоконтролю и самооценке и т.д.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основе психологической, педагогической и методической литературы уточнить дефиниции следующих ключевых понятий: подростковый возраст, асоциальное поведение, социальные отклонения и отклоняющееся поведение, профилактика асоциального поведения, гражданственность, патриотизм, гражданское воспитание, правовое воспитание, политическое воспитание, морально-нравственное воспитание и др.
2. Выявить и охарактеризовать причины возникновения, типы и признаки, критерии и уровни оценки асоциального поведения подростков.
3. Выделить особенности гражданского воспитания как условия профилактики асоциального поведения подростков.
4. Разработать, внедрить и оценить результативность модели (и на её основе - экспериментальной программы) профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания. Сделать соответствующие выводы и умозаключения.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использованы методы:
- теоретические: анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование и конкретизация, сравнение, обобщение, идеализация, аналогия, экстраполяция, моделирование и др.
- эмпирические: анализ передового и инновационного педагогического опыта, наблюдение, беседа, опрос (анкетирование), экспертная оценка, контент-анализ (анализ школьной документации, продуктов деятельности учеников и классных руководителей), педагогический эксперимент, статистический анализ и педагогическая интерпретация экспериментальных данных.
Диагностическими методиками выступили:
1) тест «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи», разработанная коллективом авторов ИНН ПО РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования);
2) методика изучения социализированности личности подростков (М.И. Рожков);
3) диагностическая методика изучения уровней сформированности гражданственности у подростков (Е.В. Федотова);
4) методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению), разработанная коллективом авторов - Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г Соловьевым, СГМУ, г. Архангельск).
Методологическую основу исследования составляют: системный, комплексный, личностный, деятельностный, антропологический, аксиологический подходы.
Теоретическая основа исследования:
- философские и педагогические положения о жизненных ценностях и смыслах (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Никитина, B. Э. Чудновский, В.Д. Шадриков и др.);
- теории нормального и аномального развития личности (Б.Г. Ананьев,
C. А. Беличева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин, Р. Кеттелл, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, З.Фрейд и др.);
- теоретико-методологические и эмпирические подходы к генезису девиантного поведения и исследованию социальных отклонений (В.П. Афанасьев, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, И.А. Голосенко, И.В. Маточкин);
- научные концепции профилактики асоциального поведения Е.В. Змановской, Д.В. Колесова, А.Е. Личка, А.Г. Мокеевой, И.Н. Пятницкой, М.И. Романовой, О.М. Овчинникова, Л.К. Фортовой и др.;
- идеи деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии личности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
- современные положения теории и практики превентивного образования В.С. Афанасьев, Е.А. Байер, Р. Бэрон, Я.И. Гилинский, Э. Дюркгейм, С.А. Завражин, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Г.И. Колесникова, К. Лоренц, Р. Нельсон Джоунс, О.М. Овчинников, И.В. Равич- Щербо, Д. Ричардсон, Л.К. Фортова, М.В. Харагезян; исследования по превентивной педагогике (Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, С.А. Завражин, Д.В. Колесов, Н.П. Лапшин, Б.М. Левин, Л.К. Фортова и др.); исследования по теоретическим проблемам подготовки педагогов-превентологов (С.И. Архангельский, Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.);
- теоретические разработки В.В. Ковалёва и Е.В. Змановской, отражающие основные формы и классификации асоциальных форм поведения;
- исторические труды в области гражданского воспитания Аристотеля, Я.А. Коменского, Платона, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского; современные концепции духовно-гражданского воспитания (Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, А.Г. Кислов, В.М. Кларин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.);
- научные труды о психологическом обосновании гражданского воспитания (Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.);
- теоретико-методологические концепции гражданского воспитания (Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, И.Ф. Харламова, Г.Н. Филонова. В работах Т.К. Ахаян, Б.Т. Лихачева, В.А. Караковского);
- теоретические положения в отечественной педагогической науке о ключевых аспектах гражданского воспитания и воспитания гражданских качеств личности (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, М.А. Вейт, З.В. Видякова, В.А. Караковский, Л.В. Кузнецова, В.П. Кузовлев, И.Ф. Плетенева).
База исследования - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (далее - МКОУ СОШ №17) ст. Новомарьевская Шпаковского района Ставропольского края.
Этапы исследования:
1- й этап - предварительный (сентябрь 2016г. - январь 2017г.) - изучение и анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме асоциального поведения подростков в образовательных организациях и его профилактики; уточнение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, задач и методов экспериментального исследования; разработка модели изучаемого процесса.
2- й этап - исследовательский (февраль 2017 - апрель 2018г.) -
разработка исследовательского инструментария, его апробация; определение методики проведения констатирующего этапа эксперимента, обработка
14
результатов первичной диагностики. Разработка и реализация программы по профилактике асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания в общеобразовательной школе.
3- й этап - обобщающий (апрель - май 2018г.) - анализ, обобщение и систематизация полученных результатов экспериментальной работы (контрольный эксперимент); оформление результатов исследования в виде текста магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «гражданское воспитание» в контексте
профилактики асоциального поведения подростков;
- разработана модель профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания в школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизированы и раскрыты различные научные взгляды и точки зрения на сущность дефиниций следующих ключевых понятий: подростковый возраст, асоциальное поведение, социальные отклонения и отклоняющееся поведение, профилактика асоциального поведения, гражданственность, патриотизм, гражданское воспитание, правовое воспитание, политическое воспитание, морально-нравственное воспитание и др.; выделены особенности формирования гражданской культуры как условия профилактики асоциального поведения у детей подросткового возраста, представленные в виде теоретической модели изучаемого процесса.
Практическая значимость работы:
- подобраны научные диагностические методики по выявлению гражданской культуры и склонности к асоциальному поведению у подростков;
- согласно разработанной теоретической модели составлена и внедрена учебно-воспитательный процесс программа по профилактике асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания в школе, включающая различные средства и формы организации деятельности подростков: групповые и индивидуальные беседы, консультации, психолого-педагогические тренинги, нетрадиционные уроки, воспитательные мероприятия (напр., классные часы, КТД, социально-проектная деятельность, экскурсии и др.).
Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике общеобразовательных учреждений, в профилактической работе с учащимися подросткового возраста.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Гражданское воспитание в общеобразовательной школе - это важнейший контекст и условие профилактики асоциального поведения подростков, результатом которого является гражданская культура (воспитанность) подростка, проявляющаяся в гражданской идентичности, гражданственности, социализированности личности и др., отсутствии признаков дезадаптивного и асоциального поведения .
2. Воспитание гражданской культуры как показателя социальной зрелости и успешности личности подростков опирается на общие и специфические подходы и принципы воспитательной работы в школе. Его педагогическими условиями являются: мотивированность и учет возрастных особенностей обучающихся, благоприятный психологический комфорт, личность педагога, разработка личностно- и практико-ориентированных занятий и др.
3. Профилактика асоциального поведения подростков рассматривается как поэтапный и систематический педагогический процесс, который осуществляется через призму когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов оценки и формирования гражданской культуры личности подросткового возраста как индикатора её социального поведения.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части выпускной квалификационной работы мы изучили сущность асоциального поведения, формы и методы гражданского воспитания в школе, способствующих профилактике асоциальных форм поведения подростков, а также сами причины и факторы, обуславливающие возникновение асоциального поведения у детей подросткового возраста.
Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему профилактики асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания позволил нам выяснить, что гражданское воспитание в школе является одним из важных компонентов в осуществлении целенаправленного педагогического процесса.
Гражданское воспитание в общеобразовательной школе в нашем исследовании понимается как важнейший контекст и условие профилактики асоциального поведения подростков, результатом которого является гражданская культура (воспитанность) подростка, проявляющаяся в гражданской идентичности, гражданственности, социализированности личности и др., отсутствии признаков дезадаптивного и асоциального поведения.
Результатом теоретического анализа проблемы явилась разработка модели профилактики асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания, которая представляет собой систему взаимосвязи и взаимодействия таких её элементов, как: цель, подходы, принципы, условия, компоненты, организационные формы и методы, способствующие формированию гражданской культуры подростков как показателя их социального поведения (результат), которая легла в основу проведения экспериментального исследования.
Осуществленный констатирующий эксперимент, в соответствии с выдвинутой гипотезой и выделенными показателями оценки уровней гражданской культуры и асоциального поведения подростков, показал недостаточный уровень гражданской воспитанности у подростков в экспериментальной группе, а также весьма выраженный уровень признаков социально-психологической дезадаптации. Это подтвердило необходимость осуществления проведения формирующего эксперимента.
Программа профилактики асоциального поведения подростков реализовывалась в соответствии с подходами и принципами гражданского воспитания в школе. Все занятия были построены на основе деятельностного подхода, где подростки становятся вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (психолого-педагогические тренинги, проекты, просмотр видеороликов и художественных фильмов, набор оригинальных творческих заданий и мн. др.). Занятия были спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны подросткам. Этому способствовало использование не только разнообразных активных методов и приемов, а также смена обстановки, в которой проводились занятия (например, экскурсии).
Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность средств, выбранных нами на формирующем этапе. После проведенной серии занятий в рамках программы «Профилактика асоциального поведения подростков средствами гражданского воспитания», реализующейся на базе МКОУ СОШ № 17 ст. Новомарьевская Шпаковского района Ставропольского края, мы зафиксировали только у участников экспериментальной выборки существенное повышение по измеряемым показателям гражданской культуры: в гражданской идентичности, гражданственности, социализированности личности; а также - снижение склонности к асоциальным формам поведения (склонность к делинквентному поведению, склонность к агрессии и насилию, склонность к суицидальному поведению).
Анализ результатов магистерской диссертации позволяет утверждать, что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.



1. Абакумова И.В., Тельнова О.В., Фоменко В.Т. Развитие учащихся в междисциплинарных контекстах // Российский психологический журнал. 2012. - Т 9. - № 4. - С.41-53.
2. Андреев А.Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи // Вестн. Рос. акад. наук. - 2005. - Т 75. - № 7. - С. 587-606.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник для вузов. - М., 2000.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 384 с.
5. Афанасьева Р. Социокультурные аспекты противодействия молодежи экстремизму в молодежной среде // Власть. - 2007. - № 5. - С. 51¬55.
6. Бааль Н.Б. Экстремистские молодежные организации в современной России // История государства и права. - 2007. - № 17. - С. 4-6.
7. Банникова Л.В. Воспитание гражданственности у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности (на опыте преподавания иностранного языка) [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Банникова. - М., 2005. - 20 с.
8. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301-319.
9. Бароненко А.С. Проблемы становления гражданского общества и гражданского воспитания молодежи в современной России / А.С. Бароненко, Е.А. Бароненко // Вестник НГУ Сер. «Педагогика». - 2008. - Т 9, вып.2. - С. 18-27.
10. Бокарева Г.А. Методологическая целостность педагогического знания // Высшее образование в России. - 2009. - № 3. - С.82-87.
11. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград, 2001.
12. Букатов В.М. Этническая самоидентификация в образовательном пространстве. - М., 2009.
13. Вершинина Н.А. Структура педагогики: Методология
исследования: Монография. - СПб., 2008.
14. Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2018 — Режим доступа:https://wciom.ru/,свободный. — Загл. с экрана.
15. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 2008. - 336 с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель. - 2008. - 671 с.
17. Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России»: Проект гражданско-патриотического воспитания детей // Классный руководитель. - 2009. - № 5. - С. 103
18. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 3-10.
19. Гаязов А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. - Челябинск: Факел. - 2005. - 238 с.
20. Гербут К.А., Фортова Л.К. // Гуманизация обучения детей и
подростков с особыми образовательными потребностями: Сборник
материалов региональной научно-практической конференции. - Владимир, 2009. - С. 38-41.
21. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 164-167.
22. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск: БИПКРО, 2006 Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7.
23. Гундарь Е.С., Бондарь В.В. Гражданственность и проявление
антигражданственности на примерах противодействия экстремизму в ставропольском крае / Теория и практика общественного развития. - № 24. -
2015. - С. 68 - 70 (статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ).
24. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение. - 2010. - 23 с.
25. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения росиийской молодежи (социологический аспект) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - № 3. - С. 45-55.
26. Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений и дискурсивная психология // Психологический журн. - 2005. - Т 26. - № 5. - С. 16-25.
27. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.¬288 с.
28. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Академия. - 2008. - 288 с.
29. Зубок Ю.А. Отечественная социология молодежи: становление и развитие / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Соц.-гуман. знания. - 2009. - № 1. - С. 56-77.
30. Иванов H.A. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России. - Оренбург: ОИПКРО, 2009. - 34 с.
31. Ильинский И.И. Молодежь как будущее России в категориях войны // Alma mater: Вестн. высшей школы. - 2005. - № 3. - С. 22-30, 51.
32. Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков
[Электронный ресурс], 2010. — Режим доступа: http://elib.sfu-
kras.ru/bitstream/handle/2311/32572/iuz oe.pdf?sequence=1— Загл. с экрана.
33. Кальной И.И. Философия права // Учебники и учебные пособия. - М., 2006.
34. Кальной И.И. Философия права // Учебное пособие. - М., 2006.
35. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук / Кваша А.А. - Волгоград. - 2002. - 160 с.
36. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М: Сфера. - 2011. - 160 с.
37. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера. - 2003. - 160 с.
38. Климович Л. Европейский фашизм и русская эмигрантская молодежь // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2008. - № 5. - С. 143-151.
39. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. - 2003. - № 1. - С. 109-115.
40. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. — 29 с. — (Стандарты второго поколения).
41. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России А. Коптяев // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права. - 2009. - С.25-28.
42. Крылов А.А. Психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А.А. Крылов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 191 с.
43. Крысяк В. Воспитание гражданственности как интегральное качество личности учащихся средних учебных заведений Польши [Текст]: автореферат дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. Крысяк - М., 2009. - 28 с.
44. Кузина С. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи // Власть. - 2007. - № 8. - С. 53-56.
45. Кузнецова Л.В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России // Педагогика. - 2006. - № 10.
46. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. - 2007. - №9. - С.60-65.
47. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2006. - № 5.
48. Марденская С.Ф., Марденский С.В. Проектная деятельность в системе военно-патриотического воспитания: Подготовка допризывной молодежи к армии через реализацию проектов военно-патриотической направленности в условиях подросткового объединения // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 1. - С. 17-20.
49. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2008. - 445 с.
50. Менделевич В.Д. Психология асоциального поведения / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.
51. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / МВД России, 2018. - Режим доступа:ййрзУ/мвд.рф/, свободный. — Загл. с экрана.
52. Митросенко С.В. Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / С.В. Митросенко. - Красноярск, 2002. - 24 с.
53. Молодцова И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
54. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы
предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов-на/Д. 1997.
55. Мониторинговое агентство NewsEffector, 2018 — Режим доступа: http://atlasplay.ru/,свободный. — Загл. с экрана.
56. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности // Воспитание школьников. - 2013. - № 6. - С. 65.
57. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ № 13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002 - № 4 Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ в. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006 - № 9.
58. Овчинников О.М., Гербут К.А. // Социальная педагогика в
реалиях нового времени: научная, теоретическая и практическая
актуализация: Сборник научных трудов участников «круглого стола», 3 октября 2011 г. - Москва, 2011. - С. 138-144.
59. Овчинников О.М., Гербут К.А. // Ценности и смыслы
отечественной истории педагогики в современном образовательном и социокультурном контексте: Материалы всероссийской научной
конференции, посвященной 85-летию доктора педагогических наук, профессора А.В. Плеханова, 21-22 октября 2011г. - Владимир, 2011. - С. 244-251.
60. Пазырев Н.С., Уланов В.А. Из опыта организации гражданского образования в средней школе // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях : межвуз. сб. науч. трудов. Ч.1. - СПб.: Изд-во ЛГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С.237-240.
61. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е.А. Певцова // Современное право. - 2003. - №8. - С. 2-23.
62. Прохода В.А. Гражданская идентичность российской молодежи / В.А. Прохода, В.В. Рязанцев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2006. - № 1. - С. 24-40.
63. Рагимова О.А. Социальное здоровье молодого поколения // Соц.- гуман. знания. - 2008. - № 1. - С. 118-128.
64. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: 2000. - С. 71 - 72.
65. Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования. -
Новосибирск : СО РАН, 2000.
66. Савельев В.К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечение национальной безопасности России [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / В.К. Савельев - Кемерово, 2004 - 186 с.
67. Сайпулаева Т.Ю. Содержание и технология гражданского образования в образовательных учреждениях с полиэтническом составом обучающихся [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Т.Ю. Сайпулаева - М., 2003. - 25 с.
68. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социол. исслед. - 2007. - № 4. - С. 37-43.
69. Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота: аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 23-26.
70. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи / В. Луков, В. Гневашева, Н. Захаров, С. Луков, О. Намлинская // Alma mater: Вестн. высш. школы. - 2008. - № 2. - С. 46-56.
71. Суздалова М.А. Особенности профессиональной адаптации учащейся молодежи на современном этапе развития общества // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 5. - С. 111-113.
72. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис. ... д-ра пед.наук. - М., 2002.
73. Управление развитием инновационных процессов в школе: практико-ориентированная монография / науч. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. — М. : Прометей, 2005.
74. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальная статистика, Население, Правонарушения, 2018. — Режим доступа:http://www.gks.ru/,свободный. — Загл. с экрана.
75. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре
личностного развития // Педагогика. - 2007. - №8. - С.38-44.
76. Фортова Л.К., Гербут К.А. Образование как ценностный регулятор воспитания подростков с девиантным поведением / Л.К. Фортова, К.А. Гербут, // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. - Владимир, 2009. - С. 27-29.
77. Хагуров Т.А. Методология девиантологических исследований феномена массовой культуры и порождаемого ею типа человека / Т.А. Хагуров // Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - С. 27-37.
78. Цветков В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолений асоциального поведения малолетних: Дис. докт. психол.н. - М., 2005.
79. Шамионов Р.М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 145-154.
80. Шипунова ТВ. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности / ТВ. Шипунова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - № 4 (33). - С. 120-136.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ