Образ семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска
|
Введение 3
Глава 1 Образ семьи в представлениях старших подростков,
воспитывающихся в семьях группы риска 7
1.1 Образ семьи как категория научно психологических исследований 7
1.2 Особенности воспитания детей в семьях группы риска 17
1.3 Психологические особенности старших подростков 26
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении
старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Результаты исследования 41
2.3 Практическое применение результатов исследования 55
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Приложения
Глава 1 Образ семьи в представлениях старших подростков,
воспитывающихся в семьях группы риска 7
1.1 Образ семьи как категория научно психологических исследований 7
1.2 Особенности воспитания детей в семьях группы риска 17
1.3 Психологические особенности старших подростков 26
Глава 2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлении
старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Результаты исследования 41
2.3 Практическое применение результатов исследования 55
Заключение 58
Список использованной литературы 59
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Согласно современным исследованиям в области семейных отношений было установлено, что у детей, формируется образ семьи, оказывающий влияние на поведение в настоящем и будущем, а также на процесс выстраивания отношений в будущей собственной семье. Это многоуровневое образование, органически переплетающееся с представлениями человека о природе, обществе, людях и т. п. От правильного миропонимания, в том числе на основе сложившегося образа семьи во многом зависит дальнейшая судьба взрослеющего индивида. Все вышесказанное определяет исключительную значимость рассматриваемого понятия.
Степень изученности проблемы исследования. Н.А. Голиков, М.И. Буянов и др. в своих работах отмечают, что во множестве случаев у детей (особенно подросткового возраста) формируется искаженный, деформированный образ семьи. Одной из причин этого негативного явления они определяют как кризис семьи и увеличение семей, входящих в так называемую группу риска. В таких семьях происходит искажение отдельных функциональных семейных связей, негативно изменяются социальные роли входящих в семью членов, межличностные отношения находятся в стадии разобщения. В семьях группы риска четко прослеживается наличие дефицита контактов ребенок-родители в эмоционально-личностном плане. Отсюда у детей возникает чувство детского одиночества.
Как отмечают ученые В.Л. Леви, Е.С. Кузьмин, И.В. Дубровина именно семейная атмосфера благоприятствует формированию у подростков насыщенной эмоциональной жизни. В семье они учатся сочувствовать и сопереживать. Это положительным образом сказывается на образовании гармоничного образа семьи. Напротив, если семья по разным причинам неблагополучна, содержание и эмоциональная составляющая ее образа будет совершенно иной. Усугубляет психологическую картину представлений о семье насилие, унижения или истязания, которым подвергался ребенок в семье.
Образ предстоящей семейной жизни не является нейтральным. Он в большей степени определяет поведенческие установки подростка в будущей собственной семье. Ученые делают вывод, что постоянные семейные конфликты, неустроенность семейной жизни родителей не оставляют ни малейшего шанса на развитие позитивного образа семьи у человека подросткового возраста.
Представления подростков о семье имеют особенностью тот факт, что тут они ищут способы удовлетворения своих потребностей в неформальном и даже интимном общении. Эти способы находятся в тесном соответствии с определенными моделями взаимоотношений в семье. В психологии определено несколько таких моделей: традиционная, супружеская, детоцентрическая, социоцентрическая, встречающаяся.
Психология определяет несколько источников, из которых молодежь черпает представления о семье:
• родительская семья;
• семьи друзей или знакомых;
• литература различного толка;
• семья кумира или популярного в обществе человека;
• мнения, бытующие в кругу сверстников.
Содержание образа семьи у подростков условно можно разделить на две составляющие: семья как социальное образование общества, и как психологическая реальность. Вторая тенденция в современных условиях становится для молодежи главенствующей.
С этой точки зрения психологический климат семей из группы риска усугубляется тем, что в них практически отсутствует взаимосвязь между поколениями, родовые традиции, семейная преемственность. В таких семьях зачастую связи между поколениями нарушены, что уменьшает авторитет родителей. Также это ведет к снижению значимости взаимоотношений со сверстниками. Они уже не в полной мере выполняют роль поддержки.
На основании всего вышесказанного с полной уверенностью можно сделать вывод, что у подростков, воспитывающихся в семьях, входящих в группу риска, возникают психологические проблемы формирования правильного образа семьи. Следовательно, актуальность исследования данной темы имеет самый высокий уровень. Ведь, изучив причины проблемы, можно найти и пути их исправления путем выработки конкретных психологических рекомендаций, корректирующих представления подростков о своем семейном будущем. Это в свою очередь будет способствовать уменьшению общего числа неблагополучных семей, что оздоровит психологический климат общества.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении старших подростков.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть образ семьи как категорию научно психологических исследований.
2. Охарактеризовать особенности воспитания детей в семьях группы риска.
3. Описать психологические особенности старших подростков.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать на основе результатов исследования программу психологического тренинга для подростков из семей группы риска.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска имеет свою специфику.
2. Скорее всего, расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи более выражено у подростков из семей группы риска.
Теоретико-методологические основания работы:
- анализ категории образа семьи в работах А.Г. Харчева;
- исследования А.И. Иванцовой особенностей семей групп риска;
- характеристика психологических особенностей старших подростков в работах X. Ремшмидт, А. М. Прихожан.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, субъективное шкалирование, психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3) Д.Х. Олсона); методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ).
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 16-18 лет. 22 мальчика, 18 девочек. 20 респондентов из благополучных семей, 20 респондентов из неблагополучных семей (родители, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью, неполные семьи).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 69 источников. Текст работы содержит 11 рисунков, 15 приложений.
Степень изученности проблемы исследования. Н.А. Голиков, М.И. Буянов и др. в своих работах отмечают, что во множестве случаев у детей (особенно подросткового возраста) формируется искаженный, деформированный образ семьи. Одной из причин этого негативного явления они определяют как кризис семьи и увеличение семей, входящих в так называемую группу риска. В таких семьях происходит искажение отдельных функциональных семейных связей, негативно изменяются социальные роли входящих в семью членов, межличностные отношения находятся в стадии разобщения. В семьях группы риска четко прослеживается наличие дефицита контактов ребенок-родители в эмоционально-личностном плане. Отсюда у детей возникает чувство детского одиночества.
Как отмечают ученые В.Л. Леви, Е.С. Кузьмин, И.В. Дубровина именно семейная атмосфера благоприятствует формированию у подростков насыщенной эмоциональной жизни. В семье они учатся сочувствовать и сопереживать. Это положительным образом сказывается на образовании гармоничного образа семьи. Напротив, если семья по разным причинам неблагополучна, содержание и эмоциональная составляющая ее образа будет совершенно иной. Усугубляет психологическую картину представлений о семье насилие, унижения или истязания, которым подвергался ребенок в семье.
Образ предстоящей семейной жизни не является нейтральным. Он в большей степени определяет поведенческие установки подростка в будущей собственной семье. Ученые делают вывод, что постоянные семейные конфликты, неустроенность семейной жизни родителей не оставляют ни малейшего шанса на развитие позитивного образа семьи у человека подросткового возраста.
Представления подростков о семье имеют особенностью тот факт, что тут они ищут способы удовлетворения своих потребностей в неформальном и даже интимном общении. Эти способы находятся в тесном соответствии с определенными моделями взаимоотношений в семье. В психологии определено несколько таких моделей: традиционная, супружеская, детоцентрическая, социоцентрическая, встречающаяся.
Психология определяет несколько источников, из которых молодежь черпает представления о семье:
• родительская семья;
• семьи друзей или знакомых;
• литература различного толка;
• семья кумира или популярного в обществе человека;
• мнения, бытующие в кругу сверстников.
Содержание образа семьи у подростков условно можно разделить на две составляющие: семья как социальное образование общества, и как психологическая реальность. Вторая тенденция в современных условиях становится для молодежи главенствующей.
С этой точки зрения психологический климат семей из группы риска усугубляется тем, что в них практически отсутствует взаимосвязь между поколениями, родовые традиции, семейная преемственность. В таких семьях зачастую связи между поколениями нарушены, что уменьшает авторитет родителей. Также это ведет к снижению значимости взаимоотношений со сверстниками. Они уже не в полной мере выполняют роль поддержки.
На основании всего вышесказанного с полной уверенностью можно сделать вывод, что у подростков, воспитывающихся в семьях, входящих в группу риска, возникают психологические проблемы формирования правильного образа семьи. Следовательно, актуальность исследования данной темы имеет самый высокий уровень. Ведь, изучив причины проблемы, можно найти и пути их исправления путем выработки конкретных психологических рекомендаций, корректирующих представления подростков о своем семейном будущем. Это в свою очередь будет способствовать уменьшению общего числа неблагополучных семей, что оздоровит психологический климат общества.
Объект выпускной квалификационной работы - образ семьи как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ семьи в представлении старших подростков.
Цель - выявление специфики содержания образа семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть образ семьи как категорию научно психологических исследований.
2. Охарактеризовать особенности воспитания детей в семьях группы риска.
3. Описать психологические особенности старших подростков.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении подростков, воспитывающихся в семьях группы риска.
5. Проанализировать результаты исследования.
6. Разработать на основе результатов исследования программу психологического тренинга для подростков из семей группы риска.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска имеет свою специфику.
2. Скорее всего, расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи более выражено у подростков из семей группы риска.
Теоретико-методологические основания работы:
- анализ категории образа семьи в работах А.Г. Харчева;
- исследования А.И. Иванцовой особенностей семей групп риска;
- характеристика психологических особенностей старших подростков в работах X. Ремшмидт, А. М. Прихожан.
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, субъективное шкалирование, психологическое тестирование (Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3) Д.Х. Олсона); методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ).
Статистическая обработка данных производилась при помощи программы spss 23,0.
Выборка. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 16-18 лет. 22 мальчика, 18 девочек. 20 респондентов из благополучных семей, 20 респондентов из неблагополучных семей (родители, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью, неполные семьи).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 69 источников. Текст работы содержит 11 рисунков, 15 приложений.
В выпускной квалификационной работе был рассмотрен образ семьи как категория научно психологических исследований; охарактеризованы особенности воспитания детей в семьях группы риска; описаны психологические особенности старших подростков; разработана и апробирована программа эмпирического исследования образа семьи в представлении подростков, воспитывающихся в семьях группы риска; проанализированы результаты исследования.
По итогу проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Именно в семье дети обучаются умениям вести себя в социальной среде. Это же касается и восприятия культурного слоя общества. Родительская семья выступает для детей как объект для наблюдения и пример для подражания. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, обладают меньшей степенью защиты.
2. Содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков, воспитывающихся в семьях группы риска, наполнено разными характеристиками, свою идеальную семью они наполняют более положительными понятиями такими как, дружная, сочувствующая, хозяйственная.
3. Расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска, оказались большими, это говорит о том, что подростки недовольны своей реальной семьей, их семья не сплоченная, не дружная, свою идеальную семью они представляют в более положительном контексте.
4. На основе полученных в исследовании результатов была разработана программа психологического тренинга «Моя семья», направленного на формирование положительного образа своей будущей семьи.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Исследования показывают необходимость формирования образа семьи у подростков в данном возрасте.
По итогу проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Именно в семье дети обучаются умениям вести себя в социальной среде. Это же касается и восприятия культурного слоя общества. Родительская семья выступает для детей как объект для наблюдения и пример для подражания. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, обладают меньшей степенью защиты.
2. Содержание образов реальной и идеальной семьи у подростков, воспитывающихся в семьях группы риска, наполнено разными характеристиками, свою идеальную семью они наполняют более положительными понятиями такими как, дружная, сочувствующая, хозяйственная.
3. Расхождение между содержанием образов реальной и идеальной семьи у подростков из семей группы риска, оказались большими, это говорит о том, что подростки недовольны своей реальной семьей, их семья не сплоченная, не дружная, свою идеальную семью они представляют в более положительном контексте.
4. На основе полученных в исследовании результатов была разработана программа психологического тренинга «Моя семья», направленного на формирование положительного образа своей будущей семьи.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Исследования показывают необходимость формирования образа семьи у подростков в данном возрасте.
Подобные работы
- ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ И РОДНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Представление о семье у подростков из семей с разными стилями родительского воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Специфика образа мира подростков, переживших развод родителей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



